Стили и жанры | Советский натюрморт так же, как и другие произведения советской живописи, строится на отсутствии конфликтности и пессимизма. Картины советских художников, выполненные в этом жанре, наполнены светом, который фокусирует внимание зрителя на центр композиции, указывает на её смысл. При создании живописных полотен советских художников на первое место ставилось смысловое наполнение. Композиция натюрморта составляется объектами, которые словно позируют художнику для передачи его настроения. Они становятся подтекстом, подсказкой смыслового содержания картины. Советский натюрморт отличается особой радостью и оптимизмом, в нём нет места отражению увядания или порчи объектов живой природы, вырванных из естественной среды.
Позиция советского художника при создании масляной живописи состояла в позитивности изображения.
Авторы достигают реалистичной точности изображения, добавляя собственное отношение к изображаемому объекту, подчеркивая его солнечными бликами, особым блеском, светотенью. Советские натюрморты, подводят зрителя к личностным ощущениям живописца.
В каталоге картин есть «Натюрморт с кувшинами» художника Давида Исааковича Рубинштейна, написанный в 30-е годы прошлого столетия. Идея картины отражается в контрастности двух равноценных предметов: соседство темного и светлого, незаполненность кувшинов говорят о раздумьях художника, его сомнениях. В картине «Натюрморт с книгами» Григория Мееровича Гордона мы видим рабочий стол художника, уложенные в порядке книги и кисти, что говорит о творческом поиске, временном перерыве в работе, подготовке к реализации новых идей.
Натюрморты с цветами — один из самых распространенных видов натюрмортов.
В каталоге картин можно увидеть натюрморты с цветами и другими объектами в исполнении этих художников, а также Кузякова С.В., Шарипова К., Сочнева Ю.М., Токаревой А.Ф., Тутеволь К.А. Галерея картин на сайте дает возможность выбрать из каталога картин ту, которая максимально соответствует вашему внутреннему настрою. Покупка картины – очень серьезный шаг, требующий вдумчивости и внимания. Если вы захотите купить натюрморт, то вам достаточно только заполнить анкету на этом сайте, представляющем вниманию галерею картин и осуществляющем продажу живописи.
Марина Калабухова |
«На нашей родине нет голодных». Почему на советских картинах еды было больше…
Борис Яковлев. «Советские консервы», 1939 год. © Государственная Третьяковская галерея
14 ноября 2019
Почему на советских картинах еды было больше, чем на советских прилавках
еда
голод
банкет
натюрморт
Сталин
коллективизация
соцреализм
НЭП
Текст Анна Чепайтене
В соцреализме, синтетическом стиле, возникшем на стыке искусства и пропаганды, существовало целое «кулинарное» течение. На полотнах советских художников 1930-х — 1950-х годов можно встретить изображения пиршеств и ломящихся под грудами снеди столов и прилавков. Хотя большая часть этих произведений создавалась, когда страна переживала свои самые тяжелые и голодные времена. «Большой музей» рассказывает, какие художники занимались пропагандой фальшивого изобилия — и по чьему заказу.
В первые годы после революции с продуктами в стране было особенно сложно — это отразилось и в живописи тех лет. В 1920-е благодаря нэпу ассортимент рынков, продуктовых лавок и меню ресторанов постепенно разрослись. В них вернулись колбасы, выпечка, сладости и даже блюда с французскими названиями, как до революции: рыба тюрбо или каша «а-ля рюсс». Тем не менее, как отмечает искусствовед Светлана Ершова, в этот период художники, как правило, воздерживались от изображения сытных столов, отдавая предпочтение скромным натюрмортам с фруктами.
Кузьма Петров-Водкин, «Селёдка», 1918 год. © Русский музей: виртуальный филиал
1932 год был наполнен событиями, определившими развитие советского искусства на десятилетия вперед. Прошла выставка «Художники РСФСР за 15 лет» — первый общесоветский смотр художественных достижений. Был создан Союз художников, а все остальные творческие объединения новая власть упразднила. Завершилась первая пятилетка плановой индустриализации, прошедшая под знаком ударного строительства предприятий тяжелой промышленности.
«На „съезде победителей“ было сказано, что эти задачи выполнены, — комментирует события тех лет научный сотрудник отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи, специалист по советскому искусствознанию 1930–50-х годов Сергей Фофанов. — и [Серго] Орджоникидзе, нарком тяжелой промышленности, передает эстафету дальше — [Анастасу] Микояну, наркому пищевой промышленности. Мол, мы осуществили все свои планы, все там надорвались, и теперь нужно наладить бытовую жизнь людей».
Наладить жизнь советских граждан оказалось важно не только в реальном, но и в символическом поле. В партийной среде начали обсуждать идею художественного метода, тоталитарного по сути, который казался единственно верным для нового общества, — социалистического реализма. В октябре на встрече с писателями в квартире Максима Горького Иосиф Сталин проговорил суть этого метода: «Художник должен правдиво показать жизнь. А если он будет правдиво показывать нашу жизнь, то в ней он не может ни заметить, ни показать того, что ведёт её к социализму».
Другими словами, новое искусство должно было, по более позднему определению первого наркома просвещения Анатолия Луначарского, советского человека «подтягивать к будущему».
Первые плоды такой стратегии не заставили себя долго ждать. Например, выходец из «Бубнового валета» Илья Машков в 1936 году написал «Советские хлебы». Это не первое его произведение с изображением выпечки, но самое «громкое» — вся композиция как будто кричит о сокровищах пролетарских булочных.
Современные искусствоведы называют живописца «непревзойденным певцом изобилия», потому что «на его полотнах всегда праздник, независимо от времени и места» — к моменту создания картины на территории советского государства уже несколько лет вновь циркулировали хлебные карточки (впервые они появились в 1928 году). Перед нами, по словам Светланы Ершовой, «витрина, выставочный образец, который очень часто кажется зрителю фальшивым, бутафорским».
Илья Машков. «Советские хлебы», 1936 год. © Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова / artchive.ru
Годом ранее, 8 декабря 1935 года, на тот момент малоизвестный 42-летний художник Аркадий Пластов, сын сельского иконописца из местечка Прислониха в Ульяновской области, получил свой первый крупный заказ: написать для выставки «Индустрия Социализма» произведение на тему «Колхозники празднуют хороший урожай».
Масштабная выставка должна была пройти в 1937 году и продемонстрировать обширные достижения народного хозяйства — в том числе с помощью художественных работ. Но из-за гибели Серго Орджоникидзе, главного вдохновителя «Индустрии социализма», выставку отменили. Она открылась лишь двумя годами позже и с меньшим размахом, чем было задумано сначала.
«Колхозный праздник» прославил своего автора: настроение веселых и сытых гуляний, показанных на картине, в точности соответствовало запросу со стороны советской власти. Хотя общий сюжет полотна, сводящий воедино множество сценок и деталей (по отдельности разработанных из натурных эскизов) выглядит как явное «подтягивание» счастливого соцреалистического будущего. Тем временем советская деревня переживала один из самых тяжелых периодов в своей истории: «раскулачивание», коллективизацию, голод.
Впрочем, как и на столь же известном «Колхозном празднике» Сергея Герасимова (также экспонировавшемся на «Индустрии социализма»), на этой картине никто из героев не ест.
Аркадий Пластов. «Колхозный праздник», 1937 год. © Государственный Русский музей
«Все читают „жить стало лучше…“ и заносят картину в реестр служебного реализма, соцреализма вопиющей неправды, — писал сын автора «Праздника», живописец и фотограф Николай Пластов. — Хотя задача воспроизведения реально существующего события не ставилась художником, да и не могла быть поставлена за отсутствием такового в реальности. <…> Сотни этюдов, богатейший типаж, собранный художником к этой картине не делает ее более реалистичной, чем пирушки Гальсовских офицеров или „Брак в Кане Галилейской“ [Паоло] Веронезе».
Помимо двух тысяч художественных произведений, выставленных на «Индустрии социализма» в марте 1939-го, еще полторы сотни работ демонстрировались в июле того же года в Парке Горького отдельным блоком, посвященном пищепрому.
Большой успех имел, например, натюрморт Петра Кончаловского «Мясо, дичь и брюссельская капуста на фоне окна». По мнению некоторых исследователей, благодаря этой работе художник, считавшийся на тот момент чуть ли не опальным формалистом, вдруг оказался «певцом социалистической мичуринско-лысенковской сельскохозяйственной продукции».
По сюжету и исполнительской технике эта работа отсылает к классическому европейскому искусству. «Соцреализм опирался на уже закрепленные историей и временем художественные традиции, — комментирует Мария Мороз, искусствовед и сотрудница выставочного отдела Музея русского импрессионизма. — Например, фламандские натюрморты XVII века, которые показывают изобилие. Как изображалось богатство [у фламандцев]? Стол, который в буквальном смысле ломился от морских гадов, скатов, раковин, рыб».
Правда, натюрморты фламандцев (например, Франца Снейдерса), которым часто подражали художники-соцреалисты, были не только попыткой их заказчиков, местной знати, запечатлеть мечту о «золотом веке», но и напрямую отражали состояние рыночных прилавков Западной Европы XVII века.
Пётр Кончаловский. «Натюрморт. Мясо, дичь и брюссельская капуста на фоне окна», 1937 год. © Государственная Третьяковская галерея
Работа Владимира Яковлева «Советские консервы», сегодня входящая в основную экспозицию искусства XX века Третьяковской галереи, также отсылает к европейской классике. При этом картина как будто создана для страниц «Книги о вкусной и здоровой пище» — они и появились на свет одновременно.
Книга о вкусной и здоровой пище. — Москва ; Ленинград : Пищепромиздат, 1965
«Книга о вкусной и здоровой пище»
Популярное советское кулинарное издание, впервые вышедшее в 1939 году, фактически было таким же идеологическим инструментом как и произведения соцреалистического искусства, проецируя в сознание советского обывателя образцовые картины пищевого достатка и даже роскоши.
«Капиталистический мир, с его делением людей на богатых и бедных, на сытых и голодных, беспомощен в разрешении проблемы питания народа. Голод и недоедание – мрачные спутники капитализма. <…> Только в Советском Союзе, в стране победившего социализма, проблема питания, как и все другие проблемы человеческой культуры, успешно разрешается. На нашей родине нет голодных, нет недоедания и нищеты, у гражданина Страны Советов нет тревоги о завтрашнем дне», — гласила одна из вступительных статей книги.
«Очень часто в рассуждениях о Книге наталкиваешься на то, что она фальшива, как и многие произведения соцреализма. Как можно изображать блюда и продукты, которых нет или которые рядовой советский гражданин в обычной жизни не видит, а если видит, то не может себе позволить?» — отмечает культуролог Ирина Глущенко, исследовавшая феномен этого издания. — Особенно показательна статья „В плодоовощном магазине“. Наверное, все фрукты, перечисленные в статье, где-то существовали. Наверное, иногда они где-то продавались. Я даже смутно помню магазин „Дары природы“, где что-то похожее действительно было (впрочем, это воспоминания середины 1960-х). Но вот чтоб так, все вместе. ..»
«Это популяризация консервов как нового типа еды для нового человека, обеспеченного и сытого, — комментирует Сергей Фофанов. — Такие [в 1930-х] в магазинах продавали, это был самый модный хайтек, задолго до Энди Уорхолла».
Борис Яковлев. «Советские консервы», 1939 год. © Государственная Третьяковская галерея
Внедряемые советской пропагандой темы изобилия и зажиточности часто входили в противоречие с провозглашенной ей же социалистической аскезой. Пищевой достаток на полотне должен быть очевиден, но не казаться избыточным, вызывающим.
Например, портрет патриарха отечественной литературы Алексея Толстого кисти Петра Кончаловского подвергался критике со стороны властей за то, что трапеза на картине выглядит слишком «буржуазной», что подчеркивает «индивидуальность и духовную независимость персонажа».
Петр Кончаловский. «А.Н. Толстой в гостях у художника», 1940–1941 годы © Государственный Русский музей / Fine Art Images / VG-Bild-Kunst Bonn / Diomedia
Тема привилегированности и особого доступа к еде прослеживается и в произведениях так называемой «банкетной живописи» — на групповых портретах, где выдающиеся люди встречаются у тщательно накрытых столов. Такие картины фиксируют появление новых советских элит, в число которых входили партийная и силовая номенклатура, рабочая верхушка, знаменитые деятели культуры и спорта.
Василий Ефанов. «Встреча слушателей Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского с артистами театра имени К. С. Станиславского», 1938 год © Государственный Русский музей
«С конца 1930-х — и особенно после окончания Великой отечественной войны — ключевые сюжеты в советской живописи радикально меняются. Звонкая радость постепенно сменяется разочарованием, меланхолией, — рассказывает Мария Мороз. — Появляются черты того, что уже со второй половины 1950-х годов станет „суровым стилем“. После смерти Сталина в 1953-м это станет новым направлением в искусстве, которое просуществует до начала 1970-х».
Советское искусство, культура СССР
« Советский художник Федор Васильевич Антонов 1904-1994
Советский художник по текстилю Глеб Александрович Белышев »
Натюрморт с красной рыбой.
Советский татарский художник-натюрморт Рушан Якупова (1928 г.р.) – член Союза художников Татарской АССР, Заслуженный художник РТ.
Красочные натюрморты, созданные Рушан Якуповой, словно наполнены ароматом спелых дынь, персиков и винограда. Яблоки, словно сорванные с ветки и бережно разложенные на столе рядом с разноцветными букетами любимой сирени и пионов.
Рушан Якупова родилась в 1928 году в селе Кызыл Мечеть Оренбургской области, СССР. Окончила отделение росписи по фарфору Дулевского художественно-технического училища, а в 1953 году Казанское художественное училище.
Арбуз и фрукты. 2001. Холст, масло. Советский татарский художник-натюрморт Р. Якупова
Будучи ученицей Казанского художественного училища, Рушан стала женой Хариса Якупова, будущего академика, народного художника СССР, члена Союза художников СССР. Первое время Рушан приходилось заботиться о семье, и она не могла полностью посвятить себя искусству.
Клюква и грибы. 1985. Холст, масло. Собственность художницы
И только после выхода на пенсию полностью посвятила себя творчеству. Ее любимые жанры – натюрморт и пейзаж. Художница нашла свой стиль, сюжетную гамму и живописные пристрастия. В ее картинной галерее — букеты цветов, натюрморты с полотенцами и самоваром, где с бесконечным восхищением прописана каждая деталь. Она воссоздает предметы, которые окружают нас каждый день. Искрящиеся цвета, чудесный аромат, трогательные вещи, которые проникают в сердце и вызывают желание любить и делиться любовью.
Портрет Рушан Якуповой, 1965 год. Художник Харис Якупов. Холст, масло
Рушан Мустафовна постоянный участник областных, республиканских и зональных Художественных выставок. Одни из лучших произведений автора находятся в ГМИИ РТ, в частных коллекциях США, Франции, Турции, Германии, Великобритании, Израиля и др.
Новый Самовар
Выставка работ
Июньский аромат. 1989. Холст, масло. Собственность художника
Дыни и персики. 1995. Холст, масло. Собственность художника
Утро. 1988. Натюрморт Чайный столик
Восточный мотив. Натюрморт
Пионы. 1994. Холст, масло. Собственность художника
Портрет Габдрахмана Якупова. 1953. Холст, масло
портрет Магикамал Якуповой. 1953
Русская шаль, 1994. Холст, масло. Собственность художника
Натюрморт Подарок. 1993. Холст, масло. Собственность художника
Полевые цветы. 1994. Холст, масло. Имущество художника
Советский татарский художник-натюрмортист Рушан Якупова, 3 декабря 1928 г.р.
русских натюрмортов на продажу – купить натюрморты масляными красками онлайн
НАТЮРМОРТЫ
Яблоки
2019, холст, масло, 60×80 см
Евгений Балакшин
Цена по запросу
Вечерний чай
2022, холст, масло, 70×50 см
Филипп Кубарев
Цена по запросу
Дача. Блинчики с икрой
2021, холст, акрил, 50×50 см
Юлия Федорова
Цена по запросу
Сыр и фрукты
2022, холст, акрил, 40×40 см
Юлия Федорова
Цена по запросу
Trick or Drink
2022, холст, акрил, 45×50 см
Юлия Федорова
Цена по запросу
Натюрморт с синей стрекозой
2022, холст, акрил, 45×50 см
Юлия Федорова
Цена по запросу
Tequila Blue Agave
2023, холст, акрил, 50×50 см
Юлия Федорова
Цена по запросу
Шоколадный торт
2023, холст, акрил, 50×50 см
Юлия Федорова
Цена по запросу
Клубника со сливками
2022, холст, масло, 120×120 см
Дмитрий Стрелков
Цена по запросу
Mala_Hit
2022, холст, масло, 120х120 см
Дмитрий Стрелков
Цена по запросу
Водяные лилии
холст, масло, 30×20 см
Владимир Гусев
Цена по запросу
Без названия
Андрей Шлыков
Цена по запросу
Лилии
холст, масло, 30×20 см
Елена Сальникова
Цена по запросу
Ирисы
холст, масло, 70×50 см
Владимир Гусев
Цена по запросу
Березовый чай
холст, масло, 50×50 см
Владимир Любаров
Цена по запросу
В саду
холст, масло, 70х50 см
Владимир Гусев
Цена по запросу
Lilaq
холст, масло, 60×50 см
Владимир Гусев
Продано
Волшебные шахматы
2022, холст, масло, 40×40 см
Дмитрий Левин
Продано
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- >
- >>>
ШЕДЕВРЫ НАТЮРМОРТА
Ваза с двенадцатью подсолнухами
1888, холст, масло, 91×72 см
Винсент Ван Гог
Новая пинакотека, Мюнхен
Стол, салфетка и фрукты
1890, холст, масло, 47×56 см
Поль Сезанн
Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания
Утренний натюрморт
1918 год, холст, масло, 66х88 см
Кузьма Петров-Водкин
Государственный Русский музей
Натюрморт с гитарой
1921 год, холст, масло
Пабло Пикассо
Галерея Розенгарт.