Узоры русского народного костюма | Полезная информация от компании Кадриль
Орнаменты и узоры — это художественное построение рисунка из разных элементов. Строятся они согласно законам ритма и симметрии. В основе узоры — различные растительные, животные и геометрические мотивы, и создаются они для украшения поверхности предмета, подчеркивания его формы. Тем лучше он сочетается с формой одежды, чем больше подчеркивает силуэт. Особенно это характерно для русской народной одежды, на которой можно увидеть многократно повторяющиеся полосы вышивки, узорной ткани, тесьмы, аппликаций, кружев и других украшений.
История
Все используемые в русских народных костюмах узоры происходят из глубокой древности. Они никогда не создавались на основе какой-либо одной «праздной» линии — у каждого свое глубокое значение, которое выражается словами, фразами, представлениями. Люди изобретали различные символы для обозначения и закрепления того, о чем они узнали.
Больше всего узоры присущи рубахам, поневам, сорочкам, передникам и поясам. Важно и то, что разные части костюма также были тесно связаны с тем, какие орнаментальные мотивы выбирались. Узоры, как и сам костюм, предполагают ярусное деление. Например, подол — это первый ярус, который ближе всего к земле. На нем чаще всего изображали крестообразные и ромботочечные композиции, которые были символами земледелия, огня и плодородия.
Построение орнамента в большинстве случаев организуется симметрией. Чаще всего она зеркальная — одна половина орнаментированной плоскости повторяет другую, словно в зеркале.
А вот головные уборы, напротив, украшались солярными символами, различными изображениями птиц. Благодаря этому костюм выражал поверья людей, их отношение к окружающему миру и всему божественному. Ведь в древности люди постоянно общались не только между собой, но и с прародителями, духами и богами, поэтому своим обликом люди выражали множество смысловых уровней.
В русском народном костюме, его отделке в виде узоров закладывалась символичная информация об обычаях народа, семейных событиях, занятиях. Также одежда должна была защищать владельца — не только в прямом, но и в переносном смысле. И это отражалось как в узорах, так и в оттенках, которые использовались при создании костюма.
Используемые цвета
Цвет играет в создании орнамента важнейшую роль. Часто рисунок обводится контуром, который подчеркивает его форму. При создании в большинстве случае используют близкие тона, но встречаются и контрасты — например, сочетание теплых и холодных оттенков. Могут добавляться красный и желтый, синий и оранжевый и другие оттенки. Чем больше красок, тем ярче рисунок.
Черный, белый цвета орнаментов символизировали противостояние добрых и злых сил. Цвет жизни — красный. В одежде люди показывали, как пытаются примирить и уравновесить такие силы в своей жизни. Например, белое полотно — добро и белый свет, черная полоса — враждебные силы, а красные узоры — жизнь, мироздание и солнце.
Нередко в них добавлялись светло-зеленые, голубые и песочно-желтые цвета. Так, голубой и синий — это цвета воды и неба. Они символизируют легкость, чистоту, при этом устойчивость и вечность. Зеленые оттенки означали саму природу, жизнь и бессмертие. Это мир растений, без которых жизнь на земле немыслима. При этом цветовые особенности вышитых узоров сильно отличали одежду разных населенных пунктов, что было результатом развития народной культуры.
Особенности и виды
Каждый орнамент отличается собственным изобразительным символическим языком — это сохраняется и сегодня. А еще в Древней Руси узоры имели магическим, обрядовым значением и нередко использовались как обереги. Семантика разных орнаментов сочетает представление людей об окружающей их действительности.
В традициях русского народа обереги, заключенные в орнаментах, — это символы, которые оберегают людей от различных несчастий и всего плохого. Например, изображение руки означало добрые пожелания и счастье. А спираль, так называемый «змеевик», связывался с защитой дома и сохранением семейного очага.
Существует 4 основных вида:
- геометрический — включает разные фигуры, точки, кресты, которые повторяются, и за счет этого обеспечивается декоративный эффект.
Также часто используются ленты, зигзаги и линии, спирали и проч. Такие сочетания можно нередко увидеть в орнаменте русской народной вышивки, и чаще всего в золотом шитье. Узоры такого типа используются при вышивке головных уборов, рубах, передников и других предметов русского народного костюма;
- растительный. В его основе лежат преимущественно природные мотивы. Изображение флоры чаще делается реалистичным, как на павловопосадских платках. Однако также оно может быть упрощенно стилизованным насколько, что сходство будет практически утрачено. Листы, например, могут превращаться в несколько изогнутых линий. Один из излюбленных мотивов является рисунок «огурцы», который пришел на Русь с востока и был доработан мастерицами. Цветы, плоды, гирлянды ветвей и листьев используются для украшения русских кашемировых шалей;
- зооморфный. Он включает изображения различных зверей, насекомых, пресмыкающихся и даже сказочных существ. Образы животных могут присутствовать как на одежде, так и, например, на гербах;
- антропоморфный.
Этот вид орнамента предполагает большое количество разных фигур. В нем могут сочетаться рисунки разных частей тела — рука, сердце, глаз и проч. Такие узоры используются для украшений разных деталей костюма: например, передники, головные уборы, наплечники и проч.
Распространенные виды
Одним из наиболее часто используемых является узор солнца — он занимает важное место в русском народном творчестве. Основным солярным знаком являются кресты. Этот знак часто обводит круг. Все это означает нескончаемое движение и жизнь, свет и само солнце.
В орнаментах часто встречается олень, который был очень почитаем — по поверьям, он приносил веселье и счастье. Особенно часто он вышивался на подолах сорочек и фартуках. Это символ красоты, света.
Конь — также частый сюжет. Это крестьянский кормилец и опора хозяйства. Он был наделен божественной силой и считался символом солнца, тепла и жизни.
Еще одним распространенным сюжетом была трехчастная композиция из женских фигур. Некоторые узоры изображают, как персонажи поднимают руки вверх, на других же, напротив, они тянут руки книзу. В первом случае изображения несут идею небесной благодати, во втором же — урожая, плодородия.
На многих русских народных костюмах изображены узоры, включающие символ мирового древа — центра мироздания и союза стихий. Чаще всего такой орнамент украшал головные уборы, рубахи, подолы. Нередко мотив древа жизни можно увидеть на предметах свадебного обряда, поскольку он является символом рая, жизни и связи поколений.
Конечно, раньше сочетание разных узоров на русских народных костюмах носило глубочайший смысл. Сегодня это частично утеряно, но, тем не менее, те модели, которые можно найти в продаже, также украшены различными орнаментами, имеющими особую символику.
Национальный русский костюм рисунок детский. Как нарисовать русский народный костюм поэтапно. Особенности и значение деталей
Национальный русский костюм рисунок детский. Как нарисовать русский народный костюм поэтапно.![]() |
Елена Чувилина Тема: «Русский народный костюм». Задачи: познакомить детей с историей мужской и женской одежды, с русским народным костюмом; развивать зрительное восприятие; воспитывать аккуратность и усидчивость, воспитывать интерес к истокам русской народной культуры. Материалы. Иллюстрации народных русских костюмов, картинки мужской и женской одежды, образцы разнообразной одежды. Раскраски народных русских костюмов, фломастеры. Воспитатель знакомит детей с историей мужской и женской одежды. В музеях очень много образцов богатой одежды русских царей и бояр. Одежда была очень дорогой, поэтому её передавали только по наследству. У простых людей у мужчин и женщин, основной частью одежды была рубаха, или сорочка. Рубаха была широкая и длинная. Рукава у неё были длиннее рук. У рубахи был особенный покрой ворота. Разрез у рубахи был сбоку, поэтому её называли – косоворотка. Молодцы! Какие красивые костюмы у вас получились! Выставка детских работ! Публикации по теме: Перед вами — черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных. Тема: «История русского народного костюма» «Оденем Ваню в русский костюм» Педагогическая цель. Показать детям неразрывную связь между. Лепбук «Русский народный костюм» оформлялся в рамках работы по проекту»Край мой Пензенский».по патриотическому воспитанию. Тема: Углубленное. Презентация проекта «Русский народный костюм» для подготовительной группы Познавательно-продуктивный проект. Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители детей. Актуальность: русский народный. Мероприятие для повышения эффективности этнокультурного воспитания детей «Русский народный костюм Белгородской области» Цель: повысить эффективность этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с русским народным костюмом. В нашем детском саду есть патриотический уголок. Там выставлены вещи какие раньше использовались в быту. Это музыкальные инструменты-гармонь,. Инструкция Схематично постройте фигуру человека. Нарисуйте сарафан: от плеч идут две короткие лямки к прямому или фигурному вырезу лифа. Под грудью сарафан собран в складки, а к низу он сильно расширяется. Нарисуйте волнистую линию низа, изображая широкие мягкие складки ткани. От линии груди проведите лучеобразно расходящиеся линии складок. По центру и подолу пустите широкую узорную кайму. Теперь нужно нарисовать плечи и пышные рукава рубахи — они могут быть расширены сверху или, наоборот, внизу. Низ рукавов собран на манжету и образует объемный напуск. Другой вариант – широкие трапециевидные рукава, украшенные по низу широкой вышитой каймой. Верхняя часть рубахи, не закрытая сарафаном, тоже украшена солнцевидной вышивкой вокруг шеи. Нарисуйте традиционную прическу – ровный пробор волос, длинную косу, перекинутую через плечо наперед. Под косой на затылке расположите большой бант – его края видны спереди. А низ косы украсьте расшитым косником. На голове изобразите красивый высокий кокошник сердцевидной или какой-либо иной формы. Край можно оформить фестончатой линией. Сбоку на , а также по его краю вдоль лба могут идти короткие нитки в виде бахромы. Украсьте кокошник растительным или геометрическим орнаментом, подчеркивающим его форму. Мужской народный костюм начните рисовать с рубахи, заканчивающейся ниже пояса. Плечи нарисуйте более широкими, мужскими. Рукава рубахи либо чуть расширенные к низу и прямые, либо собраны на манжете в сборку. Изобразите стоячий цилиндрический воротник и застежку на груди, расположенную слева. Обычно оба этих элемента украшены вышивкой или тесьмой. ![]() Далее рисуйте штаны – они широкие, заправлены в высокие сапоги или в тряпичные онучи, обмотанные вокруг голени, а сверху онучей надевались лапти. Онучи нарисуйте перевязанными узким шнурком характерными перекрещивающимися линиями. Штанины образуют над голенищами сапог или онучами небольшой объем – напуск из собранной ткани. Обуйте изображаемого человека либо в мягкие сапоги с небольшими каблучками либо в плетеные из золотистого лыка лапти. Постарайтесь точно передать плетение, ведь лапти – исконно русская обувь и является одним из самых типичных и узнаваемых элементов народного костюма. Публикации раздела Традиции Р
усские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.
В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых) Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя» , — писал художник Иван Билибин. РубахаРубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной. Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское. Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. СарафанСлово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе. Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам. Сарафаны с душегреями Воссозданные праздничные сарафаны Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца. «Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности». Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: ПоневаПонева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной. ПоясЖенские пояса из шерсти Пояса со славянскими узорами Станок для ткачества поясов На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. ПередникЖенский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников. Головной уборГоловной убор зависел от возраста и семейного положения. Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения. Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок. По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте. Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Стиль «капуста»Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток. Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода. Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов. Костюм женский городской в народном стиле: кофта, передник
Сукно, ситец; машинная строчка. Дл. 115 см
Шерстяная ткань, полотно, ситец, тесьма, шерстяная, шелковая и металлическая нити, бусы; ткачество, вышивка, плетение.
Набойка по холсту, кумач, полотно, шелковая лента, цветная нить, галун, янтарь; шитье, набивка, огранка.
Архангельская губерния. Вторая половина 19 в.
Верхнее Поволжье.
Шелк, металлическая нить, бить; вышивка. 160х77 см
Пару дней назад мне писала Алена Белова с просьбой показать как рисовать народный костюм карандашом. Я сделал уже много уроков рисования разной одежды. Ссылки на них ты увидишь внизу, под этим уроком. Шаг первый. Делаю набросок основных частей костюмов. Это ничем не отличается от наброска человека, только без головы и ног. Здесь так же важно соблюдать пропорции. |
Народный костюм для мальчиков «Славянский»
Этот русский народный костюм просто идеален для исполнения народных танцев! Славянский костюм предназначен для мальчиков 5 — 12 лет.
Этот русский костюм создан для любого случая! Такой традиционный русский костюм подойдет для выступления на сцене, фольклорного праздника и даже в качестве русского костюма на Хэллоуин. Русская рубашка вдохновлена многовековой историей России и стилизована под традиционный народный орнамент.
Русский традиционный костюм состоит из штанов порти, имитирующих старые белые носки, пояса и рубахи.
ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА РАЗМЕР | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наш размер (детский возраст) | 1 год | 2 года | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет | 8 лет | 9 лет | 10 лет | 11 лет | 12 лет | |
Высота | дюймов | 34 | 36 | 38½ | 41 | 43 | 45½ | 48 | 50 | 53 | 55 | 57½ | 60 |
см | 86 | 92 | 98 | 104 | 110 | 116 | 122 | 128 | 134 | 140 | 146 | 152 | |
Сундук | дюймов | 21½ | 22 | 22½ | 23 | 23½ | 24 | 24½ | 25 | 26 | 27 | 28 | 30 |
см | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 62 | 64 | 66 | 68 | 72 | 76 | |
Талия | дюймов | 20 | 20½ | 21 | 21¼ | 21½ | 22 | 22½ | 23 | 23¼ | 24 | 25 | 25½ |
см | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 61 | 63 | 65 |
Бесплатная художественная печать русских детей.

Чтобы разблокировать скидки и открыть коды купонов: Создайте учетную запись
Экономьте на художественных принтах и холстах!
Сэкономьте 10% на любом заказе > $25
Код купона ****
Сэкономьте 15% на любом заказе > 100 долларов США
Код купона ****
Скидка 20% на любой заказ > $200
Код купона *****
Обратите внимание: общая сумма заказа не включает стоимость доставки.
Введите код купона в корзину, чтобы увидеть применимую скидку.
Водяной знак FreeArt не будет отображаться на вашей работе
Артикул: fa29450990
Еще арт от csp_urbanlight
- Keywords:
- 3-9 year old,
- 5-7 year old,
- blue,
- bread,
- caucasian,
- child,
- children,
- ethnicity,
- female,
- folklore costume,
- food,
- forest,
- girl,
- grass,
- hair,
- kids,
- landscape,
- minor,
- nature,
- people,
- russian,
- russian tea bread,
- summer,
- sushka,
- sushki,
- trees,
- young,
- adorable,
- blond,
- blond hair,
- countryside,
- cute,
- grass Площадь,
- Kid,
- Loaf,
- Российская культура,
- Славяка,
- Молодежь,
- Russian Kids,
- Традиционный,
- Sostemes,
- ,
- Sostemes,
- ,
- Sostemes,
- .
4
- Фотография,
- Плакат,
- Принки для домашнего декора, .
- плакаты
Печать:
Рамка и коврик:
Итого:
Художественные репродукции
Холст
- 10,1 х 15,2 см БЕСПЛАТНО
- 20,3 х 25,4 см БЕСПЛАТНО
- 28 х 35,5 см 4,99 доллара США
- 29,7 х 42 см (А3) 29 долларов
- 42 х 59,4 см (А2) 49 долларов
- 60 х 80 см $69
- 59,4 х 84,1 см (А1) $69
- 75 х 100 см 99 долларов
- 84,1 х 118,9 см (А0) 149 долларов
- 118,9 х 168,2 см (2А0) 199 долларов
- Пользовательский размер печати
Посмотреть другие размеры
Самые популярные рамки
Печать:
Рамка и коврик:
Итого: Печать действительно бесплатна3 8 000018 Add To Cart
The prints are really free
Border
- Show Entire Image
Finish
MatteLusterLamination — $1. 99Wall Cling — $1.99Watercolor Paper — $1.99
Options
Black & WhitesaturatedSepiavintagewarmflip Imageartwork Название
Любимое это изображение
Следуйте: Urbanlight
Fast Shipping
Secure Online Ording
2022-02-28
Secure Online Pasting222-02-28
Secure Fasting!28.02.2022
Отличный выбор и достойные скидки.
27.02.2022
27.02.2020
Посылка пришла вовремя. Художественная работа лучше, чем я думал. Спасибо FreeArt
2022-02-24
Хорошая картинка за такую цену…
FreeArt предоставляет бесплатные небольшие художественные репродукции и плакаты с миллионами изображений! Заплатив всего 2,99 доллара за доставку (0,99 доллара за каждую дополнительную), вы получите высококачественную художественную печать, изготовленную Free Art, Inc. специально для вас. Нет необходимости искать печатное искусство; мы отправляем вам бесплатные произведения искусства галерейного качества.