Музыка утра
Слушаем: Э.Григ «Утро».
Эдвард Григ(1843–1907)–норвежский композитор 19 века, первый классик норвежской музыки. Его вклад в развитие норвежской культуры таков же, как М.И.Глинки, П.И.Чайковского — в развитие русской музыки. Григ искренне и задушевно поведал в своих сочинениях всему миру о природе Норвегии, рассказал о жизни норвежского народа.
➢ Родина композитора — Норвегия — северная страна с очень красивой природой, горами, долинами. Эдвард Григ в своей музыке часто воспевал красоту норвежской природы, которую очень любил. В пьесе «Утро» композитор описывает красоту пробуждающейся норвежской природы. В этом произведении мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые, по-северному сдержанные. Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента – флейта и гобой, воспринимаемые как перекличку наигрышей свирели и рожка. Это создает ощущение широко-го пространства, воздуха.
Предрассветную тишину оглашают чистые звуки пастушеской свирели. Прозрачная мелодия переходит от одного инструмента к другому. Звучность нарастает. Чистые гармонические краски, яркие, неожиданные в сопоставлении друг с другом, воспринимаются как краски в живописном пейзаже. Мы слышим, как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, на-конец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр.
Музыка в начале спокойная, ласковая, нежная, добрая. А середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь теплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются. В насыщенном, широком по диапазону звучании эта живописная музыка наполняется лиризмом, чувством радости, полноты жизнеощущения. Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел изобразить «солнце сквозь облака». Какими разноцветными, нежными и яркими красками-звуками нарисовал Григ эту чудесную картину.
Ответь на вопросы:
1. Мелодию какого жанра использовал композитор в музыке «Утро»? (песенная, маршевая или танцевальная)
2. Какими красками «нарисовал» Эдвард Григ свою утреннюю картину — светлыми (мажорными) или притемнёнными (минорными)?
3. Звучанием инструментов какой группы симфонического оркестра начинается произведение (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные)?
4. Как звучат эти инструменты (выбери подходящие слова): легко, тяжело, мягко, напористо
5.
Какое получилось утро у композитора: тёплое, светлое или холодное, мрачное?
Задание: выполни рисунок к музыке Эдварда Грига «Утро»
Музыка утра звучит в «Детском альбоме» Петра Ильича Чайковского.
В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.
Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Первые из них можно назвать «утренними». Первая пьеса называется «Утренняя молитва» (Утреннее размышление).
Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.
Звонят к заутрене… Так церковный колокол приглашает верующих на утреннюю молитву в церковь. В храме на утренней молитве звучат старинные слова, известные еще из древних священных книг… Но некоторые люди совершают утреннюю молитву у себя дома – перед иконами. В современных городах можно видеть, как проходя мимо храма, люди, спешащие утром на работу, просто останавливаются рядом, крестятся и тихонько что-то шепчут про себя. Наверное, каждый при этом поминает в молитве своих близких, друзей, просит для них здоровья, счастья, благополучия… Не так важно, какие именно слова обращает человек к Богу, важно чтобы они были искренними и шли от самого сердца…
Строгое размышление «Утренней молитвы» сменяется бурным, полным тревожных предвестий «Зимним утром». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.
Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.
Из хижин ранний дым разносится клубами.
Отливом пурпурным блестит снегов серебро;
Иглистым инеем, как будто пухом белым,
Унизана кора по ветвям помертвелым.
Колдун-Мороз так стёкла разукрасил,
Что даже страшно пальчиком касаться.
И встало солнышко. И просит покататься на саночках.
А я в сугроб бы слазал.
Нет, лучше Бабу Снежную слепил бы.
Мне б сани сказочные! Укатил бы
Искать принцессу в замке заколдованном,
Где злой волшебник спрятал её в комнате.
Я видел его в книжке нарисованным.
Он – Злюка-Злючный!
Очень схож с драконом!.. Да!
Послушай музыку Чайковского «Зимнее утро».
история, интересные факты, содержание, видео, слушать
Эдвард Григ «Утро»
В мировой музыкальной литературе есть много произведений, в которых композиторы звуками колоритно отображают природные пейзажи. Однако одним из лучших образцов среди таких творений смело можно назвать «Утро». Эту музыкальную картину написал выдающейся норвежский композитор
Историю создания произведения Эдварда Грига «Утро», а также интересные факты и музыкальное содержание читайте на нашей странице.
История создания
История сочинения композиции «Утро» тесно взаимосвязана с созданием Эдвардом Григом музыки к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт
».
В 1874 году композитор проживал в Христиании, так ранее называлась столица Норвегии, которую впоследствии была переименована в Осло. В этот город Эдвард вместе с будушей женой Ниной Хагеруп переехал в 1866 году. Эта жизненная пора исследователями творчества композитора отмечается как особо плодотворная, так как в это время он много делал для развития отечественной музыкальной культуры.
Григ содействовал открытию в столице Музыкальной академии, а также был инициатором основания Музыкального общества. Для воспитания публики и популяризации отечественной музыки, в программы концертов, на которых он выступал в роли дирижёра, вставлял не только произведения великих маэстро, таких как Моцарт, Лист и Вагнер, но и молодых скандинавских композиторов.
В этот же период он создаёт Фортепианный концерт, первую тетрадь «Лирических пьес» и Вторую скрипичную сонату. В 1874 году за большую творческую и просветительскую деятельность норвежское правительство назначило Эдварду Григу пожизненную стипендию.
Находясь в Христиании, Эдвард постоянно поддерживал связь со своими знаменитыми друзьями: Хансом Кристианом Андерсоном, Бьернстьерне Бьёрнсоном и Генриком Ибсеном. На поэтические тексты этих выдающихся авторов композитор создал немало замечательных вокальных произведений. Вот и в конце зимы 1874 года Григ получил от Ибсена послание, в котором именитый писатель и драматург предлагал Эдварду написать музыку к его, ставшим уже популярным произведением, «Пер Гюнту». Композитор, всегда мечтавший о создании национальной оперы, с сюжетом, построенном на народных исторических преданиях и сагах, с большим воодушевлением откликнулся на эту просьбу. Григу нравилось творчество Ибсена, но у него возникли некоторые опасения, так как задача, поставленная драматургом, не вполне отвечала характеру творчества композитора, и всё же композитор и автор драмы между собой смогли договориться.
Несмотря на то, что «Пер Гюнт» всё больше увлекал Эдварда, и он прикладывал все усилия, работа над произведением шла довольно медленно. Сложность заключалась в том, что в своём творчестве Григ не умел держать себя в строгих рамках, а при написании этой музыки ему постоянно приходилось следовать авторским указаниям. Некоторые номера Эдвард сочинил очень быстро, другие же давались ему с большим трудом. Даже, во время своей поездки с посещением Дании и Германии он продолжал сочинять и оркестровать номера. Лишь в Лейпциге, весной следующего года Григ поставил последнюю точку в готовой партитуре. Премьера спектакля состоялась в феврале 1876 года. Успех постановки был грандиозным. Композиция «Утро» звучала в драме в IV акте. Музыка произведения в пьесе изображает восход солнца, когда Пер Гюнт, оказавшись в марокканской пустыне, был обманут своими спутниками. Пока герой спал, яхту угнали, а его оставили на берегу. Сцена начинается так: «Рассвет. Акации и пальмы. Пер Гюнт сидит на дереве, защищаясь веткой от группы обезьян».
Интересные факты
- Многие считают, что Генрик Ибсен имя своего персонажа Пера Гюнта взял из сборника норвежских сказок, записанных собирателями фольклора П. Асбьернсеном и Й. Му, однако, по утверждению самого драматурга, Пер Гюнт – реальный человек, живший в Норвегии в конце 18 века.
- Музыка симфонической картины «Утро» является одной из самых известных классических мелодий и довольно часто используется часто в кинематографе, в телевизионных передачах, а также в рекламе.
- Музыка «Утра» Эдварда Грига пользуется большой популярностью у кинорежиссёров. Они любят вставлять эту композицию в саундтреки своих фильмов. Только за последнее время её можно услышать в таких кинолентах как «Семейка Крудс» (2013), «Книга жизни» (2014), «Австралийский ниндзя» (2017), «Мальчики и девочки» (2017), «Счастье» (2017).
- В 1960 году Дюк Эллингтон записал джазовую интерпретацию сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт». В Норвегии началась борьба между представителями «Фонда Грига», которые сочли записи оскорбительными для норвежской культуры, и норвежскими сторонниками Эллингтона. Версии Эллингтона были изъяты из распространения в стране до 1967 года, пока не истекли авторские права Грига.
- Композиция «Утро» — красивое, но короткое произведение, которое длится 3 минуты и сорок секунд.
Содержание
«Утро» — это поэтический музыкальный пейзаж, отображающий восход солнца и пробуждающуюся природу, но помимо того он передаёт состояние полной безмятежности и душевного покоя. Главными выразительными средствами, при помощи которых композитор в произведении добивается пасторальности и живописной пейзажности являются пентатоника, тембральный окрас деревянных духовых инструментов и прозрачная гармония.
Тональность произведения – Ми мажор. Темп указанный композитором — Allegretto pastorale.
Композиция открывается небольшим светлым мотивом, напоминающим простой пастуший свирельный наигрыш. Сначала тема звучит в исполнении флейты, затем передаётся гобою. Такая перекличка, рисующая картину рассвета, повторяется несколько раз. Далее мотив, варьируясь, приобретает всё более мощное и яркое звучание, подводящее к кульминационной средней части.
В этом разделе мелодическая линия растворяется в красочной и смелой гармонии. Оркестр, звучащий на фортиссимо оповещает, что солнце взошло и своим светом наполнило всё вокруг. Затем динамика ослабевает, и оркестровая звучность вновь становится прозрачной. Главную тему красиво пропевает валторна и передаёт её другим инструментам. После последнего проведения мотива флейтой, всё затихает.
Симфоническая картина «Утро», как и все номера из музыкального сопровождения к драме «Пер Гюнт», по праву входит в коллекцию шедевров мирового музыкального искусства. «Утро» — это не только живописная картина природы, талантливо изображённая композитором в звуках. Это выражение чувств человека, его мыслей и переживаний. Нежная музыка композиции, звучащая в спектакле, заставляет слушателей понять, что истинное счастье не нужно искать в далёких странах, так как оно находится совсем близко.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Эдвард Григ «Утро»
«Утренняя музыка» Ж. Ж. Семпе
Когда Жан-Жак Семпе, или Ж. Ж., как его называли в Америке, скончался 11 августа в возрасте восьмидесяти девяти лет, президент Франции Эммануэль Макрон написал в Твиттере: «[Он] элегантность, чтобы всегда оставаться беззаботным, никогда не сбиваясь с ритма». Дань была одной из многих по обе стороны Атлантики; он был тем редким галльским художником, любимым американцами, который никогда не терял своей привлекательности в глазах соотечественников. Писатель Чарльз МакГрат однажды сравнил его с Бриджит Бардо, сказав: «Он национальный институт, который приобрел почти всеобщую привлекательность, оставаясь типичным французом». Обложка этой недели — сто четырнадцатая обложка журнала Семпе, что является монументальным достижением. (Артур Гетц является рекордсменом по количеству New Yorker обложки, двести двенадцать.) Я поговорил с Мартиной Госсье, вдовой Семпе, о непреходящей любви Джей-Джея к журналу.
Какое влияние оказала на него публикация его первой обложки New Yorker ?
Я хорошо помню его, потому что он вышел через два или три месяца после того, как мы с Жан-Жаком встретились, в далеком 1978 году. Для него это было что-то экстраординарное. До этого он делал черно-белые юмористические рисунки. Теперь он должен был думать в цвете. Он взялся за акварель и всегда искал изображения, которые могли бы стать хорошей обложкой.
Что он искал?
Он искал визуальные идеи, не зависящие от слов. Ему было тяжело, потому что, если, например, он думал о том, чтобы нарисовать кошку на кровати, ему также приходилось придумывать способы показать, что кошка находится в Нью-Йорке. Он не хотел жульничать, показывая достопримечательности, поэтому ему нужно было понять, что здания, окна и уличные фонари характерны для города.
Является ли пешеходный переход и уличный фонарь на обложке, которую мы публикуем на этой неделе, примером этого?
Да, это изображение — дух Нью-Йорка. Он любил обложки New Yorker , потому что мог выбирать тему без ограничений и навязываний. Например, он мог нарисовать счастливого цыпленка на природе. Ему понравилась эта обложка — это необыкновенное изображение, потому что тема такая обыденная. Он чувствовал, что может воплотить в этих изображениях уникальный дух журнала — признание причудливого остроумия и юмора, разделяемое авторами и читателями. Это заставляло его чувствовать себя частью семьи.
Как он обнаружил The New Yorker ?
Он вырос в маленьком городке недалеко от Бордо и в молодости не имел доступа к культуре. Затем он отправился подарить свои рисунки юмористу Шавалю. Шаваль сказал: «Хорошо, это неплохо, но вам стоит взглянуть на обложки New Yorker ». Они стали откровением для Жан-Жака. Он нашел элегантность, остроумие — все, что он любил — в этих образах. Но он никогда не искал The New Yorker ; он как будто ждал, чтобы к нему подошли. Затем писательница Джейн Крамер встретила Жан-Жака в Париже и увезла в Нью-Йорк альбом его рисунков. Так Жан-Жак попал в журнал.
Ж. Дж. Семпе в Центральном парке в 1981 году. Предоставлено Мартиной Госсье.
Я знаю, он был в восторге, когда я, француженка, заняла пост художественного редактора журнала. Каковы были отношения Джей-Джея с Уильямом Шоном и остальным персоналом?
Жан-Жак совершил несколько поездок в Нью-Йорк, где в основном проводил время с Джейн Крамер, художником-карикатуристом Эдом Кореном и их друзьями. Он ходил в Центральный парк и Бруклин, слушал джаз и концерты. Эд водил Жан-Жака на вещи, которые [Эд] любил, например, на представления современного танца. Он жил в Вермонте, поэтому также предоставил Жан-Жаку свой офис.
Язык иногда был проблемой, так как никто из нас не говорил по-английски. Когда Ли Лоренц, художественный редактор того времени, заговорил, он говорил так быстро, что я не понял ни слова. Но у Жан-Жака был очень музыкальный слух. Он кивнул и каким-то образом, казалось, уловил суть. Кроме того, многие люди, которых мы встречали, были в восторге от того, что говорили по-французски, поэтому мы часто возвращались домой, не поговорив ни слова по-английски.
Дж. Дж. Семпе в офисе Эдварда Корена по адресу The New Yorker . Предоставлено Мартиной Госсье.
С кем еще вы встречались в офисе New Yorker ?
По вторникам мистер Шон встречался с Ли Лоренц, где Ли представлял варианты обложек. Не было шума; все, что было, это знание того, что мистер Шон находится в помещении. Все остались в своей кабинке. Я помню, как мы с Жан-Жаком были в вестибюле, собираясь войти в лифт, когда прибыл мистер Шон. Он кивнул нам, мы кивнули в ответ, а потом он вошел в свой лифт , рядом с нашим, и пошел наверх. Мистер Шон обычно не пользовался одним лифтом. Атмосфера благоговения вокруг него была довольно удивительной и странной. Мы ждали в кабинете Эда, пока Ли войдет и скажет, что мистер Шон принял тот или иной рисунок и какие изменения были запрошены.
Какие изменения?
Однажды Ли вернулся с рисунком, который был принят, с изображением кошки, сидящей на перилах над молодой девушкой, хвост которой дал ей усы. Жан-Жака попросили убрать девушку, что его озадачило, потому что это была шутка. Но он доверял мистеру Шону, поэтому выцарапал ее лезвием бритвы — в акварель вносить изменения непросто. Когда он посмотрел на это, он почувствовал, что мистер Шон был прав; без девушки, без очевидной шутки было намного лучше.
Наброски Ж. Ж. Семпе, сделанные во время одного из его визитов в Нью-Йорк в восьмидесятые годы. Предоставлено Мартиной Госсье.
Чувствовал ли Жан-Жак, что представляет Францию в Соединенных Штатах?
Нет, он не чувствовал, что представляет Францию или что-то еще, кроме себя самого. Но он очень гордился работой с журналом, принадлежностью к группе художников, в которую входили люди, которыми он очень восхищался, такие как Чарльз Аддамс или Сол Стейнберг. Для Жан-Жака быть опубликованным в журнале, в котором публиковался Штейнберг, было огромной честью и большой привилегией. Он всегда ждал, чтобы уйти от одного New Yorker обложка к другой. После первого это то, чем он руководствовался всю свою жизнь.
Другие обложки J. J. Sempé см. ниже:
«Spring Chicken»
Найдите обложки J. J. Sempé, карикатуры и многое другое в магазине Condé Nast.
Государственный открытый конкурс марширующих оркестров — Музыка — Университетская межшкольная лига (UIL)
Расписание
2023 Конкурсы 2A/4A/6A: 30, 31 октября, 1 ноября (конкурс определен, место проведения )
Занятие 1: понедельник, 30 октября: предварительные занятия 6A (утром, днем, вечером)
Занятие 2: вторник, 31 октября: предварительные занятия 2A (утром), финалы 6A (днем)
Занятие 3: вторник, 31 октября: 2A Финалы (вечер)
Сессия 4: Среда, 1 ноября: Отборочные 4A (утром и днем)
Сессия 5: Среда, 1 ноября: Финалы 4A (вечер)
Расписания выступлений будут опубликованы до 15:00 в воскресенье, 22 октября.
2023 1A/3A/5A Соревнования: 6, 7, 8 ноября (конкурс подтвержден, Аламодом)
Занятие 1: понедельник, 6 ноября: предварительные занятия 5A (утром, днем, вечером)
Занятие 2: вторник, 7 ноября: предварительные занятия 1A (утром), финалы 5A (днем)
Занятие 3: вторник, 7 ноября: 1A Финалы (вечер)
Сессия 4: Среда, 8 ноября: Отборочные 3A (утром и днем)
Сессия 5: Среда, 8 ноября: Финалы 3A (вечер)
Расписания выступлений будут опубликованы до 15:00 в воскресенье, 29 октября.
Информация о билетах
Билеты на один сеанс: уточняется
Билеты на сеанс на два сеанса: уточняются
Варианты билетов на два сеанса: сеансы 1 и 2, сеансы 2 и 3, сеансы 4 и 5
Зрителям рекомендуется приходить заранее, чтобы избежать заторы у дверей. Кассы открываются за 75 минут до первого спектакля дня, а двери открываются за 45 минут до первого спектакля каждого сеанса.
Билеты можно приобрести в кассах Аламодом или через Ticketmaster.
Alamodome Clear Bag Policy
Media
Информация о средах для штата марша. Плата за парковку, установленная городом Сан-Антонио, должна быть определена (ТОЛЬКО КАРТА). Привилегий на повторный вход нет. За пределами стадиона будет открыта парковка для зрителей.
Варианты парковки для зрителей
Фотосъемка
Компания Jolesch Enterprises заключила контракт с UIL на предоставление фотосъемки для мероприятия. Чтобы получить доступ к сайту Jolesch Enterprises для просмотра фотографий мероприятия, нажмите здесь.
Прямая трансляция
Сеть Национальной ассоциации государственных ассоциаций средних школ (NFHS) заключила контракт с UIL на обеспечение прямой трансляции мероприятия. Чтобы получить доступ к сети NFHS, нажмите здесь.
Authorized UIL Merchandise
https://www.uiltexas.org/music/resources-forms
Adjudicators
To be determined
Future Dates
November 4, 5, 6, 2024: Соревнования 1A/3A/5A (даты предварительные и место проведения уточняются)
11, 12, 13 ноября 2024 г.