Как рисовать природу и животных?
Природа… о боже, природа. И как, черт возьми, ее рисовать? Все в ней такое сложное и непредсказуемое. Разве можно нарисовать что-то настолько непредсказуемое? Надо просто рисовать наугад и надеяться на лучшее… конец туториала.
…шутка! Не так все делается. Хотите — верьте, хотите — нет, но природа не хаотична – все в ней упорядочено, структурировано и продумано. Природа не идеальна, но пытается быть таковой, и это можно использовать в своих целях при рисовании.
Перед тем как мы начнем, очень важно, чтобы вы хорошо изучили тот природный объект, который хотите нарисовать. У всего есть отличительные черты. Пропорции, структура, размер – все это может меняться и в зависимости от изменений позволяет отличить домашнюю кошку от леопарда. Или дуб от березы. Этот туториал будет посвящен тому, чтобы научить вас замечать структуры, существующие в природе.
Начнем с дерева:
В общем и целом деревья растут, повторяя одну и ту же форму.
Выше у нас есть определенная форма. Посмотрим, сколько раз она повторяется…
Как вы видите, эта двузубая форма методично повторяется по всему дереву до самых тонких веточек (я не стал выделять их все, потому что не хочу, чтобы рисунок превратился в кашу из разноцветных линий). Но вы заметили, что почти каждая ветка кончается развилкой?
Рассмотрим другой пример дерева…
Этот будет посложнее: по силуэту нельзя определить глубину и на фото не видно земли, поэтому я не знаю, сколько здесь изображено деревьев. Но структура по-прежнему заметна:
Эта раздвоенная форма, напоминающая букву «Y», повторяется снова и снова, снова и снова. Она становится все меньше и меньше, меньше и меньше, пока не доходит до кончиков самых маленьких веток.
Теперь рисовать деревья стало немного легче, не так ли?
Рассмотрим что-нибудь посложнее, например, животных.
Большинство крупных животных имеют примерно одинаковое строение: голову, тело, 4 конечности, передние и/или задние. Я знаю, что, глядя на фото, вы сами заметите характерные черты… но что насчет полосатых или пятнистых животных? Разве мы рисуем их пятна или полосы в случайном порядке? Неа. Как и в случае с деревьями, у них есть определенная структура.
Давайте посмотрим на зебру:
До тех пор, пока я не рассмотрел хорошенько это фото, я думал, что полоски просто идут сверху вниз по всему телу зебры…потом я пригляделся и заметил структуру. Видите ее?
По центру туловища полосы из вертикальных переходят в горизонтальные. Я чуть с ума не сошел. Но это именно то, о чем я говорю. Способность выявлять природные структуры поможет вам рисовать их.
Возьмем животное с более сложным узором на шкуре…ягуара.
Он может вынести вам мозг. Как, черт возьми, определить порядок этих пятен? Кажется, они разбросаны по всему телу случайным образом, разве не так? Нет, не совсем.
Присмотритесь: на самом деле они расположены в ОЧЕНЬ строгом порядке…
Вы только взгляните на это…может ли быть так, что пятна почти идеально вписаны в сетку? Эта сетка натянута на тело и напоминает каркас 3D-модели. В каждой из клеток расположено пятно ягуара. Как и в случае с деревом, структура не ИДЕАЛЬНА: в одной клетке может быть два пятна, некоторые пятна лежат прямо на линиях. Но она ОЧЕНЬ близка к идеалу. Близка настолько, что вы можете ее использовать в следующий раз, когда решите нарисовать такое животное.
Я мог бы продолжать бесконечно. Как и в предыдущих туториалах, я не буду вдаваться в подробности и дам вам дальше разбираться самим. Но этот метод применим ко ВСЕМУ, что есть в природе, и не только к живым существам. Скалы, пейзажи, облака – все от мельчайшего атома до громаднейшей галактики организовано, упорядочено и структурировано.
Если вы хотите что-то нарисовать, вам нужно лишь выявить эту структуру и воспроизвести ее.Надеюсь, вам это поможет!
Лайфхаки учителей: как подружить очень разных детей и научить их понимать друг друга
Наталия Черныш с сентября 2022 года работает учителем младших классов в школе имени Мигунова в деревне Кривское Калужской области. Она рассказывает, как обустроила класс в школьной библиотеке и учит детей находить общий язык друг с другом — несмотря на очень разный культурный бэкграунд.
Наталии 32 года. По профессии она агроном, окончила Российский государственный аграрный университет по направлению «Садоводство». После учебы, помимо работы по специальности, она попробовала себя в разных областях: PR, организатор фестиваля науки. Но еще с 9-го класса она хотела быть учителем (в педагогический институт она не поступила из-за предубеждений, которые были в ее окружении).
В 2021 году Наталия решила вернуться к своей школьной мечте, прошла переподготовку на учителя биологии и отправила заявку на участие в программе «Учитель для России».
Наталия ЧернышПосле обучения по программе Наталия год работала учителем биологии в сельской школе Малоярославецкого района Калужской области — в средних и старших классах. А потом узнала, что в другой сельской школе того же региона, в деревне Кривское, нужен педагог, который будет вести в 5–8-х классах дополнительные занятия по агроспециальности и сельскохозяйственным технологиям. И Наталия решила сменить школу.
Летом она приехала в Кривское, стала готовиться к новому учебному году… А 30 августа узнала, что в школе появится второй 4-й класс, для которого нет педагога. Так Наталия стала учителем начальных классов и классным руководителем.
«Наш класс — это многонациональная и мультикультурная среда»
Хотя сельская школа, где преподает Наталия, довольно большая (в ней больше 300 учащихся), в ее 4-м классе всего 8 учеников. У большинства из них есть особые потребности. Часть из них — дети иммигрантов из Узбекистана и Таджикистана, для которых русский не родной. У некоторых есть ограниченные возможности здоровья, кто-то оставался на второй год, а кто-то перешел из другой школы.
Наталия ведет у детей русский, окружающий мир и математику, а еще технологию — на этом предмете ученики могут проявлять себя через творчество. Кроме того, два раза в неделю после уроков Наталия преподает русский язык как иностранный для тех детей, которым это нужно. «Я стараюсь помочь им побыстрее включиться в работу. А на обычных уроках они могут попросить о помощи. Например, если я вижу, что кто-то хочет ответить, но не помнит, как сказать это по-русски, я прошу его сказать это однокласснику на его родном языке, а одноклассник переводит мне то, что он сказал», — рассказывает педагог.
Поскольку дети в классе очень разные, Наталия поняла, что нужно развивать их эмоциональный интеллект. Она говорит: «Наш класс — это многонациональная и мультикультурная среда. Это не просто обозначено на бумаге, мы ощущаем это каждый день. Ребенку из начальной школы не так просто сориентироваться, как себя вести, чтобы он был безопасен для других в своих высказываниях, чтобы он понимал свои границы и мог показывать другим, если ему некомфортно».
Это было особенно важно учитывать на уроке «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). «Дети-иммигранты могут почувствовать или услышать негатив, который связан с их религией. Я боялась, что если они не научатся беречь чувства друг друга, то ничем хорошим это не закончится», — объясняет Наталия. Она решила, что, прежде чем приступать к ведению этого предмета, нужно научить детей общаться так, чтобы никого не задеть и никому не было обидно. Так на ОРКСЭ стали проходить занятия по развитию эмоционального интеллекта.
«Например, у нас был урок про страх»
Первая серия занятий была про эмоции. Дети разделили их на четыре категории: гнев, печаль, страх и радость. Каждое занятие было посвящено одной из эмоций. «Например, у нас был урок про страх, — делится Наталия. — Мы написали синонимы этого слова, а потом составляли сказку про какую-то из этих эмоций. Допустим, ребенок выбрал ужас. Он должен представить, что эта эмоция существует на самом деле как какое-то сказочное существо. Какого оно размера? Где живет, как выглядит, чем оно занимается прямо сейчас? И что ему нужно, чтобы стать счастливым? Потом нужно было нарисовать иллюстрацию к своему рассказу».
По словам Наталии, такая работа нужна, чтобы ребенок мог осознать свои эмоции и понять, если его что-то тревожит. «Он переживает, прорабатывает свой опыт, перенося его в какую-то такую сказочную историю, — говорит педагог. — Мне было важно, чтобы ученики могли назвать эмоции, которые они испытывают в каких-то ситуациях. Например, если случился конфликт, чтобы они могли ответить, что они испытывали, прежде чем кого-то толкнуть». Такое упражнение дети проделывали со страхом, тревогой.
А вот для позитивных эмоций были другие задания — например, «баночка радости». Наталия рассказывает: «Мы брали баночки, декорировали их как кому нравилось, подписывали. А потом у детей были маленькие бумажки, на которых они писали или рисовали те моменты в жизни, когда они испытывали радость».
Ученики могли, например, написать, что это был момент, когда принесли младшего брата из роддома или когда они с папой были в горах. Либо они называли те вещи, которые их радуют: когда родители дома на выходных или когда им что-то купили. Один ребенок написал: «карандаши» — он любит рисовать, и карандаши для него — радость. Другой написал: «Когда я иду в школу». Кто-то писал: «хорошая погода», «море», кто-то — «деньги». Наталия вспоминает, что некоторые дети озвучивал свои «радости» вслух — и все радовались, когда случались совпадения.
«Потом они все это складывали в баночку радости. Мы ее закрывали. И у детей была инструкция: если им станет грустно, они смогут открыть свою баночку радости и посмотреть, что там есть, — может быть, это поднимет настроение».
«6 ложек пятерок, стакан слез от радости»
Вслед за эмоциями темой уроков стали черты характера. У детей была задача осмыслить и нарисовать разными цветами и простыми линиями (чтобы они не переживали, что не умеют хорошо рисовать) те понятия, которые у них ассоциируются с собственными чертами характера. Из таких рисунков они собирали книгу «Обо мне», а потом знакомились с книжками друг друга. «И опять же, когда они видят похожие узоры на похожих чертах характера, это вызывает много радости», — говорит Наталия.
Еще одно занятие было посвящено личным границам. «Это довольно тяжелое занятие. Даже взрослым людям сложно осознать, что это такое», — рассказывает Наталия. Поэтому урок ей хотелось закончить на какой-то доброй ноте. Тогда класс поделился на 2 команды, и ученики стали составлять свои рецепты хорошего дня. «Это похоже на „баночку радости“, — говорит учитель. — Но тут была уже не индивидуальная, а командная работа, потому что они могли обсуждать общие радующие вещи». В один из рецептов входят «6 ложек пятерок, 3 ладони воды, 3 капельки зубной пасты, стакан слез от радости, много тетрадей, 500 шагов в школу и стакан чая».
Постепенно Наталия стала изучать с детьми русскую народную культуру: петь частушки, играть на традиционных инструментах. По ее словам, детям это уже не кажется чем-то необычным, они стали больше думать о смыслах и назначении традиционных атрибутов русской культуры.
К Новому году год ученики готовят концерт с рождественскими колядками, новогодними частушками, таджикской лезгинкой, узбекской полькой. «Я думаю, это будет той точкой, в которой мы поймем, насколько хорошо, с пониманием относимся к другим культурам и ценим их красоту», — говорит педагог.
«Поприседать и пройтись по классу»
Помимо классного руководства в обязанности Наталии входит ведение агроуроков в 5–8-х классах. Она считает, что эмоциональный интеллект влияет на дисциплину в любом классе. Обычно, если на уроке произошел конфликт или кто-то нарушил правила, учитель оставляет ученика после уроков для разговора. По словам педагога, это важно для саморефлексии, но только если школьник не выдает какой-то заученный ответ типа «Мне жаль, я так больше не буду».
В таких случаях Наталия старается выяснить, в чем настоящая причина плохого поведения на уроке. «Чаще всего это связано с эмоциями, — говорит она. — И дети довольно быстро понимают, в чем суть, часто предлагают вполне рабочие инструменты для решения проблем. Например, кто-то нарушает дисциплину, потому что устал и чувствует потребность подвигаться или отвлечься. Такому ученику можно посоветовать встать, поприседать или пройтись по классу. Чем дети старше, тем их проще этому научить».
На предметных уроках в начальной школе Наталия старается отследить, как чувствуют себя все дети в классе, как меняется их настроение. Иногда проблемы можно решать прямо на уроке, с некоторыми ситуациями приходится разбираться после: «В старшей школе можно раздавать листы, в которых есть вопросы о том, что пошло не так, почему это произошло. Но с учениками началки лучше и эффективнее именно говорить».
«Вообще не понравилось, очень крутой урок»
Чтобы проблем возникало меньше, в классе должны быть установлены правила. Наталия говорит, что стоит сделать их позитивными: не «мы не ругаемся и не перебиваем», а «мы уважаем друг друга, а в классе единовременно должен звучать только один голос». Хорошо, если правила висят на видном месте и к ним можно обращаться.
Наталия обсуждала правила вместе с детьми. «Иногда они приносили какие-то новые правила, — вспоминает она. — Например, сдерживать смех на уроках, если кто-то неправильно читает или говорит по-русски. Это правило принес мальчик, который смеялся больше всех. Мы с ним поговорили выяснили, что он не может справиться со своим смехом — ему нужны какие-то внешние ограничения. И он решил, что, если будет правило, ему будет проще».
Еще, как ни странно, дети принесли правила «Приходить вовремя» и «Отвечать по поднятой руке». Остальные правила, которые есть в классе Наталии, — «Один голос», «Выполняем задания сразу», «Уважаем друг друга». По словам педагога, сейчас они нарушаются очень редко.
Когда кто-то все-таки нарушает дисциплину, Наталия может спросить: «Какое правило ты сейчас нарушаешь?» По ее словам, иногда достаточно просто посмотреть на человека и пальцем показать на правило — ребенок понимает, что делает что-то не так.
Когда на уроке Наталия пробует какую-то новую тактику, в конце она обычно дает ученикам листочки, на которых они пишут обратную связь: что понравилось и не понравилось в уроке и учителе. По словам педагога, детям можно предложить отметить точку на горизонтальной линии, где слева — «вообще не понравилось», а справа — «очень крутой урок». А иногда важно, чтобы дети отметили свое эмоциональное состояние: какое настроение было у них в начале и в конце урока.
«Смотрят, как синички едят семечки»
В школе не хватало свободных кабинетов, и небольшой класс Наталии пустили заниматься в школьную библиотеку — там и проходят занятия, а на переменах другие дети приходят туда за книгами.
Тем не менее Наталия старается сделать так, чтобы пространство вокруг учеников способствовало их образованию и было для них комфортным. Например, она старается вывешивать на стены минимум плакатов, а в процессе менять их — чтобы не создавать информационный шум.
Еще для Наталии важно, чтобы в классе была природа. Для этого она, например, вешает за окно пластиковые кормушки на присосках. «Я думаю, что нет ничего страшного, если на 20–30 секунд дети отвлекутся от урока и посмотрят, как синички едят семечки, — считает педагог. — На это приятно посмотреть, и это поднимает настроение». Еще в классе есть аквариум с рыбами. По словам Наталии, это в том числе повод, чтобы дети пришли к ней в кабинет.
Так устанавливается близкий контакт между педагогом и учениками
Наконец, Наталия считает, что работы учеников должны быть на виду, а не лежать где-то в папках: «Библиотекарь любезно предоставила нам стенды под наши работы, они меняются. При этом на стенд попадают не все подряд, и это повышает мотивацию».
По словам Наталии, за время, прошедшее с сентября, ученики ее класса стали лучше относиться друг к другу. Например, в начале учебного года некоторые ученики не хотели садиться рядом с детьми другой национальности, а сейчас все спокойно пересаживаются. Кроме того, 4-классники стали больше общаться друг с другом на переменах: «В последнее время они стали звать и меня гулять, смотреть на речку, кататься на льду. И все это всегда происходит в межнациональном составе. Даже если у меня еще несколько уроков, они меня ждут».
5 книг, которые помогли Наталии Черныш найти свой подход к общению с учениками:
- Дима Зицер, «Любить нельзя воспитывать»;
- Тимоти Уокер, «Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире»;
- Малкольм Гладуэлл, «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?»;
- Василий Сухомлинский, «Сердце отдаю детям»;
- Януш Корчак, «Как любить ребенка».
В подготовке материала принимала участие стажерка «Мела» Марина Ланцова.
Landscapes To Draw Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
Beste Übereinstimmung
Neuestes
Ältestes
Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
Lizenzfrei
Lizenzpflichtig
RF und RM