Skip to content
Меню
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Рисование
  • Советы начинающим
  • Как рисовать
  • Карандашом
  • Поэтапно
  • Уроки
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ
Главная » Разное » Нарисовать рисунок древних людей: ᐈ Доисторические наскальные рисунки, вектор доисторических наскальных рисунков

Нарисовать рисунок древних людей: ᐈ Доисторические наскальные рисунки, вектор доисторических наскальных рисунков

Posted on 16.07.202017.08.2020

Содержание

  • Наскальные рисунки первобытных людей: картинки, фото
    • У истоков наскальных художеств
      • Где рисовали первые люди?
      • Как называются наскальные рисунки?
    • (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Техника выполнения и материалы
    • Что рисовали первобытные люди?
    • Где можно увидеть наскальную живопись?
    • Объекты искусства или примитивное отражение действительности?
  • Наскальные рисунки первобытных людей, рисунки первых людей
        • Что рисовали первые люди?
        • Где рисовали первобытные люди?
  • Загадочные наскальные рисунки | Блогер aniase на сайте SPLETNIK.RU 13 октября 2014
  • Какой рисунок самый древний? — Mydiscoveries.ru
      • Энн Ходжес — единственный известный человек, пострадавший от прямого попадания метеорита
      • Клара — самый знаменитый носорог 18 века
      • Модная римская обувь возрастом 2000 лет
      • Откуда в русском языке появился мат?
      • Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?
      • Правда, что мухомор убивает мух?
      • Правда ли, что носороги топчут огонь?
      • «Правило пяти секунд» — правда или вымысел?
      • Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?
      • Как насекомые видят в темноте?
      • Изначально морковь была фиолетового цвета
      • Раньше на планете обитали пингвины-гиганты
      • Парижский синдром — когда город влюбленных не оправдывает ожиданий
      • Отпечатки ладоней возрастом 13 000 лет
      • Это изображение Луны составлено из 50 000 отдельных фотографий
      • Наглядно о том, почему скорость света не такая быстрая
      • Это видео покажет, как выглядит звук
      • Раньше на планете обитали пингвины-гиганты
      • Самая высокая статуя в мире
      • Нисияма Онсэн Кэйункан — самая старая гостиница в мире
      • Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире
      • Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире
  • комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.
  • Наскальные рисунки животных — Древняя живопись первобытных людей
    • Животные пещеры Шове
    • Животные пещерного комплекса Лаас-Гааль
    • Животные скального жилища Бхимбетка
    • Быки пещеры Ласко
    • Цветные быки пещеры Альтамира
  • Картинки древнего человека. Дизайн до н.э
    • Пещера Магура, Болгария
    • Пещера Куэва-де-лас-Манос, Аргентина
    • Скальные жилища Бхимбетка, Индия
    • Национальный парк Серра-да-Капивара, Бразилия
    • Пещерный комплекс Лаас-Гааль, Сомалиленд
    • Наскальные изображения Тадрарт-Акакус, Ливия
    • Пещера Шове, Франция
    • Национальный парк Какаду, Австралия
    • Пещера Альтамира, Испания
    • Пещера Ласко, Франция
  • Самый старый известный рисунок в мире — хэштег возрастом 73 000 лет
    • Это реально?
  • фотографий: самый старый из известных рисунков был сделан красным мелком
    • Древний рисунок
    • Раскопки пещеры
    • Панорамный вид
    • Параллельные линии
    • Гравюра охры
    • Пещера

Наскальные рисунки первобытных людей: картинки, фото

У истоков наскальных художеств

Кроманьонцы, обитающие на земле 30 тыс. лет назад, для выражения своих чувств и эмоций использовали простые рисунки. Но наскальные рисунки первобытных людей нельзя называть примитивными, поскольку их создавали люди, обладающие незаурядными художественными талантами. Рисунки первобытных людей в пещерах – это графические и объемные изображения, барельефы на стенах. Таких рисунков на сегодня известно много: во Франции (юго-западная часть), Испании (северо-западная ее часть), Италии, даже в России, Сербии и Англии имеются в единичных экземплярах.

Фото с сайта 5.firepic.org

Фото с сайта 5.firepic.org

Наскальная живопись и картинки первобытных людей уникальны и чаще всего напоминают двухмерное изображение. При этом приемы, помогающие передать объем, стали применять только в период Возрождения. Наскальная живопись изобилует изображением носорогов, бизонов, мамонтов, оленей. Также на рисунках встречаются сцены охоты, изображены люди со стрелами и копьями. Изредка встречаются рисунки рыб, растений, насекомых. Краски, которыми выполнены рисунки, не тускнеют и в полной мере передают первозданную яркость. Трудно представить человека, который не имеет представления о том, что такое наскальные рисунки (фото помогут разобраться в этом).

Где рисовали первые люди?

Труднодоступные участки пещер, расположенные в сотне метров от поверхности, являлись прекрасным местом для рисования. Это объясняется прежде всего культовым значением наскальных изображений, требующим исполнения определенного обряда. Таким обрядом и было рисование. В плошки заливали растопленный и еще горячий жир диких животных, пучков мха или шерсти. Тогда художник начинал трудиться при свете каменных светильников.

Как называются наскальные рисунки?

Наскальные рисунки древних называются петроглифы (греч. – вырезать камень). Встречаются рисунки, выполненные в виде символов или условных обозначений. Рисунки содержат огромное количество ценной информации о быте представителей древнейшего населения, раскрывают традиции и исторические события, оказавшие влияние на древнего человека.

Фото с сайта 5.firepic.org

Фото с сайта 5.firepic.org

Более поздние рисунки выполнялись в виде символов или условных обозначений. Человек изначально стремился к выражению мыслей с помощью знаков, письма. Живопись приближала наступление этого момента, став переходным периодом между графическими рисунками и письменностью. Изображения получили название пиктограмм. Например, на территории Армении археологами были обнаружены начертания, напоминающие все известные древние алфавиты. Самые древние изображения, найденные здесь, созданы более 9 000 лет назад. Наскальные рисунки первобытных людей – картинки, созданные первыми людьми.

Техника выполнения и материалы

Что побуждало людей рисовать? Просто желание создавать красоту или необходимость совершить и запечатлеть особый ритуал? Выполнить скальную гравюру было не так уж и просто, особенно, если краска наносилась в глубокие прорези, которые древний живописец высекал грубым режущим инструментом. Это мог быть крупный каменный резец. Такой инструмент был обнаружен на стоянке древних людей Ле Рок де Сер. В период среднего и позднего палеолита техника выполнения наскальной живописи первобытных людей более тонкая. Контуры гравюр высекались по несколько раз неглубокими линиями. Уже тогда использовалась штриховка и комбинированная роспись. Встречаются подобные изображения на бивнях и костях животных, которые относятся к тому же периоду.

Наскальные рисунки, фото в Пещере Альтамира

Фото с сайта 5.firepic.org

Фото с сайта 5.firepic.org

Краска первобытного человека – это все оттенки охры, которые использовались в качестве красного красителя, древесный уголь и марганцевая руда. Использовался и мел, гуано летучих мышей. Будущая краска растиралась при помощи кости или камня. Полученный порошок смешивали с жиром животных. У древних людей были даже прототипы современных тюбиков. Краски они хранили в полых частях животных костей, обе стороны которых запечатывались затвердевшим комочком из того же животного жира. Других красок, например, зеленых или голубых, не было.

Кистью первобытным художникам служили кости или острые палочки, концы которых расщепляли. Использовали и кусочки шерсти, которые привязывали к кости. Рисовали сначала контур, а потом закрашивали. Но встречаются и другие изображения. Например, отпечаток руки, который был забрызган краской через тростинку.

Древние люди не имели представления о композиции или пропорциях тела. Они рисовали больших хищников и на их фоне – крошечных горных козлов. Но это не мешало им создавать шедевры, сопоставимые с современным представлением о живописи. Точность передачи объектов и животных поразительна, и рисунки древних людей в пещерах запечатлели в камне древних животных, которые давно вымерли. Визуальный эффект усиливался благодаря тому, что изображение наносилось на выступ скалы.

Что рисовали первобытные люди?

Наскальные рисунки древних людей – это проявление эмоционального и яркого образного мышления. Не все могли создавать подобные шедевры, а только те, в подсознании которых возникали зрительные образы. Те, кого переполняли яркие образы, переносили их на плоскость скал.

Фото с сайта 5.firepic.org

Фото с сайта 5.firepic.org

Существует предположение, что с помощью наскальной живописи передавались видения, человек самовыражался и передавал полученный жизненный опыт. Но большинство ученых придерживаются версии о культовом значении рисунков: вероятно, они создавались перед охотой. Таким образом, человек пытался повлиять на результат, привлечь предпочитаемого зверя во время охоты.

Исчезновение некоторых животных, изменение климата повлекло серьезную смену деятельности человека. Теперь он больше времени проводил, выращивая животных и обрабатывая землю. Для охоты оставалось меньше времени. Это отразилось и в наскальной живописи. Рисунки теперь выполнялись не глубоко в пещере, а снаружи. Изображения человека теперь встречались все чаще. Животные, которых одомашнили, также изображались на пещерных гравюрах (сцены охоты на лис). Распространились схематические рисунки: треугольники, прямые или извилистые линии, нагромождение цветных пятен.

Если раньше чаще всего изображали сцены охоты, то теперь это были и ритуальные танцы, сражения, выпас скота. Таких рисунков много в Испании.

Где можно увидеть наскальную живопись?

Во Франции в пещерах Ласко и Шове обнаружены рисунки, которые датируют примерно XVIII—XV тысячелетиями до н. э. На них изображены лошади, коровы, быки, медведи. В Испании в пещере Альтамира сцены охоты изображены древними художниками настолько искусно, что если смотреть на них при пылающем огне, то создается впечатление движения объектов. В Африке есть целый комплекс пещер с наскальной живописью. Это и Лаас-Гаальв Сомалиленде, и Тассилин-Адджер в Алжире. Обнаружены наскальные рисунки и в Египте (пещера Пловцов), Болгарии, Башкирии, Аргентине (пещера Куэва-де-лас-Манос) и многие другие.

Фото с сайта 5.firepic.org

Фото с сайта 5.firepic.org

Объекты искусства или примитивное отражение действительности?

Между первобытным «искусством» и современным невозможно поставить знак равенства. Но, рассматривая древние изображения, современные искусствоведы опираются на привычные формулировки, далеко уходя за пределы специфики первобытного искусства. Сегодня в мире искусства есть автор произведения, и есть потребитель. Древние художники создавали свои творения лишь потому, что обладали умением рисовать и чувствовали необходимость в отображении окружающей их действительности или значимых событий. Представления об искусстве у них отсутствовали либо были размытыми, но переполнявшие сознание образы находили выход в мир через своего создателя, которого, вероятнее всего, соплеменники считали наделенным сверхъестественной силой.

Фото с сайта 5.firepic.org

Фото с сайта 5.firepic.org

Так чем же отличается наскальная живопись от обычной современной? Отличие только в том, что первые рисунки выполнялись художниками эпохи палеолита, а в качестве холста использовалась скала. Конечно, феномен творчества связан с взаимодействием всех духовных сил и выбросом особым образом эмоций. Человек мог создавать нечто новое и важное для себя, но осознание этого явления происходило постепенно. Кроманьонец проживал в такой культурной среде, в которой отсутствовало разделение на отдельные сферы деятельности. А досугом в нашем понимании древние люди не располагали, так как их жизнь не делилась на строгое выполнение работы и отдых. Время, когда человек не боролся за существование, он посвящал выполнению ритуалов и иных действий, важных для благополучия племени.

Наскальные рисунки первобытных людей, рисунки первых людей

Старинные наскальные рисунки первобытных людей были очень удивительными изображениями, в основном они все были нарисованы на каменных стенах.

naskalnye-risunki-pervobytnyx-lyudej-2

Существует мнение, что наскальная живопись древних людей — это различные животные, на которых велась охота в то время. Тогда эти рисунки выполняли главную роль в магических обрядах, охотники хотели привлечь реальных животных во время своей охоты.

naskalnye-risunki-pervobytnyx-lyudej-3

Картинки и наскальная живопись первобытных людей очень часто напоминают двухмерное изображение. Наскальная живопись очень богата рисунками бизонов, носорогов, оленей, мамонтов. Также на многих картинках можно встретить сцены охоты или людей с копьями и стрелами.

naskalnye-risunki-pervobytnyx-lyudej-4

Что рисовали первые люди?

Наскальные рисунки древних людей — это одно из проявлений их эмоционального состояния и образного мышления. Не всем было под силу создать яркий образ животного или охоты, это могли сделать только те люди, которые в своем подсознании могли сотворить подобный образ.

naskalnye-risunki-pervobytnyx-lyudej-5

Также существует предположение, что древние люди с помощью наскальной живописи передавали свои видения и жизненный опыт, так они самовыражались.

naskalnye-risunki-pervobytnyx-lyudej-6

Где рисовали первобытные люди?

Участки пещер, которые было тяжело найти — это одно из самых лучших мест для рисования. Это объясняет значение наскальных рисунков. Рисование было определенным обрядом, художники трудились при свете каменных светильников.

naskalnye-risunki-pervobytnyx-lyudej

Загадочные наскальные рисунки | Блогер aniase на сайте SPLETNIK.RU 13 октября 2014

Наскальные изображения  каньона Лошадиная Подкова, штат Юта, США.

Подобные древнейшие исторические памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а  разбросаны по всей планете. Петроглифы были найдены не одновременно, иногда открытия различных рисунков разделяют значи­тельные промежутки времени.

Временами на одних и тех же скалах ученые находят рисунки из разных тысячелетий. Прослеживаются черты сходства самых разных наскальных рисунков, так что создается впечатление, будто в древности существовала единая пракультура и связанные с ней универсальные знания. Так, многие фигуры на рисунках имеют  одинаковые черты, хотя их авторы ничего не знали друг о друге — их разделяло громадное расстояние и время. Однако  сходство  в изображениях носит систематический характер: в частности, головы богов всегда излучают свет. Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются уже около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой.

Есть мнение, что первыми изображениями загадочных существ были наскальные рисунки на горе Хунань, Китай (рисунок выше).  Им около 47 000 лет. Эти рисунки предположительно изображают ранние контакты с неизвестными существами, возможно, гостями из внеземных цивилизаций.

Эти рисунки были найдены на территории Национального парка под названием Сера-Да-Капивара в Бразилии. Эксперты утверждают, что картины были созданы около двадцати девяти тысяч лет назад:

Интересные наскальные рисунки возрастом более 10000 лет, были недавно обнаружены в штате Чхаттисгарх, Индия:

Это наскальное изображение  датируется приблизительно 10 000 годом до нашей эры, и находится в долине Валь-Камоника, Италия. Нарисованные фигуры похожи на два существа, на которых надеты защитные костюмы, а их головы излучают свет. В руках они держат странные приспособления:

В качестве следующего примера можно привести наскальное изображение светящегося человека, которое находится в 18 км к западу от города Навои (Узбекистан). При этом сияющая фигура  восседает на троне, а у стоящих вблизи нее фигур на лицах надето нечто похожее на защитные маски. У стоящего на коленях человека в нижней части рисунка подобного приспособления нет — он находится на значительном расстоянии от све­тящейся фигуры и, видимо, не нуждается в подобной защите.

Тассилин-Адджер (Плато рек) – крупнейший памятник наскального искусства Сахары. Плато расположено в юго-восточной части Алжира. Самые древние петроглифы Тассилин-Адджер датируются 7 тысячелетием до нашей эры. А самые поздние – VII веком нашей эры. Впервые рисунки на плато были замечены в 1909 г:

Изображение, относящееся приблизительно к 600 г. до нашей эры, из Тассилин-Адджер. На рисунке существо с разными глазами, странной прической «из лепестков» и бесформенной фигурой. Похожих «богов» в пещерах было найдено более сотни:

Эти фрески, найденные в пустыне Сахара, – изображают человекоподобное существо в скафандре. Фрескам – 5 тысяч лет:

Австралия изолирована от остальных континентов. Однако на плато Кимберли (северо-запад Австралии) расположены целые галереи петроглифов. И здесь присутствуют все те же мотивы: боги со схожими лицами и с ореолом лучей вокруг головы. Рисунки были впервые обнаружены в 1891 году:

Это изображения Вандины, богини неба, в ореоле сияющих лучей.

Наскальное изображение в Пуэрта-дель-Каньон, Аргентина:

Каньон Сего, штат Юта, США. Самые древние петроглифы появились здесь более чем 8 000 лет назад:

«Скала-газета» там же, в Юте:

«Пришелец», Аризона, США:

Калифорния, США:

Изображение «пришельца». Калбак-Таш, Алтай, Россия:

«Человек-солнце» из Каракольской долины, Алтай:

Ещё один из множества петроглифов  итальянской долины Валь-Камоника в Южных Альпах:

Наскальные рисунки Гобустана, Азербайджан. Самые древние рисунки ученые относят к эпохе мезолита (порядка 10 тысяч лет назад:

Древние наскальные рисунки в Нигере:

Онежские петроглифы на мысе Бесов Нос, Россия. Самый известный из онежских петроглифов — Бес, его длина два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу:

Петроглифы Тамгалы, Казахстан. Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами и самые распространённые из них изображают божественных солнцеголовых существ:

Скала Белого Шамана в Нижнем Каньоне, Техас. Возраст этого семиметрового изображения по мнению экспертов составляет более четырех тысяч лет. Считается, что Белый Шаман скрывает тайны древнего исчезнувшего культа:

Наскальные изображения гигантских людей из Южной Африки:

Мексика. Веракрус, Лас-Пальмас: наскальные рисунки с изображением существ в скафандрах:

Наскальные рисунки в долине реки Пегтымель, Чукотка, Россия:

Боги-близнецы сражаются на боевых топорах. Один из петроглифов, найденных в Танумсхеде, западная Швеция (рисунки окрашены в красный цвет уже в современный период):

Среди петроглифов на скальном массиве Литслебю доминирует гигантское (рост 2,3 м) изображение бога с копьем (возможно, Один): 

Ущелье Сармыш-сай, Узбекистан. В ущелье были найдены многочисленные древние наскальные изображения людей в странных одеждах, часть из которых можно трактовать как изображения «древних астронавтов»:

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США, изображающие некие существа — качина. Хопи считали этих загадочных качина своими небесными учителями:

Кроме того, существует множество древних наскальных изображений то ли солярных символов, то ли каких-то предметов, напоминающих летательные аппараты. 

Наскальные рисунки пещеры  Сан-Антонио, Техас, США.

Этот древний наскальный рисунок, обнаруженный в Австралии, изображают нечто очень похожее на корабль космических пришельцев. В то же время, изображение вполне может означать нечто вполне объяснимое.

Что-то, напоминающее взлетающую ракету. Калбыш Таш, Алтай.

Петроглиф с изображением НЛО. Боливия.

НЛО из пещеры в Чхаттисгарх, Индия

Петроглифы Онежского озера изображают  космические, солярные и лунные знаки: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами, в которых современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.

Наскальный рисунок, Аризона, США

Петроглифы Панамы

Калифорния, США

Наскальные рисунки гуанчей, Канарские острова

Древние изображения  мистического символа спирали встречаются повсюду в мире. Эти наскальные рисунки когда-то были созданы индейцами в каньоне Чако, штат Нью-Мексико, США.

Наскальный рисунок, Штат Невада, США

Один из рисунков, обнаруженных в пещере острова Юности, у берегов Кубы. В нём можно обнаружить большое  сходство со строением Солнечной системы, где имеется изображение восьми планет с их наиболее крупными спутниками.

Эти петроглифы находятся в Пакистане, в долине реки Инд:

Некогда в этих местах существовала высокоразвитая индская цивилизация. Именно от нее остались эти древние изображения, высеченные на камнях. Присмотритесь — не кажется ли вам, что это загадочные виманы — летающие колесницы из древнеиндийских мифов? 

Какой рисунок самый древний? — Mydiscoveries.ru

  • История
    • Быт и жизненный уклад
    • Войны
    • Изобретения
    • Личности
    • События
  • Мифы
  • Моя планета
    • Общество, культура, традиции
    • Удивительные места
    • Флора и фауна
    • Явления
  • Наука
    • Археология
    • Естественные науки
    • Космос
    • Технологии
  • Рекорды
  • В мире
    • Животные
    • Люди
    • Новости
    • Открытия

Поиск

Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru
  • История
    • ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия

      Энн Ходжес — единственный известный человек, пострадавший от прямого попадания метеорита

      Клара — самый знаменитый носорог 18 века

      Модная римская обувь возрастом 2000 лет

      Откуда в русском языке появился мат?

  • Мифы
    • Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?

      Правда, что мухомор убивает мух?

      Правда ли, что носороги топчут огонь?

      «Правило пяти секунд» — правда или вымысел?

      Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?

  • Моя планета
    • ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления

      Как насекомые видят в темноте?

      Изначально морковь была фиолетового цвета

      Раньше на планете обитали пингвины-гиганты

      Парижский синдром — когда город влюбленных не оправдывает ожиданий

  • Наука
    • ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии

      Отпечатки ладоней возрастом 13 000 лет

      Это изображение Луны составлено из 50 000 отдельных фотографий

      Наглядно о том, почему скорость света не такая быстрая

      video

      Это видео покажет, как выглядит звук

  • Рекорды
    • Раньше на планете обитали пингвины-гиганты

      video

      Самая высокая статуя в мире

      video

      Нисияма Онсэн Кэйункан — самая старая гостиница в мире

      video

      Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире

      video

      Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире

  • В мире

комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

ВПСО «Ангел» — добровольная некоммерческая организация, объединяющая частных пилотов вертолетов. Цель – оперативный поиск потерявшихся в природной среде людей.

Принять участие в поисковых операциях могут все желающие частные пилоты.

Пилоты отряда использует специальную методику поиска, позволяющую определять с вертолета местонахождение потерявшихся в природной среде людей.

Отряд «Ангел» осуществляет свою деятельность в постоянной координации со специалистами МЧС России, российского отделения Красного Креста, добровольным поисково-спасательным отрядом Liza Alert.

Уже не в первый раз, к сожалению, случается так, что некоторые поиски мы начинаем в воздухе, а заканчиваем на земле. Тот, что случился в июле этого года запомнится всем, кто в нем участвовал, я думаю, на всю жизнь.

Есть в Истринском районе один лес, который очень редко отдает людей живыми. Живет себе человек, растит детей, нянчит внуков, а в один прекрасный день идет, как обычно по грибы и больше его уже никто никогда не видит.

Началась эта история, как тысячи других, с заявки на номер 112 по признаку «лес на связи».

При общении с гражданами, которые имеют привычку ходить по лесам в поисках грибов и ягод, мы всегда отдельно делаем акцент на том, что с собой в лес обязательно нужно брать полностью заряженный телефон. Это важно! Многие не делают этого по боязни потерять вещь, которая денег стоит. Но! Во-первых… можно сделать так чтобы телефон не терялся. Это и карманы на молнии и шнурок на шею… а во-вторых, что ценнее… телефон, пусть даже самый дорогой, или все же ваша жизнь?

Заявка в этот раз оказалась уникальной. У грибника с собой компас и два…. ДВА, черт побери, полностью заряженных телефона!!!

И тем не менее он в лесу, связь полное барахло, куда идти он не понимает, солнца нет и подсказать направление выхода группа ЛНС (лес на связи) не может. Ссылка на получение координат так же не отработала (телефоны без GPS, интернета нет).

Точно известна лишь точка входа – СНТ на краю леса. Ну точнее, как на краю… вокруг СНТ лес, со всех сторон. СНТ с шоссе соединяется лишь одной лесной дорогой. Простор для творчества – гуляй, не хочу. Хоть на север, хоть на запад, хоть на восток… и везде на километры только лес.

Первоначально ничего необычного в этой заявке не было… два телефона и компас, встречаются не так часто, но тем не менее все спокойны, так как подобных заявок случается до сотни в день.

На вылет готовится борт из Буньково. 25 минут по маршруту и приходит стандартный доклад «начало работы». Все кажется довольно простым и временами даже скучным. Ну сколько таких уже вытащили только в этом месяце… сотни. А тут… ДВА телефона. Ну что может пойти не так?

Мать твою… ВСЁ! ВСЁ может пойти не так… И именно с этого момента всё именно так и пошло.

И именно с этого момента и начинается мой рассказ об этом тяжелейшем поиске. Опыт, полученный в результате этот операции уникален. За все 9 лет активной поисковой деятельности я не сталкивался прежде ни с чем подобным.

Борт нарезает круги над лесом, объект поиска отвечает на телефон через раз (на границе приема сигнала телефон практически не в состоянии держать устойчивую связь). Ни разу на всех попытках соединения не удалось поймать звук лопастей в гарнитурах и ни разу дед не сообщил что слышал или видел вертолет. По остатку топлива вертолет уходит на базу. В этот же момент на земле начинает работать целая команда, терпеливо, минута за минутой прослушивая все записи разговоров с воздуха, сопоставляя трек вертолета с временем звонков. В результате удается найти несколько точек, которые предположительно являются звуком лопастей вертолета в телефоне объекта поиска.

Полученные точки передаются пешим группам, которые заранее выдвинулись на место, на случай эвакуации. Параллельно запускается полноценный, активный, наземный поиск. Так как, к этому моменту наш грибник уже находится «вне зоны действия сети». Пока пешие группы ДПСО «Лиза Алерт» пробиваются сквозь заваленный ко всем чертям лес к переданным точкам, ВПСО «Ангел» готовит второй вылет в зону поиска. Через практически два часа полного молчания приходит СМС о том, что наш ОП снова в сети. Очередные 25 минут на маршруте и вертушка снова нарезает круги над лесом в надежде связаться с терпящим бедствие по телефону и если не обнаружить визуально, то хотя бы выловить в телефоне шум собственных лопастей. Со стороны абсолютному большинству подобные полеты видятся не иначе, как вполне себе лайтовое развлечение. Крутись над лесом, как на карусели в детстве и получай удовольствие. В реальности… если усадить тебя, мой дорогой читатель, в левую «чашку» вертолета и начать отрабатывать тот самый лес, примерно через 20 секунд 90% тех самых читателей запросится на землю. Даже на совместных учениях с ДПСО «Лиза Алерт», когда мы берем на борт «наблюдателей» из числа пеших, мы никогда не даем им «провозку» над лесом на тех режимах, на которых работаем в реальных условиях. Радиусы побольше, скорости поменьше, снижение плавное, заходы прямые. Когда работает подготовленный экипаж ВПСО «Ангел», никто не церемонится… Крены, скорость, радиусы… всё на пределе. И в таком режиме мы работаем часами. На реальном поиске самое ценное это время. Его катастрофически мало, а все эти развороты «блинчиком», заходы с длинной прямой, радиусы на низких скоростях, сжирают это самое драгоценное время со страшной силой. Поэтому – да… мы экономим время.


Вертолет выработал очередной бак топлива снова без результата. За все время работы не удалось установить нормальную связь с пострадавшим. А пешие группы ДПСО «Лиза Алерт» уже расходятся из штаба по задачам координатора. Лес реально большой. Он весь в завалах и ручьях. Местами очень сильно подболочен. Количество естественных природных «ловушек» просто зашкаливает. Все их придется пройти ногами и проверить каждую. После анализа всей карты, координатор отправляет группы в наиболее вероятные места обнаружения. Тем временем, при прослушивании записей звонков на телефон пострадавшего, становится понятно, что состояние его стремительно ухудшается. Вероятнее всего начинает сказываться обезвоживание. Пешие группы приносят в штаб поиска треки по 10-13 километров, а результата всё нет. Пока еще все группы работают на «отклик»… то есть в процессе движения пытаются звать пострадавшего по имени, в надежде на ответный крик о помощи. Но надежда эта все призрачнее. При обезвоживании человек испытывает страшную головную боль, слабость… слуховые и зрительные галлюцинации. Все, кто занимается поисками не первый год, прекрасно знают, как выглядит это состояние. А самое главное понимают, что в такие моменты пострадавший адекватно оценивать происходящее просто не может.

Но группы идут в лес, отрабатывают свои квадраты, приходят мокрыми и уставшими, отогреваются, кое-как сохнут и снова уходят в лес на новые задачи координатора штаба.

В эти же минуты ВПСО «Ангел» готовит третий вылет вертолета в зону проведения поисково-спасательных работ. Телефон пострадавшего снова «в сети», поэтому нужно использовать этот шанс, чтобы локализовать объект поиска до наступления ночи. А это будет уже вторая его ночевка в этом прОклятом лесу, без костра и сухой одежды. Вертушка работала до темноты и снова без результата. Практически с момента вылета, пострадавший на связь не выходил и больше на звонки с борта не отвечал. К заходу солнца оба его телефона отвечали лишь — «аппарат абонента выключен, или находится вне зоны действия сети». В предположениях остается самое худшее. Скорее всего аккумуляторы обоих телефонов полностью разряжены.

Пешие группы не прекращают работу ни на минуту, карта леса медленно, но верно, покрывается сеткой пройденных треков. Поскольку передвигаться пострадавший в таком состоянии уже не может, есть надежда что уже закрытые группами участки леса проходить повторно не придется.

Уже практически ночью, еще один борт ВПСО «Ангел», оборудованный тепловизором, возвращаясь с поиска в Одинцовском районе, зашел в зону ПСР в попытке осмотреть открытые участки через тепловизор. К сожалению, к тому моменту погода серьезно ухудшилась. Туман и отсутствие вертикальной видимости не позволили даже начать выполнять осмотр. Выполнив один проход над лесом, вертолет ушел на место базирования в Хелипорт Москва.

Несколько десятков подготовленных поисковиков в лесу, четыре вылета вертолетов, два телефона и компас, а ситуация с момента прихода заявки на поиск пострадавшего никак не улучшилась. Пострадавший все еще в лесу, состояние его ухудшается и нет хоть сколько-нибудь достоверных данных о его местоположении.

Ночь проходит в напряженной работе. Часть групп плотно закрывают два огромных куска леса и овраги на западе от точки входа. Одной группе ближе к утру удается найти проход через реку на севере, которая до этого момента считалась непреодолимой. Это значит, что зону поиска с севера придется расширить, до следующего линейного ориентира. С рассветом в штаб прибегают родственники. Всем им на телефоны пришло СМС о том, что один телефон пострадавшего снова в сети. Они настоятельно просят «засечь координаты телефона»… приходится объяснять, что такие «фокусы» бывают только в кино, а в реальной жизни это неосуществимо на данном этапе.

Дочь пострадавшего глядя в глаза робко задает вопрос:

— Вы же не уедете?

Для нее волонтеры — последняя надежда.

Не уедем… даже если не можем, как в фантастических фильмах, засечь координаты телефона, будем работать с тем, что есть. Имеем то, что имеем. Телефон в сети, а значит аккумулятор еще жив. Набираю пострадавшего. Короткий список вопросов. Быстро выясняем что пострадавший не только слышал, но и видел вертолет около 17-18 часов прошлых суток. Быстро инструктирую деда чтобы берег заряд телефона, внимательно слушал и смотрел в небо, и обязательно отвечал на звонок телефона если он слышит или видит вертолет.

Ответы пострадавшего выглядят более чем адекватно. Создается иллюзия что человек на том конце провода все понимает и готов действовать согласно полученной инструкции.

Готовим пятый борт на этот поиск. Тщательно анализируется трек второго вылета. Сопоставляются все полученные данные. По последней информации, полученной от пострадавшего, он не сходил с места со вчерашнего дня. Он видел вертолет и остается на том же самом месте. Остается только найти это самое место… всего лишь найти.

Курим, красимся и валим!

В экипаже трое. Саша (Лодочник), Алексей и я… делаем один круг над лесом стараясь максимально повторить трек второго вылета. Далее я набираю номер нашего объекта поиска.

— Николай, слышите, видите вертолет?

В ответ в трубке лишь звуки возни и тяжелое дыхание.

Закладываем вираж, Саша набирает скорость до максимальной. Пока телефон на связи, пока мы слышим то, что происходит в трубке под нами, нам нужно успеть облететь как можно большую территорию. Мы напряженно вслушиваемся в звуки телефона, мы все еще надеемся услышать лопасти. Минимальная высота, максимальная скорость, крены на пределе. Я периодически пытаюсь заставить пострадавшего отвечать на мои вопросы о том слышит ли он вертолет.

Наконец… внезапно… через шум и треск мы улавливаем одно слово… тихое, слабое «слышу».

Мы где-то рядом. Саша нещадно утюжит лес под нами, три пары глаз пытаются разглядеть на подстилающей поверхности хоть что-то, что подсказало бы местоположение нашего объекта поиска. При очередном моем запросе, слабый голос практически шепотом ответил «вижу».

Напряжение нарастает. Пострадавший точно видит вертолет. Получается у нас есть хотя бы направление поиска. Связь срывается…

— Высадили? (с досадой спрашивает Саша)

— А кто его знает… (я раздосадован не меньше, но продолжу дозваниваться именно, потому что ОП нас ВИДЕЛ!)

Телефон снова в сети. Я набираю и повторяю одну и ту же фразу.

— Николай, слышите, видите вертолет?

Перед самым моим повторным запросом в гарнитурах снова раздается шепот пострадавшего. Алексею очень быстро удается разобрать слова «вон он». Точно… мы слышали именно это «ВОН ОН». Пострадавший снова видит вертолет. Мы снова встаем в вираж. Пытаемся разглядеть под собой хоть что-то похожее на человеческую фигуру. Под нами лес, огромные кроны елей, разлившийся ручей, текущий через заболоченные полянки, слева и справа молодые и очень густые посадки. Визуально мы не можем определить с какой стороны пострадавший мог нас видеть. Телефон снова недоступен… и на этот раз мы практически хором соглашаемся с тем, что аккумулятор сел окончательно. Три дня в лесу, несколько длинных звонков с воздуха… ну какие шансы что телефон еще жив?

Посадка в штабе. Надо понять, что делать дальше. Мы напряженно пытаемся накидать план действий исходя из полученных данных.

Тем временем, в Москве, вся группа, организовавшая вылет, снова напряженно вслушивается в запись трансляции с борта. Они пытаются сопоставить трек вертолета с ответами пострадавшего.

Пока мы втроем напряженно морщим лбы, пытаясь придумать что мы можем сделать еще для того, чтобы вытащить из леса человека с ДВУМЯ!!! С ДВУМЯ (мать их) телефонами, Катя Жилкина присылает точку… Точку с координатами, которую надо проверить. Это невероятно, но по трем, еле слышным, ответам пострадавшего она нашла место наиболее вероятного нахождения объекта поиска. Ровно этот же самый момент приходит СМС о том, что «абонент снова в сети». Невероятно. Аккумулятор телефона все еще жив. Мы с Алексеем отправляемся в штаб с посадочной площадки, Саша взлетает на дозаправку и продолжения работ по поиску пострадавшего. Сразу после получения координат, из штаба выдвигается поисковая группа. Координаты находятся на севере, за рекой, которая до прошлой ночи считалась непроходимой, пока не был найден переход в километре западнее основного направления. В штабе только что вернувшиеся группы. Все уже практически без сил. Ни у кого уже нет сменного сухого комплекта одежды. Спустя примерно 30 минут рация координатора оживает запросом от группы, ушедшей на проверку данных, полученных при крайнем вылете вертолета.

— Нашли корзину.

В штабе резко возрастает напряжение.

Снова вызов.

— Кепка была у нашего ОП? Белая с желтым…

Очень быстро опрашиваются родственники на предмет кепки. Нам нужно описание без подсказок. На вопрос была ли кепка, родственники уверенно отвечают, что была… белая такая, с желтым и надписью…

Заря просит группу отработать весь квадрат на отклик. Вытоптать все что только можно.

Спустя пять минут от группы приходит долгожданное

— Отклик!

Это значит, что пострадавший откликается. Прикидываем расстояние 2 км, по прямой.

На помощь группе выдвигаются все силы, находящиеся в штабе. Я скидываю в чат вылета данные о корзине, кепке и отклику.

В лесу тем временем группа отчаянно пытается локализовать пострадавшего. На каждые 4-5 окриков от группы приходит слабый отклик пострадавшего, больше походящий на мычание. В группе двое — Таня «Филл» и «Перец». Если пострадавший и дальше продолжит играть в молчанку, локализация отклика может затянуться, а состояние пострадавшего ухудшится, будет ли он при этом продолжать откликаться непонятно.

Татьяна принимает сложное, но совершенно оправданное решение. Нужно достучаться до сознания пострадавшего, вытащить его в реальность, пока не стало поздно.

— Кричи пока я до тебя не дойду! Кричи, не переставая!!! Кричи как можно громче!!! Не будешь кричать, я тебя не найду!

Эти слова заставили деда прийти в себя. Он начал кричать… Начал кричать непрерывно. Он точно не хотел остаться в этом лесу навсегда. И с каждым его криком поисковая группа подходила все ближе и ближе.

Штаб в это время терпеливо ждет информации. Всем понятно, что три отметки – корзина, кепка, отклик, это однозначное обнаружение объекта поиска, но какое время это все займет никто сказать не может.

И вот наконец от группы в лесу приходит то самое:

— Найден, жив! Требуется эвакуация.


В штабе крики и аплодисменты, мне кажется, это слышал весь поселок. Практически сразу вокруг появляются родственники. Они не могут поверить в происходящее… Они уже потеряли надежду. И вот именно в этот момент… Сработало то, что нарабатывалось годами. Методики поиска, приемы работы с телефоном пострадавшего. Все это вместе наконец дало результат!

На эвакуацию уже вышли. С группой эвакуации выходит и один из «ангелов» — Алексей. Возможно, он сможет подобрать недалеко от места обнаружения площадку для посадки вертолета. 2,5 километра на носилках, через лес и реку это очень много.

Тем временем Лодочник уже вылетает в зону ПСР с пометкой MEDEVAC в флайтплане.

Группа довольно быстро доходит до точки эвакуации. Пострадавший обезвожен… и к сожалению, внятно отвечать на вопросы все еще не может. Площадка подобрана, вертушка на подходе. Мы тем временем забираем дочь нашего грибника и едем на посадочную площадку около СНТ, до которой 2,5 км. И ближе сесть просто негде. Заранее вызвана скорая. Все готово для завершения этой тяжелейшей поисковой операции.


Посадка в лесу без выключения. Быстрая погрузка пострадавшего в вертолет, Алексей занимает место справа и буквально через пару минут, Саша бережно сажает вертолет в поле, рядом с дорогой. Именно сюда придет вызванная заранее скорая.

Посадка… выключение

Объятия отца и дочери… долгие… со слезами, в полной тишине… Говорить нечего… слова не нужны.

Все всё понимают. Шансы таяли просто на глазах. Мы испробовали всё и даже больше.

Этот телефонный разговор с борта вертолета вполне мог оказаться последним в жизни этого грибника.

Но все задействованные в поиске и на земле, и в воздухе, бились за этого деда до конца. Мы просто не имели права ПРОДОЛБАТЬ в лесу человека с ДВУМЯ ПОЛНОСТЬЮ ЗАРЯЖЕННЫМИ ТЕЛЕФОНАМИ.

Два штаба поиска (земля и воздух), пять вылетов вертушек, восемнадцать поисковых групп… сотни километров треков и… два слова по телефону – «ВОН ОН». Тихие, едва различимые, но такие важные.

Потянулись минуты томительного ожидания СМП.

Пока ждем скорую, успеваю кратко опросить пострадавшего. Начав принимать жидкость, он уже стал понимать, что с ним произошло. И уже адекватно оценивает свое состояние на тот момент, говоря о том, что воспринимать что-либо в лесу получалось не всегда.

Три дня и две ночи в лесу… мокрые спички не оставили шанса развести огонь.

Обезвоживание отключило сознание практически полностью.

Но он выжил.

Мы летаем в небе. Крутимся там, как на детской карусели «ветерок»… мы делаем свою работу.

Тем временем пешие группы ДПСО «Лиза Алерт» по пояс в болоте и в буреломе, ломятся через лес. Мы видим вас иногда сквозь черноту ночи по мечущимся лучам фонарей в лесу, по ярким всполохам оранжевых курток в листве днем. Мы знаем какова на вкус ваша работа. Знаем, что такое бессонный штаб… Иногда мы спускаемся с небес на землю чтобы самим хлебнуть болотной жижи… чтобы знать почем он ваш волонтерский хлеб.

Спасибо вам… именно на вас львиная часть работы по выводу из леса тех, кто может остаться там навсегда.

P.S. Берегите себя, Лисы…

http://angel.aopa.ru

https://lizaalert.org

Наскальные рисунки животных — Древняя живопись первобытных людей

Работу ученых можно сравнить со сбором пазла: каждая новая деталь может запросто изменить всю картину полностью, разрушив уже сложившиеся представления о мире. Археологические находки XIX и XX веков помогли заглянуть в прошлое и узнать больше о жизни наших предков. Чаще всего художники древности рисовали на скалах животных, даже не думая, что передают бесценные знания о фауне будущим поколениям.

Животные пещеры Шове

18 декабря 1994 года был открыт вход в пещеру на берегу реки Ардеш на юге Франции, заблокированный со времен ледникового периода. Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр решили исследовать место, о котором уже знали раньше. Луч фонарика, направленный в темноту, осветил наскальное изображение. На стене недалеко от входа группа спелеологов увидела нарисованного мамонта. Исследователи в тот момент даже предположить не могли, что внутри их ждет настоящее сокровище– 300 рисунков, возраст которых около 30 тысяч лет.

Попасть в пещеру Шове сегодня – задача не из простых. Любые изменения, происходящие в ней, губительно сказываются на древних рисунках. Доступ есть только у избранных археологов, а исследования в ней проводятся всего по несколько недель в году. Однако с наскальной живописью можно познакомиться, посмотрев фильм Варнера Херцога «Пещера забытых снов» 2011 года.

До открытия наскальной живописи во французской пещере ученые придерживались мнения, что искусство развивалось от простых форм к сложным. Это значит, что живопись эпохи палеолита должна быть примитивной. Но вместо линий, точек и полос взору изумленных исследователей предстали правдоподобные изображения животных. Самая древняя в мире живопись – черные носороги пещеры Шове – появилась 32 тысячи лет назад. Древние художники рисовали хищников. Тут можно увидеть львов, гиен, пантер и животных ледникового периода, например, шерстистого носорога. По размерам он не уступал мамонту. Длина его тела, как выяснили ученые, была больше трех метров, а передний рог – 130 см.

Приемы, которые использовали древние художники в работе, уникальны. На местах других археологических раскопок ничего подобного обнаружено не было. Сначала стену выскабливали и разравнивали, затем процарапывали контуры рисунков и красками создавали необходимый объем, расставляли акценты. Способы нанесения изображений в залах пещеры различны. В первых двух художники использовали охру красного цвета, в третьем делали в основном гравировки, все фигуры в третьем зале черного цвета.

Еще одна отличительная особенность наскальной живописи этой пещеры – необычный художественный прием. Ученые предполагают, что множественные контуры, которые наслаиваются друг на друга, помогали создать эффект движущихся картин.

Первобытную анимацию можно увидеть при быстром движении факела – звери словно начинают двигаться. Внимание исследователей привлекла фигура пещерного медведя, который как будто выходит из стены – нижняя часть туловища умышленно не нарисована. Некоторые животные нарисованы талантливыми художниками не в профиль, как было принято в то время, а в фас.

Первыми художниками в пещере Шове были не люди, а именно медведи. Некоторые рисунки нанесены поверх следов, оставленных их когтями.

Животные пещерного комплекса Лаас-Гааль

В нескольких часах пути от Сомали находится небольшой городок Харгейс. В пещерах Лаас-Гааль на его окраине обнаружена древняя наскальная живопись, которая сохранилась настолько хорошо, что изначально ее даже посчитали подделкой. Тут можно увидеть в основном крупный рогатый скот, на стенах также есть фигуры людей и их домашних питомцев – собак. Встречаются изображения жирафов.

Примечательно, что некоторые животные с легкой руки художника преобразились – на шеях коров украшения, на некоторых коровах даже одежда. Создается впечатление, что они участвуют в каком-то ритуале или празднике. Исследователи предполагают, что корова была для местных жителей сакральным животным, именно поэтому ее изображения выполнены так тщательно и подробно не только на стенах, но и на сводах пещеры. Необычны рога животных – они напоминают месяц. Остальные фигуры изображены схематично, черточками.

Десять ранее неизвестных науке пещер с древней живописью были обнаружены группой французских исследователей в районе Лаас-Гааль только в 2002-2003 годах. Возраст изображений – 9-3 тысячелетия до нашей эры. Местные жители знали о них давно, но за пределами государства никакой информации о таком археологическом открытии не было. Статус всемирного объекта древняя живопись получить не может, потому что находится в регионе, где постоянно идет война.

Перенестись в пещеры Лаас-Гааль и рассмотреть подробно изображения животных и фигуры людей, найденные в них в Харгейсе, можно в одной из серий проекта «Places That Don’t Exist» Саймона Рива.

Животные скального жилища Бхимбетка

В густом лесу индийского штата Мадхья Прадеш в горном массиве Виндхья обнаружены пещеры, которые были укрытиями для наших далеких предков. Как и в случае с Ласс-Грааль, долгое время о том, что внутри горы можно увидеть наскальные рисунки, знали только местные жители. Европейцы начали исследовать эти места в конце XIX века и обнаружили внутри живопись. Наскальная роспись Бхимбетка – так назвали ученые свое открытие в честь одного из героев популярного индийского эпоса «Махабхараты». Как удалось выяснить, возраст некоторых рисунков более тридцати тысяч лет. С 2003 года объект включен в список ЮНЕСКО.

Все изображения выполнены двумя цветами – красным и белым. На стенах можно увидеть сцены из жизни древнего человека: как наши предки собирают урожай, проводят ритуалы и охотятся. Тут много изображений животных, в основном на скалах можно увидеть лошадей и коров.

Увидеть древние рисунки может любой желающий – доступ в пещеру открыт не только археологам, но и туристам. Можно самостоятельно изучить объекты, а можно отправиться на экскурсию с местным гидом.

Быки пещеры Ласко

Реалистичность – одна из отличительных черт изображений, найденных в пещере Ласко на юго-западе Франции. Открыли ее не опытные археологи, а местные подростки из Монтиньяка. Произошло это событие по воле случая – во время грозы сосна упала от удара молнии, приоткрыв любознательным исследователям небольшой проход. В пещере юноши обнаружили древние рисунки, о чем сразу же после возвращения домой сообщили учителю. Рисунки выполнены красным, желтым и черным цветами. Некоторые из них сохранились так хорошо, что у ученых даже были сомнения в их подлинности и возрасте.

Все изображения можно разделить на три группы: люди, символы и животные. Больше всего здесь рисунков зверей. Чаще других встречаются лошади и олени. Фигуры не статичны, древним художником талантливо переданы движения животных.

Отдельного внимания достоин зал быков, который еще иногда называют Ротонда. На стене можно увидеть четырех черных быков, размеры которых впечатляют. Высота одного из них – пять метров. Это самое крупное наскальное изображение, изученное учеными. Предполагают, что он изображен в натуральную величину. Кроме быков, тут можно увидеть и других животных – лошадей, оленей, медведя. Много вопросов в научном мире вызвал рисунок загадочного зверя с рогом на лбу. Исследователи не пришли к единому мнению. Возможно, древний мир населяли и единороги, но пока это только предположение.

В пещере есть небольшой участок, который называют «Кошачий лаз», тут можно увидеть кошек, изображения которых не так часто встречаются в других пещерах.

Археологи надеялись, что обнаружат в этой пещере следы захоронений, но ничего подобного найдено не было. Их взору представали все новые и новые рисунки, а также предметы быта и краски, которые древние художники использовали в работе.

Как и с многими другими местами археологических открытий, с пещерой Ласко произошла грустная история – из-за посещения объекта туристами стали происходить необратимые изменения. На стенах появилась плесень.

Специально установленная система микроклимата положение дел серьезно не изменила. Сегодня объект закрыт для посещения туристами. Внутри иногда бывают археологи в защитных костюмах, которые вручную очищают стены от грибка.

Увидеть древнюю живопись можно в искусственно воссозданной пещере, расположенной в 200 метрах от оригинала.

Цветные быки пещеры Альтамира

В пещеру Альтамира в Испании доступ в наше время также ограничен, но с живописью можно познакомиться в музее рядом. Марселино де Саутуола вместе с девятилетней дочерью обнаружили тут наскальную живопись, которая перевернула представление научного мира того времени о жизни древнего человека.

Сегодня на весь мир известны рисунки быков, талантливо сохраненных на камне древним художником. На сводах пещеры можно увидеть целое стадо – 23 быка в движении. Каждое животное занято своим делом, а все вместе они производят на зрителей непередаваемое впечатление.

Самыми популярными героями наскальной живописи древнего мира по праву можно назвать животных. Техника нанесения рисунков и творческие приемы существенно различаются в разных странах. По древней живописи можно больше узнать и о жизни человека, и о его отношении к миру.

Если сначала наши предки просто восхищались увиденным вокруг и передавали это в своих рисунках, то потом начали завоевывать территории, покоряя природу. Вместо отдельных изображений животных древние художники стали изображать сцены охоты на них.

Картинки древнего человека. Дизайн до н.э

Спелеологи всего мира находят пещерные рисунки древнейших людей во всех уголках земного шара. Наскальные картинки прекрасно сохранились до наших дней, хотя были нарисованы много тысячелетий назад. Различают несколько видов таких художеств, которые периодически вносят в список Всемирного наследия.

Как правило, древний человек разрисовывал стены пещер однотипными сюжетами — он изображал охоту, руки человека, различные сражения, солнце и животных. Наши предки придавали этим рисункам особое значение и вкладывали в них сакральный смысл.

Создавались эти росписи с помощью различных способов и материалов. Для рисования применяли охру, кровь животных и мел. А тесаные картинки создавали на камне с помощью специального резца.

Предлагаем совершить мини-экскурс в загадочный мир пещер с наскальными росписями, созданными древним человеком до нашей эры.

Пещера Магура, Болгария

В болгарской пещере Магура, неподалеку от Софии, которая поражает своей уникальностью и длиной, найдены доисторические картинки. Подземное царство растянулось на два километра, а залы пещеры имеют огромные размеры: ее ширина — 50 м, а высота — 20 м.

Обнаруженная наскальная роспись создана с помощью гуано летучих мышей. Картинки наносились в много слоев на протяжении нескольких периодов: палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. Рисунки изображают фигурки древних людей и животных.

Еще здесь можно встретить нарисованное солнце, и различные орудия труда. 

Пещера Куэва-де-лас-Манос, Аргентина

В Аргентине находится еще одна древнейшая пещера с большим количеством наскальных рисунков. В переводе она звучит как «Пещера множества рук», так как в ней преобладают отпечатки ладоней наших предков. Наскальная роспись находится в большом зале шириной 24 м и длиной 10 м. Приблизительная дата нанесения картинок — 13-9 тысячелетия до нашей эры.

На объемном известняковом полотне запечатлены многочисленные следы рук. Ученые выдвинули свою версию появления таких четких отпечатков — древние люди клали специальный состав в рот, а затем сквозь трубку дули на руку, которую прикладывали к стене пещеры.

Здесь также есть изображения людей, животных и геометрических фигур.

Скальные жилища Бхимбетка, Индия

В Индии обнаружено много пещер с наскальной живописью. Одна из них находится на севере центральной Индии, в штате Мадхья-Прадеш. Местные жители дали такое название пещере в честь героя эпоса «Махабхараты». Росписи древних индийцев приходятся на эпоху мезолита.

Здесь можно увидеть как и затертые, неяркие изображения, так и очень красочные и интересные рисунки. В основном, здесь изображены различные битвы и орнаменты.

Национальный парк Серра-да-Капивара, Бразилия

В бразильском национальном парке Серра-да-Капивара находится пещера древних людей, стены которой сохранили рисунки, которые были нарисованы 50 тысяч лет назад.

Ученые обнаружили здесь около 300 различных художеств и памятников архитектуры. В пещере преобладают рисунки животных и прочих представителей эпохи палеолита.

Пещерный комплекс Лаас-Гааль, Сомалиленд

В африканской республике Сомалиленд археологи обнаружили пещерный комплекс Лаас-Гааль, на стенах которого сохранились картинки времен 8-9 и 3 тысячелетия до нашей эры. Древние поселенцы изображали здесь разнообразные бытовые и жизненные сцены: выпас скота, различные ритуалы и игры.

Современники, которые живут здесь, не особо интересуются этой наскальной живописью. А в пещерах, как правило, только укрываются от дождя. Большое количество рисунков еще не изучены и археологи продолжают их исследовать.

Наскальные изображения Тадрарт-Акакус, Ливия

Очень древние необычные рисунки найдены в одной из пещер Ливии. Они датируются 12-м тысячелетием до нашей эры.

По наскальной живописи этого пещерного комплекса можно отследить, как в этой местности менялась флора и фауна. Первые рисунки изображают фигурки животных и растения, характерные для влажного климата. Кроме этого, прослеживается четкая цепочка смены стиля жизни местного  населения – вначале это была охота, затем — оседлое скотоводство и кочевничество.  

Пещера Шове, Франция

В 1994 году французский спелеолог Жан-Мари Шове обнаружил пещеру с сотнями необычайных доисторических фресок и рисунков. Позже ее назвали именем ученого и она стала очень знаменитой. На самых красочных и ярких фресках изображены мамонты, а также отпечатки рук и пальцев. Нарисованы эти картинки 34-32 тыс. лет до н.э.

В 1995 году пещере присвоили статус государственного памятника, а в 1997 году здесь установили видеокамеры, чтобы иметь возможность следить за происходящим и предотвратить порчу исторического памятника. Посмотреть на наскальную живопись кроманьонцев можно лишь получив специальный пропуск. 

Национальный парк Какаду, Австралия

В национальном австралийском парке Какаду обнаружены наскальные росписи, которые были нарисованы более 40 тысяч лет назад. В пещере изображены религиозные и охотничьи сцены, а также подобие обучающих рассказов в рисунках.

Также здесь можно увидеть нарисованные фигуры различных животных.

Пещера Альтамира, Испания

В Испании в пещере Альтамира за 35 тысячелетий до рождения Христа были нарисованы эти диковинные рисунки. Изображения на ее стенах датируются 18-м и 13-м тысячелетиями. Особенно уникальны необычные картинки, которые сочетают в себе элементы гравюры и живописи.

Наиболее реалистично выглядят нарисованные олени, лошади и бизоны. Эти предки умели красиво рисовать.

Пещера Ласко, Франция

Во Франции находится еще одна пещера с наскальными изображениями — пещерный комплекс Ласко, в котором много малых и больших залов. Картинки на этих стенах были нарисованы 17 тысяч лет назад. Необычные рисунки даже чем-то напоминают современное граффити, про которое можно почитать здесь.

Здесь есть зал Быков и дворцовый зал Кошек. К несчастью, в 1998 году эти шедевры живописи чуть было не испортились плесенью. Поэтому, чтобы избежать этого, в 2008 году пещеру закрыли.

Самый старый известный рисунок в мире — хэштег возрастом 73 000 лет

Небольшой каменный обломок размером не больше ключа от дома покрыт колоссальным сюрпризом: первый известный рисунок, когда-либо сделанный человеком.

Некоторые люди ( Homo sapiens ) использовали красный охристый мелок, чтобы нарисовать узор в виде хэштега на каменной крошке на территории современной Южной Африки около 73000 лет назад, говорят исследователи, проанализировавшие рисунок.

Непонятно, что означают перекрещенные линии, но аналогичные рисунки были обнаружены на других древних человеческих территориях в Южной Африке, Австралии и Франции, сказал старший научный сотрудник Кристофер Хеншилвуд, директор Центра изучения поведения ранних разумных при Бергенском университете. Норвегия.[См. Фотографии древнего рисунка]

«Похоже, это часть человеческого репертуара создания знаков», — сказал Хеншилвуд Live Science.

Археологи обнаружили обломок горной породы длиной 1,5 дюйма (3,8 сантиметра) в пещере Бломбос, археологическом месте на побережье Южной Африки, примерно в 185 милях (300 км) к востоку от Кейптауна. Пещера известна своими артефактами среднего каменного века, в том числе бусами из ракушек и гравированными каменными инструментами, которые были оставлены людьми, которые жили здесь между 100 000 и 70 000 лет назад.

Соучредитель исследования Лука Поллароло, технический ассистент в области антропологии и африканской археологии в Женевском университете в Швейцарии, сделал фактическое открытие в 2015 году, когда изучал образцы отложений в лаборатории, которые экскаваторы тщательно «удалили на миллиметр». на миллиметр «от пещеры, сказал Хеншилвуд.

Хеншилвуд отметил, что чешуйка была покрыта пеплом и грязью, но при быстрой промывке обнаружились красные перекрестные линии. По словам исследователей, древний рисунок включает шесть параллельных линий, которые пересекаются тремя слегка изогнутыми линиями.(Перейдите сюда, чтобы увидеть трехмерное видео древнего рисунка.)

Другими словами, произведение абстрактного искусства «является хэштегом», — сказал Хеншилвуд, добавив, что рисунок предшествует другим известным ранним рисункам человека как минимум на 30 000 лет. ,

Это реально?

Как и любой скептик, исследователи задались вопросом, был ли рисунок сделан естественным путем или он был создан H. sapiens . Поэтому они обратились к со-исследователю Франческо д’Эррико, профессору Университета Бордо, который помог им сфотографировать артефакт и определить, что линии были нанесены на камень вручную.

Члены исследовательской группы даже пытались создать свои собственные рисунки с охрой на подобных кусках камня. Первоначальный художник (или художники) сначала сгладил камень, а затем использовал карандаш охры с кончиком толщиной от 0,03 до 0,1 дюйма (от 1 до 3 миллиметров), как они обнаружили. (Охра — это глина, которая может различаться по твердости и может оставлять след, похожий на карандаш.)

Более того, внезапное окончание красных линий предполагает, что узор первоначально покрывал большую поверхность.По этой причине исследователи подозревают, что чешуйка когда-то была частью более крупного точильного камня, сказал Хеншилвуд. По его словам, в настоящее время археологи ищут другие части точильного камня, но пока ничего не нашли. [Галерея: старейшие наскальные рисунки Европы]

Люди, нарисовавшие хэштег, были охотниками-собирателями, которые преуспели в ловле крупной дичи, включая бегемотов, слонов и 60 фунтов. (27 кг) рыбы, сказал Хеншилвуд. Учитывая их хорошие охотничьи навыки, «у них, вероятно, было много свободного времени, чтобы посидеть у костра, поговорить и сделать такие вещи, как украшения», — сказал он.

Однако искусство не совсем новое для первых людей. Например, самая старая известная гравюра — это еще одно произведение абстрактного искусства: зигзагообразная линия, которую Homo erectus вырезано на раковине 540 000 лет назад в Индонезии, как ранее сообщала Live Science.

Открытие рисунка охрой является исключительным, но не неожиданным, сказала Эммануэль Оноре, научный сотрудник Института археологических исследований Макдональда при Кембриджском университете в Англии, которая не принимала участия в исследовании.Это потому, что, помимо других открытий раннего искусства, таких как резная ракушка, авторы исследования опубликовали в 2001 году исследование фрагмента кости из пещеры Бломбос, на котором «есть сопоставимые выгравированные линии на том же археологическом уровне», — сказала она.

Рисунок на фрагменте кости, а также недавно проанализированный рисунок охры дает представление о способностях наших предков создавать абстрактное искусство и знаки, сказала она.

«Это свидетельствует о развитии того, что мы можем назвать« ранним символическим поведением »или, в более широком смысле,« символическим разумом »нашего вида, Homo sapiens », — сказал Оноре Live Science в электронном письме.«Это также показывает, насколько быстро развиваются доисторические исследования: 50 лет назад мы никогда бы не подозревали о такой степени интеллектуальной утонченности для таких древних (« примитивных »в то время термин, скорее использовавшийся)».

Исследование было опубликовано в Интернете сегодня (12 сентября) в журнале Nature.

Оригинальная статья о Live Science.

,

фотографий: самый старый из известных рисунков был сделан красным мелком

Древний рисунок

(Изображение предоставлено Крейгом Фостером)

Homo sapiens создал первый в мире рисунок на этом камне около 73000 лет назад на территории нынешней Южной Африки.

По словам исследователей, камень сделан из предварительно нагретого силикбетона, мелкозернистой цементированной формы песка и гравия.

[Подробнее о самом старом из сохранившихся рисунков]

Раскопки пещеры

(Изображение предоставлено Магнусом Хааландом)

Исследователи тщательно раскапывают различные слои пещеры Бломбос, места археологических раскопок, где они нашли каменный обломок.Авторы исследования Кристофер Хеншилвуд и Карен ван Никерк медленно проводят раскопки в этой пещере с 1991 года.

Панорамный вид

(Изображение предоставлено Магнусом Хааландом)

Панорама пещеры Бломбос, где был обнаружен самый ранний известный рисунок.

Параллельные линии

(Изображение предоставлено: Copyright D’Errico / Henshilwood / Nature)

На каменном отщепе есть рисунок, состоящий из девяти красных линий: шести параллельных и трех изогнутых линий, пересекающих их.

Гравюра охры

(Изображение предоставлено: Copyright D’Errico / Henshilwood / Nature)

Абстрактный узор, который ученые нашли выгравированным на куске охры, раскопанном в пещере Бломбос, в том же археологическом слое, где образовалась каменная чешуя.

Пещера

(Изображение предоставлено Магнусом Хааландом)

Снаружи пещеры Бломбос, которая расположена на юге Южной Африки.

[Подробнее о самом старом из зарегистрированных рисунков]

.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Для начинающих
  • Как рисовать
  • Карандаш
  • Поэтапно
  • Разное
  • Советы
  • Срисовка
  • Уроки
2025 © Все права защищены.