Узнаем как правильно нарисовать храм? Пошаговая инструкция
Сегодня юным художникам и их родителям предстоит очередная задача: нарисовать храм карандашом. Это и сложно, и просто — одновременно. В зависимости от того, как к этому подойти. Понадобится довольно много времени и терпения, потому что в задании достаточно мелких деталей, кои являются архитектурными элементами храма. Само строение — геометрически четкое, состоящее из простых и сложных фигур. Поэтому для более точной передачи изображения нам понадобятся линейка и хороший глазомер.
Но вначале — немного истории
При зарождении христианства храмы не строились, а верующие должны были молиться в специальных зданиях — базиликах. Затем наступили времена гонений, и христиане скрывались и молились в подземельях-катакомбах. И только со временем сформировался современный, привычный нам вид сооружения. Считается, что храм — дом Божий. Господь в нем присутствует незримо. Храм или церковь отличаются от обыкновенного дома тем, что внутри находится алтарь, снаружи — купола, на них — кресты.
Узнаем как правильно нарисовать пасхальный натюрморт
В день прекрасного праздника Пасхи находит особое вдохновение, хочется творить прекрасное и…
Символика
Купол традиционно символизирует небеса, а крест — Иисуса Христа, его победу над смертью. Люди верят, что у престола каждого храма находится ангел, даже если храм — покинутый. Как вы знаете, многие из церквей в революционное время были разрушены. И хорошо, если их восстанавливают на том же месте, поскольку оно освящено.
Как нарисовать храм — христианский православный?
Приступим к творчеству! Мы выбрали простой по виду православный Храм Покрова. Нам понадобятся: плотный ватман, восковые мелки, стакан-непроливайка, кисточки (желательно натуральные), акварельные краски, ластик, карандаши.
Шаг 1. Как нарисовать храм?
Сперва определяем линию горизонта. Сооружение стоит возле реки и отражается в воде. Намечаем границу земли и воды.
Шаг 2. Рисуем очертания храма (для ребенка можно создать специальный шаблон). Намечаем зеркальное отражение здания в реке (более мягкими тонами). Напоминаем, что на этом этапе мы работаем восковыми цветными мелками.
Узнаем как правильно нарисовать замок. Пошаговая инструкция
Если вы хотите нарисовать замок, но не знаете, с чего начать, данная статья поможет, предложив…
Шаг 3. Стены храма закрашиваем белым цветом. Купол — желтым. Отражение в реке не нужно закрашивать. На земле вокруг изображаем деревья. В небе — солнышко. По воде пускаем рябь светло-голубым или белым цветом. На этом работа мелками закончена!
Шаг 4. А теперь — самое интересное! Уберем мелки, они нам больше не понадобятся. Затем необходимо размочить акварель и нарисовать землю, небо, воду размашистыми и крупными мазками. Помните: вода всегда — темнее неба, земля — темнее воды. Так должно получиться и на рисунке. Не бойтесь закрасить изображение, ранее нарисованное мелками. Оно, после высыхания акварели, обязательно должно проявиться!
Еще один способ того, как нарисовать храм
Хотя православная архитектура и имеет свои, вековые уже, традиции, изобразить сооружение красиво можно и не зная их: главное — соблюдать основные законы графики и живописи.
Шаг 1. На листке бумаги А4, в правой его части, проводим линию — вертикальную. Из той же точки, из которой мы начинали построение линии, рисуем две наклонные, расходящиеся под одинаковыми углами.
Мозаики и фрески Софии Киевской: краткое описание, фото
Святая София Киевская — уникальный памятник культуры, который имеет несколько названий. Его…
Шаг 2. Наподобие ранее выстроенной схемы, нужно дорисовать и левую часть нашего чертежа. Должен выйти параллелепипед. Его угол находится в нижней точке, туда же у нас должны сойтись все линии. Пунктиром обозначаем ребра и само основание параллелепипеда. В центре вверх выводим одну линию. Это — ориентир для построения купола. По бокам рисуем вертикальные линии в количестве четырех.
Шаг 3. Изображаем линию — дугообразную — выгнутую кверху. Это — основа нашего купола. Вниз прорисовываем границы башни с колоколом. Она должна как бы выходить из основания купола и оканчиваться на крыше нижнего яруса нашего храма. Верхний край купола напоминает луковицу с острым концом.
Шаг 4. А слева, на боковине — стене нижнего яруса строения — намечаем три полуцилиндра. Их высота соответствует размеру храма. К ним дорисовываем остроконечные купола. Крышу здания оформляем в виде изогнутых арок.
Шаг 5. На правой стенке храма рисуем дверь, над ней — два-три окна. На колокольной башенке тоже рисуем несколько окошек. Они продолговатой узкой формы.
Шаг 6. Продолжаем урок на тему «Как нарисовать храм поэтапно?» Простым карандашом заштриховываем темные участки башен, а также — окон и дверей. При помощи штриховки придаем куполу храма объем. Зарисовываем тень, которая падает от здания и колокольни. Почти все уже готово. Остается убрать ненужные линии эскиза. Можно ластиком «размыть» тени — где-то светлее, где-то темнее. Теперь вы знаете, как нарисовать храм карандашом поэтапно.
Раскрашиваем
Это получившееся у нас с вами изображение можно еще и раскрасить дополнительно красками или тушью, если есть желание.
Шаг 1. Разводим тушь с обыкновенной водой один к одному. Окунаем в нее палец и растираем правую башенку. Также поступаем и с левой!
Шаг 2. Купол и крышу покрываем желтым — точно таким же способом.
Шаг 3. Стены окрашиваем изумрудно-зеленой краской, можно добавить охры.
Шаг 4. Над куполом и крышей делаем «размывки» серо-голубого оттенка.
Обязательно дадим рисунку просохнуть. Теперь его можно заключить в рамочку и повесить на стенку. А можно подарить кому-нибудь такую красоту!
Дополнительный совет по поводу того, как нарисовать храм: точно также (только с применением уже кисточки) наш рисунок раскрашивается гуашью или акварелью. В этом случае он будет выглядеть по-другому, но не менее привлекательно.
Урок изо. Рисуем храмы град-Свияжска
Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет настоящее.
Из трёх делений времени – настоящее, будущее, прошлое – самое ответственное – настоящее, самое манящее – будущее, самое богатое – прошлое.
Д. Лихачёв.
Архитектура
— тоже летопись мира: она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания и
когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она, хоть отрывками,
является среди наших народов в таком виде, в каком она была при отжившем уже
народе. Чтобы при взгляде на неё осенила нас мысль о минувшей его жизни и
погрузила бы нас в его быт, в его привычки и степень понимания и вызвала бы у
нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного
возвышения.
(Николай Васильевич Гоголь)
Возникновение города Свияжск относится к периоду противостояния Московской Руси и Казанского ханства
в середине XVI в.
Осенью 1550 г. царь Иван IV Грозный расположился лагерем у реки Свияги. Его войско уже предприняло несколько неудачных попыток овладеть Казанью.
Теперь он вновь искал возможность покорения города.Внимание царя привлёк высокий холм на берегу реки, который мог стать хорошим опорным пунктом
для продвижения войск и овладения землями Казанского ханства.
В мае 1551 г. суда причалили к Круглой горе и начали вырубку леса, одновременно начав сборку привезенных фортификационных конструкций. Особенности рельефа местности, однако, внесли коррективы, и крепость пришлось достраивать, используя местный
лес. Строительство велось невероятно быстрыми темпами и в течение четырёх недель было завершено.
Крепостные сооружения Свияжска по своим размерам превосходили сооружения Великого Новгорода, Пскова и даже Московского Кремля.
Стена крепости тянулась на 2,5 км, в нее врезались 18 башен, 7 из которых — проездные. Глядевшие на Волгу, Рождественские ворота, были главными . Высота в 6 саженей, с подъемной решеткой.
Крепость нависла серьёзной угрозой над столицей Казанского ханства, став мощным опорным пунктом для войск Ивана Грозного. Это обеспечило их маневренность и позволило в последующем осуществить осаду Казани, завершившуюся её взятием.
После победы над Казанью Свияжск из военной крепости постепенно превращался в мирный город. Строились новые храмы, монастыри, селились новые жители. Жители Свияжска занимались рыболовством и торговлей.
Самая древняя постройка монастыря — это деревянная Троицкая церковь — единственное сохранившееся до наших дней сооружение из тех, которые были срублены под Угличем и доставлены к устью Свияги весной 1551 года. Вот уже почти пять столетий насчитывает история этой церкви, которая была свидетелем многих событий, происходивших в Свияжске. Пожары и время пощадили её, и теперь она представляет собой уникальный образец древнерусского зодчества.
По форме церковь святой Троицы напоминает крест — символ христианской веры, обращённый на восток. Внутри помещение церкви больше похоже на деревенскую избу. Деревянные скамейки, массивные двери, спокойное освещение, аромат некрашеного дерева создают атмосферу домашнего уюта.
Вся суета внешнего мира вдруг отступает. Создается ощущение, что после долгих бесцельных скитаний ты, наконец, вернулся туда, где тебя любят и ждут, где всё поймут и простят, согреют лаской и заботой.В этом и есть особенность русских деревянных церквей. Срубленное дерево здесь будто продолжает жить — согревает зимой и дарит желанную прохладу летом. Ощущение чего-то родного, близкого усиливает тонкий, едва уловимый запах свечного воска, которым насквозь пропитаны древние стены.
Простое убранство церкви дополняет четырехъярусный резной иконостас, поражающий своей красотой. Царские врата украшены иконами с изображением Благовещенья и апостолов-евангелистов. Обращают на себя внимание яркие одежды святых и латинские надписи — чуждые православному храму. Происхождение иконостаса пока не установлено и является одной из загадок Троицкой церкви.
В 1555 году в Свияжске был основан монастырь, за первые 5 лет было возведено два храма: Никольский собор и Успенская церковь. Возводили храмы каменщики из известной псковской артели. Те же люди строили мощные стены казанского Кремля и собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади.
Уже в 17 веке появилась 43-х метровая колокольня – самое высокое сооружение Свияжска. В 18 веке был построен братский корпус.
Сергиевская церковь была деревянной, но в 1604 году Борис Годунов приказал возвести на этом месте двухэтажный каменный храм, который назвали Церковью Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Особенность этого храма – иконостас, написанный в стиле Древней Руси.Здание имеет два этажа. Внизу размещались кельи для монахов, а наверху церковь. При храме была трапезная, где прихожане дожидались начала службы, угощались. Там же размещались богомольцы, приходившие в монастырь издалека в дни больших праздников, эта часть храма использовалась также для поминальных обрядов и для чтения царских указов.
Особенно ценен для искусствоведов Успенский собор и его фрески того же 1561 года. Это памятник в стиле псковско-новгородских храмов (архитекторы — Постник Яковлев и Иван Ширяй — авторы собора Василия Блаженного в Москве, Благовещенского собора и Спасской башни в Казанском кремле). В XVIII веке собор получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, но в остальном его облик XVI века остался неизменным. Сохранился древний иконостас собора, иконы которого хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана.
Собор иконы Всех Скорбящих Радостей был заложен в мае 1898 года. Архитектор Малиновский построил его в распространённом в те годы ложно—византийском стиле. Украшенный величественным куполом, собор и сегодня возвышается над древними монастырскими строениями. Всякого входящего в него, храм поражает огромным внутренним пространством. Солнечный свет проникает через множество окон, украшающих купол и арочные перекрытия собора. В центре храма, солнечные лучи встречаются и даруют Божью благодать всякому, входящему с открытым сердцем и чистой душой.
Красота архитектурных построек Свияжска отразилась в творчестве поэтов, музыкантов, художников. И сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями искусства, в которых и «звучит» музыка.
Николай Рубцов
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы….
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
«Творенье может
пережить творца:
Творец уйдёт, природой
побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца…»
Микеланджело Буонарроти
ВЕРНИСАЖ
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Православный храм своим силуэтом напоминает горящую свечу, символизируя пламенность молитвы человека, обращенной к Богу.
Несмотря на всю тяжеловесность строительного материала, зодчие православных храмов добивались удивительной легкости своих творений, устремленных ввысь.
Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, шлемовидный купол горит золотом
.
Шатровые храмы
Особый архитектурный тип.
Вместо купола здание храма завершается шатром.
Они бывают деревянными и каменными.
Каменные шатровые храмы появились в начале 16 века и не имеют аналогий в архитектуре других стран
.До недавнего времени первым древнерусским каменным шатровым храмом считалась церковь Вознесения в Коломенском (1529–1532)
КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ
Стены собора имеют очень мало окошек, похожих на узкие щели. Зато внутри помещения — свет льётся из-под купола – сверху, т.е. это свет, идущий с небес!
Главным украшением собора являются купола.
Каждый купол стоит на барабане.
Главную роль в композиции храма играет центральный купол.
Красой он чудною сияет,
Где жизни цель,
конец пути, —
То крест Христов;
он озаряет,
Чтоб не во мраке нам идти
Одна глава знаменует единство Бога.
Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.
РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ
На горном останце за тридесят дён
Для
завоеванья Казани
Зело хитро мудро он был возведён
Небесным царю указаньем.
Но видно иною была ипостась —
Молитвенник стал, а не воин.
Он храмами вырос, усердно крестясь,
Деяньем святым обустроен.
Но те, кто Иуду кумиром избрав,
Грозили святым кулаками,
Здесь начали жизнь перемалывать в прах
«поволжскими соловками».
А
после в заботе о людях нашли
Решенье проклятьем повторным —
Водой навсегда кровь и слёзы залить,
Устроив потоп рукотворный.
Лечить тяжелее безумье вождей,
Чем тех, кто здесь принял леченье.
Не колет укором сановных очей
Безлюдье и запустенье.
Не кончен разлив, что твой путь перекрыл
Грехами, как тучами — солнце,
Но бродит Душа у родимых могил,
Надеюсь, народ к ней вернётся.
Глубина в православных иконах
Глубина в православных иконахДо сих пор дискуссия о том, как глубина представлена в картинах и рисунках, подчеркивал единую традицию искусства: западную традицию. Под этим я подразумеваю традиция, которая возникла в Западной Европе и оказала большое влияние на искусство в Соединенные Штаты. Однако возникли другие традиции искусства, и выбор того, как используйте признаки глубины, которые обсуждались, чтобы передать впечатление глубины. был совсем другим. Заранее я хочу заявить, что, хотя мы можем воспринимать эти произведения искусства как менее реалистичные, по крайней мере часть этого чувства отсутствия реализм исходит из нашего культурного опыта. Конечно, поскольку я больше смотрел на искусство, Я обнаружил, что впечатление глубины становится более выраженным по мере того, как я становлюсь более чувствительны к использованию сигналов глубины.
Одна из традиций, которую мы рассмотрим, это иконописи в православной церкви. В этой традиции отдельные стиль в живописи был принесён в жертву определённым условностям, призванным передать религиозную истины. В этой традиции оказывается, что в конфликте между интерпозицией и относительная высота как признаки глубины, эти художники решили подчеркнуть интерпозицию. Под конфликтом между интерпозицией и относительной высотой я подразумеваю то, что вы нарисуйте фигуру выше на картине, чтобы между фигурами было меньше перекрытий (The различный относительный размер объектов в некоторой степени решает эту проблему в западной традиции). В иконах есть тенденция рисовать предметы полностью. на одном уровне и используйте перекрытие для обозначения глубины. Возьмите фигуру на вверху страницы, который представляет собой линейный рисунок, представляющий множество значков. Обратите внимание как на фигуры на переднем плане, так и на здание на заднем плане. Они оба кажутся подняться с того же уровня (даже если вы не можете видеть дно здания). Изучите также цифры на значке ниже. Глубины очень мало представлены, а глубина в первую очередь указывается интерпозицией. | Курская икона Божией Матери
|
Царская семья Романовых, замученная большевиками, прославленная русским православием Церковь. . | В отличие от картины, используемой для иллюстрации интерпозиции.
до «Мадонны Магнификата» мало что
использование затенения, чтобы придать фигурам более трехмерный вид, по крайней мере
западным глазам. Эта тенденция также наблюдается в более поздних значках, таких как этот значок.
Ромоновых, погибших во время русской революции. Это 20 век
значок и использовал больше затенения, но использование по-прежнему ограничено. Использование относительного размера также не используется в качестве признака глубины. Посмотрите на изображение горы по сравнению со зданием на рисунке вверху страницы. Гора не больше, но горы обычно больше, чем здания. Использование размера в иконах имеет и другие, богословские, цели, помимо изображения. глубина. |
Ресурсы приходского служения — Знакомство детей с гимнографией через иконографию
Дэвид Люс
Литургическая жизнь нашей Православной Христианской Веры должна быть полной жизни, занимательной и отражающей поручение Христа Своим апостолам: «Идите и крестите все народы…». Это не пассивная команда, а активная, которую мы призваны принять как свою. Чтобы помочь нам в наших усилиях, церковь предоставляет нам литургические искусства: иконы, украшающие стены наших церквей, дающие наглядное представление о жизни и учении Иисуса Христа, и гимны, которые мы поем, разъясняя те же события. как изображено на иконах.
Как окна в Царство, иконография и гимнография раскрывают славу и величие Бога. Используемые независимо друг от друга или вместе, иконы и песнопения способствуют углублению наших отношений с Богом, делая присутствующими сегодня для нас праздники и святых. Спасительное послание Христа, которое мы находим в жизни церкви, должно всем нам принять и принять как свое собственное. Православные родители-христиане, которые также несут ответственность за воспитание своих детей в вере, должны заложить прочный фундамент для развития собственных отношений детей с Богом-Отцом.
Наших детей постоянно бомбардируют визуальные и слуховые сообщения в обществе, многие из которых противоречат учению церкви, и дети нуждаются в прочном основании, укорененном в любви к Богу, чтобы отличать правильное от неправильного и различать, что принесет пользу их отношениям с Христос и Его святая церковь. Крайне важно, чтобы песнопения и иконы церкви имели место в жизни детей как руководство для их роста и развития.
Серия мастер-классов
Чтобы помочь детям понять важность и полезность литургических искусств, и в особенности пения, Епархиальная комиссия по литургической музыке Нью-Йоркской и Нью-Джерсийской епархии по благословению Его Преосвященства епископа Михаила организовала серию семинаров. . Эти семинары дают возможность детям открыть для себя основы теории музыки, примеры литургической музыки и вдохновить детей всех возрастов на более активное участие в жизни церкви через литургическую музыку, прославляющую Бога.
Однодневные семинары организованы таким образом, чтобы детям было весело, они подчеркивают важность и красоту пения в церкви и дома. Подборка гимнов, которыми делятся с детьми и их родителями, позволяет привнести литургическое искусство в свои дома. У нас дома могут быть иконы, но поем ли мы дома песнопения церковного года? Родители могут ободрить детей совместными утренними и вечерними молитвами в семье, пением «Отче наш» или праздничным аполитиком (тропарём) перед едой. Даже если это не самый гармоничный опыт, он может стать выражением семейной любви и отношений с Богом.
Важность того, чтобы сделать эти моменты приятными и познавательными для детей, невозможно переоценить. «Веселье», которое возможно, когда мы разделяем радость христианства, заставляет меня вспомнить вечернюю песнь «Свет радостный», или, как переводят другие, «О радостный Свет!» Христос есть Свет миру, и мы хотим, чтобы дети испытали радость встречи со Христом через литургическую музыку, чтобы они продолжали развиваться и возносить свой голос к Богу на протяжении всей своей жизни.
Формат Мастерской
Епархиальные семинары проводятся с молитвой и во славу Божию, в надежде на увеличение числа певцов, чтецов, режиссеров, поэтов, композиторов и педагогов, чтобы привести следующее поколение верующих к воспеванию хвалы Богу. Участие в мастер-классах открыто для детей в возрасте от пяти до пятнадцати лет, независимо от их музыкального образования или способностей. Формат семинара разработан таким образом, чтобы те, кто не имел музыкального образования, могли узнать о музыке в доброжелательной и увлекательной обстановке не только от инструктора, но и от своих сверстников. Поскольку дети могут приходить из разных приходов в пределах одного благочиния или из разных епархий, семинары также дают возможность познакомиться друг с другом и, возможно, завязать дружеские отношения с другими православными детьми, которые, как мы надеемся, выйдут за рамки дневных мероприятий.
Подобно семейным портретам или фотографиям на стенах их домов, наличие икон напоминает детям о том, что они всегда находятся в окружении святых, наших ангелов-хранителей и Богородицы. По этой причине мастер-классы проводятся в храме, обычно перед иконостасом, чтобы создать обстановку, в которой дети находятся в окружении Христа и Его святых. Иконы также занимают видное место в темах, представленных на семинаре, давая реальные примеры присутствия Христа в нашей жизни и знакомя детей с литургическим искусством.
Как правило, дети уже выучили любое количество песен — от детских песенок дома или в программах детского сада до песен, которые они слышат по радио, или песен, которым учат в школе. Цель состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что музыка окружает их повсюду, и они также могут петь церковные гимны.
Тропари — это литургические «тематические песни», которые служат отличной отправной точкой для знакомства детей с церковной музыкой, потому что они заключают в себе основные богословские темы, удобны для изучения детьми в музыкальном плане, относительно короткие и запоминающиеся. В зависимости от времени года в мастерской будут использоваться праздничные тропари (аполитикии), кондаки и песнопения к предстоящим праздникам. Эти гимны представляют самые важные праздники и празднования церкви, и во время семинара выделяется время, чтобы убедиться, что смысл и послание каждого гимна изложены и объяснены. Для этого мастерская использует праздничные иконы, украшающие стены храма.
Начало охоты за мусором
Сохраняя атмосферу мастерской неформальной и увлекательной, начинается охота за мусором, где все отправляются на поиски значка, который лучше всего представляет текст гимна, который читает один из детей. Цель этого занятия двоякая: оно позволяет детям более внимательно рассмотреть иконы, украшающие стены храма, и позволяет им чувствовать себя более комфортно в доме Божием. Подобно гимнам, которые мы поем, иконы, которые нас окружают, не статичны и не пассивны, а призваны увлекать и приближать нас к Богу.
Результаты поиска могут быть разными и, безусловно, могут быть интересными. Некоторые дети сразу находят нужную иконку, а другие предлагают значки, которые могут иметь схожие темы или элементы (мандорла вокруг Христа, правильные фигуры, выглядит знакомо и т. д.). Каждому ребенку предлагается сравнить выбранный им значок с текстом гимна, чтобы увидеть, смогут ли они самостоятельно определить правильный ответ. Совпадают ли икона и гимн? Или они связаны? Неизменно те, кто ошиблись, продолжат поиски, а те, кто нашел правильное угощение, смогут подтвердить, насколько это правильная икона.
Когда большинство детей находит нужную икону, мы собираемся вокруг нее и обсуждаем, что они видят на изображении, что изображено и как это относится к нам, православным христианам. Затем мы коллективно возвращаемся к тексту гимна и читаем его, сравнивая с иконой перед собой, чтобы увидеть, совпадают ли они и как они соотносятся друг с другом. Некоторые иконы и песнопения соответствуют словам и образам – например, икона Рождества Христова и праздничный кондак к ней. Таким образом, дети узнают, что эти слова и образы имеют для нас значение – другими словами, есть причина, по которой мы празднуем эти праздники, и то, как Христос становится реальным в нашей жизни – и как Его действия позволяют нам обрести спасение.
На протяжении всего семинара детей поощряют принимать участие, отвечая на вопросы, помогая другим петь или добровольно читая тексты. Это дает им возможность поделиться тем, что они знают, и чувствовать себя комфортно, выступая в церкви. Таким образом, они приобретают опыт чтения в церкви, что может укрепить доверие и выявить потенциальных читателей для богослужений.
Копии Festal Hymns отправлены домой вместе с детьми
Дети, посетившие мастер-класс, получают экземпляры гимнов, которые они могут спеть у себя дома, что сделает праздник более значимым в их жизни. То, что часто неправильно понимается как «только в церкви», может быть распространено за двери церкви и использовано в домах верующих, делая церковные праздники реальными в нашей повседневной жизни. Например, эти гимны можно петь перед едой или перед сном, или с утренними молитвами.
Поскольку тексты довольно короткие, их легко выучить, а мелодии легко запоминаются. Также возможно, что дети могут принять эти гимны как свои собственные и петь их долгие годы. Я лично понял это года два назад, когда нашей младшей дочери было три года. Как сильно она любит пасхальный тропарь, она «открыла для себя» во время пасхальной вечерни того года. Каждый день после этого ее можно было слышать во время игры, перед едой, в машине, везде, куда бы мы ни пошли. Придя домой с всенощной на Вознесение, на нас легла непростая обязанность объяснить ей, что «мы больше не будем петь «Христос воскресе». Хорошо! Можно было подумать, что мы сказали, что ее любимая игрушка пропала или ее рыбка умерла. Слезы и крики наполнили дом. Успокоившись окончательно, она твердо заявила: «Но, папа, Христос воскрес!»
Даже в три года она понимала, о чем поет. С тех пор каждый год она начинает спрашивать посреди Великого поста, когда же мы сможем снова начать петь ее любимую песню: «Христос воскресе!» Она и наша старшая дочь теперь с нетерпением ждут возможности спеть все те варианты пасхального тропаря, которые они знают и любят петь. Они приняли эти гимны как свои собственные, потому что поют их перед едой и перед сном и любят петь их так часто, как только могут во время пасхального сезона.
Эта ситуация помогла мне понять, как важно сделать эти гимны «нашими», поэтому дети на семинарах поощряются к тому же желанию и воодушевлению. Мы смотрим на икону «Воскресение» — и до, и после пения пасхального тропаря, — чтобы увидеть, что можно обнаружить в образе и что изображено. Удивительно видеть, как меняется восприятие, когда дети смотрят на икону. Они видят более глубокий смысл и связь между гимном и тем, что изображено линиями и цветами. Они отождествляют Христа на иконе и то, как он буквально поднимает Адама и Еву из гробниц. Поскольку большинство детей не смогут назвать каждую из фигур Ветхого Завета на иконе, это становится темой для разговора, чтобы объяснить, как пророки предсказывали приход Мессии, который спасет Свой народ. Это также дает возможность объяснить, как воскресение Христа также является победой для нас и делает возможным наше собственное спасение.
Обзор теории музыки
Семинар также представляет базовый обзор теории музыки и западной нотации. Используя большую доску для плакатов, дети сочиняют музыку, составляя первые два такта гимна, и начинают видеть взаимосвязь между каждым из элементов: «эта ля относится к той си-бемоль, а это четвертная нота, поэтому мы петь так, потому что…». Подобно линиям и цветам, используемым для создания иконы, нотная запись становится методом, с помощью которого провозглашается весть литургических текстов. Форма следует за функцией и направляет наши усилия по погружению детей в музыку.
Практическое упражнение по размещению нот на доске и назначению нот к словам — это ощутимый обучающий момент, чтобы объяснить, как поющие берут ноты и текст и соединяют их вместе. Музыка становится языком, на котором мы провозглашаем наши убеждения и прославляем Бога, точно так же, как доска, кисти и краски используются для создания икон, визуально представляющих то, во что мы верим.
Очень важно быть честным с детьми, так как они обращают внимание на то, что мы говорим и что мы обещаем сделать. И они лучше учатся в честной и любящей среде. Поддержка, оказываемая Его Преосвященством, епископом Нью-Йоркским и Нью-Джерсийским Михаилом, видна в его посещении хотя бы части каждого семинара, проводившегося до сих пор в его епархии. Он говорит слова поддержки детям, и его приверженность обучению нашей молодежи очень очевидна. Воодушевляет наблюдать за реакцией малышей, когда Его Преосвященство разговаривает с каждым из них один на один, а они отвечают ему взаимностью и хотят спеть для него, показать, чему они научились.
Преподобный протоиерей и композитор, отец Сергий Глаголев (род. 1927, Гэри, Индиана) сказал: «Если хочешь знать, чему учит церковь, приходи в церковь и послушай, что мы поем!» Стихиры, тропари и ирмои, которые мы поем или слышим в церкви, подтверждают эту мысль, так как повествуют о событиях земного служения и учения Христа. Жития Богородицы и святых также встречаются в священных песнопениях и дают нам пример и вдохновение для соблюдения учения церкви.
Богослужение следует рассматривать как активный, а не пассивный опыт
Я считаю, что для воспитания детей очень важно, чтобы они воспринимали богослужение как активный, а не пассивный опыт, а песнопения и иконы помогают воплотить это в жизнь. Это также важно понять родителям, поскольку богослужения в церкви существуют как средство, помогающее каждому из нас приблизиться к Богу. Когда мы будем петь ответы в церкви или петь/декламировать тексты дома, праздники станут частью нашей жизни и нашего общего опыта в церкви.
Мы живем в мире, который подчеркивает важность общения, а новые технологии позволяют нам оставаться на связи друг с другом. Если мы, православные христиане, хотим воспитать своих детей в Вере, то нам нужно также использовать вечные ресурсы церкви – иконы и песнопения, молитву и пост – чтобы помочь нашим усилиям укрепить связь наших детей с миром. церковь. Иконы, которые мы почитаем в церкви и дома, позволяют Богу быть частью нашей семьи, а песни, которые мы поем, выражают нашу любовь ко Христу и Его святой церкви.
Нам нужно молиться Богу, прося Его ниспослать Святого Духа для руководства нашими трудами, особенно в жизни наших детей. И, если у нас есть вера в Бога, Он может благословить наши совместные усилия, вдохновить других присоединиться к нам и, возможно, установить новый период «славных дней» для наших приходских хоров во славу Его Имени.
Давид Лукс — православный хоровой руководитель и композитор, в последние годы руководивший детскими музыкальными мастерскими в приходах ПЦА.