План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа): ООД «А.С. Пушкин «Сказка о аре Салтане»
МБДОУ д/с № 5 «Яблонька»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию « А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»»
для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель:
Храмова Е.В.
Цель:
Побуждать детей видеть сказочный образ героев в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Задачи:
Создать у детей настроение для передачи сюжета сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Учить детей использовать цвет и оттенки. Уточнить знания детей, что такое колорит картины, тона и оттенки.
Использовать в своей работе материал: акварель, гуашь, восковые мелки, свечу.
Материал:
— Репродукции иллюстраций по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
— Запись литературного чтения сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
— Текст сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Методика проведения:
В:- Ребята, послушайте, отрывок из какой сказки я сейчас вам прочитаю:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
В:- — Ребята, кто написал эту сказку? Да, это А. С. Пушкин, а сказка называется «Сказка о царе Салтане». В этой сказке происходит много чудес. Кто — нибудь может вспомнить и рассказать нам о них?
Д:- Мне запомнилась царевна Лебедь.
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит
Про белочку
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Про богатырей
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
В:- Ребята, а какие краски вы могли бы взять, чтобы нарисовать иллюстрации к этой сказке и передать в своих рисунках каждое из чудес, которое описывается в этом произведении. Например, царевну, которая выходит из моря.
Если сделать море голубым с белыми прожилками, то получится Царевна — лебедь выходит из спокойного теплого моря, а сама она в белом платье, на лбу у нее яркая звезда, на плече длинная русая коса. А для изображения моря вздутого, бурливого мы возьмем наоборот, темные синие оттенки, можно даже черный цвет взять для волн, из такого неспокойного моря будут выходить Тридцать три богатыря, одежда их на фоне моря будет желтая, блестящая, как чешуя.
В:- Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в музей сказок, где и увидим иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Когда войдешь в музей искусства
Откроешь тайну красоты
Слилось в ней все:
И мысль, и чувство
Талант, художник, чудо, ты
В:- Художник может все нарисовать : и корову, и траву, и деревья, и цветы, и лес, и дом. Ведь у него профессия такая — дарить прекрасное, и этот труд чтут все люди на земле.Итак, вперед, в прекрасное. Ребята, перед вами иллюстрации. Они словно живые. В этих картинах художник как бы остановил время, в них запечатлены его впечатления о прочитанных чудесах этого произведения. Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эти репродукции?
Д:- Мне хочется войти в эту картину и превратиться в такую же красавицу девицу.
Д:- А мне хочется станцевать красивый танец и передать всю прелесть этого чуда в движении.
Д:- А мне хочется превратиться в дядьку Чернамора и быть таким же сильным как он.
Физкультминутка «Кем я себя чувствую»
Под музыку входит красавица лебедь:
Все в сборе?
-Здравствуйте, я рада.
Вы так красивы, я гляжу!
А я из сказки к вам пришла
Меня зовут Царевна — лебедь.
Навстречу к вам спешила я.
В:- — Я вас попрошу нарисовать те чудеса, которые вам понравились в сказке, но с условием: мне нужно, чтобы я обязательно увидела, что нарисовать вам помогла сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
( Дети рисуют чудеса из сказки. Готовые работы выставляются на выставке ).
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 3 класс) по теме: Презентация к уроку ИЗО «Сказка о царе Салтане…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация создана при изучении по литературному чтению сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» учениками 4 «А» класса в 2010 году.Работа на уроке над изучением текста сказки, составлением пла…

Технологическая карта урока.Учебный предмет: литературное чтение.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Тип урока: комбин…

материал содержит последовательные иллюстрации к сказке для составления плана…

конспект урока по литературному чтению…

Это разработка урока по литературному чтению для 3 класса…

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…"…

Тема урока: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Обобщение.»…
План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Открытый урок по ИЗО на тему «Иллюстрироване сказки А.С. Пушкина «
Открытый урок по изобразительному искусству
4 класс
Тема : « Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане»
Цели: ознакомить с понятием «иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов; обучить умению простейшими средствами передавать основные события сказки; развивать умение сопереживать героям литературного произведения, наблюдательность и внимание, логическое мышление; пробуждать интерес и любовь детей к творчеству художников детской книги, к оформительской графике.
Оборудование:
Изобразительный ряд: презентация с иллюстрациями И. Я. Билибина и Т. А. Мавриной к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина
Литературный ряд: отрывоки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина.
Музыкальный ряд: музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Планируемые результаты:
Предметные:
— формировать понятие «иллюстрация», знакомить с творчеством художников
иллюстраторов;
умению простейшими изобразительными средствами передавать основные события сказки.
Метапредметные:
— развивать устную речь учащихся, формировать читательскую
самостоятельность,
— развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
— развивать навык словесного рисования;
— обогащать словарный запас учащихся
— развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять
Личностные:
— воспитание интереса к миру детской художественной литературы, изобразительного искусства и жизни талантливых людей нашей страны;
— формировать усидчивости, взаимоуважение, взаимовыручку.
- Постановка темы урока
Ребята, вы помните, в детстве, когда вы ещё не умели читать и брали в руки книгу. На что вы обращали внимание?
Кто из вас знает, как называются картинки в книгах?
Красочные картинки помогали понять характер героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки с превращениями, погонями и долгожданным счастливым концом. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолёту, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это было замечательно – попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из её героев!
Иллюстрации
Кто рисует иллюстрации в книгах? Художники — иллюстраторы , для чего?
Посмотрите на выставку книг, сказки какого поэта мы будем вспоминать?
2. Актуализация знаний учащихся.
Пушкинские сказки… Невозможно перечислить всех художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой темой.
— А какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
— Из какой сказки этот отрывок?
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет …
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Рисовать иллюстрацию к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Наша цель – создать иллюстрацию к сказке
Вспомним содержание сказки : Сколько чудес было в сказке?
К какому именно чуду мы будем рисовать иллюстрацию, узнаете, посмотрев отрывок мультфильма
Многие художники считают за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина. Посмотрите на работы великих мастеров графического рисунка , которые иллюстрировали сказки этого поэта .
- Работа над иллюстрацией.
Сегодня вы попробуете создать свою иллюстрацию к этому отрывку.
Закройте глаза и подумайте.
Что будет изображено на вашей иллюстрации
Мы выбрали рисунок белочки. Рисуем без карандаша и стерки, сразу мелками, кто успеет, тот раскрасит
Значит, лист мы будем располагать… (вертикально).
Теперь нужно вспомнить о композиционном расположении главных персонажей сказки – они должны быть расположены в центре вашей работы.
Последовательность работы
- Намечаем линию пола ниже середины листа.
- Тут же определяю пропорции белочки.
- На какие геометрические фигуры похожи отдельные части белочки?
Попробуйте смоделировать белку из этих фигур
Голова белочки похожа на … (круг), туловище на … (овал), хвост… (овал).
- Прорисовываю лапки, орешек, мордочку белочки.
- Рисуем рядом горку изумрудов и золотых скорлупок.
- Определяем размеры и форму домика.
- Уточняем строение домика.
- Дополняем домик декоративными элементами.
- Украшаем домик дополнительными элементами,
- Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).
Вот и все – рисунок закончен.
Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил
Учитель: Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь «обмочили усы», то есть совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта.
4. Анализ произведений изобразительного искусства. Выставка работ
— Сказка, однажды вошедшая в нашу жизнь, прочно занимает в ней своё особое место. В сказках А.С.Пушкина мы находим мудрость, улыбку, человеческую простоту и всегда добро и красоту
— Давайте посмотрим на наши работы, полюбуемся ими. Пусть и не стоит сравнивать их с произведениями мастеров изобразительного искусства, но можно смело дать им такую оценку: они ярки, выразительны Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.
5. Обобщение изученного материала.
- Как называются рисунки в книгах?
- Кто рисует иллюстрации в книгах?
- Для чего нужны книжные иллюстрации?
- Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?
Конспект занятия Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».
Конспект занятия Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».
Тема: Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».
Цель: Формирование умений простейшими средствами передать основные события сказки.
Задачи.
— Учить детей использовать цвета и оттенки. Уточнить знания детей, что такое колорит картины, тона и оттенки, различать основные и составные, тёплые и холодные цвета.
— Развивать речь, наблюдательность, внимание, логическое мышление.
-Воспитывать умение сопереживать героям литературного произведения, развивать интерес к оформительской графике.
Предварительная работа.
Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», рассматривание иллюстраций, беседа по сказке, рисунки детей, разгадывание кроссвордов по сказке, заучивание отрывков из произведения.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, послушайте, отрывок из какой сказки я сейчас вам прочитаю:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир однаНаткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
— Ребята, кто написал эту сказку? (ответы детей) .
-Да, это А. С. Пушкин, а сказка называется «Сказка о царе Салтане». В этой сказке происходит много чудес.
— Сегодня на занятии речь пойдёт о великом русском поэте А.С. Пушкине и его произведении «Сказке о царе Салтане», к которой вам предстоит сделать иллюстрации.
— Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки или мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».
В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Пушкин любил читать свои произведения в Михайловской ссылке любимой няне Арине Родионовне:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности своей…
Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому ребёнку, не была обучена грамоте. Её руки привычны к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины».
— Кто — нибудь из вас может вспомнить и рассказать нам о Пушкине и героях его сказок?
Дети отвечают и читают отрывки из сказки, предложенные заранее.
Про Царицу Лебедь
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как-речь-то говорит,
Словно реченька журчит
Про белочку
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Про богатырей
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
Воспитатель. Ребята, вы уже поняли, что рисовать мы сегодня будем. Но кроме рисования нам предстоит выяснить следующие вопросы:
• Как называются рисунки в книгах?
• Кто рисует иллюстрации в книгах?
• Для чего нужны книжные иллюстрации?
• Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?
А сейчас скажите, какие краски вы могли бы взять, чтобы нарисовать иллюстрации к этой сказке и передать в своих рисунках каждое из чудес, которое описывается в этом произведении. Например, Царевну, которая выходит из моря.
Дети отвечают.
Воспитатель. Если сделать море голубым с белыми прожилками, то получится Царевна — лебедь выходит из спокойного теплого моря, а сама она в белом платье, на лбу у нее яркая звезда, на плече длинная русая коса. А для изображения моря вздутого, бурливого мы возьмем наоборот, темные синие оттенки, можно даже черный цвет взять для волн, из такого неспокойного моря будут выходить Тридцать три богатыря, одежда их на фоне моря будет желтая, блестящая, как чешуя.
— Ребята, а сейчас предлагаю вам посмотреть иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Они словно живые. В этих картинах художники как бы остановили время, в них запечатлены впечатления о прочитанных чудесах этого произведения. Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эти репродукции?
Физкультминутка «Кем я себя чувствую»:
-Постарайтесь изобразить Царевну Лебедь, её стан, походку.
-Давайте станцуем красивый танец, чтобы передать всю прелесть этого чуда в движении.
-А сейчас попрошу вас превратиться в дядьку Черномора и быть такими же сильными как он.
Воспитатель. Молодцы, пришло время стать вам художниками-иллюстраторами и нарисовать те чудеса, которые вам понравились в сказке, но с условием: мне нужно, чтобы я обязательно увидела, что нарисовать вам помогла сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Практическая часть.
После этого дети рисуют чудеса из сказки. Учащимся, испытывающим затруднения раздаются технологические карты. Во время рисования звучит опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая помогает углубить и расширить представления детей о сказочных героях, вызывает интерес к симфонической музыке.
Прослушивание оперы начинается со вступления, где торжественно звучат трубы (фанфары). Педагог обращает внимание детей на то, что музыка звучит весёлая, жизнерадостная.
Готовые работы выставляются на выставке, и дети комментируют их, вспоминая цитаты из сказки.
Анализ и оценка успеха достижения цели.
Воспитатель. Давайте посмотрим на наши работы, полюбуемся ими. Пусть и не стоит сравнивать их с произведениями мастеров изобразительного искусства, но можно смело дать им такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов, музыкальность и простота стихов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.
-Давайте постараемся ответить на вопросы, которые вам сегодня предстояло решить.
• Кто рисует иллюстрации в книгах?
• Для чего нужны книжные иллюстрации?
• Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?
Воспитатель.
— На этом наше занятие закончено. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.
Рисование по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Конспект ОД во 2 подготовительной группе по художественному творчеству.
Рисование по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Цель:
Создать у детей настроение для передачи сюжета сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Задачи:
Обучающие:
учить видеть сказочный образ героев в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;
закреплять умения изображать несложный эпизод сказки, передовая выразительность образа через цвет, форму;
учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения;
закреплять умения использовать разные художественные материалы: восковые мелки, цветные карандаши.
Развивающие:
развивать у детей фантазию, воображение, эмоциональное отношение к изображаемому.
отрабатывать умения располагать «сюжет» на всем листе бумаги, выделять главное, выбирать цветовое решение.
Воспитательные:
Материал:
Листы бумаги А – 4
Восковые мелки
Цветные карандаши
Развивающая среда:
Мультимедиа, презентация по сказке А.С. Пушкина
«Оцаре Салтане…».
Книга сказки А.С. Пушкина.
Иллюстрации Конашевича, Маврина к сказке А.С. Пушкина
«О царе Салтане…»
Предварительная работа:
Чтение сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане, сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь»
Рассматривание иллюстраций Конашевича, Маврина к сказке
Рисование фигуры человека в движении, дворцов, животных.
Прослушивание отрывков из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Ход занятия.
Воспитатель
-Ребята, кто из вас любит сказки? А книги вы любите? Как вы думаете книга это хороший подарок?
Вот и я так подумала.
— Вчера я купила книгу в подарок малышам к Новому году.
Воспитатель показывает книгу детям (книга без картинок).
— Эту книгу написал, А.С.Пушкин.
-А вы можете сказать, как называется эта сказка?
(Нет)
-Как можно догадаться о названии сказки, даже если не умеешь читать?
(По иллюстрациям)
-А в этой книге иллюстраций нет.
Посмотрите понравиться она малышам?
(Нет, она скучная, неинтересная, не яркая, без картинок)
-А что же нам теперь делать?
(можно нарисовать иллюстрации самим)
-Правильно, мы с вами сейчас станем художниками – иллюстраторами и украсим эту книгу своими рисунками – иллюстрациями.
— Ребята, послушайте, отрывок из какой сказки я сейчас вам прочитаю:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
— Ребята, кто написал эту сказку? (ответы детей).
-Да, это А. С. Пушкин, а сказка называется «Сказка о царе Салтане». В этой сказке происходит много чудес. Ребята, а кто может вспомнить и рассказать нам о них?
-Давайте вспомним главных героев этой сказки.
Презентация на мультимедиа «Сказка о царе Салтане».
(дети рассматривают иллюстрации и читают отрывки из сказки)
-Теперь продумайте, какого героя, или эпизод из сказки вы хотели бы изобразить, какие художественные материалы вам понадобятся для рисования: восковые мелки, цветные карандаши.
Если вы все обдумали, то садитесь за тот стол, где есть необходимый вам художественный материал.
— Я вас попрошу нарисовать те чудеса, которые вам понравились в сказке, но с условием: мне нужно, чтобы я обязательно увидела, что нарисовать вам помогла сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Физминутка.
Дети рассаживаются за столы и начинают рисовать.
(в ходе рисования включаю спокойную музыку, воспитатель читает отрывки из сказки)
-Молодцы, вы очень похоже, изобразили всех героев.
По окончании работы воспитатель с детьми вклеиваем рисунки в книжку.
Все сегодня постарались, нарисовали замечательные иллюстрации к сказке.
Как вы думаете, такая книга с нашими иллюстрациями понравиться малышам?
-Конечно, понравиться.
Сказка о царе Салтане
Действие разворачивается частично в городе Тмутаркан, а частично на острове Буян.
Prologue
В бревенчатой хижине сидят три сестры, прядут пряжу и мечтают о том, что бы они сделали, если бы на них женился царь. Царь, незаметный для сестер, слушает их. Ему нравится мечта Милитриса родить ему героического сына. Салтан входит в комнату и объявляет о своем решении: все трое будут жить во дворце, старший — поваром, второй — ткачихой, а младший — его женой.Завидуя удаче Милитрисы, две оставшиеся сестры замышляют ее падение с помощью Бабарихи.
Акт I
Царь ушел на войну, а тем временем Царица Милитриса родила сына. Старшие сестры посылают царю телеграмму: «Она не родила ни дочери, ни сына, ни мыши, ни лягушки, а дикого зверя». Курьер приносит ответную телеграмму: «Царь повелевает своим боярам, без промедления Царицу и ее потомство положить в бочку и выбросить».Милитриса и царевич брошены в море под звуки протеста и слезы народа.
Акт II
Волна накатила бочку на пустой пляж на острове Буян, Милитриса и Цреевич, уже молодой человек, вылезают из нее. Изготовление лука Гвидон возвращается на берег моря, чтобы поохотиться на дичь, но внезапно видит огромного воздушного змея, преследующего лебедя; прицелившись, он стреляет в воздушного змея стрелой и убивает его. Лебедь обещает отплатить добротой добротой и затем исчезает.На следующее утро они видят, что город волшебным образом появился из тумана. Жители волшебного города Леденец восторженно приветствуют Гвидона и просят его стать их правителем. Гвидон тоскует по отцу. Он печально смотрит на лодку, плывущую в королевство Салтан. Лебедь появляется из воды и предлагает помощь. Она превращает принца в шмеля, чтобы он догнал корабль. Во дворце в Тимуткаране печальный царь сидит на своей брошке. Рядом с ним сидят Повариха, Ткачиха и Бабариха.Царь приглашает во дворец моряков, устраивает пир и расспрашивает о чудесах, которые они видели во время кругосветных путешествий. Корабли рассказывают о городе Леденец на необитаемом острове, о белке, грызущей золотые орехи, о тридцати трех рыцарях моря и о храбром и могучем князе Гвидоне, правящем городом. Царь удивлен и хочет посетить королевство. Ткачиха и Повариха с тревогой отговаривают его. Бабариха рассказывает об одном чуде, которого не найти в городе Леденец, — царевне неописуемой красоты.Возмущенный планами заговорщиков, шмель кусает каждого из них по брови. Наступает хаос.
Акт III
Гвидон не может забыть историю Бабарихи, он мечтает о прекрасной Царице. Он зовет Лебедя на помощь. Лебедь говорит ему, что она и есть та самая Царица, о которой он мечтал. Милитриса благословляет молодую пару. Корабль царя Салтана приближается к острову Буян, и царь со свитой высаживается. Показаны чудеса Леденца.Царь и гости поражаются, когда видят волшебную белку в ее хрустальном доме, тридцать три рыцаря моря и прекрасную Царевну-Лебедь. Царь взволнованно просит увидеть Царицу. Входит Милитриса. Царь понимает, что цареевич Гвидон — его сын. Ткачиха и Повариха просят у него прощения. Бабриха в испуге убегает. Полный радости царь прощает двух завистливых сестер.
Сказка о царе Салтане
Действие разворачивается частично в городе Тмутаркан, а частично на острове Буян.
Prologue
В бревенчатой хижине сидят три сестры, прядут пряжу и мечтают о том, что бы они сделали, если бы на них женился царь. Царь, незаметный для сестер, слушает их. Ему нравится мечта Милитриса родить ему героического сына. Салтан входит в комнату и объявляет о своем решении: все трое будут жить во дворце, старший — поваром, второй — ткачихой, а младший — его женой.Завидуя удаче Милитрисы, две оставшиеся сестры замышляют ее падение с помощью Бабарихи.
Акт I
Царь ушел на войну, а тем временем Царица Милитриса родила сына. Старшие сестры посылают царю телеграмму: «Она не родила ни дочери, ни сына, ни мыши, ни лягушки, а дикого зверя». Курьер приносит ответную телеграмму: «Царь повелевает своим боярам, без промедления Царицу и ее потомство положить в бочку и выбросить».Милитриса и царевич брошены в море под звуки протеста и слезы народа.
Акт II
Волна накатила бочку на пустой пляж на острове Буян, Милитриса и Цреевич, уже молодой человек, вылезают из нее. Изготовление лука Гвидон возвращается на берег моря, чтобы поохотиться на дичь, но внезапно видит огромного воздушного змея, преследующего лебедя; прицелившись, он стреляет в воздушного змея стрелой и убивает его. Лебедь обещает отплатить добротой добротой и затем исчезает.На следующее утро они видят, что город волшебным образом появился из тумана. Жители волшебного города Леденец восторженно приветствуют Гвидона и просят его стать их правителем. Гвидон тоскует по отцу. Он печально смотрит на лодку, плывущую в королевство Салтан. Лебедь появляется из воды и предлагает помощь. Она превращает принца в шмеля, чтобы он догнал корабль. Во дворце в Тимуткаране печальный царь сидит на своей брошке. Рядом с ним сидят Повариха, Ткачиха и Бабариха.Царь приглашает во дворец моряков, устраивает пир и расспрашивает о чудесах, которые они видели во время кругосветных путешествий. Корабли рассказывают о городе Леденец на необитаемом острове, о белке, грызущей золотые орехи, о тридцати трех рыцарях моря и о храбром и могучем князе Гвидоне, правящем городом. Царь удивлен и хочет посетить королевство. Ткачиха и Повариха с тревогой отговаривают его. Бабариха рассказывает об одном чуде, которого не найти в городе Леденец, — царевне неописуемой красоты.Возмущенный планами заговорщиков, шмель кусает каждого из них по брови. Наступает хаос.
Акт III
Гвидон не может забыть историю Бабарихи, он мечтает о прекрасной Царице. Он зовет Лебедя на помощь. Лебедь говорит ему, что она и есть та самая Царица, о которой он мечтал. Милитриса благословляет молодую пару. Корабль царя Салтана приближается к острову Буян, и царь со свитой высаживается. Показаны чудеса Леденца.Царь и гости поражаются, когда видят волшебную белку в ее хрустальном доме, тридцать три рыцаря моря и прекрасную Царевну-Лебедь. Царь взволнованно просит увидеть Царицу. Входит Милитриса. Царь понимает, что цареевич Гвидон — его сын. Ткачиха и Повариха просят у него прощения. Бабриха в испуге убегает. Полный радости царь прощает двух завистливых сестер.