Русский народный костюм | Живая нить традиций. Владимирская область
Одежда – это неотъемлемая часть культуры народа, отражает его историю и традиции. Народный костюм формируется под воздействием климата, географического положения, хозяйственного уклада, рода деятельности и мировоззрения людей. Кроме того, народная одежда всегда несла информацию о социальном статусе человека, подчёркивала возрастные и семейные особенности.
Для русского народного костюма было характерно наличие многих элементов и слоёв. Именно детали подчас отличали одежду жителей того или иного региона России. Издавна на Руси для изготовления одежды использовали натуральные ткани: домотканое полотно из хлопка, льна, сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками, часто в яркие цвета (преобладал белый, синий и красный цвета), богато украшали тесьмой, бисером, вышивкой.
В русском народном костюме соблюдалось чёткое деление на повседневную, праздничную и обрядовую одежду (для свадьбы, церкви, похорон и др. ). Повседневная одежда была достаточно простой, состояла из самых необходимых элементов, шилась из недорогих, но прочных тканей. Для сравнения, повседневный женский наряд мог включать всего семь предметов, а праздничный – до двадцати. Праздничная одежда была богато декорирована с использованием шёлковых и золотых ниток, бисера, шилась из дорогих парчовых тканей, которые в конце XVIII в. стали проникать в крестьянскую среду. Часто на создание одного костюма уходило больше года. Праздничный наряд был настоящим сокровищем для семьи и передавался из поколения в поколение.
На Руси выделялось два основных вида женского костюма: сарафанный комплекс, характерный для северных и центральных регионов, и понёвный, южнорусский (понёва – женская юбка, состоящая обычно из трёх кусков ткани, с богато украшенным подолом). Сарафаны различались по тканям и покрою (глухие, распашные, на лямках, со швом впереди или на пуговицах и пр.). Материалы этнографических экспедиций показывают, что во Владимирской губернии в XVIII в. были распространены косоклинные распашные старообрядческие сарафаны на цветном подбое (подкладка часто декорировалась ручной масляной набойкой), с образующимися за счёт покроя красивыми фалдами.
Основой женского наряда была длинная рубаха-«долгорукавка», которая одевалась под сарафан. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие – из шёлка. Часто шились составные рубахи – из разных тканей. Они украшались оторочкой или вышивкой.
Женский народный костюм Владимирской губернии отличался скромностью, доминировали практичные ситцевые ткани. Однако использовалось множество деталей, которые отличали повседневные и праздничные владимирские наряды: ленты для отделки сарафанов – ручного узорного ткачества и сшитые из барановских ситцев, шнуры ручного плетения, сотканные на дощечках пояса (подчас для изготовления пояса требовалось сорок и более дощечек) с простыми узорами (полоски, «ёлочки», ромбы). Пояса не просто выполняли утилитарную функцию (ими подвязывали сарафан, нижнюю рубаху, юбку, штаны), но были атрибутом народного костюма, без которого ходить считалось неприличным (русское слово «распоясаться» означает утратить сдержанность, неподобающе себя вести). Кроме того, пояс использовался как оберег, защита человека от злых сил.
Обязательным элементом народного костюма был головной убор, который завершал весь наряд. Различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи – венцы, повязки (во Владимирской губернии – с широкой лентой сзади), коруны, платки – оставляли часть волос открытыми. Часть девичьего головного убора составляли накосники (вышитые бисером, шёлком, украшенные лентами и пр.). У замужних женщин волосы полностью прятались под головным убором – кикой, кокошником (обычно обрядовым или праздничным), сорокой. Во Владимирской губернии в XVIII-XIX вв. повседневно женщины использовали сороки, состоявшие из двух частей – очелья (передняя часть), обычно вышитого геометрическим орнаментом, и «хвоста» (задняя часть) из однотонного материала.
Глубоким исследованием на основе архивных и экспедиционных материалов и восстановлением народной одежды во Владимирской области долгое время занималась созданная в 1994 г. Областная школа «Народный костюм. Материалы. История. Технология». Большую работу по изучению, воссозданию и популяризации традиций народного костюма Владимирской губернии, центра и севера России ведут Областной Центр Народного творчества, Судогодский, Муромский и другие районные дома народного творчества. Мастера декоративно-прикладного искусства О.В. Чемоданова, Н.Д. Кондрашина, И.Ю. Крапивина по подлинным образцам и старинным рисункам изучают технологии изготовления (особенности кроя, ткани) и оформления народного костюма, особенности его элементов (поясов, шейных украшений, головных уборов), а также вручную воссоздают традиционную одежду. Работы этих мастеров находятся в коллекции ОЦНТ, представлены на всероссийских и региональных выставках, фестивалях-конкурсах.
Автор: В. Королькова
«Кукла в национальном костюме» — тема рисование в подготовительной группе, как изобразить одежду, обувь и головные уборы
Дата: 28 марта 2017 Автор: Лариса Морозова Рубрика: Для дошкольников 0
В подготовительной группе дошкольникам в рамках занятий рисованием предлагается такая интересная, хотя и сложная тема, как изображение куклы в национальном костюме. Помимо развития художественных навыков, такая работа имеет большое познавательное и воспитательное значение — приобщает ребят к культуре и быту русского народа и тем самым пробуждает в них патриотические чувства.
Содержание
1 Аспекты рисования по теме «Кукла в русском народном костюме» в старшей группе ДОУ
1.1 Используемые материалы и основа
1.2 Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать при рисовании куклы в национальном костюме в подготовительной группе
1.3 Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при рисовании куклы в национальном костюме в подготовительной группе, уместность индивидуального подхода
2 Конкретные варианты композиций в рамках темы «Кукла в национальном костюме» в подготовительной группе
3 Возможные варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание картинок, беседа по вопросам, сказка, стихотворения и пр.
4 Конспекты занятий
5 Примеры готовых работ воспитанников подготовительной группы по теме «Кукла в национальном костюме» с комментариями по выполнению работы
Аспекты рисования по теме «Кукла в русском народном костюме» в старшей группе ДОУ
Дошкольники пробуют изображать антропоморфные предметы с раннего возраста. Сначала это примитивные работы по принципу «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек!». Однако чтобы развитие пошло дальше, необходима планомерная работа воспитателя в этом направлении. Обучение искусству рисования портрета неразрывно связано с развитием восприятия и воображения. Педагог должен находить приемы, которые пробудят интерес детей к изображению человека.
Конечно, дошкольников пугает задание нарисовать человека, потому что они боятся, что у них это не получится. Задача воспитателя — преодолеть этот страх и заменить его на приятный процесс творчества. Идеально начать изображение не с человеческой фигуры, а с чего-то похожего на нее. Так, в среднем звене ребята с удовольствием рисуют матрешку, снеговика. Они хорошо знают, из каких частей состоят эти предметы, и учатся изображать лицо. Далее предлагается рисование Снегурочки в широкой шубке и руками.
В старшей группе происходит детальное знакомство с портретом, дети усваивают пропорции лица, способы передачи характера и настроения человека. Они рисуют себя, родителей, друзей, сказочных героев.
В подготовительной же группе ребята совершенствуют умение изображать антропоморфные существа с натуры и по памяти. Дети 6–7 лет уже хорошо подмечают характерные особенности объектов и предметов и передают их в художественных образах. В этом возрасте на занятии рисованием дошкольникам предлагается такая сложная, но интересная тема, как «Кукла в национальном костюме». Как правило, это рисование с натуры либо с опорой на иллюстрации. Заметим, что ребята изображают не человека, а именно куклу. Это немного облегчает работу, поскольку пропорции строения тела и лица здесь будут не такими строгими: например, голова может быть большой, равно как глаза, рот, ладони.
При проведении данного занятия педагог должен уделить основное внимание рассматриванию куклы в соответствующей одежде. Подробно обсуждается форма сарафана (если это русский национальный костюм), рубашки, головного убора, обуви. Также воспитатель делает акцент на расположении рук, ног, форме головы. Кукольная голова на рисунке может иметь овальную либо круглую форму. Чтобы изобразить лицо, дети должны зрительно (или простым карандашом) разделить его на три части: лоб, глаза и нос, губы с подбородком. Педагог может напомнить ребятам, как рисуются глаза (изобразить их на доске), напомнить, что нос можно обозначить лишь его кончиком (ноздри либо короткая черточка).
Иногда детям предлагается схематичное рисование куклы: с помощью кружка (голова) и нескольких линий (части тела). Затем эта схема обрисовывается недостающими элементами, в том числе одеждой. Еще один вариант — рисование овалами или дугами.
Поэтапное изображение
В подготовительной группе особо важно давать детям возможность проявлять творческую инициативу, творческую фантазию, поощрять самостоятельный выбор цветового решения рисунков. Так, например, ребята самостоятельно выбирают цвет и характер узора сарафана русской красавицы, а также ее кокошника. Отметим, что в данном возрасте дошкольники уже знают очень много оттенков, таких как лимонный, песочный, салатовый и пр.
Важным моментом занятия в подготовительной группе является анализ готовых работ. Рассматривая свои рисунки, дети учатся видеть их сильные стороны и недостатки. Вместе с педагогом ребята обсуждают, что можно сделать лучше, чем дополнить композицию.
Используемые материалы и основа
В подготовительной группе расширяется набор материалов, с которыми дети могут работать в процессе изобразительной деятельности. Их соединение в одном рисунке способствует созданию выразительного образа. Поскольку изображение куклы в национальном костюме требует детальной прорисовки, то целесообразно при основной работе красками (акварель или гуашь) или цветными карандашами дополнительно использовать фломастеры или гелевые ручки. С помощью этих инструментов можно обозначить черты лица или затейливые узоры на сарафане и кокошнике.
Такой предмет изображения, как кукла, требует предварительного наброска простым карандашом. Это особенно актуально при работе с красками. Что касается ластика, который иногда предлагают дошкольникам в подготовительной группе, то лучше его не давать, так как часто дети используют его нерационально и портят рисунок.
В качестве основы для рисования куклы в национальном костюме воспитатель предлагает ребятам листы бумаги стандартного размера. При рисовании красками они заранее тонируются в пастельные тона. Работая с цветными карандашами, дети могут завершить композицию подходящим фоном.
Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать при рисовании куклы в национальном костюме в подготовительной группе
В подготовительной группе еще более совершенствуется техника изображения. Движения руки становятся более свободными и точными, плавными и ритмичными.
Набросок простым карандашом делается довольно быстрыми движениями руки, легкой неразрывной линией (чтобы было легко исправить неточности). Кстати, будет полезно, если ребенок выполнит несколько пробных набросков на черновике.
При рисовании карандашом ребята упражняются в плавном повороте кисти руки — это нужно для изображения округлых линий. Дошкольники учатся проводить без отрыва длинные линий, так же изображать крупные формы. Мелкие детали (черты лица, орнамент на сарафане) прорисовываются при помощи коротких линий и штрихов.
Аналогично совершенствуются разные способы работы с кистью (всем ворсом и кончиком) при рисовании гуашью или акварелью. Дошкольники развивают технические навыки — учатся смешивать краски для получения интересных оттенков.
Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при рисовании куклы в национальном костюме в подготовительной группе, уместность индивидуального подхода
В подготовительной группе уже четко просматриваются особенности развития детей, у некоторых дошкольников ярко выражены способности и интерес к изобразительной деятельности. Таких детей, без сомнения, нужно поощрять, еще больше стимулировать их стремление к художественному творчеству. Один из способов — предложить им разнообразить композицию дополнительными аппликативными или пластилиновыми элементами.
Например, сарафан или кокошник русской красавицы можно украсить пластилиновыми элементами (тонкими витиеватыми жгутиками или маленькими шариками) или приклеить блестящие пайетки.
Рисование можно сочетать с аппликацией, особенно если речь идет о коллективной композиции: нарисованные фигурки барышень раскрашиваются, вырезаются, дополняются аппликативными деталями и наклеиваются на общий фон.
Рисование с элементами аппликации
Конкретные варианты композиций в рамках темы «Кукла в национальном костюме» в подготовительной группе
Рисование на тему традиционно предлагается воспитанникам подготовительной группы в самом начале учебного года (сентябрь). Эту тему можно несколько интерпретировать: дети могут изобразить красавиц из русских народных сказок, например, Аленушку, Василису, Марьюшку (они также будут одеты в русский народный костюм).
Если ребята проживают в местности, где существуют свои особенности национального костюма, то их можно отразить в рисунке, например, «Чувашский костюм», «Мордовский наряд».
Кстати, незадолго до занятия «Кукла в национальном костюме» ребята могут отдельно изобразить национальные головные уборы либо раскрасить предложенные шаблоны: так они потренируются в составлении узоров, смешении цветов. Точно так же можно потренироваться в рисовании русской народной обуви — лапти.
Интересная идея — предложить ребятам после рисования русского национального костюма изобразить традиционный наряд еще какого-нибудь страны (например, Украина, Китай, Индия и др.). Отметим, что такое занятие требует подробной познавательной беседы. Изображая кукол разных национальностей, дети должны использовать такие средства выразительности, как передача цвета кожи и волос, разреза глаз. Воспитатель обязательно должен продемонстрировать дошкольникам куклу в соответствующем костюме либо ее изображение.
При желании тему «Кукла в национальном костюме» можно оформить как коллективную композицию, например, «Хоровод». Дети рисуют барышень в русском народном костюме, затем вырезают их и приклеивают на основу (воспитатель заранее продумывает подходящий фон (луг с зеленой травкой, цветочкам и пр. ). Как упрощенный вариант ребятам можно раздать шаблоны, которые они должны раскрасить.
Возможные варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание картинок, беседа по вопросам, сказка, стихотворения и пр.
Даже в подготовительной группе ведущим видом детской деятельности остается игра. И педагог не должен забывать об этом при построении занятия. Игровая мотивация играет очень важную роль.
Например, воспитатель сообщает ребятам, что к ним в гости пришли куклы, но они одеты как-то странно. Оказывается, они прибыли из прошлого. Ведь именно так одевались люди, которые давным-давно жили на Руси. Наши бабушки носили сарафаны в пол, а дедушки — рубаху-косоворотку с поясом. Мотивацией для ребят станет просьба кукол сфотографировать их, ведь в далеком прошлом не было фотоаппаратов.
Куклы в мужском и женском русском национальном костюме
Кукла в русском народном костюме
Другой вариант — куклы (например, Арина и Данила) собрались поехать на ярмарку и хотят получше нарядиться. Ведь, на ярмарках люди веселились, танцевали. Дети нарисуют их в красивой одежде, акцент при этом ставится на ее украшение (рукав, подол сарафана, воротник мужской рубашки).
В гости к дошкольникам может прийти героиня русской народной сказки — это может быть Аленушка, Василиса прекрасная или Марьюшка (кукла или картинка). Воспитатель подчёркивает, какая она стройная, изящная, румяная, с длинной русой косой. Педагог сообщает детям, что раньше таких красавиц называли «лебёдушкой», «павой», «березонькой», «ягодкой» (идет пополнение словарного запаса дошкольников). Героиня рассказывает детям печальную историю: Баба Яга или злая ведьма украла и сожгла ее самый красивый сарафан. Дети всегда живо отзываются на чужую беду и стремятся помочь — они с радостью нарисуют красавице новый наряд еще красивее прежнего.
Героиня русской народной сказки
Героиня русской народной сказки
Занятие рисованием можно начать с познавательной беседы о русской национальной одежде. Детям будет интересно узнать, что вышивка и узоры, которыми она украшалась, в старину имели особое значение. Люди верили, что вышивка не просто украшала, но и защищала от злых сил — была оберегом. Это были волнистые линии, кружочки, крестики. Также мастерицы вышивали деревья, птиц, животных. Мотивацией после такого рассказа будет предложение детям нарисовать любимую куклу в наряде, который будет ее защищать от всякого зла.
- Традиционный элемент узора одежды
- Традиционный элемент узора одежды
- Традиционный элемент узора одежды
- Традиционная русская вышивка
Кроме того, ребятам можно рассказать о том, что красный цвет в русском национальном костюме присутствовал в огромном разнообразии оттенков. А в сочетании с зеленым красный казался еще более сочным и праздничным. Красный цвет символизировал огонь, а огонь может дарить как радость (тепло), так и скорбь (пожар). Также это цвет любви.
Иллюстрация, которую можно использовать на занятии
Исконно русская обувь крестьян
Если дети рисуют национальный костюм не России, а какой-либо другой страны, то обязательно нужно продемонстрировать им соответствующие картинки, а еще лучше куклу в такой одежде.
Кукла в национальном костюме
- Тематические картинки
- Плакат
- Бумажные игрушки
- Куклы
Мотивацию к рисованию нарядной куклы, конечно же, можно почерпнуть из художественной литературы. К ребятам в гости может прийти бабушка-сказочница (переодетый воспитатель) и поведать им сказку про купца Садко. У него было три дочери-красавицы. Когда Садко собрался в дальние страны за товарами, дочери заказали ему привезти золотой венец, красивую рубашку и сарафан, расшитый узорами и лентами. В заморской стране купец долго искал эти подарки, наконец, нашел и купил. Но дочки, когда увидели обновки, стали завидовать друг другу: каждая хотела, чтобы у нее был и сарафан, и рубашка, и венец. И вот он попросил сказочницу обратиться к детям — пусть они помогут ему и нарисуют для дочек красивые наряды.
Порекомендуем также современную сказку Ларисы Сергеевой «Сарафан в гостях у Рубахи». По сюжету произведения в одном конце деревни жил Сарафан-господин, а в другом — Рубаха-простуха. Сарафан устал лежать в сундуке в ожидании того, когда же хозяйка его достанет да наденет, и решил зайти в гости к Рубахе. Она очень обрадовалась гостю, поставила самовар. Они сели пить чай, и Сарафан спросил Рубаху, отчего она такая добрая и пригожая. Та ответила, что хозяин надевает е на тело и согревает своей душой. Рубашка же, в свою очередь, защищает человека от нечисти с помощью ворот (это воротничок и манжеты). А чтобы внутрь не попадал холод, помогает поясок. Сарафан подумал-подумал и стал дружить с рубахой — и теперь они ходят всегда вместе.
После прочтения этой коротенькой сказки детям будет еще интереснее изобразить исконно русские предметы одежды.
Иллюстрация к сказке
Начать занятие можно также со стихотворения. Например, интересны следующие строки:
Пригоцкая Светлана
Развернись, сарафан златокрылый,
Во всю ширь, во всю стать, во всю прыть.
И в суровые годы России
Пряли бабы суровую нить.
Вот в таком домотканом наряде
В церковь шла многодетная мать.
Сарафан-широта та, что надо –
Можно поле холстиной устлать!
Ой, ты, милый, кудрявый, желанный,
На гармошке играй веселей!
Плыли девы в цветных сарафанах
Среди радуг, лугов и полей.
Все румяные, словно матрёшки,
Хороводы вели без конца…
Не одна ликовала гармошка –
Выбирай по душе молодца!
А какие частушки певали!
И платочки взлетали из рук!
Наша бабушка старою стала,
Сарафан свой сложила в сундук.
Мать моя сарафан примеряла,
Говорила:ах мне бы сплясать!
Заросли деревеньки бурьяном,
И гармошки давно не слыхать.
Не услышишь весёлой частушки,
Молодые теперь в городах…
В деревеньке расскажет старушка
О былых хороводных годах!http://chto-takoe-lyubov.
net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/11499-stixi-pro-sarafan
Л.А. Круглова
Куклы, барышни, матрёшки
Рядом с нами все живут.
Удивляют, восхищают
И покоя не дают.
Шьём мы куклам всем наряды
Изучая старину.
Познаём с какого края
Мы во сне иль на яву.
Вместе с кочевым народом
Ставим юрту, ждём гостей.
Пьём мы чай из самовара
А кочевник пьёт кумыс.
В дом идём мы отдохнуть,
А кочевник лёг в куйзи
Ну попробуй загляни.
Люди разные живут…
Все по — своему поют,
Носят разную одежду
Верят в бога как и прежде…
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/10/18/kukly-v-natsionalnykh-kostyumakh
Частушки про лапти:
Ох, лапти мои,
Лапоточки мои,
Огороды вы копали
Танцевать сюда попали.»«Гуляй Матвей
Не жалей лаптей.
До субботы доживешь
Новы лапти наживешь.
Отметим, что накануне рисования куклы в народном костюме хорошо предложить дошкольникам дидактические игры по данной тематике. Например, в ходе игры «Одень куклу в национальный костюм» дети запоминают особенности традиционной одежды разных народов.
- Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»
- Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»
- Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»
- Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»
- Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»
- Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»
- Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»
Поскольку перед продуктивной деятельностью обязательным является проведение физкультминуток либо пальчиковой гимнастики, то приведем следующий замечательный вариант:
Мы портные, мастерицы | поочередное поглаживание рук снизу вверх |
Вам костюм сошьем сейчас | провести руками по телу сверху вниз и присесть |
Сложностей не побоимся | повороты головы в стороны сидя |
Нарядим, украсим враз! | подпрыгнуть, показать большие пальцы |
Для начала мы замерим, | руки вперед — в стороны |
Сколько нужно ткани нам, – Раскроим и вновь проверим, – Не мало ли будет вам. ![]() | наклоны в стороны, руки на пояс |
Вырежем из ткани ровно | руки вперед «ножницы» |
– И сошьем все по краям, | имитировать движения иголкой |
А теперь украсим пёстро | руки в стороны, пальцы врозь |
Перья, бусы, ленты там. | хлопки справа, слева, над головой |
Вот теперь-то можно точно – Нарядиться — и на бал! | руки на пояс, поворот вокруг себя |
Полюбуемся — всё прочно – И красиво сшито вам. | руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку |
Конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Клюй А. | «Кукла в национальном костюме» Образовательные задачи: познакомить детей с русским народным нарядом, а также костюмами других стран; закреплять умение изображать фигуру человека. Развивающие задачи: закреплять умение рисовать акварелью, предварительно обозначая контур простым карандашом. ![]() Воспитательные задачи: воспитывать интерес к национальной одежде России и других стран. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: бумажные куклы в национальных костюмах, кукла в традиционном русском сарафане и кокошнике. Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, акварельные краски, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них, салфетки. Ход занятия: В начале занятия воспитатель сообщает детям, что они живут в самой большое стране. Но кроме нее, в мире есть и много других стран. И каждая имеет свою культуру, традиции и национальную одежду. Педагог демонстрирует бумажных кукол в национальных костюмах и рассказывает о каждом из них. В гости к ребятам приходит кукла Катя, одетая в русский народный костюм — нарядный шелковый сарафан, подпоясанный узким пояском, и кокошник. ![]() Педагог предлагает ребятам нарисовать куклу Катю в ее прекрасном наряде. |
Южакова О.Н. | «Как носила девица красный сарафан» Занятие начинается с того, что педагог вместе с детьми рассматривают выставку, посвященную русскому народному костюму. |
Никитина Л. | «Кукла в русском национальном костюме» Вначале занятия воспитатель проговаривает строки М. Шаханова:
Звучит песня «Вижу чудное приволье». Беседа по ее содержанию: о чем поется в песне, как называется наша родная страна, какая она по величине. Педагог спрашивает у детей, кто такие наши предки, из каких источников можно узнать об их жизни.
Далее дети отправляются в зал Кукол — рассматривают их наряды, узоры. Воспитатель рассказывает о символике цветов. Из волшебного сундучка педагог достает силуэты кукол в русском костюме. Они собрались на праздник, и задача ребят — украсить сарафаны и кокошники с помощью геометрических узоров. |
Бублик Л. | «Кукла в национальном костюме» (китаянка) На занятии дети знакомятся с дружественной страной Китай, узнает про ее географическое положение (большая площадь, омывается несколькими морями), культуру, рассматривают женский национальный костюм. В гости к ребятам приходит кукла-китаянка, приветствует их на китайском языке. Ее зовут Джия, что в переводе с китайского «красивая». Дошкольники рассматривают ее национальный костюм: брюки из шелковой ткани, поверх которых надето длинное платье с запахом и широкими рукавами (также из шелка). Китайский наряд вышит цветными узорами: это цветы и бабочки, которые имеют символическое значение.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей — под китайскую музыку они рисуют куклу-китаянку в ее национальном костюме, придумывают свой узор для ткани. |
Примеры готовых работ воспитанников подготовительной группы по теме «Кукла в национальном костюме» с комментариями по выполнению работы
Рисунки «Русская красавица», «Русский народный костюм», «Иван да Марья» (все они выполнены акварелью) демонстрируют нам национальную одежду нашей Родины. Работа «Русская красавица» пронизана позитивным настроением: дополнена ярким ми нежно-голубым небом. Мы видим привычный русский атрибут — стройную березку на переднем фоне. Кукла на рисунке изображена в традиционо ярко-красном сарафане, развевается ее длинная белокурая коса.
Работы «Татарский наряд», «Татарский костюм», «Мордовский наряд», «Чувашская одежда» нарисованы детьми, проживающими в определенном регионе либо на границе с ним. Отметим, что рисунки очень реалистично передают особенности конкретной одежды, обуви и головных уборов.
Заслуживают внимания композиции «Китаянка» где очень хорошо передан не только образ национальной китайской одежды, но также и прически.
Работа «Национальный головной убор» является своего рода подготовкой к рисованию целостного образа куклы в национальном костюме.
- Рисунок карандашом
- Рисунок акварелью
- Рисунок акварелью
- Рисунок акварелью
- Рисунок карандашом
- Рисунок акварелью
- Рисунок акварелью
- Рисунок карандашом
- Рисунок акварелью
Более упрощенный вариант — раскрашивание готовых шаблонов. Такое занятие может стать подготовкой к рисованию куклы в национальном наряде.
- Шаблон для раскрашивания
- Тренажер для рисования
- Шаблон для раскрашивания
- Картинка для раскрашивания
- Шаблон для раскрашивания
«Кукла в национальном костюме» – очень увлекательная тема для рисования в подготовительной группе. На таком занятии дошкольники не только поупражняются в рисовании человека, но и расширят свой кругозор. А продуманная мотивация способна превратить рисование в сказочное действие.
- Автор: Лариса Морозова
- Распечатать
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).
Оцените статью:
(8 голосов, среднее: 5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Метки:
Раскраски национальные костюмы народов России скачать и распечатать бесплатно. Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапная раскраска Девушка в русском национальном костюме
Русская культура всегда, а сейчас, в новейшее время, особенно интересовала многих людей. Наша история богата художниками, писателями, поэтами. Русская культура всегда была очень интересна для всего мира. Национальные костюмы являются неотъемлемой частью культуры любой национальности или народности. Интерес к русскому национальному костюму сегодня особенно велик в связи с не так давно прошедшей зимней Олимпиадой. Сочи. Все иностранцы хотят приобрести себе на память сувениры — куклы в русских костюмах. Но, вы можете нарисовать или кукол, или фигурки людей в таких костюмах. Чем мы сегодня и займемся и научим вас, как правильно рисовать русские национальные костюмы — мужские и женские.
Этап 1. Сначала проведем начальные линии женской и мужской фигур. Два круга – головы, шеи, четырехугольники – туловище, руки и ноги.
Этап 2. Начинаем обводить круги плавными линиями, постепенно придавая контуры лицам. Покажите линии щек, подбородка, ушей и начало шеи.
Этап 3. Теперь рисуем мимику. Вспомогательной линией внутри круга покажите глаза с ресницами, над ними брови, очертания носа с ноздрями и губы в приветливой доброжелательной улыбке.
Этап 4. Вот, вот рисуем красивую густую заплетенную косу, ниспадающую вперед, голову полукругом — Кокошник — русский национальный головной убор. Из-под кокошника виден шнурок, обрамляющий лоб. На ушках покажем красивые серьги в виде ромба, конец косы украшен атласным бантиком. На голову парня надели кепку с козырьком, сбоку которого поднимался курок.
Этап 5. Начинайте рисовать именно костюмы (одежду). На ней — нарисуйте воротник-стойку, нагрудный отдел сундхана и пояс под грудью. На горловину сапога две нитки, нарисуйте ими кружочки. На нем — рубашка с воротником-стойкой, довольно длинная рубашка, закрывает верх шаровара, откинутого ремнем.
Этап 6. Покажем рукав на правой руке от рубашки, захваченный ниже манжеты кисти. У парня тоже рукав рубашки закрывается рукой сам. Держит национальный музыкальный инструмент — балалайку. Рисуем треугольник, от которого отходит ручка балалайки, на ней струны.
Этап 7. Дорифить левые руки у обоих персонажей. Девушка в пальцах будет зажата. Парень левой рукой держит ручку балалайки, хлопает по струнам.
Этап 8. Заканчиваем рисовать русский национальный костюм, изображая подол сарафана и штаны. Сарафан разложен, складки собраны. Штаны — шаровары, достаточно широкие, заправленные в сапоги. Вяжем прямо из этапа 1.
Этап 9. Теперь на сарафане рисуем узоры — вертикальные и горизонтальные линии. Посередине ряд пуговиц. Ружье шаровар делают полосатым.
Вы находитесь в категории Раскраски национальных костюмов народов России. Раскраски, которые вы считаете описанными нашими посетителями следующим образом «» здесь вы найдете множество раскрасок онлайн. Вы можете скачать раскраски Национальные костюмы народов России, а также распечатать их бесплатно. Как известно, творческие занятия играют огромную роль в развитии ребенка. Они активизируют мыслительную деятельность, формируют эстетический вкус и прививают любовь к искусству. Процесс раскрашивания картинок на тему Национальные костюмы народов России развивает мелкую моторику, предпочтительность и аккуратность, помогает лучше узнать окружающий мир, знакомит с разнообразием цветов и оттенков. Мы ежедневно добавляем на наш сайт новые бесплатные раскраски для мальчиков и девочек, которые можно раскрасить онлайн или скачать и распечатать. Удобный каталог, составленный по категориям, облегчит поиск нужной картинки, а большой выбор раскрасок позволит каждый день находить новую интересную тему для раскрашивания.
Галина Емшанова
Перед вами — черно-белая раскраска, но по мотивам русский народный костюм ! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных цветов в раскраске, добиться «шедеврального» успеха. Не верю? Попробуем создать вместе. Так!. Представляю вашему вниманию вашего автора дидактическую игру разработанную на основе описания русский народный костюм и его своеобразный орнамент (с ним я вас познакомлю позже)
Определив точные цвета в числах масти , получил вот такое панно :
Назначение : воспитывать у дошкольников образное цветовосприятие, развивать зрительную память, способствовать формированию основ духовного и нравственная культура путем воспитания любви и уважения к

Думаю дорогие махамовцы, такие игра По изобразительной деятельности будет интересна и полезна дошкольникам. Попробуйте сделать это не сложно, как я обычно говорю — стоит хотеть!
Публикации по теме:
Конспект занятия в подготовительной группе «Русский народный костюм» Конспект занятия в подготовительной группе школы по теме: «Русский народный костюм» Воспитатель: Беллаова Л.С. — Высшее квалификационное.
Дидактическая игра-раскраска «Раскрась свинку Пеппе» Интерактивная игра-раскраска для дошкольников «Раскрась свинку Пеппе» предназначена для организованной образовательной деятельности.
В рамках программы мы прошли Модуль «Народная культура и традиции». В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что многие ребята.
Проект «Русский народный костюм» проект длился три месяца — сентябрь, октябрь, ноябрь. Работа проводилась с родителями, детьми, педагогами, .
Предлагаю вашему вниманию новую игру: «Собери поезд по номерам вагонов» нарисовал паровоз и прицепы к нему. Ставится на прицеп.
Конспект тематического развлечения для детей Центральной группы «Русский народный костюм» Цель: Формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, фуфайках; Вызывают чувство восхищения талантом.
Масленица. Национальный праздник России в этом году Масленица будет отмечаться с 20 по 26 февраля. Масленица – это озорное и веселое прощание.
Проект «Встреча Зимы и Весны. «Русский народный праздник Масленица» Автор проекта: Седонина Инесса Васильевна Место работы: Мадоу NO474.
Девушка в русском национальном костюме силуэт Векторное изображение
Девушка в русском национальном костюме силуэт Векторное изображениеЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд. | Расшир. | |
---|---|---|
Печатный / редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменять | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по запросу |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют долларов США долларов США.
Оплата с помощью | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют долларов США долларов США.
Оплата с помощью | Стоимость изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.![]() |