Христорождественский монастырь города Слободского / Монастырский вестник
В 1764 году, в период проведения государственной реформы по секуляризации монастырских земель, многие монастыри были закрыты. В этом году, при составлении монастырских штатов, возводившихся тогда повсеместно в России, из пяти женских монастырей, находившихся в то время в пределах Вятской епархии, один только Вятский Преображенский монастырь был зачислен в штат третьего разряда. Остальные монастыри за малочисленностью монашествующих были упразднены. Монахини 4 упраздненных монастырей были переведены на временное жительство в Вятский Преображенский монастырь, а в декабре того же года – в Уфимский Христорождественский монастырь.
В 1775 году по указу Святейшаго Синода повелено упразднить женский монастырь в Уфе, монахинь переместить обратно в Слободской в здание упраздненного Спасского монастыря. Церковную утварь и ризницу Уфимского монастыря монахиням приказано было взять с собой. Это перемещение последовало в ноябре 1775 года. Таким образом, Слободской монастырь через 11 лет был восстановлен снова, получив название «Уфимский Христорождественский монастырь, что в г. Слободском», под которым просуществовал до 1823 года.
Прибыв в Слободской, монахини не могли поместиться все в зданиях здешнего монастыря, так как келий было очень мало. И опять многие из них были переведены в Вятский Преображенский монастырь, до постройки новых келий.
Но эта постройка в течении долгого времени не производилась, из-за недостатка средств и места (в то время монастырь был обстроен со всех сторон домами граждан и занимал самую незначительную часть городского квартала).
Только с 30-х годов монастырь стал постепенно приобретать через покупку смежные с ним дома и земли, и по мере своих средств стал устраивать кельи внутри монастырской ограды. С этого времени значительно стало увеличиваться и число сестер.
Площадь, занимаемая монастырем, имела форму квадрата и была обнесена высокой каменной стеной.
Среди монастыря находился холодный храм, а вокруг него были разбиты огромные цветники.
Направо от Святых ворот — корпус настоятельницы, старая и новая трапезные. На самом углу монастыря — Иверская часовня. Рядом с новой трапезной – Свечной завод.
Дальше находились монастырские бани, прачечная, конюшня, двор второклассной школы. Перед школой – двухэтажный корпус, в котором жили сестры.
Северо-западный угол обители занимала школа, её больница, двор со всеми строениями и небольшой огород. В ней обучались 150 девочек разных сословий, преимущество отдавалось крестьянкам.
Здание школы громадное, и в нем помещались собственно две школы: второклассная церковно-приходская, дающая права на звание учительницы школы грамоты, и – одноклассная, так называемая «образцовая школа грамоты», где выпускные ученицы второклассной школы практиковались в школьных занятиях, готовясь к делу учительниц.
В обители располагались 2 каменных храма. Первый храм (холодный) – двухэтажный, стоял среди монастырской ограды, был построен в первой четверти XVII века.
План храма был снят с Московского Богоявленскаго монастыря; но в несколько уменьшенном виде.На верхнем этаже храма находился один престол в честь образа Спаса Нерукотворнаго.
На нижнем этаже храма находились 2 престола: с правой стороны – в честь Смоленской иконы Божией Матери, а с левой – в честь Св. Великомученицы Параскевы, нареченной «Пятницы». В 1921 храм был закрыт, в 1930-х сломан.
Второй храм был теплым, занимал почти середину стены и выходил алтарем на улицу Христорождественскую.
Первоначально он был сооружен в 1827 году в честь Рождества Христова. Иконостас в нем был двухъярусный, убранный золоченою резьбою по белому фону. Все иконы нижнего яруса были украшены сребропозолочеными ризами, а список Тихвинской иконы Божией Матери, находившийся по левую сторону царских врат, кроме того был убран драгоценными камнями: бриллиантами, аметистами, рубинами.
В 1834 году к этому храму был пристроен с южной стороны небольшой придел в честь Святителя Митрофана Воронежского. Но этот храм был мал, тесен, и вот в управление обителью игуменьи Марии на месте этого низкого, старого храма был сооружен с Божией помощью на пожертвование добрых людей новый каменный прекрасный храм.
Высоко вверх уходил широкий купол, справа, слева и с запада были хоры, на первых двух стояли сестры, а на западной — певчие. Внизу был расположен придел в честь Рождества Христова. Над царскими вратами шла поперек всего иконостаса невысокая золоченая решетка. Она отделяла собой узкую солею второго придела храма, устроенного над первым.
Не роскошна, но в высшей степени изящна была монастырская ризница; все облачения были сшиты руками самих сестер; были шитые по бархату золотом, серебром, а с тех пор, как в монастыре появилась живописная мастерская и стали рисовать акварелью, ризница обогатилась многими чудными облачениями этой работы.
В храмах обители находились святые иконы, пользовавшиеся особым благоговейным почитанием:
- Храмовая икона образа Спаса Нерукотворного, точный снимок с древней чудотворной иконы, находившейся в Москве у Спаса за золотой решеткой.
- Храмовая икона Божией Матери, — точный снимок с Смоленской чудотворной иконы, находившейся в московском Новодевичьем монастыре.
- Список с Афонской иконы Божией Матери, именуемой Скоропослушницею, посланной из Афонского Андреевского скита в 1853 году в благословение игуменьи Пульхерии с сестрами.
- Список с Афонской иконы Божией Матери, именуемой «В скорбях и печалях утешение». Это точный снимок с древней чудотворной иконы, которую в 1863 году афонские монахи приносили в г. Слободской из Афонского Андреевского скита и от которой 19 ноября здешний живописец Владимир Неволин получил исцеление от немоты. Снимок от чудотворной иконы был снят самим исцеленным.
- Список с Иверской иконы Божией Матери; это также точный снимок с чудотворной иконы.
- Храмовая икона святителя Митрофана Воронежского, посланная в 1833 году в благословение здешнему монастырю архиепископом Воронежским Антонием. На обратной стороне доски была собственноручная подпись Высокопреосвященнаго Антония, в которой он свидетельствует, что эта икона была написана тем самым живописцем, которому являлся во сне св.
- Икона великомученика и целителя Пантелеймона с изображением по сторонам его чудес, написанная на кипарисовой доске. Была послана в здешний монастырь в 1871 году из Афонского русского Пантелеймоновского монастыря.
- 15 частей св. мощей, хранившихся в ковчеге.
- Икона Божией Матери Целительницы. Эту икону брали к опасно больным, и многие от нее получали исцеление.
- По прославлении угодника Божия преподобного Серафима перенесен в церковь его большой портрет, написанный в Дивеевском монастыре в 1854 году по заказу игуменьи Пульхерии. Преподобный был изображен идущим с палочкой из дальней своей пустыньки; лик его совершенно как живой.
Была еще небольшая церковь в новой трапезной, освященная 4 сентября 1899 году; в ней находился один придел в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы. Церковь хоть была маленькая, но замечательно уютная и светлая; везде была поразительная чистота, как повсюду в монастыре.
Сестры все время трудились; кто к чему был способен, тот ту работу и делал; но в таком маленьком городке мало было сбыта работ, и труд плохо оплачивался.
В рукодельной, находившейся в том же корпусе, было следующее обустройство: на верхнем этаже (церковь и трапезная находились на среднем) были расположены: золотошвейная, позолотная, ткацкая и чулочная мастерские.
Интересна и ещё одна работа – приготовление просфор. Приходилось иногда их печь сразу по несколько тысяч: в большие праздники, или великим постом, когда много говеющих, тем более, что сёстры пекли просфоры и для своей, и для всех городских церквей.
Слева от трапезного корпуса располагался свечной завод. Он был не велик, но успевал приготовить свечи не только для своих монастырских храмов, но и богомольцам продавали свечи своего приготовления.
Против старого сада, выходя к нему двумя балконами и лицевым фасадом, стоял корпус живописной мастерской. В первой комнате писали масляными красками. Писали здесь иконы, и большие – для иконостасов, и маленькие – по заказу, для церквей, для частных лиц и для случайных покупателей. Во второй большой комнате рисовали акварелью. Много писали они иконостасов – сначала в свой храм, а потом в некоторые из окрестных сёл; 10 иконостасов отправили в Сибирь.
В том же корпусе, в его нижнем этаже, помещалась чеканная. Здесь делалась узорная кайма на покрытых золотом досках, уже совсем приготовленных для живописи.
Рядом с живописной, в маленьком домике, помещалась столярная. Следующий за столярной большой корпус содержал в себе келии сестёр и три мастерские. Большая из них была та, где шили гладью и шелками. Во второй шили церковные облачения, как для своих, так и для других храмов, в третьей рукодельной шили бельё, но дело велось здесь в очень небольшом размере.
Была еще и позолотная мастерская. Здесь золотили киоты и даже целые иконостасы, кресты на церкви и колокольни.
Больница занимала верхний этаж большого двухэтажного корпуса и находилась в заведовании опытной сестры милосердия.
Возле черты города находился монастырский огород и скотный двор.
В монастыре появилась первая в городе фотография.
В конце XIX века монастырь занимал целый квартал.
В 1918-м монастырь переживал большие потрясения. Декретом от 15 января 1918 г. было провозглашено отделение церкви от государства и, как следствие этого, отделение школы от церкви. От монастыря была отторгнута второклассная школа (епархиальное училище).
С сентября 1918 по март 1919 г. в корпусах женского монастыря был размещен 88-й стрелковый полк. В это время зданиям монастыря был причинён значительный ущерб. Отсутствие дисциплины в воинских частях в это время отмечалось даже уездным партийным руководством: «Помещения загрязнены, офицерство пьянствует. Политические комиссары мер не принимают».
Несмотря на все трудности, в монастыре старались поддерживать обычный распорядок, работали живописная, вышивальная (портняжная), столярная мастерские. Хотя, конечно, в меньших масштабах, но продолжалась деятельность свечного заводика. Позднее других была открыта в монастыре сапожная мастерская. Фотографическим отделением заведовала Мария Александровна Черных.
В 1920 году монастырь был закрыт, а на его территории организован школьный городок имени III Коммунистического Интернационала. В бывшей теплой церкви сделали клуб, в настоятельском корпусе — детский сад, многие корпуса превратили в общежития и коммунальные квартиры.
Некоторые из монахинь ещё до закрытия монастыря покинули его стены, выехали в другие города и села. Это преимущественно те, кто мог вернуться к родным. Большинство же, значительную часть жизни проведшее здесь, давно потеряло нити, связывающие их с мирской жизнью. Они остались в городе, нашли «пристанище в домах сердобольных граждан». В списках лиц, лишённых избирательных прав, которые можно отнести ко второй половине 1920-х годов, перечислено 148 монахинь, проживавших в городе.
Домовую церковь во имя Божьей Матери Скоропослушницы уже в конце сентября 1920 г. было решено приспособить под театр. В 1920-х — начале 1930-х годов северную часть квартала передали военным (основная часть помещений была занята меди¬цинскими складами), а юго-восточную — пожарной части, юго-западная часть квартала осталась жилой. К маю 1921 г. все церкви монастыря были закрыты.
До войны на территории монастыря находилась «особо секретная разведшкола».
В советское время были утрачены древняя Спасская церковь (возможно, в земле сохранилось ее основание), деревянные келейные и хозяйственные корпуса, главы Христорождественской церкви и часовни, шатер колокольни, часть ограды и сады. На территории монастыря построили гаражи и склады.
Возрождение обители началось с 2006, когда в монастыре, тогда еще занимаемом войсковой частью была совершена первая литургия. В декабре 2009 года войсковая часть, занимавшая большую часть монастырских зданий, была расформирована и здания возвращены церкви.
По решению Священного Синода и по ходатайству митрополита Вятского и Слободского Марка 12 марта 2013 года Слободской Христорождественский монастырь был открыт. На должность настоятельницы назначена игумения Феодосия (Дьячкова).
фото, интересные факты, что посмотреть и как добраться
Иоанно-Богословский монастырь в селе Пощупово считается одним из семи чудес Рязанской области. Как и включенный в тот же список дом-музей Есенина в Константиново. Даром что они находятся неподалеку друг от друга: максимум 12 минут на машине. Так что, отправившись в монастырь, можно (и нужно) заехать и к Есенину. И воочию представить, как бабушка вела маленького Сережу в старинную обитель.
История
Считается, что монастырь был основан в XII веке, когда сюда пришли византийские монахи — в поисках места для новой обители. Пришли не просто так, а с любимой иконой Иоанна Богослова — самого молодого ученика Христа. По легенде, икону эту еще в VI веке нарисовал живший под Константинополем мальчик-сирота по прозвищу Гусарь. В честь нее монахи и назвали новый монастырь Иоанно-Богословским.
Иоанно-Богословский монастырь считается одним из чудес Рязанской области.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Поначалу отшельники построили себе пещеры — они остались и по сей день, правда, входы в них закрыты. Потом основали деревянный монастырь, на который в 1237 году наткнулся на пути из захваченной Рязани в Коломну хан Батый со своим войском. И хотел было разрушить обитель, как вдруг…
Легенда гласит: перед Батыем возник благообразный старик. С неба, что ли, явился?! Хан остановился в недоумении.
— Не смей! — сказал Батыю встречный.
Тут вдруг монахи с иконой на дороге появились. А на ней изображен все тот же старик, который только что говорил с Батыем!.. Иоанн Богослов.
Потрясенный предводитель Золотой орды взял свою золотую охранную печать и приложил к иконе — как знак расположения всесильного хана. Мол, теперь ваш монастырь под моей охраной.
Эта икона Иоанна Богослова торжественно хранилась в главном — Богословском — храме. Вплоть до революции. Увы, после 1917 года монастырь закроют. Монахов и послушников начнут арестовывать. В храмах разместят то ремесленное училище для бывших беспризорников, то склады МВД. Разрушат 76-метровую колокольню при входе (никого не смутит, что она была по-настоящему шикарной — всего на 5 метров ниже знаменитого Ивана Великого в Кремле). В 1970-х на месте монастырского кладбища устроят ангар для автомобилей МВД. И начнут искать тут клады, разрывая могилы.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
А когда монастырь вернется Церкви (1989 год) и более-менее восстановится, его наместник отец Авель велит прибрать выкинутые из могил черепа в специальную костницу. Так делают на Афоне, где батюшка служил раньше: черепа монахов складывают на полочки, «до второго пришествия». Так же устроен и храм-усыпальница под Богословским собором в Пощупово (подробнее про него см. ниже).
Намоленные места Подмосковья
В Подмосковье стремятся сотни паломников со всей России — здешние храмы на протяжении многих веков считаются центром православной культуры нашей страны. Это и Троице-Сергиева Лавра, и Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, и, конечно, Новый Иерусалим. Посмотрите нашу карту намоленных мест в окрестностях Москвы и составьте свой маршрут.
Узнать подробнее
Интересные факты
- В средние века монастырь пережил несколько набегов крымских татар. И решили монахи перебраться в более спокойное место — поближе к пограничной дружине, в Михайловский уезд. Но однажды вдруг обнаружили, что их любимая икона Иоанна Богослова исчезла из нового храма. Стали искать — и нашли на старом месте, среди ветвей старого дуба. Значит, это знак, решили монахи — и вернулись в Пощупово. На месте обретения иконы поставили Богословский собор — поначалу деревянный, а в средние века перестроенный в камне. Он и сейчас стоит на этом же месте.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
- Говорят, первая и любимая жена Ивана Грозного Анастасия родила ребенка, проплывая мимо монастыря по реке Оке.
В знак признательности царь осыпал обитель дарами.
- В монастыре есть своя пасека, хлебопекарня, молочный цех. Тут живет порядка 20 монахов.
Что посмотреть на территории монастыря
1. Колокольня
Первоначально ее возвели в 1901 году на средства купца и мецената Давида Хлудова. Купив себе дачу неподалеку, он всю жизнь вкладывал деньги в возрождение монастыря, который пришел в упадок еще во времена правления Екатерины Второй, которая, как известно, монастыри не жаловала, отнимала у них земли и пр. После возвращения церкви разрушенную колокольню восстановили — построенная в русско-византийском стиле, такая непохожая на другие строения монастыря и поэтому удивительно дополняющая их, колокольня сейчас видна издалека: как и изначально, она 76 м в высоту и всего на 5 метров ниже знаменитой колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
Большую семидесятишестиметровую колокольню монастыря видно издалека.Фото: commons.

А вообще, как ни удивительно, в пощуповском монастыре сразу две колокольни. Недалеко от входа раскинулась малая шатровая колокольня, построенная в середине XVII века. Со звоном ее колоколов братия ежедневно собирается на Божественную литургию.
2. Часовня Иверской Божьей Матери (Святые ворота)
Это самое древнее строение монастыря, сохранившееся до нашего времени. Когда-то именно тут были первые ворота монастыря, внутри которых в 1658 году разместилась часовня Иверской Божией Матери. На стенах — остатки самых древних в Рязанской области фресок. Современные же входные ворота сейчас находятся чуть поодаль, рядом с новой 76-метровой колокольней.
В Святых воротах монастыря разместилась часовня Иверской Божией Матери.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
3. Успенский собор
Изящный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (1868–1870 годы) сильно пострадал во времена советской власти. Снесли купол, внутри разместили цех по ремонту техники… Зато сейчас тут — неописуемая красота. Непременно зайдите и полюбуйтесь фаянсовым иконостасом в нежно-голубых и розовых тонах с золотом! Его поставили тут в начале нашего века, когда ремонтировали многострадальный собор.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
4. Святой источник
Напротив Успенского храма расположена монастырская стена, а в ней — настоящее окно в природу. Через открытую дверь видны холмы и овраги. Отсюда можно отправиться к местной купели. Метров через 500 покажется пятиглавая часовня Иоанна Богослова, построенная в 1874 году. А неподалеку — сам источник. И вот что интересно: в любое время года температура воды тут +4℃. По легенде, святой источник исцелил от недугов боярина Басманова, опричника Ивана Грозного. И по сей день помогает страждущим.
Часовня Иоанна Богослова построена неподалеку от святого источника.Фото: Максим ШАНИН, commons.wikimedia.org
5. Иоанно-Богословский собор
Это главный соборный храм обители. Построен на месте того самого дуба, где монахи нашли исчезнувшую было икону апостола Иоанна. Он освящён дважды: после возведения и после реконструкции на средства мецената Давида Хлудова.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
6. Костница
Самое необычное место не только для пощуповского монастыря, но и вообще для российских обителей. Под алтарной частью Иоанно-Богословского собора устроен храм-усыпальница с братской костницей. (Освящен в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских.)
Храм-усыпальница находится под алтарной частью Иоанно-Богословского собора.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Предыстория тут такая. В 1989-м, когда монастырь вернули Церкви, первым его настоятелем стал священник, который некоторое время прожил на греческом Афоне, отец Авель. А у греков есть такая традиция: когда монах умирает, его хоронят в земле на год. Потом выкапывают, на отмытом черепе пишут имя — и оставляют в специальной костнице «до второго пришествия».
Черепа, которые хранятся в пощуповском монастыре, — останки монахов, могилы которых разорили в советские времена.
Братская костница устроена для черепов неизвестных по именам монахов.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
А рядом с черепами — три гробика: это мощи старцев Виталия, Тихона и Зосимы, которые в разные годы, до разрушения монастыря советской властью, были его настоятелями. «Их тела как бы говорят: мы были на вас похожи, а теперь превратились в прах. Так что берите с собой в последний путь только то, что надо будет там, в другой жизни», — объясняют монахи. Чуть левее — могила того самого отца Авеля. Его в обители чтут и любят по сей день.
Паломнические туры
Для многих поездка по святым местам — не просто путешествие, а испытание своего духа, просьба о сокровенном и надежда на чудо. Такие экскурсии особенно востребованы в дни больших религиозных праздников, но проходят на протяжении всего года. Мы собрали для вас варианты паломнических поездок — от тура одного дня до протяженных маршрутов.
Узнать подробнее
Какие святыни хранятся в монастыре
Иоанно-Богословский собор. Тут есть мощи святых Андрея Первозванного, Георгия Победоносца, Николая Чудотворца и других святых и мучеников.
В ларцах хранятся мощи разных святых.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Храм в честь иконы «Скоропослушница» (на втором этаже братского корпуса). Здесь хранятся святые мощи мучеников Маманта (покровитель нуждающихся и должников: по легенде, он делал сыр из молока диких ланей, приносил в деревни и раздавал бедным) и Трифона (казнен язычниками за веру в Христа в первом веке нашей эры; считается покровителем рыболовов). В отдельном ларчике — мощи блаженной Любови Рязанской.
Мощи старцев Виталия, Тихона и Зосимы хранятся в храме-усыпальнице Иоанно-Богословского собора.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Храм-усыпальница (костница), освященный в честь Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников российских. Кроме черепов неизвестных по именам монахов, тут хранятся мощи трёх последних настоятелей обители — Виталия, Тихона и Зосимы, управлявших ею до закрытия в 30-х годах прошлого столетия.
Как добраться
Машина
На машине поезжайте по Новорязанскому шоссе (М5) до поворота на город Рыбное. Через 15 км будет указатель на село Константиново, где находится музей-заповедник Сергея Есенина, а еще через 8 км — поворот направо на Новоселки. Отсюда доедете до Пощупово минут за 10. Возле монастыря — большая бесплатная парковка и лавка со монастырской выпечкой, хлебом, сбитенем, травяным чаем.
Электричка + автобус
По железной дороге из Москвы с Казанского вокзала ходят электропоезда «Москва — Рязань». Ехать 3 часа до станции «Рыбное». Стоимость билета от 730. Далее — от автостанции едете рейсовым автобусом №153 или маршрутным такси, которые ходят из Рязани до Новоселок через село Пощупово.
Нарисуй монастырь – Lochin Brouillard
lochinbrouillard
Одно из моих практических правил, когда я готовлюсь к занятиям, это пытаться вспомнить предположения, которые у меня были по теме, когда я был студентом бакалавриата, а затем то, что я узнал, что меня удивило (и часто обрадовало).
Один пример относится к средневековой архитектуре. Когда я прочитал вклад Дарлин Брукс-Хедстрем и Хендрика Дей в Cambridge History of Medieval Monasticism in the Latin West на тему «Археология древнейших монастырей», я был поражен, узнав, что ранняя монастырская архитектура часто ничем не отличалась от мирской архитектуры, и что некоторые египетские монастыри «перерабатывали» старые пространства для Например, поселившись в заброшенных гробницах фараонов.
Я нашел возможность передать это своим ученикам на уроке об истоках монашества (на котором мы рассмотрели Антония, Пахомия, отцов-пустынников в Египте, Сирии и т. д.). Однако, прежде чем мы коснемся материала, я хотел, чтобы студенты сделали паузу и оценили свое первое впечатление. Поэтому я попросил студентов нарисовать, как, по их мнению, выглядит монастырь.
Я дал студентам грубый пример, который я сделал с фломастером, чтобы они знали, что это не обязательно должен быть шедевр!
Мой скромный пример.Упражнение было действительно поучительным. Он продемонстрировал разнообразие перспектив в классе: ученики рисовали квадратные/прямоугольные дома с/без колокольни, церкви, укрепленные замки, пещеры, планы этажей, похожие на миниатюрный собор Святого Галла, круглое здание, похожее на дом Люка Скайуокера. на Татуине что-то похожее на буддийский храм с изогнутой крышей. Некоторые из них имели более современный вид, например, здание школы или Нувель-Франс, а позже религиозные дома, которые вы могли увидеть в Монреале или Квебеке. У некоторых был огороженный участок, у некоторых были пастбища с деревьями вокруг них, один был рядом с рекой и даже имел лодку!
Образец очень интересных рисунков учеников. После упражнения я рассказал классу об отсутствии различия между мирской и ранней монастырской архитектурой или о том, что многие монастыри располагались в городских условиях, несмотря на повторяющийся топос пустыни в нашем источники. Я думаю, что эта информация оказала большее влияние после того, как студенты подвели итоги своих знаний по теме.
На нашей последней встрече, как часть обзора содержания курса, я использовал рисунки студентов, чтобы проиллюстрировать хронологическую последовательность материала и разнообразие монастырской архитектуры. Этот возврат к более раннему моменту в семестре позволил студентам увидеть, как много мы узнали, а также то, насколько их рисунки были исторически точными!
Нравится:
Нравится Загрузка…
Посмотреть все сообщения пользователя lochinbrouillard
РубрикиБез рубрикиТегиактивное обучение, преподавание
728 Эскиз монастыря Стоковые фото, картинки и изображения
Эскиз векторной иллюстрации церковь в помещенииПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью дали — город в Китае. акварельный всплеск с рисованной иллюстрацией эскиза в векторе.PREMIUM
Страница раскраски. книжка-раскраска для взрослых. коренная североамериканская деревня вигвам. племенная культура бохо. турецкая мечеть с полумесяцами. исламский арабский азиатский стиль. коллекция антистрессовых набросков от руки.ПРЕМИУМ
Здание с зарешеченным окном, цветами и скульптурными фигурами. двор монастыря. векторные чернила от руки нарисованы фон схематично в художественном стиле каракули ручка в стиле античности на бумаге с пространством для текста на небеPREMIUM
Страница раскраски турецкой мечети, полумесяцы, мерцающие звезды. исламское традиционное празднование праздника рамадан. Эскизный рисунок от руки для взрослой антистрессовой раскраски в стиле зентангл.ПРЕМИУМ
Храм в честь иконы Божией Матери Боголюбской. сергиев посад, россия.PREMIUM
Перу лима эскиз черно-белый пальмовый дворец фонтан вектор стокПРЕМИУМ
Армения. сказка в камне. эскиз древней армянской церкви на берегу озера севан. рисованное произведение искусства. пейзажный рисунок в технике гуашь и тушь. путешествие по странам Кавказа.PREMIUM
Раскраска восточный храм. японская или китайская башня пагоды. эскизный рисунок от руки для взрослой антистресс раскраски.ПРЕМИУМ
Высокое кирпичное здание львовской мэрии с подъездами для рыночной торговли и сделок. развевающийся флаг на шпиле купола. векторные монохромные чернила от руки нарисованный фон схематично в каракулях античный стиль пера на бумаге с местом для текстаПРЕМИУМ
Гора Сен-Мишель, Франция, рисованный векторный рисунок, синяя серияPREMIUM
Храм в честь иконы Божией Матери Боголюбской на территории Черниговского скита в Сергиевом Посаде, Россия.PREMIUM
St remy de прованс, буш-дю-рон, прованс, франция, 11.05.2019. двор в монастыре св. paul de mausole.PREMIUM
вид на здание с достопримечательностью дали — город в китае. акварельный всплеск с рисованной иллюстрацией эскиза в векторе.ПРЕМИУМ
Ле-Мон-Сен-Мишель, Нормандия, Франция. рисованный эскиз иллюстрации в вектореPREMIUM
Рисунки достопримечательностей Родоса, Греция. рисованная векторная иллюстрация. Серия известных туристических направлений. ПРЕМИУМ
Буддизм, религиозная медитация и символы дзен. вектор будда монах мудра, знак рыбы инь яньPREMIUM
Эскиз векторной иллюстрации европейский вид церковьPREMIUM
Нарисованный от руки эскиз входных ворот в монастырь по линь, остров лантау, гонконг, китайPREMIUM
Историческое православное здание собора святой софии в киевской столице. контур от руки черными чернилами нарисованный от руки логотип знак значок изображение в стиле ретро художник гравировка печать мультяшный стиль ручка на белой бумаге место для текстаPREMIUM
город Авиньон с древним сломанным средневековым мостом святого бенезе за рекой рона (европейская франция прованс) — 3d рендеринг с концепция эскиза от рукиPREMIUM
Знаменитые достопримечательности Боснии и Герцеговины. собор святого сердца в сараево и монастырь тврдос, национальная библиотека и балканский загородный дом. достопримечательности и путешествия, архитектурная темаПРЕМИУМ
Историческое православное здание собора святой софии в киевской столице. наброски от руки черными чернилами рисованной логотип знак значок изображение в стиле ретро художник гравировка печать мультяшном стиле ручка на белой бумаге пространство для текстаPREMIUM
Одна линия рисунок молодого энергичного шаолиньского монаха упражнения кунг-фу борьба с палкой в храме векторная иллюстрация. концепция древнего китайского боевого искусства. Дизайн непрерывной линии. ПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. рисованный эскиз иллюстрации в векторе.ПРЕМИУМ
Деревянная православная русская церковь, осенний лесной пейзаж, картина масломПРЕМИУМ
Религиозные этюдные символы буддизма. вектор будда монах мудра в медитации дзен, знак рыбы инь янь или священный слон и лотос со ступой храм и свастика или молитвенные колеса буддийского поклоненияPREMIUM
Свято-Троицкий собор, тюмень в холодную зиму. западная сибирь россия — векторная иллюстрация (идеально подходит для печати на ткани или бумаге, плаката или обоев, украшения дома) ПРЕМИУМ
Историческое православное здание собора святой софии в киевской столице. контур от руки черными чернилами нарисованный от руки логотип знак значок изображение в стиле ретро художник травление печать мультяшном стиле ручка на белой бумаге место для текстаPREMIUM
Софийский собор в киеве, украина. векторный монохромный рисунок от руки в стиле пера на бумаге, изолированной на белом фоне с пространством для текста. ПРЕМИУМ
Историческое православное здание собора святой Софии в киевской столице. контур от руки черные чернила нарисованный от руки логотип знак значок изображение в стиле ретро художник гравировка печать мультяшный стиль ручка на белой бумаге место для текстаPREMIUM
Сен-Реми-де-Прованс, Буш-дю-Рон, Прованс, Франция, 11.05.2019. реконструкция комнаты винсента ван гога в монастыре св. paul de mausole.PREMIUM
Историческое православное здание собора святой софии в киевской столице. контур от руки черными чернилами рисованной знак значок изображение в стиле ретро художник гравировка печать мультяшном стиле ручка на белой бумаге пространство для текстаPREMIUM
Стилизованный восточный храм — японская или китайская башня пагоды. пейзаж с деревьями, озером, камнями, цветами. Эскиз от руки для взрослых антистрессовых раскрасок с элементами дудла. ПРЕМИУМ
Деревянная православная русская церковь, осенний лесной пейзаж, картина масломPREMIUM
Простая схема рисования линий, карта достопримечательностей Хоккайдо зимой jPREMIUM
Вид на здание с достопримечательностью дали — город в китае. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе. ПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. рисованный эскиз иллюстрации в векторе.ПРЕМИУМ
Акварельный эскиз исторического монастыря палеокастрица, корфу, грецияПРЕМИУМ
Престарелая святая софия собор в киеве изолирована на белом фоне. исторический средневековый национальный мемориальный музей. чернила от руки нарисованы фон схематично в стиле ретро ручка на бумаге с пространством для текста на небеPREMIUM
Историческое православное здание собора святой софии в киевской столице. контур от руки черными чернилами нарисованный от руки логотип знак значок изображение в стиле ретро художник гравировка печать мультяшном стиле ручка на белой бумаге место для текста0007
Успенский собор, г. Полтава, Украина. классический портик с колоннами у входа в колокольню с высоким шпилем. за решетчатой оградой с святынями крупнейшего собора в стиле барокко и фруктового сада. векторный монохромный рисунок от руки в стиле пера на бумаге, изолированной на белом фоне с местом для текстаPREMIUM
Акварельный эскиз или иллюстрация вида на православную церковь в Черногории.PREMIUM
Киев известное туристическое шоу место старого известного великого исторического патриотического мемориала , обелиск, столб. наброски от руки чернила рисованной значок изображения схематичный в стиле ретро-арт каракули ручка на бумажном фонеПРЕМИУМ
Историческое православное здание собора святой софии в киевской столице. контур от руки черными чернилами нарисованный от руки логотип знак значок изображение в стиле ретро художник травление печать мультяшном стиле ручка на белой бумаге пространство для текстаPREMIUM
Готическая архитектура зал. замок крытый. церковь крытая. векторная иллюстрацияPREMIUM
Ереван, армения, панорама панорамы векторного эскиза. рисованная иллюстрация на синем фоне.ПРЕМИУМ
Россия, суздальский горизонт изолированных векторных иллюстраций, значкиПРЕМИУМ
Красочная картина Мон-Сен-Мишель, ПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. рисованный эскиз иллюстрации в векторе. PREMIUM
Фрагмент из винтажного журнала путешествий 1970-х годов с почерком и карандашными набросками (разрешение на собственность прилагается) и ретро-дневник в кожаном переплете. на белом фоне.PREMIUM
Буддийский храм Гонконг векторная иллюстрацияPREMIUM
Камни Армении. эскиз древней церкви и старых армянских крестов хачкаров. рисунок с натуры в окрестностях озера севан. рисованное произведение искусства. путешествие по странам Кавказа. векторное изображение. ПРЕМИУМ
Монастырь Джвари недалеко от города Мцхета в Грузии. рисунок черной линии на белом фоне. ПРЕМИУМ
Город Авиньон с древним сломанным средневековым мостом святого бенезе за рекой Рона (Европа, Франция, Прованс) — эскиз от руки в стиле ретро на фоне переработанного картона — рамочная концепция. ПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. рисованной эскиз иллюстрации в векторе. ПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. рисованный эскиз иллюстрации в векторе. ПРЕМИУМ
Акварельный эскиз или иллюстрация католической церкви Рождества Господня. prague loreta в праге в чехииPREMIUM
Акварельный эскиз или иллюстрация вида на православную церковь в черногории.PREMIUM
Вид на здание с достопримечательностью дали — город в китае. рисованный эскиз иллюстрации в векторе.ПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. рисованный эскиз иллюстрации в векторе.PREMIUM
Вид на та фром в Ангкоре — векторная иллюстрацияPREMIUM
Сингапур, китайский город рисунок. винтажная туристическая открытка или плакат с надписью от руки. PREMIUM
Векторный пейзаж. стилизованное изображение древней православной церкви на закате. ПРЕМИУМ
Рисунок в стиле эскиза иллюстрации монашеского средневекового монаха, пишущего иллюминированную рукопись внутри европейского монастыря или скриптория внутри овала на изолированном белом фоне в черно-белом цвете. ПРЕМИУМ
Рисунок маяка Сен-Матье и руин старого аббатства в Бретани, Франция — векторная иллюстрацияPREMIUM
Завернутые блины с черникой, еда на завтрак векторная иллюстрация на белом фоне. Православная Церковь. векторный эскиз черно-белый эскизPREMIUM
Город Авиньон с древним сломанным средневековым мостом святого бенезе за рекой Рона (Европа, Франция, Прованс) — эскиз от руки изображениеPREMIUM
Софийский собор в Киеве, Украина. векторный монохромный рисунок от руки в стиле пера на бумаге на белом фоне с пространством для текстаPREMIUM
Успенский собор, Омск холодной зимой. западная сибирь россия. — векторная иллюстрация (идеально подходит для печати на ткани или бумаге, плаката или обоев, украшения дома) ПРЕМИУМ
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия. Эскизный рисунок церкви Санта-Мария-делле-ГрациеPREMIUM
Векторный архитектурный ландшафт. улица старого европейского города, ведущая к ратушеPREMIUM
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. акварельный всплеск с рисованной иллюстрацией эскиза в векторе. PREMIUM
Ручной обращается акварельный эскиз. историческое здание. религиозная архитектура. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. русская православная церковь. культура и религия. зеленые деревья. голубое и серое небоPREMIUM
Векторный рисованный эскиз монастыря гангтей в ньингмапе, бутанPREMIUM
Вид на здание с достопримечательностью дали — город в китае. акварельный всплеск с рисованной иллюстрацией эскиза в векторе.ПРЕМИУМ
Здание азиатской архитектуры с изогнутой крышей. эскиз буддийской пагодыPREMIUM
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. рисованной эскиз иллюстрации в векторе. ПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. рисованной эскиз иллюстрации в векторе. ПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. рисованной эскиз иллюстрации в векторе. ПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. рисованный эскиз иллюстрации в векторе.ПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. акварельный всплеск с рисованной иллюстрацией эскиза в векторе. ПРЕМИУМ
Знаменитая достопримечательность России Соловки. вид на горизонт. пейзаж соловецкого монастыря. путешествия россии фон. нарисованный от руки рисунок иллюстрации.PREMIUM
Буддийский монастырь, китайская живопись, туристический эскиз на белом фоне. непал гималаиПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. рисованный эскиз иллюстрации в векторе. PREMIUM
Петра, аль-хазне непрерывная линия векторной иллюстрацииPREMIUM
Векторная ручная иллюстрация панорамного городского пейзажа праги. страховой монастырь и крыши праги. достопримечательность праги, чехия. векторные иллюстрации в черном цвете, изолированные на бежевом фоне. ПРЕМИУМ
Старое здание православного монастыря в скалах над речкой. вектор монохромный чернила от руки нарисованный фон схематично в искусстве каракули в стиле античности ручка на бумаге с местом для текста на небеPREMIUM
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. рисованной эскиз иллюстрации в векторе. ПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. акварельный всплеск с нарисованной вручную иллюстрацией эскиза в векторе. ПРЕМИУМ
Вид на здание с достопримечательностью Дали — город в Китае. рисованный эскиз иллюстрации в векторе.PREMIUM
Православная графическая монохромная иллюстрацияPREMIUM
Церковь старая русская православная церковь.