Урок музыки «Великий колокольный звон»
Цель урока: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. Познакомить учащихся с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов;
- сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси;
- закрепить полученные знания и подготовить учащихся к разговору о колокольных звонах в композиторской музыке.
- Развивающие:
- формировать умение различать колокольные звоны;
- способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте;
- развивать творческие способности через организацию разных видов музыкальной деятельности.
- Воспитательные:
- способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- воспитать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа, почитающего колокол, как символ русской земли;
- способствовать развитию творческой активности
учащихся.
Учебные универсальные действия:
Личностные УУД:
– выражать свое отношение, чувства, эмоции к
прослушанному музыкальному произведению,
аргументируя личностными ощущениями;
– опираться на собственные предпочтения и свой
личностный субъективный опыт, на свои интересы,
склонности, устремления, индивидуально значимые
ценности и учиться максимально использовать его,
а не просто безоговорочно принимать, что говорит
учитель
Регулятивные УУД:
– определять тему урока;
– анализировать музыкальное произведение на
основе средств музыкальной выразительности;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме;
– участвовать в диалоге;
– слушать и понимать позицию друг друга.
Познавательные УУД:
– уметь извлекать информацию из музыкальных, художественных и поэтических иллюстраций;
– выявлять сущность и особенность музыкального произведения;
– уметь на основе анализа делать выводы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.
Форма урока: фронтальная, групповая.
Методы: словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительской наглядности, музыкальное обобщение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано.
Виды деятельности: слушание, исполнение, размышление.
Формы организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.
Оборудование:
Технический ряд: компьютер, проектор.
Зрительный ряд: Презентация.
Музыкальный ряд:
- М.Мусоргский «Великий колокольный звон».
- Колокольный звон «Благовест».
- Колокольный звон «Набат».
- Колокольный звон «Трезвон».
- Муз. народная, сл. И Козлова «Вечерний звон».
- Муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьевой «Моя Россия» (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)
Литературный ряд:
- Ю.Сомов «Звон колоколов» – стихотворение.
- С.Есенин «Колокол дремавший» – стихотворение.
Дидактический материал:
- Текст стихотворения Ю.Сомова «Звон колоколов».
- Текст стихотворения С.Есенина «Колокол дремавший».
- Учебник «Музыка» 2 класс /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/
- Карточки с определением колокольного звона.
- Колокольчики разного цвета.
Урок музыки – урок искусства и
импровизационность, вариативность,
индивидуальность – неотъемлемые и необходимые
его качества. При организации материала учитель
стремится к тому, чтобы учащиеся не просто
усвоили знания, а вывели их в процессе
постигающего мышления, реального и мысленного
эксперементирования, выявления существенных
связей и отношений между элементами своей
деятельности, рефлексируя в общении на уроке.
Ход урока
У. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, тему которого мы определим вместе с вами. Давайте прочитаем стихотворение Ю.Сомова
Презентация. Слайд 1 /Текст стихотворения/ «Звон колоколов»
Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно.
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.
По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага.
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо!
– Так о чем мы с вами будем говорить на
уроке?
Д. Мы будем говорить на уроке о
колокольном звоне.
У. Как вы думаете, какая тема нашего
сегодняшнего урока?
Д. Тема нашего урока – колокольный звон.
У. Молодцы. Мне осталось лишь добавить
одно слово – «Великий колокольный звон».
Слайд 2 /Тема урока/
– Сегодня на уроке мы будем говорить о звоне
колоколов, колокольчиков и выяснять, когда
появился колокольный звон, где его можно
услышать, а также поговорим о его разновидностях
и о том, какое место он занимал и занимает в жизни
человека. Мы сегодня научимся различать виды
колокольного звона и отличать их друг от друга.
– Предлагаю послушать вступление к опере «Борис
Годунов», автором которого является
М.П.Мусоргский.
Слайд 3 / «Великий колокольный звон» М.Мусоргского/Слушание: вступление к опере М.Мусоргского «Борис Годунов»
У. Какая музыка сейчас звучала?
Д.Звучал колокольный звон.
У. Вы услышали именно звук колоколов или
что-то еще?
Д. Звуки музыкальных инструментов,
которые подражают колокольному звону.
Д.

У.Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?
Д. Колокола большие и маленькие.
У. Как вы смогли определить?
Д. Низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола.
У. Какое настроение передали нам колокола?
Д. Колокола предали настроение радости, праздника, торжества.
У. Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по-разному.
Слайд 4 /Колокола/
По преданию, в IV веке монах заболел и пошел в лес
за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и
задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную
музыку. (Звучит колокольчик). Даже скорее не
музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от
этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он
начинает выздоравливать. Когда же он открыл
глаза, то увидел, что возле самого его уха
качается знакомый цветок.
Слайд 5 /Колокольчик/
Д. Колокольчик
У. И монах решил, что именно голос цветка
помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию
этого цветка, отлив его из металла.
Слайд 5 /Колокольчик и колокол/
У. Про колокола и колокольные звоны в
старину говорили много добрых, красивых
слов. Так, например, колокола называли русским
чудом, а про колокольный звон говорили, что это
голос Родины.
О чем нам может говорить голос Родины –
колокольный звон?
У. Когда нам может говорить колокол о печали, о горе?
Д. Когда война или пожар.
У. Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о горе и печали?
Д. Колокол будет разговаривать низким и громким голосом.
У. А когда колокол может говорить нам о радости и любви?
Д.

У. Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о победе и хорошей новости?
Д.Колокол будет разговаривать нежным, тихим, добрым, ласковым голосом.
У.Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому колокольному голосу. Другими словами, вы назвали ТЕМБР голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, у маленького колокола тембр будет высоким.
Слайд 6 /Колокола/
У. У колоколов, как у людей, есть свои имена, своя судьба. Их даже одушевляли, сравнивали с человеком. Смотрите, как он устроен: тулово, ухо и язык. И его голос, как у человека – поет и в нем есть душа.
Существует несколько видов колокольных звонов.
С некоторыми мы сегодня познакомимся и будем
учиться различать, вслушиваясь в их звучание.
Вслушайтесь в строчки поэтического текста
С. Есенина, они вам помогут узнать вид
колокольного звона.
Читаем стихотворение С.Есенина «Колокол дремавший…»
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.Скрылась за рекою бледная луна.
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за рекою Благовеста звон.
У. О каком колокольном звоне идет речь
в стихотворении?
Д. В стихотворении идет речь о звоне –
Благовест.
У. Благовест – название этого
звона происходит от двух слов «Благая
весть».
Что означают эти слова?
Д. Радостная, добрая новость.
Слайд 7 /Благовест/
У. Благо = добро, радость, праздник
Вест = весть – добрая весть.
Благовест оповещает о хороших новостях, о
победе над врагом, о празднике, о торжественном
событии. Звучит при помощи одиночных редких
ударов в один колокол. Послушайте колокольный
звон Благовест и определите его характер.
Слушание: Колокольный звон «Благовест»
У. Какой характер колокольного
звона «Благовест»?
Д. Характер полетности, радости,
светлый звон.
Повторное слушание: Колокольный звон «Благовест».
У. Сейчас прозвучит еще один вид колокольного звона. Послушайте и определите характер его звучания.
Слушание: Колокольный звон «Набат»
У. Какой характер звучания этого
звона?
Д. Колокольный звон передает характер
тревоги, волнения.
У. О чем оповещает этот звон?
Д. Оповещает о горе, беде, страданиях.
Слайд 8 /Набат/
У. Этот колокольный звон называется Набат – вид колокольного звона, который
представляет собой тревожные сигналы о бедствии
(о пожаре, о нападении врага). Звучит при помощи
частых ударов в один колокол.
Повторное слушание: Колокольный звон «Набат»
У. И еще один вид колокольного звона, с которым мы сегодня познакомимся. Давайте послушаем, как звучит этот вид колокольного звона, и какой характер этого звона.
Слушание: Колокольный звон «Трезвон»
У. Какой характер звучания этого
звона?
Д. Колокольный звон передает
характер радости, праздника, звучит звонко.
У. А чем отличается этот звон от
Благовеста и Набата?
Д. В этом колокольном звоне много
колоколов разных тембров звонят одновременно.
У. Какое настроение передает этот звон?
Д. Настроение праздника, радости.
Слайд 9 /Трезвон/
У. Этот колокольный звон называется Трезвон – самый сложный вид колокольного
звона – звонят во все колокола, которые мы можем
услышать во время радостных событий и
праздников.
Повторное слушание: Колокольный звон «Трезвон»
У. Итак, ребята, с какими видами
колокольного звона мы познакомились?
Д. Мы познакомились с колокольными
звонами: Благовест, Набат, Трезвон.
У. А чтоб дальше продолжить
заниматься,
Пришло время нам размяться!
Мы не только отдохнем, а еще и закрепим виды
колокольного звона, которые мы с вами изучили. И
при помощи движений, мимики и пластики попробуем
передать особенности их звучания.
Слайд 10 /Физминутка/
Физминутка:
Вот звонит колокольный звон:
Бом-бом, бом-бом.
Созовет он весь народ –
Бом-бом, бом-бом.
Зазвучал Благовест:
Динь-дон, динь-дон,
О победе над врагом
Динь-дон, динь-дон.
А теперь Трезвон:
Дили-дон, дили-дон.
Колокольный перезвон –
Дили-дон, дили-дон.
У. Молодцы! Мы с вами сумели при
помощи мимики, движений и пластики передать
главные особенности колокольных звонов: Благовеста,
Набата и Трезвона.
Слайд 11 /Колокола/
У. В народе по особому, с любовью и
гордостью относились к колоколам – что даже
давали им имена – Сысой, Георгий, Гавриил, Лебедь,
Медведь, Царь-колокол. Названия деталей колокола
тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык.
Колокола умеют говорить.
Да и судьба колокола, что судьба человеческая –
колокола подвергались наказанию: их били кнутом,
зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык.
Говорят, что один колокол испугал коня царя Ивана
Грозного и тот велел отрубить колоколу уши.
Слайд 12 /Звонница/
У. Ребята, вы видите на слайде дом, в
котором живут колокола. Как он называется?
Д.Этот дом называется колокольня.
У.Еще у этого здания есть второе
название – ЗВОННИЦА. Почему его так
называют?
Д. Колокола звонят! Мы слышим
колокольные звоны.
У. А кто руководит этим чудным ансамблем
колоколов?
Мы знаем, что музыканта, играющего на пианино
называют – пианист,
На скрипке – скрипач,
На гуслях – гусляр,
На колоколах – звонарь.
Слайд 13 /Звонарь/
Чтобы заставить дружно и слаженно звучать этот
ансамбль, необходимо учиться в специальной школе
звонарей. Колокольный звон – это целая наука.
Сейчас мы с вами попытаемся представить, что
находимся в школе звонарей на первом уроке. Перед
вами на каждой парте находятся
карточки-определения услышанной колокольной
музыки.
Первый ряд, работая в паре с соседом, находит
слова, которые относятся к звону Благовест.
Второй ряд – к звону Набат.
Третий ряд – к звону Трезвон.
Все определения наклеиваем на листок в форме
колокола.
Работа парами. Проверка определений.
Слайд 14 /И.Левитан «Вечерний звон»/
У. Тема колоколов волновала и
интересовала поэтов, музыкантов, художников. Сможем ли мы услышать колокольный звон в
картинах художников?
В учебнике на стр.38 есть иллюстрации картин
русского художника Исаака Левитана «Вечерний
звон». Давайте внимательно рассмотрим, что
изображено на картине.
Разбор картины: что изображено? (церкви,
вечер, наверное художник слышал колокола, когда
писал картину), какие цвета использовал художник?
Рассмотрев картину, попробуем и мы услышать
колокольные звоны. А помогут нам в этом
слова-подсказки, которые даны у вас в учебнике на
цветных плашках.
Д. На картине «Вечерний звон»
колокольный звон будет задушевным, нежным,
радостным, задумчивым.
У. А сейчас прозвучит песня, написанная
на народную музыку и стихи И.Козлова.
Слушание песни «Вечерний звон»
У. Как вы думаете – как называется
песня?
Д. Песня называется «Вечерний
звон»
У. Эти произведения появились на свет
отдельно друг от друга, но если совместить два
«Вечерних звона», то можно найти много
интересных совпадений. В чем заключаются эти
совпадения?
Д. В картине и в песне говорится о
колокольном звоне.
У. Какое внутренне ваше душевное
состояние, когда вы смотрите на картину и
слушаете музыку?
Д. Состояние спокойствия, доброты,
покоя.
У. Но главная общая черта этих двух
произведений в их содержании. Что воспели в своих
творениях: художник в картине, поэт в стихах,
народ в музыке?
Д. Воспели любовь к Родине.
Слайд 15 /Колокола/
У. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах:
Колокола! Ваш звучный звон –
Язык земли, меня вскормившей.
Живёт в вас радость, клич и стон,
Как отголосок жизни бывшей.
Колокола – Руси венец,
Червоным золотом горящий.
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим.
Г.
Голуб
Мы тоже с вами знаем песню, в которой прославляется наша Родина.
Исполнение песни «Моя Россия» (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)
У. Вот и подошел к концу наш урок. Чему
он был посвящен?
Д. Урок посвящен колокольному звону.
У. С какими видами колокольного
звона мы познакомились?
Д. Мы познакомились с колокольными
звонами – Благовест, Набат, Трезвон.
У. Ребята, у вас на партах лежат
колокольчики разных цветов – красный, зеленый,
синий. Если вам очень понравился урок – возьмите
красный колокольчик; если не очень понравился
урок – возьмите зеленый колокольчик; если вам
урок не понравился – возьмите синий колокольчик.
На выбранном колокольчике напишите, как он
звучит.
А сейчас при помощи ваших маленьких
колокольчиков мы озвучим большой колокол.
Дети прикрепляют свои колокольчики на большой
колокол – «озвучивают».
У. Вот как зазвучал наш колокол
(проговариваются слова, которые написали дети).
Какой звон получился?
Ответы детей.
У. Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке, узнали много нового и интересного о колокольном звоне и его разновидностях. И чтобы вы еще раз подтвердили отличное усвоение знаний, полученных на уроке, домашнее задание будет таким: выразить знания, полученные на уроке в рисунке – изобразить, на ваш выбор, колокола, чтобы мы поняли, о каком колокольном звоне вы хотели нам рассказать.
Слайд 16 / Пусть звучит Благовест/
У. Итак, мы сегодня познакомились с колокольными звонами. Колокольные звоны – голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. Колокола – сама жизнь, история, часть музыкальной культуры России.
Колокольные звоны плывут над Россией,
Разгоняя все беды, над раздольем летят.![]()
Колокольного звона не сыщешь красивей,
Об истории русской звоны те говорят!
Сохраним это состояние души до следующего урока. Всего доброго, пусть чаще звучит в вашей душе и жизни Благовест!
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | План-конспект урока по музыке (5 класс):
«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Тип урока: интегрированный
Форма урока: урок с элементами исследовательской работы
Ведущий метод: проблемно-поисковый
Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа
Задачи:
Образовательные:
- сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси
- познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов
- установить присутствие «колокольной тематики» в литературе, живописи и музыке, обратить внимание на элементы выразительности, которыми пользовались авторы для создания своих произведений
- сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах в главной и сопровождающей роли
- закрепить полученные знания и подготовить к подробному разговору о колокольных звонах в композиторской музыке
Воспитательные:
- способствовать патриотическому воспитанию детей
- воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли
- формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства
- пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины
Развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученые ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях
- развивать речь и умение, слушая, слышать
- расширить представления о значимости колокольных звонов в современном мире
Оборудование урока и методическое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
- синтезатор
- презентация к уроку
- аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений:
а) Красный звон звонницы Спаса-Евфимиевского монастыря (г. Суздаль)
б) Колокольный звон Киево-Печерской лавры
в) Сюита для двух фортепиано С.В.Рахманинова ч.3, ч. 4.
д) синтезатор для озвучивания нотной записи.
Тема сегодняшнего урока — «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве». Честь и хвала древним летописцам и историкам, которые смогли сохранить для нас не только легенды, но и достоверные сведения о происхождении колоколов!
Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такое приспособление из железа или дерева — било (от слова «бить»). Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре.
Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае в XII — III веках до н.э., по другим — в Италии, в провинции Кампаньи в IV веке н.э., когда по преданию епископу Ноланскому Павлину однажды приснился сон — ангел с чудесно звенящими полевыми колокольчиками. И ведь верно, форма колокола и форма цветка колокольчика очень похожи. Удивительно, но первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе — кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали).
Так откуда же взялось слово «колокол»? Первые летописные упоминания о колоколах на Руси датированы 988 г. Это время зарождения христианства. Слово «колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша». И действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки.
Колокола размещаются на башнях – звонницах
Сегодня колокололитейные заводы есть в нескольких крупных городах России. Наш Воронеж в их числе. Но раньше таких возможностей не было, и мастера-литейщики справлялись с трудным делом так:
1. Вырывалась яма, в которой особым образом готовилось дно (площадка из глины или кирпича должна была быть идеально ровной).
2. Из глины готовилась форма с пустотой внутри, а по краям ямы строились несколько печей для плавки металла.
3. В форму по нескольким каналам заливали расплавленную колокольную медь (смесь бронзы и олова). Для особой красоты звука к смеси могли добавлять и серебро.
4. Яму накрывали и ждали, когда металл постепенно остынет.
5. Затем форму освобождали от земли, разбивали глиняный кожух, а колокол извлекали и несли к священнику для благословения.
К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Но известны случаи, когда колокола серьёзно «наказывали»: отправляли в ссылку, избивали розгами или даже уничтожали. Например, Новгородский вечевой колокол был «арестован» за содействие бунтарям по приказу Ивана Грозного. Колокол сняли и повезли в Москву, чтобы тот «покорился» и звучал в лад с московскими колоколами. С этого момента начались две легенды. По одной из них колокол недалеко от Новгорода «перевернул» сани, на которых его везли, и упал в овраг, после чего его было приказано разбить на мелкие кусочки. Но люди, якобы, собрали осколки и отлили знаменитые валдайские колокольчики, которые звенят под дугой в упряжи лошади. В народе говорили, что в день, когда все колокольчики соберутся вместе, оживёт и вечевой колокол. По второй легенде Новгородский колокол благополучно довезли до Москвы, где его перелили в другой — набатный колокол, и целых двести лет он находился на главной звоннице, пока однажды не напугал своим басом царя Фёдора Алексеевича, за что был «сослан» в монастырь г. Архангельска.
Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и силы удара) Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола. Вот как описывается звучание колоколов в «Притче о двух колоколах» Ольги Безымянной:
На сторожевой башне было два колокола. Один огромный, тяжелый, массивный, с толстыми чугунными стенками и большим, почти круглым, чугунным языком. Другой был намного меньше. И медные стенки его были тоньше, и медный язычок изящнее. И звонили оба колокола по-разному: большой издавал сильный, глухой, тяжелый звук, который тревожным эхом отдавался далеко от башни; маленький звучал, словно заливался, то смехом, то плачем, и слышно его было не так далеко, но те, кому доводилось слышать этот звук, словно очищались: были то слезы или смех, но всегда что-то слетало с души, освобождая ее от невидимой тяжести:
Потому не удивительно, что в зависимости от звучания и особых примет, колоколам давали имена-прозвища, а в церквях им присваивали особые чины (чин — предназначение).
В православном храме колокола делятся на три вида: самые большие — благовестники, средние и малые. Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают.
Сначала о самых больших колоколах:
- Благовестники — праздничные колокола, несущие благие вести. Среди остальных они самые большие.
- Воскресные колокола — чуть меньше и немного легче, чем благовестники. Звонили в них по воскресеньям и великим праздникам.
- Постные колокола — в них звонили во время православного поста.
- Полиелейные — звучали в дни полиелейного Богослужения
- Будничные колокола — звонили в простые, не праздничные дни
- Часовые колокола — «отбивали» часы, отмеряя время.
Средние колокола использовались для украшения основного звона. Звучание их выше, чем у «басовых» колоколов-благовестников.
К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные. Без их высоких заливистых голосов колокольная музыка была бы лишена особой красочности.
Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.
Благовест — особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол.
Трезвон — один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами.
Набат — сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми — соседние к ним.
Погребальный звон — скорбный звон от малых колоколов к большим в память об умершем человеке. Как вы думаете, что символизировал этот звон? (жизнь человека от детства до взросления). В самом конце ударяли сразу во все колокола. Это момент прощения и прощания.
Слайд 11. (Карточка с заданием 2)
Если прислушаться к колокольным звонам, то можно расслышать целые фразы:
Озвучить нотную запись на фортепиано или металлофоне
- Как вы думаете, сколько колоколов участвует в этом звоне? (четыре)
- Чем они отличаются друг от друга? (размером, а значит ещё и высотой звука)
- Куда приглашают колокола и для чего? (в храм или церковь, приглашают на церковную службу)
Давайте вспомним жанры русской народной музыки, которые так или иначе были связаны с колокольным звоном (Календарные обрядовые, семейно-бытовые ).
Вы все хотя бы раз звонили в колокольчик, потому помните, что внутри его «чаши» находится так называемый «язык», который ударяет о его стенки. Вспомните движение вашей руки и назовите первый способ управления колоколами (раскачивать колокол).
Верно. Европейские колокола до сих пор управляются таким способом, т.е. их раскачивают. Но таким способом можно управлять лишь небольшими колоколами. Россия же славится умением изготавливать очень большие колокола, которые просто так не раскачаешь.
И тогда звонари стали раскачивать не сам колокол, а: (его язык).
Как вы думаете, почему? (язык значительно легче, чем сам колокол)
— Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.
Издавна на Руси колокольные звоны отмечали торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение. У каждого звона свой ритм. Главное в колоколах — это ритм.
Но на Руси научились отливать и просто огромные колокола. Самый известный колокол — «Царь-колокол». Его вес 200 т, высота — 6, 24 м, диаметр — 6, 60 м. С чем это сравнить? 200 т — это примерный вес 50 слонов, 6 м — высота двухэтажного дома, а внутри чаши вполне можно было бы жить, как в огромной комнате. Как справиться с таким великаном? И подобные колокола у нас не редкость, потому на колокольнях и был придуман особый механизм — педали, наступая на которые при помощи веса своего тела звонари могли раскачать язык и такой громадины. На уроках православной культуры вы уже знакомились с Царь-колоколом, потому его история должна быть вам известна:
В 1654 г. Царь-колокол был отлит по приказу царя Алексея Михайловича. Весил он тогда 130 т и был действующим около пятидесяти лет, но в 1704 г. во время пожара был повреждён.
В 1733 г. было принято решение о том, чтобы перелить колокол. За дело берутся отец и сын Моторины — русские мастера-литейщики. По приказу императрицы Анны Иоановны в новый колокол будет добавлен материал, от чего его вес увеличится до 200 т. После того как колокол остыл, с него сняли кожух, и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, так как после литья изображения получаются недостаточно четкими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с пожаром в мае 1737 г. Москвичи, тушившие пожар, поливали колокол водой, опасаясь, что он расплавится. Но от неравномерного охлаждения тот треснул во многих местах, а одна трещина оказалась такой серьёзной, что от чаши колокола отломился кусок. Работы по отделке его украшений прекратили, и он около 100 лет пролежал в литейной яме. Только в 1836 г. колокол подняли и установили на постаменте у колокольни «Ивана Великого».
Вот так, как вы сейчас, услышав колокольные звоны, вдруг начинали говорить в своих произведениях поэты, писатели, композиторы и художники. Эти строки написаны нашим современником:
Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.
По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо.
А сердце, окрыленное мечтой,
Вновь видит твою главную дорогу.
Знакомые слова молитвы той,
Наполненной любовью к людям, богу:
(Фрагмент стихотворения «Звон колоколов», fisher)
Человек, колокола, душа, Вечность, храм, молитва: Разве может существовать одно без другого? А как вы понимаете слово «молитва»? (просьба, обращение к Богу)
А может ли быть молитва в камне, в красках, в звуке? (беседа с последующим восстановлением цепочки при помощи триггеров)
В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке. Колокольные звоны называют «звучащей иконой». Очень меткое определение!
Можно ли эти картины назвать музыкальными?
Многие композиторы обращались к теме колокольности с помощью музыкальных инструментов. Как вы думаете, можно перенести звуки колоколов на сцену концертного зала? Сможем ли мы увидеть в музыкальных произведениях, как выглядят колокола, сколько колоколов звучит, услышать типы звонов?
Колокола и классическая музыка
Учитель музыки: -Не обделила вниманием колокола и русская классическая музыка.
Звучит «Рассвет на Москве реке» М.П. Мусоргского (фрагмент)
—Ребята, ваши впечатления? Что вы увидели, когда слушали эту музыку? Какая картина встала в вашем воображении? (Рассвет, восход солнца, начало нового дня…)
Слайд 2 (Портрет М.П.Мусоргского)
«Рассвет на Москве-реке» — так называется симфоническая картина М. Мусоргского вступление к опере « Хованщина».
Всему русскому народу о многом говорят слова: «9 мая – день Победы». А в ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной Войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучало произведение «Рассвет на Москве-реке». Создавалось впечатление, что М. Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет дня Победы, новой мирной жизни.
— А что ещё было слышно, кроме инструментов симфонического оркестра, когда звучало произведение М. Мусоргского?
(Могучее, тревожное звучание большого колокола…Звонкие, перекликающиеся голоса малых колокола…)
Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. А как не вспомнить легенду о затонувшем граде Китеже, который находился на берегу озера Светлояр что в Нижегородской области? До сих пор приезжают туда люди, надеясь увидеть в утреннем тумане над озером очертания древнерусского города и услышать из-под воды их серебряные голоса.
Колокольные звоны
плывут над Россией,
Разгоняя все беды,
над раздольем летят.
Колокольного звона
не сыщешь красивей,
Об истории русской
звоны те говорят.
Для нас, россиян, в российском колоколе и его звонах воедино слиты и история, и любовь к Родине, и наука, и песни, и душа народа. Когда звучит колокольная музыка – лица светлеют. Где бы это не происходило – у храма или в концертном зале…
И композиторы и художники, чтобы их произведения были близки и понятны, приносили людям добро и радость часто изображают колокола, как символ нашей Родины.
С.В. Рахманинов. Обратимся к его творчеству.
— Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. О колоколах, колокольных звонах написано много песен. Они запечатлены на полотнах художников. О них слагались легенды и сказания. Колокольный звон мы слышим и в стихах поэтов. Послушайте стихотворение С.Есенина, написанное под впечатлением колокольного звона:
Колокол дремавший разбудил поля.
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздаётся голос по лесам.
Скрылась за рекою белая луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за дорогой замирает звон.
— А можем ли мы услышать звуки в картине художника? (Ответы)
— Перед вами картина Исаака Левитана «Вечерний звон»?
Учитель: Рассмотрите картину. Что вы видите на картине?
Дети: Реку, лодку, лес, на берегу церковь.
Учитель: Какое время суток изображено?
Дети: Вечер.
Учитель: Какие цветовые тона использовал художник — яркие или приглушенные?
Дети: Приглушенные.
Учитель: Какие линии — прямые или волнистые?
Дети: Волнистые, плавные
Учитель: В картине изображено движение или она неподвижна?
Дети: В картине как будто всё остановилось: ни ветра, ни волн.
Учитель: А почему же она носит музыкальное название? Попробуем в своем воображении «оживить» картину. Что в ней «зазвучит», какие звуки вы услышите?
Дети: в картине можно услышать звуки природы : пение птиц, шелест травы, листьев на деревьях, колокольный звон — благовест.
Учитель: Какое настроение передает нам художник?
Дети: спокойное, умиротворенное.
— Я вам предлагаю стать композиторами и попробовать создать музыкальный портрет вашего будущего произведения по этой картине. Воспользуйтесь эмоциональным словарём и каждый предложите свой вариант. Посмотрите на картину и подумайте, какая бы музыка больше всего была бы ей близка и созвучна. Как бы она звучала?
(Уч-ся обдумывают ответы)
Учитель на доске выписывает ответы детей.
— Ребята, все согласны с полученным эмоциональным окрасом нашего музыкального произведения по картине?
(Ответы)
— Я хочу предложить вам послушать одну песню и ответить на вопрос: «В чём сходство или отличие этой песни от картины Левитана?»
(Слушание песни «Вечерний звон»)
-Есть ли что-то удивительное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)
-В какой момент это происходит? ( в начале и в конце фрагмента)
-Как вы думаете , как называется песня? (« Вечерний звон» )
— Да, это песня «Вечерний звон». Эту песню долго считали народной. Но у неё есть авторы — музыку написал русский композитор Александр Алябьев – автор большого количества вокальных произведений. Текст песни создал английский поэт Томас Мур, а перевёл их на русский язык ярославский поэт Иван Козлов.
— Какой характер носит эта песня (используйте словари)?
— А с помощью каких средств музыкальной выразительности показывает нам композитор характер этой песни?
Темп- медленный, Динамика – тихая, мелодия – плавная, напевная; ритм – равномерный; тембр – звучат женские и мужские голоса, песню исполняет хор в стиле а капелла.
— Чем похожи эти произведения?
-(Общие черты: одинаковое название; созданы русскими авторами; близки по настроению; звон колоколов)
-Какова основная тема этих произведений? (Красота русской природы; любовь к Родине)
Музыка созвучна картине. Она такая же спокойная, тихая, как сам пейзаж. Их объединяет разнообразие оттенков, мягкий тембр голоса и красок. В картине И.Левитана плавные, гибкие, выразительные линии, как и сама музыка. Художник красками, а хор голосами смогли прекрасно выразить одно и то же явление, каждый своими средствами.
Бухенвальдский набат
Учитель музыки: Можно привести еще один пример, где звуки колокола напоминают нам о трагических днях Великой Отечественной Войны. На территории Германии был построен концентрационный лагерь «Бухенвальд», где людей сжигали в печах. Уже после войны была написана песня грузинского композитора Вано Мурадели «Бухенвальдский набат»
Слайд№1. куранты
Учитель музыки: — Знакомы ли вам эти звуки? Куранты.
-С чем они ассоциируются у вас? Москва- кремль
Учитель: Ребята, а вы знаете, на какой башне находятся куранты?
Ответ детей: На Спасской башне Кремля.
Учитель музыки: Правильно. А где можно ещё услышать колокола? (ответ: на улице, в церкви, по ТВ и т.д.)
Вывод:
Но это ещё не всё. Наш сегодняшний урок мне хотелось бы завершить «Песня о России», которую мы с вами разучивали, вот только не хватало в ней одной краски — колокольного звона. Теперь эта краска в вашем распоряжении. Надеюсь, что она откроет вам целый мир новых ощущений. Запомните их!
Исполнение песни
Для нас, россиян, в российском колоколе и его звонах воедино слиты и история, и любовь к Родине, и наука, и песни, и душа народа. Когда звучит колокольная музыка – лица светлеют. Где бы это не происходило – у храма или в концертном зале…
И композиторы и художники, чтобы их произведения были близки и понятны, приносили людям добро и радость часто изображают колокола, как символ нашей Родины.
Мы желаем вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.
Домашнее задание: Рисунок с изображением колоколов. История колокольности в нашем городе.
Музыкальный колокольчик, колокольчик, белый, логотип, колокольчик png
PNG tags
- белый,
- логотип,
- колокольчик,
- черный,
- звук,
- колоколов,
- объектов, символ
- ,
- шейка,
- Музыкальные инструменты,
- музыкальный,
- музыка,
- строка,
- рисунок,
- компьютерные иконки,
- черно-белый,
- звонок,
- png,
- прозрачный,
- скачать бесплатно
Информация PNG
- Размеры
- 512x512px
- Размер файла
- 8,98 КБ
- Тип MIME
- Изображение/png
Изменение размера онлайн png
ширина (пкс)
высота (пкс)
Лицензия
Некоммерческое использование, DMCA Свяжитесь с нами
Музыкальный рождественский колокольчик — Etsy.
