Картины природы в музыке | Музыкальная Фантазия
Картины природы в музыке
Содержание:
- Звуки природы, как источник вдохновения творчества композиторов (на примере прелюдий «Паруса», «Ветер на равнине» К. Дебюсси).
- Знакомство с жанром прелюдии.
Музыкальный материал:
- К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса»
- Звуки природы: «Дождь в лесу», «Концерт рано утром», «Плеск воды».
Характеристика деятельности:
- Наблюдать за звучанием природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке.
- Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пластическом движении.
Трудно назвать композитора, который не отразил бы в музыке своё восхищение образами природы. Шум дождя, птичье пение, переливы искрящихся на солнце водных струй… Все эти звуки природы вдохновляли композиторов к созданию музыкальных произведений.
Послушай, музыка вокруг…
Она во всём – в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звук капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки,
Чуть слышные в дремоте,
И ливень — песенкой без слов
Всё на одной весёлой ноте…
(М. Ивенсен)
Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.
Если вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на всё, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе – очень близкие и родственные чувства.
У Э. Успенского есть стихотворение, которое поможет разобраться в жанрах живописи.
Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую воду, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это – НАТЮРМОРТ.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется – ПОРТРЕТ.
Музыканты, художники и поэты всегда стремились передать удивительную красоту мира в своих произведениях. На полотнах художников природа никогда не выглядит мёртвой и молчаливой. Вглядываясь в живописный пейзаж, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки.
Творчество Клода Дебюсси – великого французского композитора, дирижёра, пианиста – одно из самых ярких страниц истории французской музыки. Клод Дебюсси был выдающимся мастером звуковой живописи. Глубокое воздействие на композитора оказывала не только музыка, но и живопись, поэзия.
В поисках новых средств музыкальной выразительности Клод Дебюсси сделал много открытий в области гармонии. С помощью новых необычных приёмов композитор передаёт тонкие состояния природы – игру света и тени, солнечные блики, плеск водяных струй.
Слушание прелюдии К. Дебюсси «Ветер на равнине».
Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление». Прелюдиями иногда называют небольшие инструментальные произведения. Например, прелюдия для фортепиано.
Используя музыкальную палитру, композиторы передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе – художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию.
Слушание прелюдии К. Дебюсси «Паруса».
Вопросы и задания:
- Послушайте прелюдию К. Дебюсси «Ветер на равнине». Выберите из словосочетаний те, которые наиболее точно передают характер музыки:
злой ветер – лёгкий ветерок;
шелест ветра – свист ветра;
ветер ревёт – ветер играет.
- Какие впечатления вызывают у вас после прослушивания прелюдии К. Дебюсси «Паруса» Каким предстаёт образ моря? В ответе можно использовать слова композитора, встречающиеся в нотах: «очень нежно», «очень мягко», «очень легко».
Презентация
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. Прелюдия Ветер на равнине, mp3;
Дебюсси. Прелюдия Паруса, mp3;
Концерт рано утром, mp3;
Плеск воды, mp3;
Дождь в лесу, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Презентация к уроку музыки на тему «Истоки» (5 класс)
Истоки музыки
5 класс. I четверть. Урок 2
Составитель: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской области
«Где музыка берёт начало?». Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина
Слушаем
Поём
«Музыка». Музыка Г. Струве, сл. И. Исаковой
Слушаем
Поём
Всё, что звучит в природе, и есть музыка.
И. Гердер
Эпиграф урока
Звук — одно из самых ярких проявлений жизни.
У каждого звука есть своё «лицо». И мы, даже с закрытыми глазами, по звуку можем угадать, что происходит вокруг.
Угадай, что звучит
Каждый звук имеет свой источник, свой образ.
вывод
Древние люди и музыка
Злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья.
(Немецкий эпос)
Древние люди и музыка
Ласковый и нежный Нек сидит в журчащих водах реки или водопада и поёт русалкам свою размеренную песню.
(Шведский эпос)
Древние люди и музыка
В глубине шумящего леса смеётся Пан (греческая мифология) или рычит Рюбецаль (немецкий эпос).
А. Осмёркин. Вётлы у пруда
Что ты «услышал» на картине?
А. Куинджи. Берёзовая роща
Что ты «услышал» на картине?
К. Юон. Купола и ласточки
Что ты «услышал» на картине?
И. Шишкин. В лесу графини Мордвиновой
Что ты «услышал» на картине?
И. Айвазовский. Чёрное море
Что ты «услышал» на картине?
Природа в музыке
Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к опере «Садко» «Океан-море синее»
Н.А. Римский-Корсаков. «Море и Синдбадов корабль» из симфонической сюиты « Шахерезада »
П.И. Чайковский. «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
ВЫВОД: Музыка — искусство временнóе, т. е. разворачивающееся во времени. Поэтому природа в музыке «живёт», существует как процесс.
В отличие от изобразительного искусства в музыке мы можем услышать, как начинается дождик, как он постепенно превращается в бурю, как потом непогода уходит, звучат отдалённые раскаты грома.
Угадай мелодию
Мы — исполнители
Музыкальные инструменты
Музыка — это искусство звуков.
Основными жителями в стране Музыки являются музыкальные инструменты, которых существует огромное количество.
Подумай, ответь: чем отличаются одни инструменты от других?
Музыкальные инструменты (оркестровые и народные)
Музыкальные инструменты способны передавать звуки природы. Композиторы часто изображают в произведениях пение птиц.
- Л. Дакен . Пьеса « Кукушка»
- А . Алябьев . Романс « Соловей»
- П. Чайковский. «Песня жаворонка» (из «Детского альбома» и цикла «Времена года»)
- М. Глинка. Романс «Жаворонок»
- М . Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов»
- А. Лядов. «Былина о птицах»
- Ж.Ф. Рамо «Пение птиц»
- М. Равель. Пьеса «Печальные птицы»
- Н. Римский-Корсаков. Опера «Золотой петушок»
- Л . Бетховен. «Пасторальная симфония»
Подумай, ответь
Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество.
- За что мы любим музыку?
- Какие виды искусства также рождают шедевры?
Шедевры искусства, рождённые самой жизнью
Парфенон. Греция, Афины
Архитектура: Парфенон
Изобразительное искусство: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Литература: «Война и мир» Льва Николаевича Толстого
Леонардо да Винчи. Джоконда
Загадочный взгляд Джоконды Л. да Винчи не оставляет равнодушным ни одного человека на протяжении многих столетий.
Вывод
Первоистоки всех искусств едины. Всюду, в любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаём различные её грани.
Искусство открывает нам жизнь через изображение, через слово, через мелодию.
Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нём самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит память об ушедших временах.
Домашнее задание
- Назвать музыкальные произведения, связанные с темой природы.
- Нарисовать в «Дневнике музыкальных наблюдений» картинку на тему «Звучащая природа».
- Написать небольшое сочинение, отвечая на вопросы:
— Есть ли у тебя свой собственный звуковой мир?
— Какие звуки природы ты мог бы назвать? Подумай, как звучит природа утром и вечером, днём и ночью. Какими звуками могут выражаться времена года?
Ритм в искусстве — примеры живописи мастеров