Строение головного мозга — Схема строения и функции отделов мозга человека
Головной мозг человека (encephalon, cerebrum) это орган, который не только контролирует все внутренние процессы, но и несет ответственность за эмоции, чувства, мысли, память, поведение. Строение и функции головного мозга отличают людей от других представителей живого мира как более высокоразвитых и сложноорганизованных существ, обусловливают различие в возможностях.
Мозг весит около 1-2 кг, это примерно 2 % от общего веса человека. Несмотря на это, нервные клетки потребляют около 50 % всей глюкозы организма, и 20 % крови проходит по мозговым сосудам. Для упрощенного понимания центральной нервной системы принято выделять части.
Разные авторы описывают строение головного мозга по разным критериям, существуют множество схем и таблиц. За основу берется единая деятельность либо зародышевый период. Строение головного отдела мозга, как и его функция, вызывают до сих пор многочисленные теории и споры.
Мозжечок (cerebellum)
Внешний вид мозжечка напоминает большой мозг. Он также имеет левую и правую части и между ними находится «червь». Мозжечок связан со всеми функциональными единицами. Эта связь осуществляется благодаря мозжечковым ножкам.
С помощью нервных пучков мозжечок принимает копию данных между спинным мозгом и корой больших полушарий. Он сопоставляет сведения о том, что происходит именно сейчас, и информацию о том, как должно быть. После соотношения ошибок мозжечок отправляет оповещение в двигательные центры. Таким образом, он корректирует рефлекторные, автоматические и произвольные движения. Несмотря на нейрональную связь с серым веществом больших полушарий, действия нельзя контролировать сознанием.
Благодаря мозжечку человек может ходить, писать, печатать на клавиатуре, играть на музыкальных инструментах, кататься на велосипеде. Получая сведения от мышц, сухожилий, вестибулярного аппарата, он регулирует равновесие, положение тела, плавность движений, поз, реализует автоматизм движений, мышечную память
к содержанию ^Промежуточный (diencephalon)
Промежуточный мозг состоит из таламического мозга thalamencephalon и гипоталамуса hypothalamus.
Тhalamencephalon, в свою очередь, состоит:
Таламус. Он является собирателем всех видов чувствительности. Здесь объединяются, анализируются, переключаются сигналы от всех рецепторов организма, кроме обоняния. Также таламус отвечает за эмоциональную реакцию, мимику, поведение на получаемые раздражители.
Эпиталамус. Это образование по-другому называют шишковидным телом. Оно регулирует протекание внутренних процессов согласно естественному ритму природы.
Метаталамус. Содержит группы клеток, отвечающие за слух и зрение.
Гипоталамус является нейроэндокринным центром. Вегетативная система осуществляет контроль за растительную часть деятельности организма. Имеются различные рецепторы, которые чувствуют изменения показателей крови, уровень концентрации жизненно необходимых веществ. Полученную информацию обрабатывает центральное звено. Выделяют центр жажды, голода, страха, удовольствия. В зависимости от типа вегетативного влияния гипоталамус делят на две части.
Конечный (telencephalon)
Конечный мозг имеет строение похожее на мозжечок — состоит из двух больших полушарий, соединяющего их мозолистого тела, покрыт корой cortex cerebri. Это особая многослойная ткань, в которой распределены разнообразные нервные клетки. Для большей площади кора образует извилины и бугры. Архитектура извилин у каждого человека индивидуальная. Но у всех имеются наиболее выраженные и глубокие извилины. Они делят все на доли. Каждая доля исполняет какую-либо определенную возможность.
Кроме такого разделения ученые составили целые карты с полями анализаторов. Наиболее известны двигательный и чувствительный гомункулюс.
Поля делят не только по функциям, но и от уровня восприятия информации. Первичные принимают информацию от органов чувств. Человек чувствует вкус, температуру, видит цвет, форму, слышит звук. Вторичные обобщают данные, создают образ. Допустим, человек видит желтый круглый предмет, чувствует шероховатость, ощущает характерный запах, кислый вкус. Уже имея опыт, человек знает, что этот предмет называется лимоном. Благодаря этим полям люди отличают предметы между собой. Третичные поля помогают делать выводы, и исходя из этого совершать действия, например, пользоваться инструментами.
Кроме полей анализаторов различают ассоциативные зоны. Эти участки обеспечивают связь между различными областями и полями коры. Благо им человек может выполнять сложные действия, такие как речь, чтение, письмо, мышление, память и другие.
В конечном мозге принято еще выделять лимбическую систему. Это объединение из разных структур, получающих сигналы об изменении функционирования какого-либо органа. Соответственно полученному сигналу, изменению показателя крови, лимбическая система корректирует активность другой системы. Так происходит компенсация работы пораженного органа здоровыми, приспособление к стрессовым ситуациям.
Изучив головной мозг, строение и роль больших полушарий, делаем выводы, что он поддерживает постоянные оптимальные значения параметров, контролирует безусловные врожденные рефлексы и условные, приобретенные в процессе жизненного опыта.
Строение головного мозга логично и последовательно
Строение головного мозга человека вызывает огромный интерес. Несмотря на развитие техники и методов обследования, ученые не перестают открывать новые структуры мозга. Упрощенный для понимания разбор организации лишь приоткрывает многочисленные взаимосвязи и взаимовлияния отделов головного мозга. Каждая структура вносит свой специфический вклад для выполнения функции мозга. Строение головного мозга логично и последовательно.
Слаженная деятельность всех функциональных единиц способствует максимальному привыканию гомо сапиенс к природным обстоятельствам, держит оптимальный баланс параметров всех процессов внутри организма. Древние в филогенетическом плане части мозга контролируют адекватную жизнедеятельность внутренних систем, исполняют врожденные рефлексы, необходимые для выживания. Новые в эволюционном понятии участки реализуют психическую сферу человека, поведение в обществе, самосознание. Нарушение функционирования любой зоны приводит к инвалидности. Соотнеся строение мозга и нарушение его функции с клинической симптоматикой можно определить локализацию.
Спинной мозг. Головной мозг — (ответы)
Работа 157.
1. Прочитайте параграф 49. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами части спинного мозга.
Белое вещество — 3.
Серое вещество — 2.
Центральный канал — 1.
Спинномозговой узел — 4.
Передние корешки — 7.
Задние корешки — 5.
Спинномозговой нерв — 6.
2. Ответьте на вопросы.
Передняя или задняя часть мозга изображена на рисунке?
Передняя.
На какой половине мозга(правой или левой) поставлены цифровые обозначения?
Левой.
С какой стороны (задней или передней) в мозг поступают нервные импульсы?
Информация поступает с задней стороны, команды посылаются с передней.
Работа 158. Рассмотрите рисунок с изображением рефлекторной дуги при ожоге руки.
Ответьте на вопросы.
1. На ладони или на тыльной стороне кисти находятся волосы? Тыльную или ладонную обжег пострадавший?
На тыльной, пострадавший обжег ладонную сторону.
2. Какие части рефлекторной дуги отмечены на рисунке цифрами?
1- Рецептор нейрона.
2- Тело нейрона.
3- Вставочный нейрон.
4- Исполнительный нейрон.
5- Нейрон спинного мозга.
6- Мышца руки.
Ответы проверьте по параграфу 49 учебника.
Работа 159. Прочитайте § 50 и выполните задания.
1. Рассмотрите рисунок, на котором изображена правая половина головного мозга.
Укажите, какими цветами обозначены продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария головного мозга.
1 – Продолговатый мозг.
2 — Мост.
3 – Средний мозг.
4 – Промежуточный мозг.
5 – Мозолистое тело.
6 – Большие полушария.
7 – Мозжечок.
2. Ответьте па вопросы.
Какую функцию выполняет мозолистое тело?
Соединяет правое и левое полушарие.
Какой стороной тела управляет правая половина мозга и от какой половины тела она получает информацию?
Управляет и получает информацию от левого полушария.
Работа 160. Разъясните следующие понятия (см. § 50).
Серое вещество мозга нервная ткань серого цвета, из которой состоит кора головного мозга и центральная часть спинного мозга, состоящая из тел нейронов.
Белое вещество мозга это нервная ткань, состоящая из ядер нейронов, покрытых миелиновым покровом, содержащаяся в головном и спинном мозге.
Ядра головного мозга «островки» внутри головного мозга из серого вещества.
Блуждающий нерв один из 12 пар блуждающих нервов, регулирующий работу внутренних органов.
Симпатический нерв нерв вегетативной нервной системы, дающий ответвления к тем же органам, что и блуждающий нерв. Чаще всего их действия противоположны.
Соматическая нервная система часть нервной системы, поддающаяся воле иннервирует костные мышцы.
Работа 161. Заполните таблицу (см. § 50).
Безусловные рефлексы головного мозга Вид безусловного рефлекса Рецепторная зона Отдел мозга Ответная реакция Мигательный Ресницы, внутренний угол глаза Продолговатый Мигание Глотательный Корень языка Продолговатый Глотание Рвотный Корень языка Продолговатый Рвота Ориентировочный Незнакомая обстановка Средний Стоп — реакция Сохранение равновесия Волосковые нервы вестибулярного аппарата Средний, мозжечок Координация движений Торможение движений, возникающих в силу инерции Толчок при резкой остановке транспорта Мозжечок Торможение Голод и насыщение Желдок Промежуточный мозг Сигнал насыщения/ чувство голода
Работа 162.
1. Как называются доли больших полушарий головного мозга? (См. параграф 50).
1 — Лобная.
2 — Теменная.
3 — Затылочная.
4— Височная.
2. Укажите, какими цветами выделены на рисунке: зрительная зона; слуховая зона; двигательная зона; зона кожно-мышечной чувствительности.
Слуховая — коричневый, двигательная — оранжевый, зрительная — зеленый, кожно-мышечная чувствительность – красный.
Работа 163. На рисунке покапаны речевые центры.
1. В слуховой зоне височной доли находится центр Вернике (1), связанный с восприятием речи. В моторной зоне лобной доли находится центр Брока (2), связанный со способностью говорить.
Назовите функции центров 1 и 2.
1— Восприятие речи.
2— Способность говорить.
2. Нервные пути, находящиеся внутри мозговой ткани, связывают центры 1 и 2. Почему глухота, возникающая у детей, в итоге приводит к нарушениям речи и даже к немоте?
Дети учатся говорить благодаря тому, что слышат речь окружающих. Если ребенок не способен воспринимать речь, он не сможет её воспроизводить.
Базовые сведения о головном мозге |
Традиционно мозг считается органом, задача которого – принимать и обратабывать информацию.
Функции мозга
Функции мозга включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию — мышление. Одной из важнейших функций мозга человека является восприятие и генерация речи.
Поток сигналов к головному мозгу и от него осуществляется через спинной мозг, управляющий телом, и через черепномозговые нервы. Сенсорные (или афферентные) сигналы поступают от органов чувств в подкорковые (то есть предшествующие коре полушарий) ядра, затем в таламус, а оттуда в высший отдел — кору больших полушарий.
Основные отделы головного мозга человека
Мозг располагается в полости черепа. Форма черепа трудно описуема, поэтому ее называют «сложной».
Масса мозга взрослого человека составляет примерно полтора килограмма, а если быть точнее, то находится в границах от 1100 до 2000 граммов.
Головной мозг человека, в связи его хрупкостью и другими особенностями, надежно «спрятан» в черепную коробку. Внутри черепа мозг покрыт оболочками из соединительной ткани — твёрдой и мягкой, между которыми расположена сосудистая, или паутинная оболочка. Между оболочками и поверхностью головного и спинного мозга расположена цереброспинальная (часто её называют спинномозговая) жидкость — ликвор. Цереброспинальная жидкость также содержится в желудочках головного мозга.
Головной мозг принято делить на 3 отдела: задний, средний и передний.
Задний (ромбовидный) мозг
Задний (ромбовидный) мозг состоит из:
– продолговатого мозга,
– заднего (собственно заднего) мозга
– моста (содержит главным образом проекционные нервные волокна и группы нейронов, является промежуточным звеном контроля мозжечка)
– мозжечка (состоит из червя и полушарий, на поверхности мозжечка нервные клетки образуют кору)
Продолговатый мозг
Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга, поэтому в их строении и функциях много общего.
Из жизненно важных функций, которые выполняет продолговатый мозг, главными, пожалуй, являются функции, связанные с дыханием, пищеварением, деятельностью сердечно-сосудистой системы.
Также продолговатый мозг обеспечивает управление рядом защитных рефлексов: такими, как кашель, чихание, слезоотделение.
От продолговатого мозга отходят нервы, управляющие деятельностью языка, глотки, гортани, щитовидной железы, внутренних органов. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве.
Мост
Мост, в свою очередь, является продолжением продолговатого мозга. Через него проходят нервные пути, которые связывают передний и средний мозг с продолговатым и спинным мозгом.
От моста отходят лицевые и слуховые нервы.
По слуховым нервам в мозг передаются сигналы не только от слуховых рецепторов, но и от органов равновесия.
Мозжечок
Мозжечок расположен в затылочной части головного мозга и состоит из парных полушарий, и соединяющей их непарной части.
Поверхность мозжечка имеет различные борозды и извилины.
Мозжечок принимает участие в координации движения, делая их точными и целенаправленными.
Если повреждается этот отдел мозга, нарушаются и движения человека. Человеку становится трудно удерживать равновесия, походка становится «пьяной», возникают внутренние ощущения потери ориентации.
Интересно знать:Чтобы кончиком указательного пальца коснуться носа, нужно привести в движение 33 мышцы. Порядок и очередность их сокращения определяется мозжечком. |
Средний мозг
Средний мозг участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, которые возникают под влиянием слуховых и зрительных импульсов.
Например, средний мозг обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика, – в зависимости от яркости света, а также поворот головы, в сторону источника света.
Средний мозг выполняет несколько функций:
Первая функция – двигательная. Средний мозг отвечает за координацию движений, а также за тонус мышц. Он держит под контролем все автоматические движения от ходьбы до дыхания, жевания, глотания.
Важно понимать: если у вас проблемы с мышцами, мышцы внезапно стали дряблыми и слабыми, если у вас начались проблемы с дыханием, глотанием – виновник тому средний мозг.
Следующая функция – ориентация и координация. Совместно с продолговатым мозгом средний мозг отвечает за ориентацию в пространстве и реакцию на различные внешние раздражители: свет, звук.
Третья функция – сенсорная. В среднем мозге находятся подкорковые центры, которые отвечают за слух и зрение.
Обратите внимание, что, как правило, с возрастом происходят все нелицеприятные процессы: ослабление тонуса мышц, зрения, слуха.
И, наконец, четвертая функция – проводниковая – в основании среднего мозга расположены волокна, которые связывают кору больших полушарий с мозжечком. Здесь же проходят проводники сознательных двигательных импульсов.
Таким образом, средний мозг отвечает за красоту (читай, тонус мышц), информацию, идущую посредством слуха и зрения.
Передний мозг
Передний мозг состоит из двух отделов: промежуточного мозга и больших полушарий.
В промежуточном мозге находится огромное множество центров, которые занимаются частичной обработкой нервных импульсов, которые направляются в большие полушария.
Центры промежуточного мозга управляют функции внутренних органов, регулируют температуру тела, отвечают за чувства жажды, голода, насыщения.
Большие полушария переднего мозга являются самыми крупными образованиями головного мозга.
Они возвышаются над всеми его отделами.
Между собой полушария соединяют пучки нервных волокон, которые называют также мозолистым телом.
Каждое полушарие образовано серым и белым веществом.
Серое вещество составляет тонкий, 3-4 мм, поверхностный слой – кору полушарий.
Кора больших полушарий
Общая поверхность полушарий коры у взрослого человека 1700 – 2000 см2.
- В ней насчитывается огромное количество нейронов.
Кора полушарий имеет множество складок, борозд и извилин.
Складчатое строение коры головного мозга дает возможность «расположить» мозг в черепной коробке, заняв минимум места: за счет складок кора головного мозга использует значительно меньший объём, чем занимала бы, если бы была ровная.
Под корой, следующим слоем, находится белое вещество.
Именно оно образует проводящие пути головного мозга, именуемые нейронами.
Нейронов в головном мозге… нарисуйте девять нулей, обозначающие миллиард, и впереди подставьте приятную вам цифру – понятно, что еще никому не удалось сосчитать, сколько же, в действительности, миллиардов нейронов содержит наш мозг.
Проводящие пути связывают между собой все отделы коры головного мозга, а также кору с другими отделами центральной нервной системы.
Кора больших полушарий отвечает за восприятие всей поступающей в мозг информации.
– зрительной
– вкусовой
– осязательной
– слуховой.
Также она отвечает за управление всеми сложными мышечными движениями.
Помимо этого, с функциями коры связана мыслительная и речевая деятельность, и за память.
Доли головного мозга
Крупные бороды делят полушарие на четыре доли.
– Лобную
– Теменную
– Затылочную
– Височную
В затылочной доле мозга находится зрительная зона.
В височной – слуховая и обонятельная зоны.
Теменная доля – чувствительный центр, в который поступает информация от кожи, костей, суставов, мышц.
В каждую из долей эти сигналы поступают с противоположной стороны тела.
Двигательные области коры мозга руководят работой мышц, также, противоположных сторон тела.
Лобный доли мозга отвечают за составление программ поведения и управления трудовой деятельностью.
У человека существует так называемая специализация полушарий.
Многие высшие функции мозга выполняются одним из них. У правшей в левом полушарии находятся слуховой и двигательный центр речи. Они обеспечивают восприятие чужой речи, а также собственное формулирование устной и письменной речи. Также левое полушарие ответственно за осуществление математических операций и процесса мышления.
Правое полушарие у правшей ответственно за музыкальное и художественное творчество, оно участвует в процессах образного мышления.
Поделиться ссылкой:
Как нарисовать мозг
Сегодня команда Easydrawingart.com расскажет, как нарисовать мозг. Эта инструкция будет довольно простой, но в то же время мы постараемся добавить туда анатомические точки.
Мы постарались избавиться от сложных объяснений, чтобы получить простейшую инструкцию по довольно сложной теме.
Шаг 1
Сначала изобразите контуры мозга. Визуальный контур мозга образован двумя полушариями головного мозга и мозжечком.Ниже мы рисуем ствол мозга, который также формирует хорошо известные контуры человеческого мозга.
Шаг 2
Давайте разделим мозговой контур на доли. Это не случайный порядок. Каждая доля головного мозга отвечает за определенные функции. Например, затылочная доля является центром обработки зрительной информации. Слуховой центр расположен в височной извилине.
Кстати, для того, чтобы вам было удобнее ориентироваться, мы обозначили каждую долю мозга цифрами:
- Лобная доля;
- Теменная доля;
- височная доля;
- Затылочная доля;
- Мозжечок.
Шаг 3
Каждая доля головного мозга состоит из борозд и извилин. Борозда — это линия, разделяющая части мозга, называемые извилинами (бороздами). Каждая извилина выполняет определенную функцию. Постарайтесь максимально точно перерисовать эти линии в лобной доле, чтобы правильно передать анатомическое строение.
Шаг 4
Теперь изобразим борозды и извилины, образующие теменную долю головного мозга. Это очень важная часть, которая управляет мыслительными процессами, такими как счет в уме.
Шаг 5
На этом этапе мы изобразим извилины и борозды, расположенные в затылочной доле мозга. Вы знаете, почему во многих видах спорта запрещены удары по затылку? Затылочная извилина — важнейшая часть зрительного анализатора. Повреждение затылочной извилины может лишить зрения человека со здоровым глазом и неповрежденным зрительным нервом.
Шаг 6
Это простейшая доля головного мозга.Нарисуем две горизонтальные борозды, чтобы обозначить три извилины. Височная доля отвечает за анализ слуха и формирование долговременной памяти.
Шаг 7
На этом этапе мы изобразим детали мозжечка и ствола мозга. Мозжечок — очень значимая структура. Именно мозжечок отвечает за правильную координацию движений и равновесие.
Слева от мозжечка находится ствол мозга. Вы могли подумать, что это всего лишь пара закругленных линий, верно? Фактически, ствол мозга — важная часть нашего тела.Ствол головного мозга координирует дыхание и сосудистое напряжение.
Шаг 8
Давайте посмотрим на этот мозг, чтобы убедиться, что мы все нарисовали анатомически правильно. Запомните названия и границы долей мозга, оцените форму мозжечка. Если у вас все в порядке, можно приступать к работе с цветами.
Шаг 9
Естественный цвет мозга представляет собой нечто среднее между желтым и розовым с бледным оттенком.Не забываем про мелкие полоски теней. Это действие сделает ваш мозг более полным.
Итак, инструкция по рисованию мозга подошла к концу. Напишите нам, что вы думаете об этом руководстве? Мы читаем все ваши комментарии и отвечаем на многие из них.
Самое главное в этой инструкции — анатомическая правильность. Если вы следовали нашим инструкциям, то вы нарисовали очень хороший анатомически правильный рисунок. Можно попробовать изобразить другие части тела.Например, посмотрите наш гайд по аниме-голове.
Также не забудьте подписаться на Easydrawingart.com на Pinterest и Facebook, чтобы не пропустить ни одной новой инструкции, а также увидеть крутые и стильные рисунки от наших художников.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РУКОВОДСТВА ПО ЧЕРТЕЖУ:
Правое полушарие / левое полушарие на рисунке «Художник-портретист из Вестчестера, штат Нью-Йорк — Энн Боброфф-Хаджал
Это пятый из серии онлайн-уроков рисования с использованием руки в качестве модели.Первый, самый основной урок здесь.
Положение руки в этом уроке очень похоже на положение руки в демонстрации руки №3, но вся рука повернута на внешний край. Это демонстрирует, как небольшое изменение позиции может создать совершенно новый набор проблем при рисовании руки.
Задача рисования частично скрытых пальцев
Мой набросок положения руки №5.
Когда я начал рисовать сегодня, я внезапно понял, что, вероятно, выбрал позицию руки, которая немного опережает то, что мы достигли к этому моменту.Каждый палец в этой позе, кроме большого, частично скрыт другими пальцами или суставами. И вы видите их все под разными углами, когда они выходят из суставов.
Обещаю вернуться к более простой позе на следующей неделе. А пока попробуйте эту позицию. Подход к рисованию такой же, как и к рисованию всего остального. Вы можете обнаружить, что к этому моменту ваши навыки достаточно развиты, чтобы захватить вашу руку в этой позе. А если нет, вернитесь к тому предыдущему уроку, который вам больше всего понравился.Практика — ключ к обучению рисованию.
Позже в этой серии уроков по рисованию от руки мы вернемся к большему количеству рисования скрытых пальцев, а также пальцев в ракурсе.
Обустройство рабочего места и материалов
Вернитесь к соответствующим разделам демонстрации № 1, чтобы узнать о материалах, которые вам понадобятся, и о том, как настроить рабочее место.
Держите руку
Положите не пишущую руку (левую, если вы правша, и наоборот) на ее внешний край . Ваша ладонь не должна касаться стола. Ваше запястье (1) будет просматриваться со стороны (см. Фото ниже).
Костяшки ваших средних (2) и указательных (3) пальцев будут видны только костяшки пальцев, и они тоже будут видны сбоку.
Положите большой палец на средний сустав указательного пальца, образуя отверстие в форме капли. (4) .
Примерное положение руки для урока рисования на этой неделе.Эта фотография была сделана со вспышкой, которая резко изменила освещение по сравнению с тем, как я рисовал.
Ничего страшного, если твоя рука не похожа на мою. Ваша рука, вероятно, другого размера и формы. И важно практиковать разные положения рук, а не это точное.
Эта фотография моей установки (включая штатив для камеры справа) более точно показывает освещение моей руки, когда я делал набросок (хотя мой безымянный палец сместился в правильное положение, когда я потянулся, чтобы сделать снимок).
Демонстрация замедленного видео: рисование руки сбоку с частично скрытыми пальцами
Ниже приведено замедленное видео, на котором я делал набросок этого положения руки. Я пронумеровал каждый кадр, чтобы вы могли легко сопоставить его с моим письменным комментарием (под видео) о том, что я делал в каждом кадре.
Вы можете открыть вторую копию этого сообщения в другом окне, чтобы вы могли разместить видео и текст рядом. Вы можете нажать кнопку «Пауза / перезапуск», чтобы перемещаться по изображениям в удобном для вас темпе.
Приношу свои извинения за несоответствие освещения от одного кадра к другому. Я художник, а не фотограф, и у меня нет опыта в компенсации смещения света в ненастный день!
{"numImgs": "34", "constrain": "height", "cvalue": "450", "shellcss": "width: 386px; padding: 4px; margin: 14px auto 0;"}
Frame # 1: Как я часто делаю, когда начинаю рисовать, я сканировал глазом всю руку в поисках того, что проще всего нарисовать. Я решил, что это будет угол тыльной стороны моей руки, когда он сгибается в моем запястье.Я попытался точно нарисовать наклон этой линии по сравнению с воображаемой идеально вертикальной линией. Я не рисовал вертикальной направляющей, но представил ее в своей голове.
Кадр № 2: Я нарисовал углы с другой стороны запястья и набросал приблизительный ориентир для верхней части суставов. Моей целью здесь было набросать общую геометрическую форму моей руки.
Frame # 3: Чтобы проверить точность линии, которую я только что нарисовал для своего запястья, я нарисовал направляющую линию, охватывающую негативное пространство рядом с ней.Я заметил, что эта линия была продолжением общего угла первого суставного сегмента моего большого пальца, поэтому я также использовал ее, чтобы нарисовать часть большого пальца. (Подробнее о столь важной теме негативного пространства, см., Например, демонстрацию рисования от руки № 3 и мой пост «Я против Да Винчи?»)
Затем я заметил, что верхушка моего большого пальца заканчивается на том же уровне, что и верхняя часть суставов на дальней стороне моей руки, поэтому я провел горизонтальную линию между ними. Обнаружение подобных отношений очень важно для точного определения пропорций по мере продвижения вперед.
Кадр № 4: Я сделал набросок в маленьком каплевидном негативном пространстве между большим и указательным пальцами [см. (4) на фотографии моей руки выше]. Когда я рисовал его, я просканировал глазом геометрическую форму всей моей руки, чтобы убедиться, что я правильно разместил и размер.
Вот классический пример того, как правое полушарие помогает вам: если вы представите свою руку как чистую плоскую форму, охватывающую другую форму, будет намного легче рисовать, чем если бы вы долго обсуждали с собой, какой руке должна быть выглядят так, когда он находится в этой конкретной позиции.
Кадр № 5: Я решил затенить негативное пространство, чтобы помочь мне и дальше воспринимать его как вспомогательное средство. Я также нарисовал грубый изгиб верхней части суставов пальцев, переходящий в верхнюю часть моего указательного пальца. Вы можете видеть, как я использую горизонтальную направляющую, которую нарисовал в кадре № 3, чтобы правильно разместить эту линию. Я еще не сделал различия между двумя костяшками пальцев, потому что сейчас я определяю общие формы. Позже я добавлю больше деталей.
Кадр № 6: Я нарисовал свой эскиз, чтобы проверить, правильно ли я соблюдаю пропорции вокруг него.Я закрасил немного треугольного отрицательного пространства между указателем и средним пальцем. Я также начал немного затенять область запястья, потому что край этой тени был примерно посередине моего запястья, поэтому я мог использовать ее в качестве ориентира для других фигур вокруг нее.
Frame # 7: Я немного пытался увидеть, где будет верхний край среднего пальца. Итак, я провел очень грубую линию. Если вы сомневаетесь, нарисуйте что-нибудь в правильном направлении, чтобы вы могли узнать из этого, где будет более точная версия (см. Аналогию с парусным спортом в моей последней демонстрации руки.Как я там писал, «каждая созданная вами строчка поможет вам понять, что вам нужно делать дальше. Даже если эта линия окажется неправильной, ее составление поможет вам понять, где должна быть правильная линия ».
Frame # 8: Разумеется, эта грубая линия дала мне больше представления о том, где провести более точную линию. Я также использовал небольшое треугольное негативное пространство под этим пальцем вместе с направляющей, которую я нарисовал между кончиками двух пальцев, чтобы помочь мне точно представить негативное пространство, которое образовало концы пальцев.
Кадр № 9: Я нарисовал маленький треугольный первый сустав безымянного пальца. Заметьте, как видение его как чисто геометрической формы — треугольника, один угол которого, кажется, выходит у основания среднего пальца, а другой заканчивается у его первого сустава, — помогло мне захватить этот палец намного лучше, чем умственные споры с самим собой о том, что такое палец должен выглядеть под этим углом.
Кадр № 10: Я нарисовал остальную часть безымянного пальца, используя направляющую, чтобы представить треугольное отрицательное пространство между ним и средним пальцем.Я также добавляю ногти по мере продвижения, чтобы помочь мне проверить свои размеры и пропорции (это похоже на то, как я использовал суставы пальцев в качестве измерительных устройств в этом уроке. И посмотрите на мою схему ногтей как отрицательное пространство для кончиков пальцев. вокруг них в этом уроке.)
Кадр № 11: Я допустил странную ошибку, придав форму нижней половине мизинца. Я не могу понять, как мне это удалось, за исключением того, что, может быть, моя рука двигалась, когда я тянулся, чтобы сделать предыдущий снимок с помощью камеры.Но я никогда не замечал своей ошибки до самого конца рисунка, поэтому я не могу использовать это как оправдание! В любом случае, это демонстрирует, что все мы делаем ошибки, когда делаем наброски, и нам просто нужно продолжать работать над этим, пока не получим все точно.
Кадр № 13 и далее: Я начал закрашивать, хотя не был уверен, что все мои пропорции правильные. Вы можете узнать больше о том, что рисуете, набросав на нем формы теней и светов. На этом этапе я почувствовал, что затенение поможет мне больше, чем что-либо еще, найти улучшения, которые мне нужно внести в рисунок.Работая над светом и темнотой, я продолжал оттачивать очертания пальцев и рук, основываясь на том, что я изучал.
Как часто бывает, этот набросок стал выглядеть хуже еще до того, как стал выглядеть лучше. Когда это происходит, вам нужно просто продолжать спокойно продвигаться вперед через плохие вещи, постепенно разобраться во всем и прийти к рисунку, которым вы можете гордиться.
Я хотел бы услышать от вас, как этот урок прошел для вас. Вам было сложно это положение рук? Удалось ли вам добиться в этом прогресса? Если вместо этого вы вернулись к предыдущему уроку, какой из них вы выбрали? Оставьте комментарий ниже!
Рисование правой стороны мозга
Я всегда хотел научиться рисовать.Так что вчера была доставлена лучшая книга по рисованию, которую я смог найти, — «Рисование правой стороны мозга» Бетти Эдвардс.
Я не буду вдаваться в подробности, почему эта книга настолько хороша (я прочитал только первые две главы), но уже в этом начале я знаю, что нахожусь в надежных руках, так как эта книга была впервые опубликована в 1979 году, сейчас ее четвертое издание , и выдержал испытание временем.
Во-первых, полезно понять это общее различие между левым и правым полушариями.
Левое полушарие (наше доминирующее) используется каждый день для большинства вещей. Язык, аналитическая мысль. Такие важные вещи.
Но для рисования используется правая часть мозга. А привлечь это не так просто, как кажется.
К счастью, у Бетти есть несколько упражнений, которые помогут нам задействовать правый мозг и помочь нам в рисовании.
Упражнение «Ваза / лица» предназначено для ознакомления учащихся с возможностью конфликта между полушариями, когда они соревнуются за выполнение задания.Упражнение настроено на сильную активацию вербального полушария (L-режим), но для его завершения необходимы способности зрительного полушария (R-режим). Возникающий в результате умственный конфликт очевиден и поучителен для студентов.
Упражнение «Рисование вверх ногами» (я помню, как учитель рисования показал мне это в средней школе) отклоняется левым полушарием, потому что слишком сложно назвать части изображения, когда оно перевернуто, а в левом — логично, перевернутое изображение слишком необычно — бесполезно — чтобы возиться с ним.Это отклонение позволяет правому полушарию выполнять задачу (для которой оно хорошо подходит) без конкуренции со стороны левого полушария.
Упражнение «Восприятие краев» (видение сложных граней) вызывает медлительность и чрезмерное восприятие крошечных, несущественных (в терминах левого полушария) деталей, когда каждая деталь становится подобным фракталу целым, с деталями внутри деталей. Левое полушарие быстро «устает», потому что оно «слишком медленно для слов», и выпадает, позволяя правому полушарию взять на себя задачу.
Упражнение «Восприятие пространств» отвергается левым полушарием, потому что оно не работает с «ничем», то есть с отрицательными пространствами, которые не являются объектами и не могут быть названы. По его мнению, пробелы не настолько важны, чтобы беспокоиться о них. Правое полушарие, с его распознаванием целого (форм и пространств), тогда может свободно взять на себя задачу и, кажется, получает невероятное удовольствие от рисования отрицательных пространств.
Восприятие отношений (перспектива и пропорции в здании и интерьере) заставляет левое полушарие противостоять парадоксу и двусмысленности, которые ему не нравятся и которые оно отвергает («я не знаю, как это бывает»), и которых много в перспективный рисунок с его угловыми и пропорциональными пространственными изменениями.Поскольку правое полушарие готово признать реальность восприятия, оно принимает и рисует то, что видит («это то, что есть»).
The Perception of Lights and Shadows представляет формы, которые бесконечно сложны, изменчивы, неназваны и бесполезны с точки зрения языка. Левое полушарие отказывается от задачи, которую любящее сложность правое полушарие затем берет, наслаждаясь трехмерностью, которую раскрывают свет и тень.
Восприятие гештальта происходит во время и в конце рисования.Главный эффект — это правое полушарие ага, как если бы распознавание целого, возникающее в результате внимательного восприятия и перекодирования частей, все во взаимосвязи друг с другом и целым. Это первоначальное восприятие гештальта происходит в основном без словесного ввода или ответа со стороны левого полушария, но позже левое полушарие может выразить словами ответ, который выражает ага правого полушария.
В этом и состоит суть рисования на правой стороне мозга: пять основных составляющих перцептивных навыков рисования и общая стратегия, позволяющая вашему мозгу задействовать мозг, наиболее подходящий для рисования.
Я с нетерпением жду возможности изучить эту книгу. Следите за обновлениями, чтобы узнать больше о мире рисования и любых других творческих хитростях, которые я встречу для рисования.