как рисовать. Авторская методика из 6 этапов», А. Н. Рыжкин – ЛитРес
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Александр Рыжкин, 2022
© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2022
* * *
Вступление
Как известно, в молодом возрасте легче усваивать новую информацию, а во взрослом проще видеть цель, к которой идешь. Рисовать можно и нужно начинать в любом возрасте. Самое главное – постичь гармонию этого мира.
На начальном этапе обучения всех нас поджидают неудачи. Именно поэтому хорошо, если рядом будет учитель, который поможет исправить допущенные ошибки, или учебник, в котором отмечены все вехи на пути. Пройдя его поэтапно, будущий художник сможет понять последовательность работы. Если вы изучите ранние произведения известных мастеров, то увидите, какими они были наивными поначалу. Но постепенно они набирались опыта и добивались цели.
Для художника очень важны усидчивость, сила воли для достижения цели, хорошая память, насмотренность и, конечно, самоорганизация.
Каждый, кто решил посвятить себя изобразительному искусству, сам выбирает, какая тема или жанр ему ближе всего: пейзаж, натюрморт, портрет или что-то другое. Важно определить философию своего творчества и эмоциональный характер работы, найти свое звучание, свой узнаваемый стиль, ведь мы постоянно в поиске нового взгляда на окружающий мир.
Очень важно не забывать принципиальный момент: все, что существует в этом мире, структурировано и даже хаос имеет свою структуру. Художник постоянно выстраивает свой путь, цели, задачи, определяет метод реализации своей задумки. Но главный двигатель этого процесса – вдохновение. Лично для меня основным источником последнего становятся красота и люди. А их вокруг множество.
Творчество бывает разным. Для творца-профессионала главное – умение реализовать задуманное. Поэтому чем большим инструментарием обладает художник, тем лучше. Академический рисунок помогает нам видеть форму, уметь ее реалистично передать на листе, учит чувствовать тональные соотношения, видеть перспективу и искажения объектов по мере их удаления от зрителя, различать цвета. Академический рисунок – азбука искусства. Именно он развивает мозг художника, учит улавливать красоту ритмов и связи всех форм.
Я преподаватель. А преподавание – это в первую очередь саморазвитие. Умение делиться накопленным опытом помогает ставить цель и достигать ее. Прежде чем объяснить что-то кому-нибудь, нужно объяснить это себе. И конечно, приятно видеть, как у начинающего художника получается нарисовать лучше то, что давалось ему с трудом. У меня еще так много вопросов – и ответы на них легче всего искать вместе с теми, кто тоже ищет. А это ученики.
Самое важное в обучении искусству – это комплекс занятий разными, на первый взгляд, предметами, без которых невозможно воспитать целостного художника, художника как личность. Нужно очень хорошо знать историю искусства, уметь рисовать, писать (работать с цветом).
Курсы и книги, которые мы выпускаем, нужны в первую очередь художнику, который только начинает осваивать основы мастерства. Ведь у него возникает много вопросов: как и что делать, как проводить линию и куда, почему нужно штриховать в ту или иную сторону, как правильно передавать объем, как показать пространство на листе (на двумерной плоскости построить трехмерное пространство), как начинать рисунок и как его заканчивать, как компоновать на листе изображение? И конечно, ему очень важно научиться видеть ошибки и быстро их исправлять.
Поэтому рекомендую всем новичкам почаще ходить на выставки, рассматривать и анализировать произведения искусства, обязательно изучать историю искусств. Чтобы развиваться в своем деле, необходимо много копировать рисунки старых мастеров. Благодаря этому вы приобретете множество базовых навыков, крайне важных для овладения мастерством.
Успехов в обучении и творчестве!
Александр Рыжкин,
преподаватель МГХПА им. С. Г. Строганова
rizhkin.ru
Часть I. Основы создания портретов
Работа с портретом включает несколько стадий. Нужно начать рисунок, вести его и завершить. С помощью этой книги вы создадите цикл работ: рисунок черепа, экорше, гипсовой головы и живой модели. Каждая из них включает шесть последовательных этапов, с подробным описанием шагов и иллюстрациями. Такое деление не случайно, с методической точки зрения умение четко придерживаться шести основных структурных элементов дает возможность начинающему художнику не отвлекаться во время работы над рисунком. Многолетние наблюдения за студентами-художниками позволили выявить практически идеальное соотношение шагов, ведущих к успеху в творчестве.
В результате вы освоите принципы академического мышления, о которых раньше не знали или сути которых не понимали. А при отработке навыков академического рисунка по данному пособию рекомендую использовать следующие материалы: лист формата А2 и простые карандаши твердостью H, НВ, В, 2В.
Глава 1. Череп
Логично начать с внутренней конструкции головы человека – черепа. Он имеет маленькую особенность: все его костные детали выделяются на лице вместе с выступающими точками, которые надо знать. Человеческое лицо – самая неподвижная часть тела. Изучив точное расположение элементов черепа, вы сможете нарисовать любой портрет.
Череп – самая схематичная часть головы, и его рисование необходимо освоить. Если вам тяжело начинать с него, можете перейти к рисованию гипсовой головы, а потом вернуться и увидеть, где соответствующие точки находятся на ней или на портрете, и понять, как здесь проявляется череп.
1. КОМПОЗИЦИЯ НА ЛИСТЕ
Начнем с точной композиции на листе. Голову размещаем всегда чуть выше центра. Верхнюю точку обозначаем на расстоянии двух-трех пальцев руки (по ширине) от верхнего края. Расстояние до нижней отметки определяем на натуре: отмеряем на листе расстояние от кончика большого пальца до кончика мизинца при разведенных в стороны пальцах рук. В нижней части листа нужно свободное пространство – там можно изобразить подставку или плоскость, на которой стоит череп. Со стороны, куда направлено лицо, оставляем чуть больше пространства, чем со стороны затылка. Это правило действует для случаев, когда мы рисуем голову в ракурсе ¾. Можно оставить одинаковое пространство, если вы рисуете череп анфас. Получается плотная композиция, не позволяющая работать с фоном.
Итак, вот список самых важных ориентиров композиции:
• расстояние в 2 пальца от верхнего края листа до макушки;
• голова в натуральную величину;
• чуть большее расстояние до края листа со стороны лица, чем со стороны затылка;
• пространство под подставку в нижней части листа.
Этап построения композиции на листе короткий, но очень важный. Если его пропустить, голова будет «сдвигаться» и вам придется постоянно изменять компоновку в ходе работы. Конечно, это нежелательно.
ЭТАП 1
2. ПОСТРОЕНИЕ БОЛЬШИХ ФОРМ: ПРОПОРЦИИ И ОТНОШЕНИЯ
Первый шаг при построении больших форм – сравнить ширину с высотой, чтобы не ошибиться в соотношениях.
Как это сделать при помощи карандаша? На вытянутой руке мы карандашом замеряем расстояние между самыми выступающими точками модели слева и справа. Здесь это затылок и край надбровной дуги. Далее мы замеряем расстояние от подбородка вверх – получаем расстояние до лобного бугра. То же расстояние мы переносим карандашом непосредственно на лист. Так мы убеждаемся в верном соотношении ширины и высоты.
ЭТАП 2
Далее нужно определить расстояние от внешнего края левой брови до внутреннего правой и от внутреннего края правой до затылка. Проведя замеры, мы получим соотношение 1:1,5. Так мы очертим зону бровей.
Теперь надо найти середину головы. Для этого проведем замеры черепа и выясним, что его середина – в районе слезной кости. Здесь же находится верхний край носовой кости. Выставим линию середины черепа. Найдем передний лицевой и боковой планы черепа, которые обозначим примитивными овалами. Вспомним схематичное изображение черепа с «отрезанными уголками», формирующими скошенные плоскости лба.
Определив верхний край носа, мы инстинктивно начинаем искать ось, которая разделяет лицевую часть. Мы уже установили расстояние от скулы (надбровной части) до носа. Проверим расстояния от внешнего края брови до носа и от носа до внешнего края второй брови. Их соотношение составит 2:5.
Чаще всего носовая кость сильно выдвинута вперед. Соответственно, при ракурсе в ¾ осевая линия глубже, чем эта кость. Как убедиться в правильном положении этой осевой точки? Соотношение расстояний от внешнего края дальней брови до осевой линии и от осевой линии до внешнего края ближней брови должно составлять 1:1,5.
Далее нам нужно определить расстояние от подбородка до основания носа – кости под названием сошник. Как правило, расстояния от подбородка до основания носа, от основания носа до внутреннего края бровей и от бровей до начала роста корней волос одинаковы. Мы замеряем их на модели при помощи карандаша в вытянутой руке и переносим параметры на рисунок.
Итак, мы обозначили зоны бровей, основания носа и подбородка, разделили общее вертикальное пространство (до линии роста волос) на три равные части. Чтобы убедиться в точности пропорций, можете обозначить выявленные оси горизонтальными линиями. Определив точки основания носа и края носовой кости, можно схематично обозначить грушевидное отверстие.
Следующий шаг – поиск скуловых костей. Их основание находится на линии основания носа. Низ совпадает с основанием грушевидного отверстия, поэтому мы проводим горизонтальную ось, соединяющую нижние точки скуловых костей и основание носа. Если череп наклонен, точки скуловых костей могут оказаться чуть выше основания носа. Возможны отклонения от точных пропорций, но на начальных этапах обучения советуем придерживаться канонов и абсолютной симметрии.
Получив объем скул и надбровную зону, мы должны определить зону верхней и нижней челюстей. Вначале можно наметить края верхней и нижней челюстей (без зубов) на глаз. Чтобы точнее определить пропорции, мы замеряем расстояние от нижнего края подбородка до альвеолярного края (место, где «вставляются» зубы).
Карандашом в вытянутой руке замерим расстояние от края подбородка до края нижней челюсти. Вторая точка окажется ровно посередине между сошником и краем подбородка. Расстояние от сошника до альвеолярного края верхней челюсти чуть меньше (равно длине зуба), чем между челюстями.
Все большие элементы намечены.
Схематично обозначив зону челюсти, переходим к глазнице. У нее есть верхняя, нижняя, внутренняя и наружная орбиты. Мы измеряем их относительно грушевидного отверстия. Расстояние от нижнего края толщины носовой кости до верхнего края сошника –
Стоит вскользь упомянуть систему перспективных сокращений. Если ваша модель находится на уровне глаз, то все, что выше линии горизонта, будет перспективно сокращаться в направлении А, а все, что ниже, – в направлении Б.
Перспективное сокращение должно оставаться незаметным, не бросаться в глаза, если только вы не создаете нарочито утрированное изображение.
Но для нас это неактуально, ведь мы изучаем академический рисунок.
Определив зону бровей, мы можем обозначить ее спускающейся к переносице линией.
Высоту глазницы мы знаем, а как найти ее ширину? Слезная косточка располагается на одной вертикальной оси с краем грушевидного отверстия. Проверяем соотношение ширины глазницы к высоте грушевидного отверстия. Максимальный его размер по всей высоте совпадает с шириной глазницы, а ширина равна внутренней высоте глазницы. Последняя также равна ширине передней поверхности подбородка и дальней глазницы, уходящей в перспективу.
Осталось найти и обозначить сосцевидный отросток за мочкой уха. Сосцевидный отросток, скуловая кость и основание носа находятся на одной горизонтальной оси. Соединив линией два последних, мы получим положение сосцевидного отростка. Поднявшись чуть выше к краю глазницы, мы найдем положение слухового отверстия. В ракурсе ¾ перед слуховым отверстием оказывается линия нижней челюсти. На самом деле она сдвинута чуть ближе к скуловой кости.
Как определить угол наклона челюсти? Подставим карандаш на вытянутой руке под челюсть модели в нужном месте. Затем поднесем его к рисунку на прямой руке. Она должна быть неподвижна и напряжена. Но здесь определить угол наклона можно и на глаз. Край угла челюсти по высоте обычно посередине между краем подбородка и альвеолярным краем нижней челюсти.
Далее нужно обозначить зону теменного бугра. В ракурсе ¾ эта точка окажется чуть дальше сосцевидного отростка.
Лобные бугры лежат на осях, проходящих через середины глаз, точнее, глазного дна. Середину глазницы смещаем чуть к носу, точка лобного бугра располагается прямо над ней.
Напоследок построим зону скуловой кости. Верхний ее край почти всегда совпадает с линией основания глазницы. Тут же находится чешуя височной кости, примерно на высоте надбровных дуг. Те проходят над бровями, а положение их верхнего края по высоте – где-то посередине между бровью и лобным бугром.
Мы обозначили основные массы и элементы, пропорции и соотношения размеров. Далее подробно рассмотрим детали построения черепа.
3. ПОСТРОЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ ЧАСТИ
На третьем этапе мы уточним все элементы черепа, которые уже намечены, не переходя к детальной прорисовке. Будем прорабатывать точные края форм, а также добавим штриховку – легкий тон.
Мы определили точное положение на оси, вверху переносицы. Вся надбровная часть дугой огибает зону носа, показывая объем носовой кости. Далее эта линия полукругом переходит на область верхней орбиты глазницы. Точнее, мы формируем нижнюю плоскость лобных пазух, потом туда наносим легкий тон. Последний позволяет нам понять правильный объем.
Точка, из которой выходят надбровные дуги, расположена на самой горизонтальной поверхности лобных пазух. Центральная ось как будто переваливается через эту точку на поверхность лба и идет дальше к затылку.
Пазухи, которые дают объем в межбровном пространстве, заканчиваются, не доходя до середины верхней орбиты глазницы. Они не идут до самого края глазницы или до виска. Пазухи ограничены зоной лобных бугров, которые находятся над ними.
Важная особенность академического рисунка в том, что мы всегда должны фиксировать крайние точки объемов, сохраняя симметрию и «парную» систему.
ЭТАП 3
Спускаясь по носовой кости, мы делаем линию ее контура более пологой. Ось носовой кости делит ее пополам.
Для начала рассмотрим переднюю поверхность грушевидного отверстия. Мы фиксируем его крайние верхние точки, крайние точки самой широкой части слева и справа, а также нижний край и основание сошника. Тем самым мы получаем первую симметрию переднего плана.
Далее фиксируем точки верхней челюсти. Сперва надо обозначить точки прикрепления двух передних зубов, которые выступают и поднимают поверхность губы. Затем то же проделываем со вторыми зубами и переходим к клыкам. Они здесь особенно важны, ведь губы человека тесно с ними связаны. От расстояния между клыками зависит ширина рта человека.
Начиная с клыков, мы видим мощный поворот к боковой поверхности челюсти и головы в целом. Найдя точки клыков, сравним их с шириной грушевидного отверстия. Расстояние между клыками чуть больше.
Спускаясь, определим зону начала нижних зубов.
Мы наметили области и углубления (грушевидное отверстие, нижняя плоскость пазух, межчелюстное пространство), которые нужно заполнить одинаковой штриховкой для придания объема формам.
Штриховку можно класть по направлению падающего света – это удобный прием в работе.
У большинства людей нижние зубы меньше верхних, как будто заходят за них, и нижняя часть нижней челюсти чуть уже верхней.
Спускаемся еще ниже, к углам подбородка. Здесь мы видим своего рода треугольник, образующийся из-за пирамидального мускула, который прикреплен к подбородку. Он формируется двумя мышцами, опускающими нижнюю губу. Чем сильнее мышцы, тем ярче выражен «треугольник» и тем мощнее челюстные структуры лица выдаются вперед.
В области большой жевательной мышцы есть поворот челюсти, он хорошо виден в ракурсе ¾. Это зона щечной поверхности. Наметив нужные точки, мы находим зоны щечной поверхности, жевательного мускула и переднего плана верхней и нижней челюстей.
Поставив нижнюю крайнюю точку щечной поверхности с видимой нам стороны, мы симметрично дублируем ее на другой стороне. Дуга, образованная точками подбородка и щечного края, видна нам на линии скула – верхняя челюсть – скула.
А вот надбровные формы помогут нам определить дугу, образованную собачьими ямками. Края ее лежат на скуловых костях. А еще она сопоставима с дугой лобного пространства. Заметим, что дуги нижней части черепа искривлены вниз, а дуги верхней части – вверх.
Обозначив лобные бугры еще раз, мы можем зафиксировать линию боковой надбровной части. Как и челюстное пространство, лоб условно разделен на три части: передняя поверхность и отходящие от нее две боковые слева и справа. Направление с двумя изменениями поворота фиксируем горизонтальными линиями, показывающими поворот поверхности.
При этом боковая линия лба по вертикали тоже имеет три поворота, третий из которых намечает крайнюю верхнюю точку черепа. Далее контур головы переходит в теменную кость. От точки третьего поворота вбок идет линия, которая спускается внутрь височной области, в костный поворот вокруг глазницы. Линия этого поворота вертикально связана с нижней точкой скуловой кости.
Клиновидная кость в углублении височной области образует дно глазницы, которое уходит вглубь, поэтому мы выстраиваем наружный верхний край глазницы. Он довольно массивен. Эти точки всегда неизменны, и нам нужно наметить их.
Обозначим карандашом нижний край глазницы немного четче, но не так, как верхний, а гораздо мягче и светлее.
Важно, что масса и объем не передаются в полной мере с помощью линий, поэтому необходимы тональные пятна в работе. Заштриховываем падающую тень пространства глазницы. Тоном также обозначим область собачьих ямок. Фиксируем край скуловой кости, соединяющийся с верхнечелюстной. Сама скуловая кость имеет отростки, ее форма показана на рисунке ниже.
Наметим точку, где скуловая кость «приросла» к верхней челюсти, и уведем линию кости дальше по дуге вниз на челюсть. Обозначим край верхней челюсти.
Ненадолго вернемся к повороту глазницы. Спускаясь ниже к скуловой кости, фиксируем карандашом верхний край ее отростка, а затем нижний край кости. Можно наметить этот край шире, двумя линиями карандаша, поскольку сама кость довольно толстая. Так мы создадим эффект ее глубины и толщины.
Фиксируем линиями повороты поверхности скуловой кости. Внешний край скуловой дуги станет самой широкой линией черепа.
Что остается? Проработать боковую поверхность теменной и височной костей. Мы уже определили направление линий от центральной оси черепа по шву теменной кости, уходящих в направлении клиновидной кости. Нам нужно продолжить эти линии, которые всё так же будут спускаться, уходя дугами внутрь по направлению к скуловой кости.
Далее еще раз обозначим сосцевидный отросток, слуховое отверстие, край челюсти.
Что в итоге? Мы уточнили все необходимые элементы, большие формы, обозначенные на предыдущем этапе. Теперь стоит отдохнуть и покрыть работу легким тоном, показав разницу между передней и боковой поверхностями черепа. Благодаря этому можно снова убедиться в правильности объемов и форм.
4. ОТРИСОВКА МЕЛКИХ ДЕТАЛЕЙ. ПРОРАБОТКА ОСНОВНЫХ ТОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Мы уже нашли и уточнили крайние точки и контуры форм черепа, а на четвертом этапе начинается настоящее рисование. Мы будем прорабатывать каждый элемент, невзирая на большие объемы. Однако фокусироваться на отдельных деталях мы будем с учетом симметрии, обязательно сохраняя связь правой и левой частей.
Для начала возьмем ластик и уберем все лишние элементы, линии и огрехи за линиями силуэта.
Приступим к отрисовке лобной поверхности. Здесь присутствует эффект закругленности, которого мы добиваемся легкой штриховкой вдоль силуэтной линии черепа. Так мы обозначим эффект рефлекса между линией силуэта лба и глазничным поворотом. То же повторяем с другой стороны. Штриховкой мы показываем направление поворота от одного края лба к другому.
ЭТАП 4
Выходим на край силуэта скуловой части. Собираем силуэтную линию черепа воедино, спускаясь ото лба к скуловой кости. Не стоит делать это на начальном этапе – ее придется в дальнейшем постоянно уточнять вместе с корректировкой крайних точек. Обозначив край силуэта, такую же линию мы симметрично должны провести и с другой, видимой нам стороны черепа. Горизонтальной штриховкой придаем нужную толщину выступающей лобной кости у глазниц с обеих сторон.
Чтобы обозначить толщину скуловой кости, наносим по верхнему краю несколько линий вдоль ее вертикальной оси. Они не должны быть темнее, чем линии верхнего края. На повороте скуловой кости, там, где она уходит на боковую часть, мы используем структурные линии карандашом.
Структурные линии проводятся так: вы постоянно перемещаете карандаш назад-вперед – около 20 раз. Получается широкая полоса, имитирующая плавный переход одной поверхности в другую.
Такой переход следует изобразить на повороте скуловой кости. То же делаем по верхнему краю скуловой кости (низ глазницы), чтобы показать ее толщину. Симметрично переносим линии на другую половину черепа.
Узнаем как правильно нарисовать голову человека поэтапно?
Многим парням приходилось делать неожиданные сюрпризы своим возлюбленным. Одним из непредвиденных сюрпризов можно считать портрет любимой девушки, выполненный самостоятельно, и снятый на видео процесс работы над ним. Но как нарисовать голову девушки поэтапно, передав все тонкости лица, эмоции, взгляд? Некоторые считают, что такая работа под силу только профессиональным художникам, но если проявить желание и терпение, изучить основные пропорции и правила построения лица, то можно самому сделать неплохой рисунок. Что ж, попробуем разобраться, как карандашом нарисовать голову поэтапно.
Важные рекомендации перед началом работы
Итак, что же нужно знать, чтобы нарисовать голову человека поэтапно? Портрет девушки или парня — сложный вид искусства, поэтому приступать к нему нужно, изучив этапы работы. Профессиональные художники советуют вначале изучить следующие советы:
- Внимательно рассмотрите фотографию, продумайте, как расположите на бумаге все элементы рисунка нужных форматов.
- Наброски стоит выполнять хорошо заточенным карандашом, не совсем жёстким, чтобы линии получались тонкими.
- Не нужно торопиться стирать черновые очертания наброска до получения чёткого результата.
- Работа требует чётких соблюдений пропорций.
- Следует отметить, что сверху форма головы более округлая, а снизу — заострённая.
- Чёткий рисунок получается не с первого раза, но тренировка позволяет правильно передать необходимые эмоции и тонкости взгляда.
Основной контур и осевые линии
Начальный контур лица — главный этап в правильном изображении портрета человека. Нарисованная карандашом голова начинается с овала лица. Как бы странно это ни звучало, но началом данного овала должен стать круг. Для этого в центре рисунка необходимо поставить точку, по которой ведётся ориентация дальнейшего рисунка.
Можно с помощью циркуля от данной точки выполнить круг нужного радиуса. Потом от неё же проводится прямая линия вниз, пересекая изгиб круга ещё на такую же длину, как и до него. Это и будет крайняя точка челюсти. Слегка нажимая на карандаш, следует сделать правильный овал: сверху — округлый, внизу — заострённый. Его форма может быть разной, ведь лицо бывает круглым, вытянутым или скуластым.
Тем, кто желает узнать, как нарисовать голову поэтапно карандашом, нужно научиться наносить осевые линии на овал (сделать эскиз). Они помогают правильному построению лица, его пропорций. Сначала в центре горизонтально проводится линия, делящая рисунок пополам. Потом каждая из получившихся половинок делится параллельно ещё пополам. По середине овала проводится вертикальная ось вдоль лица. Получится своеобразная сетка из 8 отделений.
Выразительные глаза — основа рисунка
Начинающий художник должен знать, что глаза изображаются посередине овала (головы). На центральной горизонтальной оси будут размещаться глаза. Каким должно быть расстояние между ними и ширина? Для этого данную ось нужно поделить на 8 одинаковых промежутков. Важно помнить, что расстояние между глазами должно соответствовать ещё одному глазу. Поэтому от центральной точки влево и вправо отступаем по одному промежутку, начинаем прорисовывать глаза, каждый из которых будет занимать два следующих промежутка. Ширина каждого глаза будет соответствовать 2/8 центральной линии. Главное, чтобы они не находились слишком близко друг к другу или слишком далеко (важно выбрать середину, можно и без сетки).
С помощью глаз передаётся выразительность лица, поэтому важно точно нарисовать их форму и правильно расположить. Начинать изображение следует с прорисовки нижнего и верхнего века. Необходимо чётко выделить уголки глаз. Над верхним веком нужно изобразить пальпебральную борозду в виде дуги, также повторить и снизу, только — поменьше. Большое внимание следует уделить глазному яблоку (радужной оболочке и зрачку). Взгляд получится выразительным, если зрачки будут направлены в одну сторону. Вот некоторые нюансы изображения глаз:
- Их форма должна быть угловатой фигуры со складками над верхним и нижним веком.
- Очень тонкими линиями обозначается толщина века и слезник.
- На радужной оболочке следует сделать блик.
- Зрачок нужно затушевать чёрным.
- Важным моментом являются ресницы. Нарисованная карандашом голова девушки отличается тем, что у неё, обычно, густые и длинные ресницы.
Рисуем нос
Попробуем разобраться дальше, как нарисовать голову поэтапно. После контуров глаз следует переходить к форме носа. Где он должен располагаться? Высота носа должна соответствовать размеру центральной и нижней горизонтальных линий. Ширина начинается от уголков глаз. От них аккуратно проводим линии вниз до черты, сверху над которой прорисовываем три кружочка. Они помогут точнее изобразить ноздри, крылья носа и центральную часть. Ориентируясь на данную основу, начинаем делать точную прорисовку носа.
Выделение бровей и волос
Далее рисунок начинает приобретать более детальный образ. Сделав линию переносицы, попробуем перейти к аккуратным бровям. Для этого рисунок можно переворачивать горизонтально. Важно знать, что начинать изображение бровей лучше с точки, более близкой к носу. Правильная высота брови над уровнем глаза должна соответствовать ещё одному глазу.
После того, как сделаны очертания формы бровей, будем наносить штрихи, напоминающие волосинки. Возле носа они получатся более широкими и густыми, а ближе к концу — истончёнными и редкими.
После прорисовки бровей нужно перейти к очертанию контура волос. Здесь уже всё будет зависеть от причёски.
Правильные очертания губ и лица
Следующий элемент для эскиза — это губы или рот. Как же правильно его расположить. Всё просто. Он должен находиться в центре самой нижней части сетки, под носом. Чтобы определить его длину по горизонтали, проведём от радужных оболочек глаз вниз две линии, это и будет ширина рота. В отмеченном месте попробуем нарисовать аккуратные губы. Нижнюю рисовать проще, поэтому лучше начать с неё. Верхнюю просто скопируем по нижней, только поделим её пополам. У некоторых девушек губы пухлые, у других — вытонченные, можно ориентироваться по фотографии.
Чтобы эскиз получился законченным, нужно чётко провести очертания лица. Для этого можно немного выделить скулы.
Расположение ушей
Форме и расположению ушей также нужно уделить должное внимание. Высота уха, приблизительно, равна высоте носа. Ухо состоит из 5 частей: мочки, завитка, противозавитка, козелка, противокозелка. Для начала изображаем ушную раковину (общую форму). Затем рисуем С-образный завиток. С помощью теней и света делаем внутреннюю часть уха.
Работа над деталями и тенями
Теперь стираем линии сетки, у нас получился начальный набросок (эскиз). Дальнейшая работа заключается в разукрашивании и добавлении теней. Лицу нужно придать больше конкретики. Здесь немаловажную роль играют скулы и форма подбородка. Важно девушку не превратить в мужчину, у которого подбородок более сильный.
Как нарисовать голову поэтапно карандашом, как у настоящих художников? Для этого нам понадобится мягкий карандаш, с помощью которого будем наносить тени, придающие лицу объём. Контрастами и тенями можно выделить нужные участки портрета, для этого нужно определить более тёмные и светлые места. Сначала их можно просто обвести, потом начинать заштриховывать. После этого штриховку можно растушевать с помощью кусочка бумаги в нужных местах. Прямые штрихи будут делать рисунок угловатым и жёстким.
Последние штрихи
Далее нужно уделить внимание деталям. Стоит затемнить или осветлить в некоторых местах глаза и губы. Интенсивность штриха следует постоянно менять, а также следить за нажимом на бумагу.
Лицо девушки требует особого внимания, так как его украшают волосы (причёска). Она должна выглядеть естественно и подходить для данного типа лица. Красивые распущенные волосы украшают женский образ. Также к нему можно добавить часть плеч и шею.
Изюминкой каждого рисунка является мимика и изображение эмоций. Это можно сделать с помощью бровей. Стоит только чуточку их приподнять или опустить — лицо заиграет новыми красками. Вздёрнутые внутренние уголки глаз помогут изобразить грустное, порой даже плачущее лицо. Более озлобленного человека можно изобразить с помощью сведения бровей к переносице.
Мимику возможно также нарисовать с помощью затемнения радужки глаз и поднятием уголков губ. Чем темнее зрачок, тем выразительнее взгляд. С первого раза улыбку на лице нарисовать сложно, но даже маленькое поднятие уголков губ делает девушку милой. Мимика помогает выразить характер человека. Важно помнить, что свои навыки нужно постоянно тренировать, тогда более точно будут получаться мимика и эмоции человека.
Основы рисования: как нарисовать голову человека! | Омния Али Амер
Стенограммы
1. Введение в класс: добро пожаловать в мой класс один. Они долбят художника по персонажам и иллюстратора. Когда я решил бросить архитектуру после колледжа, чтобы заняться своей страстью к рисованию, я помню, как тяжело мне было изучать все об анатомии, частях тела и рисовании различных положений персонажа. Я много боролся, чтобы найти легкие и простые способы сделать это. Умный способ. Вот почему я хотел сделать целую серию уроков, на которых я разберу с вами все основы рисования персонажей, изучая каждую часть за раз. Итак, на этом уроке я покажу вам, как легко нарисовать человеческую голову без каких-либо скрытых сложностей. Сначала я покажу вам конструкцию головы, а потом как рисовать ее с разных ракурсов. После этого мы вместе набросаем множество вариаций лица, чтобы можно было нарисовать любого персонажа. Это увлекательный урок, который поможет вам сделать первый шаг в рисовании даже без опыта. Так что хватайте карандаш на бумаге, присоединяясь к классу, и давайте начнем.
2. Конструкция головы: добро пожаловать в класс. Итак, для первого урока в этом классе я хотел бы сказать вам, что в разделе ресурсов под классом вы найдете все наброски, которые я буду делать сегодня, чтобы вы могли распечатать их и изучить по ним. И вы можете начать рисовать карандашом на бумаге, и они будут рядом с вами. Это будет диагональное руководство, чтобы напомнить вам обо всех методах, которые я расскажу вам сегодня. Вы также найдете эти сферы, чтобы создавать свои собственные простые лица. И я буду более чем счастлив увидеть их в разделе проектов ниже.
Итак, приступим. Прежде чем мы начнем, нужно нарисовать человеческую голову. Я хотел бы начать с набросков черепа. Как вы можете видеть здесь, череп головы человека не такой простой формы, он на самом деле очень сложный, в нем много частей. Но если мы можем просто упростить это, мы можем видеть как сферу, и мы можем найти эту часть здесь, по бокам лица, которая является плоской стороной. Итак, мы там, наверху. Это череп и основная кость человеческой головы. Хорошо, и как вы можете видеть здесь, это плоская часть, которую вы можете видеть во всех направлениях головы. Просто так. Я знаю, что сейчас это выглядит ошеломляюще, но я обещаю, что дальше будет легче. Хорошо, теперь давайте приступим к созданию потомства и посмотрим, как мы можем нарисовать это с нуля. Итак, приступим. На первом уроке этого класса я буду использовать Procreate на своем iPad, чтобы начать рисовать. Так что голова на самом деле не плоский круг, это сфера. Итак, у этой теории много осей. Итак, если вы просто нарисуете эти две линии, мы обнаружим эти оси по всему периметру по горизонтали и по вертикали.
Это линии. Итак, если мы воспользуемся автобусом, он будет немного ниже, а над ним появится новый слой. И мы просто делаем этот круг и берем эту линию и еще одну горизонтальную линию. Мы увидим, что эти две линии, когда мы рисуем голову, на самом деле используются для установки направления головы и того, куда она направляется или куда смотрит. Кроме того, если вы возьмете эти две линии, мы увидим, что эта голова или сфера направлена вверх. Кроме того, когда мы рисуем голову, мы будем думать о первой части головы и черепа как о сфере, состоящей из двух частей, скользящих с обеих сторон. Просто представьте сферу и, или апельсин. Он просто взял нож и вырезал обе стороны. Именно в головном уборе. Как это можно здесь перевести? И рисунок головы, он такой. Череп похож на шар с плоскими сторонами. Или напишите броски, начерченные вот эти оси и линии, мы просто увидим, что это сторона, а это направление, куда направлена эта голова. Итак, это первая часть головы, череп. И представьте конический цилиндр для грифа.
Именно так. Просто попробуй погрузиться, как будто ты рисуешь что-то, что не Джози. Это что-то, ну знаешь, как трехмерное. И это вторая часть, которая является шеей. Давайте возьмем это, сделаем его немного больше. И вы можете себе представить, как эта шейка крепится к черепу. Это немного похоже на настоящие головы, верно? И это последняя часть, это лицо. Можешь считать это просто маской. Это третья часть. Таким образом, голова согласуется с или конструктором из шеи, черепа и лица. Эти три объединены вместе. Давайте посмотрим, как мы можем объединить три из них, чтобы вам было легко начать свою первую голову. Итак, давайте нарисуем круг и проведем плоские стороны от черепа, если только не нарисуем горизонтальную и вертикальную оси и эти линии, вот так. Давайте двигаться дальше. И это первая часть, которая является черепом. Давайте теперь перейдем к лицу, которое похоже на маску. Вы можете использовать другой цвет, чтобы увидеть, насколько отличается этот самолет, верно? И, возможно, другой цвет, чтобы сделать третью часть головы, то есть шею.
Помните конический цилиндр, о котором мы говорили ранее. Это действительно легко, и вы можете просто практиковать это со своей точки зрения, чтобы облегчить себе задачу. И будет очень весело, если вы подумаете только о светлой части в этой части, так как это сторона головы. И вам будет легче это представить. Итак, это головная сторона. Вот и все. Это все, что касается конструкции головы. Надеюсь, вам станет немного легче. Но не переусердствуйте. На следующих уроках все станет ясно. Итак, давайте продолжим.
3. Ориентация головы. Итак, на втором уроке этого класса мы больше поговорим об ориентации головы и о том, как рисовать голову под разными углами. Хорошо, давайте начнем. Сначала мы начнем с круга. Просто так. Давайте просто продублируем его три раза здесь. И это будет для вида спереди, вида в три четверти и вида сбоку. Ладно, начнем с переда. Как я вам говорил, представьте себе голову в виде шара и что эти две части удалены правильно? Давай продолжим. Мы поставим здесь две маленькие точки, чтобы мы знали конец лица.
А вот и конический цилиндр для грифа. Просто так легко. Хорошо, давайте просто представим, что как мы сделали на прошлом уроке, мы сделаем вид в три четверти, сделаем стороны, плоскую сторону и сторону черепа головы. И мы сделаем маску для лица. Давайте сначала сделаем ось, горизонтальную и вертикальную оси здесь, на этой сфере. Сделаем наши линии такими. Хорошо? И это маска или лицо. И снова конический цилиндр для грифа. А вот так будет выглядеть человеческая голова, если смотреть в три четверти. Ладно, и, наконец, с боком. Мы начнем с круга, а затем проведем эти оси по вертикали и горизонтали. Хорошо? И сделайте еще один такой же маленький кружок для площадочной части черепа, как я уже говорил вам ранее. И мы возьмем эту строку немного ниже и будем говорить эту строку вот так, пока они не пересекутся. И это сделает эту часть вот такой, а эту вот такой. И тогда мы нарисуем линию здесь и линию здесь. А это конический цилиндр для нашего, для грифа. Давайте просто удалим те или иные, и давайте просто сделаем штриховку светлым цветом.
И опять же, это сторона головы. Он должен быть темнее. Именно так. А также здесь для маски или маски для лица. И здесь, на виде спереди, просто удалите это. И вот оно. Прогон головы с тремя видами, спереди, в три четверти и сбоку. Надеюсь, это было полезно. И надеюсь, что вы следуете за мной прямо сейчас. Переходим к следующему уроку.
4. Вариации лица: Добро пожаловать на третий урок. Для третьего урока прямо сейчас, давайте поговорим больше о том, как рисовать вариации лица. Давайте начнем здесь. Помните, здесь вы помните маску для лица, о которой мы говорили раньше. Теперь давайте попробуем сделать несколько вариаций этого инструмента-маски. Посмотрите, как мы можем сделать разные символы правильными. Здесь я нарисовал пять сфер, начнем с первой. Давайте представим, что на этом лице маска выглядела именно так. Как по-другому выглядит это лицо. А теперь представьте, что это мультяшный персонаж. Давайте теперь нарисуем шею. На самом деле выглядит довольно красиво. Нарисуем еще один. Вы просто продолжаете воображать, продолжать искать и продолжать исследовать, насколько разной может быть эта маска для лица.
Мы можем сделать это долго, как это. Хорошо, и это шея. Нарисуем еще один. Может быть, что-то вроде этого. А это шея. Посмотрите, как это просто. Вы просто меняете лицевую маску, меняется вся голова и меняется весь персонаж. Вы уже можете представить себе глаза и все такое. Верно? А вот еще один. Действительно выглядит иначе. И для последнего, давайте просто попробуем что-то подобное. Может быть, что-то вроде этой огромной цепи. И это еще одна фазовая вариация. Вот и все. Это выглядит довольно красиво. Давайте снова сделаем штриховку, чтобы вы почувствовали, насколько по-разному выглядят эти лица. А для вас представить и как они выглядят в 3D их уже не сделать. И вам легче это представить. Итак, голова назначена, у нее есть фронт, у нее есть размеры. Это не просто рисунок на бумаге. И это все для этого урока. Вот так можно придумать фазовые вариации от смены лицевой маски. Давайте перейдем к нашему последнему уроку.
5. Построение лица. На последнем уроке в этом классе мы поговорим больше о построении лица.
Мы просто говорим об этом очень просто, без подробностей о частях лица, потому что мы вернемся к этому на следующих уроках в этой серии набросков. Хорошо, давайте начнем. Итак, давайте сначала начнем со сферы. Для черепа, или правильно? И это плоская часть, о которой мы говорили ранее. И, конечно же, помните основные линии или базовые линии для головы или вспомогательные линии. Так вам будет легче увидеть направление и увидеть, насколько трехмерной будет выглядеть эта рука. Я просто поворачиваю это немного, и давайте продолжим. Как мы уже говорили, мы пойдем по этой линии прямо вниз, и мы пойдем по этим линиям вот так, как мы уже упоминали, или направо. И это рука. Мы сделаем такую линию и такую же линию для линии роста волос. Очень просто и легко. И теперь вы можете заметить, что эти три части как раз поровну. 1 треть. Каждый из них составляет всего 1 треть. Они одинаковой длины. Это действительно интересно о наших лицах. Итак, продолжим. Они просто равны. Итак, вот глазница. Мы просто нарисуем это очень просто, и мы поговорим об этом позже в другом стакане.
Итак, если это глазницы, мы можем представить, что есть маска, объединяющая эти две глазницы вместе. Маленькая маска, прямо как маска супергероя, или верно? И в этой четверти окружности этой стороны находится наше ухо в правом нижнем углу. И для носа мы начнем с такой формы. Также как в форме треугольника или что-то в этом роде, и все узлы опускаются. Так что очень просто тает, как мультфильм. А теперь давайте рассмотрим противоположное и начнем представлять, как это может быть просто. Это ухо, а это нос. А вверху маски глазниц сделаем брови. Простой при этом. И вы можете нарисовать его так, как хотите, любую форму бровей, какую захотите. А теперь для мультфильма я просто нарисую его вот так, только с учетом островов. А потом ирис. Будьте очень простыми на этом этапе. Расскажу, о чем поговорим позже в очках. А тут простой рот. Возможно, мы можем сделать это не локально немного меньше. Скажем так. Хорошо, давайте сделаем еще один. Опять сфера и боковая часть и ось. Давайте сделаем другую маску для лица.
А вот только вокруг ушей и на шее, в глазницах. И помните, какими замаскированными они могут быть и это глазное яблоко. Это простой знает. Хорошо, а теперь брови и верхняя часть маски, глазницы и некоторые детали в носу и вот лицо в сборе. И представьте, что рыба обернулась вокруг трехмерной формы подбородка. Делает ли колеса бутылки позже также в классе мыши. Хорошо? И брови такие. И, конечно, во рту темнее. А это линия роста волос. И вы можете сделать прическу такой, какой хотите, просто, как видите, я просто зарабатываю деньги. Простой, быстрый скетч. Давайте попробуем еще один последний. Давайте сделаем еще одну форму масок для лица, чтобы как-то сделать вытянутое лицо. Только вуаль и лицо, может быть. А это две глазницы, глазные яблоки внутри. Может нос другой формы. Поскольку он злодей, он должен быть более резким и преувеличенным. Ведь это герой мультфильма. А это брови. Может быть, давайте удалим эти строки, и мы сможем найти для него смысл. Это выглядит весело. Хорошо, и, может быть, какие-нибудь злодейские глаза.
Просто держите это очень просто. И, конечно же, шея со стороны лица. Может быть, вы можете сделать маленькую щеку, как это. Для некоторых более острых граней для персонажа-злодея. А вот волосы, конечно. Да, это выглядит красиво. И какую-то штриховку или часть лица и эту бороду. И это все. Это было очень просто. Надеюсь, вам стало немного легче. Подробнее обо всем этом читайте на следующих занятиях. Просто продолжайте записывать всю информацию, которую вы получили сегодня в классе. Надеюсь, это было полезно для вас. Вы складываетесь, и я очень надеюсь увидеть некоторые из ваших эскизов в разделе проектов. И, конечно же, если у вас есть вопрос, я буду более чем счастлив ответить на него. Вы можете оставить его в доске обсуждений ниже. Надеюсь, вам понравился урок, и, конечно же, не забывайте следить за моими ссылками в социальных сетях и моим каналом на YouTube, где вы найдете замедленные видеоролики и сюжетные линии, и мой Instagram, где вы найдете ежедневные наброски, ежедневные видеоролики, последние иллюстрации и работы.
Это было все на сегодня. Это было на AMA или на следующих занятиях.
Узнайте, как рисовать лица с помощью этих 10 простых советов | Чертеж
Автор: Paul Heaston, опубликовано в разделе Art Blog.
Захват сходства может быть проблемой, но головы и лица — одни из самых сложных вещей для рисования.
Давайте сосредоточимся на улучшении черт лица и реалистичной головы. Поскольку мы проводим весь день, глядя на людей, мы очень хорошо понимаем, когда что-то не так в портретном рисунке или живописи.
1. Знайте свои пропорции
Головы — это не идеальные круги, но и не идеальные овалы. Вы можете думать о них как о яйцевидной форме с заостренным концом к низу. Конечно, это зависит от конкретного человека и угла, под которым вы его видите. Но начнем с яйца…
2. Уточните линию подбородка
Если вы рисуете женщину, эта яйцевидная форма могла бы хорошо описать линию ее челюсти, но допустим, мы рисуем мужчину с чуть более угловатой челюстью и более плоским подбородком. Выделим линию подбородка.
3. Где разместить глаза?
Ну, мы склонны думать, что глаза ближе к макушке, чем к низу, потому что это самая высокая черта лица. Но это не совсем так.
Как видите, глаза находятся примерно посередине между нижней частью челюсти и верхней частью головы . Над глазами находится лот головы, как знает любой из нас с залысинами. Но я пропустил здесь шаг — как далеко должны быть глаза? Насколько большими они должны быть?
4. Хорошее эмпирическое правило состоит в том, что голова имеет ширину около 5 глаз
Это означает, что промежуток между глазами, где расположена переносица, примерно такой же ширины, как лицо по обе стороны от глаз. Как и любое эмпирическое правило, важно помнить, что это не всегда так, и что это применимо только к рисованию лица на портрете.
5. Теперь поместим уши
Найдите вершины прямо над глазами и опустите их почти на полпути от глаз к нижней части челюсти. В зависимости от человека уши могут сильно или немного торчать, поэтому для этого нет хорошего правила, кроме тщательного наблюдения.
Ну, что вы знаете — после того, как вы нарисовали уши, теперь у вас есть отличное представление о том, где расположить нос!
6. Добавляем нос
Носы немного различаются по ширине, так что имейте это в виду. Стороны носа этого парня немного выступают за внутренние уголки его глаз.
7. Рот немного сложнее
Вместо того, чтобы сам рот находился на полпути от мочек ушей к линии подбородка, используйте эту середину для нижней губы. Ширина углов рта часто доходит примерно до расположения радужной оболочки глаз выше.
8. Постановка бровей
Это еще одна особенность, которая сильно различается от человека к человеку. Имейте в виду, что каждая бровь, как правило, шире, чем глаз под ней. Они также имеют тенденцию быть наиболее толстыми к переносице и сужаться к бокам лица, где они также часто спускаются вниз.