лягушка — краткое содержание сказки для читательского дневника
Другие персонажи
- Царь — строгий, командует сыновьями.
- Старший и средний сыновья царя.
- Их жёны — подражали Василисе Премудрой.
- Мамки-няньки — служанки Василисы Премудрой.
- Старичок — помог Ивану-царевичу, дав ему путеводный клубочек.
- Баба-яга — сказала Ивану-царевичу где искать пропавшую жену.
- Кощей Бессмертный — злодей, который похитил Василису Премудрую.
- Медведь, селезень, заяц, щука — эти животные помогли царевичу справиться с Кощеем.
Конспект урока «Сказки. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка»
5 класс
Тема.
Сказки. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка».
Цель
:
- дать понятие о сказке как жанре фольклора, познакомить с основными видами сказок; выявить основную идею сказки «Царевна-лягушка»;
- формировать навыки работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения и художественного пересказа;
- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование:
иллюстрации к сказке; фрагмент мультфильма «Царевна-лягушка» режиссёра Михаила Цехановского, «Союзмультфильм», 1954 г.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Работа со статьёй учебника «Русские сказки», с.28-31, часть 1 учебника.
3.Анализ содержания сказки.
Лексическая работа.
— Объясните значения слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудрёный, молвить, дивиться, снарядиться.
Беседа.
— Какое впечатление произвела на вас сказка? Чем понравилась?
— О чём эта сказка? Назовите её героев.
— Кто из героев вам более всего понравился и почему?
— Что вы знаете об этих героях?
Иван-царевич –
один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж появился в конце XVIII – начале XIX в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов («Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Молодильные яблоки»).
Василиса Премудрая –
персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной.
— Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку? (Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.
В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, возрождением), и отрицательные (связь с тёмным миром, болезнью, смертью).
Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в руках объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого).
— К каким сказкам относится сказка «Царевна-лягушка»?
III. Закрепление изученного.
1.Композиция волшебной сказки.
2.Беседа.
— Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей? (У каждой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки не было. Необычайные ситуации и положения – особые приметы любой сказки).
— Где нашли невест старшие братья?
— Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
— Почему братья смеются над Иваном-царевичем?
— Почему царь не стал противиться этому браку?
— Чтение по ролям эпизода «Первый приказ царя» от слов «Поклонились царевичи отцу и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в большие праздники есть».
— Что мы можем сказать о героине?
— Когда в сказке впервые появляется имя царевны (Василиса Премудрая)? Почему? (Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчёркивается высокое превосходство и ценность человека).
— Что напоминают эти строчки: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят»? (Эти строчки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта).
— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? (Этим преувеличением подчёркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери).
— В чём истинная красота героини сказки?
— Как царевич оценил работу Василисы? (В первом случае царевич «диву давался», во втором случае ковёр получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство Василисы, но и умение царевича оценить это мастерство).
— Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов включён в наш учебник. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?
— Какой предстаёт Василиса в сцене пира? (Просмотр фрагмента мультипликационного фильма).
— Почему царь трижды испытывает невесток? (Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода происходит с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближённые, в третий раз – весь народ).
— Обратимся к репродукциям картин В.М.Васнецова и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка». Чья картина вам больше понравилась? Почему?
— Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу? (С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Увидев же жену красавицей, он решил положить конец своим мучениям. Не оценив внутренних достоинств жены, огорчённый её безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он смог полюбить лишь её внешнюю красоту).
— Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой? (Герой убеждён, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен искупить свою вину перед женой, которой он ещё недостоин).
— Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?
— Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?
— О чём свидетельствует гипербола «… две пары железных сапог протёр, два железных хлеба сглодал…»?
— Что рассказал Ивану-царевичу старичок?
— Обратимся к репродукции картины В.М.Васнецова «Кощей Бессмертный». Кто такой Кащей Бессмертный?
Кащей (Кощей) Бессмертный –
отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым. Вода сообщает ему сверхъестественную силу.
—
Кто подсказал герою, как расправиться с Кащеем? Кто такая Баба Яга?
Баба Яга
– персонаж восточных и западных славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окружённой высоким частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в её доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.
— Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми? (Кащей Бессмертный олицетворяет собой мир насилия, человеконенавистничества. Он – воплощение той социальной силы, которая нарушила древние родовые порядки равноправия. Кащей способен распоряжаться судьбами людей. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце. Уничтожив яйцо, можно положить конец жизни Кащея. Даже в сказках людям трудно бороться с несправедливостью. Поэтому бессмертного Кащея постигла кончина. Пользуясь воображаемыми средствами расправы с Кащеем, люди прекращали жизнь этого существа очень надёжным способом: зло раздавливалось в зародыше).
IV. Подведение итогов урока.
— О чём сказка «Царевна-лягушка»? (Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омрачёнными помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает).
— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»? (В образе Царевны-лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить справедливый и счастливый мир).
V. Домашнее задание.
1.Прочитать сказку «Чего на свете не бывает?», с. 42-45, часть 1.
2.Групповое задание: нарисовать портреты героев сказки, составить устные комментарии к рисункам, оформить выставку рисунков.
3.Инд.задание: подготовить художественный пересказ бытовых сказок «Барин и мужик», «Барин и собака».
3
Очень краткое содержание для читательского дневника
По велению царя его сыновья должны были жениться. Приказал он им так выбрать невест: выстрелить в чистом поле из лука. Где стрела упадёт, там и должен каждый был искать себе невесту.
Младший сын, Иван-царевич, нашёл свою стрелу в болоте. Пришлось ему жениться на лягушке.
С заданиями царя лягушка справлялась лучше жён старших сыновей. На пир она приехала в облике красавицы.
Иван царевич сжёг лягушачью кожу, чтобы жена всегда оставалась красавицей. Но из-за этого жена его исчезла. Нашёл её царевич у Кощея Бессмертного, победил этого злодея и освободил свою жену.
История персонажа
Много ли вы знаете сказок, сюжет которых был известен уже много сотен лет назад? Царевна-лягушка – персонаж, популярный среди народов Причерноморья и Приазовья. Археологи находят упоминания о ней на артефактах 5-3 в до н.э., добытых в скифских курганах. Сказочный персонаж, словно мифологический герой, воспевался древним населением и запечатлен мастерами той эпохи. Насколько реальна легенда о Царевне-лягушке, можно только догадываться. Вся правда о ней известна древним племенам, восхищавшимся фантастическим созданием.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
У царя было три сына. Велел он им жениться. Чтобы найти невесту, каждый из сыновей должен был в чистом поле наугад выстрелить из лука. На чей двор стрела прилетит, там и должен был свататься молодец.
Стрела старшего брата упала на боярский двор к боярышне. Среднего брата стрела прилетела на двор купца к купеческой дочери.
А стрела младшего брата, которого звали Иваном-царевичем, долетела до болота. Там её поймала лягуша-квакуша.
Иван царевич огорчился, но отец заставил его жениться на лягушке.
Когда сыновья женились, царь приказал, чтобы их жёны испекли ему к завтрашнему дню хлеб.
Пришёл Иван-царевич домой невесел и рассказал лягушке о приказе отца. Та его успокоила, уложила спать, а сама сбросила кожу лягушачью и превратилась в красавицу Василису Премудрую. Вышла она на крыльцо, позвала мамок-нянек и велела им испечь такой хлеб, какой она ела, живя у батюшки.
Утром Иван-царевич увидел прекрасный хлеб и отнёс его отцу. Царю очень понравился этот хлеб. Отдал он сыновьям новый приказ: чтобы их жёны соткали по ковру за одну ночь.
Иван-царевич огорчился и поведал о приказе лягушке. Снова она успокоила его да спать уложила.
Мамки-няньки за ночь соткали ковёр, изукрашенный узорами и златом-серебром.
Очень был доволен царь, поблагодарил Ивана-царевича за ковёр. И сразу же приказал, чтобы все три сына пришли к нему вместе с жёнами, чтобы люди на них посмотрели.
Пришёл Иван-царевич домой грустный, сообщил лягушке о приказе отца. Лягушка сказала, чтобы он один шёл в гости к царю. Велела она, чтобы царевич, услышав стук-гром, сказал, что «это лягушонка в коробчонке едет».
Так он и сделал. Подъехала к дворцу красивая карета, запряжённая в шесть лошадей. Вышла из неё красавица — Василиса Премудрая.
Когда гости пировали, Василиса Премудрая остатки питья из стакана вылила себе в рукав, поела, а косточки лебединые спрятала в другой рукав.
Жёны старших царевичей сделали то же самое.
Стала Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула она рукой — появилось озеро, махнула другой — поплыли по нему лебеди.
И жёны братьев Ивана-царевича начали плясать и махать руками, но из рукавов только брызги воды летели да кости. Одна в глаз царю угодила. Разгневался он и прогнал жён старшего и среднего сына.
Иван-царевич поторопился первым прийти домой. Нашёл кожу лягушачью и сжёг её. Приехала жена, не нашла кожу. Опечалилась Василиса Премудрая и сказала царевичу, что если бы он подождал немного, была бы она вечно его женой. Попрощалась и сказала, чтобы искал Иван-царевич её «за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».
Превратилась она в белую лебедь и вылетела в окно.
Закручинился Иван-царевич и пошёл куда глаза глядят. Встретился ему старичок, узнал о несчастье царевича и сказал, что отец Василисы Премудрой сердился, что она умнее его и велел, чтобы она была лягушкой три года.
Дал старичок царевичу клубочек и велел идти туда, куда он покатится. Иван-царевич так и сделал.
Встретился ему в поле медведь, хотел убить его царевич. Медведь попросил оставить его в живых и обещал пригодиться когда-нибудь. Пожалел царевич медведя.
Встретились ему в пути селезень и заяц, они тоже просили их не убивать и обещали пригодиться. Пожалел их Иван-царевич.
На морском берегу увидел он щуку. Попросила она пустить её в море. Иван-царевич бросил её в воду и пошёл снова за клубочком. Привёл клубок его к избушке на курьих ножках. Попросил царевич, чтобы избушка встала к нему передом, а к морю задом. Когда избушка повернулась, царевич зашёл в неё.
Увидел он на печи бабу-ягу. Спросила баба-яга, зачем добрый молодец к ней пожаловал. Иван-царевич сказал, чтобы сначала его напоила-накормила, выпарила в бане, а потом и спрашивала.
Когда баба-яга всё это сделала, царевич поведал ей, что ищет Василису Премудрую. Баба-яга сказала, что Василиса Премудрая сейчас у Кощея Бессмертного, которого победить очень трудно. Смерть его на кончике иголки, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук — на дубу. Дуб охраняет Кощей Бессмертный.
Сказала баба-яга, где это дерево растёт. Дошёл Иван-царевич до дуба, не зная, как достать с него сундук. Прибежал медведь, выворотил дуб из земли, сундук разбился.
Выскочил оттуда заяц — да наутёк. За ним погнался другой заяц, разорвал первого в клочки.
Из зайца выпорхнула утка, её догнал в небе селезень, ударил, яйцо утка и выронила прямо в море.
Заплакал Иван-царевич, но вынырнула из моря щука и дала ему яйцо. Разбил царевич яйцо, достал иголку, обломил её кончик — и помер Кощей.
А Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и долгие годы жили счастливо.
Главные герои
В этой волшебной сказке двое главных героев и несколько второстепенных: в том числе говорящие человеческим голосом животные. Каждый из центральных персонажей проходит своё испытание, совершает чудесные или героические поступки.
Удалой молодец Иван-царевич
Иван-царевич — один из самых популярных персонажей русских сказок. Здесь он младший из трёх царских сыновей, которые беспрекословно подчиняются отцовской воле.
Характеристика Ивана-царевича:
- верный;
- добрый;
- отважный;
- покладистый;
- скромный;
- тихий.
Когда батюшка велит сыновьям жениться, каждый пускает стрелу и с её помощью находит себе невесту. Иван ищет свою наречённую дольше всех, а когда видит стрелу в лапках лягушки-квакушки, хочет уйти. Его реакция понятна, но у сказки иная логика.
Иван вынужден жениться на лягушке. Он терпеливо сносит насмешки братьев и невесток и ни в чём не упрекает свою необычную супругу. Однако хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. После того как жена Ивана лучше всех справилась с заданиями царя, стало ясно, что братьям в жёны достались неумёхи. Какое испытание царь ни устроит, они с ними не справлялись.
Позже становится ясно, что роль всеобщего посмешища далась Ивану нелегко. Всё это время он был несчастен, просто смирился со своей горькой долей. Но как только увидел истинный облик супруги, то сразу решил сжечь ненавистную шкурку. Не подумал, не посоветовался и в результате совершил плохой поступок и потерял любимую.
Чтобы её вернуть, Ивану предстоит отправиться за тридевять земель, за тридевять морей. За время поисков он изнашивает три пары железных сапог и съедает три железных хлеба. Народное воображение сделало их железными, чтобы показать, что герой преодолел невероятно длинный путь.
По дороге он встречает разных зверей и сначала хочет их убить, чтобы утолить голод. Однако животные молят Ивана-царевича о пощаде, и он их отпускает. За этот хороший поступок царевич позже получает вознаграждение.
Находчивая красавица Василиса Премудрая
Как зовут царевну-лягушку, Иван узнаёт далеко не сразу. Главная героиня сказки — девушка-оборотень. Она превзошла отца в хитрости, мудрости и колдовской науке, за что тот и превратил её на три года в лягушку.
Описание в сказке человеческого облика Василисы Премудрой: такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
Имя Василиса означает «царственная», что говорит о знатном происхождении Василисы Премудрой. Она дочь царя-чародея Кощея Бессмертного и превосходит другие женские персонажи сказки не только умом и красотой, но и статусом.
Невесты и жёны в русских сказках часто умнее своих женихов и мужей, не стала исключением и Василиса. К тому же она искусница, мастерица. В одном варианте сказки Василиса Премудрая выполняет задания царя с помощью мамок-нянек, в другом — посредством волшебства.
Основные черты её характера:
- верность;
- заботливость;
- мудрость;
- решительность;
- терпение.
Василиса — положительная «сильная» героиня. В образе царевны-лягушки воплотился эстетический и нравственный идеал женщины в русской народной сказке. Писатель Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из самых совершенных образов, рождённых фантазией славянского народа.
Сочинение на тему «Любимый герой сказки «Царевна Лягушка»
Вариант 1
Сказка «Царевна-Лягушка» — поучительная история о том, что нельзя оценивать людей только по внешности, что любовь побеждает все плохое. В этой сказке мне больше всего нравится самая загадочная героиня – Царевна-Лягушка, которая меняет свой гадкий облик лягушки на прекрасную Василису.
Иван-Царевич не понимает, что его стрела помогла ему выбрать самую добрую и трудолюбивую девушку. Сначала лягушка вызывает брезгливые чувства у окружающих, но её упорство, мудрость и заботливость помогают понять Ивану, как ему повезло с женой. Ведь Царевна-Лягушка единственная из невесток смогла преодолеть все испытания, которые назначил отец Царевича.
На примере Царевны-Лягушки понимаешь, что признание, любовь и внимание окружающих можно заслужить только хорошими поступками и умением. Главная героиня сказки учить нас терпению и скромности. Нельзя людей оценивать только по внешнему виду или одежде, иногда под отталкивающей маской и простотой может скрываться удивительный человек с внутренней красотой и добрым сердцем.
Жены двух старших братьев оказались привлекательными и одевались богато, однако не справились с заданиями Царя, да ещё глумились над Царевной-Лягушкой. Она не обозлилась на людей, которые насмехались над уродством зеленого и скользкого болотного существа, не осудила Ивана за поджог лягушачьей шкуры. Девушка прошла все испытания достойно, своей любовью она вдохновила Ивана на совершение подвига. Он смог спасти свою любимую жену от рук Кощея.
Вариант 2
И дети, и взрослые любят читать сказки. Читая сказки, люди переносятся в совершенно иной мир, который полон чудес и приключений.
Мне очень нравится читать сказки, которые учат чему-нибудь хорошему. В сказке “Царевна-лягушка” есть положительные герои и отрицательные персонажи. Мой любимый персонаж – это Царь. Он является отцом трех сыновей. Это очень трудно воспитать хороших людей, когда они живут в богатстве. Но, Царь-отец всеми возможными способами стремится вырастить из своих сыновей достойных людей.
Когда царевичи стали достаточно взрослыми, отец понимает, что пора их женить. Когда человек женится, он становится более ответственным. Царевичи должны обзавестись семьями и начать самостоятельную жизнь. Перед Царем стоит важная задача: найти хороших жен своим сыновьям. Как же это лучше сделать? Ведь необходимо, чтобы девушки понравились не только отцу, но и сыновьям.
Царь решает, что выбор должна сделать судьба. Он уверен, что стрелы, выпущенные из лука, достигнут правильной цели. Судьба поможет выбрать царевичам именно ту девушку, которая больше всего им подходит.
Так оно и получилось. Стрела старшего сына упала на боярский двор. Второй сын попадает стрелой во двор к купцу. А, младший – в болото к лягушке.
Царь – очень справедливый. Он не дает старшим невесткам унижать Царевну-лягушку. Но, он еще и требовательный человек. Ему не важно, что боярская и купеческая дочери не умеют сами готовить и ткать. Отец хочет, чтобы у его сыновей были трудолюбивые жены. Он поручает испечь хлеб и соткать ковер. Это самые необходимые умения, которыми должны были владеть женщины в то время.
Царь любит трудолюбивых людей и терпеть не может бездельников. Он хвалит Царевну-лягушку за ее мастерство, а боярыню и купчиху стыдит за их неумение.
Все эти поступки характеризуют Царя, как положительного героя, который хочет добра и счастья своим детям.
Царевна-лягушка. Русская народная сказка
старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
— Сынки, мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.
Сыновья отцу отвечают:
— Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?
— Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.
Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.
У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь.
А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:
— Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. А лягушка ему отвечает:
— Возьми меня замуж!
— Что ты, как Я возьму себе в жёны лягушку?
— Бери, знать, судьба твоя такая.
Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой. Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего — на купеческой, а несчастного Ивана-царевича — на лягушке.
Вот царь позвал сыновей:
— Хочу посмотреть, которая из ваших жён лучшая рукодельница. Пускай сошьют мне к завтрему по рубашке.
Сыновья поклонились отцу и пошли.
Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил. Лягушка, по полу скачет, спрашивает его:
— Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое?
— Батюшка, велел тебе к завтрему рубашку сшить. Лягушка отвечает:
— Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.
Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь.
Василиса Премудрая ударила в ладоши и крикнула:
— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки.
Иван-царевич утром проснулся, лягушка, опять по полу скачет, а уж рубашка лежит на столе, завернута в полотенце. Обрадовался Иван-царевич, взял рубашку, понес к отцу. Царь в это время принимал дары от больших сыновей. Старший сын развернул рубашку, царь принял её и сказал:
— Эту рубашку, в черной избе носить. Средний сын развернул рубашку, царь сказал:
— В ней только, в баню ходить.
Иван-царевич развернул рубашку, изукрашенную златом-серебром, хитрыми узорами. Царь только взглянул:
-Ну, вот это рубашка — в праздник её надевать. Пошли братья по домам — те двое — и судят между собой:
— Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не лягушка, а какая-нибудь хитра… Царь опять позвал сыновей:
— Пускай ваши жёны испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.
Иван-царевич голову повесил, пришёл домой. Лягушка, его спрашивает:
— Что закручинился? Он отвечает:
— Надо к завтрему испечь царю хлеб.
— Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренеё.
А те невестки, сперва-то смеялись над лягушкой, а теперь послали одну бабушку-задворенку, посмотреть, как лягушка будет печь хлеб.
Лягушка хитра, она это смекнула. Замесила квашню; печь сверху разломала да прямо туда, в дыру, всю квашню и опрокинула. Бабушка-задворенка прибежала к царским невесткам; все рассказала, и те так же стали делать.
А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, ударила в ладоши:
— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.
Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.
Иван-царевич обрадовался, завернул хлеб в ширинку, понес к отцу. А царь в то время принимал хлебы от боль-ших сыновей. Их жены-то поспускали тесто в печь, как им бабушка-задворенка сказала, и вышла у них одна горелая грязь. Царь принял хлеб от старшего сына, посмотрел и отослал в людскую. Принял от среднего сына и туда же отослал. А как подал Иван-царевич, царь сказал:
— Вот это хлеб, только, в праздник его есть. И приказал царь трем своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на пир вместе с жёнами.
Опять воротился Иван-царевич домой невесел, ниже плеч голову повесил. Лягушка, по полу скачет:
— Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?
— Лягушка, лягушка, как мне не горевать! Батюшка наказал, чтобы я пришёл с тобой на пир, а как я, тебя людям покажу?
Лягушка отвечает:
— Не тужи, Иван-царевич, иди на пир один, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром, не пугайся. Спросят тебя, скажи: “Это моя лягушонка, в коробчонке едет”.
Иван-царевич и пошёл один. Вот старшие братья приехали с жёнами, разодетыми, разубранными, нарумяненными, насурьмленными. Стоят да над Иваном-царевичем смеются:
— Что же ты без жены пришёл? Хоть бы в платочке её принес. Где ты такую красавицу выискал? Чай, все болота исходил.
Царь с сыновьями, с невестками, с гостями сели за столы дубовые, за скатерти браные — пировать. Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец затрёсся. Гости напугались, повскакали с мест, а Иван-царевич говорит:
— Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка, в коробчонке приехала.
Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье — частые звезды, на голове — месяц ясный, такая красавица — ни вздумать, ни взгадать, только, в сказке сказать. Берёт она Ивана-царевича за руку и ведёт за столы дубовые, за скатерти браные.
Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточки, за правый рукав бросила.
Жёны больших-то царевичей увидали её хитрости и давай то же делать.
Попили, поели, настал черед плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и пошла. Уж она плясала, плясала, вертелась, вертелась — всем на диво. Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались.
А старшие невестки пошли плясать: махнули рукавом — только гостей забрызгали, махнули другим — только кости разлетелись, одна кость царю в глаз попала. Царь рассердился и прогнал обеих невесток.
В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне.
Василиса Премудрая возвращается домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:
— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…
Обернулась Василиса Премудрая серой кукушкой и улетела в окно. Иван-царевич поплакал, поплакал, поклонился на четыре стороны и пошёл куда глаза глядят — искать жену, Василису Премудрую. Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истёр, шапчонку дождик иссёк. Попадается ему навстречу старый старичок.
— Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?
Иван-царевич рассказал ему про своё несчастье. Старый старичок говорит ему:
— Эх, Иван-царевич; зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её было снимать. Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась. Он за то осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой. Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай за ним смело.
Иван-царевич поблагодарил старого старичка и пошёл за клубочком. Клубок катится, он за ним идет. В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царевич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим голосом:
— Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.
Иван-царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошёл дальше. Глядь, летит над ним селезень. Он нацелился, а селезень говорит ему человеческим голосом:
— Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь, Он пожалел селезня и пошёл дальше. Бежит косой заяц. Иван-царевич опять спохватился, хочет в него стрелять, а заяц говорит человеческим голосом:
— Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь. Пожалел он зайца, пошёл дальше. Подходит к синему морю и видит — на берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:
— Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синеё море!
Он бросил щуку в море, пошёл дальше берегом. Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
— Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.
Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич взошёл в неё и видит — на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга, костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.
— Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? — говорит ему Баба-яга. — Дело пытаешь или от дела лытаешь?
Иван-царевич ей отвечает:
— Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.
Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.
— Знаю, знаю, — говорит ему Баба-яга, — твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт.
Иван-царевич у Бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит — стоит, шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а достать его трудно.
Вдруг, откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц — и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на неё селезень кинулся, как ударит её — утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море.
Тут Иван-царевич залился горькими слезами — где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.
Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.
Чтобы найти Бога, нужно сначала поцеловать лягушку! – Анн-Мари
Перейти к содержимому Чтобы найти Бога, нужно сначала поцеловать лягушку!- Посмотреть увеличенное изображение
Чтобы найти Бога, нужно сначала поцеловать лягушку!
Многие знакомые сказки рассказывают о пробуждении кундалини. Это примечательно, потому что эти записанные народные сказки восходят к тому времени, когда эта восточная концепция еще не вошла в западное коллективное сознание. Но даже несмотря на то, что в наши дни кундалини стала частью духовного жаргона, в частности, из-за повышенного интереса к йоге, этот таинственный источник энергии по-прежнему в значительной степени считается чем-то экзотическим и относящимся к йогинам-аскетам, которые выполняют сложные упражнения (крии) для достижения цели. пробудите эту змеиную силу в его тазу.
Кто проявит на это глаз, тот увидит, что священные писания и иконография практически всех религий и духовных традиций содержат упоминания — обычно загадочные — о божественном огне в нашем тазу (рядом с «крестцом» или священной костью!) .
Как правило, для пробуждения кундалини не требуются специальные упражнения. Гораздо важнее чистый образ жизни и искреннее стремление к Богу. И готовность столкнуться со всем, что хранится в подсознании. Это последнее и обсуждается в известной истории о принце-лягушке.
Золотой мяч
История начинается с того, что принцесса бросает в воду свой золотой мяч:
Вблизи королевского замка был большой темный лес, и в этом лесу, под старой липой, там был колодец. В жару царевна выходила в лес и садилась на край прохладного колодца. Чтобы скоротать время, она брала золотой мяч, подбрасывала его в воздух и ловила.
Это была ее любимая игрушка. И вот однажды случилось так, что золотой шар княгини не попал ей в руки, что она высоко подняла, а вместо этого упал на землю и покатился прямо в воду.Все элементы этого фрагмента указывают на энергию кундалини. Дерево является типичным символом позвоночника, через который пробуждённая кундалини поднимается к макушке. Колодец с водой под деревом представляет саму божественную энергию. Золотой шар, который дочь короля подбрасывает в воздух возле колодца, изображает восходящее движение кундалини. И круглая форма, и золото шара относятся к божественному.
Принцесса роняет мяч, и он исчезает под водой; энергия кундалини уходит в таз. Она плачет горькими слезами и безутешна. Затем из воды появляется лягушка, которая предлагает ей помощь. Но он хочет что-то взамен:
Лягушка ответила: «Я не хочу ни твоей одежды, ни твоего жемчуга и драгоценных камней, ни твоей золотой короны, но если ты будешь любить меня и примешь меня как компаньона и товарища по играм, и позволишь мне сесть рядом с тобой за твой стол и ешь из твоей золотой тарелки, и пей из твоей чашки, и спи в своей постели, если ты пообещаешь мне это, то я нырну вниз и принесу тебе твой золотой мячик». «О, да, — сказала она, — я обещаю тебе все это, если ты просто вернешь мне мяч».
Однако принцесса не сдержала своего обещания. Когда ей вернули мяч, она бросила лягушку у колодца. На следующий день он стучит в дверь дворца, но принцесса не пускает его. Когда король узнает о случившемся, он приказывает дочери сдержать свое обещание. Неохотно она открывает дверь для лягушки.
Животное в человеке
Лягушка олицетворяет все качества, наклонности и побуждения, которые мы предпочитаем отрицать. Обычно это аспекты нашей животной природы; подумайте об агрессии, ревности, жадности, похоти и эгоизме. Часто повторяющаяся центральная тема всех работ, посвященных тайне кундалини, — это победа над животными инстинктами и перенаправление этих энергий на реализацию нашего божественного потенциала.
Одной из ловушек на духовном пути является отрицание или подавление побуждений, которые не соответствуют нашему идеальному образу святого или просветленного человека. Эти энергии нашей «низшей» или земной природы, очищенные и сублимированные, действительно могут помочь нам осознать высшее. Еще лучше: без этих первосил врата Царствия Божия остаются закрытыми. Это то, что эта история хочет показать нам.
Лягушка, поднимающаяся из воды (подсознание), символизирует возникающее осознание этих «теневых» аспектов. Но одного осознания недостаточно. Лягушка хочет быть товарищем по играм для принцессы и хочет, чтобы она любила его, иначе она не получит обратно свой золотой мячик. Если мы хотим найти Бога, мы должны принять и полюбить свои собственные «непривлекательные» аспекты. Лягушка тоже хочет есть из тарелки принцессы и спать в ее постели. Это образы интеграции; низшая природа должна быть поглощена энергией совершенной личности.
Лягушка превращается в принца
Она подняла его двумя пальцами, отнесла наверх и поставила в угол. Когда она лежала в постели, он подкрался к ней и сказал: «Я устал и хочу спать так же хорошо, как и ты. Возьми меня, или я скажу твоему отцу.
Тут она сильно разозлилась и изо всех сил швырнула его к стене. «Теперь покойся, мерзкая лягушка!»
Но когда он упал, то оказался не лягушкой, а принцем с красивыми дружелюбными глазами. И был он теперь, по завещанию ее отца, ее дорогим спутником и мужем. Он рассказал ей, как его заколдовала злая ведьма, и что она одна могла спасти его из колодца, и что завтра они вместе отправятся в его королевство.
После (интеграции) в спальне лягушка превращается в привлекательного принца, за которого принцесса впоследствии выходит замуж. Брак представляет собой соединение человека с Богом, так называемый «священный брак», во время которого в человеке соединяются мужское начало (принц) и женское начало (принцесса).
В оригинальной версии этой сказки царевна бросает лягушку в стену. В более поздних версиях это было изменено на более благоприятную для животных альтернативу: принцесса целует лягушку.
Пробуждение сердца
Затем следует красивый и многозначительный финал:
На следующее утро, как только их разбудило солнце, подъехала карета, запряженная восьмеркой лошадей. У них были белые страусиные перья на головах и золотые цепи. В тылу стоял слуга молодого короля, верный Генрих.
«Нет, милорд, это не карета,
Но одна из полос, окружающих мое сердце,
Которая так сильно страдала,
Когда ты сидел в колодце,
Когда ты был лягушкой».
Еще раз, потом еще раз принц услышал треск и подумал, что карета разваливается, но это были узы, исходившие из сердца верного Генриха, потому что его хозяин был теперь искуплен и счастлив.
Белые кони, которые приводят влюбленных в царство принца (то есть Бога), представляют собой очищенные (белые) животные энергии. Страусиные перья на их головах имеют то же значение, что и крылья мифического коня Пегаса: сублимация (одухотворение) земного. Золотые цепи, которыми запряжены лошади, относятся к божественному.
Водитель кареты, верный Генрих, относится к человеку, в котором происходит это превращение. Разрыв трех железных цепей вокруг его сердца символизирует полное (три) раскрытие сердечной чакры, когда происходит единение с Богом. Человек освобождается от своих земных ограничений. Огромное блаженство течет через его существо. Чары ведьмы (иллюзии майя) разрушены.
норвежская мифология
Эта сказка явно уходит корнями в норвежскую мифологию. Липа (у колодца) из рассказа имеет священный статус в кельтской и германской традиции. Считалось, что на этом дереве жила богиня-мать Фрейя (отсюда наше слово «Пятница»). Как и многие богини-матери из других традиций (Кали, Ваджрайогини, Афродита, Исида, Инанна), Фрейя олицетворяет энергию кундалини. Она представляет собой женский аспект единого Бога, живущего в позвоночнике (липе) человека.
Что, несомненно, сыграло роль при выборе дерева липы, так это то, что семена этого дерева имеют удлиненное крыло, которое заставляет их вращаться по пути вниз. Это то же самое движение, которое совершает кундалини, продвигаясь вверх по позвоночнику.
Согласно мифам, Фрейя любой ценой хотела владеть особой сетью под названием Брисингамен. Чтобы получить эту цепочку, ей пришлось переспать с четырьмя отвратительными гномами, которые ее создали. Эта сюжетная линия похожа на историю принцессы, которой приходится делить постель с грязной лягушкой.
В сказке королевскую карету везут восемь лошадей. В скандинавской мифологии выдающееся божество Один передвигается на восьминогом коне по имени Слейпнир. Восемь ног символизируют слияние двух сил (коней): мужской энергии и женской энергии в одну (кундалини-)сверхсилу.
Нравственность
Сказка о царевиче-лягушке призвана показать, что путь к Богу — это не выход за пределы земного, а прямой путь через трясину нашей человеческой природы. Псевдосвятость – большая ловушка на этом пути!
Эта статья была опубликована в журнале Paravisie.
Copyright Anne-Marie Wegh 2017
Anne-Marie Wegh — автор книги
Иоанн Креститель, ставший Иисусом Христом
Поделиться статьей
Легенды, мифы и сказки
В духовных традициях непосредственное знание божественной энергии в нашем тазу было доступно только избранной группе посвященных. Остальному человечеству пришлось пробиваться сквозь завесу метафор и символизма в легендах, мифах, сказках и других народных преданиях, чтобы получить эту информацию.
Немногие понимают, что классические сказки, которые мы так хорошо знаем, часто относятся к нашему потенциалу духовного возрождения. Белоснежка, Золушка, Спящая красавица и Рапунцель; все эти вневременные истории — метафоры процесса пробуждения кундалини. Бедный сирота со злой мачехой, принц и принцесса без королевства, заблудший ребенок в темном лесу; это мы. И все эти истории хотят научить нас тому, как вернуться в наш настоящий дом, к Богу
Нажав на следующие сказки, вы найдете анализ рассказа Анн-Мари:
Анн-Мари Вег3022-03-24T09:54:44+00:00Область скользящей панели переключения
Ссылка для загрузки страницыПерейти к началу
Иван Билибин — 246 образцов искусства
- Иллюстрация для обложки книги из серии «Сказки», 1899 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Царевна-лягушка», 1899 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Царевна-лягушка», 1899 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Царевна-лягушка», 1899 г.
- Иллюстрация к сказке об Иване-цареве, Жар-птице и Сером волке, 1899 г.
- Иллюстрация к сказке об Иване-цареве, Жар-птице и Сером волке, 1899
- Иллюстрация к сказке об Иване-цареве, Жар-птице и Сером волке, 1899 г.
- Иллюстрация к сказке об Иване-цареве, Жар-птице и Сером волке, 1899 г.
- Иллюстрация к сказке об Иване-цареве, Жар-птице и Сером волке, 1899 г.
- Иллюстрация к сказке об Иване-цареве, Жар-птице и Сером волке, 1899
- Иллюстрация к сказке об Иване-цареве, Жар-птице и Сером волке, 1899 г.
- Иллюстрация к сказке об Иване-цареве, Жар-птице и Сером волке, 1899 г.
- Красный всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1899 г.
- Андрей-стрелок и Стрельчиха, 1900 г.
- Баба Яга. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900
- Обложка книги Александра Пушкина «Сказки», 1900 г.
- Замок Наина. Эскизы декораций к спектаклю Михаила Глинки «Руслан и Людмила»., 1900 г.
- Пещерный Финн. Опера Руслан и Людмила, 1900 г.
- Двор мечети Аль-Азхар и университетский комплекс в Каире, 1900 г.
- Обложка к сборнику русских народных сказок, 1900
- Обложка «Искусство печати», 1900 г.
- Крэйн, 1900 г.
- Рисунок из журнала «Мир искусства», 1900 г.
- Фрагмент обложки, 1900 г.
- Ароматы Товарищество русских бояр Palle & Co., 1900 г.
- Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900
- Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 г.
- Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 г.
- Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 г.
- Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Пёрышко сокола Финиста», 1900
- Иллюстрация к русской сказке «Мария Моревна», 1900 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Мария Моревна», 1900 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Мария Моревна», 1900 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Мария Моревна», 1900 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Мария Моревна», 1900
- Иллюстрация к русской сказке «Мария Моревна», 1900 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Мария Моревна», 1900 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Мария Моревна», 1900 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Соль», 1900 г.
- Москва, 1900 г.
- Гриб, 1900 г.
- Дворец Черномор. Эскизы декораций к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила», 1900 г.
- Открытка Счастливый ангел, 1900 г.
- Открытка с Пасхой, 1900 г.
- Воскресение Христово. Эскиз росписи Успенской церкви в Ольшанах, 1900 г.
- Петух, 1900 г.
- Весна 1900 г.
- Опера «Руслан и Людмила», 1900 г.
- Принц и лягушка, 1900 г.
- У колодца, 1901 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», 1901 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», 1901
- Иллюстрация к русской сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», 1901 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», 1901 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Царевна-лягушка», 1901 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Царевна-лягушка», 1901
- Иван-царевич и жар-птица, иллюстрация к русской сказке «Жар-птица», 1901 г.
- Алеша Попович, 1902 г.
- Чурило Пленкович, 1902 г.
- Добрыня Никитич, 1902 г.
- Праздник князя Владимира, 1902 г.
- Иллюстрация к былине «Волга», 1902
- Иллюстрация к сказке «Белая уточка», 1902 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Белая уточка», 1902 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Белая уточка», 1902 г.
- Иллюстрация к русской сказке «Белая уточка», 1902 г.
- Илья Муромец, 1902 г.
- Михайло Потык, 1902 г.
- Принцесса в тюремной башне. Иллюстрация к русской сказке «Белая уточка», 1902 г.
- Реклама пива New Bavaria, 1903 г.
- Богатырь Волга. Иллюстрация к былине «Волга», 1903 г.
- Обложка к сборнику сказок, 1903 г.
- Иллюстрация для русских журналов, 1903 г.
- Иллюстрация к журналу «Художественные сокровища России», 1903 г.
- Садко, 1903 г.
- Иллюстрация к былине «Волга», 1904 г.
- Афиша выставки, 1904 г.
- Плакат. Историческая выставка арт-объектов в пользу пострадавших, 1904
- Русское народное творчество, иллюстрация для журнала «Мир искусства», 1904 г.
- Русское народное творчество, иллюстрация для журнала «Мир искусства», 1904 г.
- Птица Алконост, 1905 г.
- Райская птица Сирин, 1905 г.
- Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина, 1905 г.
- Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина, 1905 г.
- Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина, 1905 г.
- Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина, 1905 г.
- Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина, 1905 г.
- Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина, 1905 г.
- Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина, 1905 г.
- Иллюстрация к журналу «Буги», 1905 г.
- Обложка журнала Bugbear, 1905 г.
- Торговцы. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина, 1905
- Программа русских симфонических концертов 1905 г.
- Вологодская девушка в праздничном платье, 1905 г.
- Обложка серии стихов издательства «Шиповник», 1906 г.
- Осел, иллюстрация для журнала Bogey, 1906 г.
- Иллюстрация к поэме «Стены Каина» Вячеслава Иванова, 1906 г.
- Иллюстрация к книге Джорджа Кеннана «Сибирь и изгнание», 1906 г.
- Иллюстрация к Историко-революционному альманаху издательства Шиповник, 1906 г.
- Иллюстрация к журналу «Золотое руно», 1906 г.
- Иллюстрация к журналу «Золотое руно», 1906 г.
- Иллюстрация к журналу Золотое руно, 1906
- Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», 1906 г.
- Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», 1906 г.
- Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», 1906 г.
- Иллюстрация к поэме «Сказка о золотом петушке» Александра Пушкина, 1906
- Отправление правосудия в Киевской Руси, 1907 г.
- Иллюстрация к книге «Живое слово», 1907 г.
- Иллюстрация к книге Русская школа живописи, Иллюстрация к былине «Садко — богатый гость», 1907 г.
- Иллюстрация к книге «Под сводами», 1907 г.
- Иллюстрация к Литературному альманаху издательства Шиповник, 1907
- Иллюстрация к журналу «Золотое руно», 1907 г.
- Эскиз к спектаклю «Действие Теофила», 1907 г.
- Эскиз костюма к опере «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова, 1908 г.
- Эскиз костюма к опере «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова, 1908 г.
- Иллюстрация к поэме «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина, 1908
- Иллюстрация к поэме «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина, 1908 г.
- Эскиз к опере «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова, 1908 г.
- Эскиз к спектаклю «Честь и месть» Федора Соллогуба, 1908 г.
- Эскиз к спектаклю «Честь и месть» Федора Соллогуба, 19 лет.08
- Эскиз костюма к опере «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова, 1909 г.
- Эскиз костюма к опере «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова, 1909 г.
- Иллюстрация к сказке Александра Рославлева «Деревянный принц», 1909 г.
- Афиша Международной выставки в Казани, 1909 г.
- Эскиз к опере «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова, 1909 г.
- Эскиз к опере «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова, 1909 г.
- Эскиз к опере «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова, 1909 г.
- Эскиз к опере «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова, 1909 г.
- Рисунок из альбома, 1910
- Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», 1910 г.
- Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Две вороны», 1910 г.
- Эскиз костюма к драме Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна», 1911 г.
- Иллюстрация к «Сказке о трех царских дивах и поповском сыне Ивашко», 1911 г.
- Король морей, 1911 г.
- Хороший конфетный замок, 1911 год.
- Замечательный богатырь Бова Королевич, 1911 г.
- Торт-город, 1912 г.
- Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Святогорская жена», 1912 г.
- Эскизы декораций к «Аскольдовой могиле» Алексея Верстовского, «Руслану и Людмиле» Михаила Глинки, «Садко» Николая Римского-Корсакова, 1912
- Змей Горыныч, 1912 г.
- Сады Черномора. Эскизы декораций к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила», 1913 г.
- Иллюстрация к былине «Волга и Микула», 1913 г.
- Эскизы декораций к «Садко» Николая Римского-Корсакова, 1914 г.
- Эскизы декораций к «Садко» Николая Римского-Корсакова, 1914
- Ручей зимой, 1915 год.
- Крым. Горы, 1916 г.
- Как немцы выпускали большевика в Россию, 1917 год
- Крик, 1917 год.
- Иллюстрация к поэме Александра Пушкина «Руслан и Людмила», 1917 г.
- Зима 1917 года
- Крым. Байдарская долина, 1918 г.
- Крым. Старый можжевельник, 1918 год.
- Иллюстрация к поэме Александра Пушкина «Руслан и Людмила», 1918 г.
- Благословение рыцаря, 1920 г.
- Улица в Каире, 1921 год.
- Феллах, 1922 год.
- Портрет Людмилы Чириковой, 19 лет22
- Мальчик-феллах, 1923 год.
- Пригласительный билет на персональную выставку Ивана Билибина в Александрии, 1924 г.
- Египет. Пирамиды, 1924 г.
- Монастырь Святого Георгия Хосевита. Палестина, 1924 год.
- Закат, 1926 г.
- Князь Андрей Боголюбский, 1926 г.
- Святой князь Владимир, 1926 г.
- Святой князь Владимир, 1926 г.
- Святой князь Владимир, 1926 г.
- Сокол. Иллюстрация к былине «Волга», 1927 г.
- Под водой. Иллюстрация к былине «Волга», 1928 г.
- Большая сосна, 1929 год.
- Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» Александра Бородина, 19 лет29
- Оливковые деревья, 1929 год.
- Прованс. Сосны на берегу, 1929 г.
- Эскиз к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова, 1929 г.
- Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» Александра Бородина, 1930 г.
- Эскиз костюма к опере «Князь Игорь» Александра Бородина, 19 лет30
- Иллюстрация к русской сказке «Царевна-лягушка», 1930 г.
- Журнал «Русская опера в Париже», 1930 г.
- Афиша Русского балета, 1930 г.
- Эскиз к опере «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, 1930 г.
- Эскиз к опере «Князь Игорь» Александра Бородина, 1930
- Эскиз к опере «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, 1930 г.
- Юг Франции. Дюны, 1930 г.
- Эскиз костюма к балету Игоря Стравинского «Жар-птица», 1931 г.
- Преследование оленя, 1931 год.
- Иллюстрация к русской сказке «Соль», 1931 г.
- Эскиз костюма к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова, 1934 г.
- Франция. Вид из окна дачи, 1935 г.
- Иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка», 1935 г.
- Иллюстрация к сказке «Иди туда не знаю куда, принеси не знаю что», 1935 г.
- Куликовская битва, 1935 г.
- Юг Франции. Сумерки, 1935 г.
- Степан Разин, 1935 г.
- Смерть Ивана Грозного, 1935 г.
- Эскиз костюма к опере «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова, 1936 г.
- Юг Франции. После грозы, 1936 г.
- Стрелецкое восстание, 1936 г.
- Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина, 1937 г.
- Крым. Коктебель, 1939 г.
- Крым. Коктебель, 1939 г.
- Крым. Батилиман, 1940 г.
- Крым. Батилиман, 1940 г.
- Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», 1940
- Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Святогор», 1940 г.
- Иллюстрация к былине «Волга и Микула», 1940 г.
- Иллюстрация к былине «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», 1941 г.
- Иллюстрация к эпосу «Изгнанник хана Батыги», 1941 г.
- Архангел Михаил. Мозаика с северной стороны церкви Успения Богородицы в Ольшанах, ?
- Лучник, ?
- Борис и Глеб, ?
- боярин. Эскиз костюма к опере «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, ?
- боярин. Эскиз костюма к опере «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, ?
- Рождество Христово и другие святые сцены из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Эскиз росписи южной стены Успенской церкви в Ольшанах, ?
- Концертная афиша, ?
- Дед Мороз и падчерица, ?
- Великий Устюг, ?
- Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина, ?
- Иллюстрация к былине «Дюк Степанович», ?
- Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», ?
- Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», ?
- Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», ?
- Иллюстрация к сказке «Ковер-самолет», ?
- Иллюстрация к сказке «Синдбад-мореход», ?
- Иллюстрация для журнала Образование, ?
- Иллюстрация к стихотворению «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина, ?
- Иллюстрация к стихотворению «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина, ?
- Иллюстрация к стихотворению «Сказка о золотом петушке» Александра Пушкина, ?
- Иллюстрация к русской сказке «Пёрышко сокола Финиста», ?
- Иллюстрация к русской сказке «Пёрышко сокола Финиста», ?
- Иллюстрация к русской сказке «Пёрышко сокола Финиста», ?
- Иллюстрация к русской сказке «Пёрышко сокола Финиста», ?
- Иллюстрация к русской сказке «Пёрышко сокола Финиста», ?
- Иллюстрация к русской сказке «Пёрышко сокола Финиста», ?
- Иллюстрация к русской сказке «Пёрышко сокола Финиста», ?
- Иллюстрация к русской сказке «Царевна-лягушка», ?
- Иллюстрация к русской сказке «Царевна-лягушка», ?
- Иллюстрация к русской сказке «Белая уточка», ?
- Иллюстрация к «Слову о полку Игореве», ?
- Суждение.