Skip to content
Меню
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Рисование
  • Советы начинающим
  • Как рисовать
  • Карандашом
  • Поэтапно
  • Уроки
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ
Главная » Разное » Нарисовать церковь с куполами для детей: Как легко нарисовать церковь ребенку. Рисуем пошагово

Нарисовать церковь с куполами для детей: Как легко нарисовать церковь ребенку. Рисуем пошагово

Posted on 19.08.197306.10.2022

Содержание

  • Конспект занятия по рисованию Знакомство с храмовой архитектурой
  • Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Знакомство с храмовой архитектурой» | План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа):
  • Как устроен древнерусский храм • Arzamas
    • 1. Как храм устроен внутри
    • 2. Как храм выглядит снаружи
    • 3. Как устроен иконостас
    • 4. Что находится за иконостасом
    • 5. О чем рассказывают мозаики и росписи
    • 6. Как возникла крестово-купольная система
    • 7. Как строились древнерусские храмы
    • 8. Что изменилось после Орды
    • 9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде
    • Краткая история рака
  • Филиппо Брунеллески | Биография, произведения искусства, достижения, купол, линейная перспектива и факты
      • Прочтите краткий обзор этой темы
    • Ранние годы
    • Архитектурная карьера
  • Коммерческое игровое оборудование — Pacific Domes
  • Микеланджело: Разум мастера
    • Скульптор. Художник. Архитектор.
    • Микеланджело и его рисунки
    • Битва при Кашине
    • Микеланджело и анатомия
    • Сан-Лоренцо, Флоренция
    • Два и три измерения
    • Потолок Сикстинской капеллы
    • Страшный суд
    • Микеланджело и Новый Собор Святого Петра
    • Разрушение, выживание, признательность

Конспект занятия по рисованию Знакомство с храмовой архитектурой


Подборка по базе: ИЯ Конспект урока иностранному языку 8-9 классы.docx, психология конспект.docx, Астрономия конспект.docx, Конспект индивидуального логопедического занятия Р.docx, 1 логопедическое занятие знакомство.docx, Журнал по доп занятиям (1).doc, БОНДАРЕВ — Методы изучения культуры_Семинарские занятия 2022 (1), Бланк Интерактивного занятия ФИО.docx, план конспект 8 класс.docx, Задание для практического занятия. 1.docx

Конспект занятия по рисованию: «Знакомство с храмовой архитектурой»

Цель: научить рисовать православный храм.
Задачи:
Обучающая: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан, рассказать о храме как о доме Божием. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, арматурный полог по периметру здания, круглая часть под куполом. Учить передавать образ архитектурных сооружений в рисунке.
Развивающая: развивать интерес к изодеятельности, эстетическое восприятие, умение сочетать красоту мира, эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.
Воспитывающая: воспитывать аккуратность, усидчивость, умение вести себя, воспитывать  у детей нравственные чувства любви к Родине, к семье..

Содержание:
1 часть. Вводная.

— Ребята, у нас сегодня с вами будет необычное занятие. Давайте закроем глаза и послушаем внимательно, что мы услышим.
(Педагог включает аудиозапись — колокольного звона. )- Ребята, вы слышали такую музыку? Где она звучит? Это музыка колоколов. Где можно услышать колокольный звон?  Правильно, голоса колоколов обычно слышны у церквей, соборов, который есть в нашем поселке.

— Сегодня на занятии мы познакомимся с православным храмом. Что такое православный храм?
— Храм – это дoм Божий.  По-другому его называют церковь. Христиане строили особо красивые дома, посвящённые Богу —  храмы. Каждый храм имеет своё название, имя. Самый большой храм в России —  храм Христа Спасителя. Находится он в Москве. (Фото) Христианский православный храм легко узнать, сверху всегда есть купола и кресты. Пoд куполом церкви находятся колокола. . 
— Как вы думаете, для чего колокола звонят? Они зовут людей в Храм для молитвы. 
Знают взрослые и дети
Много разного на свете,
Нo пока идут года,
Строят люди города.
Славятся они церквами,
Расписными теремами,
В них звонят колокола
И сверкают купола.
— Посмотрите, из каких частей он состоит. Основная часть здания — Барабан. Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба.
Купол, который по форме напоминает пламя горящей свечи. 

Конечно, украшение любого храма — это купола, они увенчиваются крестами.

У храмов есть стены, на них крепится свод, а над стенами и сводом находится купол. Окна храмов вытянутой прямоугольной формы, зачастую арочные и даже круглые.

Дверь большая, массивная.

 Еще у всех храмов есть звонница, она может состоять из множества колоколов или одного. Каждый колокол имеет свое имя, например, «набатный», он оповещал о том, что случилась какая-то беда. Звуки колокола «благовест» приносил благую весть, добрую, радостную.

 Сегодня мы с вами нарисуем храм. Я предлагаю нарисовать нашу церковь которая радует нас, своим величаем и красотой. Этот храм является символом наших сел

Правильно вы заметили, что один купол похож на луковицу — купол луковичной формы, второй на шлем богатыря – шлем образная форма купола, а третий купол самый древний — шатровой формы, похож на шатер. Купoл имеет симметричную форму и рисуется, как и все симметричные предметы, от середины. На куполе  всегда есть крест. Но прежде чем приступить к работе, проведём небольшую физкультминутку.
Физкультминутка
К нам сегодня в детский сад

Прилетели ангелочки:

Становились на носочки

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись,

Крылышки расправили –

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду,

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами,

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.
2 часть. Основная.
Сначала мы нарисуем контур простым карандашом, а закрашивать будем цветными карандашами 

Начинаем рисовать со стен, затем рисуем свод храма. Получается основание храма, оно прямоугольной формы. Затем рисуем барабан, и после этого купол. Купол похож на шлем – шлемовидный он симметричный, и мы начнем рисовать его от цента сначала одну сторону затем другую. Далее стены храма можно украсить арками, и прорисовать двери, окна, звонницу и колокола. После того как эскиз будет готов закрашиваем небо , вы можете создать любое настроение погоды. Затем закрашиваем храм. Дополнить работу можно, нарисовав облака, деревья, траву.

Самостоятельная работа детей.

Рядом нарисуем луг, деревья. 
Дети приступают к рисованию, педагог индивидуально помогает, подсказывает, как лучше нарисовать элементы храма. По окончанию работы развешиваются на доске и рассматриваются.
3 часть. Заключительная.
Молодцы, ребята, справились вы все с заданием. У всех получилось изобразить церковь — каждый вложил в свою работу частичку своей души.   Из каких частей  состоит православный храм? купол, барабан, крест, окошки, Ребята, а с каким настроением вы рисовали? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным?  Молодцы, постарались вы сегодня.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Знакомство с храмовой архитектурой» | План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа):

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе «Знакомство с храмовой архитектурой»

Цель: научить рисовать православный храм.
Задачи:
Обучающая: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан, рассказать о храме как о доме Божием. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, арматурный полог по периметру здания, круглая часть под куполом. Учить передавать образ архитектурных сооружений в рисунке.
Развивающая: развивать интерес к изодеятельности, эстетическое восприятие, умение сочетать красоту мира, эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.
Воспитывающая: воспитывать аккуратность, усидчивость, умение вести себя, воспитывать  у детей нравственные чувства любви к Родине, к семье.
Материал: шаблоны архитектурных частей храма по количеству детей, кисточки №1, №2, акварельные краски.
Демонстрационный материал: 
Фото «Храм Василия Блаженного», «Храм Христа Спасителя» Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста.
Мир в картинках. Наглядно-дидактическое пособие.

Содержание:
1 часть. Вводная.
Приветствие.

Дети, сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите на экран. Что вы видите?(Карту). Какое это государство, вы узнали? (Россия). По всей карте расположились маленькие и большие кружки, что они обозначают? (Города).  Правильно. Города большие и маленькие. В каждой стране есть главный город – столица. Как называется столица России? (Москва). Найдите её на карте (ребенок показывает Москву указкой).

А какие ещё русские города вы знаете? (Дети называют города). Вы назвали много городов. А чем один город отличается от другого? (Ответы детей: города есть маленькие, есть большие; один город отличается от другого, прежде всего зданиями. Или по другому можно сказать, что в каждом городе своя архитектура). Вспомните, что такое архитектура? (Ответы детей: это строительство зданий и других сооружений).

Сегодня мы поговорим о храмовой архитектуре.

Светлым облаком сияет

На горе воздушный храм –

Точно с озера взлетает

Белый лебедь к небесам.

 

Можно ли представить себе современный русский город, деревню без храма? Где бы не расселился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Для чего возводился храм? (Чтобы там люди молились). 

Издавна храмы строили в самых красивых местах. Храм по своему внешнему виду отличается от других зданий. (Вспомните и назовите все части храма). Дети называют все части храма: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом). Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом. Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (Форму луковицы, пламя свечи). Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.


— Ребята, я уже говорила, что у нас с вами будет необычное занятие. Давайте закроем глаза и послушаем внимательно, что мы услышим.
(Педагог включает аудиозапись — колокольного звона. )- Ребята, вы слышали такую музыку? Где она звучит? Это музыка колоколов. Где можно услышать колокольный звон? (Ответы детей.) Правильно, голоса колоколов обычно слышны у церквей, соборов, который есть в нашем поселке.
— Сегодня на занятии мы познакомимся с православным храмом. Что такое православный храм?
— Храм – это дoм Божий.  По-другому его называют церковь. Христиане строили особо красивые дома, посвящённые Богу —  храмы. Каждый храм имеет своё название, имя. Самый большой храм в России —  храм Христа Спасителя. Находится он в Москве. (Фото) Христианский православный храм легко узнать, сверху всегда есть купола и кресты. (Фото). Пoд куполом церкви находятся колокола. (Фото). 
— Как вы думаете, для чего колокола звонят? Они зовут людей в Храм для молитвы. 
Знают взрослые и дети
Много разного на свете,
Нo пока идут года,
Строят люди города.
Славятся они церквами,
Расписными теремами,
В них звонят колокола
И сверкают купола.
— Посмотрите, из каких частей он состоит. (Рисунок-схема) Основная часть здания — Барабан. Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба.
Купол, который по форме напоминает пламя горящей свечи. 
Правильно вы заметили, что один купол похож на луковицу — купол луковичной формы, второй на шлем богатыря – шлем образная форма купола, а третий купол самый древний — шатровой формы, похож на шатер. Купoл имеет симметричную форму и рисуется, как и все симметричные предметы, от середины. На куполе  всегда есть крест. Но прежде чем приступить к работе, проведём небольшую физкультминутку.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу!
В сторону руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тихо покажем —
Крылья – сложили назад Покачивание рук
Встряхивание кистей рук
Машут руками
Присели
Руки сложили назад.
2 часть. Основная.
— Сегодня мы нарисуем наш Храм Сергия Радонежского. А рисовать мы будем с помощью трафаретов. Большой прямоугольник – это нижняя часть здания, малый прямоугольник – это барабан. Используем трафареты для рисования купола, окон и крыши над основным входом.
Последовательность выполнения работы:
Большой прямоугольник прилаживаем к нижней части листа. Обводим.
Малый прямоугольник ставим поверх большого прямоугольника. Обводим.
На малый прямоугольник прилаживаем купол. Обводим.
На большом прямоугольнике рисуем дверь.
Закрасим синей краской небо.
Поверх входа прилаживаем полукруг-крыша. Обводим.
Начинаем раскрашивать с нижней части церкви. Церковь изумрудного цвета. Смешиваем темно зеленую краску и белую. Закрашиваем.
Купол и крест – желтой краской.
Рядом нарисуем луг, деревья. 
Дети приступают к рисованию, педагог индивидуально помогает, подсказывает, как лучше нарисовать элементы храма. По окончанию работы развешиваются на доске и рассматриваются.
3 часть. Заключительная.
Молодцы, ребята, справились вы все с заданием. У всех получилось изобразить церковь — каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какая работа понравилась вам больше всего? (Ответы детей.)  Из каких частей  состоит православный храм? (Ответы детей: купол, барабан, крест, окошки, основная часть здания.) Ребята, а с каким настроением вы рисовали? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня, как настоящие архитекторы, зодчие.

Как устроен древнерусский храм • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

17 октября 2016Искусство, История

Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры

Автор Сергей Кавтарадзе

1. Как храм устроен внутри

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооруже­ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст­ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Успенский собор Московского КремляИллюстрация Галины Кребс 

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во­стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг­лые при­стройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно­гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша­ются полусфе­рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы  Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. раз­личных форм — шлемо­видные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив­ную нагруз­ку не несут: это де­коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через раз­личные пристройки — крыльца, гульбища  Гульбище — круговая галерея, поднятая до уровня пола главного яруса храма. . Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные. Кроме того, в состав компо­зиции храма могут входить колокольни и звонницы  Колокольня — отдельно стоящая или при­строенная к храму многоярусная башня c ко­локолами и площадкой для звонаря. Звонница — стена, построенная с той же це­лью. Колокола расположены в специальных сквозных проемах на высоте, а управляются снизу — из храма или с земли..

3. Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др. ). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рас­ска­зывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус  Деисус (греч. δέησις — «прошение, моле­ние») — сакральная иконография как мини­мум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обра­щающиеся к нему с заступ­ничеством о чело­вечестве. Эта композиция может быть дополнена изо­бражениями апо­столов, святых отцов и муче­ников, также обращенных к Христу.. Богородица и Иоанн Кре­ститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики  В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда. . Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо­стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они откры­ты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех моля­щихся.

4. Что находится за иконостасом

ПрестолИллюстрация Галины Кребс

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви­деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом  Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей., на котором стоят священные предметы для богослу­жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра­та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та­инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Отечество. Купол Архангельского собора Московского КремляИллюстрация Галины Кребс

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми­ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи­теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра­фия — «Отече­ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах  Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре­угольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч­ные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опо­рах  Опоры — в архитектурной терминологии лю­бые свободностоящие столбы и колонны. — стол­пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во­сточной и северной стенах изображены главные события священной исто­рии. На запад­ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо­нам христи­анского вероучения — таинству евхаристии (благо­дарения, прича­щения), в ко­тором участвуют апостолы, и Богоматери.

6. Как возникла крестово-купольная система

Спасо-Преображенский собор в Переславле-ЗалесскомИллюстрация Галины Кребс

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Теги

Путеводитель
Архитектура
Древняя Русь

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Кот дня

Эндрю Ллойд Уэббер (и его кот)

Аниме дня

«Могучий Атом»

Кинохроника дня

Землетрясение в Сан-Франциско 1906 года

Архив

История, Антропология

Краткая история рака

Как лечили рак в разные времена и почему сейчас он перестал быть синонимом смерти

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Филиппо Брунеллески | Биография, произведения искусства, достижения, купол, линейная перспектива и факты

Филиппо Брунеллески

Смотреть все медиа

Дата рождения:
1377 Флоренция Италия
Умер:
15 апреля 1446 г. (69 лет) Флоренция Италия
Механизм/стиль:
Раннее Возрождение Кватроченто эпоха Возрождения
Предметы изучения:
перспектива

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Почему Филиппо Брунеллески так известен?

Филиппо Брунеллески был итальянским художником эпохи Возрождения, архитектором и инженером. Он известен своей способностью решать сложные проблемы, о чем свидетельствует его дизайн купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1420–1436; Дуомо) во Флоренции, который был построен с помощью машин, которые Брунеллески изобрел специально для этого проекта. .

Чем известен Филиппо Брунеллески?

Филиппо Брунеллески известен прежде всего тем, что спроектировал купол Дуомо во Флоренции, но он также был талантливым художником. Говорят, что он заново открыл принципы линейной перспективы, художественного приема, который создает иллюзию пространства, изображая сходящиеся параллельные линии. Его принципы позволяли современникам создавать удивительно реалистичные произведения искусства.

Какой была семья Филиппо Брунеллески?

Филиппо Брунеллески был вторым из трех сыновей сира Брунеллеско ди Липпо Лапи, известного флорентийского нотариуса, и Джулианы Спини. Хотя Брунеллески никогда не был женат, он усыновил сына Андреа ди Ладзаро Кавальканти по имени Буджано, который позже стал художником.

Как Филиппо Брунеллески получил образование?

Филиппо Брунеллески получил гуманитарное образование, но его талант к рисованию позволил ему позже стать ювелиром и скульптором. Он подал заявку на регистрацию в Arte della Seta и в 1401 году был назначен мастером.

Как умер Филиппо Брунеллески?

О причине смерти Брунеллески мало кто пишет, но он умер в возрасте около 70 лет во Флоренции и был похоронен в Дуомо.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Филиппо Брунеллески , (род. 1377, Флоренция [Италия] — умер 15 апреля 1446, Флоренция), архитектор и инженер, один из пионеров архитектуры раннего Возрождения в Италии. Его главная работа — купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) во Флоренции (1420–1436 гг.), построенный с помощью машин, изобретенных Брунеллески специально для этого проекта. Большая часть того, что известно о жизни и карьере Брунеллески, основана на биографии, написанной в 1480-х годах восхищенным младшим современником, известным как Антонио ди Туччо Манетти.

Ранние годы

Узнайте о жизни и творчестве итальянского архитектора и инженера эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески

Просмотреть все видео к этой статье Джулиана Спини. Получив образование ювелира и скульптора, он подал заявку на регистрацию в Arte della Seta и в 1401 году был назначен мастером. Брунеллески соревновался с Лоренцо Гиберти и пятью другими скульпторами в 1401 году, чтобы получить заказ на изготовление бронзовых рельефов для дверей баптистерия Флоренции. Пробная панель Брунеллески с изображением Жертвоприношение Исаака — вершина его карьеры скульптора. Его способность останавливать повествовательное действие в момент его наибольшего драматического воздействия, а также энергичные жесты и оживленные выражения лиц объясняют достоинства его панели. Однако именно Гиберти был объявлен победителем комиссии. Крайнее разочарование Брунеллески из-за потери заказа, вероятно, стало причиной его решения сосредоточить свои таланты на архитектуре, а не на скульптуре.

Викторина «Британника»

Художники, живописцы и архитекторы

Кто взял в руки кисть, долото или кусок глины, чтобы создать самые известные в мире произведения искусства? Используйте свои знания об известных художниках, чтобы узнать.

Находясь еще на раннем этапе своей архитектурной карьеры (вероятно, ок. 1410–1415 гг.), Брунеллески заново открыл принципы линейной перспективы, известные грекам и римлянам, но похороненные вместе со многими другими аспектами древней цивилизации в европейское средневековье.

Брунеллески продемонстрировал свои находки двумя раскрашенными панелями, ныне утерянными, с изображением флорентийских улиц и зданий. Из описаний Манетти ясно, что Брунеллески понял концепцию единой точки схода, к которой кажутся сходящимися все параллельные линии, проведенные на одной плоскости, и принцип отношения между расстоянием и уменьшением объектов по мере их удаления. в космосе. Используя оптические и геометрические принципы, на которых базировались приемы перспективы Брунеллески, художники его поколения могли создавать произведения удивительного реализма. На двумерных поверхностях им удавалось создавать необыкновенные иллюзии трехмерного пространства и осязаемых предметов, благодаря чему произведение искусства оказывалось либо продолжением реального мира, либо зеркалом природы. Хотя законы, управляющие перспективным строительством, были выявлены Брунеллески, впервые они были систематизированы архитектором-гуманистом Леоном Баттистой Альберти. В 1435 году Альберти записал их в
Della pittura
( О живописи ), его знаменитый трактат о живописи, который включал теплое посвящение Брунеллески — несомненно, выражение долга Альберти революционному открытию своего друга.

Архитектурная карьера

Решение сложных инженерных и статических задач было еще одной гранью разносторонних способностей Брунеллески. Машины, которые Брунеллески изобрел для строительства парящего купола Дуомо и его фонаря (конструкция, установленная на вершине купола, чтобы помочь осветить интерьер), а также его схема самой конструкции представляют собой его величайшие подвиги технологической изобретательности. Строительство собора было начато в 129 г.6; в 14 веке неф был завершен, и начались работы над сложным восьмиугольником в восточной части. К 1418 году строительство достигло стадии, когда необходимо было решить технические проблемы возведения свода над огромными размерами восьмиугольника. Эти проблемы вызывали ожесточенные споры между предыдущими поколениями архитекторов соборов. Именно Брунеллески разработал успешный метод свода купола, изобрел оборудование, необходимое для его выполнения, и спроектировал венчающий фонарь сооружения и его боковые трибуны (полукруглые конструкции).

Он был назначен главным архитектором ( capomaestro ) проекта купола в 1420 году и оставался в этой должности до своей смерти в 1446 году. Готический период в виде восьмиугольного свода остроконечной кривизны без внешних контрфорсов (сооружений, построенных для дополнительной поддержки). Брунеллески вместе со многими другими (включая своего главного соперника Лоренцо Гиберти) представил модель. В 1420 году было принято решение в пользу модели Брунеллески, которая продемонстрировала, что купол может быть построен без традиционной арматуры или деревянного каркаса, путем размещения кирпичной кладки в виде елочки между каркасом из каменных балок. Эта техника строительства была разработана древними римлянами и, возможно, впервые была замечена Брунеллески во время его предполагаемой поездки в Рим (около 1401 г.) со своим другом скульптором Донателло, когда оба этих гиганта искусства раннего Возрождения, как полагают, изучали классической скульптуры и архитектуры. В 1420 году был начат купол Брунеллески; в 1436 году завершенное сооружение было освящено, и в том же году был одобрен его проект фонаря.
(Однако фонарь был завершен только после его смерти.) Воображение и инженерные расчеты, которые привели к успешному возведению купола, создали известность Брунеллески.

Критика середины 20-го века изменила прежний подход к зданиям Брунеллески как к основе архитектуры эпохи Возрождения. Теперь они понимаются в контексте влияния на него классических элементов в тосканских романских и проторенессансных зданиях 11-го и 12-го веков, таких как Сан-Миниато-аль-Монте. Таким образом, Брунеллески рассматривается как художник, все еще глубоко зависящий от местных форм архитектуры и строительства, но с видением искусства и науки, основанным на гуманистической концепции идеала. Это подтверждается его первой крупной архитектурной комиссией, Ospedale degli Innocenti (Больница для невинных или больница для подкидышей). Хотя портик больницы состоит из многих новых элементов, морфологически он все еще связан с традициями итальянской романской и поздней готической архитектуры. Поистине революционные аспекты здания исходили из интуитивного понимания Брунеллески формальных принципов классического искусства древности.

Фасад Инноченти предложил новый взгляд на флорентийскую архитектуру и явный контраст с средневековыми зданиями, которые ему предшествовали. Его затяжные позднесредневековые отголоски были подчинены новому стилю, придававшему фасаду античный вид: стена, изящно сочлененная с классическими деталями (такими, как коринфские капители, пилястры, тонды и фризы), модульная конструкция, геометрические пропорции и симметричность. планирование.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

К началу 1420-х годов Брунеллески был самым выдающимся архитектором Флоренции. В это время могущественная и влиятельная семья Медичи поручила ему спроектировать ризницу Сан-Лоренцо (известную как Старая ризница, чтобы отличить ее от «новой» ризницы 16-го века Микеланджело в той же церкви) и саму базилику Сан-Лоренцо. Работы были начаты в 1421 году. Ризница была завершена (без отделки) к 1428 году. Строительство базилики было тогда остановлено, но возобновилось в 1441 году и продолжалось до 1460-х годов.

Здания Сан-Лоренцо считаются краеугольным камнем архитектурного стиля раннего Возрождения. По форме церковь не отошла от традиционной базиликанской церкви с нефом (центральным нефом), боковыми нефами и апсидой (полукруглым выступом в конце нефа). Что Брунеллески добавил к традиционному формату, так это новый словарь, использующий его собственную интерпретацию старинных рисунков для капителей, фризов, пилястр (прямоугольных колонн, встроенных в стену) и колонн. Далее, его проект церкви в целом отличался необычайной правильностью, где отдельные части церкви рационально соответствовали друг другу и создавали глубокую визуальную и интеллектуальную гармонию.

Брунеллески спроектировал Старую Ризницу (первоначально задуманную как мавзолей семьи Медичи) в виде куба со сводчатым полусферическим куполом. Конструктивно-декоративные единицы, очерчивающие архитектурную поверхность стен Старой ризницы и собственно базилики, отличаются особой элегантностью и сдержанностью, характерными для творчества Брунеллески этого времени.

Около 1429 года другая богатая и влиятельная флорентийская семья, Пацци, поручила Брунеллески спроектировать часовню рядом с монастырской церковью Санта-Кроче, которая должна была стать домом капитула (местом собраний монахов для ведения бизнеса). Работа, вероятно, началась не раньше 1442 года; в 1457 году строительство еще не было завершено. Брунеллески использовал математические модули и геометрические формулы для плана и высоты капеллы Пацци, как и в Сан-Лоренцо, но в более позднем здании он организовал пространство более сложным и изощренным образом. Полусферический купол покрывает центральный квадрат, который расширяется с обеих сторон, так что квадрат образует центр прямоугольника. Малый пространственный отсек, открывающийся с третьей стороны главной площади, представляет собой соответствующую квадратную апсиду, перекрытую куполом и содержащую алтарь. Кремовая поверхность стен капеллы Пацци отмечена геометрическими узорами темно-серого камня. Ясность, прохлада и элегантность, которыми отличается архитектура Брунеллески, видны в этой небольшой часовне с гармоничными пропорциями.

Другим примером экспериментов Брунеллески с центральной планировкой является одно из его самых загадочных зданий, Санта-Мария-дельи-Анджели, построенное для камальдольского монастыря во Флоренции. Он был начат в 1434 году, но остался незавершенным в 1437 году (оставаясь в незавершенном состоянии до 1930-х годов, когда он был завершен спорным образом). Здание планировалось как центральный восьмиугольник с 16-гранным экстерьером. Часовня открывалась с каждой из восьми сторон внутреннего восьмиугольника, заканчиваясь глубоко утопленной апсидой в конце. Восемь ниш были вырезаны в чередующихся гранях наружных стен. Санта-Мария-дельи-Анджели была самым революционным проектом Брунеллески. Он представлял собой совершенно централизованную структуру, более формально последовательную, чем Старая Ризница.

Церковь Санто-Спирито Брунеллески во Флоренции была спроектирована либо в 1428, либо в 1434 году. Работы над церковью были начаты в 1436 году и продолжались в течение 1480-х годов. Базиликанская церковь с центрально спланированным восточным концом, Санто-Спирито окружена полукруглыми часовнями, выходящими из боковых проходов со сводчатыми куполами, трансепта и апсиды. Эти часовни составляли уникальный аспект дизайна, поскольку внешние стены церкви должны были соответствовать форме часовен в последовательной серии кривых. Однако после смерти Брунеллески выступающие круглые часовни были обнесены стеной, и теперь виден плоский обычный внешний вид. Вместо того, чтобы создавать его стены в виде плоских поверхностей, на которые прижимаются тонкие прямолинейные элементы (пилястры), стиль, усовершенствованный в Сан-Лоренцо и капелле Пацци, Брунеллески спроектировал Санто-Спирито с чувством его веса, гравитации и пластичности. Таким образом, здание может быть стилистически связано с Санта-Мария-дельи-Анджели, а также с четырьмя полукруглыми трибунами над ризницами Дуомо. Модель этих трибун Брунеллески была утверждена в 1439 г.; первый был завершен в 1445 году, а остальные три — в 1460-х годах. Они состоят из глубоко вогнутых полукруглых ниш, увенчанных накладным устройством и разделенных толстыми стенами, к которым приложены коринфские полуколонны с выступающими антаблементами. По форме и настроению трибуны были ближе к монументальной античной архитектуре, чем что-либо, построенное во Флоренции до того времени, и они предвещали сильные профили и массивное величие зданий Леона Баттисты Альберти и Донато Браманте.

Трудно оценить роль Брунеллески как архитектора жилых домов, хотя Манетти рассказывает, что его приглашали издалека для проектирования дворцов. Не существует никаких документальных свидетельств домов и дворцов, которые приписывают ему биографы и ученые, наиболее значительными из которых (все во Флоренции) являются дворец Питти, отвергнутый план Палаццо Медичи-Риккарди и Палаццо Барди-Бузини. Каждый из этих дворцов содержит новые черты, которые заманчиво приписать изобретательности Брунеллески, но окончательные доказательства его влияния или авторства не были предложены.

Разнообразные архитектурные способности Брунеллески также подтверждаются его военной архитектурой, некоторые из которых частично сохранились. Он связан со строительством и перестройкой укреплений в Пизе, Ренчине, Викопизано, Стаджа, Кастеллина, Римини и Пезаро. В 1430 году он участвовал в плане превратить город Лукка в остров, построив плотину и отклонив реку Арно.

Брунеллески был активен в начале 1440-х годов и, вероятно, продолжал действовать незадолго до своей смерти. Он умер во Флоренции и был похоронен в Дуомо.

Isabelle Hyman The Editors of Encyclopaedia Britannica

Коммерческое игровое оборудование — Pacific Domes

Вдохновляющие игровые площадки по всей Америке…

Детская деревня Пола Смита, The Peace Garden & The Children’s Workshop Oakland Pre-school

Пасифик Доумс

Ищете современный тренажерный зал для скалолазания , чтобы добавить веселья на игровую площадку? Geodome Climbers  выпускаются в разных размерах, от дошкольников до подростков, обеспечивая часы полезных упражнений и игр для детей всех возрастов!

«Geodome Climbers помогают детям развивать зрительно-моторную координацию в увлекательной игровой форме». — Pacific Domes Inc.

Почему Geodome Climbers?

Дети любят лазать по геодомам! Геодезический альпинист в школе Сискию стал социальным интерактивным центром для маленьких энергичных детей, где они могли нарастить мышцы, развить важные жизненные навыки и обрести уверенность в себе с помощью скалолазания в джунглях, качания и акробатики вверх ногами.

Геодезические альпинистские купола — идеальное круглое сооружение, созданное природой. Альпинисты Geodome становятся социальным интерактивным центром для маленьких энергичных детей, где они могут накачать мышцы, развить важные жизненные навыки и обрести уверенность в себе благодаря лазанию в джунглях, качаниям и акробатике вверх ногами.

В дополнение к воспитанию духа детства, поощряя игры на свежем воздухе, альпинисты геодомов развивают социальные и коммуникативные навыки. Восхождение на купола вызывает у детей радостный смех в безопасной, просторной и взаимосвязанной среде.

Занятия на игровой площадке приносят много пользы! В «согласованном отчете» международной группы экспертов, изучающих значение физических упражнений для детей школьного возраста, говорится, что «физическая активность до, во время и после школы может улучшить работу мозга, познавательные способности и успеваемость».

Эксперты сходятся во мнении, что преимущества также распространяются на психологическую и социальную сферы. «Упражнения прояснят их мысли, помогут им завести друзей и помогут им чувствовать себя более уверенно среди своих сверстников, тренеров и других взрослых».

Вдохновляющие игровые площадки с помощью Geodome Climbers

Независимо от того, создаете ли вы большой проект общественного парка или проект игровой площадки для школы, церкви или детского сада, вы обязательно будете черпать вдохновение из этих проектов.

Детская деревня Пола Смита в Шайенне, штат Вайоминг

Детская деревня обучает концепциям устойчивого развития из прошлого, настоящего и будущего. В честь их приверженности устойчивому развитию Детская деревня получила платиновую награду LEED.

Игровая площадка Peace Garden Dome в Ашленде, штат Орегон

Черпая вдохновение у природы и прививая здоровое уважение Матери-Земле, детский сад Peace Garden в Хавура-Шир-Хаддаш представляет собой вальдорфский подход к обучению в помещении и на открытом воздухе. .

Дом для творческих игр и бесчисленных художественных проектов Детский сад и детский сад Peace Garden в Хавура Шир Хаддаш выходит на просторную детскую площадку с патио и лужайкой, которая может похвастаться геодомом и песочницей, где дети Эшленда играют на свежем воздухе круглый год.

«Детская мастерская Оклендского дошкольного учреждения» в Окленде, Калифорния

Этот школьный геодезический альпинистский купол служит двойной цели и стал домом для бесчисленных художественных проектов, автомобильных гонок, джем-сейшнов, музыкальных и танцевальных вечеринок. и тонны всего вокруг веселья!

Джессика Спенсиан в недавнем отзыве говорит: «Мы заботимся о детях в возрасте от двух до пяти лет. 16-футовый альпинист из Pacific Domes сыграл важную роль в расширении нашей школы.0078 Вдохновленная программа обучения в Реджо-Эмилии.

О компании Geodome Climbers

Изготовленные в США из оцинкованной стали, инженерные чертежи Pacific Domes превосходят строгие строительные нормы по прочности и безопасности. Кроме того, игровые конструкции могут быть покрыты порошковой краской различных ярких цветов, которые остаются прохладными на ощупь под прямыми солнечными лучами.

Тем не менее, перед установкой купола мы рекомендуем ознакомиться с требованиями безопасности при укладке напольных покрытий в вашем штате и на местном уровне. Толщина настила определяется законом в каждом штате с учетом высоты купола. В общем, 6 футов. Купол для скалолазания должен иметь настил из матового покрытия толщиной 2 1/2 дюйма и 8-футовое покрытие. высокий купол должен иметь 3 1/2 дюйма прокладки под куполом.

Pacific Domes гордится тем, что построила лучших в мире игровых сооружений с геодезической инженерией. В Pacific Domes мы думаем о безопасности вашего ребенка — будьте уверены, безопасность — наша главная забота.

Детям нравится играть в прятки через открытые решетки купола. Используя силу игры, дети круглый год получают вдохновение на свежем воздухе в альпинистском геодоме!

Мы здесь, чтобы помочь!

Нужна помощь в планировании проекта детской площадки? Находить творческие решения для удовлетворения ваших потребностей и требований — это то, что мы любим делать лучше всего!

Помимо производства лучших в мире инженерно-геодезических сооружений, собственный персонал Pacific Domes может помочь вам в разработке проекта детской площадки от начала до конца.

Позвольте нам вдохновить вас на создание игровой площадки с помощью настраиваемых трехмерных изображений, которые оживают прямо на ваших глазах. Мы приглашаем вас посетить одного из наших представителей службы поддержки сегодня!

Микеланджело: Разум мастера

Скульптор. Художник. Архитектор.

Микеланджело Буонарроти признан одним из самых творческих и влиятельных художников в истории западного искусства. Его самые знаменитые творения стали иконами мировой культуры: монументальный мрамор Давид во Флоренции; удивительные фрески в Сикстинской капелле и парящий купол собора Святого Петра в Риме.

Микеланджело работал главным образом во Флоренции и Риме, двух крупных культурных и политических центрах Европы пятнадцатого и шестнадцатого веков. Он получил поддержку важных покровителей, в том числе членов правящей семьи Медичи во Флоренции и, в решающее десятилетие, лидера Римско-католической церкви Юлия II. Его творения почитались и были желанными, особенно за их гениальные композиции и мощное изображение мускулистого человеческого тела.

Рисование было ключом к практике Микеланджело. Эта выставка исследует весь спектр его работ с помощью подборки его редких подготовительных рисунков, от композиционных набросков до детальных этюдов. Работы охватывают всю долгую жизнь Микеланджело — он умер в возрасте восьмидесяти восьми лет — и дают беспрецедентное представление о его художественных изобретениях и достижениях.

Скачать контрольный список выставочных объектов

Микеланджело и его рисунки

Три драпированные фигуры со сложенными руками , 1496–1503, Микеланджело Буонарроти, перо и два оттенка коричневых чернил поверх следов черного мела. Музей Тейлера, Харлем. Куплен в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem

Для Микеланджело рисование было основным занятием на протяжении всей жизни. Когда он был студентом, это помогало ему учиться на работах других художников; после этого рисование стало инструментом, который он использовал для запечатления реальности и представлений своего воображения. Последовательно посвятив себя рисованию человеческой фигуры с натуры — растущей практике в мастерских флорентийских художников в то время, — Микеланджело вывел это на новый уровень правдоподобия благодаря внимательному наблюдению, а также изучению препарированных изображений. трупы, чтобы лучше понять основные мышцы.

В начале своей карьеры Микеланджело рисовал в основном пером и тушью, но вскоре он оценил удобство и эффективность природного мела. Он использовал как красный, так и черный цвета, со временем предпочитая последний.

Сегодня, как и на протяжении всей истории, рисунки Микеланджело ценятся не только как работы, демонстрирующие необычайное мастерство, но и как окна в сознание мастера. Они позволяют нам стать свидетелями — удивительно прямым и интимным образом — создания некоторых из величайших произведений искусства эпохи Возрождения.

Битва при Кашине

Шагающий обнаженный мужчина и анатомические детали , 1504 или 1506, Микеланджело Буонарроти, черный мел с белым усилением. Музей Тейлера, Харлем. Приобретена в 1790 году. © Музей Тейлерса, Харлем

Летом 1504 года Микеланджело получил заказ на роспись Битвы при Кашине на одной из стен Зала Гран Консильо (Зала Большого Совета) в Палаццо делла Синьория во Флоренции. Комиссия поставила Микеланджело в прямую конкуренцию с Леонардо да Винчи, с которым был заключен контракт на написание Битва при Ангиари на противоположной стене годом ранее. Обе фрески посвящены знаменитым битвам флорентийской истории. Хотя художники делали полномасштабные рисунки (называемые «мультфильмами») частей своих композиций, сами работы так и не были завершены. Большие карикатуры, прославляемые и постоянно изучаемые, в конце концов развалились из-за чрезмерно усердных переписчиков.

Копия карикатуры на Микеланджело работы Бастиано да Сангалло, воспроизведенная здесь, содержит композицию с фигурами в натуральную величину. В своей сцене Микеланджело сосредоточил действие на моменте перед битвой, когда флорентийские солдаты были застигнуты врасплох вражескими силами, купающимися в реке Арно. Эта идея помогла Микеланджело передать человеческую фигуру и закрепила за ним роль главного рисовальщика-первопроходца героического обнаженного мужчины. Рядом показаны два редких сохранившихся подготовительных рисунка к знаменитой карикатуре Микеланджело; они были революционными для того периода своим относительно большим масштабом и натуралистической точностью.

Микеланджело и анатомия

Четыре этюда левой ноги , 1515–1520 гг., Микеланджело Буонарроти, красный мел, обведено пером и коричневыми чернилами. Музей Тейлера, Харлем. Приобретен в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem

В отличие от большинства художников эпохи Возрождения, узнавших о человеческом теле из античной скульптуры и живых моделей, Микеланджело участвовал в вскрытиях. По словам его знакомого и биографа Асканио Кондиви, художник впервые исследовал трупы в монастыре Санто-Спирито во Флоренции, когда был еще подростком.

Интерес Микеланджело к анатомии не распространялся на органы, а сосредоточивался на мышцах и костях. Его сохранившиеся анатомические рисунки, подобные тем, что выставлены здесь, свидетельствуют о его глубоком понимании некоторых мышц, особенно мышц конечностей. Вскрытие позволило Микеланджело понять, как поверхность и контур тела меняются при движении. Это знание имело решающее значение для создания его знаменитых героических обнаженных тел.

Сан-Лоренцо, Флоренция

Три этюда левой руки и плеча, вид со спины , 1523–1524, Микеланджело Буонарроти, черный мел. Музей Тейлера, Харлем. Приобретен в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem

В 1510-х и 1520-х годах правящая семья Медичи во Флоренции искала таланты Микеланджело, чтобы возвеличить себя и увековечить свое могущество и наследие. Два папы Медичи — Лев X (Джованни ди Лоренцо де Медичи) и Климент VII (Джулио Медичи) — предоставили Микеланджело заказы, сосредоточенные на семейной приходской церкви, базилике Сан-Лоренцо во Флоренции. Микеланджело разработал архитектурные и скульптурные элементы для Новой ризницы, в которой находятся гробницы членов семьи, и Лаврентьевской библиотеки (названной в честь Лоренцо Медичи), примыкающей к церкви. Гробница Джулиано Медичи, герцога Немурского, должна была быть украшена лежащими статуями, представляющими Ночь и День. Сохранилось очень мало скульптурных рисунков Микеланджело, но четыре листа, относящиеся к День предлагает редкую информацию о тщательных приготовлениях Микеланджело на бумаге перед тем, как взять резец в мраморную глыбу.

Два и три измерения

Четыре этюда, в том числе два для фигурки распятого , 1530–1534 гг., Микеланджело Буонарроти, черный мел. Музей Тейлера, Харлем. Приобретен в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem

В своей художественной практике Микеланджело использовал рисунки для создания как двух-, так и трехмерных объектов. Но он по-другому подошел к своей задаче, работая над картиной, а не над скульптурой или архитектурным сооружением.

В случае двухмерных проектов Микеланджело полагался исключительно на чертежи в процессе проектирования. Он разработал композицию с помощью серии эскизов и этюдов. После того, как доработал дизайн, перенес его с помощью шаржа, наколотого рисунка в натуральную величину. В случае с трехмерными проектами чертежи позволяли ему исследовать только один объект. просмотр за раз. Поэтому Микеланджело часто рисовал одну и ту же форму с разных ракурсов и вводил в свой процесс модели из глины, воска или дерева, что позволяло ему проверять свои идеи в пространстве.

Потолок Сикстинской капеллы

Голова мужчины в профиль; Эскизы ног и ступней , 1511, Микеланджело Буонарроти, красный мел. Музей Тейлера, Харлем. Приобретена в 1790 году. © Teylers Museum, Harlem

Сикстинская капелла была построена между 1473 и 1481 годами для папы Сикста IV как личная часовня папы. Он служил местом проведения важных папских церемоний и местом встречи Священной коллегии кардиналов.

Ослепительная сложность, красота и мастерство фресок Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы в Риме поражают посетителей спустя более пятисот лет после их написания. Работа над проектом заняла у Микеланджело всего четыре года, что примечательно, учитывая, что он включал в себя более 5700 квадратных футов трудоемкой фресковой живописи, которую художник выполнил сам, а помощникам были делегированы лишь самые простые подготовительные задачи.

Заказ на изображение сцен из библейской книги Бытия поступил от папы Юлия II в апреле-мае 1508 года. Многочисленные иллюзионистские отсеки также включали чередование пророков и сивилл (женщин-пророчиц). Выдающиеся изображения обнаженных мужчин атлетического телосложения ( ignudi ) обрамляют основные повествовательные панели. Микеланджело работал стоя, держа кисть над головой, краска и мусор падали ему на лицо. Он полагался на лампы, так как строительные леса загораживали большую часть естественный свет из окон.

Микеланджело выполнил заказ за два сеанса. Когда летом 1511 года были сняты леса с первой половины, он имел возможность увидеть результат с пола, а в скороспелой второй половине (к алтарю) сделал фигуры крупнее. и составы четче.

Рисунки Сикстинского потолка, показанные здесь, одни из немногих сохранившихся. Микеланджело сжег подавляющее большинство, чтобы никто, по словам художника-биографа Джорджо Вазари, не мог видеть его творческую борьбу.

Страшный суд

Обнаженный мужчина; Отдельный этюд его головы , ок. 1537–1538, Микеланджело Буонарроти, черный мел. Музей Тейлера, Харлем. Приобретена в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem

В 1533 году Микеланджело получил второй заказ на Сикстинскую капеллу, на этот раз от папы Климента VII: огромная фреска с изображением Страшного суда над алтарем. Художник завершил ее в 1541 году. Хотя Страшный суд был стандартным сюжетом в христианской иконографии, показывающим момент в христианской вере, когда Бог вершит суд над человечеством, версия Микеланджело была неортодоксальной. В центре композиции стоит Христос с обнажённой грудью, окруженный в основном обнаженными святыми, в то время как спасённые возносятся на небеса, а проклятые спускаются в ад. Повсеместная нагота вызвала немедленные споры в католической церкви, и в 1563 году был отдан приказ прикрыть часть обнаженной плоти тщательно подобранной драпировкой. Даниэле да Вольтерра выполнил перекрашивание в 1565 году, вскоре после смерти Микеланджело. Тем не менее, сосредоточенность Микеланджело на изображении человеческого тела на протяжении всей жизни достигла своего апогея в 9 в.0077 Страшный суд , и фреска почиталась последующими поколениями художников.

Микеланджело и Новый Собор Святого Петра

Разрез купола собора Святого Петра с альтернативным дизайном фонаря; Эскизы фигур , 1547–1561, Микеланджело Буонарроти, черный мел, свинцовый наконечник и перо. Музей Тейлера, Харлем. Приобретена в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem

После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 году папа Павел III поручил Микеланджело возглавить строительство новой базилики Святого Петра, резиденции римско-католической церкви. Папа доверил художнику этот очень престижный проект, несмотря на его ограниченный опыт работы архитектором.

Главной задачей, с которой столкнулся Микеланджело, было проектирование большого купола над церковным переходом (где трансепт пересекает неф). Он использовал как рисунки, так и трехмерные модели, чтобы исследовать свои идеи и передавать их другим. Из-за масштабности и сложности проекта Микеланджело не дожил до готового купола; только барабан был близок к завершению, когда он умер в 1564 году.

Разрушение, выживание, признательность

Портрет Микеланджело Буонарроти , ок. 1550–1551, Даниэле да Вольтерра (Даниэле Риччарелли), свинцовая игла и черный мел со следами белого нарастания; контуры наколоты для переноса. Музей Тейлера, Харлем. Приобретен в 1790 году. © Teylers Museum, Haarlem

Защищая свои идеи и глубоко недоверчивый даже к своим близким, Микеланджело за свою жизнь сжег большое количество своих рисунков.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Для начинающих
  • Как рисовать
  • Карандаш
  • Поэтапно
  • Разное
  • Советы
  • Срисовка
  • Уроки
2025 © Все права защищены.