Хранители матрешки — Семеновская роспись
Хранители матрешки — Семеновская роспись | Нижегородская правдаПервый ХОД
История хохломской росписи и семёновской матрёшки началась в Семёнове с открытия Школы художественной обработки дерева. Сокращенно – ХОД.
Тогда, в начале двадцатого века, Семёнов уверенно держал позицию одного из крупнейших центров деревообработки. Там изготавливали на всю Россию мебель и посуду: блюда, миски и, конечно, ложки – обычные деревянные, нерасписанные, которые миллионами расходились затем по всей стране.
В 1916 году нижегородский голова Дмитрий Сироткин принял решение об открытии Школы художественной обработки дерева с целью развития промыслов. В качестве руководителя школы был приглашен Георгий Матвеев, в прошлом революционер, а к тому времени талантливый художник, выпускник Петербургской художественной мастерской. В школе открылись четыре отделения: токарное, хохломской росписи, резно-полировочное и отделение игрушечников.
Первые выпускники вышли из стен ХОДа в 1922 году.
Чей цветок?
Итак, с 1922 года десятки начинающих художников расходятся из школы в поисках заработка и порой, в процессе становления, переходят из одного промысла в другой. Кто-то сразу после школы взялся было за игрушку, а затем заинтересовался хохломой, а то и вовсе – резьбой по дереву. Или наоборот. Не удивительно, что в первые годы бытования этих промыслов на семёновской земле на игрушках немало элементов именно хохломской росписи: и смородина, и крыжовник, и травно-растительный орнамент. Таков эффект уникального, раннего периода развития промыслов, когда мастера свободно переходили из одной артели в другую, а традиции еще не были жестко канонизированы. Те же растительные мотивы изначально присутствовали и в хохломской росписи, и в семёновской.
Где родился – там и развился
После войны, когда промысловым фабрикам пришлось перейти на особый ассортимент – черенки для лопат, деревянные колеса, лыжи, костыли, художественное развитие продолжилось с новой силой. Двадцатый век сформировал особую среду бытования истинно живого промысла – внутри предприятия. Фабрики меняли названия, но именно производства всё больше и больше укреплялись в роли хранителей и носителей традиции. Основа и, если угодно, сама идеология оставалась неизменной: жизнь промысла, совершенствование стиля. На «Хохломской росписи» мощно развивается пламенеющее искусство хохломы, а на «Семёновской росписи» появляются все новые игрушки, матрёшки, забавные поделки.
Конечно, не раз бывало, что художники уходили с фабрик в одиночное плавание – и очень скоро их работы переходили в разряд авторских.
Более того: далеко не все мастера хранили пожизненную верность какой-либо одной фабрике. Творческие ли, финансовые ли интересы играли решающую роль, но факт, что кадровая миграция между семёновскими предприятиями была всегда. Но вот что удивительно, приходя на ту или иную фабрику, специалист творил уже в ее традициях.
Таких «переплетений» история семёновских промыслов знает немало. Знаменитый мастер-игрушечник Лука Котиков, преподававший в школе ХОД изготовление топорной игрушки и позднее работавший в артели им. Калинина – будущей «Семёновской росписи» – был правой рукой Георгия Матвеева, организовавшего и хохломскую школу, и производство.
Еще один выдающийся мастер, Роман Пчелкин, блестяще проявил себя в должности руководителя вновь создаваемой опытно-экспериментальной фабрики, которая вскоре вольется в будущую «Семёновскую роспись». Но до того он в течение более десяти лет возглавлял хохломское производство. Кстати, это при его активном участии артель «Экспорт» была переименована в «Хохломскую роспись».
Да и главный художник «Семёновской росписи» Елена Напылова еще каких-то пять лет назад работала на «Хохломской росписи» в иконописной мастерской.
Разные с лица
Если вы спросите иностранца, с чем у него ассоциируется Россия, наверняка одним из первых слов, которые он назовёт, будет «матрёшка». С середины 1950-х годов самой популярной в мире матрёшкой является наша, семёновская куколка. Это национальный сувенир, в котором воплотился русский характер и богатая история страны.
Вот давайте посмотрим на три комплекта куколок: первый изготовлен надомниками, второй – на другом предприятии, третий – на «Семёновской росписи». Чем они различаются? «Да ничем, – скажете вы. – И цвета одинаковые, и лица похожи, и букеты примерно в одном стиле». А присмотритесь-ка получше. Да, матрёшки похожи, но всё-таки разные.
Начнём с того, что первый набор расписан заметно небрежнее других: у одной куколки глаза разного размера, у другой ресничка куда-то «уползла», у третьей пуговка не на месте. Матрёшек из второго комплекта отличают необычные цветы на переднике и, пожалуй, самые миловидные личики. Но обратите внимание: у трёх самых больших куколок лица одинаковые. Всё потому, что их не расписывают вручную, а печатают. Представительницы третьего набора не такие хорошенькие, но, наверное, они покажутся нижегородцам самыми привычными и родными. Ведь именно так выглядели матрёшки из нашего детства – нарисованные в книжках и настоящие, которых было так весело разбирать и собирать.
В конфликте с традицией
Чтобы заметить все эти различия, не нужно иметь специальную подготовку – достаточно просто быть внимательным. Но есть и другие особенности, о которых знают лишь специалисты. Рассказать о них мы попросили искусствоведа, креативного директора ТД «Семёновская роспись» Дениса Короткова. И первое, на что он обратил внимание, – это разные красители. Надомники и «Семёновская роспись» применяют в основном анилин, на другом же предприятии – присутствует гуашь.
– Именно анилин традиционно использовали для росписи семёновской матрёшки. В 1930-е годы, когда появился промысел, этот краситель был дёшев и доступен, – говорит Денис. – В то же время анилин — краска сложная, требовательная. Во-первых, перед его нанесением матрёшку обязательно нужно грунтовать, во-вторых, раньше анилин был представлен только в шести цветах (красный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, розовый, синий), и смешивать их было практически невозможно. Таким образом, специфика краски определила цветовую гамму традиционной семёновской матрёшки и её художественный образ.
Наши местные конкуренты начали делать матрёшки лишь в середине 90-х годов прошлого века, поняв, что на них есть спрос.
Например, двойной мазок, который широко применяется в жостовской росписи и гжели. Это когда вы на две стороны плоской кисточки берёте разные цвета (скажем, синий и белый), делаете за счёт вращения мазок и получаете двухцветный оттиск.
– Двойной мазок смотрится необычно, вычурно. Это не характерно для семёновской росписи – она всегда строилась на простых приёмах и продуманной стилизации, – рассказывает Денис Коротков. – Цветы хоть и писались по аналогии с живыми, но были довольно абстрактны и двухмерны, художники не стремились передать объём. Также двойной мазок делает матрёшку более аляпистой, но ведь аляпистый и красивый не одно и то же. Руководство «Семёновской росписи» быстро поняло, что такое смешение техник и материалов ведет к утере традиций промысла и запретило художницам использовать «двойной мазок». Если бездумно вносить чужеродные материалы и технические приёмы, разрушается целостность стиля, который формировался на протяжении многих лет, оттачивался поколениями мастеров.
Бизнес или убеждения?
Расцветом популярности семёновской матрёшки принято считать 1950-60-е годы. В это время она переросла свою прародительницу – сергиев-посадскую матрёшку, – и завоевала мир. Постепенно сувениры десятками тысяч начали поставляться в 38 стран мира.
Но и сегодня семёновская красавица очень востребована в России и за рубежом, и этим вовсю пользуются наши производители. К сожалению, многие из них относятся к матрёшке всего лишь как к кусочку расписанного дерева, который можно продать – быстрее, больше, выгодней! Так и появляются наспех нарисованные цветы и штампованные лица. При этом матрёшка становится чем-то заурядным вроде магнитиков, которые обычно покупают, приехав в новый город или страну. Интересует ли вас, кто и как их сделал? Вряд ли. Более-менее симпатичные – и ладно. Невероятно, но неаккуратные, топорные матрёшки, изготовленные кустарным способом, миллионами разошлись по всему миру, и теперь иностранцы судят по ним обо всей России. Грустно, несправедливо.
Совсем другое дело, когда куколку уважают и видят в ней не просто национальный сувенир, а символ русской души. Наша красавица этого действительно заслуживает!
– Для нас матрёшка – это дитя, которое мы любим и лелеем. Каждую из них художницы расписывают тщательно, с любовью, поэтому у нас не бывает двух одинаковых матрёшек – у каждой свой характер, свой нрав, – говорит директор фабрики «Семёновская роспись» Олег Коротков. – Вот, например, во всём мире можно клонировать растения, но нельзя людей. Почему? Потому что клонированные люди стали бы армией однообразных бездушных существ. Так и с матрёшкой – ну нельзя её штамповать, шлёпать как попало! Это наше убеждение, наша стратегия.
Коллектив «Семёновской росписи» – преемник легендарных семёновских мастеров, и мы чувствуем ответственность за сохранность сакрального смысла, заключённого в матрёшке. Образ матери, любящей своих детей, свою семью, – это тот смысл, который заложен в матрешку её более чем столетней историей. А матерей под копирку не бывает!
Сегодня в сувенирных лавках и интернет-магазинах широко представлены как традиционная семёновская матрёшка, так и её копии – где-то более, где-то менее удачные. А что из этого выбрать – каждый решает сам.
Если же у вас появилось желание более глубоко узнать историю этой удивительной деревянной куколки, понять её внутренний мир и предназначение, увидеть огромное разнообразие её образов, то в Семёнове работает Музей матрёшки, где вам всегда будут рады.
— В 2017 году в Семёнове открылся «Музей матрёшки и традиционной игрушки». В его экспозиции огромная коллекция старинных и современных матрёшек. Находится он по адресу: город Семёнов, ул. Чернышевского, д. 1.
— Сегодня в России сохранились 4 основных центра по выпуску деревянных матрёшек с уникальной росписью. В Московской области – Сергиев Посад, в Кировской – Нолинск. В Нижегородской области деревянных куколок создают в Семёнове и Полхов-Майдане.
Семёновской матрешке
100 лет
Город Семёнов Нижегородской области – единственный, в котором работают сразу два предприятия, включенные в федеральный перечень организаций народных художественных промыслов и занимающиеся двумя разными видами промыслов. Эти промыслы – хохломская роспись и семёновская матрёшка. Оба на весь мир знаменитые, популярные и узнаваемые. Удивительно, но близкое соседство не стало поводом для стилистического сближения, слияния. Наоборот: каждый утверждается в самой своей сути, и оба сияют тем ярче, оттеняя друг друга. А ведь начиналось всё буквально под одной крышей.
МАТРЁШКА
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ
Олег КОРОТКОВ,
директор ООО «ТД «Семёновская роспись»
Не одно десятилетие мастера «Семёновской росписи» оттачивали канон, искали форму и создавали образ – в итоге получилось одухотворённое изделие. Тем обиднее знать, что сегодня находятся те, кто лишает матрёшку её сакральной сущности, превращая в кусочек штампованного дерева. И самое парадоксальное, что широкая общественность ни о чём не догадывается.
Стремление упростить производственный процесс привело к тому, что все стали применять гуашь. Она гораздо проще в использовании: ровно ложится и хорошо смешивается. А ещё позволяет использовать особые технические приёмы, не характерные для семёновской матрёшки.
В конце концов, если не бороться за аутентичность и традиции, а идти на поводу у сиюминутных прихотей рынка, лет через 25 на смену милой привычной куколке придёт бесформенное нечто с невнятным лицом и уродливым букетом. Хочется верить, что этого не произойдёт!
— Существует несколько версий того, почему деревянную куколку в России назвали матрёшкой. По одной из них Матрёной, простым крестьянским именем, называли жену Петрушки, персонажа кукольного театра. По другой – слово «матрёшка» произошло от Матроны, то есть матери.
— В 2022-ом году в Семёнове празднуют несколько юбилейных дат. Семёновская матрёшка празднует 100-летний юбилей, предприятие «ТД «Семёновская роспись» – 90-летие. Исполняется 150 лет со дня рождения мастера-игрушечника Л.В. Котикова, 100 лет со дня рождения художника и директора фабрики Р. И. Пчелкина.
«Тебе, «Семеновская роспись», В. Вишневский
Вложения матрёшки: опись.
(т. е. избранное)
От души, с дружбой»
полное собрание впечатлений
Город Семёнов Нижегородской области – единственный, в котором работают сразу два предприятия, включенные в федеральный перечень организаций народных художественных промыслов и занимающиеся двумя разными видами промыслов. Эти промыслы – хохломская роспись и семёновская матрёшка. Оба на весь мир знаменитые, популярные и узнаваемые. Удивительно, но близкое соседство не стало поводом для стилистического сближения, слияния. Наоборот: каждый утверждается в самой своей сути, и оба сияют тем ярче, оттеняя друг друга. А ведь начиналось всё буквально под одной крышей.
Первый ХОД
История хохломской росписи и семёновской матрёшки началась в Семёнове с открытия Школы художественной обработки дерева. Сокращенно – ХОД.
Тогда, в начале двадцатого века, Семёнов уверенно держал позицию одного из крупнейших центров деревообработки. Там изготавливали на всю Россию мебель и посуду: блюда, миски и, конечно, ложки – обычные деревянные, нерасписанные, которые миллионами расходились затем по всей стране.
— В 2017 году в Семёнове открылся «Музей матрёшки и традиционной игрушки». В его экспозиции огромная коллекция старинных и современных матрёшек. Находится он по адресу: город Семёнов, ул. Чернышевского, д. 1.
В 1916 году нижегородский голова Дмитрий Сироткин принял решение об открытии Школы художественной обработки дерева с целью развития промыслов. В качестве руководителя школы был приглашен Георгий Матвеев, в прошлом революционер, а к тому времени талантливый художник, выпускник Петербургской художественной мастерской. В школе открылись четыре отделения: токарное, хохломской росписи, резно-полировочное и отделение игрушечников. Преподавать искусство золотой хохломы, которой уделялось особое значение, пригласили мастеров из Ковернинского района – с родины хохломского промысла.
Первые выпускники вышли из стен ХОДа в 1922 году.
Чей цветок?
Итак, с 1922 года десятки начинающих художников расходятся из школы в поисках заработка и порой, в процессе становления, переходят из одного промысла в другой. Кто-то сразу после школы взялся было за игрушку, а затем заинтересовался хохломой, а то и вовсе – резьбой по дереву. Или наоборот. Не удивительно, что в первые годы бытования этих промыслов на семёновской земле на игрушках немало элементов именно хохломской росписи: и смородина, и крыжовник, и травно-растительный орнамент. Таков эффект уникального, раннего периода развития промыслов, когда мастера свободно переходили из одной артели в другую, а традиции еще не были жестко канонизированы. Те же растительные мотивы изначально присутствовали и в хохломской росписи, и в семёновской. Развиваясь, промыслы взаимно проникали друг в друга своими элементами. Так что порой невозможно разобраться, доказать, кто на что повлиял, чей рисунок появился раньше и на чем: на детской кроватке или еще на какой-нибудь игрушке, или, быть может, на ложке?
Где родился – там и развился
После войны, когда промысловым фабрикам пришлось перейти на особый ассортимент – черенки для лопат, деревянные колеса, лыжи, костыли, художественное развитие продолжилось с новой силой. Двадцатый век сформировал особую среду бытования истинно живого промысла – внутри предприятия. Фабрики меняли названия, но именно производства всё больше и больше укреплялись в роли хранителей и носителей традиции. Основа и, если угодно, сама идеология оставалась неизменной: жизнь промысла, совершенствование стиля. На «Хохломской росписи» мощно развивается пламенеющее искусство хохломы, а на «Семёновской росписи» появляются все новые игрушки, матрёшки, забавные поделки.
Конечно, не раз бывало, что художники уходили с фабрик в одиночное плавание – и очень скоро их работы переходили в разряд авторских.
Более того: далеко не все мастера хранили пожизненную верность какой-либо одной фабрике. Творческие ли, финансовые ли интересы играли решающую роль, но факт, что кадровая миграция между семёновскими предприятиями была всегда. Но вот что удивительно, приходя на ту или иную фабрику, специалист творил уже в ее традициях.
Таких «переплетений» история семёновских промыслов знает немало. Знаменитый мастер-игрушечник Лука Котиков, преподававший в школе ХОД изготовление топорной игрушки и позднее работавший в артели им. Калинина – будущей «Семёновской росписи» – был правой рукой Георгия Матвеева, организовавшего и хохломскую школу, и производство.
— Сегодня в России сохранились 4 основных центра по выпуску деревянных матрёшек с уникальной росписью. В Московской области – Сергиев Посад, в Кировской – Нолинск. В Нижегородской области деревянных куколок создают в Семёнове и Полхов-Майдане.
Еще один выдающийся мастер, Роман Пчелкин, блестяще проявил себя в должности руководителя вновь создаваемой опытно-экспериментальной фабрики, которая вскоре вольется в будущую «Семёновскую роспись». Но до того он в течение более десяти лет возглавлял хохломское производство. Кстати, это при его активном участии артель «Экспорт» была переименована в «Хохломскую роспись».
Да и главный художник «Семёновской росписи» Елена Напылова еще каких-то пять лет назад работала на «Хохломской росписи» в иконописной мастерской.
Разные с лица
Если вы спросите иностранца, с чем у него ассоциируется Россия, наверняка одним из первых слов, которые он назовёт, будет «матрёшка». С середины 1950-х годов самой популярной в мире матрёшкой является наша, семёновская куколка. Это национальный сувенир, в котором воплотился русский характер и богатая история страны.
Не одно десятилетие мастера «Семёновской росписи» оттачивали канон, искали форму и создавали образ – в итоге получилось одухотворённое изделие. Тем обиднее знать, что сегодня находятся те, кто лишает матрёшку её сакральной сущности, превращая в кусочек штампованного дерева. И самое парадоксальное, что широкая общественность ни о чём не догадывается.
Вот давайте посмотрим на три комплекта куколок: первый изготовлен надомниками, второй – на другом предприятии, третий – на «Семёновской росписи». Чем они различаются? «Да ничем, – скажете вы. – И цвета одинаковые, и лица похожи, и букеты примерно в одном стиле». А присмотритесь-ка получше. Да, матрёшки похожи, но всё-таки разные.
Начнём с того, что первый набор расписан заметно небрежнее других: у одной куколки глаза разного размера, у другой ресничка куда-то «уползла», у третьей пуговка не на месте. Матрёшек из второго комплекта отличают необычные цветы на переднике и, пожалуй, самые миловидные личики. Но обратите внимание: у трёх самых больших куколок лица одинаковые. Всё потому, что их не расписывают вручную, а печатают. Представительницы третьего набора не такие хорошенькие, но, наверное, они покажутся нижегородцам самыми привычными и родными. Ведь именно так выглядели матрёшки из нашего детства – нарисованные в книжках и настоящие, которых было так весело разбирать и собирать.
В конфликте с традицией
Чтобы заметить все эти различия, не нужно иметь специальную подготовку – достаточно просто быть внимательным. Но есть и другие особенности, о которых знают лишь специалисты. Рассказать о них мы попросили искусствоведа, креативного директора ТД «Семёновская роспись» Дениса Короткова. И первое, на что он обратил внимание, – это разные красители. Надомники и «Семёновская роспись» применяют в основном анилин, на другом же предприятии – присутствует гуашь.
— Существует несколько версий того, почему деревянную куколку в России назвали матрёшкой. По одной из них Матрёной, простым крестьянским именем, называли жену Петрушки, персонажа кукольного театра. По другой – слово «матрёшка» произошло от Матроны, то есть матери.
– Именно анилин традиционно использовали для росписи семёновской матрёшки. В 1930-е годы, когда появился промысел, этот краситель был дёшев и доступен, – говорит Денис. – В то же время анилин — краска сложная, требовательная. Во-первых, перед его нанесением матрёшку обязательно нужно грунтовать, во-вторых, раньше анилин был представлен только в шести цветах (красный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, розовый, синий), и смешивать их было практически невозможно. Таким образом, специфика краски определила цветовую гамму традиционной семёновской матрёшки и её художественный образ.
Наши местные конкуренты начали делать матрёшки лишь в середине 90-х годов прошлого века, поняв, что на них есть спрос.
Стремление упростить производственный процесс привело к тому, что все стали применять гуашь. Она гораздо проще в использовании: ровно ложится и хорошо смешивается. А ещё позволяет использовать особые технические приёмы, не характерные для семёновской матрёшки.
Например, двойной мазок, который широко применяется в жостовской росписи и гжели. Это когда вы на две стороны плоской кисточки берёте разные цвета (скажем, синий и белый), делаете за счёт вращения мазок и получаете двухцветный оттиск. С анилином так сделать не получится, а с гуашью – пожалуйста.
— В 2022-ом году в Семёнове празднуют несколько юбилейных дат. Семёновская матрёшка празднует 100-летний юбилей, предприятие «ТД «Семёновская роспись» – 90-летие. Исполняется 150 лет со дня рождения мастера-игрушечника Л.В. Котикова, 100 лет со дня рождения художника и директора фабрики Р.И. Пчелкина.
– Двойной мазок смотрится необычно, вычурно. Это не характерно для семёновской росписи – она всегда строилась на простых приёмах и продуманной стилизации, – рассказывает Денис Коротков. – Цветы хоть и писались по аналогии с живыми, но были довольно абстрактны и двухмерны, художники не стремились передать объём. Также двойной мазок делает матрёшку более аляпистой, но ведь аляпистый и красивый не одно и то же. Руководство «Семёновской росписи» быстро поняло, что такое смешение техник и материалов ведет к утере традиций промысла и запретило художницам использовать «двойной мазок». Если бездумно вносить чужеродные материалы и технические приёмы, разрушается целостность стиля, который формировался на протяжении многих лет, оттачивался поколениями мастеров.
Бизнес или убеждения?
Расцветом популярности семёновской матрёшки принято считать 1950-60-е годы. В это время она переросла свою прародительницу – сергиев-посадскую матрёшку, – и завоевала мир. Постепенно сувениры десятками тысяч начали поставляться в 38 стран мира.
Но и сегодня семёновская красавица очень востребована в России и за рубежом, и этим вовсю пользуются наши производители. К сожалению, многие из них относятся к матрёшке всего лишь как к кусочку расписанного дерева, который можно продать – быстрее, больше, выгодней! Так и появляются наспех нарисованные цветы и штампованные лица. При этом матрёшка становится чем-то заурядным вроде магнитиков, которые обычно покупают, приехав в новый город или страну. Интересует ли вас, кто и как их сделал? Вряд ли. Более-менее симпатичные – и ладно. Невероятно, но неаккуратные, топорные матрёшки, изготовленные кустарным способом, миллионами разошлись по всему миру, и теперь иностранцы судят по ним обо всей России. Грустно, несправедливо.
Совсем другое дело, когда куколку уважают и видят в ней не просто национальный сувенир, а символ русской души. Наша красавица этого действительно заслуживает!
«Тебе, «Семеновская роспись», В. Вишневский
Вложения матрёшки: опись.
(т. е. избранное)
От души, с дружбой»
– Для нас матрёшка – это дитя, которое мы любим и лелеем. Каждую из них художницы расписывают тщательно, с любовью, поэтому у нас не бывает двух одинаковых матрёшек – у каждой свой характер, свой нрав, – говорит директор фабрики «Семёновская роспись» Олег Коротков. – Вот, например, во всём мире можно клонировать растения, но нельзя людей. Почему? Потому что клонированные люди стали бы армией однообразных бездушных существ. Так и с матрёшкой – ну нельзя её штамповать, шлёпать как попало! Это наше убеждение, наша стратегия.
Коллектив «Семёновской росписи» – преемник легендарных семёновских мастеров, и мы чувствуем ответственность за сохранность сакрального смысла, заключённого в матрёшке. Образ матери, любящей своих детей, свою семью, – это тот смысл, который заложен в матрешку её более чем столетней историей. А матерей под копирку не бывает!
В конце концов, если не бороться за аутентичность и традиции, а идти на поводу у сиюминутных прихотей рынка, лет через 25 на смену милой привычной куколке придёт бесформенное нечто с невнятным лицом и уродливым букетом. Хочется верить, что этого не произойдёт!
Сегодня в сувенирных лавках и интернет-магазинах широко представлены как традиционная семёновская матрёшка, так и её копии – где-то более, где-то менее удачные. А что из этого выбрать – каждый решает сам.
Если же у вас появилось желание более глубоко узнать историю этой удивительной деревянной куколки, понять её внутренний мир и предназначение, увидеть огромное разнообразие её образов, то в Семёнове работает Музей матрёшки, где вам всегда будут рады.
«Матрешка может быть любой национальности»: как художник переехала из города в глубинку под Самарой и стала мастером по росписи традиционных кукол
Комсомольская правда
ОбществоКАРТИНА ДНЯХранители народных традиций
Светлана МАКОВЕЕВА
8 августа 2022 11:45
Художник и педагог из Казахстана рассказала, как она перебралась в маленькую деревню в Самарской области, преодолела трудности и стала мастером по росписи матрешек [фото] [видео]
Инна Ким создает уникальные авторские матрешкиФото: Светлана МАКОВЕЕВА
Инна Ким, педагог дополнительного образования из Клявлино и мастер художественных ремесел и промыслов Самарской области, однажды решила кардинально поменять жизнь и переехала из большого города в Казахстане в российскую глубинку. Она рассказала «КП-Самара» о своем новом взгляде на деревню и о том, как организован ее творческий процесс: Инна создает уникальные авторские матрешки и куклы.
Мастер считает, что каждая матрешка требует индивидуального подхода: конвейер недопустимФото: Светлана МАКОВЕЕВА
«Расставляю перед собой матрешки, а они как зомби смотрят»
— Хватит голодать, давай матрешки расписывать! — сказали мне друзья. Дело было в 90-е. На тот момент я жила в Караганде, была в декрете и действительно нуждалась в деньгах. Времена были тяжелые: разруха, безработица, проблемы с продовольствием. Кто мог, уезжал тогда за границу, а матрешки везли как универсальный сувенир. Вместе со своими владельцами они разлетались по миру, а у мастера оставалась в кармане сумма с четверть учительской зарплаты. Я мерила именно этим «аршином», то есть своим доходом: работала тогда в гимназии, обучала детей изобразительному искусству и черчению. Для меня это было ощутимым подспорьем даже с учетом того, что в месяц успевала расписать всего одну куклу.
Моя первая матрешка была типичной: платочек, румяные щеки, в руках веточка земляники. После этой работы художник во мне сразу же взбунтовался: у меня профильное высшее образование, я ведь и картины пишу, а тут такой стереотипный подход. Поэтому начала придумывать что-то свое, особенно цепляла зимняя тематика. Получались у меня белоснежные Зимушки с теплыми улыбками, снегурочки в шубках с бушующими на них нарисованными вихрями, заснеженными лесами. Основной проблемой было достать болванку, чистую заготовку для росписи. Отчасти поэтому я устроилась в художественный салон: и заказы стабильные, и сырье дают. Как-то владелица объявила , что хочет больше прибыли. Говорит нам: — Медленно, медленно вы работаете! Нужно нагнать темп!
Я попробовала ускориться. Получилось, но матрешки вышли… неживые. Как будто душа ушла из них. Расставляю их перед собой, а они смотрят как зомби. Я поняла, что конвейер — это не мое. Пусть будет меньше денег, но себя и свое творчество я предавать не хочу. Вернулась к своему прежнему «производственному плану» — примерно одна в месяц. Его получилось выполнять, но вскоре настало время перемен.
Из большого города в глубинку
В какой-то момент я отчетливо осознала, что в Караганде больше жить не могу. Кризис только усугублялся, жизнь превращалась в выживание. Поэтому зимой 2011 года мы — я и двое сыновей, перебрались в деревню Елизаветинка Клявлинского района. Конечно, выбор был не случаен: в этих краях родилась мама. Она переехала раньше нас, обосновалась в квартире и помогала нам подбирать дом. Тот, в котором живем сейчас, расхваливала:
— Он такой замечательный! Крепкий, просторный, двери резные!
Я зажмурилась и ответила:
— Если удобства в доме, то беру.
Происходящее тогда было немного как во сне. Я, привыкшая к интенсивной городской жизни, даже не могла себе представить, что это значит — оказаться в деревне. И старалась это не моделировать, не прокручивать в воображении, потому что важно было вырваться из Казахстана в Россию, а об остальном, как говорится, «подумаю завтра».
И вот февраль. Холодно. Мы приезжаем в населенный пункт из нескольких улиц, на одной из них — наш дом. Небольшой, приземистый, пахнущий запустением: четыре года здесь никто не жил. Окна рассохшиеся, крыша течет, но хоть не холодно. Такая вот деревенская «идиллия». Я вдохнула, выдохнула, засучила рукава. Надо было обосновываться. Первым делом отмыла все, потихоньку делала посильный ремонт, искала работу. Не брали нигде, все попытки — как в глухую стену стучать. Однообразные домашние дела и тупиковые поиски сделали свое дело. Я оказалась в водовороте негативных эмоций и переживаний, но старалась не вглядываться в них пристально, не называть каждое — так страшнее. Говорила себе же, видимо, выбирая более нейтральную формулировку:
— Скучно. Мне просто скучно здесь.
В итоге решилась пойти к главе района — терять нечего. Объяснила ему ситуацию, сказала:
— Не получится с трудоустройством, буду вынуждена уехать отсюда.
«А зарежет-то их кто? Ты?!»
И работа нашлась! Меня позвали экскурсоводом в районное управление культуры. Это затянуло совершенно — много общения, новой информации. Через какое-то время я почувствовала почву под ногами -и в переносном, и в буквальном смыслах. Оказалось, что мне нравится заниматься огородом, выращивать всякое. Видимо, корейская кровь отца дала о себе знать: азиаты, говорят, любят это дело.
Пытались даже с мамой завести живность. Ходили на местный рынок, кур присматривали. Продавцы уже в лицо нас знали, а мы все выбрать никак не могли. Раз за разом проговаривали друг другу план наш:
— Летом и осенью куры нам яйца будут приносить, а к зиме зарежем и мясо поедим.
Это «зарежем» как-то лихо проскакивало в беседе, что никого смутить не успевало. Но однажды одной из нас пришло в голову задать этот важный вопрос:
— А зарежет-то их кто? Ты?!
— Нееет!!!
Так прекратились наши «кур-туры», пришлось признать, что с птицеводством не задалось. Зато стало получаться многое другое, в том числе с работой и с реализацией моих идей. Со временем я стала педагогом дополнительного образования в структурном подразделении клявлинской школы номер два, которое называется «Прометей» — можно сказать, вернулась в родную стихию, с детьми очень люблю заниматься. Получила звание мастера декоративно — прикладного искусства, народных промыслов и ремёсел Самарской области, премию губернатора.
Осмотрелась и поняла, что много талантливых людей вокруг, которые что-то мастерят, а сувениров наших, клявлинских, и купить негде. Так, с моим участием был создан центр ремесел и сувенирная лавка «Светлица».
Матрешки, созданные по мотивам русских сказокФото: Светлана МАКОВЕЕВА
У каждой матрешки — свой характер
Все это время я продолжала расписывать матрешки, но переезд позволил мне переосмыслить отношение к ним. Они стали для меня метафорой, позволяющей объяснить изменение моего отношения к деревне, к жизни в глубинке: на первый взгляд она кажется незамысловатой, поверхностной, но как только искренне заинтересуешься, то раз за разом будешь открывать для себя что-то новое, удивительное.
Для меня матрешка — это сюрприз, возможность сказать:
— Вот это да!
Отчасти поэтому я не следую традиционному подходу, согласно которому каждая вложенная кукла должна быть идентична самой большой. Конечно, я не меняю форму, но могу по-разному расписать. Часто я беру какую-то тему, например, «волшебные сказки», и придумываю уникальный сюжет для каждой фигурки. Обычно у меня в голове есть общая концепция, а дальше — как рука возьмет. У меня, как у многих творческих людей, в чем-то мистическая, волшебная картина мира. Иногда мне кажется, что у каждой матрешки есть свой характер. И когда я сажусь ее расписывать, то через меня он проявляется. Естественно, поддаваясь влиянию и моего состояния тоже. Поэтому в дурном настроении за работу стараюсь не садиться, ведь основная эмоция на лице матрешки — позитивная. Да, традиционно они всегда улыбаются, но если присмотреться, то в этой улыбке, в глазах столько нюансов считать можно! Мне лестно, что в отзыве жюри одного из конкурсов я увидела строку: «За виртуозную передачу мимики».
Инна Ким создала авторскую серию кукол, вдохновившись этническим многообразием Клявлинского районаФото: Светлана МАКОВЕЕВА
Куклы-путешественницы
И еще очень радует, когда мои работы разбредаются по миру, причем часто с этим связаны невероятные для меня истории. То приятельница увозит сувенир в Казахстан, там его презентуют делегации Папы Римского и кукла уезжает на новое «место жительства» в Ватикан. То перебравшиеся в США знакомые получают приглашение на прием чуть ли не в стиле «Великого Гэтсби», мечутся в поисках подарка, вспоминают про привезенные когда-то матрешки и традиционный русский сувенир с мною нарисованным обликом обосновывается в роскошном особняке на другом континенте. Пару лет назад за матрешками приезжали итальянцы. Они гостили в Самаре и я им предлагала посылочку туда отправить, а они к моему удивлению:
— Нет-нет, приедем сами, хотим познакомиться и посмотреть все.
Делаю я матрешки и на заказ, но за явно китчевые варианты не берусь. Например, не рисую политиков. Но с удовольствием делаю что-то для односельчан. Сейчас работаю над матрешкой, которая должна быть похожа на свою владелицу — видную пожилую даму, мою знакомую. Не так давно сделала матрешку-татарку: традиционно-русская кукла «надела» платье представительницы другой национальности, этакий микс культур.
Этническое многообразие Клявлинского района вдохновило меня создать серию собственных кукол. Я их не только расписываю, придавая разный национальный колорит, но и сама разработала болванку, то есть модель фигурки.
За все годы, что я работаю, расписала уже множество матрешек и кукол. Если бы они не «расходились» по людям, то соседствовать нам было бы тесновато: поставь я их одна к одной, то, пожалуй, могли бы занять всю поверхность пола в моем доме. Поэтому пусть продолжают «путешествовать».
Я часто участвую в ярмарках и надеваю этакий шаманский костюм. Будучи наполовину кореянкой, я подумала, что моя внешность наиболее органично будет сочетаться именно с таким образом. И люди часто действительно верят, что я знаю какие-то заговоры, заклинания, владею магией. Иногда я думаю, что это действительно так, ведь получилось же каким-то чудом мне, городской жительнице до мозга костей, так прорасти корнями в деревенский быт и полюбить его, получается в творчестве соединять традиционное и свое, авторское. ..
Для фестивалей и выставок мастер придумала себе «шаманский» образФото: Светлана МАКОВЕЕВА
МНЕНИЕ
Олег Викторович Баулин – преподаватель ГБПОУ «Самарское областное училище культуры и искусств», методист отдела декоративно-прикладного творчества и ремёсел ГБУК «Агентство социокультурных технологий», краевед:
– Авторская роспись по дереву является самым распространённым видом декоративно-прикладного искусства как в России в целом, так и в Самарской области в частности. В творческих работах Инны Ким предстаёт целая вереница образов «клявлинских» красавиц – расписные деревянные куколки-матрёшки, стилизованно одетые в традиционные народные костюмы Клявлинского района Самарской области. Помимо русской, мордовской, чувашской и казачьей художественной культуры, Инна Ким смело раскрывает образ кря шен – православно крещёных татар, проживающих в селе Назаровка Клявлинского района – единственное место их компактного проживания в Самарской области. Инна Ким тщательно продумывает очередной сувенир, скрупулёзно изучая этнографический материал, выверяя цветовую гамму, пропорциональные соотношения, мастерски вариирует традиционные приёмы кистевой росписи при раскрытии художественного образа. На протяжении 10 лет сложилась целая коллекция клявлинских матрёшек, которые вполне могут стать брендом сувенирной продукции Клявлинского района.
Инна Ким создает уникальные авторские матрешки
Светлана МАКОВЕЕВА
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
У вас вся спина в тюльпанах: как быть модным, используя элементы национального татарского костюма
Рассказываем о необычной одежде в татарском национальном стиле и о мастере из Самары, который ее создает (подробнее)
Увидела орнамент и сердце екнуло: как учитель русского языка из Самары сменила профессию и начала заниматься мордовской вышивкой
Преподаватель из Самары рассказала, зачем современному человеку заниматься традиционной вышивкой (подробнее)
Все началось с гниющего яблока и пули: как мойщик машин из Армении стал скульптором и сделал розовый дом в Самаре
Мойщик машин из Армении рассказал, как стал скульптором по камню и сделал розовый дом в Самаре (подробнее)
Тысяча лоскутков: как мастер из Самары создает новые вещи из старой одежды и заботится о духовной гармонии
Мастер из Самары рассказала, как она создает впечатляющие одеяла из сотен лоскутков (подробнее)
Алга, только алга: как традиционный башкирский костюм помог самарчанке найти друзей из вымершей деревни
Рассказываем, как интерес к национальной одежде поменял жизнь жительницы Самарской области и снова привел ее на родину — в поселок, который опустел и существует только на карте (подробнее)
Читайте также
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ : Самарский филиал ЗАО ИД «Комсомольская правда». Улица Лесная, д. 9, Самара, 443100 Контактный тел. +7 (846) 270-69-10. Почта [email protected]
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Раскрашенная матрешка — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(более 1000 релевантных результатов)
русских матрешек, раскрашенных нашими пустыми матрешками: Cust
20 $
В корзину
Неокрашенные пустые гнездовые черепахи 2PC. /3 «
#100029
$ 15 50
Добавить в корзину
Бланк гнездования 3PC./4″
#100032
$ 25 50 0003
Добавить в корзину
$ 25 500003
.
Blank Getding Egg 3pc./4 «
#100034
$ 34 70
Добавить в корзину
Blank Cheme Doll 6″
#100035
$ 24
Добавить в корзину
Гнездо гнездо. ./3″
Нет в наличии
#100041-R
$ 29
Добавить в корзину
.
#100053
$ 48
Добавить в CART
Бланк -гнездование кукла 5PC./5 «
#100056
$ 29
Добавить в корзину
Освещенное гнездо. #100057
$ 37 50
Добавить в корзину
Неокрашенная пустое гнезда кукла 6pc. /5 «
#100060
N/A прекращенная
Бланк неокрашенная кукла 10pc./4″
#100100
$ 63
Добавить в карту для карты.
Бланк неокрашенная кукла для гнездования 10pc./5 «
Out of Spact
#100101
$ 42
Добавить в корзину
Blank Mini Down Dolling 10pc./2″
#100102
$ 112
88
№ 100102
$ 112
88888889 В корзину
Blank Matryoskka Nesting Doll Doll 10pc./10 «
#100104
$ 495
Добавить в корзину
Blank Getding Doll 20pc./14″
#100203
$ 35
Добавить к корзину
Nap Nap Nap $ 35
Время Наташа Гнездовая кукла 3PC./4 «
#110034
$ 30
Добавить в корзину
Лавандовое искусство гнездовое кукл 5pc. /4″
#110050-L
$ 30 0003
Добавить в корзину
Желтая художественная матрешка 5шт./4″
#110050-y
$ 30
Добавить в корзину
Нет злых кошек в гнездовании кукла 3pc./4 «
из запаса
#180031
$ 28
Добавить в корзину
Гнездование моря otter Кукла 3 шт./3,5 дюйма
#181005
$ 39
В корзину
Пасхальный набор «Яйцо-матрешка» «Сделай сам»
#307004
Матрешки, которые нарисовали наши клиенты03 9003 Здесь
заказчики создали из золотых петушков заготовок матрешек: Кэти Мосман говорит: «Я снова взялась за кисть, чтобы нарисовать одну из пустых матрешек, которые купила на вашем прекрасном веб-сайте. Начало. Кукла — это ваша пустая кукла-перезвон, когда она была у вас по специальному заказу, я не мог удержаться от ее покупки. Мне, конечно, было очень весело рисовать, когда я слушал куранты».
Фотограф-монстр, складывающий куклы Соррел Спаркс из Соединенного Королевства. «Вот набор, который я украсила для своей подруги, фотографа, которая любит РОЗОВЫЙ цвет! Она их обожает!»
Венди Миловина нарисовала этих складывающихся кукол с персонажами из книг Мерсера Майера «Маленькие зверюшки».
Еще одна прекрасная матрешка от Салли Фиппс.
Дастин ДеГранде раскрасил эту матрешку так, чтобы она была похожа на его семью. «Я нарисовала всю семью (включая собак) для родителей на прошлое Рождество. Вскоре после этого мне пришлось отправить им самую маленькую матрешку (все еще вложенную, когда была сделана эта фотография) после рождения нашего сына».
Раскрашивание матрешки может стать веселым семейным творческим проектом! Мама и дочка, Мэри и Николь, вместе украсили этих складывающихся кукол. Николь восемь лет, и она коллекционирует матрешек.
Эти аккуратные пиратские куклы были нарисованы Соррелом Спарксом из Соединенного Королевства.
Салли Чендлер сделала этот набор матрешек в подарок семье своей дочери. «Я нарисовал это для своей дочери, зятя и их семьи, когда они жили в Хантерсвилле, Северная Каролина, чтобы у них была фотография их любимого дома до того, как они переехали в Техас из-за работы… перевод. Церковь — это место, где они поженились в нашем городе в штате Массачусетс в 1999 году. На лицевой стороне каждого изделия есть портреты, а на оборотной — фотографии, на которых этот человек что-то делает, например, мой зять, байкер, и Ironman. Три спортсмена. На самом маленьком фрагменте изображена их желтая лаборатория Белль; на реверсе ее изделия изображена маленькая рождественская елка, потому что она появилась в их семье в канун Рождества крошечным щенком. Очень нравятся заготовки для матрешек! Спасибо, что предложили их».
Нам очень нравятся эти милые девочки-матрешки-грибы от Салли Фиппс.
Еще одна аккуратная матрешка от Terry Savage.
Вики Льюис из Вашингтона нарисовала этот впечатляющий набор рождественских матрешек. Мы любим детали и цвета! Нажмите здесь, чтобы увидеть больше работ Вики.
Диана Торен нарисовала этих кукол Wu-Tang Clan для своей подруги в подарок на день рождения, включая ее приятеля, как если бы она была одной из группы. Прохладно!
Меган Тейген создала этих милых кукол-складок.
Нэнси Лимпрехт из Арлингтона, штат Вирджиния, расписала эти матрешки. «Это фото портретов семей двух моих дочерей, которые я сделал. Один включает в себя мужа, жену, маленькую дочь, домашнюю собаку и будущего ребенка. В другой входят муж, жена, 4-летняя дочь, маленькая дочь и домашняя кошка».
Джинн Прю из Ньюпорта, штат Вирджиния, нарисовала этих складывающихся кукол для своих внуков. Нажмите здесь, чтобы увидеть больше ее работ.
Моника Хосселе нарисовала этих симпатичных матрешек.
Джанет Диксон, одна из наших клиентов из Великобритании, создала мастер-класс по рисованию матрешек. Это компакт-диск с десятью шаблонами матрешек, которые можно распечатать. Используйте их в качестве руководства для создания гнезд младенцев, птиц, космонавтов и многого другого. На компакт-диске также даны советы для новичков в росписи матрешек. Это отличный инструмент, если вы хотите нарисовать свою собственную матрешку, но не знаете, с чего начать. Для получения дополнительной информации о компакт-диске Джанет нажмите здесь.
Ищете веселое вечернее свидание? Раскрашиваем матрешек вместе! Два набора кукол, изображенных выше, были нарисованы мужем и женой Эдом и Петрой Андерсон. Хороший!
Терри Сэвидж рисует удивительных кукол-сов для продажи в своем магазине Etsy, savageartworks.etsy.com. Часть ее доходов идет на благотворительность животных. Отличная работа!
Билл Бар сделал эту матрешку в подарок своему сыну Крису на окончание Вест-Пойнта. Здесь мы видим Криса как кадета Вест-Пойнта, армейского офицера, бойца в пустыне, штатского и игрока в регби.
Ela Steel получила заказ на раскрашивание этих матрешек в качестве рождественского подарка. Получателем стал инструктор по карате, обожающий матрешки! Аккуратный!
Марси Дональдсон нарисовала этих крутых матрешек в подарок своим сыновьям ко Дню святого Валентина. Хороший!
Джесси О’Брайен из Массачусетса украсила эти три пустых держателя для бутылок с помощью выжигания и краски. Красивый! Чтобы увидеть больше ее работ, посетите ее веб-сайт www. jessieobrien.com.
Кармен Баррос из Кэри, Северная Каролина.
Кэти Мосман из Австралии нарисовала эту жемчужину творчества. «Спасибо за возможность нарисовать мою собственную [матрешку]», — говорит она. «Мне нравилось красить каждую ресничку от начала до конца».
Кэти Мосман из Австралии нарисовала эту жемчужину творчества. «Спасибо за возможность нарисовать мою собственную [матрешку]», — говорит она. «Мне нравилось красить каждую ресничку от начала до конца».
Тори Смит из Аризоны создала этих впечатляющих кукол, выжженных из дерева.
Эта красочная матрешка была нарисована Джанет Диксон из Соединенного Королевства.
Спасибо Джо Кэмпбелл из Индианы за то, что поделилась с нами своими гнездящимися «грустными девочками».
Лиза Рид из Вашингтона использовала свою пустую матрешку, чтобы воссоздать собственных героев Хиггли Таун на канале Disney.
Художница Ким Карни говорит о своих куклах: «Я заказала набор из 12 матрешек, который стоял у меня на столе. Когда мой креативный директор объявил о своем уходе на другую работу, я посмотрел на эти пустые матрешки на своем столе, пересчитал художника в штате и увидел забавный подарок на прощание. Каждая художница украсила или нарисовала «мини-я» на пустой матрешке. Будучи «дамой с сумками», которая постоянно носит с собой журналы и книги, я сделала «мини-я» с большим количеством багажа, включая крошечные журналы. сказал нашему креативному директору, что может провести собственное небольшое совещание с нами или без нас». Вы можете увидеть больше удивительных работ Ким на ее веб-сайте «Something to See».
Эти два шедевра создала Кики Рид.
Джоди Брунатти проделала потрясающую работу над этими красивыми матрешками.
Мар Эрнандес, также известная как Малота, проделала фантастическую работу с этими куклами. Вы можете увидеть больше работ Малоты на ее сайте malotaprojects.com.
Нина Нокс из Южной Каролины пишет: «Они были созданы с использованием сцен из «Истории игрушек» и «Истории игрушек 2». Мой трехлетний сын ОБОЖАЕТ матрешек и всегда приходит в восторг, когда видит их на экране. Я решил попробовать нарисовать их для него сам, и я был очень доволен тем, как они получились. Я планирую подарить их своему сыну на Рождество». Мы тоже думаем, что у них получилось отлично!
Матрешка «Розовые ромашки» Кармен Баррос из Кэри, Северная Каролина.
Прекрасная матрешка в зимней тематике от Кармен Баррос из Северной Каролины.
Милые матрешки, изображенные выше, были созданы женщинами в мастерской Лорен Рейдер «Высвобождение творческих сил внутри». Отличная работа, дамы! Нажмите здесь, чтобы посетить веб-сайт Лорен.
Еще две милые матрешки, расписанные Кармен Баррос из Северной Каролины. Путь!
$ 88 50
Добавить в корзину
Якутская девушка с рисункой цветов
Продажа 25%
#FG959
$ 15 60
Добавить в корзину
Victorian Dessert Plate, 7 ‘
Продажа 35%
#Pvc87669
. $ 29
Добавить в корзину
Cobalt Frieze no Gold Sugar Bowl
Продажа 50%
#PCFN1323
$ 38
Добавить в корзину
Терракотта фрице
#PTF3622
$ 19 50
Добавить в CART
Доброе утреннее десерт
Продажа 35%
#PGM846
$ 21 75
ADD в CART
Средний Hippipo Figurine
Add
Medium Hippipo Figurine
.