План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) на тему: Конспект урока изобразительного искусства «Национальный натюрморт».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевская средняя общеобразовательная школа №3 имени Г.С. Боровикова
Конспект урока изобразительного искусства в 7 классе на тему:
«Национальный натюрморт»
учителя первой квалификационной категории Курятниковой Оксаны Викторовны
Цели: познакомить учащихся с отдельными произведениями художников; расширить знания детей о декоративно- прикладном творчестве народов России; познакомить с ролью цвета в декоративно- прикладном искусстве, символикой цвета и основами цветоведения; развивать глазомер, умение распознавать оттенки цвета; воспитывать художественный вкус и бережное отношение к предметам народного искусства.
Оборудование: предметы декоративно- прикладного искусства, образцы рисунков.
Ход урока
1.Организация урока.
2.Сообщение темы урока
Учитель. Народное творчество в художественной форме отражает мысли и чувства народов, его эстетические устремления. Из века в век, из поколения в поколение передаётся мастерство народных умельцев. О художественных промыслах можно говорить много, потому что и самих промыслов много, и все они дают образцы высокохудожественного мастерства. Сегодня мы остановим своё внимание лишь на некоторых, обращая своё внимание на те средства художественной выразительности, которые используют народные мастера для достижения большей живописности, красочности изделий.
3. Изучение нового материала.
Дымковская игрушка
Промысел возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие
- Каждая игрушка уникальна и единственна.
- Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость
- Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни
2.Русская матрёшка
Если вы считаете «русскую матрешку» исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
- Первая русская матрёшка, расписанная художником
Сергеем Малютиным - Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Загорская матрёшка
- При упоминании о «загорской» матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.
- В росписи обычно используются три — четыре цвета — красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий — с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.
Семёновская матрёшка
Семеновская матрешка более стройная и вытянутая, вместо сарафана и передника на кукле изображаются цветы.
Полохов-майданские матрёшки
Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку
В 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрешка: 72-х местная.
Палехский промысел
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
В 1918 художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924
Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываются золотом.
3. Актуализация знаний учащихся.
Целью нашей практической работы сегодня является рисование с натуры натюрморта, составленного из двух- трёх предметов народных промыслов.
Работу над натюрмортом мы начнём с его постановки. Вам необходимо выбрать 2-3 предмета, разнообразных по форме, размерам и фону, из которых вы сможете составить выразительную композицию. Далее композиционно размещаем группу предметов на плоскости листа. Затем выполняем линейно- конструктивное построение формы на плоскости.
Законченный рисунок должен быть не только грамотно построен, но и выращенным.
4. Беседа по произведениям художников.
-Что изображено на картине?
— Как вы думаете, какие названия имеют эти картины?
— О чём хотели рассказать художники, рисуя эти натюрморты?
5. Практическая работа.
6. Итог урока.
-Выставка работ учащихся
Сегодня на уроке от вас потребовалось умение выявить материальные качества изображаемых предметов с проработкой деталей и орнаментов, передать назначение и эстетическую ценность вещи, гармонично сочетать форму и цвет, устанавливать тональные отношения. Кажущаяся простота, наглядность и доступность модели не снизили сложности задачи в работе над декоративным натюрмортом. И в лучших работах вы успешно справились с заданием, грамотно построив композицию, проработав форму предметов, передав их цветовое богатство.
— Выставление отметок
7. Домашнее задание: подобрать иллюстрации, рисунки различных видов орнамента: в народных костюмах, вышивках, предметах декоративно- прикладного искусства.
Конспект урока на тему «Национальный натюрморт»
Тема урока: «Национальный натюрморт»
Цель урока: выполнить натюрморт, в технике аппликация, учитывая, основные правила постановки натюрморта.
Задачи урока:
а) расширить знания учащихся о натюрморте;
научить грамотно составлять натюрморт;
б) развивать зрительную память, образное мышление, воображение, творческие способности;
в) воспитывать интерес к искусству разных народов, организованность, ответственность, аккуратность в работе с художественными материалами.
Здоровьесберегающая цель: Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.
Оборудование: компьютер, проектор, экран,
экспозиционные столы для натюрмортов, предметы быта, драпировки, муляжи овощей и фруктов.
Материалы:
а) для учителя: презентация к уроку «Натюрморт», « Путешествие по странам», раздаточный материал «Приемы постановки натюрморта», раздаточный материал для задания «Составь натюрморт»;
б) для учащихся: бумага А-3, цветная бумага, ножницы, клей, краски, кисти;
Ход урока:
1 Организационный момент: (приветствие, учащиеся делятся на группы)
2 Актуализация:
Учитель. Ребята, вы любите путешествовать? (Ответ учащихся).
Тогда, мы сегодня совершим заочные путешествия в разные страны и познакомимся с достопримечательностями разных народов. А помогут нам в этом наши экскурсоводы.
1 учащаяся
1 слайд. Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в древний город Египта – Гизу, расположенный на левом берегу Нила.
Близ Гизы в Ливийской пустыне сохранился величественный комплекс пирамид-гробниц фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, сооружённый в 1-й половине III тыс. до н. э. Рядом с ними находится Большой Сфинкс и Храм Сфинкса. Этот комплекс древних памятников находится примерно в 25 км к юго-западу от центра Каира.
2 слайд. Город Гиза.
3 слайд. Знаменитые пирамиды в Гизе.
4 слайд. Большой сфинкс.
5 слайд. Еще один из излюбленных туристами городов Египта – это Луксор. Он расположен на восточном берегу Нила от Каира, порядка 670 км. Храмовые комплексы Карнака и Луксора — это главные достопримечательности Луксора.
6-7-8 слайды. Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра.
Карнакский храм и Луксорский храм, соединены между собой трех километровой аллеей сфинксов с телом льва и бараньями головами.
9-10 слайды. Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле – жемчужина египетского зодчества.
Пещерный храм с 20-метровыми статуями фараона.
11 слайд. Познакомиться с скульптурой древних египтян и декоративно- прикладным искусством вы можете посетив музей в Каире. Царица Нефертити.
12 слайд. Золотая маска Тутанхамона.
13 слайд. Ювелирные изделия.
2 учащаяся.
2 слайд. Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в столицу Греции – Афины и посетить Афинский Акрополь.
3слайд.Акрополь возвышается над Афинами и виден практически с любой точки города. Великолепная красота греческой архитектуры классического периода способна восхитить каждого.
4 слайд Парфенон.
5 слайд Эрехтейон.
6 слайд А также предлагаем вам посетить Национальный археологический музей.
7 слайд. Здесь можно познакомиться со скульптурой Древней Греции.
8 слайд. И с краснофигурными и чернофигурными вазами, предназначенными для разных целей.
3 учащаяся.
1 слайд. Также вы можете совершить замечательную поездку в Японию.
Япония расположена на островах Тихого океана. Столица Японии – Токио, очень красивый город, который восхищает своими памятниками старины, старыми парками и современными зданиями в 40 – 60 этажей. Территория этой страны в несколько раз меньше территории России. А проживает в ней почти столько же человек, сколько в России. Уникальная растительность, многоцветие красок воды океана и морей, очертания вулканов, с детства формируют чувство прекрасного, любовь к природе. Эта страна достигла блестящего экономического расцвета.
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе.
2 слайд. Японские архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они сливались с окружающей средой, были открыты ей. Обратите внимание на форму крыш, причудливо загнутых вверх на углах материалами для всех построек, служит дерево, камень, железо.
3 слайд. Только в одной стране мира, в Японии, существует уникальный и очень древний вид искусства — искусство составлять букет. Это целая наука. По-японски оно называется
Самый, высокий и крепкий символизирует небо. Рядом с ним стебель пониже – символ человека. Третий стебель самый короткий означает Землю.
4-5 слайд. В Японии зародилось еще одно искусство – «Бонсай». Это миниатюрные сады. Растут в них карликовые деревья. Японцы могут часами любоваться такими садами, отдыхая от тяжелого трудового дня.
6-7 слайд. О любви и своеобразном понимании природы рассказывают картины японских художников. Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной. Они выражают грандиозность и величие природы.
При этом пейзаж не передает черты определенной местности, но представляет обобщающий типичный образ японской природы. Художники часто работают одной кистью, используют нежные оттенки.
6 слайд. Своим национальным символом японцы избрали цветок горной вишни — сакуры.
Японцы говорят: «Чтобы сделать жизнь счастливой, надо любить повседневные мелочи… Блеск облаков, шелест бамбука, чириканье воробьев, лица прохожих – во всех повседневных мелочах надо находить наслаждение….» (Просмотр видеоролика «Цветение сакуры»).
4 учащаяся.
2 слайд. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, красоту архитектурных ансамблей, послушаешь звоны колоколов и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.
Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать.
Ребята, мы предлагаем вам совершить экскурсии по городам, которые прославились своими народными промыслами. Я вас всех приглашаю в Подмосковье, в село Гжель. Где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – Гжельским фарфором, о котором писал М.В. Ломоносов: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, каково у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».
3 слайд К юго-востоку от Москвы разместилось около трех десятков сел и деревень. Одно их них и есть Гжель (в 50 километрах). Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет непосредственное отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И расписывали кобальтом.
4 слайд Подмосковный Сергиев Посад называли «городом русской игрушки». Какие только игрушки не творили мастера Сергиев Посада! Не один промысел в России не знал такого многообразия тем и сюжетов, материалов и технологий в игрушечном мастерстве. Здесь же появилась первая матрешка 100 лет назад. Игрушечный мастер В. Звездочкин из Сергиева Посада сделал разбирающуюся куклу, а художник Сергей Малютин расписал ее. Так родился радостный образ крестьянских девочек. Матрешку стали называть русским именем – Матрена.
5-6 слайд Сейчас матрешек делают и в г. Полховский Майдан в Нижегородской области.
7 слайд. Эта область богата народными умельцами. Стоит прийти на нижегородскую ярмарку, здесь столько разных изделий, что глаза разбегаются.
8 -10 слайды. Один из деревянных промыслов зародился в селе с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород дерева. Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий: мебель, женские украшения, сувениры, бытовые предметы хозяйственного назначения
11 -12 слайд Приузолье-северо-запад Нижегородской области. Здесь родина изумительного народного промысла – городецкого. Мастера расписывали прялки, солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель.
Учащаяся. Ребята, вам понравились экскурсии? А где мы можем еще познакомиться с культурой разных народов в нашей области?
Ответы. В краеведческом музее г. Энгельса и Саратова, в музее «Национальная деревня».
Учитель:
Учащаяся. Ребята, мы предлагаем вам поработать над проектом создания в нашем городе культурно-развлекательного центра «Дружба», в котором будут открыты Выставочные залы, представляющие культуру разных народов. Мы приглашаем вас принять участие в оформлении Выставочного центра.
Учитель: Ребята, поможем оформить Выставочный центр?
Давайте подумаем, какие картины могут украсить залы? (Пейзаж, натюрморт).
3. Повторение учебного материала.
Учитель: Кто сможет дать определение этому жанру?
Учащиеся: Натюрморт – это картины, «героями» которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы. “Натюрморт” (от фр. слова Natur – натура и Mert -мертвая)
Учитель: Интересно, что по-английски и по-немецки натюрморт определяется как «тихая» или «неподвижная жизнь».
Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще.
Чтобы натюрморт состоялся, стал красивым и интересным, он должен быть грамотно составлен. Как вы думаете, что необходимо для этого знать? Учащиеся: Какие-то правила, законы. Учитель: Давайте вспомним эти правила. Каждой группе дается иллюстративный материал, карточки с вопросами и тестом.
Учитель: Анализируя иллюстративный материал, найдите самостоятельно ответы на вопросы, зафиксируйте их на бумаге.
На карточках следующие вопросы:
Выберите верный ответ.
1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов:
а) тематически связанных
б) абсолютно разных
2. В состав натюрморта должны входить предметы:
а) одинаковые по форме и величине
б) разнообразные по форме и величине
3. В состав натюрморта должны входить предметы:
а) разнообразные по фактуре и цвету
б) одинаковые по фактуре и цвету
4. Предметы в натюрморте:
а) должны составлять единое целое
б) должны выстраиваться в одну линию
в) могут соприкасаться
г) могут полностью загораживать друг друга
Учитель: Пока ребята вспоминают правила построения композиции, я приглашаю трех учащихся составить натюрморт из предметов, представленных на нашей ярмарке и дать ему название.
На экспозиционном столе стоят сувениры и изделия народных промыслов, овощи, фрукты, предметы посуды, лежат драпировки. Дети составляют натюрморт. Обсуждение составленных натюрмортов: что удалось, что нет, подходит ли название.
Учащиеся: Ответы групп.
Обсуждение составленных натюрмортов: что удалось, что нет, подходит ли название.
5. Как вы считаете, есть ли в натюрморте композиционный центр? Если есть, то, как художники его выделяют?
Учащиеся: Композиционный центр лучше располагать на втором плане и обязательно выделять размером, формой, цветом, контрастом.
Учитель: Как вы считаете, составление натюрморта – это творческая работа или нет?
Учащиеся: Ответы.
4. Практическое выполнение задания.
Учитель: Раз вы знаете правила, давайте проверим ваши знания на практике.
Каждой группе нужно составить натюрморт для выставочного центра, представляющего культуру «Египта», «Греции», «Японии», «России» и дать ему название.
Выберите, какую страну вы будете представлять. Обсудите, какие предметы в вашей композиции расскажут нам о культуре той или иной страны.
Свои работы вы можете выполнять, используя разные художественные материалы, приемы и техники, с которыми знакомились в1полугодии.
Во время практической работы — целевые обходы: 1)контроль организации рабочего места; 2)контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
5. Анализ работ учащихся: Представитель от группы, дает объяснение выполненной работе. Защита проекта. «Оформление Выставочного центра».
Название работы;
Приемы, которые использовали для создания натюрморта.
6. Подведение итогов урока.
Вы сегодня создали замечательные работы, которые украсят наш виртуальный выставочный центр.
Вы многому научились: были в роли зрителей, авторов, искусствоведов, а самое главное – вы не были равнодушными. Давайте подведем итог нашей работе: составим синквейн.
7. Домашнее задание:
-Выполнить новогоднюю композицию натюрморта для интерьера своей комнаты и сфотографировать ее. Большое спасибо за урок, было очень приятно с вами работать!
Четверть — 1 | Неделя — 4 | День – | Класс 5 | Урок -7 (девочки) | ||||
Тема урока: | Декоративный национальный натюрморт. | |||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | ||||||||
5.1.5.2 – выполнять эскизы и наброски для реализации творческих идей. 5.1.6.4 – экспериментировать и использовать техники, художественные материалы, учитывая свойства выбранных средств. 5.2.1.1 — использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства искусства для передачи своих идей и чувств. 5.2.3.4 — использовать элементы казахской национальной культуры в процессе создания творческих работ и изделий. | ||||||||
Цели обучения: | Организовать деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности. Научить отличать реалистический натюрморт от декоративного. Экспериментировать и использовать техники, художественные материалы, учитывая свойства выбранных средств. Использовать элементы казахской национальной культуры в процессе создания творческих работ и изделий. | |||||||
Задачи | Развитие творческой фантазии и авторской активности, воображения; воспитание художественного вкуса и творческой позиции при выполнении натюрморта | |||||||
Что должны узнать | Что такое декоративный натюрморт, техники, которые используются для создания декоративного натюрморта. | |||||||
Чему должны научиться | Использовать элементы казахской национальной культуры в процессе создания творческих работ. | |||||||
Ожидаемые результаты | Все учащиеся смогут: Работать с источниками информации для исследования и развития творческих идей. Большинство учащихся будут уметь: Выполнить рисунок в выбранном стиле. Прокомментировать художественный стиль, | |||||||
Методы проведения занятия: | Объяснительно-иллюстративный — рассказ, беседа, демонстрация. Репродуктивный – инструктаж. Индуктивный – от простого к сложному. | |||||||
Межпредметные связи | казахский язык, история Казахстана, естествознание. | |||||||
Тип урока. | Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. | |||||||
Дидактическое обеспечение урока: | Альбом, краски, баночка для воды, | |||||||
Ход урока. | ||||||||
Вид деятельности | время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
ОРГ. МОМЕНТ. Образовательные задачи: 1. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке. 2. Психологически подготовить учащихся к общению. | 3 мин | Эмоциональный настрой. Демонстрация видео «Настрой на урок» https://www.youtube.com/watch?v=_xpPewh9FAk Приветствие учителя и учащихся. Контроль посещаемости. Организация рабочего места. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию. | Просмотр видео. Приветствие учителя. Подготовка рабочего места к уроку. | |||||
ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Образовательные задачи: 1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания. 2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся. 3. Определить причины возникновения затруднений. 4. Устранить (по возможности) в ходе проверки обнаруженные пробелы. | 1. Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала. 2. Определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся и причин их появления 3.Ликвидация обнаруженных недостатков. Вопросы:
| Ответы на вопросы | ||||||
АКТУАЛИЗАЦИЯ. Образовательные задачи:
| 5 мин |
Вопросы: Рассмотрите изображения изделий. Каковы их форма, цвет и фактура? Какие из них вам знакомы? Как они называются? Объясните их назначение? Из каких материалов они сделаны? | Записать тему урока в тетрадь Ответы на вопросы | |||||
ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Образовательные задачи:
| 15 мин | Организация внимания учащихся. Сообщение основной идеи изучаемого материала. Обеспечение осмысления учащимися методов исследования получаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным содержательным выводам. Обеспечение усвоения методики изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы). Для данного урока необходимо подобрать несколько национальных предметов (посуда, музыкальные инструменты, головные уборы и др.). Можно предложить рассмотреть национальные изделия, их назначения в быту. – Какие из предложенных изделий вам знакомы? – Как они называются? – Объясните их назначение. – Из каких материалов они сделаны? – Какой формы, цвета и фактуры? Предоставьте время учащимся для принятия решения: каждый из них выбирает из предложенных изделий объекты для создания своего натюрморта. Работа по учебнику Читать стр. 19 . Демонстрация обучающего видео «Декоративный натюрморт из яблок»
| Ученики выбирают из предложенных изделий объекты для создания своего натюрморта. Составляют на формате собственную композицию из выбранных объектов, применяя ранее полученные знания по правилам компоновки на листе и конструкции построения предметов. Самостоятельно выбирают художественные материалы для цветового решения и творческого самовыражения. Учащиеся экспериментируют свойствами художественных материалов, применяют различные техники подачи творческих идей. Затем представляют свои творческие работы, объясняя выбор техники, материалов, работу художника, который помог развить идею при выполнении собственного натюрморта. | |||||
ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Образовательные задачи этапа:
| 12 мин |
Продумать свою композицию, выбирая из предложенной визуальной информации 2–3 предмета для компоновки будущего натюрморта в 2D. Композицию составить на формате, мысленно отобрав и расположив предметы на плоскости. Для творческого самовыражения учитель предлагает учащимся самостоятельный выбор техники исполнения собственной работы с учетом предыдущих знаний. После каждого этапа проводится анализ работ. Указываются общие ошибки и повторно проводится объяснение для всего класса. Учитель в ходе практической работы оказывает необходимую поддержку, работает индивидуально с учащимися. Выполнение практической работы. «Декоративный натюрморт из яблок» | Учащиеся используют материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности и санитарно-гигиенические требования | |||||
ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
| 5мин | Для подведения итогов можно организовать выставку работ учащихся, сравнить между собой готовые работы с натурной постановкой. Подготовить глоссарий со специфическими терминами и фразами, используемый на данном уроке. Вопросы: В чем отличие декоративного натюрморта от реалистического? Назовите основные черты декоративного натюрморта. Что такое стилизация? Какие приемы стилизации вы знаете? | Учащиеся делятся результатами и впечатлениями. | |||||
ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ Образовательные задачи этапа: 1. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | 1 мин | Повторить: читать §4, ответить на вопросы (устно)принести принадлежности | Запись д/з в дневник | |||||
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ Инициировать рефлексию учащихся по поводу своею эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации и сотрудничества. | 2 мин | «Радостный гномик» – все хорошо, «грустный гномик» – грустно. | ||||||
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Соблюдение техники безопасности. | ||||||
Прокомментировать художественный стиль, | Проблемный диалог (проблемная ситуация поиск решения.) Продуктивное чтение (работа с текстом) Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму). Регулятивные : определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах. Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде –подтекст, концепт), сотрудничать. Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы самоопределятся в системе ценностей. Что в следующий раз можно сделать лучше? Проблемы в развитии: — универсальных учебных действий; -предметных умений. Выставка выполненных работ. | Санитарно-гигиенические требования. 1. Перед началом работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом. 2. Источник света должен находиться слева или спереди. 3. Для удобства и надежности все инструменты и приспособления для работы нужно размещать на плоской и чистой поверхности. 4. Выполняя роспись, необходимо защищать рабочую поверхность от попадания используемых материалов. 5. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать перерыв, разминку для глаз, рук и спины. |
Натюрморты-завтраки Осиаса Берта Старшего: lovers_of_art — LiveJournal
Осиас Берт (Osias Beert), (1580-1624), — южно-нидерландский художник эпохи барокко, специализировавшийся на цветочных натюрмортах и натюрмортах типа «завтрак». Отец художника Осиаса Берта Младшего. Родился и прожил всю жизнь в Антверпене. Учился живописи у Андриеса Бастероя.В 1608 Берт вступил в антверпенскую Гильдию Святого Луки. Художник считается учителем целого ряда голландских живописцев: Франса ван дер Борха, Франса Йекенса, Паулюса Понтиуса и Яна Виллемссена.
Osias Beert (I) (circa 1580–1623)
Stillleben mit Blüten in einem Flechtkorb und Blumenstrauss in einer Porzellanvase (oder Fayencevase?) auf einer Tischplatte mit Insekten.
Öl auf Holz. 39,1 x 64,3 cm.
before 1624
Происхождение натюрморта из различных источников еще долгое время сказывалось в разобщенности усилий ранних натюрмортистов, в отсутствии должных контактов между представителями отдельных разновидностей нового жанра. Однако, первые натюрмортисты Фландрии, Ян Брейгель Бархатный и Осиас Берт Старший не были прямыми наследниками их искусства, хотя именно оно сформировало окончательное решение фламандцев испытать судьбу в области натюрморта. Тогда же и родилась знаменитая теория о том, что устрицы надо есть в месяцы, в названии которых есть буква «р» (с сентября по апрель включительно). Его натюрморты-завтраки иногда называют маленьким голландским завтраком.
В Голландии его натюрморты до сих пор пользуются заслуженной популярностью. Благодаря натюрмортам-завтракам спрос на устрицы настолько увеличился, что со временем возник риск исчезновения этого моллюска, вот таким образом в 1771 году Людовик XV принял «Эдикт о регламентации рыболовства», один из четырех пунктов которого запрещал ловить и продавать устриц в период, когда они размножаются, то есть в летние месяцы.
Натюрморт
(Still Life)
43 х 54_д.,м.
Мадрид, музей Прадо
Вместе с Яном Брейгелем Старшим, Осиас Берт был наиболее значительным художником натюрмортистом в Антверпене начала XVII века. Он был не только одним из первых в развитии настольных натюрмортов, особенно изобилующих праздничными кулинарными изысками, но также автором роскошных цветочных букетов, которые он часто изображал в дорогих китайских вазах.
Натюрморт | Национальные галереи Шотландии
перейти к основному содержанию- Искусство и художники
- Искусство и художники
- Художники
- Произведения
- Характеристики
- Коллекции
- Для педагогов
- Издательский
Избранные работы
Живое изображение
Доротея Таннинг
Артикул
. ВРЕМЯ: Прошлое, настоящее, будущее10 минут чтения
Блог ТемаРекомендуемый художник
Дама Барбара Хепуорт
1903-1975
- Посещение
- Наши галереи
- Посещение школы
- Групповые посещения
- Семьи
Хармен Стенвик | Натюрморт: аллегория суеты человеческой жизни | NG1256
Нет сомнений в том, куда здесь направлен наш взгляд. Драматический луч солнечного света прорезает мрак, выделяя пустые глазницы и зубастую ухмылку черепа, который свисает набок на край стола. Мы смотрим смерти в лицо, а потухшая лампа и тикающие часы напоминают нам, что наше время тоже придет.
Этот жанр живописи известен как натюрморт vanitas.Это слово относится к отрывку из Ветхого Завета, который противопоставляет быстротечность мирской жизни вечной природе веры: «Все суета. Какая польза человеку от всего его труда, который он предпринимает под солнцем? »
Подразумевается, что человеческие усилия, удовольствия и обладание, символизируемые книгами, музыкальными инструментами и дорогим японским мечом, эфемерны и тщетны.
Нет сомнений в том, куда здесь направлен наш взгляд.Драматический луч солнечного света прорезает мрак, выделяя пустые глазницы и зубастую ухмылку черепа, который свисает набок на край стола. Мы смотрим смерти в лицо. Но что нам делать со странным набором других предметов, которые составляют остальную часть этого драматического натюрморта?
Всегда сложно сказать, почему были выбраны элементы, изображенные на картине. Мы знаем, что натюрморты ценились как демонстрация мастерства художника в изображении различных материалов.Текстуры и тени мятой ткани или блеск и искаженные отражения в металле, стекле, полированном дереве и ракушках предоставляли прекрасную возможность для виртуозной живописи, которой в то время очень восхищались. Похоже, Стенвик добавил дополнительные детали, чтобы усложнить задачу: протянул потрепанную веревку через ручки глиняной фляги, смял страницы одной из книг и расположил несколько частей так, чтобы они выступали вперед за край стола.
Редкие и ценные коллекционные предметы обычно включались в такие картины, очевидно, из любопытства или для обозначения богатства и изобилия.Вот, например, меч в украшенных лаком ножнах — дорогой импорт из Японии. И экзотическая морская ракушка, должно быть, происходила с тропического пляжа, который мало кто в Голландии семнадцатого века когда-либо видел, но который имел большой резонанс для их нации: Голландия получила большую часть своего богатства от торговли с голландской Ост-Индией и Дальним Востоком.
В коллекции Национальной галереи есть еще несколько примеров голландских натюрмортов, в том числе Натюрморт с оловянным флагом и двумя чашами Мин и Натюрморт с рогом для питья из гильдии лучников Святого Себастьяна, лобстером и очками.Но присутствие черепа здесь является четким указанием на то, что эту картину следует рассматривать как особый тип натюрморта, известный как vanitas. Это слово относится к отрывку из Книги Экклезиаста в Ветхом Завете: «Все суета. Какая польза человеку от всех его трудов, которые он предпринимает под солнцем? »Это попытка противопоставить быстротечность мирской жизни и тщетность человеческих усилий и удовольствий вечной природе веры.
В этом свете книги можно рассматривать как отсылку к обучению и интеллектуальным усилиям.Музыкальные инструменты — магнитофон с надписью с большой буквы, перевернутая лютня и шавм (своего рода гобой) — и фляжка, вероятно, рассматривались как отсылки к эфемерным удовольствиям музыки и вина. Редкий и дорогой меч можно рассматривать как символ двух других эфемерных вещей — роскоши и силы, в то время как пустая оболочка является одновременно экзотическим предметом коллекционирования и, как череп, напоминанием о потерянной жизни. Нам также напоминают, что время для остальных из нас истекает. Тонкое пятно дыма, идущее от лампы сразу за черепом, предполагает, что она только что перегорела или погасла.Слева безжалостно тикают карманные часы. Контраст между двумя книгами — одна явно новая и непрочитанная, другая хорошо пролистанная — также намекает на процесс старения.
Рентгеновские снимки картины показывают, что Стинвик внес существенные изменения в композицию. Кувшин справа был нарисован над бюстом человека с венком на голове — вероятно, римского императора, символа земной власти. Мы почти наверняка никогда не узнаем, почему Стенвик или его покровитель решились на замену; возможно, белый или каменный цвет бюста отвлекал внимание от черепа.Вместо этого изогнутый профиль колбы усиливает профиль лютни и купола черепа.
Неуравновешенность композиции тоже имеет значение. Все эти сокровища кладутся на стол с нижней стороны диагонали, идущей прямо через картину. Эта линия повторяется углом записывающего устройства, особенно японского меча. Верхняя сторона диагонали — это, по сути, пустое пространство, прорезанное только лучом света, идущим по противоположной диагонали.Контраст между материальным богатством и пустотой не мог быть яснее.
Сегодня довольно сложно представить, зачем кому-то нужно, чтобы на стене гостиной висело постоянное напоминание о тщеславии богатства и собственной смертности. Но противоречие между материальным благосостоянием и христианским благочестием — оба из которых ценились и уважались в Голландии семнадцатого века — считалось чем-то, что нужно помнить и размышлять, а не избегать. В самом деле, в семнадцатом веке такие откровенные размышления не ограничивались изобразительным искусством.За сорок лет до того, как была написана эта картина, Шекспировский Гамлет размышлял об этом с горьким негативом, когда сталкивался с черепом Йорика-шута, хотя мы не можем быть уверены, что последствия всегда воспринимались столь негативно.
.Натюрморт | Национальные галереи Шотландии
перейти к основному содержанию- Искусство и художники
- Искусство и художники
- Художники
- Произведения
- Характеристики
- Коллекции
- Для педагогов
- Издательский
Избранные работы
Живое изображение
Доротея Таннинг
Артикул
. ВРЕМЯ: Прошлое, настоящее, будущее10 минут чтения
Блог ТемаРекомендуемый художник
Дама Барбара Хепуорт
1903-1975
- Посещение
- Наши галереи
- Посещение школы
- Групповые посещения
- Семьи
жизни | Национальные галереи Шотландии
перейти к основному содержанию- Искусство и художники
- Искусство и художники
- Художники
- Произведения
- Характеристики
- Коллекции
- Для педагогов
- Издательский
Избранные работы
Живое изображение
Доротея Таннинг
Артикул
. ВРЕМЯ: Прошлое, настоящее, будущее10 минут чтения
Блог ТемаРекомендуемый художник
Дама Барбара Хепуорт
1903-1975
- Посещение
- Наши галереи
- Посещение школы
- Групповые посещения
- Семьи
- Галерея автобуса
- Исследовательские объекты