Наброски человека
Из всех видов краткосрочного рисунка наброски людей имеют в практике художника наибольшее значение.
Работа над набросками человека является основной частью всего процесса обучения рисунку. Она помогает решать ряд учебных задач в длительных рисунках головы и фигуры человека, способствует изучению живой формы, расширяет кругозор.
Упражнения в набросках способствуют приобретению умения выбрать и зарисовать наиболее характерное, типичное, добиваясь в рисунке передачи глубокого внутреннего содержания натуры, будь то зарисовка головы или фигуры в целом.
Наброски и зарисовки чаще всего делаются небольшого размера, поэтому работа над наброском человека развивает умение оперировать масштабными соотношениями, тренирует в определении «на глаз» пропорций фигуры.
Работа над наброском фигуры
Работу над наброском фигуры следует проводить в домашних условиях и в процессе выполнения учебного рисунка. Набросок может быть выполнен перед началом длительного задания с целью помочь уяснить строение «большой формы», или в конце его для закрепления пройденного.
Чтобы лучше представить себе те части формы, которые не видны с выбранного для длительного рисунка места, полезно сделать наброски с другого места.
Набросок, выполненный в конце задания, должен отличаться уже большей уверенностью и лаконичностью в передаче натуры.
Полезно сделать набросок по памяти, он закрепит полученное представление о характере живой формы.
Такие наброски должны стать постоянными упражнениями в построении фигуры. Это разовьет умение конструктивно подходить к изображению живой формы на основе анатомических знаний.
Первые наброски рекомендуется делать со стоящей одетой фигуры, находящейся в спокойной, определенной позе, с ясно выраженным положением корпуса к опорной плоскости ног. Продолжительность каждого наброска — 15—20 минут. Следует сделать наброски с разных точек зрения по отношению к натуре.
Учебная работа. Набросок школьника
Рисуя фигуру, необходимо в первую очередь определить отношение корпуса к опорной плоскости ног. Для этого мысленно проводят вертикальную линию от внутренней лодыжки ноги, несущей нагрузку, вверх, по отношению к ней и определяют положение остальных частей фигуры.
В зарисовке сидящей фигуры нужно определить отношение направления торса к опорной плоскости, то есть к тазовой и бедренным частям, наметив одновременно сидение стула.
Учебная работа. Набросок
В таком наброске надо учитывать сокращение бедренной части ног, в том случае, если натура изображается анфас или в полуобороте. Очень показательным является воспроизводимый здесь рисунок В. А. Серова, изображающий сидящую фигуру; в нем хорошо передана взаимосвязь форм тела.
В. А. Серов. Набросок сидящей фигуры
Выполняя зарисовки, необходимо учитывать, что при общем анатомическом строении все люди сильно отличаются друг от друга. Поэтому следует выявлять индивидуальные особенности фигуры. В кратковременном рисунке не нужно останавливаться на мелких подробностях, важно передать самое существенное в изображаемом человеке, находящемся в том или ином состоянии, разумеется, что степень законченности кратковременного рисунка зависит от поставленной задачи, а также от времени, которое дается на его выполнение.
Складки одежды в наброске нужно передавать только основные, характеризующие ту форму, на которой они находятся, и подчеркивающие движение. В таких набросках необходимо постоянно развивать целостность видения, то есть умение воспринимать всю натуру сразу, целиком, что очень существенно и в работе над длительным рисунком.
Рекомендуется использовать каждую возможность практиковаться в набросках человека, находящегося в разнообразных движениях и за самыми различными занятиями, на отдыхе, в труде, в спорте и т. д.
Наброски, сделанные, например, во время производственного процесса, должны запечатлеть наиболее характерные особенности того или иного положения фигуры, соответствующие специфике профессии, а также передать отношение человека к труду. Такие наброски могут быть предельно лаконичны и скупы в графических средствах передачи фигуры.
Наброски обнаженной фигуры приходится выполнять в стенах мастерской параллельно с длительным рисунком обнаженной модели. Но необходимо делать такие наброски и самостоятельно. Зарисовки фигур на спортивной площадке или на пляже послужат хорошим упражнением, а ограниченность во времени активизирует внимание на самое характерное в пластике живой формы.
Приступая к первым наброскам обнаженной фигуры, следует сразу же определить пропорции, найти «на глаз» центр тяжести и взаимосвязь основных опорных мест, соответствующих положению яремной ямки, сосков груди, пупка, лобкового сочленения, плечевых, локтевых и запястных суставов, а также коленных и голеностопных суставов, рисуя живую форму, нужно избегать механического засечения точек по вертикалям и горизонталям, необходимо находить между опорными точками внутреннюю анатомическую связь.
«Все вязать в себе» (имея в виду внутри), — учил П. П. Чистяков, то есть не сковывая себя положением случайных краевых точек, которые перемещаются в зависимости от положения натурщика, а ориентируясь прежде всего на основные опорные точки. Чтобы определить пластический характер позы, нужно мысленно уяснить отношение направлений линии плечевого пояса к линии тазового пояса в зависимости от положения центра тяжести. При этом следует помнить, что при положении фигуры, стоящей с опорой на обе ноги, линия таза, проходящая по вертикальному краю подвздошных костей, находится в горизонтальном положении, а при центре тяжести, падающем на одну ногу, таз наклоняется в сторону ноги, освобожденной от нагрузки.
Рисуя фигуру спереди, определяют направление срединной линии, при рисунке со спины — такой линией будет линии позвоночника, благодаря подвижности которого тазовый и плечевой пояса могут находиться в различных положениях.
Разумеется, что в дальнейших набросках работа будет идти без вспомогательных средств в определении строения фигуры.
В наброске должна быть свободно и уверенно передана живая форма.
Выражая при помощи основных тональных отношений ту или иную форму, не следует трактовать ее обособленно; нужно видеть большую общую форму.
На учебных занятиях нет возможности изучить в длительном рисунке пластическое многообразие положений фигуры человека. Поэтому следует в какой-то мере восполнять это путем самостоятельной работы над зарисовками. Полученные знания и навыки в изображении пластики человеческого тела будут иметь большое значение в работе над изображением человека в сюжетных композициях.
«Сперва нужно приучить все заимствовать от натуры, — говорил Чистяков, — потом, понабравшись довольно, стараться подчинить себе натуру».
Имея опыт рисования стоящей и сидящей натуры в спокойном положении, можно перейти к упражнениям в набросках обнаженной мужской фигуры, находящейся в различных поворотах.
Несомненную пользу принесут наброски фигуры, стоящей в усложненном повороте, здесь важно проследить направление основной средней линии торса, идущей от головы до лобкового сочленения и образующей в этой позе изгиб. В рисунке спины интересно проследить изгиб позвоночника. Примером такой позы может служить поворот Kocца в начале очередного взмаха косы.
Наброски обнаженной фигуры, находящейся в сложном ракурсе, помогут закрепить знания в передаче построения перспективного рисунка живой формы. Необходимо принимать во внимание, что одни поверхности, уходящие в глубину, мы видим в сильном сокращении, в то время как другие, расположенные фронтально, сохраняют для нашего глаза свою действительную величину. Передавая перспективное сокращение живой формы, полезно учитывать правила построения перспективы геометрических тел.
Натуру для таких набросков располагают, например, полулежа, наискось к рисующему, основное направление форм идет в глубину за картинную плоскость. В одной позе натурщика к нам будет ближе голова с плечевым поясом, в другой позе — ноги. Натура должна быть достаточно удалена от рисующего, в противном случае рисунок будет иметь искаженные пропорции. В таких зарисовках следует выявить конструкцию, дать пластическую вязку основных форм, находящихся в ракурсах по отношению к рисующему.
Рекомендуется также делать наброски обнаженной мужской фигуры, находящейся в сильном движении, например, в момент поднятия тяжести и т. д. В этих случаях нужно передать отношение торса к опорной плоскости, напряженность основных мышц, характеризующих данное движение.
Необходимо практиковаться и в набросках постановки, состоящей из двух обнаженных мужских фигур, уделяя основное внимание пластической взаимосвязи.
Краткосрочный рисунок головы
Как и в работе над фигурой, зарисовки головы полезно делать в начале и в конце самостоятельного выполнения длительного учебного рисунка. В таких зарисовках основной задачей будет выяснение формы головы данной натуры в том или ином повороте. Особенно своевременны такие зарисовки в начале учебного рисунка головы.
Краткосрочные рисунки головы могут быть крупного размера, но значительно меньше натуры.
Приступая к работе над первыми зарисовками головы, определяют общую форму и ее пропорции.
Слегка намечают вспомогательные линии построения, основными из которых являются пересекающиеся под прямым углом срединная профильная и проходящая через переносицу. Полученная крестовина наметит поворот головы. Затем выясняют местоположение всех частей головы.
В краткосрочном рисунке важно усвоить и передать характер строения живой формы натуры, находящейся в определенном повороте, имея полное представление о местоположении тех частей головы, которые с данного места не видны. С помощью основных светотеневых отношений выявляют характерную форму головы.
Учебная работа. Краткосрочный рисунок головы
Наряду с такой зарисовкой рекомендуется в конце длительного рисунка выполнять небольшой рисунок по памяти.
Необходимо делать зарисовки головы, находящейся в различных поворотах и наклонах. В этих зарисовках нужно проследить построение перспективы различных поверхностей и их изменения в зависимости от избранных точек зрения.
Рисуя голову в профиль, учащиеся иногда забывают, что она может иметь наклон вправо и влево, что вызовет определенное положение сокращающихся поверхностей формы. При рисовании опущенной вниз или запрокинутой вверх головы лицевая часть будет изображаться сильно сокращенной по вертикали, а горизонтальные линии построения примут округлую форму.
Некоторые зарисовки голов в ракурсах, проводимые в качестве учебного упражнения, могут быть очень схематичны, решая задачу построения перспективного сокращения при определенном положении натуры.
Первые зарисовки рекомендуется делать продолжительностью не более чем по 20 минут, а в дальнейшем — по 5 —10 минут.
Эти учебные зарисовки дадут возможность более уверенно выполнять портретные наброски людей с самыми различными характерами, индивидуальными особенностями, находящихся в определенном окружении (смотрите наброски А. А. Иванова, В. И. Сурикова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, воспроизведенные здесь).
А. А. Иванов. Рисунки головы (для картины «Явление Христа народу»)
В. И. Суриков. Голова странника
М. А. Врубель. Зарисовка женской головы
Зарисовки людей в группах
Этот вид наброска является наиболее сложным. Здесь требуется сопоставить несколько разных по характеру фигур, определить их перспективное и масштабное согласование, суметь сохранить пластическое единство изображаемого и, наконец, передать сюжетную взаимосвязь группы людей.
Именно этот комплекс задач и делает такие зарисовки чрезвычайно нужными для развития определенных композиционных навыков, создает запас жизненных наблюдений, которые могут явиться исходным моментом в создании жанровой композиции.
Вначале лучше зарисовывать две фигуры, имеющие довольно определенные, простые позы. Одна из фигур, например, стоит, другая сидит рядом, обе объединены одним занятием, например, рассматриванием какого-нибудь предмета.
Усложняя постепенно задачи группового наброска, надо больше внимания уделять жизненной и непосредственной передаче натуры.
В зарисовках группы, состоящей из нескольких фигур, находящихся за каким-либо занятием, не надо обособленно перечислять их, так как это приводит к потере цельности восприятия всей группы, общего силуэта, к утрате объединяющего изображенных людей сюжетного мотива.
Работы выдающихся мастеров показывают, насколько важно уметь в кратковременном рисунке уловить взаимосвязь фигур, передав суть изображенной сцены. Большой интерес представляют зарисовки М. А. Врубеля, сделанные им в последние годы жизни.
М. А. Врубель. Обдумывает ход
Обобщенностью передачи формы и остротой характеристики людей отличаются его наброски группы играющих в карты и шахматы. Никто из участников не позирует, тонко подмечена манера людей сидеть на диване, на стуле, а также их отношение к общему занятию. Таковы рисунки «Вечером за картами», «Момент игры», «Обдумывает ход» и другие, где тональное решение сохраняет общность группы, убедительно передает характер наиболее крупных форм и условия вечернего освещения. Лица играющих трактованы чрезвычайно обобщенно, и в то же время каждое из них очень выразительно.
Если требуется изобразить сложные группы людей, находящихся друг от друга на известном удалении в глубину, нужно учитывать перспективное сокращение фигур, а тональное решение, даже самое скупое, надо направить на выявление пространственного положения фигур. Примером решения этой задачи могут служить групповые наброски И. Е. Репина «У Доминика», «За чтением», «В мастерской», изображающие группы людей, находящихся в интерьере.
И. Е. Репин. В мастерской
Рекомендуется делать групповые наброски по памяти, устанавливая в них пластическую взаимосвязь фигур и отношение изображаемых людей к определенному сюжетному моменту.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Презентация урока ИЗО «Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль»
ТЕМА: НАБРОСКИ С ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА, СИДЯЩЕЙ В ПРОФИЛЬ.
ПОРТРЕТ.
Портрет — от фр. Portrait – изображение, жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению одного человека или группы людей.
РАЗНОВИДНОСТИ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА ПО ТИПУ ИЗОБРАЖЕНИЯ:
- поясной;
- портрет в рост;
- групповой;
- автопортрет;
- мемориальный;
- погрудный;
- поколенный;
- миниатюрный .
ВИДЫ ПОРТРЕТОВ ПО ХАРАКТЕРУ ИЗОБРАЖЕНИЯ
- Парадный портрет – он предполагает изображение человека в полный рост, на коне, стоящим, сидящем.
- Камерный – поясное, погрудное, поколенное изображение или одна голова.
- Костюмированный.
- Психологический — портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.
- Социальный – с предметами, говорящими о классовой, профессиональной принадлежности.
К. БРЮЛЛОВ ПОРТРЕТ И.А.КРЫЛОВА
И. РЕПИН «ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА М. П. МУСОРГСКОГО»
ПОРТРЕТ ДЕВУШКИ С ФОТОГРАФИИ.
О. КИПРЕНСКИЙ «ПОРТРЕТ А. С. ПУШКИНА»
ПОРТРЕТ «ДЕВУШКА У БЕРЁЗЫ».
П. КОРИН «ПОРТРЕТ МАРШАЛА Г. К. ЖУКОВА»
ПРОПОРЦИИ ФИГУРЫ ПОДРОСТКА ПЕРВОЕ ДЕЛЕНИЕ — ВСЯ ГОЛОВА, ВТОРОЕ —СЕРЕДИНА ГРУДИ, ТРЕТЬЕ — ТАЛИЯ, ЧЕТВЁРТОЕ — БЕДРО, ПЯТОЕ — ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ КОЛЕНА, ШЕСТОЕ — СЕРЕДИНА ГОЛЕНИ.
НАЧНЕМ РИСОВАТЬ ГОЛОВУ ДЕВУШКИ. ПОКА В ВИДЕ ОВАЛА. НАБРОСОК ФИГУРЫ МОЖЕТЕ НЕ ДЕЛАТЬ.
ПРОВОДИМ СРЕДНЮЮ ЛИНИЮ ГОЛОВЫ (МЫСЛЕННО ИЛИ РИСУЕМ КАРАНДАШОМ ТОНКОЙ ЛИНИЕЙ). ЭТОТ ОТРЕЗОК ПОМОЖЕТ НАМ ПРИ ПОСТРОЕНИИ.
В ВЫСОТУ НАША ФИГУРА ЗАЙМЕТ ПРОСТРАНСТВО В 5 С ПОЛОВИНОЙ ГОЛОВ (НЕ СЧИТАЯ НАСТОЯЩЕЙ ГОЛОВЫ). В ШИРИНУ – 4,5 ГОЛОВЫ. ГОЛОВЫ РИСОВАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ, НО НУЖНО ОТМЕТИТЬ ЧЕРТОЧКАМИ ЭТИ ОТРЕЗКИ. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ, ПОКАЗАНО НА СЛЕДУЮЩЕМ РИСУНКЕ. НЕ СТИРАЙТЕ ЭТИ ОТМЕТКИ, ПОКА РИСУНОК НЕ БУДЕТ ЗАКОНЧЕН.
КАК РИСОВАТЬ ШЕЮ? ШЕЯ – ЭТО ЦИЛИНДР. МЫ ОТМЕТИМ ЕЕ ДВУМЯ ВЕРТИКАЛЬНЫМИ ЛИНИЯМИ.
КАК РИСОВАТЬ ТЕЛО ДЕВУШКИ? НАЧНЕМ С ТОРСА. СЕРЕДИНА ГРУДИ НАХОДИТСЯ НА УРОВНЕ ПЕРВОГО ОТРЕЗКА. СПИНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИДЕАЛЬНО ПРЯМОЙ. ОНА НЕМНОЖКО ИЗОГНУТА. НО НЕ ПЕРЕБОРЩИТЕ С ИЗГИБОМ, ИНАЧЕ КРАСИВАЯ МОЛОДАЯ ДЕВУШКА ПРЕВРАТИТСЯ В ГОРБАТУЮ СТАРУШКУ.
ДАЛЕЕ РИСУЕМ НИЖНЮЮ ЧАСТЬ ТОРСА И ТАЗ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ – ПОПА ВЫГИБАЕТСЯ ДАЛЬШЕ, ЧЕМ СПИНА. ЕСЛИ СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ, ПОЗА БУДЕТ НЕ ТАКОЙ ЭФФЕКТНОЙ.
РИСУЕМ ОКРУЖНОСТЬ НА ТОМ САМОМ МЕСТЕ, НА КОТОРОМ МЫ СИДИМ. ДИАМЕТР ЭТОЙ ОКРУЖНОСТИ ЧУТЬ БОЛЬШЕ ВЫСОТЫ ГОЛОВЫ ДЕВУШКИ.
КАК РИСОВАТЬ НОГИ ДЕВУШКИ? НАЧНЕМ С КОЛЕН. КОЛЕНО ИЗОБРАЗИМ ОКРУЖНОСТЬЮ, КОТОРАЯ НАХОДИТСЯ КАК РАЗ ПОСЕРЕДИНЕ ТРЕТЬЕЙ «ГОЛОВЫ» (ОДНОЙ ИЗ ТЕХ, ЧТО МЫ ОТМЕРИЛИ ПО ГОРИЗОНТАЛИ).
ТЕПЕРЬ РИСУЕМ ДЕВУШКЕ БЕДРА. ВОТ ТАКОЙ ПЛАВНОЙ, ИЗОГНУТОЙ ЛИНИЕЙ ОТ КОЛЕНА К ЦЕНТРУ БОЛЬШОЙ ОКРУЖНОСТИ.
СОБСТВЕННО ГОВОРЯ, ВСЯ ОКРУЖНОСТЬ НАМ И НЕ НУЖНА. ПОЭТОМУ МЫ ЧАСТИЧНО СТИРАЕМ ЕЕ И РИСУЕМ НИЖНЮЮ ЧАСТЬ БЕДРА.
ДАЛЬШЕ У НАС ПО ПЛАНУ ГОЛЕНОСТОПНЫЙ СУСТАВ, КОТОРЫЙ МЫ И РИСУЕМ В ВИДЕ ОКРУЖНОСТИ. В НАШЕМ СЛУЧАЕ ОН НАХОДИТСЯ НЕ НА ПРЯМОЙ ЛИНИИ ОТ КОЛЕНА, А НЕМНОЖКО БЛИЖЕ К СТУЛУ.
ПЛАВНЫМИ ЛИНИЯМИ РИСУЕМ ГОЛЕНЬ.
КАК НАРИСОВАТЬ СТУПНЮ? НАЧНЕМ С ПЯТОЧКИ.
ТЕПЕРЬ РИСУЕМ МЕСТО, НАЗЫВАЕМОЕ ПЛЮСНОЙ.
СОЕДИНЯЕМ ПЛЮСНУ С ПЯТКОЙ И ГОЛЕНОСТОПНЫМ СУСТАВОМ ПРИ ПОМОЩИ СЛЕГКА ИЗОГНУТЫХ ЛИНИЙ.
ТЕПЕРЬ РИСУЕМ НОСОЧЕК. И ПРОВОДИМ ЛИНИЮ МЕЖДУ ПЯТКОЙ И ГОЛЕНЬЮ, СОЕДИНЯЯ ИХ.
ЛЕВАЯ НОГА ДЕВУШКИ ЧАСТИЧНО СПРЯТАНА ЗА ПРАВОЙ. НО, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ЕЕ СТРОЕНИЕ, ПРЕДСТАВИМ, ЧТО ПРАВАЯ НОГА СТАЛА ПРОЗРАЧНОЙ. ВАМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОРИСОВЫВАТЬ НЕВИДИМЫЕ ЧАСТИ. В ПОСЛЕДУЮЩЕМ Я СОТРУ ИХ. КОЛЕНО НАХОДИТСЯ НИЖЕ, ТАК КАК ЛЕВАЯ НОГА СОГНУТА ПОД ДРУГИМ УГЛОМ.
РИСУЕМ ГОЛЕНОСТОПНЫЙ СУСТАВ.
ТЕПЕРЬ РИСУЕМ НАШЕЙ ДЕВУШКЕ ГОЛЕНЬ.
ДАЛЕЕ РИСУЕМ БЕДРО. ЗАТЕМ ПЯТКУ И ПЛЮСНУ С ПОМОЩЬЮ ВСЕ ТЕХ ЖЕ ОКРУЖНОСТЕЙ.
ВОТ И ГОТОВА ЛЕВАЯ СТУПНЯ ДЕВУШКИ.
КАК НАРИСОВАТЬ РУКУ ДЕВУШКИ? НАЧНЕМ С ПЛЕЧЕВОГО СУСТАВА. ОН НАХОДИТСЯ НАД ПЕРВЫМ ОТРЕЗКОМ (МЕРКОЙ ГОЛОВЫ).
ТЕПЕРЬ РИСУЕМ ЛОКТЕВОЙ СУСТАВ. ОН НАХОДИТСЯ ЧУТЬ НИЖЕ СЕРЕДИНЫ ГРУДИ. СРАВНИТЕ РАССТОЯНИЕ ОТ ЛОКТЯ ДО КОЛЕНА И ОТ ЛОКТЯ ДО ПЛЕЧЕВОГО СУСТАВА. ПЕРВОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧУТЬ ДЛИННЕЕ. ЗАТЕМ РИСУЕМ СУСТАВ, СОЕДИНЯЮЩИЙ КИСТЬ И ПРЕДПЛЕЧЬЕ.
СОЕДИНЯЕМ СУСТАВЫ РУКИ ПЛАВНЫМИ ЛИНИЯМИ.
РИСУЕМ КИСТЬ. ДЕВУШКА КАСАЕТСЯ КОЛЕН ПАЛЬЦАМИ.
МЫ УЧИМСЯ РИСОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА, СИДЯЩЕГО НА СТУЛЕ. ТЕПЕРЬ РИСУЕМ СТУЛ.
Левая рука девушки лежит на спинке стула. Рисуем и ее.
ПРИШЛО ВРЕМЯ ПРОРИСОВАТЬ ЛИЦО И ФИГУРУ ДЕВУШКИ. НАЧИНАЕМ С ЛИЦА. НАМЕТИМ ЛИНИЯМИ МЕСТО БУДУЩИХ ГЛАЗ, НОСА И ГУБ. ЛИНИИ ПОСТРОЕНИЯ (ОВАЛ) МОЖНО СТЕРЕТЬ.
ДАЛЕЕ ПРОРИСОВЫВАЕМ ТОРС. СКРУГЛЯЕМ УГЛЫ ЛИНИЙ ПОСТРОЕНИЯ, ДОБАВЛЯЕМ ОБЪЕМ ГРУДИ И ТАЗУ.
ПОСТЕПЕННО ЗАМЕНЯЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЛИНИИ ПОСТРОЕНИЯ НА БОЛЕЕ СКРУГЛЕННЫЕ. ДОБАВЛЯЕМ ОБЪЕМА ИКРОНОЖНОЙ МЫШЦЕ.
В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕМ ТАКУЮ КАРТИНУ:
МЫ РИСУЕМ КРАСИВУЮ ДЕВУШКУ. ПОЭТОМУ СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП – НАРИСОВАТЬ ДЕВУШКЕ ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ, А ТАКЖЕ ПРОРИСОВАТЬ ГЛАЗА, ГУБЫ И НОС.
Теперь рисуем одежду девушке – футболку, юбку и туфли на высоких каблуках.
Д.З ДОМА ВЫПОЛНИТЬ НАБРОСКИ С НАТУРЫ РОДСТВЕННИКОВ, ИЗУЧИТЬ ПРОПОРЦИИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
«Наброски с фигуры человека». 6-й класс
Цели урока:
- Познакомить учащихся с художественными приемами выполнения наброска.
- Научить анализировать пропорции анатомического строения тела человека.
Задачи:
- Обучающие – обучить приемам изображения.
- Развивающие – развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление.
- Воспитывающие – воспитывать любовь к изобразительному искусству.
Оборудование.
Для учителя:
- методические таблицы:
- Пропорции человека,
- Наброски фигуры человека,
- Динамическая модель фигуры человека,
- «Живая модель» – ученики из класса,
- бумага А3, уголь.
Для учащихся: бумага, мягкий карандаш, ластик.
План урока:
- Организация – 1 минута.
- Объяснение нового материала – 10 минут.
- Педагогический рисунок – 2 минуты.
- Практическая работа учащихся – 25 минут.
- Обсуждение работ, выставка – 5 минут.
- Задание на дом – 2 минуты.
Ход урока
Учитель: Ребята, расскажите, что вы знаете о набросках в изобразительном искусстве? (Возможные ответы детей: быстрый рисунок; рисунок, передающий самое главное в объекте изображения; быстрое изображение отдельной части натуры.) Набросок является средством выражения первоначального впечатления от восприятия натуры. Полезно рисовать на улице, в учреждениях, в гостях. Помимо накопления впечатлений, такое рисование развивает умение «видеть» действительность, подмечать характерные особенности предметов, явлений.
Сегодня мы с вами будем выполнять наброски фигуры человека с натуры в положении «сидя».
Учитель: Давайте посмотрим наброски известных мастеров: И. Е. Репина <рисунок 1, 2> и В. А. Серова <рисунок 3, 4>.
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Рисунок 3 | Рисунок 4 |
Учитель: Ребята, а какими художественными материалами можно выполнять наброски? (Возможные ответы: карандашом, углем, акварелью, гуашью, пером, тушью, фломастером.)
Чтобы правильно выполнить рисунок нам с вами необходимо провести анализ конструктивно-анатомического строения натуры и пропорциональных отношений частей тела. Нам помогут методические таблицы:
Динамическая модель | Каркас фигуры |
1) Учитель приглашает одного из учеников (мальчика) в качестве модели для позирования.
Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка. К туловищу с помощью плечевого пояса присоединяются кости рук. С помощью тазового пояса к туловищу присоединяется скелет ног, состоящий из бедра, голени и стопы.
При определении пропорций используют единицу меры, равной высоте головы. В нашем случае голова укладывается во всей фигуре приблизительно 6-7 раз.
2) Учитель демонстрирует последовательность выполнения рисунка фигуры.
Педагогический рисунок Ильин С. В.
Учитель: Определяю общее расположение на плоскости листа бумаги. Провожу линию, определяющую движение фигуры, ее характер. На ней отмечаю основные пропорциональные отношения головы, шеи, груди, таза, рук, ног. Далее прорисовываю очертания всех основных частей фигуры школьника.
3) Учащиеся выполняют два наброска с фигуры мальчика. Во время выполнения учащимися рисунка подхожу к рабочим местам для помощи. Осуществляю контроль за правильностью ведения рисунка <рисунок 5, 6>.
Рисунок 5
Рисунок 6
4) Обсуждение выполненных рисунков. Отмечаем наиболее выразительные, точные рисунки. Уделяем внимание недостаткам, погрешностям. Учитель дает пожелания и рекомендации ученикам относительно ведения работы над наброском <рисунок 7, 8, 9, 10>.
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
5) Дома выполнить наброски с натуры родственников, изучить пропорции фигуры человека.
Этапы урока | Что делают | |
Учитель | Ученики | |
1 | Объясняет материал, задает вопросы. | Внимательно слушают, отвечают на вопросы. |
2 | Выполняет набросок с натуры. Комментирует свои действия. | Внимательно смотрят и слушают. |
3 | Осуществляет контроль, помогает учащимся. | Изобразительная деятельность. |
4 | Проводит анализ выполненных работ вместе с учащимися. | Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы. |
5 | Поясняет домашнее задание. | Записывают в дневник. |
При подготовке урока был использован материал учебника «Изобразительное искусство 6 кл.» автор Ломов С. П.; «Рисунок. Наброски и зарисовки» автор Кузин В. С.
Наброски людей карандашом 🥝 в разных позах поэтапно
Сегодня вы познакомитесь с некоторыми советами, как рисовать наброски людей карандашом. Существует множество способов делать это правильно. Здесь вы узнаете некоторые способы такой техники, которые помогут вам полюбить процесс рисования набросков. Увидите выполнение нескольких набросков, являющихся просто способом для обучения хорошему и правильному рисованию. Такое обучение даст старт тем, кто хочет обучаться на художественных факультетах.
Содержание материала
Инструменты и материалы
- Лист ватмана – 4-5 шт.
- Простой карандаш –1 шт.
- Уголь для рисования – 1 шт.
Поэтапное обучение рисованию набросков фигуры человека
Люди, которые любят рисовать, не всегда знают и понимают, как важно научиться делать на бумаге наброски фигуры человека карандашом. Существуют разные способы рисования набросков, одни из них могут нравиться больше, другие меньше, просто нужно уметь извлекать из этого максимальную пользу. Рисовать наброски просто для галочки не стоит.
Между набросками в первые дни обучения и последними из них видна существенная разница. Она заключается в следующем:
- Понимание того, с какой целью делаешь зарисовки.
- Правильность выбора материала для рисования.
- Не использовать линию бездумно.
- От цели, которую ставите перед собой зависит материал, который выберите. Две самые частые цели – лучше понять анатомию или пропорцию фигуры человека. Разница между ними в том, что анатомия – это мускулы тела, изгибы, повороты, а пропорции – соотношение между отдельными частями тела. Для полного понимания анатомию нужно прежде всего изучить, чтобы иметь в голове основные ее принципы. Не обязательно изучать полностью всю анатомию скелета, достаточно пройтись по самым главным частям.
- После того, как вы будете знать основы анатомии и начнете рисовать, не следует делать срисовки с полностью одетых людей. Срисовка может производиться с полностью раздетых или пребывающих в нижнем белье людей.
- Самое важное, когда делаешь наброски фигуры человека для изучения анатомии – не ходить по контуру, а рисовать сквозь, проходя по внутреннему строению, не обводить формы, а ходить по ним и вокруг них.
- Чтобы знать пропорции, нужно найти способ, удобный лично для вас. Одни начинают наброски человека с фигуры из палочек, другие начинают с теней, но вам будет легче делать рисунок за счет округления форм.
- Люди состоят из множества округлых форм, и такой подход эффективен при рисовании сложных ракурсов, например, мужчина, стоящий на одном колене и опирающийся на одну руку, будет выглядеть правдоподобно, если его нарисовать именно округлыми линиями.
- Самое главное для начинающих рисовальщиков знать, зачем вы будете рисовать наброски человека, чему вы хотите научиться, тогда способ придет сам собой.
- Немаловажное значение имеет и материал, который вы будете использовать. Он зависит от линии, которая вам нужна, а линия зависит опять же от поставленной цели.
- Рисуя обыкновенной ручкой, очень сложно показать толщину или интенсивность линии. Но ручкой можно сделать рисунок спящих детей, где выделить голову ребенка (такой рисунок вы увидите в видео ниже).
- Если вы хотите почувствовать динамику поз, направление движения, то можно применить кисть или уголь.
- Когда фокусируетесь на тоне и штриховке, используйте твердый карандаш, а когда хотите изобразить динамику движения или анатомию – мягкую пастель или уголь.
- Когда материал выбран, линия – ваш инструмент. Она может быть тонкой, толстой, мягкой, твердой, средней. Необходимы время и практика, прежде чем вы сможете использовать материал максимально продуктивно: как его держать правильно, как его заточить и т. д. Это поможет вам получать удовлетворение и полюбить конечный результат, независимо от того рисуете вы сидящего человека, делаете ли эскиз в полный его рост, просто делаете наброски карандашом разных поз человечков.
- Выполнять наброски человека карандашом нужно продумано. Толщину линий используем для того, чтобы показать контур, расположение в пространстве и даже освещение.
- Чтобы показать контраст в рисунке, те части тела, которые ближе, нужно рисовать насыщенными линиями, а те, которые отдалены, рисуют слабыми линиями.
- Линия может отобразить освещение. Линия проходящая близко к блику может стать совсем незаметной, а в темных участках выезжать за пределы.
- Линия не должна быть однотонной, она может прыгать с одной стороны на другую, менять насыщенность.
- Просто думайте во время рисования, какую сделать линию и почему.
- Меньше стирайте. Чем что-то переделывать, лучше начните новый набросок.
- Доверяйте себе, используйте длинные, уверенные, быстрые линии, не делайте из линий штриховку, хотя это иногда очень сложно. Это приходит с практикой, и может стать вашей сильной стороной.
- Чтобы научиться рисовать наброски человека карандашом, не бойтесь делать рисунки быстро, ставьте таймер на 3-5 минут. Со временем вы привыкнете, это поможет вам рисовать легко, динамичнее.
Видео
Этот видеоматериал поможет вам разобраться, какими способами лучше освоить наброски людей карандашом. Узнаете, какие линии можно использовать, чтобы лучше нарисовать фигуру человека, какие материалы больше подходят для таких эскизов.
Загрузка…Каждому начинающему художнику или просто любителю рисования интересно знать все тонкости того, как выполняются наброски карандашом фигуры человека, углем или же просто ручкой. Познакомившись с этими материалами, вы сможете научиться таким способам. Расскажите в комментариях, помогли ли вам данные выше советы и правила делать своими руками наброски людей в разных позах? Какие трудности возникли? Какие новые тонкости вы узнали?
набросков иллюстрации сидящего человека. Изображение человека
Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим спонсорам в качестве стимула для борьбы с COVID-19
Другие стоковые иллюстрации
Контурные рисунки каракулей сидящего мужчины с портфелем и стоящей женщины около
Наброски векторные иллюстрации Фигура сидящего мужчины с книгой в руках
Векторная линейная иллюстрация сидящего мужчины.
Силуэт сидящего мужчины, играющего на флейте
Мужчина сидит силуэт эмблема значок
Мужчина сидит в одиночестве под деревом на горе на закате
Человек, работающий писать наброски цветными значками. Элемент иллюстрации офисной жизни. Значок коллекции знаков и символов для веб-сайтов,
Мультяшные пожилые мужчина и женщина, попеременно выполняющие жим гантелей сидя
Человек, сидящий в кресле в гостиной рядом с елкой, комикс, карикатура, карикатура, иллюстрация
Люди сидят и читают книги
Значок тонкой линии на рабочем месте.Бизнесмен, работающий за столом с пиктограммой стиля наброски книг на белом фоне
Мужчина по мобильному телефону
Сидящий человек. плоский векторный icon
Иконка компьютерный стол, стиль контура
.типов контуров // Лаборатория письма Purdue
Эта страница предоставлена вам OWL в Университете Пердью. При печати этой страницы вы должны включить полное юридическое уведомление.
Авторские права © 1995-2018, Лаборатория письма и СОВ при Университете Пердью и Пердью. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, воспроизводить, транслировать, переписывать или распространять без разрешения. Использование этого сайта означает принятие наших условий добросовестного использования.
Типы контуров и образцов
Буквенно-цифровые контуры
Это наиболее распространенный тип контура, который обычно легко узнается большинством людей.Форматирование следует за этими символами в следующем порядке:
- Римские цифры
- Прописные буквы
- Арабские цифры
- Строчные буквы
Если контур необходимо разделить за пределы этих разделов, используйте арабские цифры в круглых скобках, а затем строчные буквы в скобках. Выберите PDF-файл «Образцы схем» в блоке мультимедиа выше, чтобы загрузить образец этой схемы.
Образец PDF в Media Box выше — это пример схемы, которую студент может создать перед написанием эссе.Чтобы систематизировать свои мысли и убедиться, что она не забыла ни одного ключевого момента, на котором хочет остановиться, она создает план как основу для своего эссе.
Какое задание?
Ваш преподаватель просит класс написать разъяснительное (пояснительное) эссе о типичных шагах, которые должен выполнить ученик старшей школы, чтобы подать заявление в колледж.
Какова цель этого эссе?
Чтобы объяснить процесс подачи заявки в колледж
Кто является целевой аудиторией этого эссе?
Старшеклассники, собирающиеся поступить в колледж, и их родители
Что представляет собой тезис эссе?
При подаче заявления в колледж студент следует определенному процессу, который включает в себя выбор подходящей школы и подготовку материалов для поступления.
Полный текст предложений
Формат полной схемы предложения по сути такой же, как и буквенно-цифровой схемы. Основное отличие (как следует из названия) заключается в том, что на каждом уровне схемы требуются полные предложения. Этот план чаще всего используется при подготовке традиционного эссе. Выберите PDF-файл «Образцы схем» в блоке мультимедиа выше, чтобы загрузить образец этой схемы.
Десятичные контуры
Десятичный контур похож по формату на буквенно-цифровой.Дополнительным преимуществом является система десятичной записи, которая ясно показывает, как каждый уровень схемы соотносится с большим целым. Выберите PDF-файл «Образцы схем» в блоке мультимедиа выше, чтобы загрузить образец этой схемы.
.Outline Components // Purdue Writing Lab
Эта страница предоставлена вам OWL в Университете Пердью. При печати этой страницы вы должны включить полное юридическое уведомление.
Авторские права © 1995-2018, Лаборатория письма и СОВ при Университете Пердью и Пердью. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, воспроизводить, транслировать, переписывать или распространять без разрешения. Использование этого сайта означает принятие наших условий добросовестного использования.
Четыре основных компонента эффективных контуров
Резюме:
Этот ресурс описывает, почему схемы полезны, какие типы схем существуют, предложения по разработке эффективных схем и как схемы могут быть использованы в качестве изобретательской стратегии для письма.
В идеале, вы должны следовать четырем представленным здесь советам, чтобы создать эффективный план. При создании схемы темы следуйте этим двум правилам использования заглавных букв: для заголовков первого уровня представляйте информацию, используя только заглавные буквы; а для второстепенных и третичных предметов используйте прописные и строчные буквы. Примеры взяты из раздаточного материала «Образец схемы».
Параллелизм — как этого добиться?
Каждый заголовок и подзаголовок должны сохранять параллельную структуру.Если первый заголовок — это глагол, второй заголовок должен быть глаголом. Пример:
- ВЫБЕРИТЕ ЖЕЛАЕМЫЙ КОЛЛЕДЖ
- ПОДГОТОВЬТЕ ЗАЯВКУ
(«Выбрать» и «Подготовить» — глаголы. Настоящее время глагола обычно является предпочтительной формой для набросков.)
Координация — Как мне этого добиться?
Вся информация, содержащаяся в заголовке 1, должна иметь то же значение, что и информация, содержащаяся в заголовке 2. То же самое касается подзаголовков (которые должны быть менее значимыми, чем заголовки).Пример:
- ПОСЕЩЕНИЕ И ОЦЕНКА КАМПУСОВ КОЛЛЕДЖЕЙ
- ПОСЕТИТЬ И ОЦЕНИТЬ ВЕБ-САЙТЫ КОЛЛЕДЖА
- Обратите внимание на важную статистику
- Ищите интересные классы
(Посещения кампуса и веб-сайтов одинаково важны. Они являются частью основных задач, которые вам необходимо выполнить. Поиск статистики и классов, найденных на веб-сайтах колледжей, является частью процесса, участвующего в выполнении основных тем заголовков.)
Подчинение — Как мне этого добиться?
Информация в заголовках должна быть более общей, а информация в подзаголовках — более конкретной.Пример:
- ОПИШИТЕ ВЛИЯЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА В СВОЕЙ ЖИЗНИ
- Любимый учитель средней школы
- Дедушка и бабушка
(Любимый учитель, бабушка и дедушка — это конкретные примеры из обобщенной категории влиятельных людей в вашей жизни.)
Подразделение— Как мне это сделать?
Каждый заголовок должен быть разделен на 2 или более частей. Пример:
- ОБЩЕЕ РЕЗЮМЕ
- Список соответствующих курсовых работ
- Перечислить стаж работы
- Список волонтерского опыта
(Заголовок «Составить резюме» разделен на 3 части.)
Технически, количество подразделов для ваших заголовков не ограничено; однако, если вам кажется, что их много, может быть полезно посмотреть, можно ли объединить некоторые части.
.