Макошь, Мифы древних Славян
Макошь — великая богиня. Она обладает тайной Прави, тайной Коло Сварога. Ее велениям подчиняются и боги, и люди.
Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити судеб.
Она нити прядет,в клубок сматывает,не простые нити — волшебные.Из тех нитей сплетаетсянаша жизнь -от завязки— рожденьяи до конца,до последней развязки-смерти. «Книга Коляды», 1 в
Макошь — Небесная Мать, Небесный Закон, Правь. Третий лик Бога. Первый лик — Отец, Второй — Сын, третий — Мать. Ибо Мать — это и есть Дух Бога, приводящий в движение Мир. Именно Мать дает жизнь Сыну. И это значит — Мир изменяется, после Отца является Сын, потом Сын Сам становится Отцом и вновь рождает Сына.
Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути. Она дает и свободу выбора между добром и злом, где добро — суть следование пути Прави, а зло — отклонение от него. Тех, кто уходит в сторону, губит себя и свою душу — Макошь карает нещадно. Они вновь воплощаются на земле, но уже не людьми.
Макошь — женщина, и потому изменчива — может принести и радость и горе. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи — Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его.
Но если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой — мол. Кривая вывезет, то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи — Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча — туда, где ужи причитают над могилами Карна с Желею.
Богиня Макошь входила в дохристианский пантеон Владимира. Она упоминается во всех поучениях против язычества IХ-ХIV веков. Ее часто принимали за богиню прядения, так как этнографические записи XIX века сохранили легенды о том, как «Мокуша обходит дома и беспокоит прядущие женщин». В русских деревнях сохранился обычай не оставлять кудель после работы, иначе «Мокуша спрядет». Существовало поверье: «Если пряхи дремлют, а веретено их вертится, то говорят, что за них пряла Мокуша».
В «Слове об идолах» сохранилась запись о богине Макоши: «…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве, Перуну. Хърсу…» Здесь же она сравнивается с Гекатою — греческой богиней благосостояния: «Мажють Екатию богыню, сию же деву творять и Макошь чтуть…». От Макоши зависела судьба: какой жребий «кошь» тебе выпадет. Ее образ вытеснялся Параскевой Пятницей, Марией Богородицей.
На море-Океане, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь, на том камне светлица, в той светлице красна девица Матерь Божия с двумя сестрицами, они прядут и сучат шелкову кудельку.
Из русских заговоров
Жила была женщина… называлась Счастьем и сотворена была, как бысть живому человеку. Только в двух местах видимая проруха: спина не сгибалась и был у ней один глаз, да и тот на темена кверху видит, а руками хватает зря. . (Она ходит и ищет свое пропавшее дитя) Схватит самого ледащего, глупого, что и денег считать не умеет.. начнет вздымать, чтобы посмотреть в лицо: оно ли доподлинно? Вздымет выше головы, взглянет с темени одним глазом да и бросит из рук, не жалеючи, прямо оземь: иной изживается, иной зашибается и помирает. Нет, не оно!
Из притчи старика-раскольника.
Русская правда. Язычество – наш «золотой век» — Лев Прозоров 📕
Макошь
На море-океане, на острове
Буяне лежит бел-горюч камень
Алатырь, на том камне светлица,
в той светлице красная девица
Матерь Божия с двумя сестрицами,
они прядут и сучат шелковую кудельку…
Заговор
Макошь (Мокошь, Макешь, Мокуша и пр.) – единственная Богиня киевского Пятибожия – из чего, понятное дело, отнюдь не следует, что она была единственной Богиней русов и славян. Она упоминается во множестве поучений, обличительных «Слов», житиях, исповедных вопросах. Эта Богиня упоминается в поучениях против Язычества обычно вместе с «вилами» – теми самыми стихийными девами, о которых мы говорили в начале книги. Иногда ее называют «Мокошь-Дива», что сходно с индуистским «Дэви», а равно и с названием последней из пяти частей Уэльса – Диведом. В поучениях и «словах» Мокошь сравнивают с суровой Гекатой, идолы которой (весьма, к слову сказать, напоминающие гневные формы индуистской Дэви) вымазаны жертвенной кровью. Суровый характер Богини подтверждается также и засвидетельствованной еще Далем поговоркой – «Бог не Макешь [62] , чем-нибудь да потешит». Под «Богом» здесь скорее всего уже подразумевается милосердный «Господь» христиан, в противоположность «Макеши»-Мокоши, от которой ждать милостей неразумно. На месте капища Мокоши стоит, по всей видимости, Мокошинский монастырь в Черниговской области (как Перыньская обитель в Новгородчине – на месте капища Громовержца). Названия Мокош, Мокошницы, Мокошин верх известны в Польше, Чехии, у полабских славян – Мукуш, Мукеш, лужицкое Мокошице. В Пскове жил тиун-управитель Хлоптун Мокуша. Словенцам известна сказка о колдунье по имени Мокошка. Еще в XVI столетии в исповедальниках, так называемых «худых номоканунцах», исповедникам предписывалось задавать «духовным дочерям» вопрос: «Не ходила ли еси к Мокуше?» Любопытно, что этот вопрос должен был задаваться среди запретов на всякого рода гадания – «Мокуша»-Мокошь, очевидно, почиталась способной предвещать будущее. Б.А. Рыбаков в этой связи указывает на мелькающее в обличениях Языческих суеверий словцо «кошь» или «къшь», упоминающееся рядом с верой в сны («сносудец»), предопределение («усрячу», Сречу). В одном таком списке вместо «кошь» написано Мокошь. Рыбаков обращается к работам И.И. Срезневского. По-древнерусски «къшь» – жребий, «къшение» или «кошение» – жеребьевка, «кошитися» – метать жребий, наконец, «прокъшити» – победить в жеребьевке (было даже славянское имя Прокош). С другой стороны, Рыбаков обращает внимание на такие слова, как «кошьница», «кошель», «кошуля» – емкости для зерна и хлеба. В связи с этим Борис Александрович предполагал, что имя Богини может быть истолковано как «Ма(ть) судьбы, жребия, участи» или же «Мать коробов, мать урожая». То есть Макошь становилась Богиней судьбы и плодородия. Вместе с тем он допускал и толкование от «мокнуть, мокрый» – сравним: «Мать Сыра Земля». Созвездие Водолея в древней Руси называлось Мокрошь или Мокрешь, моравский историк XVIII века Стржедовский упоминает божество Макосла, связанное с водой, «мокридами» на русском Севере называли обряд, когда в почитаемый колодец бросали пряжу, кудель, что выводит нас на третье истолкование имени русской Богини. В литовском языке есть слова makstiti – «плести», meksti – «вязать», maks – «торба, мошна» (мы опять возвращаемся к кошулям и кошелям Рыбакова). Из этих и других слов языковеды-лингвисты восстанавливают предполагаемое праславянское слово mokos – прядение. Это напоминает о Мокуше – странноватом существе из быличек и поговорок русского Севера, с большой головой и руками, очень любящее прясть – когда в ночной темноте в спящем доме слышалось жужжуние вращающегося веретена, говорили – «Мокуша прядет». Ей же приписывалась «стрижка» вытертой овцами шерсти (видимо, чтобы прясть из нее). Чтоб не вынуждать Мокушу к таким действиям, ей оставляли что-то вроде жертвы – после стрижки овец оставляли для нее клок шерсти в ножницах. Ленивой девке насмешливо говорили: «Спи, Мокуша пряжу спрядет за тебя». Звучала поговорка угрожающе – оставленная ленивой пряхой прялка со спутанной куделью – «Мокуша опряла!» – считалась недобрым знаком. Мокуша напоминает какого-то мелкого домашнего духа, вроде новгородской мокрухи или общерусских мары, кикиморы [63] . Но есть и черты, делающие ее крупнее, – в великий пост Макуша обходит избы, наблюдая за поведением хозяек. Тут это уже не мелкая нелюдь, склонная к столь же мелким проказам, а существо, охраняющее порядок – да к тому же одно на все избы, что автоматически повышает ее в наших глазах. Явилась ли севернорусская Мокуша формой вырождения культа древнерусской Мокоши, или изначально существовала параллельно с нею, неясно. Для нас важнее именно та черта, которую севернорусская Мокуша добавляет в облик своей великой «тезки». Мокошь/Макошь – пряха. А пряха в мифологии существо более чем почтенное. Она воплощает ни много ни мало – Судьбу, высшее понятие любой Языческой мифологии. В Ведах с прядением или тканьем сравнивали само творение мироздания. «Да продлится пряжа!» – восклицает ведический певец-риши, подразумевая – да не прервется род. В мифах и легендах Эллады судьбу пряли мойры (буквально – часть, доля, сравни «къшь» и славянское мифическое существо, олицетворение личной судьбы – Доля) или, как их еще называли, парки. В гомеровской «Илиаде» говорится: «После претерпит он все, что ему непреклонная Участь (мойра. – Л.П.) с первого дня, как рождался от матери, выпряла с нитью», «такую, знать, долю суровая Парка выпряла нашему сыну, как я несчастливца родила». В «Одиссее»: «Пусть испытает все то, что судьба и могучие Парки в нить бытия роковую вплели для него при рожденье». А вот как обстояло дело у скандинавов:
Ночь была в доме,
Норны явились
Судьбу предрекать
Властителю юному,
Судили, что будет он прославлен,
Лучшим из конунгов прозван будет;
Так нить судьбы пряли усердно,
Что содрогались в Бралюнде стены.
(Старшая Эдда, Первая песнь о Хельге)
Кроме норн, судьбу пряла, очевидно, и супруга верховного Бога скандинавов Фригг, изображавшаяся на стене Шлезвигской церкви верхом на прялке. На фрисландских пряничных досках изображалась увенчанная полумесяцем Богиня у прялки. У литовцев судьбу человека выпрядала – тоже на прялке! – Богиня Верпея.
Огромным почетом окружали прядение и связанные с ним вещи и понятия на Руси. Резной узор, покрывавший прялку, включал и «Громовые колеса» с шестью спицами, и солнечные символы, и воплощающие землю квадраты и ромбы – короче говоря, тут был весь мир, от недр, обозначенных изображением змея или некоего драконоподобного существа в основании лопасти, до космических высот с символами светил и грома. Форму и узоры (и даже технику резьбы) севернорусских прялок полностью повторяют традиционные надгробья Украины и Югославии, каменные надгробья Московского Кремля XIII–XIV веков. Сербский епископ Павел Ненадович в 1743 году запретил устанавливать на могилах увенчанные «преслицом» (прялкой) столбы и шесты, повелев ставить вместо них кресты. Любопытно, что, с одной стороны, на русском Севере в ходе обрядового святочного «озорства» парни отбирали прялки у девушек и относили их… на кладбище, где могли поставить на могилу или даже побросать в вырытую для погребения яму. С другой стороны, согласно свидетельству Геродота, в Греции существовал обычай, по которому на острове Делос девушки перед свадьбой наматывали отрезанную прядь волос на прялку и возлагали ее на могилу основательниц главного Делосского культа – культа Аполлона Гиперборейского – дев из Гипербореи – то есть с далекого севера Европы. Поскольку прялки устанавливали на могилах перед тем, как там стали устанавливать кресты – стало быть, и изображения на прялках значили для язычников не меньше, чем крест для приверженцев новой религии. Но самой мощной и глубокой по своему Языческому символизму является прялка с русского Севера XIX века, в свое время описанная Б.А. Рыбаковым. Широко известно (его фотографию часто помещают в книгах по русскому Язычеству, начиная с «Язычества древних славян» самого Бориса Александровича) ее донце в виде полуфигуры лежащего на спине мужчины с усами и бородою. Руки его сложены на груди, как у покойника. Однако глаза широко открыты, а из открытого рта с оскаленными зубами выходит лопасть прялки, узор на которой – напоминаю – является символическим изображением мироздания. На месте полового органа лежащего на донце вырезано громовое колесо. Именно на нем должна была сидеть пряха [64] . Эта композиция очень напоминает изображения Великой Богини-Матери Дэви в Индии, где Она стоит или сидит на теле Своего супруга Шивы, иногда имеющего вид «шавы» – покойника, но со стоящим мужским органом-лингамом. Вот совершенно так же пряха на русском Севере восседала на теле «покойника» с громовым знаком на месте мужского органа, из уст которого исходило мироздание (кстати, и Шиву, и, еще чаще, самое Дэви в ипостасях Кали или Дурги изображают с высунутым языком). То есть прядущая уподоблялась ни много ни мало самой Великой Богине-Матери. Соответственно относились и к символике пряжи и нитки. Нить была символом жизни, судьбы. Отсюда поговорки: «Этой нитке конца не будет», «Жизнь на нитке, а думает о прибытке», «По нитке рубеж». Жизнь, как нитку, связывают с кем-то, она может стать запутанной, а может и оборваться. «Сколько нитку ни вить, а концу быть».
Мокша (Original Mix) by Knyazev (RU) на Beatport
Трек
Ссылка:
Вставить:
художников Князев (RU)
- Выпускать 2″ data-ec-creative=»Track Detail — Release» data-ec-brand=»Go On Records» data-ec-category=»Releases» data-ec-list=»Track Detail — Release» data-ec-price=»8.99″ data-ec-variant=»album» data-ec-id=»3171647″ data-ec-d1=»DJ Andrew, Johnny Correa, Nico Masset, Ceszar, Knyazev (RU)»>
- Длина 7:06
- Выпущенный 20.11.2020
- ударов в минуту 126
- Ключ майор
- Жанр Минимальные / Глубокие технологии
- Этикетка Перейти на записи
- 29″ data-ec-variant=»track» data-ec-id=»15193313″ data-ec-d1=»Cazaux, Xuacu» data-ec-d3=»Minimal / Deep Tech»>
-
Тодувж Оригинальный микс
Лидунит
29″ data-ec-variant=»track» data-ec-id=»15160529″ data-ec-d1=»Leedunit» data-ec-d3=»Minimal / Deep Tech»> Ты спишь Оригинальный микс
Князев (RU)
29″ data-ec-variant=»track» data-ec-id=»14993006″ data-ec-d1=»Lory D.Kay» data-ec-d3=»Minimal / Deep Tech»>Мирлин Оригинальный микс
Доктор Тиниеблас
Начало Оригинальный микс
Князев (RU)
29″ data-ec-variant=»track» data-ec-id=»14717705″ data-ec-d1=»HARA KARI, HOHN» data-ec-d2=»Pablo Gabriel» data-ec-d3=»Minimal / Deep Tech»>Космический корабль Оригинальный микс
Князев (RU)
29″ data-ec-variant=»track» data-ec-id=»14046767″ data-ec-d1=»Lory D.Kay» data-ec-d3=»Minimal / Deep Tech»>Забудь девушку Оригинальный микс
БОДЖ, Рокси
застенчивый непостоянный Санта:на Ремикс
Франков, 4QM
29″ data-ec-variant=»track» data-ec-id=»12839227″ data-ec-d1=»4QM» data-ec-d3=»Minimal / Deep Tech»>Мой голос Оригинальный микс
4QM
29″ data-ec-variant=»track» data-ec-id=»12552633″ data-ec-d1=»4QM» data-ec-d3=»Minimal / Deep Tech»>спокойной ночи мама Оригинальный микс
Очу Ларосс
29″ data-ec-variant=»track» data-ec-id=»12146356″ data-ec-d1=»4QM» data-ec-d3=»Minimal / Deep Tech»>Небо — это предел Оригинальный микс
Мишель Деген
г-н Операдор Оригинальный микс
Казо, Сюаку
Микрю Оригинальный микс
Лидунит
вневременной Оригинальный микс
Лори Д.Кей
Тусклый свет Оригинальный микс
Гавиньо
Сегодня вечером Пабло Габриэль Ремикс
ХАРА КАРИ, ХОН
Глубокий экспресс Оригинальный микс
Лори Д.Кей
Пока Посада Реструктуризация Ремикс
Твига, Санта: нет, Камааарон
МЛ 027 Оригинальный микс
4QM
Одиночество Оригинальный микс
4QM
4 Минимум Оригинальный микс
4QM
J-Y12000 Центральноевропейцы, ставшие мокшанскими и мишарскими татарами – миграции
Общий предок J-Y12000 (ветвь под J-M241), по оценкам, жил около 1250 лет назад, то есть в 769 году нашей эры. Подавляющее большинство ныне живущих потомков ведет свое происхождение от мишарских татар и мокшан, проживавших в Мордовии и соседних областях России.
Мокшанские девушки в национальных костюмах в Зубово-Полянском районе Мордовии. Автор Khazar_II, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6186833
Я нашел это в Интернете на форуме Anthroscape, где люди делились изображениями мишарских татар. https://www.tapatalk.com/groups/anthroscape/mishar-tatars-t32852-s15.html
Мишарский татарский диалект — один из двух татарских диалектов. Другой диалект называется казанско-татарским. Сами татарские языки являются самыми северо-западными из кыпчакских языков. Кыпчакская языковая семья достигает самого дальнего северо-запада тюркских языков, предположительно развившихся в Монголии и Китае.
Географическое распространение кыпчакских языков, красным выделено кыпчакско-булгарское. Примерное расположение Мордовии обведено желтым. Кыпчак – это ветвь тюркского языка.
Мокшанский язык относится к мордовской ветви уральской языковой семьи. Близким языком является эрзянский. Происхождение уральской языковой семьи теоретизируется как северо-центральные Уральские горы, где, как предполагается, на протоуральском языке говорили от семи до десяти тысяч лет назад.
Мокша в красном, Эрзя в синем (из мокшанской википедии)
Интересно, что Y12000 не был обнаружен у говорящих на эрзянском языке (другой мордовский язык) или у говорящих на казанских татарах (другой татарский язык). Если бы он был обнаружен в нескольких ветвях одной и той же языковой группы, можно было бы предположить, что предок Y12000 мог быть связан с этой группой. Вместо этого нет разнообразия Y12000 внутри тюркских или уральских групп. Это говорит о том, что Y12000 лишь сравнительно недавно присоединились к этим группам и не принимали участия в более древних миграциях, распространивших эти языки.
Родословные Y12000 на YFull, которые являются мокшанскими или татарскими. Татарские родословные более поздние, все они происходят от мужчин, живших между 650 и 750 годами назад.
Я думаю, показательно, что самый последний общий предок всех исключительно татарских родословных жил между 650-750 лет назад. Это время создания Золотой Ордой Мухшанского улуса на территории современной Мордовии, Пензенской и Тамбовской областей.
Существуют различные теории об этногенезе татар-мишарей, но одна из них заключается в том, что они произошли от татаризированных мокшан, принявших татарский язык и суннитскую религию своих правителей. Для этой теории Википедия цитирует М. З. Зекиева «Mişerler, Başkurtlar ve dilleri / Мишеры, башкиры и их язык».
Поскольку мокша встречается в трех последовательных базальных ветвях Y12000, Y12936 и Y12400, разумно предположить, что самым недавним общим предком могла быть культура мокши. Но поскольку общий предок Y12000 жил примерно в то же время, когда пришли доминирующие булгары, он, возможно, на самом деле был волжским булгаром, у которого было несколько сыновей от мокшанок, которые затем были воспитаны мокшанками.
Связь с булгарами объясняет отсутствие более глубоких мордовских корней у эрзян и обеспечивает жизнеспособный коридор из причерноморских каспийских степей, более доступный из того места, где в 500 г. до н.э. жил центральноевропейский предок Y12000 Y12007.
Буртас
Татарский исследователь Ирек Биккинин сообщил мне, что он считает, что буртасы были основными предками мишарских татар. Я не смог найти достоверной информации в Интернете о буртах, но он сказал мне, что когда волжские булгары вторглись, они вытеснили буртасов, которые затем переселились в Мордовию. Позже, когда прибыла Золотая Орда, буртасы объединились с ними, чтобы победить булгар, и предположительно объединились с татарами, сами являясь кипчакской тюркской группой.
Я надеюсь, что любой читающий, который может дать ссылки на исследования о буртас, сделает это в комментариях.
Миграция на Восток
Y12000 имеет 5 родословных братьев, которые происходят от человека, жившего за 500 лет до н. э. Один прослеживает его происхождение из Йоркшира, один из Баварии, два из Чехии и один смешанный чечено-английский. Если не считать чеченской, которая является новой находкой и крайне необычной, корни Y12000, по-видимому, находятся в Баварии или Чехии, которая также является центральным местом для следующих ближайших родственных групп.
Каким-то образом Y12000 мигрировал из Центральной Европы в 500 г. до н.э. в Мордовию к 769 г. н.э. Это более чем на 500 лет предшествует нашествию русских и монголов, но примерно совпадает со временем миграции булгар в этот регион.
«Они достигли Идель-Урала в восьмом веке, где стали доминирующим населением в конце девятого века, объединив другие племена разного происхождения, проживавшие в этом районе.» — (на татарском) «Болгарлар». Татарская энциклопедия . Казань: Академия наук Республики Татарстан. Учреждение Татарской энциклопедии. 2002.
Большой знак вопроса относится к миграции в период между 500 г. до н.э. и падением Старой Великой Болгарии в 665 г. н.э. Это представляет собой генетическое узкое место, при котором из каждого поколения выживал только один сын, пока они не появились в Мордовии, накопив 9 SNP.
Если Y12007, жившие в 500 г. до н.э., были кельтами, часть или вся миграция в Понтийские степи могла произойти во время кельтизации Западной Украины.
«С начала 3 — века до н.э. территория современной Украины, ранее определявшаяся скифами Северо-Причерноморских степей и эллинистическими влияниями из Причерноморья, дополнялась кельтской культурой с запада. о влиянии последнего на западную Украину свидетельствуют обширные археологические данные, указывающие на классическую схему кельтской миграции/расселения…». — https://balkancelts.wordpress.com/tag/celts-ukraine/
Еще один вектор на восток появился позже, с приходом аваров на Паннонскую равнину. Авары со славянскими союзниками позже победили Старую Великую Болгарию. Ниже цитаты из Википедии паннонских аваров.
«Авары переселяли пленников с периферии своей империи в более центральные регионы.»
«Армия аваров состояла из множества других групп: славянских, гепидских и булгарских воинских частей. Также, по-видимому, существовали полунезависимые «клиентские» (преимущественно славянские) племена, которые выполняли стратегические роли, такие как участие в диверсионных нападения и охраны западных границ аваров, примыкающих к Франкской империи».0216
«[T]здесь появляется в седьмом веке смешанная славяно-аварская материальная культура, интерпретируемая как мирные и гармоничные отношения между аварскими воинами и славянскими крестьянами. Считается возможным, что по крайней мере некоторые из вождей славянских племен могли войти в состав аварской аристократии». Помимо ассимилированных гепидов, в аварских землях обнаружено несколько могил западногерманских (каролингских) народов. Возможно, они служили наемниками».
Пока не будут найдены родственники, разделившие узкое место Y12007, недостаточно информации, чтобы отдать предпочтение одной из этих теорий из множества возможных объяснений.
Последствия монгольского нашествия
«По данным некоторых историков, более 80% населения страны погибло во время [монгольского] нашествия. Остальное население в основном переселилось в северные районы (территории современной Чувашии и Татарстана) )». — Википедия Волжская Болгария
Хотя в приведенной выше цитате нет ссылок, отмечу, что и в Чувашии, и в Татарстане есть 12000 иен.
Подводя итог, я полагаю, что живущие сегодня Y12000 могут быть потомками волжских булгар или бурта, которые впоследствии стали мокшанами и мишарскими татарами (а может быть, башкирами и чувашами, поскольку есть две выборки из этих областей).
Rus
Если дальний родственник когда-либо будет найден в восточнославянских популяциях, мы, вероятно, должны скорее предположить, что Y12000 изначально был восточным славянином. Хотя, поскольку Y12007 не был найден в Скандинавии, это мог быть восточный славянин неваряжского русского происхождения по отцовской линии.
«Волжская Булгария была многонациональным государством с большим количеством тюркских булгар и башкир, различных финских и угорских народов и многих восточных славян.» — Средневековая история Нового Кембриджа. МакКиттерик, Розамонд. Кембридж [Англия]: Издательство Кембриджского университета. 1995–2005 гг. ISBN 9781139055727 . OCLC 697957877.
«К IX веку отряды Варяжской Руси, создав мощную торгово-воинскую систему, начали прощупывать на юг водные пути, контролируемые хазарами и их протекторатом, волжскими болгарами, частично в погоне за Арабское серебро, которое текло на север для накопления через Хазарско-Волжско-Булгарские торговые зоны, частично для торговли мехами и изделиями из железа». — Хазары
Хазары
Я не рассматривал хазар как возможное происхождение, потому что эта гаплогруппа встречается только на очень небольшой территории Хазарской империи, которая простиралась от Киева до Кавказа. Уцелевший анклав волжских болгар, потерпевших поражение в другом месте, кажется лучшим объяснением.
Татары
Стоит отметить, что у некоторых мишарских татар этой группы есть генеалогия, восходящая к князю Янглычу. Родство с князем Янглычем подтверждается ДНК, потому что многие из производных фамилий также являются Y12000 положительными.
В царской грамоте 1580 года князь Янглыч был назван князем мордвы Кадомской и Стялдемской.
Согласно их документальному следу, его отцом был князь Бедиш, основатель Мурза и князей Бедишевых. Согласно более поздним родословным, его отцом был князь Мамат Золотой Орды, основатель Мурза и князей Маматовых.
Однако генетическая связь с татарами, которые должны были прибыть в 1300-е годы, не подтверждается существованием трех линий Y12000 с последним общим предком, который жил примерно в 769 году.н.э. в Мордовии/Пензе. Интерпретация того, что эти три линии были занесены совместно переселившимися татарами из Средней Азии, которые жили друг с другом в течение 400-500 лет, прежде чем вместе прибыли в Мордовию, не дав по пути никаких других линий, не является самым простым объяснением.