Skip to content
Меню
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Рисование
  • Советы начинающим
  • Как рисовать
  • Карандашом
  • Поэтапно
  • Уроки
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ
Главная » Разное » Миру мир детский рисунок: Картинки мы за мир (56 фото)

Миру мир детский рисунок: Картинки мы за мир (56 фото)

Posted on 06.05.202313.02.2023

Содержание

  • «Детский рисунок ключ к внутреннему миру ребенка» | Консультация:
  • § 1. Детский рисунок как продукт художественного творчества
  • Переосмысление мира МИРА
  • «Мы за мир»: выставка детских рисунков

«Детский рисунок ключ к внутреннему миру ребенка» | Консультация:

Консультация для родителей

Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка

Все дети без исключения любят рисовать. Рисуют дети то, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают. Поэтому любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отражающим внутренний мир и переживания ребенка.

Рисунок, который появляется на листке бумаги, под рукой юного творца отображает его природное стремление выражать «себя» и свой внутренний мир во внешнем мире. Понаблюдайте за тем, насколько ваш рисующий ребенок увлечен тем, что делает. Он уходит всем своим существом в то, что делает. Он в этот момент сконцентрирован на все 100% на самом процессе. Его детская творческая энергия направлена на лист бумаги. И он не замечает несовершенств, которые  нам взрослым очевидны. Мы смотрим на рисунок ребенка критически, а сам ребенок – нет. Он радуется самому творению, он и лист бумаги – одно целое. Ребенок еще не разделен со своим творениями, он живет тем, что делает. Попробуйте позвать ребенка к столу в тот момент, когда он творит, и вы поймете, чем ребенок отличается от взрослого. Ребенок играет в игру, и он весь в этой игре. Он увлечен, и вырвать его из-за какой-то мелочи (например, обедать) бывает нелегко. При этом ребенку нет нужды в совершенных игрушках, или совершенных красках, карандашах. Он творит из всего, что у него есть под руками. Вы наблюдали за тем, как ребенок рисует по песку? Вы же знаете, что ребенку важно рисовать, и при этом сгодятся и обои в вашей спальне! Он творит! Он выражает свое творческое начало, и ему неважно на определенном этапе, кто оценит его труд! Потом, если критиков будет много его творчеству, он закроется, он наработает тысячу комплексов, с которыми пойдет во взрослую жизнь. Но до того как взрослые критики, успеют насадить в его чистое сознание «как правильно» и «как неправильно», он, творя, летает на крыльях радостного удовольствия самим процессом. И очень важно взрослым не мешать ребенку. Важно помочь раскрыться ему еще больше, еще эмоциональнее выражать себя на листке бумаги. Потому что, если ребенок освоит в детском возрасте, вкус                                                

творчества и концентрации на том, что он делает, вкус к сосредоточению, то и во взрослой жизни он будет парить на крыльях самого процесса  творения своей жизни. Ребенок творит свой мир на бумаге, и через игры. Взрослый творит свой мир через взрослые игры и «взрослые» рисования на холсте реальности своими мыслями и эмоциями.

Помогите ребенку расти! Как? Не мешаете ему творить свой мир. Его внутренняя система руководства подсказывает ему как ему жить. Ваша задача, как взрослого, помочь ему раскрыться, словно бутон раскрывается в цветок. Внутри бутона уже есть сам цветок, только бутон еще не раскрыл потенциал красоты цветка. Так и ваш ребенок, он как бутон в себе содержит весь потенциала Человека с большой буквы. И, если ему не мешать своими взрослыми «ограничениями» и страхами, он достигнет наивысшего потенциала в своей жизни. Рисунок помогает ему осваивать такие процессы, как сосредоточение и концентрация на реальности жизни, которые так не хватает взрослому человеку.

Очень часто родители критикуют качество детского рисунка: «не похоже», «криво», «так не бывает» — вместо того чтобы подумать над бесценной информацией, которую несет любой детский рисунок. Дело в том, что дети не обладают способностью излагать сложные эмоции словами. Если малыш чего-то боится, он говорит: «Мне страшно», а если он испытывает горечь от несправедливости, чувство вины, ощущение ненужности и тому подобные эмоции, он просто плачет. И вы хоть на уши встаньте, но не добьетесь от него, ни слова по этому поводу. Но если вы дадите лист бумаги и попросите что-нибудь нарисовать, то, вполне возможно, получите ответ на вопрос.

Итак, ваш ребенок нарисовал рисунок. Сосредоточьтесь на сюжете. Дети рисуют то, что их волнует. Если ребенок рисует героев своих любимых книг или фильмов — замечательно. Это его первое предпочтение, привязанность. Такие дети легко увлекаемы, и это можно использовать в обучении.

Если в рисунках много животных — это может говорить о чувствительности и ранимости. Дети часто отождествляют себя со зверями. По тому, какое

настроение у животного на картинке, можно судить о душевном комфорте малыша.

Технику рисуют мальчишки. И это совершенно нормально. Рисунки сражений могут говорить о том, что ребенок выплескивает свою природную мужскую агрессию. А вот сцены убийств, насилия и катастроф скорее расскажут о страхах ребенка. Если сюжет повторяется довольно часто, то страх может быть стойким и надо посоветоваться с психологом. Если же эпизодический, после просмотра боевика или криминального сюжета из новостей, — это вполне естественное проявление тревожности.

Обратите внимание на цвета. Психически здоровый ребенок использует яркую гамму и по назначению: солнце желтое, небо синее, трава зеленая. Если превалирует красный, мы можем сказать, что ребенок очень активный, возможно, даже агрессивный. Синий — грусть, возможно, ребенок скучает по кому-то из близких. А вот черный цвет и штриховки, рвущие бумагу, могут говорить о страхе, отгороженности, подавленности. Если большинство рисунков окрашены в черное — обязательно посоветуйтесь со специалистом.

Детское рисование в своем развитии проходит несколько определенных общих этапов. Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях разных культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии «марания», «головоногов» и т.п. Рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством.

В этой связи возникает ряд вопросов. Во-первых, почему и зачем дети рисуют? Во-вторых, почему на определенном этапе изобразительная деятельность переживает бурный расцвет, а затем интерес к рисованию (также в определенном возрасте) внезапно угасает? В-третьих, чем обусловлено существование этого ограниченного во времени периода детского рисования и наличие внутри него сменяющих друг друга этапов?

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство — период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

§ 1. Детский рисунок как продукт художественного творчества

Что это такое — детское изобразительное творчество? Как, по­чему оно возникает, развивается? В чем его смысл?

Н.П.Сакулина писала, что детская изобразительная деятель­ность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогич­ной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.

Чтобы понять своеобразие развития детской изобразительной деятельности и творчества, рассмотрим сначала особенности изо­бразительной деятельности взрослых, например графической.

97

Продуктом деятельности человека могут быть письмо, чертеж, рисунок. Рисунок может иметь разное назначение. Не всякий рису­нок представляет собой художественный образ. Предназначенный для передачи информации (в атласе ботаническом, зоологическом и т.п.) рисунок должен быть точным, полным, документальным, отвечающим познавательным целям. Такой рисунок направлен в первую очередь на мысли человека, когнитивную сферу личности.

4 Г. Г. Григорьева

Художественный образ воздействует на чувства, а через них и на мысли. Он выражает отношение художника к миру людей, к природе, характер изображаемого предмета и явления.

Изобразительная деятельность детей (рисование, лепка, аппли­кация) относится к сфере изобразительного искусства. Искусство -художественное (образное) отражение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя.

Образ в изобразительном искусстве — наглядный. Окружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств (в рисунке, живописи — композиция, цвет, коло­рит, линия и др.

).

Отображая мир, художник воплощает в произведении искусст­ва свои мысли, чувства, стремления, идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира.

Главным предметом искусства являются человек, окружающая действительность.

Даже в тех случаях, когда предметом изображения является мир вещей, предметы природы (натюрморт), картины природы (пейзаж), они отражаются в связи с человеком, представлены че­рез призму его восприятия и отношения к этим явлениям.

Искусство всегда обращено к человеку, к его чувствам и мыс­лям. Такие особенности художественного образа, как конкрет­ность, индивидуальность, неповторимость, обеспечивают эмо­циональное его восприятие, а обобщенность образа — узнавае­мость, способность понимания его разными людьми.

Художественный образ, несущий в себе через внешнюю изо­бразительность чувства и мысли художника, его идеалы, устрем­ления, оценки, обязательно связан с моралью, нравственностью. Это всегда сплав эстетического и этического. Добро, зло, нена­висть, чувство долга, проблемы смысла жизни и т.д., т.е. духов­ный мир человека, этическое сознание общества представлено в эстетической форме.

Смысл искусства не только в отражении действительности, но и в стремлении к ее преобразованию, изменению, улучшению в соответствии с идеалами художника.

Воздействуя на сознание человека прежде всего через эмо­циональную сферу, через чувства, вызывая эстетическое пережи­вание, оно «проясняет» нравственные чувства и представления. Однако степень воздействия одного и того же произведения на разных людей различна, обусловлена их нравственным опытом (представлениями, убеждениями, чувствами, поведением) и спо­собностью понимать язык данного искусства. Чем выше уровень

98

развития человека в этом плане, тем большее влияние оно ока-|Ывает на него.

Процесс восприятия искусства — это одновременно и процесс Сотворчества с художником. В силу этих особенностей искусство Является своеобразной формой эмоционально-интеллектуального общения людей не только в пределах одного общества и времени, Но даже между поколениями. Поэтому главный смысл изобрази­тельной деятельности мы видим в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовно­го мира. Огромное влияние оказывает искусство на детей.

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой дет­ский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусство-Веды, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследо­ваниях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М.Бехтерева, искусствоведа А.В.Бакушинского, пе­дагогов Г.В.Лабунской, Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.С.Ко­маровой, Т.Г.Казаковой и др., психологов Е.И.Игнатьева, В.И.Кириенко, В.С.Мухиной, О.М.Дьяченко и др.

Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?

Многие достоинства рисунка заметила Е.А.Флерина. Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность вы­ражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие са­мым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в дет­ском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, исполь­зуя минимум средств, передать свое состояние. Помните, у К.И.Чуковского: «Бяка-закаляка кусачая, я тебя боюсь!»? Бла­годаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хоро­шо, почему плохо.

Во-вторых, содержательность. Рисунок даже самого малень­кого ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба… а это акула-каракула подскочила». Обра­щается к маме: «Слышишь, как рычит — сейчас съест. А это коров­ка… а это коровкина нога». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников — все, что окру­жает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.

Еще одно ценное качество детского рисунка — смелость. Ма­лыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну,

99

это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Как видим, для маленького ребенка нет ничего невоз­можного. А ведь риск, способность к риску, смелость — непремен­ное условие и характеристика творческой личности. Ребенок рас­тет и, к сожалению, на смену смелости нередко приходит излиш­няя осторожность. И взрослый ответ на предложение что-либо нарисовать слышит слова типа: «Не умею рисовать», «Не хочу, не буду, нарисуй лучше ты мне».

Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка — показа­тель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок изначально несет в себе многие лучшие черты человече­ства, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских ри­сунках почти всегда добро побеждает зло.

Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоцио­нальную реакцию и именно поэтому их можно назвать вырази­тельными.

Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается спо­собность художника посредством разнообразных приемов пере­давать человеческие эмоции, использование им в образной харак­теристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой рас­крывают сущность изображаемого явления или характера. Сте­пень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.

Выразительность детского рисунка (лепки) это посильное рас­крытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмо­ционального отношения к нему (Г. В. Лабу некая). Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?

Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Художник, хорошо владеющий техникой, способен адекватно выразить задуманное.

Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительной присутст-

№0

вует в любом виде искусства. Выразительность и грамотность исполнения в зрелом искусстве неразрывны. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность, по определе­нию Г.В.Лабунской, — это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению.

При оценке детского рисунка эти характеристики могут быть дифференцированы (Н.П.Сакулина, Г.В.Лабунская, Б.П.Юсов, В.С.Щербаков и др.). Известный художник и педагог В.С.Щер­баков писал, что в отличие от профессионального изображения, где грамотность и выразительность теснейшим образом перепле­тены, в детском творчестве выразительность может быть выделе­на как самостоятельное качество независимо от обученности ре­бенка или грамотности его изображения. Ребенок рисует челове­ка: руки — палочки, ноги — палочки, шеи не видно, но на лице сия­ет улыбка, огромные глаза распахнуты.

Случайным движением карандаша передана динамика, и девочка в платье всех цветов радуги, действительно, закружилась в танце. «Я танцую», — про­комментировала свой рисунок маленькая художница, и мы видим, чувствуем, как нравится ей танцевать. По мнению В.С.Щер­бакова, нередко при вмешательстве взрослого рисунок становится более грамотным, но утрачивает выразительность.

Н.П.Сакулина, говоря о возможностях развития изобрази­тельной стороны образа в рисунке дошкольников, поясняла: «…совершенно правильным, т.е. соответствующим натуре, изо­бражение в детском рисунке быть не может… По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма, имея в виду конечную цель изображения — приблизиться к возможно большей правдивости и полноте отражания реальной действи­тельности»1. Однако при любом, даже очень малом объеме изо­бразительных умений дети должны уметь относительно свободно выражать свои впечатления, чувства, желания. Считая эту задачу главной, Н. П.Сакулина подчеркивала, что обучение изобрази­тельным умениям является условием творческого образного вы­ражения ребенком своих впечатлений.

Итак, выразительность — качество детской художественной ра­боты, которое можно рассматривать как самостоятельное. При­менительно к детскому рисунку выразительность — качество не­стабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малы­ша, в рисунке старшего таковым не является. Например, ребенок 5 лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил ее в клеточ­ку. В отличие от 5-летнего старший дошкольник понимает, что

1Сакулипа Н. П. Рисование в дошкольном возрасте. — М., 1965. — С. 10.

101

для его любимого котенка клеточка — не украшение. Как же изо­бразить его веселым? И котенок изображен стоящим на задних лапках. Выразительность рисунков младших и старших детей не­равноценна. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобра­зительные умения становятся средством выражения замысла.

Какие средства выразительности использует ребенок в своем рисунке?

Одним из самых доступных для ребенка средств выразительно­сти является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, казалось бы, отдает предпочтение какому-то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Что это — предпочтение или равнодушие к цвету?

Ребенок-дошкольник может использовать любимый цвет ино­гда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» (Е.А.Флерина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением является применение нескольких ярких цветов сразу. Так, 5-летний ребенок под впечатлением Но­вогоднего праздника, красивой елки изобразил дерево со ство­лом, похожим на морковку, а ствол старательно раскрасил чере­дующимися полосками синего и красного цвета. Ритмичное чере­дование цветных полосок сделало рисунок ярким, праздничным, декоративным. Другой малыш (5 лет) нарисовал свою маму с во­лосами всех цветов радуги («Моя мама красивая»).

Использование своего «неподражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольника. Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок применяет цвет для пе­редачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цвета­ми малыш обычно изображает любимых героев, приятные собы­тия, а темными («грязными») — нелюбимых, злых персонажей и пе­чальные явления. В исследованиях известного психолога В.С.Му­хиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных — холодные. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окру­жающего мира цвет в детском рисунке становится более реали­стическим (по данным Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, В.С.Му­хиной и др.). Он по-прежнему остается средством выражения за­мысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Под-

102

растая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать ко­лорит разных времен года, состояния погоды и даже времени су­ток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников.

Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля — всегда чер­ная (коричневая), небо — синее, солнце — желтое (красное), трава -зеленая и т.п. То есть цвет не перестает быть выражением отно­шения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.

Н.П.Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнооб­разие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает исполь­зовать, цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реаль­ному, и «неподражателъный»1. У ребенка должно быть право вы­бора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будут выразительными. Надо учитывать при этом, что буйство красок на рисунке не все­гда выражает настроение ребенка и его замысел.

Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ.

Другое средство выразительности, используемое дошкольни­ком, — линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изо­бражает нарочито небрежной линией.

Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Малыш строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги — слева и справа. Цветочек — с одной стороны и с другой.)

Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием ги­перболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, осо­бенно значимо.

Малыш 4 лет нарисовал гостей, которые пришли на его день рождения. Это были взрослые люди, папины и мамины друзья. Ребенок нарисовал много фигур с неправдоподобно длинными

Термины введены В.С.Мухиной.

103

ногами. Малышу запомнился «лес» ног, среди которых он блуж­дал. Нелегко маленькому человечку поднимать голову вверх, что­бы видеть лица.

Композиция сюжетного рисунка также бывает очень вырази­тельной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка. Например, старший дошкольник, изображая охрану границы, выстроил в ряд солдат, ружье, пограничный столб, собаку, еще солдат, снова ружье и столб и т.д. Так близко, тесно, компактно — мышь через границу не пробежит. Ребенок сделал акцент на расположении изображений с минимальным интервалом.

Малышу очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень вырази­тельно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и рас­правив когти.

Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация, —склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов (курица с человече­ским лицом и головой, солнышко с глазами и ртом). Н.П.Саку-лина отметила, что выразительность детского рисунка многооб­разна по средствам и способам.

По мнению Е.А.Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком-дошкольником, важно видеть про­цесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые сущест­венно изменяют наше восприятие и оценку готового результата.

Иногда без учета личностных качеств дошкольника мы оце­ниваем рисунок ребенка как неграмотный и невыразительный. Но. если рассматривать его как произведение конкретного ре­бенка, можно сделать другой вывод. Приведем лишь один при­мер: ребенок среднего дошкольного возраста, не любивший и не умеющий рисовать, на занятиях обычно закрывал рукой от всех свои каракули, не давая никому взглянуть на них. «Каля-маля» -это первая реакция детей на его рисунок. Но однажды ребята получили задание: «пустить» в озеро красивых рыбок с плав­ничками и с хвостиками. А в озере жила злая щука, старая и без­зубая, скучно ей было одной. Красивыми рыбками она любова­лась, а за некрасивыми — охотилась. Дети увлеченно рисовали. В конце занятия этот малыш принес свой рисунок на общий стенд. На рисунке была красная ромашка: с овальной серединой и ле­пестками вокруг. Ребенок радостно раскрыл ладошки и, расто­пырив все пальчики, заявил: «А я вот сколько плавничков ей нарисовал. Она, знаете, как быстро уплывет от щуки?» Это было

104

подлинное творчество, подчиненное принятой ребенком моти­вации и задаче. Что особенно ценно, это был первый творческий порыв малыша.

Педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность об­разов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе ана­лиза самого рисунка. Для верного понимания ребенка, его воз­можностей в изобразительной деятельности необходимо наблю­дать и анализировать процесс создания образа, учитывать осо­бенности личности маленького художника.

Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность.

Своеобразие, неповторимость детских работ — относительно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристи­кой образа. То есть рисунок маленького ребенка может быть и неграмотен, и невыразителен, но отличаться своеобразным реше­нием задачи (рыба — ромашка).

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, — по­казатель творческого воображения. В то же время следует пом­нить, что детский рисунок при всех его достоинствах — это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мыс­ли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.

Рисунок обогащает нас пониманием, «открытием» детской ду­ши, динамикой ее роста и развития. Ребенок в рисунке рассказы­вает нам о себе и о том, что он видит и чувствует. Известные пе­дагоги В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский, Е.А.Флерина и др. обращали внимание педагогов, что детское творчество — это свое­образная самобытная сфера духовной жизни. В. А.Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве (при правильном руково­дстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети не просто перено­сят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты. Признавая необходимость обучения, Сухомлинский призывал давать простор для детской фантазии и не подгонять этот чудесный язык фантазии ребенка под язык взрослого. Известный художник и педагог Б.М.Неменский, гово­ря об искренности, непосредственности детских рисунков, совету­ет не умиляться этому, а беречь их от штампов, потому что это может стать и штампом мышления. Рисование нужно, писал он, чтобы ребенок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослого видения.

Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами обусловливает и другую особенность детского рисунка -реализм.

105

В.С.Мухина пишет: «Подлинную картину развития детского рисования можно раскрыть, лишь рассматривая его в конкретных исторических условиях жизни детей, в условиях известной систе­мы воспитания и обучения». Далее, рассуждая на эту тему, она отмечает, что у ребенка изначально нет постоянного художест­венного метода. Довольно скоро ребенок овладевает сложивши­мися в данной культуре способами изображения и в его рисунке могут быть элементы стилевых особенностей разных направле­ний. «Познание условностей, господствующих в культуре, может привести как к реалистическому способу изображения, так и к любому другому. Все определяют ориентации окружающей ре­бенка культуры»’. С этими положениями нельзя не согласиться. Взрослые люди, через общение и совместную деятельность с ко­торыми ребенок осваивает социальный опыт (приобретает зна­ния, умения, способности), безусловно, определяют содержание детского рисунка. В условиях специального обучения это тем бо­лее обусловлено взрослыми.

Однако сам ребенок тяготеет к реалистическим формам. Не случайно многие исследователи детского рисунка (В. М. Бехтерев, Е.А.Флерина, Н. П. Сакулина, В.С.Мухина и др.) отмечают его реалистическую направленность, стремление адекватно отразить предметы и явления окружающего мира. В замечательной книге А.Жуковой «Оранжевый лев» описано, как американская учи­тельница внедряла абстрактный стиль, беспредметное искусство в изобразительную деятельность американских школьников. Автор заметила, что вопреки всему дети нарисовали на заборе оранже­вого льва, очевидно так поразившего их. Она назвала это своеоб­разным протестом детей, не согласившихся с предложением учи­теля. В этом протесте «…выражена детская (человеческая) потреб­ность видеть мир таким, каков он есть, и говорить об этом мире правду»2. Возникает вопрос: не осуществляем ли мы насилие над дошкольником, не реализуем ли искусственную акселерацию (А. В. Запорожец), стимулируя в детском творчестве символиче­ские абстрактные, сюрреалистические и прочие приемы. Эти формы изображения, может быть и модные, чужды психологии ребенка. Если учесть, что дошкольный возраст сензитивен к раз­витию восприятия, наглядно-образного мышления, то только реалистический стиль детской изобразительной деятельности мо­жет обеспечить соответствующее развитие ребенка в ее условиях. Тем более что реалистический способ изображения ни в коей мере

1 Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. -М., 1981.-С. 216.

2 Жукова А. Оранжевый лев. — М., Педагогика, 1971. — С. 269.

106

не отрицает, а, наоборот, предполагает проявление творчества, а значит, и развитие индивидуальности как наиболее яркой харак­теристики личности.

Таким образом, по направленности мы относим детскую изо­бразительную деятельность к сфере реалистического искусства. По уровню возможного развития изобразительная деятельность в дошкольном возрасте в силу ограниченных психофизических воз­можностей ребенка не может быть в полной мере реалистической. Н. П. Сакулина утверждает, что по отношению к детскому рисунку можно говорить лишь о тенденциях реализма, приближении к воз­можно большей правдивости и полноте изображения. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечат­ления свободно, использовать их самостоятельно и творчески.

Переосмысление мира МИРА

6-я Ежегодная выставка стихов и искусства аутизма «Искусство аутизма». Искусство заголовка Анш Батры.

Составлено The Art of Autism в сотрудничестве с аутистами, семьей, союзниками и друзьями

Серия «Искусство аутизма» 2021 года «Мир» посвящена хорошим народам Гаити и Афганистана, а также бесчисленному количеству жизней, потерянных во всем мире из-за коронавируса, насилия с применением огнестрельного оружия, войны и геноцида. Сейчас больше, чем когда-либо, наш мир нуждается в МИРЕ и ИСЦЕЛЕНИИ.

Где бы мы ни находились на этой планете — в это самое время — каждый из нас испытывает боль, страдания и проблемы, казалось бы, превосходящие то, что мы испытали в нашей совместной жизни.

В течение большей части двух лет наше глобальное сознание, стремящееся к добру, находилось под сильным влиянием непредсказуемых полярных национальных и мировых событий. Поскольку наша земля яростно горит и грохотает, водные пути испаряются, а коронавирус опустошает народы каждой нации, кажется, что мир неуловим.

Таким образом, в этом году призыв к миру и действия во имя мира более актуальны, чем в прошлые разы в рамках нашего ежегодного проекта «Искусство и поэзия во имя мира». С нашим воображением, творчеством и осознанной верой мы видим мир, в котором каждый человек ищет покоя в повседневной жизни; где вновь проявляется доброта, проявляющаяся в наших действиях, и что вместе мы начинаем заботиться о земле, наших ресурсах и человечестве. Мы представляем себе мир, в котором мы работаем вместе, чтобы строить коллективные мечты; тот, в котором мы заботимся о потребностях всех детей и уважаем пожилых людей как наши сокровища, а разнообразие рассматривается как ключ к полноценной жизни.

Ежегодно 21 сентября во всем мире отмечается Международный день мира. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила этот день днем, посвященным укреплению идеалов мира путем соблюдения 24-часового режима ненасилия и прекращения огня.

Уже шестой год некоммерческая организация «Искусство аутизма» призывает к действиям за мир во всем мире в течение всего сентября с серией произведений искусства и стихов, собранных аутистами и их союзниками со всего мира.

Мы призываем вас помнить о своих повседневных действиях, направленных на создание мира в вашей непосредственной жизни и с окружающими вас людьми. Когда мы действуем локально, микро влияет на макро.

Искусство аутизма видит мир, в котором люди значат больше, чем власть; голоса масс уважаются; Жизни темнокожих имеют значение; Жизни ЛГБТК+ имеют значение; разнообразие раскрывается как любовь; ненависть приглушена; и надежда возникает как наша коллективная мысль.

Мы надеемся, что вам понравится серия «Мир» этого года, вы будете следить за ней и делиться ею, а также что вас вдохновит этот свет в вашей сфере.

Индивидуальные и коллективные материалы в рамках проекта этого года приобретают новое значение, становятся более актуальными, чтобы мы слушали их громче и признавали тех, кто стремился к миру, когда мир важнее всего.

Искусство Кимберли Джерри-Такер

Его глаза

Джульет Эллинджер

Его Глаза смотрят сквозь туманные окна
Но я терпеливо жду, когда солнце начнет свой день
Когда он будет готов, он увидит зорко и широко раскрытыми глазами
Открывая зрение всем, кто держит его за руку

Его Глаза смотрят сквозь запотевшие окна
И он тянется за помощью
Но я смотрю на него теплыми глазами и говорю-
«Дай мне голос направить тебя»

Но его глаза не видят тумана
Мои глаза затуманены
Он показывает мне, где свет все еще мерцает, хотя и отбрасывается тенями
Углы, когда-то скрытые, теперь предстают в великолепии радужной призмы

Его Глаза смотрят сквозь туманные окна
Его Глаза излучают свет, когда я вижу только тьму
Его Глаза любят всех, независимо от вероисповедания и цвета кожи
Его Глаза — моя ясность

Навнит Кулкарни

Я строю свою карьеру как автор
Служить людям с духовными Знаниями
Помощь воспитанникам детского дома пожертвованиями из моего заработка
Молодежь – опора страны
Моя история призывает молодежь выступить вперед
Взявшись за руки в этих Добрых делах.

Быть особенным значит не нормальным, а очень уникальным.
Я думаю и чувствую по-другому.
Это не значит, что я инвалид. и это очень особенно
Что и как обрабатывает мой разум

Иногда вам может понадобиться подумать дважды
Чтобы помочь им понять, что я говорю
Это мой способ построения предложений и выражений
Я мечтатель
Я говорю своим умом
Я более проницателен благодаря своему воображению
Оживление вещей в мой разум

Слияние моих чувств
Я думаю и выражаю свои мысли
Да!! Это мой способ видеть вещи.
Нейродивергентный означает другой, но не менее
Быть другим — не проклятие
Лечить разные — это проклятие
Итак, я распространяю информацию о разных способностях

Изменение мира для распространения включения нейроразнообразия.

Божья любовь Фотография Мелоди Рейн

Я ушла, чтобы обрести покой

Карли Адлер

Я устал ходить вокруг тебя по яичной скорлупе.
Я устал бояться говорить с тобой о жизни из страха, что ты меня отчитаешь или укажешь на все причины, по которым я неправ.
Я устал от того, что ты ругаешь меня перед нашим малышом.
Я устал от того, что ты говоришь сексистские вещи перед нашим малышом.
Я устал пытаться заткнуть тебя, когда ты начинаешь говорить о вещах, не соответствующих возрасту, в присутствии нашего малыша.
Я устал никогда не знать, впадешь ли ты в ярость в любой момент.
Я устал переживать, что вы передумаете и купите пистолет, чтобы «защитить» дом, но иметь доступ к нему, когда вы в ярости.
Я устал притворяться, что ты просто хочешь спать, когда ты теряешь сознание пьяным ближе к вечеру или ранним вечером по крайней мере три ночи в неделю.
Мне надоело притворяться, что я согласен, что ты просто устаешь, когда теряешь сознание от алкоголя так сильно, что наш малыш не смог бы разбудить тебя в экстренной ситуации.
Мне надоело укладывать тебя спать, как ребенка, чтобы наш малыш не стал свидетелем твоего пьянства.
Я устал оправдываться за тебя перед нашим малышом.
Я устал искать оправдания, чтобы не оставлять нашего малыша наедине с тобой.
Я устал притворяться перед миром, что я счастлив в браке.
Я устал пытаться не отвечать, а спорить с нашим малышом.
Я устал от того, что вы отчитываете меня и жалуетесь, когда я пытаюсь улучшить свое здоровье, готовя с нуля или гуляя с нашим малышом после работы, потому что это влияет на вашу воображаемую временную шкалу.
Я устал принимать твою ошибочную реальность как факт, чтобы не спорить перед нашим малышом.
Я устал придумывать отговорки и притворяться, что не соблюдаю правила гигиены, чтобы избежать близости.
Я устал от того, что каждую минуту не знаю, встречу ли я хорошего или плохого тебя.
Я устала никогда не знать, заставит ли тебя горе плакать или злиться.
Я устал от того, что ты обвиняешь меня в плохом обращении с тобой, хотя я изо всех сил старался быть с тобой добрым.
Я устал грустить из-за того, что ты до сих пор не знаешь обо мне основных вещей, например, причина, по которой это письмо не написано от руки, в том, что у меня, вероятно, дисграфия.
Я устал никогда не знать, будут ли следующие твои слова жалобой.
Я устал выслушивать одни и те же жалобы снова и снова.
Я устал от эгоистичных убеждений, что мир вращается вокруг ваших чувств и всего, через что вы прошли.
Спустя десятилетие я устал от ожидания, что я всегда должен маскировать свой аутизм, говоря и ведя себя нейротипично.
Я устал от того, что моим словам и действиям никогда не доверяют.
Я устал от того, что вы оскорбляете меня и утверждаете, что я не понимаю шутки, потому что я аутист.
Я устал от того, что вы спрашиваете, почему я не катался на коньках в детстве, когда я бесчисленное количество раз говорил вам, что это болезненное воспоминание о том, что другие дети никогда не приглашали меня.
Я устал от одной-единственной лжи, которую мне приходилось говорить за последние несколько лет: ежедневно говорить «я люблю тебя» только для того, чтобы ты не закатывал истерику и часами не вел себя как капризный ребенок.
Я боюсь, что наш малыш вырастет, думая, что то, как ты относишься ко мне, нормально, и так же относится к женщинам в его жизни.
Я боюсь, что однажды ты не сможешь контролировать свою ярость и мы с малышом станем статистикой.

В хаосе материнства-одиночки я наконец обрела покой.

Фото Bowerbirds Arts

Его руки

Аноним

О, что могут сделать его руки – и сделали
Зеленку ока
Стать правдой
Давать
Любить
Делиться инстинктами младенца

О, что могут сделать его руки – и сделали
Самоотверженно, побуждая других видеть
И все же, он сам не видит своего собственного света
Когда он бросает невольный свет на детей
Когда он тоже был всего лишь ребенком

О, на что способны его руки – и сделали
Слезы, срывы, радость и гармония
Включая страхи, которые вибрировали
Различия во всех, кто пришел посмотреть
Что он дал осмосом
Когда никто не смотрел

О, что могут его руки – и сделали
Старые и новые
Голоса в простых напевах, мягкие и твердые
Поющие «Услышь меня!»
«Увидимся» в громкой тишине
И он это сделал. Он сделал это

О, на что способны его руки – и натворили
От 4 до 26 участие в странных, необычных
Нереальная череда событий
Это привязало его к наследию, тронуло меня, пожалуй, больше, чем его
Смирение сформировало его, его брата и аутизм
И мое яблоко упало на землю

О, что его руки могут сделать — и сделали
Прикоснуться к людям в моменты искусства
Прикоснуться к людям с возможностями
Прикоснуться к людям своим тихим-громким голосом
Прикоснуться к человечеству своим сердцем

О, что могут сделать его руки – и сделали
Выросший среди разнообразия, он не мог по-настоящему понять
И он стал ветвями и корнями
Закрепился на земле
Делясь своей правдой
… Какой бы ни была его правда

Всегда доставляется с любовью, в неуверенном мире, который умоляет его и все, чтобы быть
МИР, который вы хотите видеть в мире

2021 «Лучшее восстановление для справедливого и устойчивого мира»

Тема Международного дня мира Организации Объединенных Наций в 2021 году — «Лучшее восстановление для справедливого и устойчивого мира». Мы приглашаем вас присоединиться к усилиям семей Организации Объединенных Наций, поскольку они (и мы) сосредоточены на лучшем восстановлении для более справедливого и мирного мира.

Празднуйте мир, противостоя актам ненависти в сети и за ее пределами, распространяя сострадание, доброту и надежду перед лицом пандемии и во время нашего выздоровления.

Вы можете найти идеи для мирных действий и следить за международными мирными инициативами, перейдя по этим ссылкам:

Международный день мира Организации Объединенных Наций
National Today Международный день мира

Следите за Art of Autism в социальных сетях и подпишитесь на нашу рассылку, чтобы следить за этой серией и многими другими проектами, которые мы делаем в течение года. См. «Искусство стихов об аутизме» и «Искусство во имя мира» прошлых лет.

Искусство аутизма в Facebook
Искусство аутизма в Twitter
Искусство аутизма в Instagram

«Мы за мир»: выставка детских рисунков

Швейцария и Бразилия

    • Дом
    • Новости
    • События

    Распечатать страницу

    Вторник, 19. 01.2016 Воскресенье, 07.02.2016

    Экспозиция 902:30

    «Мы за мир»: выставка рисунков детей, проживающих по обе стороны линии конфликта в Луганской и Донецкой областях, знакомит с многими, порой неизвестными и удивительными аспектами войны на Востоке Украины, ее последствиями для пострадавших детей жизни и их мечты о более мирном мире. Проект стремится продвигать диалог как лучшую альтернативу все еще широко распространенной военной риторике и расширяет пространство для мира, поддерживая конструктивное сотрудничество между субъектами с обеих сторон.

    Цель выставки « Мы за мир» — показать искренние чувства уязвимых и особо одаренных детей, проживающих по обе стороны линии конфликта в Донецкой и Луганской областях. Как война влияет на их жизнь? Каковы их переживания, страхи, мечты и надежды? Что для них значат темы «мир», «мирный мир» или «мир, в котором я хочу жить»? Более 500 детей в возрасте от 4 до 17 лет в 10 населенных пунктах (Луганск, Донецк, Старобельск, Северодонецк, Белокуракино, Новопсков, Краматорск, Доброполье, Киев и Бровары) приняли участие в проекте и предоставили свои личные ответы на эти вопросы в форме рисунков и других видов искусства.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Для начинающих
  • Как рисовать
  • Карандаш
  • Поэтапно
  • Разное
  • Советы
  • Срисовка
  • Уроки
2023 © Все права защищены.