Колокольный звон в духовном развитии ребёнка.
«Колокольный звон в духовном развитии ребёнка».
Знакомство с колокольным звоном расширяет границы духовно-нравственного воспитания детей.
В организованной образовательной деятельности с детьми я стараюсь как можно шире раскрыть красоту колокольного звучания. Ни один инструмент в мире не имеет такого богатого обертонами, благозвучного и необыкновенно красивого звучания как колокол. Колокольный звон облагораживает детские души, раскрывает детские сердца. Вызывая интерес к колокольному звону, мы приобщаем детей к православным традициям, к Богу.
В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот подступал к стенам города.
О происхождении колоколов нам известно мало. Можно только предположить, что первые колокола появились в Китае, а затем пришли в Европу. В России же колокола стали символом веры и символом Родины. Наши необъятные просторы объединялись и храмами, которые были видны издалека — как маяки в море — и звоном колоколов. Колокольные звоны настолько красивы и многогранны, что не принять их просто невозможно. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси.
В настоящее время русская православная церковь возвращается к своим истокам. Однако церквей в городах стало гораздо меньше. Наши дети, особенно те, кто живёт далеко от церкви, колокольный звон слышат очень редко. В детском саду мы не ставим перед собой цель воцерковления подрастающего поколения, но познакомить с традициями, обогатить слуховой опыт и воспитать любовь к русской культуре мы обязаны.
Предварительная работа
Группы раннего возраста | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая и подготовительная группы |
Знакомство с колокольчиком. Дети знакомятся с тембровым соотношением звучания большого и маленького колокольчика, в результате чего у них формируется звуковысотный слух.
| Дети знакомятся с маленькой колоколенкой. Продолжаем работать над тембровым соотношением маленького и большого колокольчиков. Даём детям различные творческие задания: «Изобрази сильный и слабый дождик», «сочини музыку дождика» и т.д. Колокольчики умеют звенеть тревожно, и звать на помощь, если случилась беда. Они знакомятся с песенкой «Дон-дон загорелся кошкин дом» (рус.нар мелодия, обработка Р. | Задания на развитие музыкального творчества у детей: «Музыка дождика», «Придумай свою песенку колокольчика» и т. д. С помощью колокольчиков дети продолжают изучать музыкальную форму, выделяя колокольным звоном какую-либо из частей, или показывают вступление и окончание песенки. Дети знакомятся с произведением В.Моцарта «Колокольчики звенят» | Дети знакомятся с валдайскими колокольчиками и с их историей возникновения. Учатся различать 4 звучания валдайских колокольчика. Игру на валдайских колокольчиках мы используем весной в исполнении весенних или Пасхальных песенок. |
Со звучанием маленьких колокольчиков наши дети знакомятся уже в группе раннего возраста. Здесь же мы вводим понятие «большой колокольчик» и «маленький колокольчик». Эти понятия мы используем в играх.
Дети знакомятся с тембровым соотношением звучания большого и маленького колокольчика, в результате чего у них формируется звуковысотный слух.
Колокольчик позволяет организовать внимание у детей, сосредоточить их на чём – либо. Дети начинают воспринимать звучание колокольчика как нечто волшебное, после чего обязательно, что-то произойдёт.
Звонкое, звенящее звучание колокольчиков, тембрально, напоминает смех маленького ребёнка, поэтому этот музыкальный инструмент по своей доступности является наиболее близким к ребёнку (после погремушки). Звучание колокольчиков вызывает у детей самые радостные эмоции.
Весной на колокольчиках можно изобразить как капают сосульки, или бежит ручеёк. Осенью можно сыграть дождик. Зимой – лошадка везёт санки с бубенцами, и т.д. У детей начинает формироваться образное мышление. Растёт интерес к игре на колокольчиках и, как следствие этого, в детях развивается музыкальность.
Во 2й младшей группе дети знакомятся с маленькой колоколенкой. Мы продолжаем работать над тембровым соотношением маленького и большого колокольчиков. Дети голосом пытаются звукоподражать высокому и низкому звучанию, угадывают на слух звучание большого и маленького колокольчиков. Этот материал мы активно используем в работе над упражнениями для развития слуха и голоса. Дети продолжают играть на колокольчиках во время исполнения песенок, где колокольное звучание проигрыша чередуется с куплетами. На этом этапе дети начинают своё первое знакомство с музыкальной формой. В младшей группе мы так же продолжаем формировать образное мышление, давая детям различные творческие задания: «Изобрази сильный и слабый дождик», «сочини музыку дождика» и т.д. Во второй младшей группе мы говорим ещё и о том, что колокольчики умеют не только танцевать, петь песенки с ребятами, и приглашать сказку на праздник. Колокольчики умеют звенеть тревожно, и звать на помощь, если случилась беда. Они знакомятся с песенкой «Дон-дон загорелся кошкин дом» (рус.нар мелодия, обработка Р.Рустамова из сборника Камертон ).
В средней группе мы даём задания на развитие музыкального творчества у детей. К ним относятся: «Музыка дождика», «Придумай свою песенку колокольчика» и т. д.
Продолжая разговор о лёгком звенящем и нежном звучании колокольчика, дети обогощают свой словарный запас новыми прилагательными, которые можно использовать в рассказе о музыке во время слушания. С помощью колокольчиков дети продолжают изучать музыкальную форму, выделяя колокольным звоном какую-либо из частей, или показывают вступление и окончание песенки. Дети знакомятся с произведением В.Моцарта «Колокольчики звенят»
Дети старшей группы знакомятся с валдайскими колокольчиками и с их историей возникновения. Учатся различать 4 звучания валдайских колокольчика. Игру на валдайских колокольчиках мы используем весной в исполнении весенних песенок.
Знакомство с колокольным звоном.
Старшая группа | Подготовительная группа |
Знакомство с историей возникновения колокольного звона в России Дети знакомятся с видами колокольного звона: Набатом, Благовестом и Праздничным звонами. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : «Колокольный звон» — Э.Григ. | Более расширенное представление об истории возникновения колокольного звона, Знакомим детей с новыми видами звонов: Будничный, Встречный, Красный, закрепляем понятие об уже пройденных звонах. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов: М.П.Мусоргский, «Звоны»из оперы Борис Годунов. |
На первом этапе дети говорят о характере того или иного звона, о средствах выразительности музыки звонов. На следующем этапе дети закрепляют понятие о долгих и коротких длительностях, учатся прохлопывать ритмические рисунки колокольных звонов, выкладывают их на фланелеграфе. Для запоминания ритмического рисунка используем коротенькие попевки, которые интонационно и ритмически созвучны с изучаемым звоном. На третьем этапе мы проводим небольшую викторину с использованием цветных карточек, каждая из которых обозначает изученный вид колокольного звона. В заключении, пользуясь упражнением для развития слуха и голоса дети пытаются придумать свой звон и исполнить его голосом. |
В старшей группе дети знакомятся с иллюстрациями, в которых представлен «Царь – колокол», храм Василия Блаженного со своей колокольней, колокольни золотого кольца России. Дети начинают знакомство с историей возникновения колокольного звона в России. В старшем группе дети знакомятся с видами колокольного звона: Набатом, Благовестом и Праздничным звонами. На первом этапе дети говорят о характере того или иного звона, о средствах выразительности музыки звонов. Большое внимание уделяется особенностям ритмического рисунка.
На следующем этапе дети закрепляют понятие о долгих и коротких длительностях, учатся прохлопывать ритмические рисунки колокольных звонов, выкладывают их на фланелеграфе. Для запоминания ритмического рисунка того или иного колокольного звона мы, подобно древним звонарям, используем коротенькие попевки, которые интонационно и ритмически созвучны с изучаемым звоном.
Развивая в детях творческую активность, мы предлагаем им придумать свою попевку, напоминающую тот или иной колокольный звон.
На третьем этапе мы проводим небольшую викторину с использованием цветных карточек, каждая из которых обозначает изученный вид колокольного звона. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов :«Колокольный звон» — Э.Григ.
В заключении, пользуясь упражнением для развития слуха и голоса из средней группы «Динь-дон-дан» дети не только определяют на слух, какой колокольчик «звенит», но и пытаются придумать свой звон и исполнить его голосом. Т.о. мы учим петь легким звонким звуком, не переходящим в крик. Здесь ставится акцент на развитие музыкальности. Кроме того, звукоподрожая колокольному звучанию дети расширяют свой певческий диапазон.
В подготовительной к школе группе мы используем тот же материал изучения колокольного звона, что и в старшей группе. Здесь мы даём более расширенное представление об истории возникновения колокольного звона, знакомим детей с новыми видами звонов: Будничный, Встречный, Красный, закрепляем понятие об уже пройденных звонах. Дети усваивают особенности ритмического рисунка этих звонов, учатся рассуждать об особенностях характера и о выразительных средствах музыки звонов. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов: М.П.Мусоргский, «Звоны»из оперы Борис Годунов.
Заключение.
Таким образом, наши воспитанники на протяжении пяти лет постигают народную культуру через знакомство с колокольными звонами России. Звучание колокола воспитывает одухотворённость, приобщает к вере и оставляет в детях незабываемые ярчайшие впечатления, воспитывает любовь и уважение к традициям своего народа, его истории. Изучая колокольные звоны России, мы побуждаем детей к самостоятельной творческой деятельности, развивая тем самым интерес, а у кого то и любовь к этому виду искусства.
Материал подготовила
музыкальный руководитедь
Якунина О.Г.
| Бегут года, весну сменяет лето, Давно закончилась война, Мир на земле! Спасибо Вам за это, Солдаты! Славит Вас страна! Выставка рисунков «Война глазами детей» создана детьми, учащимися нашей
школы. Нет такой семьи, которой бы не коснулась война. В каждой своя память. След. страница>> На главную страницу >> |
Дженнифер Белл
Дженнифер БеллПосмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Мультимедийный проект для детей • TableLifeBlog
Ищете веселый и легкий рождественский арт-проект для своих детей? Взгляните на проект рождественского искусства Jingle Bells из моей рождественской серии смешанных материалов. Вашим деткам понравится!
(Публикация содержит партнерские ссылки; подробности см. в раскрытии информации.)
Этот мультимедийный проект — отличный способ для детей создать рождественский декор, который можно показать дома или подарить. Что еще лучше, так это то, что это дает детям возможность экспериментировать с узорами и сочетаниями цветов, красить, вырезать и работать с деталями.
Пока вы находитесь рядом, чтобы дать инструкции и помощь в случае необходимости, ваш ребенок, скорее всего, сможет справиться с этим проектом без каких-либо проблем. На самом деле, мой пятилетний ребенок сделал большую часть этого в одиночку! Я помог с трассировкой, но это все.
Готовы к пошаговым инструкциям? Вот как мы создали наше рождественское искусство Jingle Bells:
Инструкции по созданию рождественского искусства Jingle Bells
Прежде чем начать, вам нужно иметь все материалы для проекта под рукой. Вот материалы, которые вам понадобятся.
- 8 x 10 холщовых панелей или холста на подрамнике
- Акриловая краска (мы использовали красную, зеленую, коричневую и глиттер цвета шампанского)
- Бумага для скрапбукинга
- Кисти
- Фломастеры (мы использовали золотой и желтый Painters)
- 8 Mod 9 Podge
- Шаблон (дополнительно)
- Карандаш с ластиком
- Sharpie
- Бумажное полотенце
Собрав необходимые материалы, можно приступать к работе.
1. Подготовка проекта
Первая часть этого проекта включает в себя выбор и подготовку бумаги. Мы начали с того, что просмотрели нашу бумагу для вырезок и выбрали шаблоны для колокольчиков.
Имейте в виду, что вам понадобятся два координирующих шаблона. Одна будет использоваться в качестве основной бумаги, а вторая будет использоваться в нижней части каждого колокольчика, чтобы показать внутреннюю часть звенящих колокольчиков.
Когда мы выбрали страницы для нашего альбома, я нарисовала колокольчики на нашей основной выкройке, и моя дочь вырезала их. Затем я использовал контур колокольчиков в качестве руководства для рисования небольших вырезов внутри каждого колокольчика, и моя дочь вырезала их. Ваши дети (или вы), безусловно, можете от руки сделать колокольчики, как это сделал я, но вы можете вместо этого использовать этот бесплатный шаблон, который я создал.
2. Нарисуйте фон
Следующий шаг в этом проекте самый простой. Когда наши колокольчики были готовы, моя дочь выбрала красную акриловую краску и покрасила ею весь холст.
Когда ее холст высох, я карандашом нарисовал ветку, идущую из верхнего левого угла, а также нарисовал четыре или пять групп сосновых иголок, отходящих от ветки.
Моя дочь использовала мои световые трассировки, чтобы направлять ее, когда она красила сосновые иголки в зеленый цвет, но добавила несколько своих собственных, чтобы заполнить пустые места. Она закончила этот шаг, используя нашу коричневую краску, чтобы закрасить ветку, которую я нарисовал для нее.
3. Apply Bells
Моя малышка поспешила немного поиграть, пока ее хвоя и ветка сохли. Самое замечательное в том, что дети изучают смешанную технику, заключается в том, что все эти рисование и сушка дают им достаточно времени, чтобы сделать перерыв и заняться чем-то другим.
Когда наша поверхность высохла, она покрыла ее слоем Mod Podge и аккуратно поместила два колокольчика на ветки. На этом этапе она также вырезала и добавила полоски Jingle All the Way из шаблона. (Наверное, надо было подготовить эти полоски, когда мы резали колокольчики, но у нас так не получилось. )
4. Добавьте акценты краски
Когда слой Mod Podge высох, моя дочь добавила последние штрихи к холсту. Она начала с того, что обвела колокольчики золотой ручкой, а затем желтой ручкой обвела полоски Jingle All the Way .
Она также окунула ластик в краску и использовала его, чтобы отпечатать точки на холсте группами по три. Когда точки высохли, она добавила мазки блестящей краски по всему холсту, используя скомканное бумажное полотенце. Если бы это была моя картина, я бы не добавляла блестки на колокольчики или сосновые иголки, но ей пять лет, и она любит блестки. Что я могу сказать?
В тех местах, где она добавила слишком много блестящей краски, я использовал другое бумажное полотенце, чтобы собрать и перенести излишки краски на другие части холста.
Когда слой блесток высох, она нарисовала бантик поверх колокольчиков серебряной ручкой и обвела его черным маркером. Она также нарисовала язычки колокольчиков золотыми ручками, а затем обвела все золото черным маркером.
Итак, да, она набросала контуры. Вашему ребенку не нужно повторять эти наброски, но мой иногда немного похож на да Винчи и редко чувствует, что его проекты закончены.
Когда последние слои краски и контуров высохли, она закрепила их одним последним слоем Mod Podge, и после того, как он высох, мы выставили его вместе с нашим рождественским декором.
5 Days of Mixed Media Christmas Art
Ищете другие идеи рождественского искусства для ваших детей? Обязательно ознакомьтесь с другими в моей серии рождественских рисунков в смешанной технике:
1. O Christmas Tree
2. РАДОСТЬ миру
3. Родился ребенок
4. Звонок всю дорогу
5. O Holy Night
Вы также можете записаться на один из наших любимых электронных курсов по смешанной технике, Winter Wonderland. Этот мастер-класс по смешанной технике «Зимняя страна чудес» отлично подойдет для детей старшего возраста, подростков и даже взрослых. Он включает в себя множество рождественских и зимних художественных проектов и охватывает живопись, рукописные надписи, коллажи, рисунки на доске, художественные журналы и многое другое.