Художник Жорж-Пьер Сёра (Georges-Pierre Seurat)
Художник Georges-Pierre Seurat (1859 – 1891)
Биография и картины Жоржа-Пьера Сёра – французского живописца, основателя неоимрессионизма и постимпрессиониста, одного из основателей метода живописи, который получил название «дивизионизм» или «пуантилизм».
Биография художника Жоржа-Пьера Сёра (Georges-Pierre Seurat)
Пасмурная погода, Гранд Жатт
Художник Жорж-Пьер Сёра (Georges-Pierre Seurat) родился в декабре 1859 года в Париже, в весьма состоятельной и очень странной семье. Отец художника, Антуан-Кристозом Сёра, был высокопоставленным министерским чиновником, а в последующие годы – успешным юристом. Мать, Эрнестин Февр была истинной парижанкой. Долгие годы Эрнестин с маленьким Жоржем жила в Париже, а отец будущего художника – в загородном доме, где устроил себе в подвале молельню и регулярно совершал богослужения. А семью навещал раз в неделю. Человек был, мягко скажем, очень странным. И Жорж Сёра пошёл характером в родителя.
Впрочем, благодаря солидному капиталу родителей Жорж-Пьер Сёра никогда не знал нужды, а безумно любящая сына мама была готова оплатить любой каприз своего чада. В общем, родители не препятствовали желанию Georges-Pierre Seurat стать художником, тем более, что в тот момент было понятно, что сын избранным «делом всей жизни» не должен будет зарабатывать себе на кусок хлеба – денег в семье было достаточно.
Для обучения Жоржа искусствам был нанят известный в те времена французский скульптор Жюстен Лекьен, и с поступлением в Школу изящных искусств у Жоржа проблем не возникло. Он учился у Лемана и Энгра, успешно овладел начальными навыками академического живописца, что было вполне предсказуемо – одарённый отпрыск состоятельного семейства должен был стать ещё одним традиционным художником.
У истоков неоимпрессионизма
Сена в Гранд Жатт, весна
Но, в какой-то момент Сёра стало скучно, он охладел к классической живописи и скоро, через два года обучения, оставил Школу изящных искусств. Ещё будучи студентом Школы, Жорж увлёкся научной литературой, особенно его увлекла книга директора школы искусств Шарля Бланка «Грамматика искусства рисования», которую молодой человек просто выучил наизусть – Бланк очень доступно и точно описал законы света и цвета в живописи. А Сёра из законов Бланка вывел свой метод, который назвал пуантилизмом (от французского «точка») или дивизионизмом. Эти понятия со временем стали синонимами.
В основе пуантилизма – дивизионизма лежит разложение сложного цвета на чистые цвета, которые наносятся на холст в виде близко расположенных точек. А в результате такого сложного наложения простых чистых цветов возникает особенная глубина цвета и оригинальные цветовые эффекты.
В результате изучения трудов Бланка и Шевреля (этот художник написал книгу о сочетании расположенных рядом контрастных цветов), Жорж-Пьер Сёра пришёл к выводу, что для живописи совсем не важна индивидуальность художника, а само искусство можно разложить на некие закономерности, эдакие константы, после изучения которых любой желающий будет в состоянии создавать шедевры мировой живописи. Сегодня над такой теорией можно смеяться. Да, Georges-Pierre Seurat ошибался. Но эта ошибка оказалась очень плодотворной для мировой живописи.
Кроме книг Бланка и Шевреля на творческую судьбу художника большое внимание оказала четвёртая выставка французских импрессионистов 1870 года на которой, кроме прочих, были экспонированы работы Моне и Дега – эти полотна настолько очаровали Сёра, что молодой художник решил больше не откладывать и от теоретических изысканий в области живописи уже переходить к практике.
Как всякий французский мужчина Жорж-Пьер Сёра служил в армии, но как сын состоятельных родителей он совмещал службу с уроками рисования, а после демобилизации из армии молодой художник снял мастерскую «на пару» со своим единомышленником и другом Аман-Жаном. Сёра полюбил писать на маленьких дощечках – твёрдое дерево, в отличии от вибрирующего холста, отлично сохраняло направленность каждого мазка кисти и каждая точка оказывалась на строго отведённом ей месте в красочной палитре создаваемого этюда. А ещё Жорж «возродил» забракованный импрессионистами метод работы с эскизами и этюдами – он делал наброски на пленэре, а на основании этих набросков, уже в мастерской, писал полотно большого формата.
Первые неудачи и успех
Купание в Аньере
В 1883 году Georges-Pierre Seurat предложил парижскому Салону свою первую значительную работу, написанную чистыми цветовыми точками, «Купание в Аньере». К огромному удивлению, а потом и бешенному возмущению Сёра, Салон отклонил предложенный художником холст… В результате Жорж Сёра навеки отклонил Салон, объявил, что он и названия этого больше слышать не желает, и, как большинство отверженных Салоном художников, решил связать свою дальнейшую судьбу с сообществами независимых художников.
Тут нужно принять во внимание личность художника. Современники отмечают нелюдимость и необщительность Сёра. Художник мог просидеть весь вечер в шумной компании и не произнести ни одного слова – разговоры «вообще» молодого человека не интересовали. Но как только возникала тема живописи, так сразу «отмирал» Сёра и из вялого и равнодушного становился чрезвычайно, до дикости, агрессивным. Не особенно выбирая слова, он начинал объяснять окружающим «истину» и любая попытка эту истину оспорить, приводила Жоржа в неописуемую ярость – себя он считал живописцем-интеллектуалом, кистью которого управляют не низменные и изменчивые чувства и инстинкты, а научный разум и отработанный метод.
Впрочем, Сёра не занимался изложением теоретических основ своего метода. С этой задачей на начальном этапе замечательно справился близкий друг художника Поль Синьяк. Позднее метод описал арт-критик Феликс Фенеон, который ввёл в обращение термин «неоимпрессионизм». Ещё позднее Камиль Писсарро назвал метод Жоржа Сёра «научным импрессионизмом», как противоположность просто импрессионизму, в основе которого лежит интуитивный подход и романтичность.
В 1884 году Сёра сумел выставить свою картину «Купание в Аньере» на выставке Группы независимых художников в павильоне Тюильри. Поль Синьяк, увидев это полотно, написал:
Эта картина была написана большими плоскими мазками, находившими один на другой и взятыми с палитры, составленной, как у Делакруа, из чистых и земляных красок. Охры и земли затемняли колорит, и картина казалась менее яркой, чем картины импрессионистов, написанные красками спектра. Но соблюдение контраста, систематическое разделение элементов — света, тени, локального цвета, — правильное соотношение и равновесие придавали этому холсту гармонию.
Большой успех и кризис жанра
В 1884 году Georges-Pierre Seurat, совместно с другими независимыми художниками, создаёт творческое сообщество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса» и в том же году начинает писать «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» — это полотно было завершено в 1886 году. За два года художником было сделано огромное количество предварительных рисунков, была написана целая серия пейзажей с видами Сены.
Воскресный день на острове Гранд-Жатт
На восьмой выставке импрессионистов «Воскресный день…» был встречен с восторгом, публика пребывала в блаженном экстазе, а критики писали, что «наглядно объявлен манифест новой живописной школы». В том же году картину показали на Салоне независимых художников и на выставке бельгийских художников «Группы двадцати». Успех был огромным – к работе Жоржа Сёра было невозможно пробиться из-за многочисленных зрителей, которые неизменно создавали толпу у картины.
Буквально в течении месяца неоимпрессионизм стал популярным.
Гоген заявил:
В Париже есть сейчас только один молодой человек, который пишет так же хорошо, как я – Жорж Сёра.
Сам же Сёра попал в очень сложное положение. С одной стороны, он доказывал вторичность личности художника и ратовал за научный подход к живописи, когда любой может написать значимое полотно. А с другой стороны его чрезвычайно злило, что коллеги «похищают» его наработки и идеи.
В технике пуантилизма начали писать Гоген, Лотрек, Ван Гог, Матисс, Писсарро, Синьяк и многие другие.
Впрочем, не все импрессионисты двинулись за модным течением. Так Дега, в ответ на утверждение Камиля Писсарро о интересной картине Сёра, написал:
Я заметил бы это, но уж очень она велика.
Дега едко намекал на некие оптические особенности пуантилизма, при которых картину можно увидеть только издалека, а при боле близком рассмотрении она больше похожа на цветовое месиво.
Неоимпрессионизм становился всё популярнее, Сёра метал молнии в «подражателей» и даже начал уклоняться от выставок, чтобы «воры» не похищали его идеи. Однако, мода — это всегда волна. Она доходит до своего пика и уходит, оставляя на пустынном бреге всех тех, кто не успел за модным трендом.
Но Жорж-Пьер Сёра этой «отхлынувшей волны» уже не увидел. Он внезапно умер в возрасте 31 года. Сгорел буквально за 3 дня от инфекции. Через два дня после смерти Сёра скончался и его маленький сын.
Жизнь художника была короткой, яркой, неоднозначной. Не все идеи и методы художника прижились, но революцию в искусстве он совершил. И кубисты, и абстракционисты, и… В общем, огромное количество родившихся много лет спустя течений и методик в живописи были бы невозможны без «цветовых точек» Жоржа-Пьера Сёра.
Картины художника Жоржа-Пьера Сёра (Georges-Pierre Seurat)
Парад алле
Пудрящаяся женщина
Канкан
Цирк
Женщины на берегу
Лошади в воде
Поля люцерны. Сан-Дени
Пришвартованные лодки и деревья
Модель со спины
Купальщики и белая лошадь в реке
Стог сена
Натурщица
Белая собака
Сена в Курбевуа
Ожидание у берега
Натурщицы
Берег реки
Сидящая обнажённая брюнетка
Мост в Курбевуа
Канал в Гравелине. Малый порт Филипп
Жорж Сёра: жизнь и творчество художника
Жорж-Пьер Сёра́ (2 декабря 1859, Париж — 29 марта 1891, Париж) — французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».
Содержание
Биография Жоржа Сёра
Творчество Сёра
Работы художника
Картины Жоржа Сёра
Библиография
Биография Жоржа Сёра
Жорж Сера родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. Его отец, Антуан-Кризостом Сёра, был юристом и уроженцем Шампани; мать, Эрнестин Февр, была парижанкой.
Посещал Школу изящных искусств. Затем служил в армии в Бресте. В 1880 г. вернулся в Париж.
В определенный период Сёра живет с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Jeune femme se poudrant».
Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита, пневмонии, инфекционному эндокардиту, и/или (наиболее вероятно) дифтерии. Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез.
Творчество Сёра
В поиске своего стиля в искусстве изобрёл так называемый пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.
Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую.
Сёра, как и его друг — художник Синьяк, тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея.
В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка.
В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере».
После того, как его живопись была отклонена Парижским Салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа.
В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали Сосьете де Артиста Индепендэнтса. Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма.
Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой — «Островом Ла Гранде Жатта».
Работы художника
- Анжелика у скалы 1878
- Воскресный день — шедевр, где наилучшим образом применена техника пуантилизма; изображены собаки, которые гуляют вместе со своими хозяевами в выходные дни на природе 1884—1886
- Сена у Курбевуа, 1885, Собрание Кашен-Синьяк, Париж
- Натурщицы, 1886—1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Порт-ан-Бессен, воскресенье, 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
- Корабли в море 1888
- Парад-алле 1888
- Канкан, 1889—1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
- Пудрящаяся женщина 1888—1890
- Берег Ба-Бютен, Онфлер 1886
- «Песчаный берег моря»;
- «Цирк» — одна из последних работ. 1890—1891
Библиография
- По материалам «Художественная галерея. Сёра», №20, 2005 г.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Жорж Сёра: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Жорж Сёра: жизнь и творчество художника
ПроголосуйтеСёра Жорж (1859 — 1891)
Сёра Жорж
Жорж Сёра — основоположник и главный представитель течения неоимпрессионизм — недолгого продолжения и логического завершения импрессионизма. Он родился в 1859 году в Париже. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка, посещал Школу изящных искусств, копировал произведения Энгра и античную скульптуру. Большое влияние на его становление оказало творчество Рембрандта и Франсиско Гойя. Много времени он отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу. Он выработал особый систематизированный точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова «пуант» — точка).
Первые картины его были выставлены на официальнои салоне в 1883 году на Первой выставке «Группы независимых». Здесь он познакомился в 1894 году с Полем Синьяком, который горячо поддержал Сёра в его художественных поисках. Вместе с Синьяком Жорж Сёра разработали новую технику живописи — пуантилизм.
Цветовые сочетания в его картинах основаны на точном оптическом анализе и тщательно выстроенной линейной композицией. В картинах Сёра есть близкое импрессионизму трепетное ощущение света и чувства массы. Однако общий принцип строгой регуляции точек, из которых создается иллюзия предметной формы лишь на расстоянии, в расчете на восприятие человеческого глаза, придал всем произведениям неоимпрессионистов некую одинаковость.
Как обычно, при жизни творчество Сёра не было оценено в должной мере. Умер Жорж Сёра молодым, в возрасте 32 лет от тяжелой инфекции.
Пудрящаяся женщина (1888 — 1889)
Перед нами портрет Мадлен Кноблох, написанный зимой 1888-1889 года. Эта ничем на примечательная женщина растопила сердце художника, который даже для близких друзей оставался больше художником, чем просто человеком. Влюбленность заставила Сёра сосредоточить все усилия в новом для него жанре, и он рисует Мадлен, пудрящуюся за маленьким туалетным столиком с изогнутыми ножками.
Надо сказать, что это была весьма неожиданная подруга для такого интеллектуального человека, как Сёра. Она была его полной противоположностью и, несмотря на яркую красоту, обладала довольно посредственным умом. Все подчеркивает ее сущность: мощная шея, округлые плечи и пухлые руки, набухшие груди, выпирающие из тесного корсета. Она сама плоть, тогда как тяжеловатые черты лица лишены всякой одухотворенности.
Изображенные также на картине стол и стоящее на нем овальное зеркало с розовой лентой отличаются дурным вкусом, но благодаря мастерству художника приобретают яркий декоративный эффект.
Интересно, что в первоначальном варианте Сёра поместил и себя на заднем плане, как отражение в зеркале, висящем на стене. Он показал картину одному из своих друзей, и тот, ничего не зная о Мадлен, предположил, что автопортрет может вызвать насмешки. Тогда в отражении зеркала художник поставил горшок с цветами.
Цветная юбка (1884)
Цирк (1891)
Женщины на берегу
Заросший склон (1881)
Парад — алле (1881)
Пара (1884)
Лошадь в упряжке (1883)
Канал в Гравелине (1890)
Купальщики в воде (1883)
Преграда (1882)
Сена у Курбевуа (1885)
Эйфелева башня (1889)
Вечер на острове Гранд — Жатт (1885)
Сёра, Жорж — Википедия
Жорж-Пьер Сёра́ (фр. Georges Seurat, 2 декабря 1859, Париж — 29 марта 1891, там же) — французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».
Жизнь и творчество
Жорж Сера родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. Его отец, Антуан-Кризостом Сёра, был юристом и уроженцем Шампани; мать, Эрнестин Февр, была парижанкой. Посещал Школу изящных искусств. Затем служил в армии в Бресте. В 1880 г. вернулся в Париж. В поиске своего стиля в искусстве изобрёл так называемый пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии. Работая с натуры, Сёра любил писать на небольших дощечках. Твердая, не поддающаяся давлению кисти поверхность дерева, в отличие от вибрирующей натянутой плоскости холста подчеркивала направленность каждого мазка, занимающего четко определённое место в красочной композиционной структуре этюда. Сёра обратился к отброшенному импрессионистами методу работы: на основе этюдов и эскизов, написанных на пленэре, создавать в мастерской картину большого формата.
Жорж Сёра сначала изучал искусство с Жюстеном Лекеном, скульптором. После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую. Среди художников более всего его интересовали Делакруа, Коро, Кутюр, он был поражен «интуицией Моне и Писсарро». Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. Сера много читал, живо интересуясь научными открытиями в области оптики и цвета и новейшими эстетическими системами. Как утверждали его друзья, его настольной книгой была «Грамматика искусства рисунка» «Grammaire des arts du dessin»[1] (1867) Шарля Блана. По мнению Блана, художник должен «знакомить зрителя с природной красотой вещей, раскрывая их внутренний смысл, их чистую сущность».[2]
В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Представленная на суд жюри Салона картина была отвергнута. Сёра показал её на первой выставке Группы независимых художников в 1884 году в павильоне Тюильри. Здесь и произошло его знакомство с Синьяком, который впоследствии так отзывался о картине: «Эта картина была написана большими плоскими мазками, находившими один на другой и взятыми с палитры, составленной, как у Делакруа, из чистых и земляных красок. Охры и земли затемняли колорит, и картина казалась менее яркой, чем картины импрессионистов, написанные красками спектра. Но соблюдение контраста, систематическое разделение элементов — света, тени, локального цвета, — правильное соотношение и равновесие придавали этому холсту гармонию».[3]
После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Картина была завершена через два года. Сёра сделал множество рисунков для неё и несколько пейзажей с видами Сены. Некоторые критики, писавшие о Сёра, предполагают, что «Купание» и написанная затем «Гранд-Жатт» — это парные картины, в первой из которых изображен рабочий класс, а во второй — буржуазия. Другого мнения придерживался английский эстетик и историк искусства Роджер Фрай, открывший английской публике искусство постимпрессионистов. Фрай высоко оценивал неоимпрессионистов. В «Купании», на его взгляд, главной заслугой Сёра было то, что он отвлекся и от обыденного, и от поэтического взгляда на вещи и перешёл в область «чистой и почти абстрактной гармонии».[4] Но далеко не все импрессионисты приняли неоимпрессионистическое творчество Сёра. Так Дега в ответ на слова Камиля Писсарро, также увлёкшегося пуантилизмом, о том, что «Гран-Жатт» очень интересная картина, едко заметил: «Я заметил бы это, но уж очень она велика», намекая на оптические свойства пуантилизма, от которых вблизи картина кажется цветовым месивом. Характерной особенностью стиля Сера был его ни на кого не похожий подход к изображению фигур. Враждебные критики непременно заостряли внимание на этом элементе картин Сера, называя его персонажей «картонными куклами» или «безжизненными карикатурами». Сера шёл на упрощение формы, разумеется, совершенно осознанно. Сохранившиеся этюды показывают, что он, когда это требовалось, умел писать вполне «живых» людей. Но художник стремился достичь эффекта вневременности и намеренно стилизовал фигуры в духе плоских древнегреческих фресок или египетских иероглифов. Однажды он написал своему другу: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии».[2]
В определённый период Сёра живёт с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Пудрящаяся женщина» (1888—1889). Эта «немыслимая женщина в гротесковом дезабилье 80-х годов» (Роджер Фрай) представлена в плане той же отрешенности и созерцательности, как и персонажи других его картин. Влияние распространенного в те годы «японизма», вероятно, сказалось в изображении туалета Мадлен.
Так же как «Парад» и «Канкан», к миру зрелищ и представлений по своему сюжету относится и последняя, незаконченная картина Сёра — «Цирк» (1890—1891). Но если в первых двух дана точка зрения из зала на сцену, то в последней акробаты и публика показаны глазами того, кто выступает на арене, — клоуна, который изображен со спины на первом плане картины.
Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита, пневмонии, инфекционному эндокардиту, и/или (наиболее вероятно) дифтерии. Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез.
Известные высказывания
- Эстетика. Искусство — это гармония. Гармония — это аналогия противоположных, аналогия сходных элементов тона, цвета, линии, рассматриваемых в соответствии с доминантой и под влиянием освещения, в радостных, спокойных или печальных сочетаниях.
- Радостный тон — это светоносная доминанта; радостный цвет — это теплая доминанта; радостная линия — линия, поднимающаяся от горизонтали вверх. Спокойный тон — это уравновешенность темного и светлого; спокойный цвет — уравновешенность холодного и теплого цвета; спокойная линия горизонталь. Печальный тон — это темная доминанта; печальный цвет -холодная доминанта; печальная линия — линия, идущая вниз от горизонтали
- Техника. Известно, что воздействие света на сетчатку имеет некоторую длительность, в результате происходит синтез. Средство выражения — это оптическое смешение тонов, цветов (локального цвета и цвета освещения: солнца, керосиновой лампы, газа и т. д.), то есть различного света и реакций на него (теней), соответственно законам контраста, градаций и излучения. (Из письма писателю Морису Бобуру от 28.08.1890.)[5]
См. также
Работы
- Анжелика у скалы, 1878
- Воскресный день на острове Гранд-Жатт, 1884—1886, Институт искусств, Чикаго
- Сена у Курбевуа, 1885, Собрание Кашен-Синьяк, Париж
- Натурщицы, 1886—1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Порт-ан-Бессен, воскресенье, 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
- Корабли в море, 1888
- Парад-алле, 1888
- Канкан, 1889—1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
- Пудрящаяся женщина, 1888—1890
- Берег Ба-Бютен, Онфлер 1886
- «Песчаный берег моря»
- «Цирк» — одна из последних работ. 1890—1891
Литература
- Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминание современников (перевод с французского) / Жорж Сера, Поль Синьяк ; (Сост., вступ. статья, с. 3-48, примеч. К. Г. Богемской). — Москва : Искусство, 1976. — 335 с.
- Перрюшо, А. Жизнь Сёра. (Пер. с фр. Послесл. М.Н. Прокофьевой). – М.: Радуга, 1992. – 192 с. – ISBN 5-05-004019-1.
- Синьяк, П. От Эж. Делакруа к неоимпрессионизму / Пер. с фр. и предисл. И. Дудина. — М.: И. Кнебель, 1912 (обл. 1913). – 94 с.: ил. – С прилож. статьи о законах цвета из «Grammaire des arts du dessin».
- Мировое искусство. Постимпрессионизм: [история движения в биографиях художников]: [иллюстрированная энциклопедия] / [текст И.Г. Мосина]. – Санкт-Петербург; Москва: Кристалл: ОНИКС, 2006. – 175 с.: цв. ил. ISBN 5-9603-0051-6, 10 000 экз.
- 1 100 картин из Музея Метрополитен. Каталог выставки. М., 1975.
- Félix Fénéon. «Georges Seurat et l’opinion publique». L’échoppe, 2010.
- R. Fry. Transformations. London, 1926.
Примечания
- ↑ Блан, Август Александр Шарль (рус.) // Википедия. — 2014-10-15.
- ↑ 1 2 Научная живопись Сера. Жорж Сера.
- ↑ Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминание современников (перевод с французского) / Жорж Сера, Поль Синьяк. / ., вступ. статья, К. Г. Богемской. — Москва: Искусство, 1976. — С. 179. — 335 с.
- ↑ R. Fry. Transformations. — London, 1926. — С. p. 191..
- ↑ Анри Перрюшо. Жизнь Сёра. / Пер. с фр. Послесл. М.Н. Прокофьевой. — М.: Радуга, 1992. — С. 192.
Ссылки
Жорж-Пьер Сёра — Натурщицы
Оригинальное название: Models (Poseuses)
Год создания: 1886-1888
Сёра стремился доказать, что его «научный» метод пуантилизм подходит не только для пейзажей и ландшафтов, но и для изображения фигур людей. Художник создает большую картину трио обнаженных женщин, которое так часто использовали в мифологических работах, например, суд Париса, три грации или Геспериды. Эта традиционная иконография лежит в основе натуралистического представления студии, которую автор выполнил более современно, чем работу предыдущего года «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Название «Натурщицы» относится не только к обнаженным женщинам, но и к демонстрации полностью одетых дам на втором плане. Тема позирования женщинами в обнаженном виде была популярна, это купальщицы, нимфы, дриады. Сёра хотел принять знакомые жанровые сцены и поднять их до аллегории. Модель в центре картины художник повернул лицом к зрителю, женщину слева посадил спиной, правую — боком. Три обнаженные фигуры, в отличие от античных образов, которые тесно связаны руками, изолированы друг от друга, и не только пространственно, но и психологически. Кажется, что каждая модель чем-то озабочена, погружена в задумчивое настроение и игнорирует своих соседок. Существует мнение, что одна модель позировала для трех фигур. На стене студии висит картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». При рассмотрении можно заметить связь этих работ. Красный зонтик и шляпа в студии выглядят как у девушки с букетом, сидящей на траве. Синее платье на переднем плане отдается эхом с нарядом идущей женщины. Справа художник создал треугольник, соединив красный зонтик, зеленые чулки и на вершине женский пучок. Модель слева сидит на красной банкетке, возможно для контраста с зеленой лужайкой Гранд-Жатт. Набор предметов лежат в левой части, это желтый зонтик, шляпка с красными перьями, веер. Корзина с цветами стоит на полу напротив рамы, что служит ответным жестом девушки на траве. Каждый элемент одежды в мастерской находит отклик у тех, кто находится на большой картине на стене, как бы создавая впечатление, что эти женщины спустились с полотна и разделись. На этой картине Сёра показал новое представление бесстрастных фигур, которые спокойно смотрят на зрителя и заняты своим делом.
Жорж Сёра — Пудрящаяся женщина
Впервые картина была выставлена в 1890 году на Выставке Независимых Художников. Можно сказать, что она практически не была замечена публикой и критиками, поскольку в это же время там выставлялась другая картина Сёра — «Канкан».
«Пудрящаяся женщина» резко отличается от остальных полотен художника. Во-первых, это один из немногих портретов кисти Сёра, а во-вторых, формат полотна слишком велик для картин этого жанра. Но главное состоит все-таки в другом: Сёра впервые приоткрывает завесу над своей личной жизнью. Позировавшая для картины молодая женщина Мадлен Кноблох была гражданской женой Сёра. Когда художник в 1890 году выставляет этот ее портрет, никто не знает ни об их связи, ни о том, что у них уже есть сын. Сёра был немногословен и скрытен в отношении всего, что не затрагивало непосредственно его творчество. Именно поэтому существование в его жизни женщины останется тайной вплоть до смерти художника даже для его ближайшего окружения. До исх пор неизвестно, когда они познакомились. Возможно, только в 1889 году. Однако существует и другая версия, согласно которой все произошло гораздо раньше, и если она верна, то можно с большой долей уверенности утверждать, что женщина, повернутая к зрителю спиной на картине «Натурщицы», писалась именно с Мадлен.
Когда картина была представлена публике, даже близкие друзья Сёра не догадываются, что она является своеобразным признанием в любви и свидетельством восхищения красотой Мадлен, потому что у посторонних людей портрет вызывает улыбку. Не правда ли, есть что-то забавное в серьезном и сосредоточенном выражении лица женщины, которая собирается… пудриться? Маленький (по сравнению с монументальной фигурой женщины) туалетный столик на уродливо изогнутых ножках, овальное зеркало, украшенное розовой ленточкой и поддерживаемое изящными металлическими прутиками, отличаются вызывающе дурным вкусом и привносят в сюжет картины юмористические нотки.
Смотрите также
картин Жоржа Сёра | HowStuffWorks
Жорж Сёра присоединился к импрессионистам после того, как заинтересовался первоначальным членом группы Камилем Писсарро. Опираясь на недавние открытия в оптической теории, Жорж Сёра разработал метод нанесения точек чистого пигмента на свой холст в тесном соседстве, имитируя действие отдельных лучей света. Сёра предположил, что сетчатка зрителя, а не кисть художника, будет смешивать цвета, воссоздавая в красках светящийся и яркий эффект взгляда на природу.
Жорж Сёра триумфально дебютировал на восьмой выставке импрессионистов. Воскресный полдень Сёра на острове Гранд-Жатте был центральным элементом последнего зала шоу. Эпическая по масштабу картина Сера обращена к теме, которая давно ассоциируется с живописью импрессионистов: людям в общественном парке солнечным днем. Но в отличие от мимолетного ощущения моментального наблюдения, которое стало отличительной чертой пленэрной живописи импрессионистов, картина Жоржа Сёра отличается строгой формальной организацией — стратегией, которую современные критики назвали неоимпрессионизмом.
Объявление
Несмотря на то, что он разрушил привычное ныне восприятие импрессионизма как непосредственной визуализации мимолетных визуальных ощущений, Sunday Afrik на острове Гранд-Жат Жоржа Сёра воплотил независимый и прогрессивный дух первоначального импрессионистского эксперимента.
Ниже приведены некоторые ссылки на самую известную картину Сера, «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт», , а также на несколько других, которые помогли укрепить его репутацию одного из отцов неоимпрессионизма.
- Воскресный полдень на острове Гран-Жатт. Эта картина Жоржа Сёра, написанная импрессионистами, стала пионером более формального подхода к искусству, получившего название неоимпрессионизма. Узнайте о S unday Day on the Island Grand-Jatte работы Жоржа Сёра, которая дебютировала на последней выставке импрессионистов.
- Купальщицы в Аньере: Картина Сёра Купальщицы в Аньере демонстрирует структурный подход Сёра к живописи, который отличался от традиционного импрессионизма.Узнайте об этой картине, которую Сёра завершил в 1884 году.
- Le Bec du Hoc, Grandcamp: Уникальный подход Сёра, иногда называемый пуантилизмом, проявляется в его картине Le Bec du Hoc, Grandcamp . Узнайте о Le Bec du Hoc, Grandcamp , автор Жорж Сёра.
- Модели: Жорж Сёра завершил Модели в 1886–1887 годах. Прочтите об этой картине импрессионистов , , на которой на заднем плане изображен собственный S Сера после полудня на острове Гран-Жатт .
- Цирк: В «Цирк » Жоржа Сёра художник, как Пьер Огюст Ренуар и Эдгар Дега, выбрал Цирк Фернандо в качестве своей темы. Прочтите о Цирк Жоржа Сёра.
Продолжите чтение, чтобы узнать о картине, прославившей Жоржа Сёра. Подробнее о Импрессионистов картин, художников и истории искусства см .:
.Жорж Сёра | Вид на Сену с Гранд-Жатт | NG6558
Остров Ла Гранд Жат и виды с него на реку Сену были богатым источником живописных сюжетов для Сёра в 1880-х годах. Его особенно привлекло это место, отчасти из-за предлагаемых в нем живописных форм и структур, таких как горизонт реки и ее набережные, которым противопоставлены вертикальные деревья и парусники.
Этот этюд, скорее всего, был написан на месте и лег в основу более крупной картины 1888 года «Сена из La Grande Jatte» (Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель). Сёра использовал доску, покрытую плотной белой грунтовкой, усиливающей блеск краски, которую он нанес с помощью рыхлой версии пуантилизма (техника рисования маленькими точками чистого цвета). Сначала он поместил большую яхту с белыми парусами слева от картины, но передумал и закрасил ее.Призрачный след его парусов все еще виден.
Весной 1888 года Сёра в сопровождении своего друга и коллеги-художника Шарля Анграна вернулся на место, показанное на его монументальной картине 1884 года «Воскресный полдень на острове Ла Гранд Жатт» (Институт искусств Чикаго). И сам остров, и виды с него на реку Сену были для Сёра богатым источником живописных сюжетов, и он создал более 100 небольших масляных зарисовок местности.Его явно привлекло это место, отчасти из-за предлагаемых форм и структур. Горизонтали реки, ее берегов и горизонта в сочетании с вертикалями деревьев, парусов и случайных стоящих фигур составляли готовую сетку для его композиций, в которой он мог расположить определенные мотивы.
Этот кабинет, первым принадлежавший Ангранду, лег в основу более крупной картины 1888 года «Сена» из La Grande Jatte (Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель).Скорее всего, это было написано на открытом воздухе. В нем мы видим характерные ключевые компоненты, которые присутствуют во многих набросках Сёра, в частности, горизонталь, образованную далеким берегом реки и набережной, которая проходит через всю ширину картины, которой противопоставляется вертикальный ствол дерева справа. Сёра компенсировал это, включив диагональ близлежащего берега реки, зеленый треугольник которой врезается в то, что в противном случае было бы почти непрерывной полосой голубой воды. Он также добавил второй ствол дерева, изогнутая форма которого перекликается с легким наклоном парусника влево.
Сёра сначала поместил большую яхту с белыми парусами слева от картины, но затем передумал и закрасил ее. Призрачный след оригинала все еще виден. Он также закрасил основание дерева. Однако на последней картине Сёра восстановил яхту на средней дистанции и представил одного гребца на лодке. Он также сделал нижний ствол дерева намного более прочным и увеличил площадь земли на переднем плане.
Большинство небольших масляных этюдов Сера было написано на голых деревянных панелях, при этом естественный цвет дерева часто просматривался под мазками кисти.Однако эта панель была сначала покрыта плотной белой грунтовкой, которая придает изображению отчетливую яркость и усиливает яркость цветов. В то время как ранние эскизы Сёра были в большей степени импрессионистскими по технике — например, Утренняя прогулка — здесь он использовал свободную версию пуантилизма, в которой, за исключением парусов, краска наносилась почти одинакового размера мазками несмешанного цвета. Линия синих и оранжевых точек — дополняющих друг друга цветов — можно увидеть вдоль верхнего края изображения.Хотя они не продолжаются вокруг всех четырех краев, это начало цветной границы, которая появляется в окончательной картине. Как и в случае с измененным положением яхты, они свидетельствуют о том, что Сёра пробовал идеи во время рисования.
.Жорж Сёра | Канал Гравелин, Гранд Форт-Филипп | NG6554
Это одна из четырех картин Сёра, написанных в 1890 году недалеко от города Гравелин, небольшого порта на северном побережье Франции между Кале и Дюнкерком. Расположенный на песчаных дюнах Petit-Fort-Philippe, мы видим берег в утреннем свете после того, как отступающий прилив оставил на переднем плане широкий простор открытого пляжа.
Используя горизонтальную синюю полосу канала, Сёра делит картину на две почти равные половины неба и песка.Вертикальные линии мачт и сигнальной башни чуть ниже повторяются двумя швартовными столбами, тонко соединяющими эти две половины.
Сера покрывает холст мерцающей мозаикой из точек и мазков несмешанной краски, создавая тонкие градации светового тона. Он также добавил окрашенную границу из цветных точек. Каждый участок границы дополняет прилегающую область изображения, чтобы усилить воздействие цвета.
За годы, непосредственно предшествующие своей ранней смерти в марте 1891 года, в возрасте всего 31 года Сёра провел несколько летних месяцев на побережье Ла-Манша, создав более 20 картин с его гаванями и морскими видами.Это одна из четырех картин, которые он написал в 1890 году недалеко от городка Гравелин, небольшого порта на северном побережье Франции между Кале и Дюнкерком. В отличие от Моне, которого привлекали живописные скалы и буйные моря, Сёра выбрал более спокойные места, которые, как правило, включали искусственные конструкции, такие как стены гавани, пристани, здания, мачты и столбы, которые обеспечивали вертикальные и горизонтальные линии, с которыми он может содержать и обрамлять пейзаж.
Это одна из самых лаконичных композиций Сера.Расположенный на песчаных дюнах Petit-Fort-Philippe, мы видим берег в утреннем свете после того, как отступающий прилив оставил на переднем плане широкий простор открытого пляжа. С другой стороны узкого канала есть летящие сигналы семафоров, предупреждающие, что вода в гавани слишком мелкая для лодок. Вдоль дамбы — один ряд невысоких зданий. Сцена кажется почти безлюдной, за исключением некоторых далеких фигур.
Используя горизонтальную синюю полосу канала и дамбы, Сёра делит картину на две почти равные половины неба и песка.Вертикальные линии мачт и сигнальной башни отражаются чуть ниже двумя швартовными столбами, которые тонко соединяют эти две половины, как скобы или петли. Сёра умело избегает излишней статичности сцены, слегка приподнимая горизонтальную ось, когда наш глаз следует за ней слева направо. Это также помогает создать эффект глубины в плоском пространстве изображения. Одинокий причальный столб у правого края картины обеспечивает точку фокусировки, которая закрепляет композицию. Горизонтальная синяя полоса, разделяющая полотно пополам, компенсируется диагональной белой полосой на пляже внизу.Сёра помещает эту белую полосу параллельно краю треугольного участка зеленой травы в нижнем левом углу. Треугольник был формой, которую часто использовал Сёра, но в этом случае современные фотографии показывают, что песчаные дюны были покрыты травой. Его включение в картину, наряду с другими элементами, такими как один из сохранившихся до сих пор домов, подтверждает, что искусство Сёра было основано на непосредственном наблюдении.
На картине преобладают две области тщательно подобранных цветов: бледно-золотисто-желтый цвет пляжа и голубой цвет неба.Однако это далеко не плоские участки однотонного цвета. При более внимательном рассмотрении можно увидеть технику пуантилизма Сёра, когда он покрывает холст мерцающей мозаикой из точек и мазков несмешанной краски, создавая тонкие градации светящегося тона. Хотя эти мазки хорошо контролируются, они не наносятся равномерно, а варьируются от крошечных цветных мазков до относительно широких мазков.
Сёра также добавил к картине окрашенную границу из цветных точек, которая создает переход между изображением и фактическим кадром.Каждая секция откалибрована для прилегающей области изображения, чтобы усилить хроматическое воздействие этой области — например, глубокий индиго в нижней части дополняет желтый песок, но Сёра добавляет красные точки в нижнем левом углу, где граница находится рядом с зеленый. Выше неба рамка преимущественно оранжевого цвета.
.