«Дети и пейзажная живопись»
Учебно – методический комплекс по теме:
«Дети
и
пейзажная живопиcь».
Учимся видеть,
ценить,
создавать красоту.
Пояснительная записка
Предлагаемая в работе система комплексной
педагогической работы строится на единстве развития художественно –
эстетического восприятия и собственной деятельности детей.
Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. В нашем детском саду проходит знакомство детей с этим жанром, который способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Знакомство детей с пейзажной живописью начинается с четвертого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе.
Работу по обучению детей восприятию
пейзажной живописи следует предварять их собственной изобразительной
деятельностью. Сначала дети знакомятся с эстетическими качествами и
характерными особенностями отдельных объектов природного окружения: овощей,
фруктов, ягод, грибов, цветов, деревьев. Это период подготовки сенсорного и перцептивного
аппаратов, формирование представлений об основных средствах изобразительного
языка и параметров изображения, воспитание серьезного отношения продуктам
своего творчества.
Кроме того, в работе представлена система, предназначенная для ознакомления детей с пейзажем и развития их творческих способностей, включающая принципы отбора картин, задачи, формы и методы работы взрослого с детьми.
Мы открываем перед детьми дверь в бесконечный и прекрасный мир искусства. И. чтобы состоялся серьезный и доверительный разговор, чтобы дети смогли острее видеть и глубже чувствовать, а их души наполнились восторгом и любовью к природе, искусству, Родине, надо отдать им свое сердце, свое отношение к прекрасному и высокую любовь к жизни.
Пейзаж как жанр живописи. Его виды,
особенности и средства выразительности.
Пейзаж (от франц. – местность, страна) – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется так же сам объект такого изображения. Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. земля, вид) – общий вид, панорама какой- либо местности. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада, но это – и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи.
Природа бесконечно разнообразна. Существует
великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим и
уникален. В зависимости от того, что является объектом изображения, различают
следующие виды живописного пейзажа:
Схема видов пейзажей
Первозданный природный
Исторический
Космический
Героический
Сельский Индустриальный
Виды пейзажа Городской
Драматический
Парковый
Романтический Эпический
Лирический
Архитектурный
Первозданный
природный пейзаж – леса, поля, луга, реки, озера, моря. Иногда его еще подразделяют на
лесной пейзаж, морской, горный.
Сельский пейзаж, отражающий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой;
Городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду – здания, улицы, проспекты, площади, набережные, парки. Иногда парковый пейзаж выделяют отдельно.
Архитектурный пейзаж – ведута ( от лат. Видеть) – близок к городскому пейзажу, но здесь художник больше внимания обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
Индустриальный пейзаж показывает роль и значение человека – созидателя, строителя заводов, фабрик, платин, электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов.
Космический или фантастический. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображение художника. Здесь реальность и фантастика идут вместе.
Исторический
пейзаж –
изображение какой-либо местности в определенную эпоху, оживление в памяти
давно минувшего и его эмоциональная оценка.
Природа на полотнах художников, создающих разные виды пейзажей, предстает еще в разное время года, суток, в разную погоду.
Лирический пейзаж ( обычно небольшой по размеру) экспрессивен по настроению и отражает определенные чувства человека – восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой поэтического уголка природы ( И.Остроухов « Золотая осень», А.Саврасов « Грачи прилетели»).
Романтический пейзаж передает бунтарское начало, стремление подняться над обыденным, вызывает яркие, сильные, страстные чувства. Реальная природа переосмысливается в нем в соответствии с определенной мечтой. Это – буйство ветра, грозовые тучи, клубящиеся облака, тревожные закаты ( И.Айвазовский «Волна»)
Эпический пейзаж передает величественные картины природы, полной внутренней силы, особой значимости и монументальности, бесстрастного, повествовательного спокойствия (И.Шишкин «Лесные дали», А.Васнецов «Родина», Б.Щербаков «Проглянет день, как будто поневоле)
Героический
пейзаж –
здесь природа предстает величественной, торжественной, часто недоступной
человеку ( высокие горы, могучие деревья, необозримая гладь океана).
Драматический пейзаж – в этих картинах все предвещает бурю, грозу, вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства (И.Айвазовский «Девятый вал», Ф.Васильев «Болото»).
Ознакомление детей 4-7 лет с пейзажной живописью и развитие их изобразительных способностей .
В средней группе дети впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи. Перед нами встают задачи:
— развивать у ребят интерес к пейзажной живописи, желание ее рассматривать, эмоционально откликаться на настроение картины, ее красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать свое отношение к воспринимаемому пейзажу;
— подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания. При этом он использует особый язык – средства выразительной живописи;
— познакомить с цветом(колоритом) как
средством передачи времени года, состояния природы, погоды , настроения;
рисунком, передающим характерные особенности формы, величины объектов природы;
композицией – построением картины, выбором формата полотна в зависимости от
содержания изображаемого, построением планов (близко – далеко), выделением
главного; сочетанием цветов ( на светлом – темным, на темном – светлым и т. д)
обучить сопоставлять настроение пейзажа с настроением, выраженным в других
искусствах – музыке, поэзии и т.д.
— на доступном для детей уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах: первозданном природном пейзаже с ярко выраженным сезонном и измененном человеком – городском и сельском; о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи;
— обогатить словарь детей сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые ребята смогут использовать в своих оценках и суждениях о произведении.
Детей старшего дошкольного возраста мы продолжаем знакомить с живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально – целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах.
Мы продолжаем учить детей внимательно
вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать
гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают в своих
произведениях художники, поэты, писатели и композиторы; видеть богатство и
гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать ее звуки, запахи, формы.
В этом возрасте, мы продолжаем дальше развивать воображение и ассоциативное мышление ребенка, эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.
Способствуем полихудожественному развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства, музыки, литературы.
Продолжаем работу над формированием у детей
представлений о пейзаже как жанре живописи, его видах и особенностях. Расширим
представления о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями
природы, но и с промежуточными, межсезонными ее состояниями ( например, начало
осени, золотая осень, поздняя осень) в различное время суток (утро, полдень,
вечер, ночь), при различной погоде ( ветер, дождь, снег, гроза, туман и т.д).
знакомим детей с такими видами пейзажа, как сельский, городской, архитектурный,
индустриальный, морской, горный, космический, исторический. Дети узнают о
художниках – пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания
произведения, получают представление о значении произведений искусства в жизни
общества, каждого человека. Уделяем внимание расширению и активизации словаря
детей, наличию в нем оценочных эмоционально-эстетических слов,
искусствоведческих терминов, которые они используют, а своих суждениях о
художественных картинах. Способствуем тому, чтобы полученные сведения дети
использовали в своем изобразительном творчестве.
Тематическое планирование художественно-эстетического развития «Приглашение к творчеству»
Цель: Формировать художественно-эстетическое развитие личности дошкольника.
Задачи : 1. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей.
2. Развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости
и изложении собственных замыслов.
Виды и темы художественно- творческой деятельности | Задачи | Оборудование. | |
Сентябрь- ноябрь. | |||
Изобразительная деятельность «Разноцветные краски» | Научить детей соотносить цвет овощей и фруктов с семью цветами палитры, познакомить их с назначением палитры. | Изображение палитры двух цветов, гуашь. | |
Изобразительная деятельность «Краски природы» | Показать детям на примере
иллюстрации и фотографий красоту творений, созданных самой природой,
возможность передачи состояния природы цветом и линией. | Восковые мелки, гуашь. | |
Изобразительная деятельность «Радуга- дуга» | Показать детям на примере живописной работы цветовой порядок красок в радуге. | Семь красок для радуги. Заготовка фона в виде дуги из белой бумаги для каждого ребенка. | |
Декабрь- февраль. | |||
Изобразительная деятельность « Портрет Зимы» | Научить детей передавать характер зимы через женский портрет. Закрепить композиционные навыки в составлении узора для кокошника. | Рисунки с контурным изображением женского лица в кокошнике, Гуашь, кисти. | |
Изобразительная деятельность «Зимняя сказка» | Закрепление
изображения зимнего пейзажа. | Гуашь, кисти разных размеров. | |
Изобразительная деятельность «Наряд для Зимушки- зимы».Рассматривание картины И.Шишкина «Зима» | Показать детям, как можно передать образ Зимушки- зимы через ее наряд ( цвет, символ) | Плотный картон, бисер, кисти, гуашь. | |
Март- май. | |||
Изобразительная деятельность рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» | Вызывать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы | Бумага, гуашь, кисти. | |
Изобразительная деятельность «Цветы из прошлого» | Познакомить
детей с исчезнувшими растениями, занесенными в Красную книгу. | Варианты монотипий. Ножницы, клей, и кисти. | |
Изобразительная деятельность «Бабочка» | Закрепить с детьми разные нетрадиционные техники, и дать детям возможность раскрасить бабочки в любой технике. | Кисти, гуашь. | |
Старшая группа. Сентябрь- ноябрь. | |||
Изобразительная деятельность « Уходящая зелень лета» | . Продолжать знакомство детей с особенностями цвета. Обучать их составлению оттенков зеленого цвета. | Репродукции
картин: Левитана. И «березовая роща», А. | |
«О чем рассказывает пейзажная картина». Изобразительная деятельность «Времена года» | Развивать художественное – образное видение. Познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года. | Бумага, гуашь, белила. | |
Изобразительная деятельность «Цвет осени» | Учить детей через восприятие пейзажа понимать состояние природы, знакомить их с живописными приемами ( по сырому) | Бумага, кисти, гуашь. | |
Декабрь- февраль. | |||
Изобразительная деятельность «Деревья» | Развивать у детей навыки рисования деревьев костью | Черная гуашь, графические
рисунки различных деревьев. | |
Изобразительная деятельность рассматривание картины К.А.Коровина «Зимой» | Развивать умения в составлении и использовании красок для передачи зимы в собственных рисунках | Бумага, Гуашь. Кисти. | |
Изобразительная деятельность «Зимние впечатления» | Закрепить изображение зимнего пейзажа изобразительными материалами по желанию детей | Гуашь, кисти, фломастеры, листы бумаги разных цветов, акварель. | |
Март- май. | |||
Изобразительная деятельность «Солнечный лес» | Познакомить детей с понятием
«тень», показать, в каких случаях художник пользуется приемом светотени. | Бумага тонированная, белила, гуашь, кисти. | |
Изобразительная деятельность «Тени в лесу» | Обучение детей определению общего цветового тона картины, выявлению градаций светотени в создании пейзажа. | Гуашь, белила, кисти. | |
«Идет, гудет Зеленый шум» А.А.Рылов. Изобразительная деятельность «Весенняя палитра» | Закрепить с детьми изображение пейзажа, продолжать учить детей внимательно и последовательно рассматривать пейзажную картину | Кисти, бумага ,гуашь. | |
Большая книга природы: душевные коллажные картинки, стихи и игры о временах года
Екатерина Ушахина
Шепот осенних листьев под ногами, россыпь звезд на небе, стрекотание кузнечиков в траве, изящный танец снежинок… Все это часть большого мира — мира природы.
И именно о нем удивительно красивая книга Николы Дэвис и Марка Херлда откроет вашему ребенку поэтически одухотворенный мир природы.
В ней, как в самодельном альбоме, собраны стихи и заметки о временах года, животных и растениях, рецепты и интересные наблюдения, которые напоминают нам, что полный чудес и загадок мир ждет нас совсем близко.
Времена годаБольшая книга природы — это одновременно книга о любви ко всему живому, мини-энциклопедия о временах года, сборник нежных и трогательных стихов, красивый альбом о природе с объемными, похожими на гравюры иллюстрациями и просто добрый душевный рассказ о мире вокруг.
Тонкий лиризм текста детской писательницы и натуралиста Николы Дэвис и прекрасные иллюстрации художника Марка Херлда воссоздали красоту природы, ту красоту, что открывается лишь внимательному и любящему взору.
Книга написана для ребят 3‒7 лет. Но и детям помладше будет интересно разглядывать сказочные иллюстрации.
Читать эту книгу можно весь год при смене сезонов. В ней дружно уживаются все четыре времени года и каждый период представлен небольшим сборником коротких текстов: стихотворений и заметок о природе.
Посмотрите, как автор пишет о разных временах года.
Осень — восхитительная пора! Деревья будто охвачены огнём, и ветер кружит в воздухе пламенеющие листья. Птицы лакомятся ягодами, а первые заморозки украшают паучьи сети тончайшей алмазной резьбой.
Природа, ожившая на картинкахЗимой природа замирает. Все прячутся от холода. Дни коротки, а длинные морозные ночи искрятся светом звёзд. Но весна не за горами: она придёт, когда сменятся три луны.
Марк Херлд — талантливый иллюстратор и художник-гравёр — создает поистине поэтичные иллюстрации в книге.
Эти яркие, разноцветные картинки выполнены в технике коллажа с использованием очень широкого спектра материалов. Художник рисует на бумаге пастелью, цветными карандашами, акварелью и тушью, затем дополняет композицию другими рисунками, наклеивая их сверху, а также деталями из текстиля и природных материалов.
В итоге рисунки будто живые, объемные, собранные из лоскутков ткани. А предметы на них выглядят осязаемыми и фактурными. Кажется, можно протянуть руку и взять с картинки бабочку или птицу.
Яркие насыщенные цвета, добрые, немного сказочные сюжеты, простота линий и форм в изображениях. Все это идеально подходит для детского восприятия.
Теплое душевное оформление как будто оживляет природу на картинках. Кажется, что ты не читаешь книгу, а идешь по лесу, прикасаешься к веткам деревьев. Читаешь о весне — и слышишь капель, чувствуешь запахи. Открываешь страницы, посвященные лету, — и прислушиваешься к пению птиц, жужжанию пчел, морскому бризу. Наслаждаешься осенними стихами — и чувствуешь шуршание листьев под ногами, запах спелых яблок и грибов. Читаешь про зиму — и слышишь хруст серебряного снега под ногами.
Стихи и заметки, песниЕще одна чудесная сторона книги — это тексты. Лиричные и шутливые стихотворения, заметки о природе, короткие вступления к каждому разделу «Времена года», советы малышам и даже рецепт ягодного пирога.
Стихи пропитаны любовью ко всему живому, а значит они учат детей чуткости и умению видеть красоту в том, что их окружает. А также развивают художественное восприятие ребенка и формируют любовь к слову.
Все стихотворения спокойные, трогательные, словно написанные ребенком. Непосредственные, но при этом по-своему мудрые, с чистым взглядом ребенка на природу и мир.
Листья
Рассыпаны жёлтые листья повсюду —
Найду на тропинке их, около пруда…
Их смёл ветерок — захотел просушить.
Теперь их удобно ногой ворошить,
Собрать и отправить в подарок кому-то
Оранжево-красным шуршащим салютом!
Книга обогатит речь ребенка, наполнив её красивыми оборотами и новыми словами. А главное — научит замечать прекрасное вокруг:
И глядя порой за крыши,
На блестку звезды горящей,
Ты понимаешь: мир дышит,
Он, как и ты, настоящий!
А если вы захотите, то сможете разучить песни. Например, песню о снеге к Новому году.
Познавательность
Еще одна полезная особенность книги — познавательность. Читая ее, малыш узнает много нового о самых разных природных явлениях. Например, что такое сенокос, надой, компост, кто живет в пруду, чем мотылек отличается от бабочки, как вырастить дуб, как правильно сделать запас семян для посадок и приготовить угощение для птиц.
Игры и занятия по книгеЗамечательно, что в книге масса идей для игр и занятий с малышом. Вот лишь несколько занятий, которые можно организовать осенью.
— Понаблюдайте за стаями улетающих птиц, расскажите ребенку о том, какие птицы относятся к перелетным. Если получится найти в парке птичьи перышки, попробуйте определить, кому они принадлежат.
— Разучите стихотворения о разных временах года и устройте дома поэтические чтения.
— Обязательно съездите на дачу или в деревню. Вместе с ребенком поучаствуйте в сборе урожая. Соберите последние яблоки. При этом можно рассказать малышу о том, какие бывают сорта этого фрукта.
— Чтобы ребенок полюбил природу и научился ее ценить, осенью купите сажанец дерева на рынке и посадите его рядом с домом. Можно даже придумать ему имя. Пусть малыш ухаживает за ним, наблюдает всю зиму, а весной радуется тому, как сквозь почки пробиваются первые листочки — на его собственном дереве.
— Надевайте резиновые сапоги и дождевики и отправляйтесь в лес за грибами. Осень — лучшее время для тихой охоты. Чтобы малышу было интереснее собирать грибы, предварительно прочитайте, какие виды бывают: лисички, белые грибы, рыжики и сыроежки.
— Осенние ночи особенно темные, поэтому в это время года удобно наблюдать за звездами. Вечером после ясного дня вместе с ребенком прогуляйтесь по парку и посмотрите на ночное небо. Прежде чем отправиться на ночную охоту, прочитайте о звездах и созвездиях. Так будет еще интереснее.
- У нее приятная мягкая обложка, удобный формат (28×26).
- Она очень содержательна, наполнена самыми разными текстами. В ней есть стихи, песни, лиричные зарисовки о природе, рецепты, игры и развивающие задания.
- У нее чудесное оформление. Невероятные по красоте иллюстрации понравятся не только детям, но и взрослым.
- Она научит ребенка любви к природе, наблюдательности и чуткости.
- Книга разовьет творческие способности малыша, расширит крузозор, сформирует чувство слова и вкус к хорошим книгам.
- Она подарит множество приятных минут и чудесных идей для совместного досуга детей и родителей.
- Ее смело можно брать на прогулку, чтобы искать вокруг все, что изображено на картинках.
Покажите вашему ребенку удивительный мир природы — такой простой и такой сложный, таинственный, полный загадок и очаровательный. И он обязательно вырастет чутким и любознательным, полюбит все, что его окружает, и научится радоваться каждому мгновению жизни.
По материалам книги «Большая книга природы».
Еще больше интересных рассказов о наших книгах в рассылках МИФ. Детство.
Понравилась статья? Подписывайтесь!
Поделки на природе для детей всех возрастов! • Little Pine Learners
Эта простая поделка-сова подойдет для детей всех возрастов! Дети младшего возраста могут приклеивать основные элементы природы к картонному фону, а дети старшего возраста могут добавлять детали к своим изображениям природы. Вы также можете изменить части природы и вырезать разные картинки, чтобы соответствовать любой теме или времени года!
Эту поделку было очень весело делать! Я люблю этот, потому что он будет восхитительным каждый раз. Взрослому нужно будет вырезать картинку в центре картона, а остальную часть поделки контролирует ребенок! Это очаровательная поделка на память, к которой вы будете возвращаться снова и снова.
Готовы попробовать эту сову!? Вот что вам понадобится.
Расходные материалы:
- Картон – 2 шт.
- Карандаш
- Нож X-Acto
- Листья
- Шпагат или веревка
- Клей
- Перфоратор для бумаги
Этот пост содержит партнерские ссылки для вашего удобства.
Связанный: Проверьте очаровательную летучую мышь Nature CraftВот как сделать поделку-сову:
Шаг 1:
Возьмите 2 куска картона одинакового размера. Вырежьте картинку из одного из картонных кусков. Мне нравится использовать нож X-Acto при вырезании таких картинок из картона. Они очень острые и ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ!
Я распечатал, вырезал и обвел эту бесплатную страницу раскраски с совой на листе картона. Обычно вы можете найти бесплатные раскраски на любую тему, выполнив поиск: бесплатная страница раскраски сова или любая тема, которая вам нужна. А затем дети смогут раскрасить или украсить картинку после того, как вы ее обведете!
Шаг 2:
Теперь приклейте кусочки природы на другой кусок картона. Вы можете использовать листья, палочки, засохшие цветы или любые другие предметы природы! Это не должно быть идеально. Моему пятилетнему ребёнку нравилось выстраивать листочки, но их можно приклеивать в любом порядке.
Заполните всю доску или только ту часть, которая видна через вырез.
Шаг 3:
Положите вырезанную сову на доску. Разве эти листья не похожи на мягкие перья?! Я люблю использовать коричневые листья для поделок, потому что цвета не выцветают, а листья остаются навсегда!
Малыши могут захотеть остановить сову на этом шаге. Я думаю, что это выглядит очаровательно без каких-либо деталей!
Дети старшего возраста, возможно, захотят добавить больше деталей к поделке совы! Мой пятилетний ребенок добавил выпученные глаза, клюв из листьев и гнездо гортензии. Глядя на фото, я думаю, что мы могли бы добавить палку к изображению ветки дерева!
Я соединил два куска картона, связав их шпагатом. Все, что вам нужно сделать, это проделать отверстия в картоне и связать их шпагатом.
Мой малыш так гордился своей поделкой с совами, и мы планируем подарить ее нашему знакомому маленькому любителю сов!
Закрепите его и сохраните на потом!
Надеюсь, вы подарите эту простую сову! Обещаю, вашим маленьким любителям природы она понравится не меньше, чем моим мальчикам.
~ Тара
Нужно больше простых идей о природе?! Проверить:Nature Pictures — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
