Русь стучащая
Сергей Медведев: За год войны в Россию вернулась культура доноса. Стучат все: пассажиры в метро – на своих попутчиков, посетители ресторанов – на людей за соседним столиком, учителя – на учеников, студенты – на профессоров. Можно ли это сравнить с советской культурой стукачества? Является ли донос традиционной формой отношений человека и власти в России? У нас в гостях правозащитник Александр Черкасов и Ольга Романова, глава правозащитного центра «Русь сидящая».
Видеоверсия программы
Корреспондент: Штрафуют и сажают за песни, анекдоты, личные разговоры. Дела о так называемых «фейках» и «дискредитации российской армии» очень часто выходят из доносов. За первую половину 2022 года Роскомнадзор получил около 145 тысяч таких обращений.
Стучат все: пассажиры в метро – на попутчиков, учителя – на учеников, студенты – на профессоров
Недавно москвича Юрия Самойлова арестовали из-за найденной в его телефоне картинки батальона «Азов». Один из пассажиров увидел у него в телефоне якобы запрещенные изображения, сфотографировал его, а после сообщил в полицию. Против жителя Рязанской области Василия Большакова открыли уголовное дело из-за анекдота в социальной сети. Мужчина запостил гипотетический разговор президента Путина и министра обороны Шойгу. Теперь мужчине грозит три года тюрьмы.
Психологи сравнивают это явление с попыткой вымещения злобы, последним аргументом в споре и наслаждением чувством власти, реже — на идеологической почве, а иногда вовсе из-за обиды на человека и мести. У среднестатистического доносчика нет возраста, портрета, доносят практически все социальные группы.
Смотри также
Чего добился Путин?
Сергей Медведев: Ольга, это какое-то качественное изменение, или все это накапливалось годами?
Ольга Романова: По тюремной сфере я вижу серьезное изменение к стукачеству. Пенитенциарная система у нас вообще никогда не реформировалась. Сейчас она формально в Минюсте, но фактически под ФСБ. Оперативная и тюремная службы и ФСБ сейчас правят бал в зонах, отсюда и пытки. Пытки и съемки их на камеру – это принуждение к сотрудничеству. Тебя насилуют шваброй шестеро мужиков, а седьмой снимает, а потом ты подписываешь контракт, и тебе говорят: «Взбрыкнешь – мы покажем пленочку твоим односельчанам» (где-нибудь на Кавказе). Это работает.
У среднестатистического доносчика нет возраста, портрета, доносят практически все социальные группы
Александр Черкасов: Я еще в 90-е годы слышал, что с точки зрения нашего ментовского начальства, гражданское общество – это те, кто сотрудничает с опером. Другое дело, насколько это явление осуждаемое или одобряемое. И третье дело: не всякое письмо, поступившее в органы, получает ход. Это происходит, если это соответствует текущим установкам руководства. Обычно очень тяжело добиться того, чтобы зарегистрировали заявление о преступлении.
Сергей Медведев: По-моему, меняются отношения человека и государства. Человек с еще большим рвением начинает доносить на своего ближнего. Если люди из позднесоветского времени были вместе против государства, то сейчас каждый человек по отдельности с государством против своего ближнего.
Ольга РомановаОльга Романова: Я бы даже не сказала, что по отдельности: случаи говорят о солидарности доносчиков. Случай с Машей Москалевой показывает связь поколений. Ведь учительнице рисования, которая написала донос на девочку, 82 года (она сейчас срочно ушла на пенсию)! Потом была классная руководительница – ей около 30-и, была директриса школы – моя ровесница, были дети, одноклассники Маши, и были их родители, то есть были абсолютно все возрастные спектры приняли в этом участие.
А сколько случаев, когда дети записывают учителей, потом приходят с родителями в полицию. Наверное, одна из самых страшных вещей – написать донос на учителя. И мы еще наблюдаем доносы матерей на детей. Мать приводит за руку в военкомат своего ребенка и говорит: «Заберите его в армию, он – гей, пусть хотя бы умрет, как мужик!»: простите, это уже какая-то последняя форма доноса…
Довлатов писал о личной ответственности каждого: начни с себя, не вини социум и государство
Сергей Медведев: Насколько все это воспроизводит советские практики: знаменитое довлатовское – «кто написал четыре миллиона доносов»?
Александр Черкасов: У Сергея Довлатова это фигура речи: ради красного словца не пожалею и отца. Если смотреть в более широком контексте, то Довлатов писал о личной ответственности каждого: начни с себя, не вини социум и государство. Дело в том, что доносы никогда не играли решающей роли при советской власти. Большая часть советских граждан была репрессирована государством в рамках больших кампаний, массовых операций, где, может быть, на сотню делах в трех найдется донос. Но разговор о советских репрессиях и 50-х годов, и более поздних в значительной степени сводился к тому, а кто на кого настучал, кто кого посадил… И это уводило от главного, от того, что все-таки главный актор здесь – государство.
Смотри также
На Лию Ахеджакову написали донос в Генпрокуратуру
Сергей Медведев: Рассуждает аналитик Андрей Колесников.
Андрей Колесников: Увеличение числа доносов – это ведь один из индикаторов того, что наше государство балансирует уже где-то между авторитаризмом и тоталитаризмом. Это пробуждение спящих тоталитарных инстинктов населения, которые, казалось бы, давно исчезли. А оказывается, нет. Все это хранилось где-то в отдаленных уголках души, и стоило атмосфере превратиться в аморальную (а военная атмосфера абсолютно аморальна, она провоцирует в человеке самые низменные инстинкты), как люди начали соответствовать ситуации, то есть вести себя так, как это поощряется государством.
Эта система держится на штыках и доносах, потому что с определенного момента Путин лишил людей права на пассивность в рамках старого социального контракта: «Вы, главное, не лезьте к нам!» Уже недостаточно молчать, надо действовать или говорить. Это уже ситуация тоталитарного режима. Атмосфера в обществе сгущается, и люди начинают вести себя более осторожно.
Сергей Медведев: Ольга, вы живете в Берлине. Насколько в немецкой бытовой культуре развит донос?
Увеличение числа доносов – индикатор того, что государство балансирует между авторитаризмом и тоталитаризмом
Ольга Романова: Германия – в этом смысле страна стукачей, доносчиков или людей, которые резко реагируют на любые нарушения порядка. Здесь совершенно незнакомый человек может начать учить тебя жить. Разница в последствиях и в посыле: ты не разделяешь правильно мусор, а мы правильно разделяем; ты безответственный человек – мы тебя сейчас научим; ты превысил скорость и создал общественную опасность – давай мы с тобой будем работать, чтобы ты больше не превышал. Но здесь нет желания посадить за это в тюрьму. Если человек пишет в полицию, слыша, как за стеной сосед бьет жену, – это, конечно, не донос, а нормальное гражданское поведение, предотвращение преступления.
Если все-таки посыл, как в известной советской картине про новую квартиру, с вечным мемчиком: «Хорошо, что старых жильцов расстреляли», – то, конечно, речь идет о доносе, о сведении счетов, об аморальном поступке. А если ты хочешь улучшения общественного порядка и не предполагаешь, что нарушителя за это посадят в тюрьму, а ты будешь иметь какой-то бонус, то ты просто улучшаешь мир вокруг себя. Но тут нет последствий, что кого-то посадят в тюрьму, уволят с работы, объявят «иностранным агентом», он будет вынужден бежать из страны.
Александр Черкасов: Есть большая традиция, в которую у нас неплохо вписывается эта кампания. Да, эксплуатируются эти паттерны прошлого, а сигнал на соседа или на кого-то еще в каких-то случаях может быть социальным лифтом, а если это профессиональная работа, то маленьким заработком или избавлением от неприятностей в случае вербовки и сотрудничества под давлением. Но ведь это каждый раз ситуация, оставляющая возможность свободного выбора. В середине 70-х годов к будущему лидеру крымско-татарского национального движения Мустафе Джемилеву подсадили человека по фамилии Дворянский, который должен был дать на Мустафу показания. А он вместо этого рассказал об этом плане и, в общем, нехило пострадал. Можно свести все к режиму, который снимает с людей ответственность, и тут мы возвращаемся к тому же Довлатову, а можно сказать, что при любом режиме у человека остается личный выбор.
Доносчик как бы получает часть власти, которая ему делегируется
Сергей Медведев: У меня такое ощущение, что за этот год происходит какая-то кристаллизация репрессивной машины и поддержки репрессий внутри населения. Люди психологически загнаны в тупик. Они, находясь в этой атмосфере, может быть, из страха выбирают вариант сотрудничества и поддержки. Вам не кажется, что растет публичная поддержка репрессивной машины?
Ольга Романова: Я сижу в тюремных чатах с родственниками по всей стране и вижу настроения того самого сурковского, извините, глубинного народа, такой настоящей России. Да, действительно, настроения меняются. Я это увидела по отношению к Пригожину, к ЧВК «Вагнер». Он буквально за несколько месяцев из «лысого хрена с горы» (извините за выражение, я цитирую) стал вдруг чуть ли не Данко, который с горящим сердцем зовет людей на волю. Его очень полюбили, не сразу, но резко. Параллельно с этим начались другие вещи. Мы отказываем в помощи людям, которые поддерживают войну, объясняем им, почему. Реакция такая: «А мы про это расскажем!». И эта реакция – через паузу: люди пытаются сообразить, как это может быть, что кто-то открыто говорит вещи, которые им запрещены.
Смотри также
На актёра Данилу Козловского написали донос в прокуратуру
Сергей Медведев: Новости прошлой недели: на адвоката в Петербурге донесли две жены заключенных, которых завербовали в ЧВК «Вагнер». У них возникают вопросы с оплатой, со сроками, они пришли к адвокату, и адвокат усомнилась в том, правильно ли они сделали, поехав воевать. Они тут же на нее донесли – и против адвоката завели дело.
Ольга Романова: Во многом это еще и страх: человек увидел «инопланетянина», который против войны, не любит Путина. Это странно и, видимо, надо сообщить, что высадился космический корабль, а там какие-то черти. Это страх перед тем, что очень необычно, ведь вокруг тебя ничего подобного нет.
Сергей Медведев: Может быть, пробудилась традиционная российская коллективность, община? Война сформировала новую историческую, политическую общность российского народа, который самореализуется, утверждает свою идентичность за счет поддержки этой войны, или даже не поддержки, а отсутствия отрицания. Они не мыслят вне рамок этой войны, и здесь фактически Путин предлагает новый вариант идентичности. Я не говорю, что вся Россия это поддерживает, но те манифестации, которые мы видим, достаточно массовые.
Война сформировала новую историческую, политическую общность российского народа
Александр Черкасов: Доносчик обретает власть, как бы получает часть власти, которая ему делегируется. А в обществе, где все, в общем, унижены, это сильная штука. И другая сильная штука, если обратиться к советскому опыту: иногда доносчик считает, что он более сложный человек, чем те, на кого он доносит. Это тоже дает ему некоторую толику извращенного самоуважения. Это ложные психологические механизмы, но они действуют. И иногда в собрании очень достойных людей находится такой. Что с ним будет дальше? Что он получит в итоге? Это отдельный сюжет. Но, будучи запущены, эти психологические механизмы не так массово, но достаточно много рождают новую страту, которая раньше, может быть, и не знала за собой таких свойств.
Сергей Медведев: Действительно, не хочется сейчас говорить, что Россия превратилась в страну доносчиков. С другой стороны, подлый социальный закон заключается в том, что общество и отдельные коллективы определяются по своему наихудшему члену. Было какое-то собрание людей, на котором присутствовали 10-20 человек, а институциональные последствия наступили от одного доноса, который заложил всех остальных. Мне кажется, что наша информационная картинка формируется по наименьшему общему знаменателю, которым является вот эта новая страта доносчиков.
Александр Черкасов: Да, есть уголовные дела с доносами, но проецировать это на всех… Не по Иуде же судят! Да, сейчас такое время. Но мы помним другую историю, когда было сказано: если найдете в городе 20 праведников, город будет спасен.
Сергей Медведев: Оля, если уйдет Путин, изменится политическая система власти, исчезнут и доносы? Люди просто считывают сигналы сверху?
Путин и путинизм пробуждают худшее в людях, в стране, в культуре
Ольга Романова: Думаю, да. Человеческая природа, естественно, не изменится, но, полагаю, очень многие вещи уйдут: например, желание убивать… Это не «уйдет Путин», а уйдет то, в чем мы сейчас живем, – уйдет путинизм. Когда я встречаю на Западе людей из России, которые приехали и сейчас опять уедут, мы с ними разговариваем в кафе или на улице, и, слыша русскую речь незнакомых людей, они замолкают и говорят: «Давай не будем здесь об этом говорить». Люди уже начали всюду видеть опасность.
Сергей Медведев: Из России люди пишут, что формируется общество молчания, люди учатся молчать. Это, наверное, одно из самых страшных явлений, тот морок, который ложится на российское общество. Наверное, это свойство Путина и путинизма – они пробуждают худшее в людях, в стране, в культуре. Удивительно, как один человек и одна политическая система могут менять поведение нации!
Движения цитоплазмы в растительной клетке, рисунок, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. DAE-10207041
agefotostock ®
место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене
Купить это изображение сейчас.

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | €59.99 | |
Информативный сайт | | 89,99 € | |
Издательский. Книга внутри | | 139,99 € | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | 169,99 € |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Купить сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения:
ДАЭ-10207041
Фотограф:
Коллекция:
Редактор де Агостини
Пользовательская лицензия: Управление правами
Дата съемки:
21. 04.2017
Наличие высокого разрешения:
До XL
50 МБ
А3
(3299 х 5588 пикселей —
27,9 х 47,3 см —
300 точек на дюйм)
Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.
Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.
×
Изображение композиции
Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.
Прекратить показ этого сообщения
Принимать
Ранние иллюстрации нервной системы Камилло Гольджи и Сантьяго Рамона-и-Кахала – The Public Domain Review0085 (1885) — Источник
Человеческое поведение в настоящее время интерпретируется через призму нейронауки. День за днем новостные агентства публикуют статьи, в которых объясняется, как исследователи нанесли на карту какую-то новую часть центральной нервной системы, сопоставив наши мысли, движения и эмоции с различными «нейронными субстратами» в нашем спинном и головном мозге. Представление о том, что все наше восприятие мира является результатом множества мелочей, называемых «нейронами», стало если не понятным, то, по крайней мере, знакомым большинству из нас.
Тем не менее, нейронауки — совсем новая отрасль биологии. «Нейронная доктрина», в которой выдвигалась концепция нервной системы как совокупности дискретных отдельных клеток, не набирала оборотов до конца 1880-х годов. На самом деле, Камилло Гольджи — один из ученых, чьи открытия сделали возможной нейронную доктрину, — отверг ее и вместо этого цеплялся за «ретикулярную теорию», утверждавшую, что клетки нервной системы (то, что мы сейчас назвали бы нейронами) образуют единую сеть, или ретикулум.
Самой идее о том, что живые существа состоят из клеток, нет и двухсот лет. Хотя английский эрудит Роберт Гук (1635–1703) и голландский бизнесмен Антони Ван Левенгук (1632–1723) первыми начали конструировать и использовать микроскопы в научных целях, только в 1820-х годах технология улучшилась настолько, что микроскописты смогли изолировать клетки. Примерно в то же время новые красители для окрашивания тканей животных позволили ученым увидеть, что клеточные тела (сома) могут иметь только одно нервное волокно (аксон), но несколько «протоплазматических отростков» (дендритов), которые, по-видимому, позволяют клеткам общаться.
Во многом из-за технологических ограничений даже исследователи, имевшие доступ к самым мощным микроскопам девятнадцатого века, пришли к выводу, что клетки должны общаться, сливаясь вместе и образуя сеть: это была ретикулярная теория, которую Гольджи (1843–1926) применил. на его опыты.
Гольджи родился в семье врача в маленьком городке в Ломбардии, Италия. Учился в Павийском университете, где со временем специализировался на этиологии психических расстройств. Желая заняться исследованиями, но нуждаясь в деньгах, он устроился на работу в больницу, где во импровизированной лаборатории, устроенной на кухне, разработал то, что он назвал «черной реакцией». Теперь известный как метод Гольджи, он включает погружение образцов ткани в нитрат серебра, в результате чего на соме, аксоне и дендритах образуется черный осадок, который после помещения под микроскоп становится отчетливо виден на желтом фоне. Этот метод позволил не только проследить связи между нейронами, но и визуализировать сложную сетевую структуру головного и спинного мозга.
Без «черной реакции» Сантьяго Рамон-и-Кахаль (1852–1934), возможно, никогда не сделал бы открытий, которые до сих пор определяют наше понимание центральной нервной системы. Еще один сын врача, родившийся в маленьком городке (Петилья-де-Арагон в Сарагосе, Испания), Рамон-и-Кахаль был мятежным ребенком, который хотел стать художником. Это совсем не то, что его отец поощрял, и между ними была большая антипатия, пока однажды суровый отец не пригласил своевольного сына помочь ему выкопать человеческие останки с местных кладбищ. Зарисовка костей привила Рамону-и-Кахалю страсть к анатомии, которая помогла ему в учебе в университете и в медицинской школе в Сарагосе. После короткой, несчастливой, измученной малярией службы в качестве офицера медицинской службы испанской армии на Кубе, он вернулся в Испанию, где стал профессором, чрезвычайно увлеченным возможностями современной микроскопии.
На протяжении 1880-х годов Рамон-и-Кахаль работал над улучшением «черной реакции» Гольджи. Вырезая более толстые срезы ткани, окрашивая их более интенсивно и используя материал птиц и молодых млекопитающих (чьи аксоны не были покрыты жировой субстанцией миелином, которая мешала методу Гольджи), Рамон-и-Кахаль разработал более надежную процедуру окрашивания, которая позволила ему, как пишет Стэнли Фингер в книге Minds Behind the Brain , «систематически изучать элементы нервной системы».
Не найдя ни одного научного журнала, желающего опубликовать его открытия, которые, как и у Гольджи, включали множество иллюстраций, Рамон-и-Кахаль основал собственный журнал. Хотя он отнюдь не был богат (и к тому же отец шестерых детей), он издал его на собственные деньги и разослал по почте шестьдесят экземпляров каждого номера анатомам всего мира. Его самым революционным открытием было полное отсутствие доказательств слияния аксонов или дендритов и формирования сетей, подобных описанным Гольджи. Он заметил, что, напротив, казалось, что нейронам не нужно соприкасаться, чтобы общаться. Они должны были быть смежными только для того, чтобы сигналы передавались от одного к другому. (Термин «синапс», используемый для описания структуры, которая позволяет нейрону передавать свой сигнал, не был придуман Чарльзом Шеррингтоном до 189 г.7.)
В 1906 году Гольджи и Рамон-и-Кахаль были совместно удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине и приглашены на сцену в Стокгольме. «Мы ожидали, — пишет Фингер, — что Гольджи расскажет о пятне, которое позволило ученым увидеть нейроны лучше, чем когда-либо прежде», а Каджал «опишет исследования, которые привели его к доктрине нейронов». Однако, как только он вышел на подиум, Гольджи начал нападать на нейронную теорию (назвав ее «причудой, уже выходящей из моды»). Рамон-и-Кахаль, по понятным причинам, был не совсем доволен этой атакой на его идеи, но, в отличие от Гольджи, он был любезен. Он назвал пожилого человека своим «прославленным коллегой» и позволил времени сделать свое дело.
Ниже вы можете просмотреть ряд прекрасных иллюстраций Гольджи и Рамона-и-Кахаля к их открытиям — важным изображениям ранее невидимых ответвлений, лежащих в основе каждой нашей мысли и жеста.
Чтобы узнать больше о замечательных образах Кахаля, также ознакомьтесь с книгой 2017 года Красивый мозг: рисунки Сантьяго Рамона-и-Кахаля .
Опубликовано
28 января 2021
Теги
anatomy22biology4
Источник | Различное, см.![]() |
Другие материалы Викисклада в PDR (97)
Основные права на работу | PD по всему миру | |
Цифровая копия Права | PD Wikimedia | |
Скачать | Щелкните правой кнопкой мыши на изображении или посмотрите исходники. |
Часть вертикального разреза зубчатой фасции. Тарелка XXIII из 9 Камилло Гольджи0084 Sulla fina anatomia degli organi Centrali del Sistema nervoso (1885) — Источник
Некоторые типы ганглиозных клеток в извитом сером слое большого гиппокампа стопы. Пластина XIII из книги Камилло Гольджи Sulla fina anatomia degli organi Centrali del Sistema nervoso (1885) — Источник
Другие типы нервных клеток в большом гиппокампе кролика. Пластина XIV из книги Камилло Гольджи Sulla fina anatomia degli organi Centrali del Sistema nervoso (1885) — Источник
Часть вертикального разреза большого гиппокампа кролика. Пластина XXI из книги Камилло Гольджи Sulla fina anatomia degli organi centrali del sistema nervoso (1885) — Источник
Часть вертикально-поперечного среза большой стопы гиппокампа кролика. Пластина 26 из немецкого издания книги Камилло Гольджи Sulla fina anatomia degli organi Centrali del Sistema nervoso (1885) — Источник
Pes Hippocampi major. Тарелка XIX из 9 Камилло Гольджи0084 Sulla fina anatomia degli organi Centrali del Sistema nervoso (1885) — Источник
Вертикально-поперечный срез большого гиппокампа стопы новорожденного котенка. Пластина XX из книги Камилло Гольджи Sulla fina anatomia degli organi Centrali del Sistema nervoso (1885) — Источник
1885) — ИсточникНервные клетки в обонятельная луковица собаки (деталь) из 9 Камилло Гольджи0084 Центральная анатомия органов нервной системы (1885 г.) — Источник
Нервные клетки обонятельной луковицы собаки (фрагмент), из книги Камилло Гольджи 885) — Источник
Нервные клетки в обонятельной луковице собаки (фрагмент), из книги Камилло Гольджи Sulla fina anatomia degli organi Centrali del Sistema nervoso (1885) — Source
Santiago Ramon y Cajal, изображение нервных клеток, ок. 1900 — Источник
Сантьяго Рамон-и-Кахаль, изображение аксона нейронов Пуркинье в мозжечке утонувшего человека, ок. 1900 — Источник
Сантьяго Рамон-и-Кахаль, перерезанный нерв вне спинного мозга, 1913 — Источник
Сантьяго Рамон-и-Кахаль, опухолевые клетки покровных оболочек головного мозга, 1890 — Источник
Сантьяго Рамон-и-Кахаль, травма Пуркинье нейроны мозжечка, 1914 — Источник
Сантьяго Рамон-и-Кахаль, глиальные клетки спинного мозга мыши, 1899 — Источник
Сантьяго Рамон-и-Кахаль, нейрон Пуркинье из мозжечка человека, ок. 1900 — Источник
Иллюстрация из «» Сантьяго Рамона-и-Кахаля «Новые идеи о структуре нервной системы: у человека и среди позвоночных» , 1894 — Источник
Иллюстрация из Сантьяго Рамона-и-Кахаля ‘s Новые идеи о структуре du système neuroux : chez l’homme et chez les vertébrés , 1894 — Источник
Иллюстрация из 9 Сантьяго Рамона-и-Кахаля0084 Новые идеи о структуре нервной системы : chez l’homme et chez les vertébrés , 1894 — Источник
z l’homme et chez les vertébrés , 1894 — ИсточникИллюстрация из книги Сантьяго Рамона-и-Кахаля «Новые идеи о структуре нервной системы: chez l’homme et chez les vertébrés , 1894 — Source
900 02 Иллюстрация из книги Сантьяго Рамона-и-Кахала Новые идеи о структуре нервной системы : chez l’homme et chez les vertébrés , 1894 — Источник z l’homme et chez les vertébrés , 1894 — ИсточникИллюстрация из книги Сантьяго Рамона-и-Кахаля «Новые идеи о структуре нервной системы: chez l’homme et chez les vertébrés , 1894 — Source
900 02 Иллюстрация из книги Сантьяго Рамона-и-Кахала Новые идеи о структуре нервной системы : chez l’homme et chez les vertébrés , 1894 — Источник z l’homme et chez les vertébrés , 1894 — ИсточникИллюстрация из книги Сантьяго Рамона-и-Кахаля «Новые идеи о структуре нервной системы: chez l’homme et chez les vertébrés , 1894 — Source
900 02 Иллюстрация из книги Сантьяго Рамона-и-Кахала Les nouvelles idées sur lastructure du système neuroux: chez l’homme et chez les vertébrés , 1894 — Источник ОС , 1915 — ИсточникИллюстрация из книги Сантьяго Рамона-и-Кахаля Contribución al conocimiento de los centros nerviosos de los насекомых , 1915 — Источник
Схема структуры сетчатки млекопитающих из «Структуры сетчатки млекопитающих» ок.