ЗОЖ — образ жизни человека
Министерство здравоохранения Астраханской области
ГБУЗ АО «Центр медицинской профилактики»
Памятка для населения
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Известно, что наше здоровье на 10% определяют наши гены, на 20% окружающая среда, в которой мы живём, ещё 10% уровень медицинского обслуживания, а остальные 60% — здоровый образ жизни.
ЗОЖ включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, личную гигиена, искоренение вредных привычек и стресс.
· Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. Режим дня надо строить с учётом возраста, характера трудовой деятельности и состояния здоровья. Рациональное чередование физического труда и умственной работы – залог хорошего самочувствия, высокой работоспособности. Также важно чередование трудовой активности и отдыха. Существенным компонентом отдыха в течение суток является сон. Очень важным для здоровья и работоспособности является выработка правильного ритма сна. Полноценно отдохнуть во сне надо тоже уметь. Сон взрослого человека должен длиться не менее 7-8 часов. Что может обеспечить полноценный сон?
1. Перед сном хорошенько взбивайте подушки. Лучше всего пользоваться небольшой прямоугольной подушкой или валиком под шею.
2. Уберите из комнаты все цветы и источники сильных запахов.
3. Не ешьте на ночь и воздержитесь от распития спиртных напитков перед сном.
4. Чтобы выспаться, нужно обязательно ложиться спать до полуночи (недосыпание ведёт к переутомлению нервной системы, истощению её и ослаблению организма).
5. Ваша постель должна иметь твёрдую и ровную поверхность.
6. Не рекомендуется спать перед телевизором или в комнате с работающим компьютером.
7. Лучше спать, переворачиваясь с одного бока на другой, чтобы отдыхали внутренние органы правой и левой стороны.
8. Воздух в комнате должен быть чистым, для этого хорошо привыкнуть спать с открытой форточкой или окном (при температуре 17-180С).
· Рациональное питание – чрезвычайно важно для здоровья. Питание должно быть полноценным, т.е. содержать достаточное количество углеводов (50-75%) за счёт каш, овощей, макаронных изделий; достаточное количество белка (10-15%) как растительного, так и животного происхождения; жиров (15-30%) так же растительного и животного происхождения. Питание должно быть энергетически сбалансировано, т.е. поступать в организм должно столько же питательных веществ и энергии, сколько было потрачено. Питание должно быть регулярным, не менее 4-5 раз в сутки. Завтрак обязателен! Перерыв между ужином и завтраком не должен превышать 10 часов. Правильное питание – это залог Вашего здоровья и активного долголетия.
· Двигательная активность – важнейшее условие здорового образа жизни и поддержания нормального веса человека. В современном мире люди склонны мало двигаться. Лица с достаточным уровнем физической подготовки реже страдают хроническими заболеваниями. Наоборот, лица, которые ведут сидячий образ жизни, склонны к ожирению и приобретению многих хронических заболеваний. Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни, 70 ступенек сжигают 28 калорий.
· Закаливание – является составляющей здорового образа жизни. Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание должно быть постоянным и последовательным, им следует заниматься ежедневно.
Из всех видов закаливания самым простым является закаливание воздушными ваннами. Принимают воздушные ванны обнажёнными до пояса, сочетая их с занятиями гимнастикой, бегом или другими физическим упражнениями.
Наиболее сильный закаливающий эффект оказывают водные процедуры – обтирание, обливания, душ, ванны, растирание снегом и моржевание. Закаливание водой начинают с обтирания и обмывания части или всего тела, затем переходят к обливанию сначала тёплой водой (32-340С), затем водой комнатной температуры, постепенно снижая её до 15-100С. Продолжительность процедуры составляет 2 минуты.
К методам закаливания относят также ходьбу босиком, сначала в квартире по полу, затем в мае-сентябре по земле, сочетая её с холодными ножными ваннами (температура воды 18-100С).
· Личная гигиена – это гигиена режима личной жизни и быта, труда и отдыха человека, элемент здорового образа жизни. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Соблюдение правил личной гигиены способствует сохранению здоровья и трудоспособности, а следовательно, и активной долголетней жизни.
· Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).
При курении простуда и кашель чаще приводят к осложнениям. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, — около половины достаётся тем, кто находится рядом с ним. В семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению.
Ограничьте употребление алкоголя. Алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. Изменение психики, возникающее при эпизодическом приёме алкоголя (возбуждённость, подавленность и т. д.) обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.
· Профилактика стресса, положительный эмоциональный настрой – научитесь расслабляться, представляя себе какой-нибудь приятный пейзаж. 30 минут в день достаточно для повышения сопротивляемости организма к различным инфекциям. Если Вы научитесь расслабляться, то сможете активизировать иммунную систему.
ХОТИТЕ СТАТЬ ЗДОРОВЫМИ – УЧИТЕСЬ ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, СВОЮ ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЬЕ СВОИХ БУДУЩИХ ДЕТЕЙ!
Материал подготовлен
редакционно-издательским отделом
ГБУЗ АО «ЦМП» — 2016г.
Конспект занятия по ЗОЖ. Клубный час «Я выбираю здоровье»
Цели:
- Формирование понимания значимости здоровья и необходимости его сохранения;
- Обретение первичных навыков сохранения и укрепления здоровья;
- Создание условий для обретения учащимися навыков по укреплению здоровья.
Подготовительная работа:
- Анкетирование родителей и детей по проблеме здорового образа жизни.
- Формирование банка пословиц, поговорок, цитат знаменитых людей о здоровье.
- Поиск информации (по группам по темам: «Правила питания»; «Правила закаливания»; «Гигиена зрения».
- Оформление класса, доски( по группам, индивидуально: солнышко, дерево, шары, девизы, эпиграф.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыка Э.Грига «Утро»; карточка темы «Здоровый образ жизни», на доске задачи урока и закрыты, цветок с правилами на лепестках, картинки микробов, книги о питании, песня Высоцкого «Утренняя гимнастика», фото лёгкие и зубы курящего человека; карточки на доске для рефлексии.
Оборудование для обучающихся: карточки с пословицами, картинки с продуктами, карточки с началом сказки, лепесточки для рефлексии. Карточки с режимом дня.
Ход клубного часа
1 этап — мотивационныйДети (20 человек) сидят полукругом. Перед каждыми 10 ребятами стоит маленький столик.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно( если светит солнышко: отметить, если нет: обратить внимание на доску ) У нас на доске есть солнышко. Оно нам улыбается! Давайте и мы нашу встречу начнем с улыбки.
Расслабляющий тренингЗдравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь.
(В.Солоухин)
Тренинг проводится на фоне музыкальной композиции «Утро» Э.Грига.
— Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро.
Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.
Здравствуй, солнце золотое! (рисуют руками круг)
Здравствуй, небо голубое! (руки поднимают вверх, машут кистями)
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, милый мой дружок! (поднимают руки вверх и машут ими)
В этом слове спрятано пожелание другому человеку самого важного — здоровья. И сегодня, после ваших теплых улыбок, пожеланий здоровья, давайте оставим плохое настроение за дверью. Согласны?
— А теперь вопрос: Вы любите болеть?
А вы умеете беречь свое здоровье? А как? (брейн-стронг)
Многие народы накопили опыт сохранения здоровья на долгие годы, и люди всего мира этим опытом пользуются. Вот и мы сегодня к нему обратимся. НАЧИНАЕМ!!!
2. Основная частьВы подбирали эпиграф к нашему клубному часу. Как прошло голосование? Ваш выбор. (Группы озвучивают результаты)
Итак: выбрали: Я хочу быть здоровым!!!!
Тема нашего часа «Я выбираю здоровье!»
Мы сейчас разделимся на группы.
— Представьте себе, что наше здоровье — это большой красивый цветок. Чтобы он расцвёл, нам необходимо узнать правила здорового образа жизни.
На доске кружок от цветка, на котором написано слово здоровье.
— Ответим сначала на 1-й вопрос. Что такое здоровье, ваши предположения?
— А в словаре В.Даля даётся следующее определение здоровья: состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни.
* Задание Доктора Пилюлькина.
— Продолжите пословицы о здоровье человека.
- В здоровом теле… (здоровый дух).
- Голову держи в холоде (а ноги в тепле)
- Заболел живот, держи (закрытым рот)
- Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
- Землю сушит зной, человека (болезни)
- Любящий чистоту (будет здоровым)
- Кто курит табак (тот сам себе враг).
- Здоровье дороже… (золота).
- Ум да здоровье … (всего дороже).
- Солнце, воздух и вода… (наши лучшие друзья).
Доктор Пилюлькин: — А зачем моется человек? (Чтобы быть чистым, вкусно пахнуть, ничем не заболеть).
— Почему плохо быть грязнулей?
(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши — человек плохо слышит. Грязная кожа — человек плохо дышит. Грязные руки — появляются кишечные заболевания.)
— У Чистоты есть помощники. Назовите их (мыло, шампунь, зубная щётка, вода, мочалка, расчёска).
— Я предлагаю вам послушать сказку о микробах.
Жили-были микробы — разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе — на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
— Откуда появляются микробы на коже? (от грязи)
— Что помогает нам победить микробов?
— Как вы заботитесь о чистоте тела? (Рассказ представителей от групп)
На цветке появляется первый лепесток «Соблюдайте чистоту!».
Доктор Медуница: Игра «Полезно, вредно».
На стене расположены картинки с разнообразной едой.
— Ребята, а сейчас поиграем. Снимаете картинку со стены и крепите её на доску, распределяя продукты по группам: полезно и вредно.
— Почему эти продукты полезны? А эти вредны? (Овощи и фрукты — есть витамины, укрепляют здоровье; вредные продукты приводят к болезням, разрушают здоровье).
— А сейчас я предлагаю вам поработать в группах: продолжить сказку.
Продолжите сказку: (групповая работа (по 10 чел.))
На карточках: «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда».
— Какая случилась беда с принцессой? (Стала худой, грустной, болел живот).
— Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу. Расскажите, как правильно питаться.
Правила появляются на доске:
Здоровое питание: разнообразное, богатое овощами и фруктами, регулярное, без спешки.
— Объясните, что значит «разнообразное»?
— Объясните, как понимаете пословицу «Овощи — кладовая здоровья».
Это интересно! Выставка книг о правильном питании.
— Ребята, кто побольше хочет узнать о правильном питании почитайте эти книги.
— Поднимите руку, кто питается правильно? Если нет, постарайтесь поправить дело.
— Назовите второе правило здорового образа жизни.
На цветке появляется 2-й лепесток: «Правильно питайся».
(Физминутка — аэробика под песню Высоцкого «Утренняя гимнастика» в исполнении «А-Студио» выполняют зарядку вместе с доктором Медуницей и доктором Пилюлькиным
— Ребята, скажите, чем надо заниматься, чтобы быть здоровым и весёлым?
- Делать зарядку.
- Играть в подвижные игры на воздухе.
- Заниматься физическим трудом и физкультурой.
- Заниматься спортом.
— Поднимите руку, кто из вас посещает спортивные секции?
— Зачем много двигаться?
— Назовите 3е правило ЗОЖ.
На цветке появляется лепесток «Больше двигайся!»
— Посмотрите на доску, это лёгкие и зубы курящего человека. (На доске картинки).
— Курение является вредной привычкой.
Про вредные привычки рассказывают 3 ученика у доски.
— Эти три привычки самые — самые вредные для человека!
Поэтому выведем последнее правило ЗОЖ.
Лепесток «Вредным привычкам «Нет!!!»
Доктор Медуница: — Вставьте следующее слово в предложение.
Питание — одно из необходимых условий для жизни человека. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.
Почему мы называем одни продукты полезными, а другие неполезными? (Одни продукты содержат витамины, а другие — нет).
Что такое витамины?
—Витамины — это вещества необходимые для поддержания жизни.
-Какие витамины вы знаете ребята? (Представители групп)
Доктор Айболит: Стихи о человеке и его часах.
Кто жить умеет по часам,
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть.
Успеет в школу он дойти
За парту в школе сесть.С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай.
Уроки делай не спеша
И книг не забывай.Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
— Хороший был денёк!
— О чём говорится в этом стихотворении? (о режиме дня)
— Вы — ученики, а учёба — это тяжёлый труд. И чтобы не переутомляться, надо правильно организовать свой день. Я хочу попросить вас, ребята, помочь третьеклассникам из другой школы: составить режим дня.
Работа в группах.
Проверка:
— Ребята, я вспомнила, что в книге «Здоровье ребёнка» я нашла режим дня. Я сейчас предлагаю сверить ваш режим дня с режимом дня из книги. (Режим дня на экране).
— Умнички, ребята! Один режим дня мы подарим ребятам, а другой повесим в наш уголок.
— Чем не надо увлекаться, когда отдыхаешь? (просмотром телевизоров и компьютеров)
— Если поработали за компьютером, надо обязательно сделать зарядку для глаз.
Появляется лепесток: Режим дня.
— Ещё в конце 18 века было обнаружено, что с помощью свежих фруктов и овощей такая опасная болезнь, как цинга, полностью излечивается. Учёным понадобилось 100 лет, чтобы открыть причину этого явления. Оказывается, свежие фрукты содержат витамины. Чтобы в нужном количестве получить эти вещества, необходимо питаться разнообразной пищей. Употребляйте как можно больше фруктов и овощей. Старайтесь есть в одно и то же время. Утром перед школой обязательно завтракайте. Ужинайте не позже, чем за 2 часа до сна.
Какие вещества поддерживают жизнедеятельность организма?
Белки — основной «строительный материал» клеток тела. В теле нет участка, где бы не было белка. В крови и мышцах белки составляют 1/5 от их общей массы, в мозгу ½. Дополнительное белковое голодание вызывает слабость и глубокие психологические расстройства. Человеку в среднем требуется ежедневно 100 грамм белков.
Жиры — их делят на растительные и животные. Растительные жиры активируют обмен веществ, предупреждают ряд заболеваний. Недостаток жиров сокращает жизнь, нарушает деятельность мозга, снижает выносливость организма.
— Правильное питание — условие сохранения здоровья, неправильное приводит к болезням. Посмотрим сценку, которую приготовили нам ребята.
3. Рефлексия(Метод 6 думательных шляп)
Учитель: Вот и подошел к концу наш клубный час. Мы ещё не раз вернемся к этой теме. Расцвел на нашей доске цветок здоровья. Назовем еще раз составляющие здоровья(хором!). Молодцы!
А теперь перед вами шесть думательных шляп:каждый из вас должен положить туда свои мысли и выводы, которые он сегодня сделал.
- Белая шляпа: Что узнал (какую информацию получил?
- Красная шляпа: Какие чувства вызвал наш сегодняшний клубный час?
- Черная шляпа: Необходимо ли вам эти знания?
- Желтая шляпа: Зачем это делать?
- Зеленая шляпа: Ваши новые идеи.
- Синяя шляпа: Ваши размышления, определение дальнейших шагов.
Группы здорового питания для детей 5-8 лет
Что такое здоровое питание для детей?
Здоровое питание для детей школьного возраста включает широкий ассортимент свежих продуктов из пяти групп продуктов :
- овощи
- фрукты
- зерновые продукты
- обезжиренные молочные продукты
- белок.
Каждая группа пищевых продуктов содержит различные питательные вещества, необходимые организму вашего ребенка для правильного роста и нормального функционирования. Вот почему нам нужно есть целый ряд продуктов из всех пяти пищевых групп.
Фрукты и овощи
Фрукты и овощи дают вашему ребенку энергию, витамины, антиоксиданты, клетчатку и воду. Эти питательные вещества помогают защитить вашего ребенка от болезней в более позднем возрасте, в том числе от болезней сердца, инсульта и некоторых видов рака.
Поощряйте ребенка выбирать фрукты и овощи при каждом приеме пищи и в качестве перекусов. Сюда входят фрукты и овощи разного цвета, текстуры и вкуса, как свежие, так и приготовленные.
Вымойте фрукты, чтобы удалить грязь или химикаты, и оставьте съедобную кожицу, потому что кожица также содержит питательные вещества.
Многие дети «привередничают» в еде фруктов и овощей. Вы можете помочь, будучи образцом для подражания в области здорового питания. Если ваш ребенок увидит, что вы едите разнообразные овощи и фрукты, он, скорее всего, тоже их попробует.
Зерновые продукты
Зерновые продукты включают хлеб, макаронные изделия, лапшу, сухие завтраки, кускус, рис, кукурузу, киноа, поленту, овес и ячмень . Эти продукты дают детям энергию, необходимую им для роста, развития и обучения.
Зерновые продукты с низким гликемическим индексом, такие как цельнозерновые макароны и хлеб, обеспечат вашего ребенка более длительным приливом энергии и надолго сохранят чувство сытости.
Молочные продукты с пониженным содержанием жира
Основные молочные продукты: молоко, сыр и йогурт . Эти продукты являются хорошими источниками белка и кальция. Старайтесь каждый день предлагать ребенку разные виды молочных продуктов, например, напитки с молоком, ломтики сыра или тарелки йогурта.
Детям старше двух лет можно давать молочные продукты с пониженным содержанием жира.
Если вы думаете о том, чтобы давать вашему ребенку альтернативу молочным продуктам, лучше всего поговорить с вашим педиатром, семейным врачом или детской и семейной медицинской сестрой.
Белок
Продукты, богатые белком, включают нежирное мясо, рыбу, курицу, яйца, бобы, чечевицу, нут, тофу и орехи . Эти продукты важны для роста и развития мышц вашего ребенка.
Эти продукты также содержат другие полезные витамины и минералы, такие как железо, цинк, витамин B12 и жирные кислоты омега-3. Железо и омега-3 жирные кислоты из красного мяса и жирной рыбы особенно важны для развития и обучения мозга вашего ребенка.
Старайтесь включать несколько разных групп продуктов в каждый прием пищи и перекус. Ознакомьтесь с нашими иллюстрированными рекомендациями по питанию для детей в возрасте от 4 до 8 лет, чтобы получить дополнительную информацию о дневных порциях и рекомендациях. Вы также можете поговорить с диетологом, если у вас есть опасения по поводу еды вашего ребенка.
Полезные напитки: вода
Вода – самый полезный напиток для детей. Это также самое дешевое. Большая часть водопроводной воды также обогащена фтором для укрепления зубов.
Продукты и напитки, которые следует ограничить
Лучше всего ограничить количество еды, которую «иногда» ест ваш ребенок. Это означает, что у вашего ребенка будет больше места для здоровой, повседневной пищи.
«Иногда» продукты включают фаст-фуд, еду на вынос и нездоровую пищу , например горячие чипсы, картофельные чипсы, дим-симы, пироги, гамбургеры и пиццу на вынос. Они также включают торты, шоколад, леденцы, печенье, пончики и выпечку.
«Иногда» продукты могут содержать много соли, насыщенных жиров и сахара и мало клетчатки. Регулярное употребление этих продуктов может увеличить риск таких заболеваний, как детское ожирение и диабет 2 типа.
Вам также следует ограничить употребление ребенком сладких напитков . Сюда входят фруктовые соки, ликеры, спортивные напитки, ароматизированная вода, безалкогольные напитки и ароматизированное молоко. Сладкие напитки содержат много сахара и мало питательных веществ.
Слишком много сладких напитков может привести к нездоровому увеличению веса, ожирению и кариесу. Эти напитки насыщают вашего ребенка и могут сделать его менее голодным для здоровой пищи. Если дети в раннем возрасте регулярно пьют сладкие напитки, это может стать началом нездоровой привычки на всю жизнь.
Продукты и напитки с кофеином не рекомендуются для детей, поскольку кофеин мешает организму хорошо усваивать кальций. Кофеин также является стимулятором, то есть дает детям искусственную энергию. Эти продукты и напитки включают кофе, чай, энергетические напитки и шоколад.
Здоровые альтернативы закускам и десертам
Поощряйте ребенка выбирать закуски из групп здоровых продуктов. Это могут быть такие продукты, как орехи, сыр, обезжиренный йогурт и свежие фрукты или овощи – например, палочки из моркови и сельдерея с такими соусами, как хомус, гуакамоле или дзадзики.
То же самое касается десерта в конце еды. Нарезанные фрукты или йогурт – полезные варианты. Если вы хотите подать что-то особенное, попробуйте домашний банановый хлеб. Приберегите действительно сладкие вещи, такие как пирожные и шоколад, для особых случаев, таких как дни рождения.