Тайна пропавшего портрета Роберта Гука
«Портрет математика» Мэри Бил, который, по мнению биолога из Техаса A&M Лоуренса Гриффинга, вероятно, принадлежит ученому XVII века Роберту Гуку.
Мэри Бил, The Art History Project
Новаторские открытия в науке часто сопровождаются двумя знаковыми изображениями, одно из которых представляет прорыв, а другое — первооткрывателя. Например, страница из записной книжки Дарвина, изображающая модель ветвления эволюции, часто сопровождает портрет Дарвина в первые годы его жизни, когда записная книжка была написана. Точно так же изображение орбит спутников Юпитера часто сопровождает портрет Галилея.
Знаменитая гравюра Гука, изображающая крошечные увеличенные клетки, которые он видел в куске пробки.
Роберт Гук, Micrographia, 1665/Wikimedia Commons
Другим революционным открытием в науке было открытие клетки Робертом Гуком (1635-1703). Знаменитое изображение прорыва, опубликованное в первом научном бестселлере «Микрография» 1665 года, – это гравюра клеток, составляющих кусок пробки. Он нарезан двумя способами — поперек волокон и вдоль волокон, показывая не только клетки, но и их полярность. Однако изображения самого Гука нет.
Отсутствие какого-либо современного портрета Гука бросается в глаза, потому что он был одним из основателей, научным сотрудником, куратором и секретарем Лондонского королевского общества, группы, фундаментальной для установления нашего нынешнего понятия экспериментальной науки и ее отчетов, которые продолжают до наших дней.
Как поклонник Гука, я не мог удержаться от того, чтобы отказаться от своей основной работы профессора биологии клеток растений, чтобы исследовать то, что можно было бы назвать загадкой пропавшего портрета. И даже не ступив в художественную галерею, я думаю, что раскрыл дело.
Я начал с того, что проследил за слухом о его отсутствии, что не кто иной, как Исаак Ньютон, каким-то образом причастен к его подавлению.
Что в кадре
Моя гипотеза заключалась в том, что на портрете должен быть изображен кто-то, иллюстрирующий математический принцип, авторство которого принадлежит Ньютону, — это может указывать на мотив, по которому Ньютон мог скрыть картину своего научного соперника.
Лучшим кандидатом в художники была известная портретистка Мэри Бил, которую Гук знал и посещал, хотя явных сведений о том, что он позировал ей, нет. Удивительно, но когда я ввел в поисковом запросе «Мэри Бил, математик», первой появившейся ссылкой был (и остается) ее «Портрет математика».
Он соответствовал физическому описанию Гука* из современных источников: известно, что у него были серые глаза и натуральные каштановые волосы, которые имели «отличные влажные локоны» и свисали на лоб. Отсутствие парика указывает на то, что натурщик не из знати и не имеет большого социального значения; действительно, Гук был одним из первых профессиональных ученых. Хотя было известно, что у него была инвалидность, искривление позвоночника, большая мантия, которую носил человек на картине, могла скрыть это.
Историки искусства, однако, считают, что совпадения физических описаний недостаточно для идентификации натурщика. Эту ошибку допустила историк Лиза Джардин, когда в 2004 году она ошибочно идентифицировала портрет химика 17 века Яна Баптиста Ван Гельмонта как портрет Гука.
Итак, есть ли на картине Била другие доказательства, кроме внешности натурщика, подтверждающие идею о том, что на ней изображен Гук?
Ситтер открыто привлекает свою аудиторию и указывает на свой рисунок эллиптического движения. Обработав онлайн-изображение в цифровом виде, я обнаружил, что основные линии совпадают с линиями неопубликованной рукописи Гука 1685 года, в которой он геометрически доказал, что постоянная центральная сила создает эллиптическую орбиту.
В своих «Принципах математики» 1687 года Ньютон доказал обратное и заявил о своем приоритете. Двое мужчин были в ссоре. Только у Гука был чертеж его версии того, как все устроено. Начинало казаться, что эта картина действительно включала визуализацию принципов физики, важных для Ньютона, и которые он, возможно, не хотел бы выставлять на всеобщее обозрение.
Подсказки на заднем плане
Бил частично нарисовал устройство на столе слева от мужчины. Завершение модели показывает, что это планетарий — механическая модель солнечной системы, изображающая Меркурий, Венеру и Землю, вращающихся по эллиптической орбите вокруг Солнца. Это физическая версия рисунка эллиптического движения, также отображаемого на столе. На мой взгляд, это дополнительные подтверждающие доказательства природы рисунка и того, что этот человек — Гук.
То, что Бил включила это устройство, само по себе интересно, потому что она нарисовала этот портрет за несколько десятилетий до того, как в 1704 году была построена первая современная планетарная станция изготовителем инструментов и близким сотрудником Гука Томасом Томпионом. Инструмент получил свое название от 4-го графа Оррери, родственника Роберта Бойля, на которого Гук работал до его работы в Королевском обществе. Я думаю, что она нарисовала здесь гуковский прототип планетария.
Оррери стали более распространенными в 18 веке как модели солнечной системы, но ни один из них еще не был построен на момент написания портрета.
Getty Images
Пейзажный фон, редкий для Била, дает последнюю подсказку. Я предположил, что Гук, городской архитектор Лондона, спроектировал здания, изображенные на картине. Если обратиться к списку архитектурных заказов Гука с 1675 по 1685 год, то наиболее близким визуальным соответствием был замок Лоутер и его церковь Святого Михаила. И действительно, Гук перепроектировал последний, и ремонт был завершен в 1686 году.
Тогда возник вопрос, могла ли Мэри Бил сделать наброски замка и церкви. Я был поражен, узнав, что она получила замечательный заказ на 30 портретов от семьи Лоутер, поэтому, вероятно, действительно знала и зарисовывала замок и его территорию.
Визуальное преображение ученого 17-го века
Если это действительно Гук, портрет представляет собой знаковое изображение.
Так где же он был более 300 лет?
Я обратился к слухам о том, что Ньютон мог быть причастен к исчезновению портрета. У двух ученых действительно была ссорная история.
Одно большое столкновение произошло из-за природы света. Гук объяснил свои эксперименты с цветом тем, что свет распространяется волнами через тонкие листы минеральной слюды. Ньютон объяснил свои эксперименты с цветом тем, что свет проходит сквозь призмы в виде корпускул или частиц. Они спорили – свет это волна или частицы?
Ньютон заявил о своей победе, но признал: «Если я и видел дальше, так это стоя на плечах [sic] гигантов»* — неудачный оборот речи, учитывая выраженное искривление позвоночника Гука. Во всяком случае, они оба были, по крайней мере, частично правы: сегодня физики ценят корпускулярно-волновой дуализм света.
Затем был спор, возможно, упомянутый на портрете, об эллиптических орбитах планет. В 1684 году Гук заявил, что может математически продемонстрировать то, что известно как первый закон Кеплера, который Ньютон опубликовал в своих знаменитых «Принципах математики» (1687). Кончилось тем, что Ньютон удалил из своей книги упоминание о важном вкладе Гука, и они больше никогда не ладили.
Гук умер в 1703 году, в том же году, когда Ньютон стал президентом Королевского общества. Нет никаких сведений о том, что эта картина Била принадлежала Королевскому обществу. Все, что нужно было сделать Ньютону, — это оставить его позади, когда Общество переместило официальную резиденцию в 1710 году, тем самым избавив себя (и историю) от неопровержимых доказательств утверждения Гука.
Остается только гадать, где находилась картина в прошедшие века. Когда он впервые появился на аукционе Christie’s в 1960-х годах, его по иронии судьбы назвали портретом Исаака Ньютона. Sotheby’s, последний публичный аукцион произведения в 2006 году, не раскрыл личность покупателя. Я надеюсь, что нынешний владелец выйдет вперед и продаст портрет Королевскому обществу. Вот где оно принадлежит, в конце концов. Я хотел бы увидеть оригинал.
* Эта ссылка больше не активна и удалена.
Советы посетителям | Museum of Fine Arts Boston
МИД стремится поддерживать безопасную, комфортную и уважительную атмосферу для всех посетителей. Мы также очень серьезно относимся к своей роли хранителей объектов нашей коллекции. Пожалуйста, наслаждайтесь всем, что может предложить музей, и соблюдайте правила, перечисленные здесь и в музее, чтобы обеспечить безопасность посетителей и сотрудников, а также помочь защитить и сохранить искусство, выставленное в музее.
Информация и правила
Правила ношения масок, одежды и мобильных телефонов
Маски не требуются, но рекомендуются в помещении.
Для входа необходимы рубашка и обувь. Обратите внимание, что для обеспечения безопасного и комфортного опыта посетителям не разрешается открывать одежду.
Пожалуйста, не пользуйтесь мобильным телефоном для разговоров в галереях.
Проверка багажа и верхней одежды
Бесплатная проверка верхней одежды осуществляется у входа на Хантингтон-авеню. Рюкзаки размером менее 11 x 15 дюймов можно носить как сумочку или носить на передней стороне тела. Сумки размером более 11 x 15 дюймов, содержащие необходимое медицинское оборудование, принадлежности для студийного рисования или для использования в уходе за детьми или уходом за ними, допускаются в музей при наличии бирки по прибытии. Все сумки подлежат досмотру сотрудниками Музея.
Рестораны
Подробнее о ресторанах музея см. в разделе Питание.
Кино и фотосъемка
Личная фотография
Музей поощряет фото- и видеосъемку произведений искусства из постоянной коллекции без вспышки для личного использования и получения удовольствия при съемке с помощью небольшой ручной камеры, планшета или мобильного телефона. Любое распространение личных фотографий для коммерческого использования или публикации запрещено. В музей не допускаются вспышки, штативы, моноподы и палки для селфи. Музей не может удовлетворить запросы на помолвку, свадьбу или формальную портретную фотосъемку. Цифровые файлы с высоким разрешением и запросы на воспроизведение см. в разделе Изображения MFA.
Бюро находок
Бюро находок находится в туристическом центре Шарф. Вы также можете связаться с Lost and Found по адресу [email protected].
Передвижные устройства и сиденья галереи
Передвижные устройства
Инвалидные коляски с ручным управлением, роллаторы (ходунки с колесами, мягкими сиденьями и спинками) предоставляются бесплатно в порядке очереди у главного входа на Хантингтон-авеню и вход в семейное крыло Linde, предназначенный для посетителей, которым требуется ровный вход. Пожалуйста, верните все инвалидные коляски и ходунки после посещения. Если у вас есть какие-либо вопросы относительно доступности музея, посетите страницу «Доступность», отправьте электронное письмо по адресу access@mfa. org или позвоните по телефону 617-267-9.300.
Кресла для галерей
Бесплатные табуреты для галерей предоставляются в порядке очереди. Эти легкие складные сиденья доступны в Центре для посетителей Sharf. Пожалуйста, верните их в конце вашего визита. Галерейные табуреты обычно не допускаются в галерею Гунд или на другие специальные выставки, но если вам нужно использовать их во время вашего посещения, пожалуйста, сообщите об этом сотрудникам службы охраны перед входом в галерею.
Парковка
Информацию о парковке и цены см. на странице Парковка.
Туалеты
Мы работаем над обеспечением доступности туалетов для людей всех полов и способностей. Весной 2019 года мы сделали новые знаки для всех традиционно гендерных туалетов, что отражает давнюю политику МИД: посетители могут пользоваться туалетами, отражающими их текущую гендерную идентичность и/или презентацию.
Все туалеты оборудованы кабинками для гостей на инвалидных креслах.
Вы также можете найти два туалета для всех или для одного человека на уровне G ниже Центра посетителей Шарф. Помещения оборудованы пеленальными столиками и полностью доступны для людей, которые пользуются инвалидными колясками, нуждаются в помощи или уединении.
Помогите нам защитить и сохранить МИД
Мы хотим, чтобы наши посетители получили как можно больше впечатлений от посещения МИД. Музею поручено заботиться о своих коллекциях для будущих поколений, и он должен быть бдителен, чтобы защитить эти произведения искусства. Чтобы сохранить произведения искусства под нашим присмотром и поскольку мы ценим опыт каждого посетителя, мы разработали следующие правила.
Поведение на территории музея
От всех посетителей требуется внимательное отношение; любому лицу или группе, чье поведение является разрушительным или нарушает правила Музея, может быть предложено покинуть помещение.
Только материалы, подготовленные МИД или его программными партнерами, разрешены для распространения на территории Музея. Демонстрация и вымогательство на территории Музея запрещены.
Что нельзя в галереях?
В целях защиты объектов, а также комфорта и безопасности всех посетителей, пожалуйста, воздержитесь от следующего в галереях Музея.
- Для переноски рюкзаков, больших сумок или портфелей. Рюкзаки размером менее 11 x 15 дюймов можно носить как сумочку или носить на передней стороне тела.
- Переноска детей в рюкзаках, на плечах или на спине
- Еда или питье (можно провозить закрытые бутылки с водой)
- Переноска зонтов
- Курение, включая электронные сигареты и электронные сигареты
- Бег, крик или агрессивное поведение
- Воспроизведение музыки или записей вслух на портативных устройствах
- Разговоры по мобильному телефону
- Демонстрация или вымогательство
- Фотосъемка со вспышкой
- Использование селфи-палок, штативов, моноподов и осветительного оборудования для фотосъемки
- Использование фонариков или лазерных указок
- Использование ручек, маркеров, углей и пастели или растворителей
- 3D-сканирование
Посещение детей
МИД приветствует детей и семьи и предоставляет возможности обучения только для детей.