Детские рисунки кляксография. Уроки рисования для детей
Фантазию малышей безгранична, а вот владение чаще всего хромает. Именно кляксография может помочь детям рисовать даже то, что они рисовать совершенно не умеют. Малыши смогут дать волю своей фантазии и рисовать все, что подскажет им воображение. Детки смогут познакомиться с тем, что такое кляксография обычная, а еще бывает кляксография с трубочкой и кляксография с ниточкой.
Развивающие занятия для детей 3-5 лет (Кляксография)
Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще к Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ в технике кляксографии. Такой была история возникновения такой техники рисования как кляксографии.
Но еще интересней, чем история кляксографии, являются занятия, где используется именно такая нетрадиционная техника рисования.
В процессе занятия в детском саду и рисования картинки, в которой используется техника кляксография, у детей:
- развивается глазомер и координация рук
- развивается фантазия, творческое виденье и воображение,
- отрабатываются навыки работы с красками, кистями,
- дети учат передавать силуэты людей, растений и животных,
- развивается старательность, внимательность, аккуратность.
Акварель
Приведем в пример мастер-класс занятия, где будет использоваться кляксография для
рисования. Такой мастер-класс можно легко устроить для детей в детском саду, а рисунки малышей украсят группу или выставку.
Рисунок «Бабочка» при помощи акварели и кляксографии будет нарисовать очень просто. Просто согните листочек пополам и нанесите два крупных пятна акварельной краски на одну сторону листа около линии сгиба. Теперь согните листочек пополам. Когда вы раскроете листочек, у вас получатся очень красивые крылья бабочки с причудливыми узорами. Можно теперь дорисовать детали, такие как туловище, усики и рисунок готов. Такой мастер-класс легко использовать при проведении занятия для маленьких детей, так как такой способ рисования будет очень прост.
Карандаш
Конечно же, можно рисовать при помощи кляксографии и используя одновременно и краски и карандаши. Мы расскажем вам технику рисования при помощи трубочки. А этот раз мастер-класс будет посвящен тому, как нарисовать дерево.

Если у вас есть задумка нарисовать конкретное дерево, например, рябину, то есть хороший способ продолжить наш мастер-класс. Возьмите на занятия обычные палочки для ушей, они пригодятся для рисования ягодок рябины. Обмакните палочку в краску и нанесите аккуратную точку на бумагу. Это и будет ваша рябина, надеемся, вы помните, что дерево имеет плоды, которые растут кистями.
Мастер-класс. Выпуск 21 (Кляксография)
Брызги
Мы расскажем вам про еще один не менее интересный мастер-класс, которым можно разнообразить занятия для детей в детском саду. Научите детей кляксографии к технике брызг. Это будет очень красиво и весело.
Занятия и мастер-класс с использованием такой техники рисования нужно проводить, используя акварельную краску. Нужен чистый лист бумаги и краски с кисточкой. Наберите на кисть нужную краску и начните разбрызгивать краску, ударяя кисть о палец руки. На бумаге начнут опечатываться капли. При желании можно добавить несколько больших капель при помощи кисти. Рисунок будет готов тогда, когда вы сочтете это нужным.
Кляксография
Тема занятия: Кляксография и акварель
Возраст детей — 4-6 лет
Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционными методами рисования.
Задачи:
Обучающие — овладение технологией кляксографии и методом примакивания акварельными красками.
Развивающие — развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с нетрадиционными методами рисования.
Воспитывающие — воспитывать у воспитанников аккуратность, собранность при выполнении приёмов работы, трудолюбие, умение слушать.
Методическое оснащение:
Образцы ранее выполненных работ, иллюстраций к детским книгам.
Необходимые материалы: лист мелованной бумаги, формат А-3, чернила, палитра, акварельные краски, баночка с водой, кисти.
Ход занятия.

1. Вступление.
Кляксография — это один из приемов, который любят как дети, так и взрослые. При помощи кляксы и потока воздуха появляются необычные силуэты, которые потом художники превращают в деревья, сказочные персонажи, цветы и многое другое.
Сегодня мы с вами познакомимся лишь с одним способом кляксографии, но для начала мы познакомимся с иллюстрациями знаменитых художников, которые использовали этот метод рисования в своих работах. Это творчество Эрика Булатова и Олега Васильева.
Как вы думаете что помогло этим художникам создать образ дремучего леса?
Правильно! Кляксы!
Кляксы бывают разные: страшные и милые, злые и добрые. Все зависит от фантазии художника.
Послушайте стихотворение о кляксах.
Замечательная клякса.
В каждой кляксе
Кто-то есть,
Если в кляксу
Пальцем влезть.
В этой кляксе —
Кот с хвостом,
Под хвостом —
Река с мостом,
Судоходная река
Для судов и судака.
На мосту —
Чудак с чудачкой.
Под мостом —
Судак с судачкой,
И плывут туда-сюда
Всевозможные суда:
Туда плывут с тудачками,
Сюда плывут с сюдачками,
Отражаются в реке
Судаки с чудачками,
Чудаки с судачками.
Этой кляксе — конец,
Надо сделать новую,
В ней — огромный дворец
И балкон с коровою!
2. Подготовка детей к практическому занятию.
Ребята, сегодня и мы с Вами при помощи клякс будем создавать различные образы деревьев. А поможет нам в этом волшебная баночка с чернилами. Чернила не отстирываются от одежды, поэтому проверяем, чтобы у всех были фартуки и нарукавники.
3. Практическое занятие.
А теперь приступим к созданию кляксографии. Для этого посредине листа ставим большую кляксу чернил и начинаем дуть. Дуем таким образом, чтобы наша клякса росла вверх, превращаясь в дерево.
(Комментарий педагога к каждому этапу изготовления, помощь детям в процессе работы). Кляксы надо выдувать. Поэтому дети быстро устают.
Физкультминутка:
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
После того, как наши деревья готовы, приступаем к завершению работы, используя метод примакивания акварельными красками. На палитре смешиваем желтый и синий цвета. Получаются различные оттенки зеленого. Делаем кистью примакивания, создавая листья у дерева и траву.
Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивая «шедевры» собственных детей, избавляются от непонятных рисунков. Но, оказывается, из оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Кстати, существует даже такая техника рисования — кляксография.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КЛЯКСОГРАФИЯ
В последние годы кляксография набирает небывалую популярность. И связан этот момент вовсе не с последними веяниями моды. Оказывается благодаря данной технике рисования, у ребенка усиленно развивается творческое воображение.
Казалось бы, что полезного может почерпнуть малыш из обычной кляксы. На самом же деле, случайно сделанное краской пятно имеет уникальную, неповторяющуюся форму и размер. И если приложить немного фантазии, то обычной кляксе можно придать очертания какого-либо предмета или создать образ животного. Кстати, этой нетрадиционной техникой рисования зачастую увлекаются и взрослые.
Кляксография техника рисования
Для создания уникального рисунка необходимо подготовить следующий материал:
— Художественную кисть. Желательно использовать жесткие кисточки. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера прибегают к помощи зубной щетки.
— Краски. В этом виде искусства применяют только жидкую акварель. Если под рукой нет подходящих красок, то можно просто развести имеющуюся акварель водой. Кстати, необходимой для рисунка консистенцией обладает разноцветная тушь. Ее также можно использовать при рисовании.
— Картон или лист белой бумаги.
— Емкость для воды.
— Ватные палочки.
— Влажная тряпочка. Используется для удаления загрязнения с рук.
Этапы творческого процесса
Итак, кляксография техника рисования.
С чего начать?
Если вы новичок в этой области, то первоначально следует определиться с темой будущего рисунка.
Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир.
Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.
Наиболее распространенный — капельный метод.
Здесь потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Если вы хотите чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку. Кстати, с ее помощью можно создать кляксу большого размера изобразив, таким образом, к примеру, солнце. Чаще всего при помощи такого способа кляксографии создают пейзажи.
Во втором способе кляксографии используют метод растекания.
Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь присмотритесь к полученному рисунку, что он вам напоминает? Может быть, рябиновый куст?
Если да, то следует завершить рисунок, нарисовав на ветке красные плоды. Для этого воспользуйтесь ватной палочкой. Просто смочите «инструмент» в краске нужного цвета и прорисуйте рябиновые листочки и ягодки. Полученный рисунок при желании можно украсить оригинальной рамкой.
Первые несколько уроков ребенку может потребоваться помощь взрослых. Чаще всего малыши не могут сразу разглядеть в кляксе знакомые очертания.
Рисунки выполненные в техники кляксография.
Мастер — класс по рисованию (изучение различных техник рисования с детьми дошкольного возраста)
Мастер-класс. Нетрадиционная техника рисования — кляксография «Волшебные кляксы»
Мастер — класс рассчитан для родителей и воспитателей, а также детей дошкольного возраста — от 3 до 6 лет.
Назначение мастер — класса: Кляксография — это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. .. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно — но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!
Цель : Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности
Задачи:
Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном;
Развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками.
Материалы для работы:
Альбомные листы;
Гуашь или акварель;
Крупная кисть;
Трубочка для напитков или можно использовать пипетку;
Вода в баночке;
Влажная тряпочка — вытирать руки, если запачкаются;
Ватные палочки;
Пластилин.
Кляксографию можно совмещать с разными техниками изобразительного искусства, такими как монотипия, аппликация и другими. Некоторые из них и представлены в данном мастер — классе.
Этот способ рисования «кляксами» можно использовать в работе с детьми 3-4 лет и старше.
Макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска — тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается.
Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать — кляксы получаются ещё интереснее!
Кляксография с использованием ватных палочек
С помощью крупной кисти ставим кляксу в уголке листа.
С помощью трубочки раздуваем краску в разных направлениях. Получилось вот такое дерево!
Немного подумав, это дерево мне напомнило рябину, одиноко растущую на склоне. С помощью ватных палочек подрисовываем ягоды и листья.
Оформляем рамку также с помощью ватной палочки. Именно о такой рябине, возможно, и написала стихотворение «Рябина» Ирина Токмакова.
Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она — как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
Кляксография с использованием фломастера
Также как и в предыдущих работах ставим кляксу и выдуваем с помощью трубочки ствол и ветки. А это что за дерево получилось? Конечно же, сосна!
С помощью зеленого фломастера дорисовываем иголки.
Сосна
Над жёлтой осыпью обрыва
Склонилась старая сосна,
Корнями голыми пугливо
Поводит по ветру она. (Тимофей Белозеров)
Украсив все веточки пышными иголочками, приступаем к оформлению полянки вокруг сосны. Наносим кляксы зеленого цвета и раздуваем с помощью трубочки. Получились стебельки цветов!
Дорисовываем на стебельках листья и цветы — одуванчики. Теперь одинокой сосне вовсе не скучно!
Кляксография + пластилинография
С помощью пластилина создаем морское дно: лепим ярких рыбок, морскую звезду, камешки.
Но чего — то не хватает в этом рисунке? Конечно же, морских водорослей! С помощью волшебных клякс и трубочки появляется и морская трава! Кляксы располагаются между камешек, и если краска слегка зайдет на пластилин, ничего страшного, его с легкостью можно подтереть тряпочкой и работа не будет испорчена.
Ну чем не морское дно! Дорисовываем пузырьки и рисунок готов!
Рыбка рыбку догоняла,
Рыбка хвостиком виляла,
Ткнулась в брюшко — Догнала!
— Эй, подружка! Как дела? (Т. Второва)
А этот способ рисования подойдёт для детей более старшего возраста (5 — 7 лет). Набираем краску на кисточку и сбрызгиваем на лист бумаги. С помощью трубочки выдуваем волшебные кляксы. А теперь самый ответственный момент — нужно включить своё воображение!
В каждой кляксе
Кто-то есть,
Если в кляксу
Кистью влезть.
В этой кляксе —
Кот с хвостом,
Под хвостом —
Река с мостом,
На мосту —
Чудак с чудачкой.
Под мостом —
Судак с судачкой.
Рисунок нужно рассмотреть с разных сторон и только потом дорисовать отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем.
Кляксография + монотопия
Заранее готовится фон с помощью техники — монотопия. На высохший слой наносятся кляксы разного цвета и выдуваются с помощью трубочки.
Рисунки из клякс — отличная идея, которая может разнообразить ваше с ребенком творчество. Ее нам подсказал талантливый питерский художник Сергей Рублев. Для Галки-Игралки Сергей подготовил небольшой мастер-класс, который позволит вам с малышом создать свою необычную (и наверняка, не одну) картину из кляксы. Попробуйте, это совсем несложно, а результат может быть очень эффектным.
Сначала небольшая предыстория. Прошлым летом я много времени проводил в компании своего племянника Марка, которому на тот момент было 4 года. Когда мы в очередной раз искали, чем бы заняться, я вспомнил об акварельных кляксах, и мы взялись за дело. И так увлеклись, что за пару часов у нас получилось около 50 клякс. А Марка не так-то просто чем-то заинтересовать, тем более надолго!
Позже, делая уборку в шкафу, я наткнулся на наши художества и решил их дорисовать с помощью туши. Так из клякс получилась серия городских и морских пейзажей, а я после нескольких лет работы и рисования на компьютере снова влюбился в акварель.
Хотите тоже попробовать создать свой маленький шедевр из кляксы? Это будет интересно деткам (да и взрослым) самых разных возрастов (Прим.ред.: с малышами мы используем прием «из руки в руку» ; также это может быть прекрасной идеей для маминого творчества ). Технология достаточно простая, а материалы для творчества наверняка найдутся у вас дома.
1. Нам понадобятся акварельные краски, достаточно 6-12 цветов. Бумага может быть любая, например, мы с племянником рисовали на обычной офисной. Кисти лучше всего взять большие, ими легче и быстрее закрашивать лист. Также пригодятся банка с водой и тряпочка или бумажные полотенца.
2. Листы бумаги перед рисованием складываем пополам: на одной стороне мы будем рисовать, на другой получится отпечаток.
3. Смачиваем кисть водой и берем краску. Воды должно быть достаточно, чтобы цветовые пятна могли смешиваться на бумаге, тогда получится красивый переход между цветами. Рекомендую использовать не больше 3-4 цветов, тогда пятна получатся яркими и насыщенными и не рискуют превратиться в грязно-серые.
4. Когда одна сторона листа раскрашена, можно складывать его пополам.
5. Разглаживаем сложенный лист, чтобы отпечаток получился более четкий и яркий.
6. Клякса готова. Уберем ее пока в сторону, чтобы подсыхала, а пока можно делать следующую.
7. Когда клякса высохла, мы можем дорисовать ее фломастерами, карандашами и гелевой ручкой.
Как же «оживить» нашу кляксу? Сюжет можно продумать заранее или дофантазировать, уже когда клякса будет готова. В первом случае это может быть цветок, бабочка, солнышко или сердце (кстати, интересная идея для валентинки) — что-то симметричное. Тогда вы просто наносите половинку желаемого рисунка на половину листа.
Творчество маленьких художников – почему стоит поощрять ребенка к рисованию?
- 1 января 2021
Рисование – одно из самых развивающих занятий, которое родители могут предложить своему ребенку. Мир на листе бумаги – это страна воображения, полная скрытых значений и символов.
Почему все еще стоит поощрять ребенка к рисованию? Создавая картинку, ребенок дает волю своей фантазии или пытается рассказать о том, что помнит. Акварельные краски и альбом для рисования – это возможность для малыша выразить свое мироощущение. Он выражает то, что знает о мире и что чувствует в нем.
Его работы – это выражение воображения и мира ощущений. И именно так следует смотреть на них – не судить за «реалистичность» и «прелесть», а рассматривать их как выражение чувств, мыслей и знаний малыша.
Почему стоит поощрять ребенка к рисованию?
Большинство малышей любят рисовать. Здорово! Рисунок играет настолько важную роль в правильном развитии, что его сложно переоценить. Поэтому родителям следует убедиться, что у ребенка достаточно цветных карандашей, красок и бумаги. Не стоит стесняться рисовать с ним.
Педагогам следует активно поощрять дошкольников в их художественных начинаниях, а мамам и папам рекомендуем как можно больше проводить времени со своим малышом. Родители смогут наблюдать, как ребенок творчески развивается каждую неделю, какие у него прекрасные идеи, как он воспринимает мир, себя и свою семью.
Вот другие причины, по которым ребенку полезно рисовать:
-
Рисунок развивает воображение и фантазию. Малыш не ограничен никакими рамками, указаниями и т.д.
- Рисование позволяет выражать собственные страхи и тревоги. Помогает снять внутреннее напряжение.
-
Повышает самооценку и уверенность в себе.
Даже маленький ребенок начинает замечать, что он может создать что-то сам.
-
Детские рисунки помогают родителям лучше понять внутренний мир своего ребенка.
-
Рисование позволяет на раннем этапе обнаруживать проблемы (неэффективные пальцы, слишком сильное или слишком слабое мышечное напряжение), которые можно исправить с помощью соответствующей тренировки.
-
Тренирует зрительно-ручную координацию.
Научит ли рисунок ребенка чему-то новому?
У игры с мелками и красками есть еще одна важная функция – они готовят маленького ребенка к школьному дебюту.
Дело не только в том, что поступая в школу, ребенок уже должен уметь воспроизводить узоры и буквы. Благодаря частому рисованию у ребенка становится все более работоспособная рука, и тогда ему легче выполнять школьные задания.
Первоклассник не отчаивается от обучения, потому что он хорошо разбирается в том, что требует учитель. Одним словом, рисование помогает полюбить школу!
С каких пор предлагать мелки и краски ребенку?
Первые графические игры можно предложить ребенку на втором году жизни. Лучше всего купить ему большие картонные коробки или блок листов формата А3 и толстые нетоксичные мелки (их легче схватить).
Не стоит уговаривать ребенка этого возраста правильно держать карандаш – для этого еще рано.
Только пятилетний ребенок должен делать это правильно. Если он не может, можно поправить его мягко, чтобы не отпугнуть от рисования.
Если ребенок не хочет рисовать?
Трудно найти ребенка, которому не понравилось бы это творческое занятие. Но это не значит, что все всегда хотят рисовать!
В жизни маленького ребенка бывают моменты, когда большая часть его энергии тратится на другие виды деятельности: бег, прыжки и игры. Тогда он может не захотеть рисовать.
Ребенок может неохотно брать мелки, когда его что-то беспокоит – например, его руки не очень эффективны, и ему трудно рисовать.
Родителям нужно заинтересоваться его проблемами, потренироваться с ним рисовать простые формы. Также стоит поговорить с воспитателями в детском саду, попросив их дать ему графические задания, соответствующие его способностям.
Бывает также, что родители ругают, поправляют, сравнивают картинки с более «хорошими» рисунками братьев и сестер или друзей – и от этого ребенок расстраивается.
Как можно чаще следует хвалить ребенка за его рисунки!
Kids Crayon Drawing Stock-Fotos und Bilder
Bilder
- Bilder
- Creative
- Editorial
- Videos
- Creative
- Editorial
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
Durchstöbern Sie 1.951
kids карандашный рисунок Фото и фотографии.



Что мы узнали из детских рисунков 11 сентября
Детский рисунок башен-близнецов
Источник: © 2021 Предоставлено Кэти Мальчиоди, доктором философии
Как и многие из вас, сегодня я вспоминаю много воспоминаний, посвященных этой 20-й годовщине событий от 11 сентября 2001 года. Некоторые из этих воспоминаний взяты из того, что я видел в новостях по телевидению, другие — в течение нескольких месяцев после катастрофы. Для специалиста по травмам этот день стал важной вехой, постепенно формируя то, как я продолжаю пересматривать свою работу в качестве психолога и психотерапевта с каждым пережившим травму и утрату за последние двадцать лет.
В течение нескольких недель после террористических атак я путешествовал со своим тогдашним наставником, детским психиатром и специалистом по травмам Ленор Терр, доктором медицины, на лекции, которые мы запланировали до того, как случилось непредвиденное. Мы ездили в Чикаго, Сан-Франциско и другие крупные города к группам практикующих, благодарных за возможность собраться вместе, чтобы поговорить о том, «что произошло» и о том, как на нас могут повлиять события, которые все еще были сырыми и нефильтрованными в теле и уме.
Детские рисунки 9/11: Расширение нашего взгляда на травмирующие события
Во время этих тренингов я также начал свое собственное исследование того, как дети реагируют на изображения и рассказы о событиях 11 сентября. В каждом городе, который мы посетили, я сидел и слушал сотни детей школьного возраста в разных классах, резюмируя события и рассказывая об их образах. Эти моменты научили меня многому о травме, но особенно важности и влиянию экспрессивных подходов после массовой травмы. Оглядываясь назад, я узнал несколько вещей, в частности:
Создание образов стимулирует повествование . Теперь из нескольких исследований мы знаем, почему простое создание изображений может быть важно в связи с посттравматическими событиями (Malchiodi, 2003; 2018; 2020). Рисование во время разговора о эмоционально нагруженном событии может стимулировать повествование в два-три раза больше, чем просто разговор в одиночестве (Gross & Haynes, 1998). Работа с детьми, просмотр их рисунков и прослушивание их историй помогли мне понять то, что открыл Дамасио (2000) о связи между «имплицитными историями», превращающимися в «эксплицитные коммуникации», создание образов (имплицитная коммуникация) запускает процесс нарратив (эксплицитная коммуникация). Как я позже написал в 2003 году, экспрессивные подходы могут быть полезны, чтобы помочь людям воссоединить «чувство с мышлением». Другими словами, имплицитная история (ощущение происходящего) является отправной точкой для эксплицитного повествования.0003
Создание изображений — это форма повторного воздействия на сенсорные воспоминания . В моих беседах с детьми после 11 сентября стало очевидно, что рисование изображений или впечатлений от травматических событий повторно подвергает людей некоторым из тех же сенсорных (визуальных, слуховых, кинестетических и тактильных) воспоминаний об этом событии. Для некоторых это возможность осмыслить эмоционально нагруженный или расстраивающий опыт. У других, особенно с неразрешенными реакциями на травму, это может спровоцировать избегание, навязчивые воспоминания или тревогу, что требует стратегического и чуткого вмешательства со стороны терапевта.
На создание образа влияет опыт . Самый культовый образ — башни-близнецы, сбитые самолетами, — стал основополагающим изображением 11 сентября для большинства детей. Но меня удивила группа детей, которые неоднократно были свидетелями телевизионных кадров, на которых люди прыгают с башен Всемирного торгового центра. Мне было предложено ответить: «Почему эти люди прыгнули?» потому что то, что видели эти дети, не имело смысла, по понятным причинам напуганные решениями взрослых прыгнуть навстречу своей смерти. Вывод: средства массовой информации действительно влияют на то, как мы кодируем события.
Ищите помощников в детских рисунках . Мистер Роджерс предположил, что когда с нами в детстве случается что-то плохое, важно искать помощников. То, чему я научился у этих сотен детей, было просто: если у вас были помощники или вы верили, что помощь придет, вы могли более эффективно справляться с трагедией. Дети, у которых были предыдущие травмы и отсутствие поддержки со стороны опекунов, с меньшей вероятностью включали изображения помогающих взрослых, таких как лица, оказывающие первую помощь, чем более устойчивые дети (Malchiodi, 2020). Это наблюдение подтвердилось несколько лет спустя, когда мы увидели последствия урагана Катрина.