Что французы думали о казаках • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсПовседневная жизнь ПарижаЛекцииМатериалыРусские оккупационные войска во французских текстах, карикатурах и словарных статьях
Подготовила Ирина Калитеевская
Лагерь казаков на Елисейских Полях в 1814 году. Гравюра Георга Эммануэля Опица © Brown University Library / Anne S. K. Brown Military CollectionФранцузы стали проявлять интерес к казакам с начала XIX века, столкнувшись с ними на поле боя. В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского — и вы обнаружите казака, поскребите казака — и вы обнаружите медведя». По словам составителя, это изречение «намекает на внешний блеск цивилизованных русских, более или менее вышедших из состояния дикости, и употребляется в отношении людей, у которых красивая наружность скрывает тайные пороки».
Афоризм этот приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками — как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.
Сибирский казак. Карикатура издательства Jean. 1814 год © Brown University Library / Anne S. K. Brown Military CollectionПо мере приближения союзников к Парижу по Франции начали расходиться слухи о казаках — страшных, непобедимых, жестоких и жадных.
В 1814 году в Париже вышло «Историческое описание жестокостей, совершенных казаками во Франции» Tableau historique des atrocités commises par les Cosaques en France. Paris, 1814. — хроника, в которой фиксировались даты, названия мест и имена преступлений, по сведениям составителя совершенных казаками. Там, в частности, рассказывалось о «младенцах, зарезанных в колыбелях», чуть было не зажаренном ребенке, осквернениях храмов.
«Эти варвары жутко выли, повернувшись в сторону столицы; было видно, как некоторые, набрав в руки пепла, швыряли его вверх, крича изо всех сил: „Париж!“».
Жительница города Этамп в письме от 10 апреля 1814 года описывала казаков следующим образом:
«Есть даже и такие… которые не имеют человеческого образа, все лицо их покрыто длинной, в шесть пальцев, бородой, одеты они в медвежьи и черные овечьи шкуры. На них смотреть нельзя без ужаса; к счастью, таких меньшинство».
Вот еще одно описание:
«Огромного роста, в нахлобученных мохнатых шапках, они таращили налитые жестокостью глаза, потрясали пиками, обагренными кровью, а на шее у них болтались ожерелья, состоявшие из человеческих ушей и часовых цепочек… Париж был полон этих раскрашенных чудовищ».
Дегуманизация, вообще характерная для формирования образа врага, слилась тут с привычным еще с XVIII века уподоблением русских медведям. В книге, основанной на свидетельствах очевидцев пребывания казаков в Шампани и Бри Rogeron L. Les Cosaques en Champagne et en Brie. Paris, 1905., рассказывается:
Казаки в Шампани. Карикатура издательства Jean. XIX век © Bibliothèque nationale de France«Когда мы увидели, как по улицам скачут на своих маленьких нервных лошадках эти ужасные северные медведи… с козлиной бородой, в меховых жилетах мехом наружу, с пистолетами за поясом, с пиками, надетыми на жерди восьми футов, грязные, точно свиньи, извалявшиеся в грязи, тараща глаза, в которых застыли убийства и грабежи, мы сразу решили, что беженцы, рассказывавшие нам о них, были правы, когда обратились в бегство, и что они не обманули нас на их счет».
В 1812 году Наполеон поручил историку Шарлю Луи Лезюру написать историю казаков (вышла она только в 1814 году Ch. L. Lesur. Histoire des cosaques. Paris, 1814. и парадоксальным образом два года спустя получила награду от Александра I). Это огромный труд, составленный из сведений западноевропейских источников, в котором, в частности, сообщается об остром зрении казаков, их тонком слухе, развитом обонянии и закаленном теле, невосприимчивом к суровому климату; о «силе и быстроте их коней, маленьких, как будто плохо сложенных, но привыкших, как и их хозяева, преодолевать жажду, голод, холод и усталость», а также об их чрезвычайном бесстрашии. Впрочем, по мнению Лезюра, казаки не так уж непобедимы — из-за «отвращения к какому бы то ни было порядку и дисциплине».
Характерные свидетельства того, как представляли себе казаков французы, содержат словари. В XIX веке французское слово cosaque («казак») приобрело дополнительные значения: «страшный и жестокий персонаж», «хам», «мародер». Кроме того, появилось прилагательное cosaque — «жестокий, грубый», существительное cosaquerie — «внезапное вторжение вражеского отряда, заканчивающееся грабежом» и «жестокость, совершаемая с радостью, из чистого удовольствия причинить зло», глагол cosaquer — «оглушать», причастие cosaqué — «потерпевший обращение, подобное казацкому», «захваченный в плен казаками», в женском роде — «изнасилованная», а также выражение à la cosaque — «нахрапом», «наскоком».
Следы образа казака-страшилища или разбойника, которым пугают детей, сохранялись в фольклоре и в XX веке. Так, во Фландрии в середине XX века был записан такой рассказ:
«Офицер приказал одному казаку: „Заруби вот этого младенца!“ Но тот не мог убить ребенка просто так. Он не решался. Тогда он перевернул колыбель и проткнул ее саблей.
Да, казаки были люди жестокие — всегда повторял отец. Девушки мазались навозом, только чтобы казаки не сделали им дурного».
1 / 7
Удачливые казаки. Карикатура Луи Гарнере. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection
2 / 7
Казаки. Карикатура издательства Genty. 1815 год© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection
3 / 7
Русские в Париже. Карикатура издательства Vallardi. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection
4 / 7
Вход союзников в Париж. Карикатура. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection
5 / 7
Русские костюмы. Карикатура. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection
6 / 7
Туалет русского офицера. Карикатура Луи Гарнере.
7 / 7
Урок элегантности. Карикатура Франсуа де Жолимона. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection
Впрочем, пока Франция оставалась оккупированной войсками союзников, представление о казаках постепенно менялось. В ноябре 1818 года комиссар полиции департамента Арденны писал:
«Прохождение колонны саксонских войск особенно обратило на себя внимание жителей. Саксонцы отличились неугомонностью, требовательностью, неуважительным и вздорным отношением к представителям муниципальных властей… С этой точки зрения их поведение резко контрастировало по сравнению с таковым бригады казаков, которая проследовала ранее. Несмотря на внешний вид и манеры общения несчастных варваров, казаки продемонстрировали самый мягкий характер и большую непритязательность».
В казаках открывают дружелюбие, особенно по отношению к детям. В частности, Шатобриан вспоминает Ф. Р. де Шатобриан. Замогильные записки. М., 1995., как русские солдаты в Париже «шествовали по улицам в окружении французских сорванцов, которые передразнивали чужестранцев, словно те были марионетки или маски на карнавале».
Еще один новый сюжет — интерес казаков к женщинам. В Париже появляется множество карикатур, на которых казаки пытаются ухаживать за француженками. В пьесе Дафниса Кадо «Казаки. Исторические сцены» Daphnis Cadot. Les Cosaques, scènes patriotiques, mêlées de couplets, par Cadot, suivi de la Lyonnaise. Almanach chantant pour la présente année. 1817.
«Я всегда любил французов, и в особенности любезных француженок; я попытаюсь завоевать внимание красавиц, перенимая у вас уроки. У войны, как и у любви, есть свои хорошие стороны, и я почитаю себя счастливым состоять узником первой в мире нации».
Третьим сюжетом становятся попытки казаков цивилизоваться, стать похожими на французов. Так, на одной из карикатур (она называется «Каждый в свой черед»), пока мамаша Батист, собачий парикмахер, стрижет волосы одному казаку, своей очереди рядом ждут другой казак, вооруженный до зубов, и обычный пес.
Интересно, что при этом французская мода также оказалась подвержена влиянию русских: некоторое время француженки носили головные уборы, напоминающие кокошники, а мужчины — широкие панталоны поверх сапог.
Редакция благодарит Викторию Пруцакову за помощь в работе над материа-
лом.
Источники
- Гладышев А. В. Казаки во Франции в 1814 году: образ и коллективная память.
Уральский исторический вестник, № 4 (45), 2014.
- Губина М. В. Особенности образа России и русских в сознании французских современников в 1814–1818 годах.
Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. М., 2002.
- Кабакова Г. Свечкоед.
Образ казака во французской культуре XIX века.
НЛО, № 34, 1998.
- Rey M. P. 1814, Un Tsar à Paris.
Paris, 2014.
Теги
XIX век
Галерея
11 слов, помогающих понять культуру франкоязычной Бельгии
Постоянные дожди, карнавальные шествия, сотни сортов пива и сложнейшее государственное устройство. Рассказываем о франкоязычной Бельгии в новом выпуске серии про языки и страны
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
17 минут
1/7
Последние короли Франции
Как в Париж вернулся Людовик Желанный, чем французам не угодил Карл X и почему правление Луи Филиппа I началось и закончилось революцией
Читает Вера Мильчина
Как в Париж вернулся Людовик Желанный, чем французам не угодил Карл X и почему правление Луи Филиппа I началось и закончилось революцией
10 минут
2/7
Жизнь королевского двора
Зеваки на королевских трапезах, юбки на плечах придворных дам и беспорядки на приемах «короля-буржуа» Луи Филиппа
Читает Вера Мильчина
Зеваки на королевских трапезах, юбки на плечах придворных дам и беспорядки на приемах «короля-буржуа» Луи Филиппа
13 минут
3/7
Как жили депутаты
Кого могли выбрать депутатом, кто присутствовал на заседаниях палат и что готовила самая политически подкованная кухарка Франции
Читает Вера Мильчина
Кого могли выбрать депутатом, кто присутствовал на заседаниях палат и что готовила самая политически подкованная кухарка Франции
13 минут
4/7
Как управляли Парижем
Как пополнялся и на что расходовался городской бюджет, кто управлял городом и охранял порядок и как Национальная гвардия потеряла репутацию
Читает Вера Мильчина
Как пополнялся и на что расходовался городской бюджет, кто управлял городом и охранял порядок и как Национальная гвардия потеряла репутацию
13 минут
5/7
Шопинг в Париже
Где парижане делали покупки, что они дарили друг другу и чем реклама первой половины XIX века похожа на современную
Читает Вера Мильчина
Где парижане делали покупки, что они дарили друг другу и чем реклама первой половины XIX века похожа на современную
13 минут
6/7
От кабака до ресторана
Лохмотья капусты в кабаках и харчевнях, общие столы в табльдотах, карты и дамы в ресторанах, газеты в кафе и певцы в кафешантанах
Читает Вера Мильчина
Лохмотья капусты в кабаках и харчевнях, общие столы в табльдотах, карты и дамы в ресторанах, газеты в кафе и певцы в кафешантанах
15 минут
7/7
Иностранцы в Париже
Что горожане думали про «понаехавших» англичан, почему Луи Филиппа называли русским полицмейстером и чем прославились некоторые русские подданные
Читает Вера Мильчина
Что горожане думали про «понаехавших» англичан, почему Луи Филиппа называли русским полицмейстером и чем прославились некоторые русские подданные
Материалы
Вера Мильчина: «Больше всего в Париже мне нравятся таблички с названиями улиц»
История французских революций
Основные события, случившиеся во Франции с 1787 по 1875 год, в восьми пунктах
Игра: переживите все революции
Интерактивный квест по истории Франции
Как Франция училась демократии
Политическая жизнь при Реставрации и Июльской монархии
Запахи Парижа
Зловоние французской столицы и изменение общественных представлений о гигиене
Большой обед
Рецепты из кулинарных книг первой половины XIX века
Ежедневник придворной дамы
Как могла бы выглядеть неделя дамы при дворе эпохи Реставрации
История кафешантанов
Что слушали в парижских кафе во время еды
Что было слышно на улицах Парижа
Крики торговцев, грохот экипажей и выступления уличных музыкантов 1830–40-х годов
История парижских вывесок
Картины, стихи и скульптуры, которые владельцы магазинов использовали для привлечения покупателей
Портрет жены Ротшильда
Картина Энгра и евреи во Франции в первой половине XIX века
Костюмы в «Графе Монте-Кристо»
Зачем Дюма описывал рединготы, кюлоты, фраки и шаровары
Игры, в которые играли французы
Правила шести популярных игр первой половины XIX века
Все развлечения Парижа в XIX веке
Где танцевать котильон, слушать лекции, читать газеты и смотреть на трупы
Иностранцы в Париже и культурный обмен
Французский историк Мишель Эспань — о том, как одна культура влияет на другую
Десять французских эмигрантов в России
Чем запомнились в России французы, бежавшие от революции
Что французы думали о казаках
Русские оккупационные войска во французских текстах, карикатурах и словарных статьях
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
10 дворовых игр, о которых не знают наши дети
12 июняЖизнь
«Казаки-разбойники», «Лягушка», «12 палочек» и не только.
Ия Зорина
Автор Лайфхакера, атлет, КМС
Поделиться
0Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
1. Пекарь
У этой игры есть много названий: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Для неё понадобится асфальтированная площадка размерами примерно 10 × 6 метров или ровный участок земли, на котором можно будет нарисовать разметку.
Также необходим следующий инвентарь:
- Палки или биты.
- Жестяная банка. Можно заменить её пластиковой бутылкой или деревянной чуркой.
- Мел для нанесения разметки, если игра проводится на асфальтированной площадке.
Для начала нужно подготовить поле. Для этого площадка делится на две части:
- Длинная — «дом». Это место, где будут стоять игроки.
- Короткая — «поле». Здесь будет действовать водящий — «пекарь».
В «доме» нужно сделать разметку — в 2 метрах от границы и далее через каждый метр начертить параллельные линии и подписать их:
- Линия 1 — «маршал» или «туз».
- Линия 2 — «генерал» или «король».
- Линия 3 — «полковник» или «дама».
- Линия 4 — «майор» или «валет».
- Линия 5 — «капитан» или «пешка 3».
- Линия 6 — «сержант» или «пешка 2».
- Линия 7 — «солдат» или «пешка 1».
Вариантов названий довольно много, но во всех прослеживается иерархия: чем ближе к разделительной линии, тем выше звание или титул.
На расстоянии 2 метров от границы чертится круг, в который ставится рюха — жестяная или пластиковая банка. Иногда её также располагают на кирпиче.
Дети выбирают водящего — «пекаря» и определяют очерёдность бросков. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают её вдаль ногой. Чья улетела дальше всех, сбивает рюху первым, чья ближе всех — становится «пекарем».
Водящий занимает позицию на «поле» рядом с банкой, игроки стоят в «доме», за самой дальней линией. Дети по очереди бросают палки, пытаясь выбить рюху. Если снаряд пролетает мимо, то остаётся лежать там, куда упал. Если бросок удаётся и рюха вылетает из круга, «пекарь» возвращает её на место, а меткий игрок получает повышение — в следующий раз он будет кидать с линии «сержанта».
Когда все палки брошены, начинается штурм: игроки пересекают границу и бегут в «поле» за палками. Разрешается поднимать только свою, чужих касаться нельзя, иначе можно стать «пекарем».
Чтобы вернуться в «дом» со своей палкой, игрокам нужно сбить рюху — это обязательное условие. Если кому-то из участников удаётся выбить её из круга, «пекарь» бежит за банкой и ставит на место, а в это время все игроки могут возвращаться в «дом».
В то же время «пекарь» мешает выбить рюху. Его задача в этот момент — осалить своей палкой любого игрока и после этого сбить рюху самому, в некоторых вариантах нужно ещё и назвать имя осаленного во время выбивания банки из круга. Если ему это удаётся, осаленный становится «пекарем».
Есть много вариантов игры, в которых полученные звания дают не только возможность броска с более близкого расстояния, но и какие-то привилегии во время штурма, например:
- «Валета» нельзя салить без палки в руке, а ещё он не может пересечь границу в обе стороны раньше «дамы».
- «Короля» можно салить только без палки, а если он уже подобрал её — нет. Если «даму» поймают, она может выбрать в «пекари» любого «валета».
- Каждое звание имеет своё уязвимое место. Например, «солдата» можно салить по любому месту, «майора» только по спине, «генерала» — по ногам, а «маршал» вообще неуязвим.
- «Маршал» или «туз» может назначать остальным задания, например бросать палку определённым образом или во время боя передвигаться на одной ноге.
- С каждым раундом методы бросков меняются. Сначала их осуществляют сбоку, как в городках, затем — из-за головы, на одном колене и так далее.
2. Двенадцать палочек
Для этой игры понадобится мяч, плоская доска около 50 см длиной и 10–15 см шириной и небольшие палочки. Их должно быть столько же, сколько и игроков. И если детей 8, несмотря на название игры, палочек будет столько же.
Доска устанавливается на кирпич на манер качели, чтобы один её конец упирался в землю, а другой был на весу. С помощью считалочки или жребия дети выбирают водящего.
На конец доски, упёртый в землю, складываются все палочки. После этого один из игроков резко наступает на другую её сторону, чтобы предметы разлетелись по сторонам. Пока водящий собирает палочки, все дети разбегаются и прячутся.
Затем начинаются поиски. Если водящий находит игрока, тот на время выбывает, и так продолжается, пока он не обнаружит всех спрятавшихся.
При этом в любой момент ещё не пойманный игрок может вынырнуть из своего убежища и разбить уже сложенные палочки. Тогда все вышедшие из игры дети разбегаются и прячутся снова. Но если при этом водящему удастся поймать палочку на лету, водой становится тот, кто разбивал.
Также есть ещё одна версия игры — с мячом. Игроки не прячутся, а просто разбегаются и при этом могут скрываться за какими-то убежищами — деревьями, верандами и так далее. Водящий догоняет их и осаливает, бросая мяч. Те, в кого попали, идут к палочкам и ждут окончания игры. Однако ещё не пойманный игрок также может разбить палочки, освободив товарищей.
3. Салки
Фото: Ron / PexelsСуть обычных салок в том, чтобы догнать и коснуться другого игрока.
Для начала с помощью считалочки выбирается водящий. Затем дети становятся в круг и по команде «Я — салка!» разбегаются кто куда. Часто также оговариваются границы площадки, за которые нельзя выходить.
Если водящий догоняет одного из участников и касается его, пойманный становится новым водящим и игра продолжается.
Если детей много, можно сыграть по другим правилам. Водящий, догнав одного из них, не становится обычным игроком, а продолжает охотиться за другими вместе с первым осаленным. Это продолжается, пока не поймают всех.
Есть ещё несколько вариантов догонялок.
- С «домиком» — заранее оговаривается зона, в которой водящий не имеет права осалить игроков. Это может быть песочница или просто круг на асфальте, где дети могут отдохнуть. Но сидеть там долго не разрешается, потому что игра станет неинтересной.
- «Выше ноги» — чтобы избежать осаливания, можно запрыгнуть на какое-нибудь возвышение, оторвав при этом ноги от поверхности.
- «Чай-чай, выручай!» — когда водящий салит одного из игроков, тот замирает и кричит: «Чай-чай, выручай!». Если до него дотронется другой участник, он размораживается и продолжает игру, но водящий всеми силами пытается помешать этому. Цель — заставить замереть всех игроков.
- «Сифа» — в этой версии салят не рукой, а «сифой» — тряпкой, скрученной верёвкой.
Тот, в кого попали, становится водящим.
4. Резиночка
Для этой игры нужна упругая резинка длиной 3–4 метра, два конца которой связаны между собой. Количество игроков начинается с трёх: двое натягивают резинку между собой, накинув её на ноги, а третий перепрыгивает в заданном порядке.
Существует несколько вариантов расположения резинки:
- на уровне щиколоток держащих;
- на уровне колен;
- на уровне бёдер;
- на талии;
- на уровне груди и на шее.
На каждом из них нужно выполнить определённый набор упражнений: «бегунки», «ступеньки», «бантик», «конвертик», «кораблик» и так далее. В видео ниже показаны некоторые из них.
5. Казаки-разбойники
Правила игры зависят от региона и часто сильно упрощаются. Неизменно одно: участники делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Тут же выбираются «атаманы» и определяется поле боя, в пределах которого будет проходить игра.
Потом даётся время на подготовку — около 15 минут. «Казаки» обустраивают «темницу» — место, куда они будут приводить пленных. «Разбойники» придумывают пароль и разбегаются, оставляя на своём пути стрелки мелом на асфальте и стенах или палкой на земле.
Как правило, подсказки рисуют каждые 20–30 метров и обязательно делают метки на поворотах и перекрёстках.
Фото: MabelAmber / PixabayВ назначенное время «казаки» отправляются искать «разбойников», следуя по стрелкам. Если игрока коснутся, он становится пленным. «Казак» конвоирует его в «темницу», удерживая за руку. Если контакт теряется, «разбойник» может убежать. Также его могут выручить товарищи, если нападут на конвоира и осалят его.
Если же всё прошло успешно и «разбойник» доставлен в «темницу», «казаки» «пытают» его, стремясь узнать тайный шифр. Как правило, в качестве методов используют что-то безобидное, например щекотку.
Игра продолжается до тех пор, пока «казаки» не поймают всех «разбойников» или не узнают секретное слово.
6. Колечко-колечко
Для этой игры нужен небольшой предмет, например заколка для волос, колечко или монетка.
Дети садятся в ряд, вытягивают руки перед собой и складывают ладони лодочкой. Ведущий зажимает предмет между своими ладонями и по очереди переходит от одного к другому игроку, приговаривая: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю».
В момент, когда он проводит своими руками между сложенных ладоней других детей, он должен как можно более незаметно передать одному из них предмет. В то же время ребёнок, у которого вещь оказалась, старается не подать виду, что получил подарок.
Когда весь ряд детей пройден, говорится фраза: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». После этих слов тот, кто получил предмет, должен вскочить и добежать до ведущего. Другие дети при этом будут его удерживать.
Если им это удастся, ведущий остаётся прежним и игра начинается заново. Если же участник смог убежать, в следующем раунде водит он.
7. Классики
Фото: Kathas_Fotos / PixabayДля этой игры нужна ровная асфальтированная площадка, мел для нанесения разметки и битка — камешек, коробочка из-под леденцов или что-то похожее. Игроков должно быть двое или больше.
Для начала на площадке чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котёл», «вода», «огонь»).
Разные варианты разметки для игры «Классики»Игрок кидает битку в первый квадрат, а затем перепрыгивает по полю по следующим правилам: все одиночные клетки, кроме пятой, — на одной ноге, все двойные — на двух, пятую — тоже на двух, чтобы отдохнуть.
Допрыгав до конца, игрок разворачивается на 180° и возвращается обратно таким же образом, а на первом квадрате наклоняется и подбирает оставленную там битку. Если ребёнок наступает на черту или камешек улетает за границу клетки, ход переходит к следующему игроку.
Если же удалось допрыгать до конца, игрок «переходит во второй класс» — кидает битку сразу на второй квадрат, прыгает по тем же правилам и забирает предмет на обратом пути.
Если предмет случайно улетает в «котёл», игрок теряет один класс из завоёванных. Выигрывает тот, кто проходит все уровни.
Есть и более сложная вариация игры, в которой нужно перемещать битку ногой после каждого прыжка в квадрат. В таком случае поле будет выглядеть немного по-другому (как на картинке справа).
Также могут различаться виды прыжков: только на одной ноге, только на двух, носком вперёд или боком — как решат дети. Из десятого квадрата битку нужно просто выбить за пределы игрового поля.
8. Слоники
Игроки делятся на две команды — «слоники» и «всадники». Первые становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову под мышку впереди стоящего.
«Всадники» по очереди пытаются оседлать «слона». Для этого игрок разбегается, опирается руками о первого в цепочке человека и прыгает через него, как через козла на физкультуре, стремясь пролететь как можно дальше. За ним по очереди следуют все остальные дети из команды.
Когда все всадники усядутся на «слона», он должен пройти оговорённое расстояние — например, пересечь какую-то черту, обогнуть препятствие или добраться до ориентира.
Если кто-то из «всадников» не удержался и соскользнул на землю в процессе запрыгивания или передвижения живой цепочки, выигрывают «слоники», и команды меняются местами.
Если же под тяжестью прыгающих людей живая конструкция разваливается либо не может провезти «наездников» до нужного места, побеждают «всадники» — и игра начинается заново.
9. Царь горы
Эта игра больше подходит для зимнего времени, когда во дворах вырастают большие снежные горы. Найдя подходящую, игроки выстраиваются в линию и по команде начинают забираться на вершину.
Кто оказался там первым, становится царём горы и сталкивает остальных игроков, не давая им забраться. Остальные дети, в свою очередь, пытаются свергнуть его и занять почётное место.
Игру также можно проводить, разделившись на команды и добавив обстрел снежками.
10. Лягушка
На стене рисуется линия, ниже которой мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает от неё и касается земли — именно в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть.
Затем мяч подхватывает следующий участник, повторяя то же самое, и так по кругу. Тот, у кого не получается перепрыгнуть, получает в наказание букву: л, я, г, у, ш, к, а. Собрал все? Ты — лягушка!
Читайте также 🧐
- Чем заняться дома. 80 захватывающих, приятных и полезных мероприятий
- 11 детских качеств, которых очень не хватает взрослым
- Зачем нужны семейные беседы и как возродить их в эпоху интернет-общения
русских казачьих женщин и детей 1870 г., Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. IAM-WHA-076-0688
agefotostock ®
место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене
Купить это изображение сейчас.

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | 59,9 €9 | |
Информативный сайт | | 89,99 € | |
Издательский. Книга внутри | | 139,99 € | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | 169,99 € |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения: ИАМ-ВАЗ-076-0688 Фотограф: Коллекция: Архив всемирной истории Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (5603 х 3743 пикселей — 47,4 х 31,7 см — 300 точек на дюйм)
Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.
Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.
×
Изображение композиции
Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.
Прекратить показ этого сообщения
Принимать
Дети как инструмент: как Россия милитаризирует детей на Донбассе и в Крыму
С прицелом на будущее чиновники на оккупированных Россией территориях Украины проводят кампанию «патриотического воспитания», направленную на проникновение в сердца и умы из тех, кто наиболее восприимчив к идеологическим убеждениям: дети.
Россия всегда использовала милитаризацию общественной жизни для идеологической обработки местного населения и продолжает эту практику сегодня. В настоящее время тысячи детей на Донбассе и в Крыму проходят военную подготовку или другие виды военной деятельности. Хотя официальных отчетов по этому вопросу нет, правозащитники и СМИ представили множество доказательств участия детей в военных мероприятиях и тренировках и даже их вербовки в негосударственные вооруженные формирования.
Обучение на военную тематику
Прежде всего, Россия достигает детей на оккупированных территориях Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР) и Крыма через образование. Министерства образования в этих сферах прямо или косвенно поддерживаются Россией и следуют российской государственной программе патриотического воспитания, утвержденной в 2015 году.
В том году своим законом о «патриотическом воспитании» все уровни, организации, религиозные конфессии и даже семьи «для формирования детского сознания» с раннего возраста. Чиновники недвусмысленно говорят о своих стратегических целях: они хотят, чтобы молодые люди «выражали себя в укреплении государства и обеспечении его жизненно важных интересов».
Аналогичный план был подписан самопровозглашенным главой ДНР в 2017 году. Эта программа также включает «допризывную подготовку молодежи», чтобы побудить ее служить в вооруженных силах и участвовать в политической жизни «республики». ». В его основе лежит «формирование морально-психологической и физической готовности молодежи к защите Родины, верности конституционному и воинскому долгу в мирное и военное время».
Сообщается, что для школьников в республиках и Крыму распространены «часы патриотического воспитания». В школах часто проводятся уроки военной тематики и тренинги от общественных организаций, таких как «Молодая республика» ДНР. Хотя военно-патриотическое воспитание обычно не входит в школьную программу в аннексированном Крыму, Ирина Седова из Крымской правозащитной группы говорит, что существует ряд русских казачьих классов и полувоенных школ, таких как Крымский казачий кадетский корпус для детей младшего возраста. там.
Нередки случаи мягкой, но явной милитаризации в дошкольных учреждениях. На недавнем видео Мининформации ДНР видны маленькие дети в военной форме и кепках в детском саду «Аленка» в Донецке. Четырехлетки повторяют упражнения за военными, маршируют с флагами ДНР, поют военные песни, читают патриотические стихи. Эксперты говорят, что военизированные занятия в дошкольных учреждениях также распространены в Крыму.
Другие тактики также используются, чтобы повлиять на молодые умы. Представитель омбудсмена Украины в Донецкой и Луганской областях Павел Лисянский , сообщили в декабре 2018 года, что более 5000 детей прошли через военизированные патриотические лагеря с оккупированной стороны. Неудивительно, что такие лагеря часто бывают в России, где принимают детей с оккупированных территорий Украины. Харьковская правозащитная группа отмечает, что известные деятели, «виновные в военных преступлениях на Донбассе», способствовали обучению детей, «как воевать и убивать».
Россия также использует военно-патриотические клубы для воспитания детей; по состоянию на сентябрь 2018 года в ДНР зарегистрировано 48 человек. Их официальная цель варьируется от туристической деятельности до фактической военной подготовки молодежи, но систематическая милитаризация неизменно является приоритетом. Помимо обычных занятий для курсантов, несовершеннолетних обучают воинскому уставу, строевой подготовке, метанию ножей и обращению с оружием. О случаях регулярно сообщает Восточная группа по правам человека на Facebook; недавние свидетельства показывают, что луганские подростки участвуют в учениях по стрельбе, а также в разборке и сборке автоматов.
Многие группы в оккупированных регионах, занимающиеся такого рода идеологической обработкой, возникли на базе уже существующих НПО. Например, первая общественная организация «Мир Луганску» была зарегистрирована в ноябре 2014 года и определяет свою цель как «борьбу с фашизмом и интеграцию с Российской Федерацией». Примечательно, что более 13 000 его членов работают в сфере образования. Некоторые его проекты, такие как «Забота о ветеранах», внедряют в молодежь идеи ненависти к Украине. Некоторые открыто нацелены на милитаризацию. Другой проект под названием «Волонтер», запущенный для привлечения людей к «гуманитарной» помощи, как сообщается, поощряет детей отправляться на передовую.
Хотя СМИ также сообщают об учебных программах на подконтрольных правительству территориях Украины, эти усилия не столь масштабны, как в ДНР и ЛНР и оккупированном Крыму, сообщает «Справедливость во имя мира на Донбассе».
И эти программы все еще создаются. 5 апреля местный новостной сайт сообщил о создании военно-патриотического движения «Юнармия» — аналога одноименного народного движения в России. Он был инициирован министром обороны России Сергеем Шойгу и поддержан президентом Владимиром Путиным. Юнармия широко известна активной милитаризацией жизни детей посредством массовых акций и мероприятий. В прошлом году назначенные Россией власти пообещали, что клубы Юнармии появятся «во всех школах Крыма».
Дети-солдаты
В конце июня 2018 года пользователей социальных сетей шокировало видео ребенка, одетого в военную форму. Говоря о том, что он «помогает [бойцам ДНР] служить и помогает в перестрелках», семилетний Никита добавляет: «Когда появляется украинец, мы просто взрываем его, и все, ему пиздец».
Это не единичный случай радикализации детского мышления и, к сожалению, не просто громкое заявление. В оккупированных регионах российская пропаганда вышла за рамки образования. С 2014 года дети добровольно участвовали в неправительственных вооруженных формированиях с обеих сторон. Однако количество зарегистрированных случаев на оккупированных Россией территориях значительно превышает количество на подконтрольной украинскому правительству стороне.
В 2015 году Agence France Press опубликовало историю о детях-солдатах, которые «готовятся»: двадцать детей в возрасте от четырнадцати до девятнадцати лет, которых «Патриотический Донбасс» тренировал в городе Харцызск во время летних каникул. Сообщается, что некоторые из них уже были обучены обращению с автоматами Калашникова. Год спустя «Справедливость во имя мира на Донбассе» зафиксировала 37 случаев участия несовершеннолетних в вооруженных формированиях так называемых Д/ЛНР по сравнению с четырьмя на подконтрольной Украине стороне.
Сообщается, что несовершеннолетние занимаются всеми видами запрещенной деятельности. Поддерживаемые Россией сепаратисты используют детей для шпионажа в социальных сетях, передачи сообщений, содержания оружейных магазинов, ношения оружия и работы на блокпостах. Трудно отследить, как молодые люди туда попадают; однако указанные случаи включают детей, которые поступили добровольно или были завербованы с помощью социальных сетей или личного давления.
Международное право
Российский оккупационный режим и его марионеточные республики постоянно демонстрируют пренебрежение международным правом. С момента интервенции в Украине Россия нарушила свои международные обязательства, закрепленные в Женевской конвенции и Факультативном протоколе к Конвенции о правах ребенка об участии детей в вооруженных конфликтах. Они запрещают пропаганду добровольной или принудительной вербовки в государственные или негосударственные вооруженные формирования на оккупированных территориях, а тем более вербовку и использование в боевых действиях несовершеннолетних. Пытаясь сформировать положительный образ своих военизированных формирований и армии и призывая детей вступать в их ряды, оно также нарушает статью 29.Конвенции о правах ребенка, участником которой она является.
Правозащитные организации постоянно собирают доказательства таких нарушений, чтобы в будущем привлечь Россию к ответственности. По словам Седовой, доказательства военных преступлений также направляются в Международный уголовный суд.
Поскольку Украина не имеет доступа на оккупированные территории, защита прав детей на Донбассе и в Крыму остается сложной задачей. В то же время страна надеется со временем вернуть себе контроль над территориями. Имея это в виду, Украина должна уже сейчас подумать о том, как она планирует реинтегрировать молодые поколения, которые воспитываются в атмосфере ненависти и враждебности по отношению к государству, в котором они родились, и от которого они были в значительной степени изолированы.