ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Русская изба» | Материал по окружающему миру на тему:
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Русская изба»
Специфика жизни нашего поселка не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и праздниках русского народа. Не все взрослые, а тем более дети бывали в краеведческих музеях, где могли бы ознакомиться с экспонатами быта, культурой и жизнью русского народа. Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, был создан «макет русской избы», в котором находятся различные старинные предметы русского быта.
Цель:
- Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
- Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
- Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
- Формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.
- Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.
Изба получилась мобильной. Её можно переставлять с места на место. Разместили ее в одном из уголков группы, чтобы он был доступен детям. По желанию макет можно поставить на стол, чтобы было удобно играть
Чтобы объяснить детям значение всех предметов, загадываем загадки, показываем картинки, фотографии, рисунки. Современным детям трудно представить, что такое «изба» и как жили люди раньше без компьютеров, телевизоров, спали на печке, вещи хранили в сундуках
«Русская изба» состоит из одной комнаты.
В переднем «красном» углу находится стол с самоваром на нём, чашками для чая, баранками. Над столом расположен образ-иконка. У стола стоит деревянная скамья, на которой стоит прялка с куделью (не пряденая шерсть), веретено, на которое сматываются спряженные нити. Рядом со столом располагается сундук, где хранятся богатства избы: шали, сарафаны, рубахи и прочие вещи. В другом углу избы стоит русская печь, на которой стоят чугунные горшки разных размеров, возле печки лежат дрова. Рядом с печкой расположена скамья, где стоят ведра для воды, лохань для рукомойника.
В уголочке лежака примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме. Дети не боятся Кузю, хотя у него всклоченные волосы, они знают его как хранителя домашнего очага. Хозяин избы часто предлагает детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадывает загадки, общается с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц.
Много чего есть в русской избе: ухват, кочерга, ступа, лавка. На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.
Первые «посещения» избы детьми среднего дошкольного возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, способам действий с ними. В старшем дошкольном возрасте еще подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами (например, лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа). Кроме того, указывается зависимость пользования определенными предметами от социального уровня (крестьяне пользовались лучиной, а богатые люди – свечами). Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кринка, кувшин).
В любом детском саду существует проблема свободных помещение, поэтому данный макет мы считаем самым приемлемым в условиях детского сада.
Макет «Русская изба» используется для проведения различных мероприятий: НОД, бесед, чтение художественной литературы, для игр детей, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать. Экспонаты макета постоянно используются воспитателями на НОД по развитию речи, математическому развитию, изобразительной деятельности и ручного труда.
.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«В русской избе»
Игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.
Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.
«Что лишнее?»
Перед началом игры в избе заменяется старинный предмет на современный. Например, лапти на сандалии. Дети должны угадать, какой предмет заменили и назвать, что вместо этого предмета должно быть.
Для этого варианта игры детей предварительно знакомят с названиями, назначением и использованием старинных предметов
«Что изменилось?»
Программный материал: приучать детей подробно отвечать на вопрос, правильно называть предметы домашнего обихода, правильно обозначать местонахождение предметов.
Материалы для игры: игрушки Русской избы: стол, лавки, буфет, посуда.
Ход игры
Когда все дети сели, воспитатель смотрит, всем ли хорошо видно, и начинает объяснение игры.
Воспитатель. Дети! Рассмотрим убранство Русской избы, здесь обедают за столом, а вот там, поодаль, стоит печь, здесь готовят обед. Посмотрите и запомните, как все расположено в Русской избе.
Затем задаются детям вопросы, чтобы уточнить названия предметов быта, расположение каждого предмета.
Если ребенок будет отвечать очень кратко, дать образец, как надо отвечать на вопросы, или вызвать другого ребенка для правильного ответа.
Воспитатель. Теперь, дети, закройте глаза, а я что-то изменю в нашей комнате. Когда я скажу: «Готово!», все внимательно смотрите. Кого я спрошу: «Что изменилось?», тот должен ответить, что он заметил.
Вот, например, беру предмет и от печки переставляю к сундуку. Как надо сказать? Правильно надо сказать: «Предмет был у печки, теперь он около сундука».
Игра повторяется шесть-семь раз.
«Посмотри и запомни»
В Русской избе раскладываются предметы, вызванный ребенок внимательно осматривает то, что находится в Избе, затем отворачивается от стола и по памяти называет все предметы; воспитатель меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.
«Угадай, что спрятали»
Воспитатель раскладывает в Избе предметы обихода, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятал воспитатель.
Материал для взрослых
* * *
Об избе
Избы строились из сосны или ели.
Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить)
Избы строили, не используя гвозди.
Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.
Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.
А что же там внутри дома? Мы проходим через сени, это холодный не отапливаемый коридор, заходим в избу, а там…. А там одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть? Перед вами пустая горница, сейчас мы расставим в комнате различные предметы, и получится интерьер русской избы.
* * *
О печке
Русская печь. Традиционное устройство для отопления помещения и приготовления пищи, безраздельно применявшееся на протяжении столетий почти во всех уголках мира. Знания и опыт в искусстве сооружения печей являлись мерилом зрелости и талантливости народа. Печных дел мастера всегда почитались в народе, особенно там, где жизнь протекала в суровых климатических условиях.
А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней).
Готовили пищу себе и скотине, которая была в каждой семье. Дров положат, берёсту зажгут, и топится печь.
«Дом без печки — нежилой дом» — говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей — в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу. Возле печи всегда стояли большие и маленькие горшки, чугуны, в которых варили пищу.
Печка людей обогревала, в ней готовили еду, а еще на ней можно было даже спать! И сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. (Показывается иллюстрация «Дети на русской печи».)
Кроме того, печи служили не только для отопления и приготовления пищи, но и для сушки продуктов впрок.
Во многих избах она была обычно из глины перемешанной с камнями — глинобитная на деревянном основании.
И в наше время сохранилось много изб с русской печью.
ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
* * *
О Божнице
Божница находилась в красном углу.
Это маленькая полочка (иногда двухъярусная), божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные.
* * *
О буфете, шкафах
Шкафы были различных размеров и видов, были украшены резьбой, токарными деталями, росписью. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов.
* * *
О лавке, скамье
Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья.
Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол.
Позже появились стулья, и табуретки для сидения работника – коряки. Найдите их среди предметов.
* * *
О столе
За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы.
Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.
* * *
О сундуке. Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.
* * *
О посуде. Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.
Чугунок. Металлический горшок для приготовления пищи. Чугунные горшки были круглые и по форме напоминали глиняные. Их ставили на огонь или в печку специальными приспособлениями — ухватами. В них пища готовилась быстрее и они были прочнее чем глиняные горшки.
* * *
О прялке. Приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Работали на прялке так: правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом то наматывалась.
Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка.
Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.
* * *
Об утюгах. С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для этих целей был изобретен утюг. Вначале это был плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. А потом изобрели утюг с горящими углями внутри. Утюги были двух видов, в которые клали раскаленные угли и которые ставились на печь. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка».
* * *
Об ухвате. Приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
* * *
Об лаптях. Обувь, сплетённая из лыка или берёсты (иногда для прочности вплетались и кожаные ремни). Раньше на Руси лапти служили основным видом обуви крестьянского населения.
* * *
О коромысле. Толстая, изогнутая дугой, деревянная палка с крючками или выемками на концах для носки ведёр на плече. Раньше на Руси воды не было в домах и её носили их рек, озёр и колодцев. Чтобы принести сразу два ведра воды и использовали коромысло.
* * *
О половике. Плетеный, тканый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, расстилаемый на полу.
* * *
О косоворотке. Рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.
* * *
О сарафане. Русская национальная женская одежда — платье, обычно безрукавное, которое надевали поверх рубахи. Сарафаны украшали золотыми кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами, а также вышивкой.
* * *
О русских куклах. Раньше на Руси кукол мастерили из тряпья, соломы, лыка, мочала, деревянных ложек. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую куклу каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе. Кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны.
ЗАГАДКИ
ПЕЧКА
Загадки
* * *
Дом – белый.
Дверь – черная.
Хозяин красный.
Что в дом вошло –
Все в небо ушло.
* * *
То она печет блины,
То показывает сны.
* * *
Зимой нет теплей,
А летом нет холодней
* * *
Стоит ларчик
Средь избы,
В ларчике — золото.
Доскажите словечко:
— Обогреватель в сельском доме …
У ПЕЧКИ – МАТУШКИ
КОЧЕРГА
Загадка
* * *
Чёрный конь
Прыгает в огонь
УХВАТ
Загадка
* * *
Рогат, а не бык,
Хватает, а не сыт.
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (Ухват)
ВЕНИК
Загадка
* * *
Маленький Ерофейко
Подпоясан коротенько,
Обежал весь городок
И прижался в уголок. (Веник)
ЧУГУНОК
Подсказать название:
— в нем готовили пищу в печке.
ГОРШОК В ПЕЧИ
Загадка
* * *
Был на базаре,
очутился на пожаре.
СТУПА
Подсказать название:
— в ней толкли зерно, очищая его от шелухи.
ПОСУДА
ПОСУДА
Показать картинки
— Назовите одним словом
ЧАШКИ, ЛОЖКИ, КРУЖКИ
Загадка
* * *
Полно корыто
Голубок намыто;
Голубки клевали,
Носки замарали,
Людей напитали.
ГОРШОК
Загадка
* * *
Был я на копани,
Был я на топани.
На кружале был,
На пожаре был,
На базаре был,
Домой пришёл —
Детей кормлю.
САМОВАР
Загадка
* * *
Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий:
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит, как паровик.
В ДОМЕ МЕБЕЛЬ
БУФЕТ, ШКАФ
Подсказать название:
— Предмет мебели для хранения посуды, одежды
ПОЛКА
Доскажи словечко:
— Волк, смотри, — сказал он волку, —
Станешь зубы класть на …
СТОЛ
Загадки
* * *
Под крышей — ножки,
На крыше – ложки,
А рядом с ними
С похлебкой плошки.
* * *
Под одной шляпой
Четыре братца стоят.
* * *
Под одной фатицей
Стоят четыре сестрицы.
БОЖНИЦА
Подсказать название:
— Полка, на которую ставились иконы
ЛАВКА, СКАМЬЯ
Подсказать название:
— На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей.
И НА ЛАВКЕ И ПОД ЛАВКОЙ
КОВШ
Загадка
* * *
Утка в море,
Хвост на горе.
ЛОХАНЬ
Загадка
* * *
Три ноги, два ушка,
А шестое — брюшко.
УШАТ
Загадка
* * *
Весь лес в обрез,
Два дерева выше всех.
ПРЯЛКА
Подсказать название:
— С помощью нее получали нитки.
Загадки
* * *
Чем дольше я верчусь,
Тем толще становлюсь.
* * *
Пять-пять овечек
Стожок подщипали,
Пять-пять овечек
Прочь отбежали,
Пузатый барашек
Весело пляшет.
СУНДУК
Подсказать название:
— Бабушкино хранилище
УТЮГ
Загадка
* * *
Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,
И можете гладить,
Но гладить не стоит его.
КАК У НАШИХ У ВОРОТ
ВОРОТА
Загадка
* * *
Два брата под одной шляпой.
ОКНА
Загадка
* * *
Много соседей
Рядом век живут,
А никогда не видятся
ТРУБА
Загадка
* * *
Что выше крыши на небо глядит?
ИЗГОРОДЬ
Загадка
* * *
Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят.
В ДОМЕ
ЛЮЛЬКА
Загадка
* * *
Без рук, без ног,
Во все стороны клонится.
СВЕТЕЦ
Загадка
* * *
Стоит Трошка
На одной ножке,
Крошит огненные крошки.
сайт МБДОУ ДС №2 «Крепыш» г. Кузнецка. Конспекты занятий
Конспект занятия по развитию речи детей в средней группе на тему: « Русская изба матушка»
Программные задачи:
Речевые: формирование словаря по теме: «русская изба» (веретено, потчивать, селились, кочерга, топка, поленья, зола, угли, коромысло, самовар, лучина).
Активизирование в речи детей слов-определений, упражнение в употреблении простых предложений; обогащение словаря детей народными пословицами, поговорками, загадками расширение знания и представления детей о народных играх. Упражнять детей в пересказе русских народных сказок.
Познавательные: Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей. Познакомить детей с русской избой (жилищем) крестьянской семьи, с предметами русского быта( печь, прялка, самовар ит.д)их назначением .
Социально-коммуникативные: воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, чувство патриотизма, любовь к малой Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Художественно-эстетические: развивать интерес к устному народному творчеству, знакомить с пословицами, поговорками, загадками, считалками.
Закреплять элементы русского народного танца.
Физические: Прививать интерес к русским народным играм, знакомить с правилами игр, способствовать развитию двигательной активности, желание организовывать русские народные игры в повседневной жизни, умение соотносить слова игры с движениями.
Предварительная работа :
Беседа о традициях русского народа, просмотр иллюстраций.
Чтение русских народных сказок.
Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, считалки, присказки. Заучивание наизусть некоторых из них.
Ход занятия:
Встречаю детей у входа в избу в русском национальном костюме (сарафан, рубаха, платок):
Воспитатель: Стоит избушка из бревна.
Её собрали без гвоздя,
Когда доставили сюда,
Тем самым, жизнь ей вновь даря.
В подслеповатые окошки,
Луч солнца глянет иногда.
Дождя, идущего вниз капли,
На крыше держит береста.
Бревно черно – прошли ведь годы,
Но нас чарует красота.
Пережила прошедшие невзгоды
И в ней жива еще душа.
Воспитатель: — Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Во все времена у каждого человека был дом. Как вы думаете, зачем людям нужен дом?
(ответы детей)
Воспитатель: — Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
(ответы детей)
Воспитатель: — С древних пор наши предки селились (ставили дома и хозяйственные постройки) на берегах рек и озер, и обязательно возле леса. «Возле леса жить – голодному не быть» — ведь в лесу зверь, птицы, ягоды, грибы, смола, самое главное дерево. Знаете, почему Русь называют деревянной?
(ответы детей)
Воспитатель: — Правильно ребята, дерево служило основным материалом. Избы рубили тоже из дерева, отсюда и слово «деревня». Русские избы никогда не красили, ничем не обкладывали и не обшивали. Люди умели ценить и хранить чистоту и тепло дерева.
-Приглашаю вас в горницу, единственную комнату в русской избе, присаживайтесь на лавку!
Пришли в русскую избу
И попали в старину,
Книга на столе лежит
Пословицы об избе-матушке хранит!
— Избу ставят, Бога славят.
— Своя избушка – свой простор.
— Изба детьми весела.
— Изба красна углами, а обед пирогами.
— Изба крепка запором, а двор забором.
— Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.
— Красна изба углами, а человек добрыми делами.
— Всего дороже честь сытая, и изба крытая.
Воспитатель: — Ребята, в каждой горнице был «Красный угол». Как вы думаете, почему его так называли?
(ответы детей)
Воспитатель: — Красный – значит главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял – самовар, символ семейного уюта и дружеского общения.
Посреди горницы ставили печь. Печь – это сердце дома. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Печь была неотделимой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома.
— Ребята, а как вам кажется, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет?
Дети: — Батареи.
А в старину батарей не было. Что тогда грело?
Дети: — Печь.
Воспитатель: — Что нужно, чтобы печь грела?
Дети: — Дрова.
Воспитатель: — Да, печь и накормит и обогреет.
— Что можно было приготовить в печи?
Дети: — Пироги, щи, хлеб
Воспитатель: — Пришло время и нам свами поработать, да немного размяться.
Физкультминутка « Каравай»
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть
Жернова быстрей вращай! ладонью о ладонь).
Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).
Получается мука!
Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускают воздух).
Дрожжи тесто раздували.
Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)
Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Тесто зрело и толстело – ох! Ох!
Мы его слегка помяли — (имитация взбивания теста)
И весёлкой повзбивали.
Воспитатель: — В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Хозяйничала около печи женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила.
В чем же она варила обед? (Достаёт из печи чугунок)
Воспитатель: — Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунке варили супы, каши, тушили мясо.
Воспитатель: — С помощью чего (какого предмета) можно было достать из печи горячий чугунок?
Здесь был нужен другой помощник. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами или вкусной кашей.
— Ребята, а как вы думаете легко ли хозяйке было управляться ухватом? Хотите и вы попробовать достать чугунок из печи?
Дети: — Да, хотим! (пробуют достать чугунок ухватом из печи)
Воспитатель: — Молодцы ребята , справились с заданием, а теперь отгадайте загадки из моего волшебного сундучка!
- Черный конь
Прыгает в огонь. (Кочерга)
Воспитатель: (показывая кочергу) Кочерга была непременным атрибутом печки и чтобы горячую заслонку отворить, и поленья разгоревшихся дров подвинуть вглубь топки, и угли в ней пошевелить, и золу из подтопки выгрести.
- Ни свет, ни заря
Пошел согнувшись со двора. (Коромысло)
Воспитатель: (показывает коромысло) — У колодца ведро на коромысло цепляли сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды – держать равновесие, тогда спина и плечи болеть не будут! Хотите попробовать?
Дети (желающие пробуют правильно подцепить ведра на коромысло)
- Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо. (Самовар)
Дети: — Самовар
Воспитатель: — Да, трудно представить гостеприимство русского стола без самовара. Самовар похож на большой чайник и предназначался для кипячения воды для заваривания чая. Самовары растапливали углём или сосновыми шишками , которые клали в трубу находящуюся внутри самовара, поджигали лучиной и раздували огонь сапогом.
- Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (Веретено)
Воспитатель: (показывает веретено) – Веретено на Руси использовалось для прядения, скручивания тоненьких коротеньких волокон в длинные прочные нити — пряжу. Из пряжи хозяюшка вязали тёплые носки, рукавички.
- Привяжешь — пойдут,
Отвяжешь — останутся. (Лапти)
Воспитатель ( показывает лапти) Лапти — первая обувь на Руси, плели лапти из древесного лыка, на одну пару лаптей требовалось ободрать 3-4 деревца. Много песен, частушек, сказок посвящены русским лаптям.
(Звучит русская народная песня « Эх лапти вы мои»)
Дети (танцуют под русскую народную песню, используя элементы русского народного танца)
Воспитатель: В старину долгими осенними и зимними вечерами собирались наши бабушки и дедушки после тяжёлого трудового дня в большой русской избе, пряли, вязали, песни пели да рассказывали сказки. Немало русских народных сказок, где упоминается изба-матушка.
Воспитатель:- А вы ребята помните русские народные сказки в которых упоминается изба?
Дети: — Да! (ответы детей)
Воспитатель: — (берёт книгу с иллюстрациями русских народных сказок ,предлагает детям по содержанию картинки узнать название сказки и рассказать краткое её содержание)
Сказки: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя», «Гуси лебеди», «Кот, петух и лиса».
Воспитатель: — Какие же вы молодцы ребята и сказки вспомнили, и загадки все отгадали, вот только поиграть забыли!
-А кто у нас будет воротцами, мы выберем с помощью считалки.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть.
Вдруг, сорока прилетела
И тебе водить велела.
Русская народная игра «Золотые ворота»
Дети: два ребёнка, выбранные с помощью считалки становятся друг против друга и берутся за руки, образуя ворота.Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, воротики захлопываются (опускаются руки) и тот, кто в них попался, «превращаются» тоже в воротики.
Золотые ворота,
Проходите, господа,
Первый раз пройдем.
Всех друзей проведем.
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас!
(Игра продолжается 3-4р)
Воспитатель: — Хорошо ребята свами , да пора и честь знать!
— Понравилось ли вам у меня в гостях?
— Что нового узнали?
— Что больше всего запомнилось?
Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе.
Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Задачи:
1.Речевые:
Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Формировать умение детей составлять план пересказа , придерживаться его при пересказе текста. Помочь детям понять смысл фразеологических оборотов.
2. Познавательные:
Формировать желание у детей находить причинно- следственные связи, развивать любознательность, наблюдательность.
3. Социально –коммуникативные:
Формировать интерес к положительным поступкам героев произведения.
Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества.
4. Художественно- Эстетическое:
Продолжать знакомить детей с произведениями российских писателей, развивать интерес к художественной литературе, художественному слову.
5. Физическое:
Способствовать развитию двигательной активности. Развивать и закреплять умение детей соотносить движения с текстом подвижной игры- разминки, координацию в пространстве.
Ход НОД:
Воспитатель: (загадывает загадку)
Круглое, румяное
Сочное и сладкое
Очень ароматное
Наливное, гладкое
Тяжёлое, большое,
Что это такое?
(Яблоко).
Воспитатель: Правильно ребята, это яблоко. Посмотрите, что я вам принесла.
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Правильно, это яблоки. Рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду?
Дети: Красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые.
Воспитатель: Какие они по размеру?
Дети: Большие, маленькие, огромные.
Воспитатель: А какие они по запаху?
Дети: Ароматные, душистые.
Воспитатель: А как вы думаете, какие они на вкус?
Дети: Вкусные, сладкие, сочные, нежные.
Воспитатель: Ребята, яблоки в нашей группе появились не просто так,нам их прислал мальчик Миша. С Мишей произошла одна забавная история. Хотите узнать какая?
Дети: — Да, хотим!
Воспитатель: Тогда присаживайтесь поудобнее, спинки прямые, красивые. Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет».
Чтение рассказа.
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.
Воспитатель :-Вот такая интересная история произошла с Мишей.
-Ребята ,а как вы поняли выражение « не мог отвести глаз»?
Дети:- –долго смотрел, любовался!
Воспитатель:- когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)
Воспитатель:– А выражение «не мог одолеть – не мог победить, побороть» когда так говорят? Дети:- когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень
Воспитатель: –Миша собрался с силами, что это означает? Когда так говорят?
Дети: – накопил сил, заставил, решился что – то сделать .
Воспитатель:- А у вас были такие ситуации когда вам нужно было собраться с силами?
Дети:-Да, собрался с силами и убрал игрушки, помог маме или бабушке.
Воспитатель :– А как вы понимаете выражение «дух захватило»?
Дети: – стало трудно дышать (от восторга, удивления).
Воспитатель: — Какие вы молодцы ,всё правильно поняли. Пришло время нам немного размяться.
Игра разминка «Яблонька»
Яблонька в моём саду (стоят прямо, руки «ветки» вверх)
Гнётся низко на ветру. (начинают качаться вперёд-назад)
Наклонилась вправо ,влево. (наклоны вправо-влево)
Покачаться захотела. (опустили руки в низ, качаются)
Ветки вниз и вверх качнула (поочерёдное поднимание рук вверх)
И вперёд их протянула. (руки прямые вперёд)
А как стихнет ветерок (дыхательная гимнастика- дуем на руки «веточки»)
Моя яблонька заснёт. ( две ладони вместе, положили под голову)
Повторное чтение рассказа.
Воспитатель: Как звали дедушку?
Дети: Дедушка Корней.
Воспитатель: Как звали внука?
Дети: Миша.
Воспитатель: Куда приходил Миша?
Дети: В сад к дедушке.
Воспитатель: Чем угощал дед внука?
Дети: Яблоками, грушами, медом.
Воспитатель: Что такое рассвет?
Дети: Это время перед восходом солнца, начало утра.
Воспитатель: Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете?
Дети: Потому что он ленился.
Воспитатель: Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?
Воспитатель: Каким яблоко было?
Дети: Как небо на рассвете – розовым.
Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко?
Дети: Еще раз захотел увидеть рассвет.
Воспитатель: Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче.
Воспитатель: Помните, с чего начинается рассказ?
Воспитатель: Как можно кратко назвать эту часть рассказа?» Я вам помогу. Вот смотрите как я подобрала картинки к 1 части рассказа.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, молодцы «В саду у дедушки Корнея».
Воспитатель: А что же увидел Миша в саду?
Воспитатель: Как развивалось дальше действие?
Воспитатель: Как вы хотите назвать вторую часть рассказа? Посмотрите, следующая картинка вам подскажет.
Показ картинки «О чем мечтал Миша».
Воспитатель: Почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало?
Третья картинка. «Миша победил лень».
Воспитатель: Получил мальчик заветное яблоко?
Воспитатель: Как это яблоко описал Василий Сухомлинский?
Воспитатель: А когда это яблоко стало не белым, а розовым?
Дети: Когда взошла утренняя звезда.
Воспитатель: План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили.
Чтение рассказа.
Воспитатель: — Ребята кто из вас хочет пересказать рассказ?
Пересказ детей.
Дети и хижина, векторное изображение
Дети и хижина, векторное изображение без лицензионных платежей — VectorStock- org/ListItem»> лицензионные векторы
- Дети векторов
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд. | Расшир. | |
---|---|---|
Печатный/редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменить | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по запросу |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 3,00 Подписка $ 0,69 Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют долларов США долларов США.
Оплата с помощью | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 3 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют долларов США долларов США.
Оплата с помощью | Стоимость изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.![]() | |
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). |
Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение $ 85,00Нравится изображение, но нужны лишь некоторые модификации? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!
Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.
Примеры
- Изменить текст
- Изменить цвета
- Изменение размера до новых размеров
- Включить логотип или символ
- Добавьте свою компанию или название компании
файлов включены
Загрузка сведений…
- Идентификатор изображения
- 4616638
- Цветовой режим
- RGB
- Художник
- изображения
School Hut Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- ОТ РЕДАКЦИИ
- VIDEOS
- Beste Übereinstimmung
- Neuestes
- Ältestes
- Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
- Lizenzfrei
- Lizenzpflichtig
- RF und RM
Lizenzfreie Kollektionen auswählen >Editorial -Kollektionen auswählen >
Bilder zum Einbetten
Durchstöbern Sie 39.
