урок литературы в 5 классе «Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне» | План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему:
УРОК по литературе в 5 классе
тема : Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
Тимофеева О.В,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1г.Лаишево»
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
Тема урока: Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: совершенствовать умение понимать и интерпретировать содержание басен, систему образов героев; определять смысл иносказания; формировать способности учащихся к новым способам действия: наблюдение, анализ, работа с учебником, таблицей.
Содержательная: сформировать представление о басне как жанре, ее признаках, о приеме аллегории; познакомиться с баснями И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»; раскрыть идейно-художественные особенности произведений, авторскую позицию; воспитать уважение к истории и культуре российского народа.
Планируемые результаты:
Личностные: ученик научится чувствовать красоту и выразительность речи, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей через понятия добра и зла в басне; формировать представления о патриотизме.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: ученик научится самостоятельно заполнять таблицы при сопоставлении анализа героев басен;
Ученик получит возможность работать с дополнительными источниками: энциклопедией, словарями
Познавательные УУД: ученик научится анализировать басню как один из жанров литературы проводить наблюдение под руководством учителя;
ученик получит возможность самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные УУД: ученик научится давать полные ответы на поставленные вопросы учителя, составлять синквейн по изученной теме
ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
Предметные: ученик научится выразительно читать произведения и их анализировать;
ученик получит возможность научиться сравнивать два произведения одного автора.
Необходимое оборудование: учебник «Литература», 5 класс (автор — Г. С. Меркин), словарь литературоведческих терминов, Крылов И.А. «Басни», С. Ожегов «Толовый словарь русского языка».
Предметно-образовательная среда: учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Демонстративный материал: рисунки, принесенные учениками, опорная схема «Басня», картина, на которой изображен сказочный персонаж-волк, эталоны для самопроверки сюжетной организации текста.
Ход урока:
1 этап. Мотивация к учебной деятельности (актуализация субъектного опыта учеников).
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Посмотрите, какая сегодня солнечная погода за окном! Вот с таким же солнечным и веселым настроением будем мы с вами работать на уроке.
Я прошу вас посмотреть на картину перед вами и ответить на следующие вопросы:
Учитель: кто изображен на картине?
Ученик: на картине изображен волк.
Учитель: Ребята, опишите, пожалуйста, его внешность .
Ученик: шерсть у волка серого цвета, местами лохматая, он больших размеров
Ученик: шерсть у волка темно-серого цвета, почти черного.
Ученик: волк большой, с огромной пастью.
Ученик: у волка страшные, большие зубы
Ученик: волк изображен на картине среди какого – то
пустынного места.
Учитель: как вы думаете, каков характер у него?
Ученик: я думаю, что характер у волка злой и беспощадный.
Учитель: в каких литературных произведениях вы встречали
этот персонаж?
Ученик: я встречал волка в сказке «Лиса и Волк», «Волк и козлята».
Учитель: какой характер у волка в этих произведениях?
Ученик: в сказке «Волк и козлята». характер у волка всегда злой,
сильный и грубый. Он обижает слабых козлят.
Ученик: я думаю, что характер у волка хитрый и изворотливый, он
всегда хочет всех обмануть.
Ученик: а еще можно встретить волка в баснях.
Учитель: Ребята, а с какими баснями вы уже знакомы и кто их автор?
Ученик: например басня «Случалось два астронома в
пиру…»М.Ломоносова, «Волк и журавль»
Ученик: «Ворона и лисица», «Мартышка и очки»,
Ученик «Стрекоза и муравей»,
Ученик: автор всех этих басен И.А.Крылов.
Учитель: А что вы знаете о И.А.Крылове.
Ученик: И.А.Крылов знаменитый русский писатель, автор многих
басен
Ученик: И.А.Крылов жил и трудился в 18 веке.
Учитель. Мы с вами продолжим углублять знания об И.А.Крылове. Я
прошу двух учеников выступить с домашним заданием и рассказать о
жизни и творчестве И. А.Крылова.
Ученик 1: И.А.Крылов, годы жизни (1769 — 1844) — русский писатель, баснописец, создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой и ярким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки.
Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени. После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.
Ученик 2: В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традиции русской сатирической журналистики.
.
В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности и очень много путешествовал. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.
8 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг.9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.
Учитель. Ребята, отлично подготовились. Спасибо, садитесь на места.
2 этап. Актуализация пробного учебного действия.
Учитель: чем вы пополнили свои знания, прослушав сообщения
своих одноклассников?
Ученик: я узнал, что И.А.Крылов создал более 200 басен.
Ученик: И.А.Крылов образование получил небольшое, но много читал с самого детства.
Ученик: И.А.Крылова называют баснописцем.
Учитель: ребята, а что такое басня? Давайте вспомним точное определение басни.
Ученик: басня — это стихотворное произведение.
Ученик: басня — это небольшое стихотворное произведение с героями — животными
Учитель: ребята, у вас на столе карточки. Я предлагаю вам работу в группах. Вы должны выбрать, на какой карточке написано правильное определение басни.
Карточка №1. Басня — это одна из малых литературных форм. Она представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. |
Карточка №2.Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей |
Карточка №3. Басня — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения. |
Учитель: я вижу, что группы готовы. Итак, ваш ответ:
Ученик: басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей.
Учитель: совершенно верно, молодцы!
Учитель: сегодня мы познакомимся с баснями И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне». Ребята, послушайте басни, которые прочитают ваши одноклассники (четыре сильных ученика читают басни )
Учитель: что общего в этих баснях?
Ученики: в обеих баснях одинаковый персонаж — волк.
Учитель: что показалось вам необычным?
Ученики: почему волк в этих баснях ведет себя по — разному?
Ученики: кто такой ловчий?
3 этап. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи.
Учитель: какие же цели вы поставите перед собой на уроке?
Ученик: проанализировать басни И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».
Ученик: мы должны будем разобраться в чем сходство и в чем различие этих двух басен?
Учитель: что же будет темой нашего урока сегодня?
Ученик: сравнительная характеристика басен И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: каков же план нашей дальнейшей работы?
Ученик: 1. Узнаем больше о баснях И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».
Ученик: 2. Подробно остановимся на героях и посмотрим, кто скрыт за их образами.
Ученик: 3. Сделаем анализ басен И.А. Крылова и обратимся к их сравнительной характеристике.
Физкультминутка
5 этап. Реализация построения проекта.
Учитель: Басни И.А. Крылова – это особые произведения. Дело в том, что в то время, когда жил и творил Крылов, не было возможности говорить все прямо — цензура за это жестко карала. В своих баснях Иван Андреевич Крылов поднимает общечеловеческие вопросы и даже описывает исторические ситуации.
За образами зверей мы с легкостью можем узнать людей, политических и общественных деятелей того времени. А как называется литературный прием, который баснописец обычно использует в своих произведениях?
Ученик: этот литературный прием называется аллегория, иносказание
Учитель: Да, ребята, вы совершенно правы.
Давайте запишем определение аллегории в тетрадях (слайд №2)
Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое.
Учитель: Выпишите из басен устаревшие слова (в столбик). Кто знает их значение, можете сразу написать рядом.
На добычу —
Донесть —
В запрошлом лете —
надобно гневаться –
Учитель: Можете проверить свои ответы (слайд 3).
На добычу: добыча — старое ударение;
Донесть — старинная форма — донести, доложить, сказать;
В запрошлом лете — 2 года тому назад;
надобно – надо;
гневаться – сердиться, возмущаться
Ученики: Обратимся к басне «Волк и Ягненок?» Как построена басня, с каких слов начинается?
Ученик: « У сильного всегда бессильный виноват…»
Ученик: эти строчки звучат сразу как вывод.
Ученик: эти строчки как главная мысль
Учитель. Чем обычно начинается или заканчивается басня?
Ученик: « У сильного всегда бессильный виноват…» это мораль.
Учитель: А что такое мораль?
Ученик: мораль — вывод, поучение, этими словами объясняется смысл басни.
Учитель: правильно, ребята. Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Она построена по-другому, иначе, чем другие басни. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. В ней два главных героя, образы, которых одинаково важны и не могут существовать один без другого. А почему, как вы думаете? Кого показывают эти два героя?
Ученик: ягненок – это персонаж слабый, безобидный.
Ученик: он пытается добрым словом смягчить Волка с самого начала беседы.
Ученик: ягненок — это как простой, обычный человек.
Ученик: а волк проявляет грубость в обращении к Ягненку.
Ученик: волк обзывает ягненка « псом и нечистым рылом».
Ученик: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, этими словами Волк показывает свою наглость, жестокость, стремление властвовать.
Ученик: волк – образ человека, обладающего силой и пользующегося своим положением.
Учитель. А теперь обратимся к другой басне, где главный герой тоже волк. Я прошу выступить нашего подготовленного историка.
Ученик: Басня «Волк на псарне» имеет свою историческую подоплеку. Она была написана во время великой отечественной войны 1812 года. В один прекрасный день Иван Андреевич Крылов проводил вечер в гостиной у Олениных — именно там он узнавал все самые последние новости о войне. Тургенев рассказывал историю о том, как Наполеон запросил мира, а Кутузов взял и отказал ему.
Ни о каком перемирии и не могло быть речи, пока французы были в самом сердце нашей страны — в Москве. Иван Андреевич Крылов слушал ее с особым трепетом и волнением. Отмечали даже то, что он смахивал слезы со своих глаз. В этот вечер Крылов необычайно рано покинул гостеприимный дом Олениных, где после не появлялся в течение нескольких дней.
Учитель: вот вкратце история создания басни «Волк на псарне». Она очень интересная, думаю, что вы возьметесь изучить ее да конца.
Учитель: А в этой басне, какие черты у героев подчеркнул Крылов?
Ученик: волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость.
Учитель: давайте послушаем, какие звуки повторяются при описании волка. Какова роль звуков?
Прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.
Ученик: повторяются звуки Ж – Ш
Ученик: возникает ощущение зловещего шипения, дрожи.
Учитель: ребята, как вы думаете, кого И.А.Крылов подразумевал под маской волка?
Ученик: я считаю, что под маской волка И.А.Крылов подразумевал Наполеона.
Учитель: действительно, Наполеон предстает в образе волка, который хотел напасть на Россию и одержать победу, но ничего у него не вышло.
Учитель: а какой персонаж противопоставлен образу волка?
Ученик: противопоставлен образу волка — ловчий?
Ученик: Ловчий — опытный, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Ребята, поработаем со словарями, которые лежат у вас на столах. Запишите у себя в тетради слова и их значения.
«Толковый словарик»
Овчарня – хлев для овец.
Псарня – помещение для собак.
Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры.
Хлев – помещение для скота.
Псарь – надсмотрщик за охотничьими собаками.
Ловчий – предназначенный, приученный к ловле кого-нибудь.
Учитель: Ребята, скажите, а какой персонаж из этих басен вы бы хотели сыграть?
Ученик: я бы хотел сыграть волка.
Ученик: а я бы хотело сыграть ягненка.
Учитель: давайте выразительно прочитаем басни по ролям.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Поработайте в парах. Заполните сравнительно-сопоставительную таблицу и проверьте ваши выводы по эталону.
Особенности двух басен И.А. Крылова
Критерии сравнения | «Волк и ягненок» | «Волк на псарне» |
Главные герои | ||
Характер героев | ||
Мораль | ||
Чему учит басня |
Эталон
Особенности двух басен И. А. Крылова
Критерии сравнения | «Волк и ягненок» | «Волк на псарне» |
Главные герои | Волк и ягненок | Ловчий и Волк |
Характер героев | Волк — кровожадный, несправедливый. Ягненок – робкий, справедливый, безвинный, вежливый. | Волк – хитрый, злобный, лицемерный. Ловчий – смелый, справедливый, мудрый. |
Мораль | «У сильного всегда бессильный виноват». | «С волками иначе не делать мировой, |
Чему учит басня | Если ты сильный — это не значит, что можно обижать слабых. | Вовремя разгадать уловки врага и разглядеть его намерения. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель: ребята, какая есть еще одна общая особенность басен? Если рассматривать героев, на что еще мы всегда обращаем внимание?
Ученик: мы читаем, как герои разговаривают между собой.
Ученик: они постоянно общаются друг с другом.
Учитель: как называется этот прием, когда персонажи разговаривают?
Ученик: разговор персонажей называется — Диалог.
Учитель. Как вы думаете, почему почти все басни построены на диалоге?
Ученик: басни построены на диалоге, потому что басня – маленький спектакль
Учитель. А почему важен диалог, чем он помогает читателю? Приведите примеры из текста.
Ученик. Речь героев показывает нам их характеры.
Ученик. Вот, например как говорит волк в басне «Волк на псарне»
«Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры: …»
Волк льстит, он хитрый и изворотливый
9.Этап рефлексии.
Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?
Какие цели ставили? Достигли ли их?
Ученик: урок был посвящен теме «Сравнительная характеристика басен И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
Ученик: работая над баснями И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», мы проанализировали их.
Ученик: на уроке мы разобрались в чем сходство и в чем различие этих двух басен.
Ученик: на уроке мы повторили понятия: аллегории, мораль, иносказание.
Ученик: на уроке мыузнали толкование некоторых устаревших слов.
Учитель: дайте характеристику басни, используя прием синквейн.
Учитель: прочитайте, что у вас получилось.
Учитель: хорошо, молодцы!
Учитель: давайте составим синквейн все вместе.
Басня
Интересная, поучающая
Читаем, анализируем, думаем
Учит мудрости жизни
Мораль
Учитель. Каждый из вас выбирает по 3 предложения. Закончите их, записывая в тетради.
сегодня я узнал…
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось
Учитель. Надеюсь, что вам понравилось занятие, и вы остались довольны. Спасибо, что хорошо работали.
Выставление оценок.
Задание на дом.
1. Нарисовать рисунок к одной из басен И.А.Крылова («Волк и Ягненок» или «Волк на псарне»).
2.Выучить наизусть одну из басен (на выбор).
3.Составить вопросы к викторине на тему «Басня».
Поучительная сказка «Муки и ягненок»
Милые мои ребятишки! Сегодня я расскажу вам сказку, в которой с помощью ягненка мы узнаем, что не стоит зря жаловаться и смеяться над соседями и друзьями. Сейчас это уже знает мальчик Муки и вы будете знать. Подобные поучительные сказки есть у всех народов. Я буду вам рассказывать-пересказывать сказку Л. Кипниса. Сказка выпущена в свет в 1996 году. Из ее иллюстраций я сделала 2 коллажа. Предлагаю всем желающим нарисовать свои картинки и присылать на наш фестиваль «Кудрявые овечки».
«Муки и ягненок»
1.
Мальчик Муки получил ягненка в подарок, когда тому был 1 месяц. Муки полюбил ягненка, поил его молоком, ухаживал за ним и гулял с ним. Когда ягненок подрос и мог сам кушать травку, Муки выводил его в лес, там на холмах и пригорках росла трава и цвели цветочки. Муки брал с собой на прогулки посох, пастуший посох, потому что взбираться на вершины холмов без посоха трудно.
Муки садился под деревом, а ягненок ходил вокруг него и щипал травку.
Забыла я вам рассказать, что Муки повесил на шею ягненку колокольчик. «Если я усну в тенечке под деревом, а ягненок уйдет далеко от меня, то по звону колокольчика, я найду его», — так думал мальчик. Потому что он знал от настоящих пастухов, как нужно пасти овец.
Однажды сидел муки под деревом и пас своего любимого ягненка, вдруг пришла ему в голову не очень хорошая мысль. Он встал на ноги, поднял высоко посох и стал размахивать им. «Спасите! спасите! волк напал на нас! волк! он напал на нас!» — закричал Муки громким голосом так, что слышно было в соседней деревне. Услышали жители деревни крики об опасности, увидели пастуший посох, которым размахивал мальчик и поспешили ему на помощь: спасать от волка пастуха и его ягненка.
Прибежал неуклюжий Медведь с вилами.
Прибежал Лис-пушистый хвост с лопатой.
Прибежал Заяц-длинные уши с граблями.
«Где Волк?» — спрашивают Медведь, Лис и Заяц, — «нет тут никакого волка?!»
Рассмеялся Муки «Ха-ха-ха! Я только хотел подшутить над вами! Ха-ха-ха!»
Рассердились жители деревни на Муки за такую злую шутку, но ничего не сказали ему и вернулись по домам.
2.
Но однажды не зря кричал Муки: Волк на самом деле пришёл. Здоровенный Волк приближался к мальчику и его ягненку. Стал Муки звать на помощь, ждал что вот прибегут жители деревни спасти его от опасности, прогнать Волка, защитить ягненка. Но никто не прибежал: ни Медведь, ни Лис, ни Заяц. А Волк все ближе и ближе, а опасность все больше и больше.
Схватил Муки своего ягненка, положил его к себе на плечи и побежал, быстро побежал и сильно кричал, кричал от страха.
Бежал Муки, а за ним бежал Волк. Кричал Муки, рычал Волк, только ягненок ни разу не заблеял: бе-е-е, бе-е-е… Прибежал муки в деревню и упал на землю от усталости и страха.
Собрались жители вокруг него. Заплакал Муки,закричал сердито на них: «Что это?! Как это?! Почему вы не спешили меня спасти от Волка?! Волк пришёл и чуть не растерзал меня и моего ягненка…»
«Ты сам виноват, — сказали звери в один голос, — ты посмеялся над нами, позвал нас, когда Волка не было, насмехался: ха-ха-ха! Поэтому не поверили мы тебе, когда ты снова стал кричать. Знай впредь, что не стоит быть обманщиком!»
*************
Как всегда для читателей нашего коллективного блога «Брузья БабочкиЯночки» я выбрала сказку по текущей теме, с поучительным сюжетом, и составила к ней ряд рекомендаций.
- Читайте сказку несколько раз: сначала просто всю читайте, потом разберите по эпизодам.
- Найдите на коллажах соответственные каждому эпизоду картинки.
- Объясняйте новые слова, которые ребенок встретил впервые.
- Расскажите о профессии пастуха.
- Задавайте вопросы, объясняйте почему поступок мальчика привел его к беде.
- Читайте дополнительную информацию, которая собрана в разделе меню «Ферма. Домашние животные».
- Читайте вместе с детьми сказки и потешки про овец и их детенышей ягнят.
- Делайте поделки и решайте головоломки.
- Нарисуйте дополнительные картинки к сказке.
Принимайте участие в фестивале «Кудрявые овечки», присылайте свои рассказы, рисунки, раскраски и поделки, участвуйте в розыгрыше призов от спонсора и подарков от коллективного блога.
Всегда с вами БабочкаЯночка.
Wolf Lamb Art Print — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(37 релевантных результатов)
Волк и ягненок
Волк и ягненок
Басни, древние и современные. Адаптирован для использования детьми. Эдвард Болдуин, эсквайр. …
Хронология событий
- 1807: Выпущено
- 2014: Оцифровано
- 2023: Найден тобой!
- 2024
Формат MLA
Коллекция Шелли и его круга Карла Х. Пфорцгеймера, Публичная библиотека Нью-Йорка. «Волк и ягненок» Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки . 1807 г. https://digitalcollections.nypl.org/items/77f514e9-dc6f-14de-e040-e00a18064e39
Формат Чикаго/Турабиан
Коллекция Шелли и его круга Карла Х. Пфорцгеймера, Публичная библиотека Нью-Йорка. «Волк и ягненок» Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки. По состоянию на 22 января 2023 г. https://digitalcollections.nypl.org/items/77f514e9-dc6f-14de-e040-e00a18064e39
Формат APA
Коллекция Шелли и его круга Карла Х. Пфорцгеймера, Публичная библиотека Нью-Йорка. (1807 г.). Волк и ягненок Получено с https://digitalcollections.nypl.org/items/77f514e9-dc6f-14de-e040-e00a18064e39