Национальная одежда народов Севера | ДетиАрктики.РФ
Поделиться
Вконтакте Одноклассники TwitterКультура и быт
Национальная одежда народов Севера
Традиционный костюм многое рассказывает о народе. Какой образ жизни ведут эти люди, где живут, чем занимаются. Главное предназначение одежды на Севере – сохранять тепло. Но не только! Если приглядеться повнимательнее, национальные узоры расскажут целую историю.
Содержание
- Тепло и удобно
- Эстетика и смысл
- Малица, кухлянка, аткук
- К – камлейки и кафтаны
- Унты, пимы, торбаса
- Головные уборы
- Коколдо и другие рукавицы
Тепло и удобно
Эскимосский костюм.
Коренные жители северной тайги и тундры – оленеводы и морские охотники – веками используют для изготовления верхней одежды шкуры и мех.
Одна из главных примет традиционной одежды народов Севера – многослойность. Чем больше слоев одежды, тем больше между ними «прослоек» воздуха, благодаря которым и сохраняется тепло.
Оленные чукчи долгое время использовали для изготовления обуви и штанов старые покрытия яранги – как следует продымившись, они становятся устойчивы к воздействию влаги.
Чаще всего жители Арктики из шкур морских млекопитающих делают штаны и обувь, из оленьих – верхнюю одежду и утепляют ее лисьим, беличьим, песцовым мехом. Морские охотники шьют дождевики (камлейки) из кишок моржа и нерпы. У чукчей широко распространена ровдуга – замша из лосиных или оленьих шкур.
Правильная выделка шкур – тяжелая работа и требует мастерства, поэтому умелые скорняки пользуются уважением. Качественная одежда из натуральных материалов не только удобна, но и за счет правильной терморегуляции предотвращает излишнее потоотделение. А это важно в условиях, когда возможность принять душ и устроить стирку бывает не всегда.
Современная версия традиционного ительменского костюма.
На Таймыре живет несколько коренных народов Севера. На фото представители долган, нганасан и энцев в национальных костюмах.
Эстетика и смысл
Традиционный костюм вепсов.
Мужчина в традиционном костюме эвенков на праздновании Дня оленеводов.
Помимо функциональности, в традиционной одежде коренных народов Севера не менее важна и эстетическая составляющая. Национальные костюмы обильно украшают вышивкой, аппликациями, бисером, тесьмой. Например, отличительная черта вепсской вышивки – почти полное отсутствие изображений животных. При этом один из самых распространенных мотивов – тема дерева. Традиционную одежду вепсов шьют из шерсти или льна; в старину ткацкий станок был в каждом доме.
Декор на национальной одежде не только для красоты: вышивка, украшения, узоры всегда рассказывают народное предание, историю или миф.
Для декорирования сумок, поясов, колчанов коренные народы Севера используют протяжку узких ремешков через прорези, создавая искусное плетение и разнообразные орнаменты. На кожаную обувь наносят роспись со сказочными сюжетами, сценками из жизни охотников и рыбаков.
Отделка традиционных костюмов носит не только декоративный, но и прикладной характер: она сообщает массу информации о том, к какому народу человек принадлежит, его семейном положении, наличии или отсутствии детей, занятиях и социальном статусе. Один из древних способов украшения одежды – вышивка подшейным волосом оленя. Его собирают в пучок и прикрепляют к основе жильными нитками. Получаются рельефные накладные швы, из которых складывается узор.
Еще одна функция декора – ритуальная. Узор может выступать в роли оберега или талисмана: например, изображение следов зверя должно принести удачу охотнику. А звон монет или колокольчиков отпугивает злых духов.
Национальный орнамент, который для непосвященного человека просто красив – на самом деле целая система знаков, своего рода «текст», который рассказывает о владельце одежды.
Куклы в эвенкийском костюме. Практически вся старинная национальная эвенкийская одежда и утварь украшены бисером.
Малица, кухлянка, аткук
Житель Ямала в традиционной ненецкой малице.
Главная одежда коренных народов Севера – просторная меховая куртка, бывает короткая и удлиненная. Состоит из двух слоев: верхний носят мехом внутрь, нижний – наружу. Летом кухлянку носят в один слой. Рукава свободные, но плотно прилегающие на запястьях: так лучше сохраняется тепло и удобнее работать.
Глухую меховую куртку из шкуры оленя чукчи, коряки и ительмены называют кухлянкой, ханты – малицей, эскимосы – аткуком, саамы – пеццк, или печок (мехом наружу) и торрк (мехом внутрь). Верхняя женская одежда у энцев и нганасанов – распашная парка – называется лифарие.
У селькупов распашную оленью парку (паргы) мехом наружу носят и мужчины, и женщины. А вот глухой сакуй из оленьих шкур, который в сильные морозы надевают поверх парки – предмет мужского костюма.
По форме все меховые куртки – и кухлянки, и малицы и т. д. – на первый взгляд имеют похожий дизайн у разных народов Севера, но разница в деталях. Например, в одном регионе повязывают пояс, в другом пришивают особые капюшоны или варежки, в третьем к поясу прикрепляют разные полезные вещи: ножи, футляры со спичками, кисеты для табака и так далее.
У энцев наружные пояса не носят. Еще одна особенность – нательный комбинезон без рукавов, который женщины надевают под верхнюю одежду.
Корякская летняя женская кухлянка мехом внутрь с вышивкой бисером и меховой мозаикой.
Кухлянка настолько теплая, что нередко ее используют как спальный мешок, глубоко надвинув капюшон и плотно затянув воротник.
К – камлейки и кафтаны
Эскимосская камлейка из коллекции Музея Анкориджа, Аляска.
Сегодня нарядные камлейки с вышивкой или рисунками современных художников часто носят на праздники и торжественные мероприятия.
Интересный элемент одежды коренных народов Севера – камлейка. Это прародитель современного дождевика. Глухая непромокаемая одежда с наголовником надевается поверх меховой для защиты от дождя, водяных брызг, мокрого снега.
Эскимосы и чукчи делают традиционные камлейки из кишок и горловой ткани сивучей, нерпы, моржей, а эвены – из ровдуги или ткани. Современные камлейки шьют также из брезента или синтетических материалов.
Национальные костюмы эвенов и юкагиров похожи, их основополагающий элемент – кафтан. Главное отличие – в крое: у эвенского кафтана сзади широкая внешняя складка, а у юкагирского – внутренняя. Поэтому юкагиров соседи называли людьми «с хвостами куропатки», а те эвенов – людьми «с хвостами гагары».
Под кафтан у юкагиров принято надевать нагрудник. Летний называется нгеун, зимний – ниниэдабун.
Унты, пимы, торбаса
Девушка в традиционном долганском костюме, Таймыр.
Пимы, или кисы – традиционная обувь коренных народов Севера. Шьют их обычно высотой до колена и выше.
«Унты», «пимы», «торбаса» – все это названия зимней обуви коренных народов Севера. Распространенный материал для такой обуви – оленьи шкуры, но на Чукотке также используют шкуру нерпы.
Коренные народы Севера шьют обувь из меха и, как и одежду, украшают вышивкой и аппликациями.
Ворс должен быть направлен вниз, чтобы вода стекала с меха. Высота голенища может быть разной; если унты высокие, их подвязывают под коленями специальными вздержками. Подошва может быть из войлока или стриженой оленьей шкуры, внутрь для дополнительного тепла кладут войлочную стельку.
Традиционная обувь хантов украшена геометрическими орнаментами.
Головные уборы
Девушка в традиционном костюме нганасан, Таймыр.
Саамские женские головные уборы украшают яркой тканью, вышивкой и бисером.
Традиционный головной убор коренных народов Севера – капорообразная меховая шапка. Мех используют разный: беличий, олений, лисий, бобровый, соболий. Женщины также носят цветные платки – как вместо шапки, так и под нее, например, на Ямале. В прежние времена ительменские мужчины надевали шапки из птичьих перьев, похожие на головные уборы североамериканских индейцев.
У долганов есть обычай: если девушка наденет избраннику собственноручно сшитую нарядную шапку, они считаются помолвленными.
Очень интересные головные уборы в народном костюме саамов. Саамские девушки носят перевязку из бересты, обтянутую красным сукном. А замужние женщины – шамшуру, напоминающую русский кокошник. Чаще всего их делали из красного сукна, для каркаса использовали бересту или картон, а в финале украшали бисером, пуговицами и лентами.
Девушки на Ямале предпочитают носить теплые яркие шерстяные платки.
Традиционный корякский головной убор.
Коколдо и другие рукавицы
Дети в национальных костюмах на праздновании Дня оленевода на Ямале.
Зимние рукавицы шьют из шкуры оленя мехом наружу. Существуют также летние – из тюленьей кожи или ровдуги. У юкагиров распространены ровдужные перчатки с красно-белой вышивкой волосом оленя. Ительменские женщины часто носят перчатки без пальцев.
Рукавицы легко потерять, так что либо к ним пришивают полоску кожи, чтобы можно было повесить на пояс, либо сами рукавицы прикрепляют к одежде.
Если рукавицы наглухо пришиты к рукаву, в месте сгиба кисти делают разрез, прикрытый клапаном. Клапан прикрывает щель от мороза и ветра, сохраняя тепло, и в то же время благодаря разрезу руку можно при необходимости легко высвободить. Удобно для выполнения различных работ, которые сложно или невозможно выполнить в рукавицах.
Меховые варежки – часть саамского народного костюма.
Пример ненецкой малицы из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.
Эвенк в национальном костюме, Якутия. Зимние рукавицы у эвенков называются коколдо (или кололло).
Теги
- # Арктика
- # Север
- # КрайнийСевер
- # Одежда
- # Костюм
- # НациональныйКостюм
- # Культура и быт
- # Вепсы
- # Саамы
- # Ханты
- # Селькупы
- # Ненцы
- # Эвенки
- # Юкагиры
- # Эскимосы
- # Чукчи
- # Энцы
- # Нганасаны
- # Долганы
- # Эвены
- # Коряки
- # Ительмены
- # КМНС
- # МурманскаяОбласть
- # Карелия
- # Ловозеро
Национальный праздник.
Фестиваль вепсской культуры «Древо Жизни». ВинницыГлавная Дерево сайта Написать письмо
рус eng
Для регистрации нажмите здесь
Новости
Фестиваль вепсской культуры «Древо Жизни»
Художники творческого объединения «Артика» приняли участие в фестивале Вепсской культуры «Древо Жизни», который проходил в воскресенье 13 июня 2010 года в селе Винницы Подпорожского района Ленинградской области на берегу реки Оять. В празднике принимали участие несколько тысяч человек, приехавших из России и Финляндии.
Вепсы (вепся, бепся, чудь) — малый финно-угорский народ, проживающий на территории России в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях, а также на территории Финляндии. Входят в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В Винницах при поддержке Губернатора Ленинградской области был создан вепсский центр фольклора, где работают народные умельцы, хранители традиций, которые передают национальные ремёсла следующим поколениям. В вепсском центре занимаются вышивкой и вязанием, плетением из бисера, бересты и лозы, шитьём мягкой игрушки, лоскутных изделий а также ткачеством.
Кружевоплетение на коклюшках. Мастерицы плетут кружева с мотивами народной вышивки с помощью коклюшек — небольших деревянных палочек, на которые намотаны нити. Работа выполняется на специальной подушке-валике, величина которой зависит от размера кружева.
Русское кружево получило признание во всём мире. Кружева в разных регионах России имеют свои характерные особенности, свой стиль и технику изготовления. В вепсских кружевах преобладает геометрический и изобразительный орнамент. Вепсские кружевницы используют для своих изделий схематизированные растительные и зооморфные мотивы.
Узорное ткачество в домашних условиях было широко распространено в быту вепсов. Ткани вырабатывались на ручных ткацких станках. Узоры создавались при помощи различных приёмов переплетения разноцветных нитей в ткани. Сами полотна ткались полотняной, саржевой и браной техникой.
Ткани ткались для одежды, постельного белья, полотенец и скатертей из льняной пряжи, в которую иногда добавляли конопляную и шерстяную нить. Также на ткацких станках изготавливались узорные пояса и тесьма для одежды самых ярких расцветок: красные, жёлтые, синие и фиолетовые. Сами узоры имели рельефную поверхность и представляли из себя заритмованные геометрические орнаменты из ромбов, косых крестов, уголков и линий.
Пряжу пряли с помощью веретена, специальной точёной деревянной палочки, заострённой кверху и имеющей утолщение в нижней трети.
Национальная одежда вепсов красноречиво говорит о традициях, обычаях и культуре вепского народа. На орнаментах можно увидеть солнце, птиц, древо жизни, животных и человека. Эти изображения рассказывают о духовной связи человека и природы.
Главный национальный вепсский символ — Древо Жизни стало символом праздника в Винницах.
Народные гуляния с песнями и танцами проходили с особым весельем.
Зрителей порадовали выступления коллективов художественной самодеятельности и детского театра кукол.
Художники-портретисты, приехавшие на фестиваль из Санкт-Петербурга, запечатлели в своих рисунках образы современных вепсов.
Фестиваль сопровождался ставшей уже традиционной ярмаркой, на которой были выставлены изделия декоративно-прикладного искусства и сувениры, национальные кулинарные блюда и напитки. Искусные мастера со всего Подпорожского района представили свои многочисленные изделия.
Гостями фестиваля были коллективы из республики Карелия, Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Беларусии и Финляндии.
Новости
25.07.2021 | НовостиКаникулы
В работе школы перерыв.
16.04.2014 | НовостиВыставка «Краски севера»
С 16 по 27 апреля в Музее И.И. Бродского состоится выставка «Краски севера»
18. 06.2010 | НовостиОбластной праздник в Винницах
Художники «Артики»
на фестивале
вепсской культуры
«Древо жизни»
26.01.2010 | НовостиХудожественная школа «Вконтакте»
Художественная школа теперь в контакте
26.01.2010 | НовостиНовые художники Петербурга
В разделе «Галерея» новые художники
26.11.2009 | НовостиПоздравляем с поступлением!
Художественная школа Артика поздравляет свою ученицу, Вдовиченко Анну
Архив новостей
Вероника Давыдова «Лесные жители Севера России и борьба за культурное выживание». Вепсская деревня в Карелии, северо-восток России. Поскольку о финно-угорских народах северо-востока России на английском языке написано относительно немного, небольшая книга Давыдова представляет собой существенный эмпирический вклад в эту литературу.
Обращая внимание на роль добывающей промышленности и коммерческого обмена как посредников вепсской идентичности, книга также вмешивается в исследования коренных народов, усложняя упрощенное представление о коренностях как неизбежно противопоставляемых крупномасштабной добыче ресурсов или торговле.Шелтозерский вепсский этнографический музей, о котором идет речь в названии книги, Давидов рассматривает как этнографическую полевую площадку и структурирующий прием. Вступление к книге представляет собой буквально экскурсию по музею: деревянная статуя Хозяина леса (центральная фигура вепсской космологии), встречающая посетителей музея; диорама, демонстрирующая достижения мобильных вепсских каменщиков, путешествовавших по Российской империи, а затем и по Советскому Союзу, с известным в регионе малиновым кварцем; витрины, посвященной недолгой, но формирующейся Вепсской национальной волости (1994-2004). В последующих главах историзируется и контекстуализируется «состав человеческих и нечеловеческих персонажей и артефактов» (8), с которыми мы встречаемся в этом введении.
Первая глава, названная достаточно удачно «История и память», представляет собой обзор истории вепсов и карелов до середины 2000-х годов; Давыдов использует выдержки из биографических интервью, чтобы проиллюстрировать, как ее собеседники переживали советизацию в 1920-х и 1930-х годах, финское присутствие в Карелии в начале 1940-х годов и, наконец, массовую коллективизацию после Второй мировой войны. Вторая глава раскрывает вепсскую космологию посредством обсуждения Хозяина, духовного существа, которому принадлежит лес и с которым необходимо договориться о вторжении в лес. Хозяин, утверждает Давыдов, структурирует не только взаимодействие вепсов с миром природы — например, наказывая тех, кто осмеливается говорить, что они «сейчас вернутся» из похода в лес, — но также действует как ключ символ, который влияет на то, как вепсы думают об экономической и политической власти в целом. В третьей главе Давыдов обращается к описанию того, как «чистая» природа Карелии и уникальные минеральные ресурсы позволили вепсам обеспечить себе как известность, так и инвестиции в инфраструктуру в царский и советский периоды. Она показывает, что как развитие Карелии как направления экотуризма, так и экспорт карельского малинового кварцита и древесины приветствовались вепсами из-за ресурсов и признания, которые они принесли обществу. Глава четвертая, «Плохие хозяева», исследует, как в постсоветский период этот взаимный обмен между государством и вепсами заменяется односторонними уступками иностранным и зловеще анонимным корпоративным образованиям. Эти горнодобывающие и лесозаготовительные предприятия «мегарентеров» бескомпромиссно вывозят природные ресурсы из региона, ничего не возвращая, за исключением нескольких низкооплачиваемых ручных работ.
Пятая глава книги «Долгая ночь музеев» представляет собой этнографически насыщенный обзор Ночи музеев в Шелтозерском вепсском этнографическом музее. Мероприятие, организованное в рамках Международного совета музеев «Европейская ночь музеев», собрало в музее юношей и взрослых женщин Шелтозера на вечер викторин. Этнографически богатое описание Давыдовым «Ночи музеев» прекрасно написано и вызывает воспоминания. Однако можно было бы сделать больше, чтобы связать его «обширное описание» с темами и проблемами, затронутыми в предыдущих главах. Глава описывается как «кода», но это не столько синтетическое заключение, сколько отдаленное этнографическое крещендо.
Долгая ночь в вепсском музее был опубликован как часть серии этнографических материалов University of Toronto Press, предназначенных для использования в студенческих классах, и, возможно, по этой причине его проза относительно не обременена академическими цитатами и теоретическими отступлениями, которые часто досаждают академическим пишу. Это и сила, и слабость. Книга доступна и быстро читается, и ключевой момент или вклад каждой главы легко идентифицируется и кратко изложен. В то же время Давыдов часто намекает — но не затрагивает осмысленно — более крупные вопросы и проблемы, поднятые ее открытиями. Я часто ловил себя на том, что хочу большего. Например, после обсуждения горделивых воспоминаний общины о традиционной вепсской свадьбе 2006 года, проведенной в Шелтозере двумя москвичами в духе местной культуры, Давыдов отмечает, что «озабоченность культурным присвоением или культурной коммодификацией, как правило, не является частью культурная политика в этом регионе России…» (85). Хотя Давыдов действительно объясняет, почему ее собеседники желают и ценят видимость и признание, примером которых является вепсская свадьба москвичей, сравнительная значимость этого пункта была бы усилена более надежным и историзирующим анализом.
В целом, «Долгая ночь в вепсском музее» — это хорошо написанный и увлекательный вклад в литературу о постсоветской России и культурной продукции коренных народов. Кроме того, доступность книги и чистый изложение сделают ее интересной не только для ученых в этих областях, но и для преподавателей бакалавриата, которые ищут быстрое и наводящее на размышления дополнение к учебной программе.
Отзыв А. Лоррейн Калджунд, Стэндфордский университет
Долгая ночь в вепсском музее: лесные жители Северной России и борьба за культурное выживание
Вероника Давыдов
Издательство: University of Toronto Press
Мягкая обложка / 160 страниц / 2017 г.
ISBN: 9781442636187
Чтобы прочитать больше обзоров книг, нажмите здесь.
Опубликовано 2 июля 2018 г.
стойка
- стойка
- {{Roman}} I. {{/Roman}}
существительное
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
▪ дисплей , хранение
▪ охлаждение , сушка
▪ bicycle , bike ( informal ), coat , luggage , magazine , plate , spice , toast , towel , vegetable , wine , и т. д.
▪ крыша
▪
Мы установили байдарку на крышу автомобиля багажник .
ГЛАГОЛ + СТОЙКА
▪ Hang STH на , POT STH на , POT STH на , PUT STH в , POT STH в , Stack STH в , Stack STH на , Stope STH в , Stack на , , Sth в , Stack на , , Sth в , , Stack на , , в , , Stack Sth на , , в , Stack STH на , , в , Stack STH на , , в , . магазин на
▪
Вино хранится в специальных стеллажах .
СТОЙКА + ГЛАГОЛ
▪ содержит что-то , держать
▪
На стеллажах вдоль стены находилась большая часть костюмов.
ПРЕДЛОГ
▪ в/на стойка
▪
Заменил компакт-диск в стойке .
▪ на/на стойка
▪
Разложите цветы для сушки на подставке .
▪ стойка для
▪
a Полка для хранения яблок
▪ стойка из
▪
{{Роман}} II. {{/Roman}}стойки магазинов
глагол
Rack используется с этими существительными в качестве подлежащего: ↑содрогание, ↑рыдание
Rack используется с этими существительными в качестве дополнения: ↑тело, ↑мозг
Словарь словосочетаний.