виды, орнаменты и узоры :: SYL.ru
Древняя Греция известна своим богатым культурным наследием. А особенно популярны и любимы многими греческие вазы, которые сегодня можно встретить в музеях и в коллекциях ценителей эллинской культуры. Сегодня мы рассмотрим виды греческих ваз и основные орнаменты.
Разновидности греческих ваз
Их обилие поражает воображение. Все вазы имеют нестандартную форму и, что особенно присуще грекам, отличаются точностью мелких деталей. Ниже приведены самые популярные виды греческих ваз.
Амфора — богиня греческой керамики
Амфора. Пожалуй, одна из самых известных нам ваз, которая встречается не только у греков, но и у римлян и этрусков (загадочный народ, живший в центре Италии и внезапно исчезнувший с лица Земли). Амфора представляет собой сосуд вытянутой формы с двумя руками на плечиках или на горле. Объем таких изделий колеблется от 5 до 50 л. Зачастую применялись для хранения вина, масла, а порой использовалась в виде сосуда для погребения. Эта греческая ваза обычно изящно расписана традиционными узорами. По форме амфору также напоминает стамнос.
Вазы, популярные в Древней Греции
Алабастрон – сосуд, по форме напоминающей грушу с округлым дном. С помощью вертикальной подставки может стоять вертикально. Использовались чаще всего женщинами для хранения пахучих жидкостей. В Египте подобные сосуды изготавливали из алебастра, откуда и были позаимствованы форма и название алабастрона.
Аскос – сосуд причудливой формы: плоский с ручкой на носике (носиков может быть несколько). Применяли такоие емкости для хранения масел и заправки масляных ламп.
Греческая ваза, известная как кратер – сосуд, предназначенный для перемешивания вина с водой. Изготавливался он из глины и металла, реже – из мрамора. Это достаточно объемный сосуд с устойчивой ручкой, колоколообразным или шарообразным телом и двумя ручками по бокам. По форме схож с диномосом, который тоже использовали для напитков.
Лекиф – изящная ваза с узким горлышком и короткой ножкой. В ней хранили оливковое масло, а позже стали применять в качестве погребального дара. Ассоциируется с неженатым мужчиной в свадебных погребальных обрядах.
Ойнохоя – кувшин с одной ручкой и тремя носиками, имеющий округлую форму. Использовался для вина и позволял наполнять сразу три чаши.
Ниже вы можете видеть фото греческих ваз, описанных в этой статье.
Гидрия, или кальпида – кувшин для воды с объемным телом и узким носиком, с маленькими выступающими ручками в количестве трех (последняя – чтобы удобнее было наливать воду в сосуд). Гидрия активно использовалась для воды, захоронения праха и во время жеребьевки.
Киаф – сосуд, напоминающий по форме чашку с необычной ручкой. Использовался в качестве черпака для вина.
Скифос, также именуемый кубком Геракла, — это небольшая чаша с двумя ручками и устойчивой ножкой, используемая для питья. По легенде, из такой же чаши пил сам Геракл.
Бавкалид (или псиктер) – греческая ваза, по форме напоминающая гриб, которая была особенно популярна в Аттике. Псиктер отличается высокой узкой ножкой и шарообразным телом с толстым горлышком. Использовался для охлаждения вина – наполнив, его ставили в холодную воду.
Канфар – объемный сосуд на тонкой ножке и с двумя изящными ручками по бокам. Его изготавливали из обожженной глины или металла. Считалось, что из него пьют греческие боги, особенно часто с канфаром изображался бог виноделия Дионис.
Ритон – необычный сосуд воронкообразной формы со скульптурой головы животного или даже человека. Он стоит на толстой подставке и имеет широкое горлышко. Использовался для питья и в качестве ритуального сосуда для жертвоприношения. Изготавливался из металла, глины, рога или даже золота.
Лекана – чаша в виде круглого приплюснутого сосуда с тонким горлышком и толстыми короткими ручками. Ее предназначение пока точно не установлено – возможно, она служила для хранения масла или пищи. Маленькая чаша подобной формы, соответственно, называлась леканидой.
Килик – плоский сосуд округлой приплюснутой формы на тонкой грибовидной ножке. Маленькие ручки по бокам не выходят за пределы кромки самого килика. Использовался для игры в коттаб и для напитков.
Рисунки на греческих вазах
Греческую вазопись подразделяют на несколько периодов. Первый, минийский период, характеризуется отсутствием каких-либо рисунков на сосудах. А вот микенская керамика, появившаяся во время прихода греков на материковую Грецию, отличается темными рисунками на светлом фоне. Изначально это были растения, позже – животные, люди, корабли.
Некоторое время, с закатом микенской культуры, греческие вазы были напрочь лишены орнаментов, но позже керамику начали расписывать геометрическими фигурами. С течением времени орнамент греческих ваз менялся, его заменяли то одни, то другие сюжеты, присущие разным эпохам.
Во время расцвета геометрики узоры усложняются, становятся все более замысловатыми. Вскоре появляется религиозная тематика – умельцы изображают на керамике богов и мифических существ.
Греческие вазы расписывают самыми разными орнаментами, но есть классические узоры, которые активно использовали не только для украшения керамических изделий, но и в дизайне интерьера, одежды и даже аксессуаров. Ниже предоставлено описание четырех символов, которые до сих пор используют для росписи и дизайна. Некоторые из них имеют свою символику, над решением которой историки бились долгое время.
Меандр: от древности к современности
Меандр — пожалуй, один из самых популярных у древних греков символов. Практически ни одна ваза в греческом стиле не обходится без этого узора. Он представляет собой симметричную изломанную линию с прямыми углами. Меандр находили даже на бытовых предметах эпохи палеолита. Историки долгое время бились над решением вопроса: о чем он говорит, когда им расписана греческая ваза?
Интерпретируют его по-разному, но чаще всего греки ассоциируют его с непрерывным движением, добродетельной жизнью (изломанные углы). Согласно другой версии, меандр символизирует поражение богов, словно говоря, что смертный может совершить невозможное. Также есть версия, что это символ реки Меандра, протекающей на юго-западе Турции. Она отличается извилистостью и имеет похожий узор.
Сегодня меандр – это символ Солнца, благополучия, божественной благодати.
В настоящее время его активно применяют для украшения интерьера жилища. Он может присутствовать в деталях, придавая им особую изюминку. Также меандр можно встретить на напольном покрытии, текстиле, он особенно популярен в оформлении ванных комнат. Дизайнеры утверждают, что наиболее выигрышные цвета при использовании этого символа – контрастные черный и белый.
Существует множество видов меандров, каждый из которых схож в одном – изломанная линия с повторяющимися симметричными изломами.
Спираль — изящество и символизм
Бесконечная спираль у греков означает жизнь, развитие, движение. Спираль, закрученная по часовой стрелке – атрибут богини Афины, а против часовой – повелителя морей Посейдона. Мотив был популярен у греков, являя собой элемент изысканности, потому его можно встретить в интерьере, в дизайне одежды, посуды. Часто встречаются греческие вазы с узорами в виде спирали в разных ее формах.
Пальметта — природный мотив
Пальметта – пальмовый лист, собранный в веер. Этот растительный орнамент позже вошел в основу геральдической лилии (флёр-де-лис).
Вероятно, символ был позаимствован греками у египтян. Сама по себе пальметта не несет особого смысла и является лишь красивым украшением. В древние времена ее использовали для оформления зданий, колонн и даже надгробий. Правда, греки добавили пальмовому листу изысканность и утонченность, которой ей не хватало на родине – Востоке.
Акант — символ победы
Акант – растительный символ, имеющий свою историю. Орнамент получил свое название от растения, встречающегося на Средиземноморье. Символ, согласно легенде, появился благодаря архитектору Каллимаху. Однажды, прогуливаясь по кладбищу, он увидел могилу молодой девушки с корзиной вещей, которую оставили для нее родные. Эту корзину обвил акант, и Каллимах решил использовать увиденное в качестве символа для капителий Коринфского ордена. И хотя таким узором зачастую украшали здания, на греческих вазах это изящное растение также встречается.
Как и другие растительные символы, акант символизирует жизнь и рост, но при этом греки ассоциирует его и с победой, преодолением жизненных препятствий.
Заключение
Издавна греческие сосуды расписывают как сложными сюжетами и орнаментами, так и простыми рисунками. Изучая роспись греческой вазы, можно встретить как целые сюжеты, так и сложные орнаменты, порой комбинированные между собой. Сегодня вазопись с греческими мотивами не менее популярна.
Греческая вазопись: краснофигурная чернофигурная античная
Греческие вазы неизменно делали из местных глин красного цвета. Горшки формовали на гончарном круге или поочередно, секциями, основания делали отдельно и фиксировали перед росписью. Мелкие горшки вытачивали на токарном станке для утонения и совершенствования формы. Затем горшок оформляли и обжигали в печи.
Вазопись Древней Греции отличалась разнообразием техник:
Декоративная роспись протогеометрической керамики
Древнегреческая вазопись развивались на протяжении многих веков, и разделились на основные стилевые группы. Впервые греческий гончарный стиль в искусстве появился более тысячи лет до нашей эры. В технике ранних греческих цивилизаций – минойской, микенской, ранней греческой культур гончарные украшения имели простые формы и декор.
Протогеометрическая керамика отличается от минойского и микенского искусства росписи по форме и отделке. Самые популярные протогеометрические конструкции были окрашены кругами, секторами и горизонтальными линиями черного цвета. Большие вазы мастерили исключительно в черном цвете. Новый мотив античной вазописи — вертикальные треугольные фигуры, которые использовались в течение веков, стали одной из особенностей поздней гончарной чернофигурной техники.
Геометрический стиль
Геометрическая вазопись Древней Греции появилась около 900 г. до н.э. Отличием стиля выступает прямоугольное пространство на основном корпусе вазы между ручками, где применялась роспись:
- широкими линиями,
- выделенными линейными конструкциями,
- вертикальными полосами с обеих сторон.
в этот период впервые появился орнамент — меандр, которому суждено навсегда ассоциироваться в искусстве с Грецией.
В геометрическом стиле нижняя часть сосудов окрашена в черный цвет и отделена от остальной части вазы с помощью горизонтальных линий. В отделке появился характерный элемент – в качестве ручки изготовляли круглый медальон с плоской площадкой, на вершине которой изображали от одной до четырех лошадей.
С 8 в. до н.э. геометрическая гончарная древнегреческая вазопись вазопись включала:
- стилизованные человеческие фигуры, птиц и животных по всей поверхности вазы,
- отделку широкими линиями по коричневому или черному полю.
К концу периода в 7 в. до н.э. в Коринфе, благодаря восточным торговыми связями, вазопись Древней Греции пополнилась орнаментальным узором:
- стилизованные растения (лотосы, пальмы, дерево жизни),
- фризы из фигурок животных,
- изогнутые линии египетской и ассирийской гончарной отделки.
Собственный уникальный греческий вариант ориентального дизайна ваз в восточной части Греции отличался красными рисунками на белом фоне. Искусство вазописи по белому фону разработано в конце 6 в. до н.э. Состав из известковой глины наносили на вазу, а затем расписывали. Белый цвет применяли к одежде и человеческим изображениям. Из-за зернистой природы дополнительного слоя, цвет быстро стирался, поэтому техника белого фона использовалась для погребальных ваз.
Чернофигурная гончарная техника
Чернофигурная вазопись изобретена около 700 г. до н.э. в Коринфе, затем применялась гончарами и художниками в Лаконии, Аттике. Они превосходили техникой в чернофигурной росписи и продолжали доминировать на греческом рынке в течение следующих 150 лет. Коринфская гончарная древнегреческая вазопись достигла новых высот техники в производстве, обжиге, формах и росписи. Черные стилизованные фигуры становились более точными, подробными, изящными. В это время полностью сформировался знаменитый гончарный чернофигурный стиль. Не все узоры были окрашены в черный цвет:
Изменение составов шликера – смеси глин, позволяло получать любые коричневые и красные оттенки;
- Добавлялись фиолетовые тона, созданные с помощью пигментов и глинистых смесей;
- Для женских фигур применяли белый, а для одежды и аксессуаров пурпурно-красный цвет;
- Характерной особенностью стиля является больший интерес к мелким деталям — мышцам и волосам, которые акцентировали с помощью острого инструмента;
- Позы изображенных фигурок отличают чернофигурный стиль, как зенит древнегреческой вазописи.
Черная краска представляет собой смесь щелочного поташа или соды, глины с высоким содержанием кремния и черного оксида железа. Состав наносили после сушки изделия с помощью закрепителя из мочи или уксуса, который сгорает в печи, но связывает краску с вазой. Горшок затем обжигался в печи. Красный цвет оксида железа в печи изменяется на черный колер. Процесс обжига повторялся три раза, чтобы получить уникальные красные и черные цвета на каждой вазе. Неокрашенные части вазы оставались оригинального красно-оранжевого тона. По существу, гладкая, как стекло, пленка формировалась вместе с глиной, расплавляясь при более высоких температурах. Когда температура достигала около 800 градусов по Цельсию, вентиляционные отверстия в печи закрывали. Тело вазы возвращается к первоначальному красному цвету, а рисунок, нанесенный процарапыванием, остается блестящим и черным.
Чернофигурную вазопись художники выполняли, надрезая поверхность инструментами, чтобы процарапать черную поверхность. Этой техникой создана подробная информация о жизни в силуэтах, нанесенных по поверхности вазы. Самым известным примером Чернофигурной отделки является большой спиральный «Кратер Клития» или «Ваза Франсуа» – вазу сделал гончар Эрготим, а окрасил и Клитий (570-565 до н.э.).
Музейный экспонат высотой 0,66 м покрыт 270 человеческими фигурками и животных, изображающих удивительный диапазон сцен и персонажей из греческой мифологии.
Краснофигурная вазопись
Метод чернофигурный вазописи был заменен краснофигурной росписью из Афин около 530 г.
Предварительный эскиз делали на глине с помощью тупого инструмента. Эскизы превращали в рисунок с узкими линиями, а затем дополняли более широкими полосами черного цвета. Контуры и внутренние линии были нарисованы на глазури с помощью кисти, чтобы ясно сформулировать рисунок или выделялись небольшим рельефом. Чтобы дифференцировать менее значимые линии от более важных, рисовали разбавленной глазурью, и полученный золотисто-коричневый цвет эффектно контрастировал с чернотой контуров. Использование кисти в искусстве росписи позволяло создавать точные контурные рисунки.
Под влиянием искусства стеновых техник живописи, в искусстве вазописи появились характерные для этого стиля признаки:
- анатомические детали,
- разнообразные выражения лиц,
- детали одежды,
- перспектива, особенности расположения фигур,
- изображение повседневной жизни, сцен обучения и спортивных соревнований.
Формы краснофигурных и чернофигурных гончарных изделий мало отличались. Наиболее распространенными формами керамики были амфоры для хранения вина, большие кратеры для смешивания вина с водой, кувшины для розлива вина, килики или чашки с горизонтальными ручками для питья, гидры с тремя ручками для хранения воды, глубокие миски, банки для хранения масел и отдушек. Эти предметы имели практическое применение, поэтому ручки делали крепкие, используя тщательно продуманные формы работе с тонкими декоративными дополнениями художников. Кроме того, окрашенный нарратив передавал информацию, которую следовало читать, поворачивая изделие в руке.
В 4 веке до нашей эры предпринимались в попытке скопировать искусство древних техник для фрески, но краснофигурная роспись оказалась частично утрачена и постепенно выродилась. Греческие гончары создавали оригинальные, красивые формы и искусство вазописи, которое рассказывало о жизни и верованиях древнего народа вместо современных письменных записей.
Как сделать свою собственную греческую вазу с нуля
Древние греки были известны своим невероятным мастерством в гончарном деле и создали одни из самых узнаваемых керамических артефактов в мире. Эти прекрасные экспонаты находятся во многих музеях мира. Вот как сделать свой собственный!
Два самых известных стиля греческих ваз называются чернофигурными и краснофигурными по цвету изображений , украшавших вазы. Чернофигурный стиль (где тела и предметы были нарисованы на красной керамике черным цветом) был популярен с 7 века до н. э., пока в 5 веке до н. часто процарапывают глазурь, чтобы обнажить красный цвет, прежде чем вазы были обработаны обжигом в печи. Мы собираемся использовать аналогичный метод, чтобы сделать нашу собственную бумажную версию!
Вам потребуется:
Обычная белая бумага или картон
Мелки (мы использовали красный и оранжевый)
Кисть
Черная акриловая краска
Средство для мытья посуды
Зубочистка, шпажка или деревянный стилус (для царапания)
2 1.
Выберите вазуНарисуйте контур вазы на белой бумаге. Мы привели несколько примеров распространенных форм, которые использовали древние греки. Мы выбрали амфору, но вы можете придумать свою. Будь креативным!
Шаг 2. Нарисуйте контур
Шаг 3. Раскрась!
Раскрасьте всю базовую форму карандашом, очень плотно прижав ее, чтобы получился толстый блестящий цветной слой. Мы использовали оранжевый и красный цвета, чтобы имитировать оранжевый цвет греческой керамики.
Шаг 4. Покрасьте в черный цвет
Смешайте несколько капель жидкости для мытья посуды с черной краской. Используйте это, чтобы нарисовать слой черного цвета на вазе и дать ему высохнуть. В зависимости от вашей краски вам может понадобиться два слоя, чтобы полностью покрыть фон — мы так и сделали.
Шаг 5. Начинайте царапать!
Начни украшать свою вазу! Используйте зубочистку или другой заостренный предмет, чтобы соскоблить черную краску, и вы сможете увидеть цветной мелок под ней.
Вдохновитесь фотографиями древних ваз, выберите свой любимый древний миф или придумайте свою собственную историю. Посмотрите на различные виды украшений, которые использовали греки; меандры, цветы и спирали. Вы даже можете написать свое имя на вазе — многие греческие художники подписывали свои работы.
Шаг 6. А вот еще один, который мы сделали ранее…
Для нашей амфоры мы начали с греческих мотивов… Затем добавили свой собственный дополнительный археологический штрих!
- Доля:
Археология не только для взрослых!
Ваш ребенок любит историю? Мы проводим раскопки, семинары и онлайн-курсы для археологов будущего
Узнайте больше
Автор:
Анна ван НострандОдин из бесстрашных археологов сообщества DigVentures, Анна занимается распространением доброго слова об археологии. Сама большой ребенок, ее основное внимание уделяется привлечению молодых авантюристов.
Подробнее у Анны ван Ностранд +
Греческая вазопись, введение – Smarthistory
Художник Ниобида, Кратер Ниобида , Аттическая краснофигурная чашечка-кратер, ок. 460–450 гг. до н. э., 54 x 56 см (Музей Лувра)
Полезно для ученых
Керамика практически не поддается разрушению. Хотя он может разбиться на более мелкие части (называемые осколками), их нужно будет вручную измельчить в пыль, чтобы удалить из археологических данных. Как такового материала для изучения предостаточно, и это исключительно полезно для современных ученых. Помимо того, что керамика является отличным инструментом для датировки, она позволяет исследователям определять местонахождение древних памятников, реконструировать характер места и указывать на свидетельства торговли между группами людей. Более того, отдельные горшки и их расписные украшения можно подробно изучить, чтобы ответить на вопросы о религии, повседневной жизни и обществе.
Формы и темы
Схема форм греческих горшков (Британский музей)
Изготовленные из терракоты (обожженной глины), древнегреческие горшки и чашки, или «вазы», как их обычно называют, им придавали различные формы и формы. размеров (см. выше), и очень часто форма сосуда соответствует его назначению. Например, кратер использовался для смешивания воды и вина во время греческого симпозиума (мужской вечеринки). Он позволяет человеку наливать жидкости в его широкое отверстие, перемешивать содержимое в его глубокой чаше и легко получать доступ к смеси с помощью отдельного ковша или небольшого кувшина. Или ваза, известная как гидрия использовалась для сбора, переноски и наливания воды. Он имеет выпуклое тело, заостренный носик и три ручки (две по бокам для удержания и одна, вытянутая вдоль спины, для наклона и наливания).
Для обсуждения различных зон сосудов специалисты приняли термины, относящиеся к частям тела. Отверстие горшка называется ртом; стебель именуется шейкой; наклон от шеи к туловищу называется плечом; а основание называется стопой).
На внешней стороне греческих ваз изображены живописные композиции, часто отражающие стиль определенного периода. Например, сосуды, созданные в Геометрический период (ок. 900–700 до н. э.), имеют геометрические узоры, как на знаменитой амфоре Дипилона (ниже), а на сосудах, украшенных в период ориентализации (ок. 700–600 до н. э.), изображены животные. процессии и ближневосточные мотивы, как видно на этой раннекоринфской амфоре (Британский музей).
Позднее, в архаический и классический периоды (ок. 600–323 гг. до н. э.), вазовые росписи в основном изображают человеческую и мифологическую деятельность. Эти фигуральные сцены могут широко варьироваться: от событий повседневной жизни (например, ношение воды у фонтана) до героических подвигов и гомеровских сказок (например, Тесей и бык, Одиссей и сирены), из мира богов (например, Зевс, похищающий Ганимеда) к театральным представлениям и спортивным состязаниям (например, Орестея, гонки на колесницах). Хотя важно подчеркнуть, что такие нарисованные сцены не следует рассматривать как фотографии, документирующие реальность, они все же могут помочь в реконструкции жизни и верований древних греков.
Дипилон Амфора, ок. 750 г. до н. э., керамика, 160 см (Национальный археологический музей, Афины)
Техники, художники и надписи
сложный трехэтапный процесс обжига. Мало того, что горшки должны были быть сложены в печи определенным образом, но и условия внутри должны были быть точными. Во-первых, температура была поднята примерно до 800° по Цельсию, а вентиляционные отверстия позволили создать окислительную среду. В этот момент вся ваза окрасилась в красный цвет. Затем, закрыв вентиляционные отверстия и увеличив температуру примерно до 900-950°С все почернело, а участки, окрашенные шликером, застекловались (превратились в стекловидное вещество). Наконец, на последнем этапе вентиляционные отверстия снова открывались, и в печи восстанавливались окислительные условия. В этот момент неокрашенные участки сосуда снова стали красными, а застеклованный шликер (окрашенные участки) сохранил глянцево-черный оттенок. За счет введения и удаления кислорода в печи и одновременно повышения и понижения температуры шликер приобретал глянцево-черный цвет.
Вкратце, древнегреческие вазы демонстрируют несколько техник росписи, и они часто относятся к конкретному периоду. В эпоху геометрии и ориентализации (900–600 гг. до н. э.) художники использовали циркуль для рисования идеальных кругов и использовали методы силуэта и контура для очерчивания форм и фигур (ниже).
Фриз с траурными фигурами (фрагмент), Дипилон Амфора , ок. 750 г. до н. э., керамика, 160 см (Национальный археологический музей, Афины)
Около 625–600 гг. до н. э. в Афинах была принята техника черных фигур (т. е. фигуры темного цвета на светлом фоне с вырезанными деталями). Возникнув в Коринфе почти столетием ранее, чернофигурный рисунок использует силуэтную манеру в сочетании с добавлением цвета и разреза. Надрез включает в себя удаление скольжения острым инструментом, и, возможно, его наиболее мастерское применение можно найти на амфоре Эксекиаса (ниже). Часто описываемые как Ахиллес и Аякс, играющие в игру, сидящие воины склоняются к центру сцены и одеты в одежды с замысловатым вырезанным узором. В дополнение к отображению более реалистично очерченных фигур, чернофигурные художники позаботились о том, чтобы различать пол с помощью цвета: женщины были окрашены в белый цвет, мужчины остались черными.
Эксекиас (гончар и художник), аттическая чернофигурная амфора (деталь, изображающая Аякса и Ахилла, играющих в игру), ок. 540–530 гг. до н. э., высота 61,1 см, найдено Вульчи (Грегорианский этрусский музей, Ватикан)
Техника красных фигур была изобретена в Афинах около 525–520 гг. Здесь светлые фигуры расположены на темном фоне. Используя дополнительный цвет и кисть для прорисовки деталей, краснофигурные художники разбавляли или утолщали накладку, чтобы создать различные эффекты.
Разбавленная пуховая накладка или «разбавленная глазурь» имеет вид смывки и использовалась для волос, меха и анатомии, о чем свидетельствует схематичная шерсть зайца и мускулатура юноши на внутренней стороне этой чашки Горгоса (ниже ). При утолщении накладка использовалась для образования так называемых «рельефных линий» или линий, заметно выступающих над поверхностью, и они часто использовались для очерчивания форм. Удивительно похожей на краснофигурную является техника белого фона.
Горгос, Чердак Краснофигурный Килик (интерьер), ок. 500 г. до н. э. (Музей Агора, Афины)
Несмотря на то, что полихромные фигуры на выбеленном фоне выглядят совершенно иначе, белый фон требует, чтобы мастер прорисовывал детали форм точно так же, как краснофигурный, а не вырезал их (см. Kylix ниже).
Рядом с фигурками и предметами иногда можно встретить надписи. Они идентифицируют мифологические фигуры, красивых мужчин или женщин, современников художника (надписи «калос» / «кале»), и даже самого художника или гончара («эграпсэн» / «эпойсен»). Надписи, однако, не всегда полезны. Подражая внешнему виду осмысленного текста, «бессмысленные надписи» вводят в заблуждение неграмотного зрителя бессвязным расположением греческих букв.
Приписывается художнице Виллы Джулии, чердачный белый киликс (чашка для питья), ок. 470 г. до н. э., терракота, красный рисунок, белый фон, 6,2 х 16,2 см (Метрополитен-музей)
Вазы и ресепшн
Общая привлекательность греческих ваз, их относительно небольшой размер и — в какой-то момент в время — их легкодоступный характер сделал их очень желанными предметами коллекционирования в восемнадцатом и девятнадцатом веках.
Однако с конца девятнадцатого века изучение ваз стало научным занятием, а их украшение стало навязчивой идеей знатоков, одаренных способностью распознавать и атрибутировать руки отдельных художников.Самым известным знатоком ваз ХХ века, исследователем, занимавшимся атрибуцией, типологией и хронологией, был сэр Джон Дэвидсон Бизли. Заинтересовавшись афинской техникой черных, красных фигур и белого фона, Бизли не отдавал предпочтение красиво раскрашенным образцам; он был беспристрастен и с одинаковым вниманием изучал произведения разного качества. В результате своих утомительных и исчерпывающих исследований он собрал более 1000 художников и групп и приписал более 30 000 ваз. Хотя некоторые исследователи после смерти Бизли продолжают приписывать и изучать стиль конкретных художников или групп, исследователи ваз сегодня также ставят под сомнение техническое производство сосудов, их археологический контекст, их местное и зарубежное распространение и их иконографию.
Дополнительные ресурсы:
Архив Бизли в Оксфордском университете
Афинская вазопись: техника черных и красных фигур на Хронологии истории искусств Метрополитен-музея в Хайльбрунне
Сцены повседневной жизни в Древней Греции в Хейльбруннской хронологии истории искусств Метрополитен-музея
Цитируйте эту страницу как: Д-р Рене М.