Изучаем коня (часть 4) / Хабр
Продолжаем изучать шахматные фигуры вместе с ребенком. Теперь наступает очередь коня.
В силу окончания учебного года, произошла некоторая задержка и разрыв между ферзем и конем. С учетом того, что конь – самая сложная фигура в шахматах для изучения, материал готовился несколько дольше, чем обычно. Но вот он и вышел. Все диаграммы с разъяснениями под катом – милости прошу.
Последняя статья про ферзя получилась не самая удачная, поэтому потребовалось некоторое переосмысление и работа над ошибками. В этом материале структура подачи материала будет несколько другой. Материал разбит на несколько тематических частей, после заданий под спойлерами, будут даваться решения. Ниже спойлера будут комментарии к заданиям.
Напомню, данный цикл статей пишется по курсу И.Г. Сухина. Все представленные ниже положения на диаграммах разработаны И.Г. Сухиным и приведены им в учебнике: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017. А я излагаю своё видение, как их можно использовать на занятиях, какие типичные трудности могут возникнуть у детей, и как их можно преодолевать. В статье приводится лишь часть положений из указанного учебника — в учебнике их гораздо больше. К учебнику разработано и методическое пособие: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. — Обнинск: Духовное возрождение, 2015. В нём детально прописано, как следует проводить каждый шахматный урок курса. Также в учебно-методический комплект курса входят программы 3-4 лет обучения, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники.
Предыдущие статьи цикла:
Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только (вступление).
Изучаем ладью (часть 1).
Изучаем слона (часть 2).
Изучаем ферзя (часть 3).
История
В древних шахматах эта фигура изображала собою «кавалерию» — всадника на коне. В процессе перевода наименований фигур всадник с коня пропал! Но не везде – во многих европейских странах коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь — это сavalier (кавалер), в Англии — knight (рыцарь). Отчасти это связано с тем, что в этих странах, в Средние Века, были рыцари, а уж как они любили играть в шахматы… Куда ж тут без рыцаря на доске?
А вот в других языках «человеческая составляющая» из этой фигуры пропала. У нас она называется просто «конь». А например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakač) название его переводится как «прыгун», «скакун».
А еще, в древние времена, были такие кони которые летали! Их называли «Пегасами». Наш конь дальний потомок Пегаса, он тоже умеет летать, но недалеко…
Ход конем
Ход конем в шахматах является одним из самых сложных для изучения. При этом, практически все дети знают что он ходит «буквой Г». Уж как я люблю с ними спорить и говорить что он ходит буквой Л… Ой, не так – «буквой L». Первый взрыв мозга происходит на этом этапе.
С изучения хода коня начинается первый урок по коню. Но сначала я привлекаю внимание детей и стараюсь чтобы они в начале урока не были уставшими. Если ребенок не поймет как ходит конь, то ему будет сложно им играть, и против коня бороться.
Особый акцент делается на том, что конь единственная фигура которая перепрыгивает через другие фигуры – будь то своя или фигура противника.
Собственно этих объяснений для начала попыток достаточно. Далее начинаются задания, и вот там то у детей возникают сложности. Поэтому первый урок по коню – один из самых сложных в курсе изучения фигур.
Я лично ход конем объясняю детям так – «конь ходит на две клетки прямо, а потом делает соскок на одну клетку в сторону». Вот так (наша буковка Г):
Но, как оказалось со временем, некоторым детям удобнее делать ход конем по другому! Вы сами удивитесь (кстати, не самый плохой вариант). «Конь ходит по диагонали на одну клетку, а потом делает по прямой соскок на одну клетку». Вот так:
Не нужно детей ломать под Ваше восприятие. Если ему так удобнее – то пусть так запоминает. Те, кто пойдет дальше в шахматах, так или иначе потом будут просто видеть, куда ходит конь.
Перед тем, как Вы начнете с ребенком выполнять задание напомню — все задания ребенок должен самостоятельно расставить на шахматной доске, а затем решить. Решение задания на экране компьютера — является контрпродуктивным для развития мозга ребенка. Учтите это когда даете своему чаду решать задачки. А теперь собственно к ним самым — к задачам.
Приручение коня (этап 1)
Один в поле воин
Те, кто читал предыдущие статьи, знает этот тип заданий. Наша цель – побить все шашки противника, уничтожая каждым ходом одну шашку. В итоге правильным решением, является решение с количеством ходов равным количеству шашек. Ход – шашка.
Задание 1
РешениеКазалось бы – что тут сложного. Прыг да скок… Ан нет! Некоторые дети прям в ступор встают и не могут понять, как им прыгать конем. И вот тут то на помощь приходит паучек!
Если кто его не узнал – это обычный держатель для планшета. В нем ровно 8 лапок – по количеству ходов коня. Для доски 35 сантиметров (это маленькая доска) – подходит для 7-ми дюймового планшета, для 43 сантиметровой доски – 10-ти дюймовый паучек. Купить его можно в любом компьютерном магазине (ну или на худой конец – я покупаю в Ашане).
Поверьте – дети в восторге от него, но ….! Я обычно его отнимаю, как только вижу что ребенок понял как ходит конь. Из личного опыта, могу сказать, большая часть детей могут обойтись и без него, но (не забываем) – наша цель научить ВСЕХ детей играть в шахматы. И чем легче им будут даваться некоторые задания – тем больший шанс что ребенок полюбит шахматы. Мы не чемпионов растим – а детей развиваем.
Длительность помощи паучком – по пониманию ребенком хода конем. Некоторым надо одно задание, некоторым – все 3. Это индивидуально. Но самое главное – не упустить момент, когда ребенок начал видеть коня. Пусть ему еще сложно, но паука надо забирать. Честно – больше 3х заданий с пауком у меня бывало редко, чаще 2х заданий хватает.
Вернемся к нашему заданию – чаще всего дети, при его решении, уже к середине понимают как надо дальше двигаться конем. Они даже коня могут не просчитывать, а сразу ставят фигуру на поле куда она пойдет. И пусть! Их задача привыкнуть к коню. Даже если ни ход еще не выучили. Любой норовистый скакун должен сначала слиться с хозяином. А это задание, в этом плане, подходит идеально. Если Вы заметите – в нем нет перескоков через фигуры! Наша цель – показать траекторию движения конем.
Задание 2
РешениеЭто задание немного сложнее предыдущего. Потому что тут конь начинает перепрыгивать через шашки. Дело в том, что многие дети при изучении предыдущих фигур двигают фигуру по доске. Хотя я изначально выставляю требование, чтобы фигура поднималась НАД доской. Но увы – они этого не делают. Но тут вступает в действие конь, и… А тут коня надо поднимать, двигать по доске его не получится – фигуры попадают.
Самое сложное – раскрутиться на первой площадке. Помогать приходится часто. Далее ребенок начинает видеть ходы конем сам.
Задание 3
РешениеПосле предыдущего задания – это задание для отдыха. Никаких перескоков через шашки тут нет, линейный (практически) ход. После двух предыдущих заданий – это служит закреплением пройденного материала.
На самом деле, Вы можете придумать и свои задания для коня, главное чтобы решение было единственно-верным. И второго решения чтобы не было. Для тех, кто далек от педагогики – объясню. Весь курс изучения любого нового материала, строится на задачах «закрытого» типа. Это задачи, у которых есть единственно-верное решение. Это принцип педагогики. Ребенок должен получить знания и умения решать задачи. Да – в жизни таких задач не бывает, но мы к жизни готовимся. А потом эти знания применяем. А в жизни, мы решаем задачи «открытого» типа – у них есть множество верных решений.
Кратчайший путь
Данные задания призваны научить ребенка находить наиболее быстрый способ добраться фигурой «из пункта А в пункт Б». В заданиях этого типа целью является научиться пользоваться особенностями той фигуры, которую мы изучаем. В заданиях этого типа нужно заранее озвучить количество ходов, за которое будет достигнуто поле назначения (оно отмечено крестиком).
Задание 1
Пройти до поля помеченного крестиком за 2 хода.
Самое простое задание. Главное в этом задании – проследить чтобы ребенок правильно нашел решение. Сложного тут нет ничего, чисто задача на затравку и интерес.
Задание 2
Пройти до поля помеченного крестиком за 2 хода.
РешениеЭто задание кажется легким только на первый взгляд. Очень много детей на нем спотыкаются. Трудность в том, что надо отпрыгнуть конем от цели, а затем вернуться назад. Но решение этой задачи дает понимание что конь не так прост как кажется. Но поверьте мне – это только начало… Дальше будет еще сложнее (для детей естественно).
Задание 3
Пройти до поля помеченного крестиком за 3 хода.
РешениеРедко кто из детей 6-8 лет решает ее сразу. Обычно на ней сидят минут 5, иногда 10, иногда 30… Сложность в том, что надо отпрыгнуть вообще в другую сторону от цели. А потом вернуться. Когда дети решают эту задачу – надо очень внимательно следить чтобы ребенок не ушел от решения и старался найти решение. Иногда надо ребенка подталкивать к правильному варианту, иногда подсказывать, иногда делать первый ход. Напомню еще раз – нам надо чтобы у ребенка не исчезло желание заниматься шахматами. Нерешенные задачи отбивают тягу к шахматам, поэтому надо помогать, но в меру. Ребенок должен понимать что задачи не так просты как кажется, но они вполне ему по зубам. Ну вот, я эти два типа заданий выделил отдельно, после их прохождения – ребенок должен уметь ходить конем. Этот этап – приручение. А теперь дрессировка коня.
Дрессировка коня (этап 2)
Лабиринт
Эти задания – самые-самые сложные из всего курса первоначальной подготовки. Бывают случаи – когда я их даю детям, которые уже умеют играть, и им тоже их сложно решить. А новичкам, которые только-только изучают шахматы – это самые сложные задания.
Напомню, лабиринт выстроенный на шахматной доске из белых шашек надо пройти до конца – до поля с крестиком. На поле помеченное крестиком я обычно ставлю черную шашку (ведь мы играем белыми, а черные наши враги). Бить белые шашки нельзя (это стенки лабиринта). Естественно при решении заданий конем – перепрыгивать стены можно.
У всех заданий, которые я дам ниже, будут свои названия. Я их придумал по ходу обучения, когда задавал детям. Им нравится – мне тоже.
И еще один совет – не пытайтесь решать задания за ребенка. Он догадается сам – поверьте мне. Но иногда надо подсказывать – без этого никуда. Иногда помогать намеками. Но, ни в коем случае не бросайте ребенка один на один с лабиринтом – он должен чувствовать поддержку, даже когда гуляет по такому опасному лабиринту.
Задание 1. Задача на упертость
РешениеВ решении, само решение, я показал красным. А черным показан путь, которым обычно идут дети. ВСЕ дети идут этим путем. За все время, что я преподаю шахматы, им не пошли единицы (2-3 человека). Чаще всего им везло – они делали первый ход правильно и потом сразу решали задачу. Если первый ход сделан неправильно – то прямая дорога в тупик.
Теперь почему я задачу называю «Задача на упертость». Именно из-за этого черного пути. Не знаю, что смущает детей, но когда они оказываются рядом с вожделенной целью (красным крестиком) то они радуются, но когда начинают ходить дальше – встают в ступор. Начинают откатывать ходы назад, смотреть другие варианты… Но на моей памяти поменять первый ход догадалось 2 или 3 ребенка. Все остальные продолжали упираться и упираться в неправильном решении.
Чаще всего, я им помогаю, чтобы они не застряли окончательно. Но стараюсь сделать это не раньше чем через 10-15 минут после начала решения задания.
Задание 2. Конь умеет танцевать
Смешно? А тем не менее. Смотрите.
РешениеВ этой задаче ложный (тупиковый) путь – не такой длинный. Дети быстро его отметают. Но их ждет другая неприятность – надо уметь танцевать конем. Достаточно часто они бросают гарцевание конем на пятачке, либо путаясь в полях, либо просто решив, что правильного пути там нет.
Вам следует внимательно следить за ребенком, чтобы он не сильно забросил своего коня, и подсказывать ему – что неплохо продолжить искать ходы дальше.
Задание 3. Ипподром
Где как не на ипподроме выкатывать коня? Здесь он катается кругами вокруг доски.
РешениеПосле решенных предыдущих задач – эта решается легче. Основная проблема в том – что когда мы подходим вплотную к полю с крестиком – нам надо продолжать двигаться дальше. И сделать почти два полных круга.
А в остальном этот лабиринт – не самый сложный по сравнению с предыдущими.
Перехитри часовых.
Дальнейшее развитие лабиринта – перехитри часовых. В данном виде заданий нам необходимо добраться до поля помеченного крестиком, но так, чтобы по пути к нему не попасть под удар фигур противника. Так как этап у нас для начинающих – то это только кони. И да – черные фигуры не ходят – только наш конь.
Еще хочу заметить одну особенность данного вида заданий. Дело в том, что в этих задачах все составлено специально так, чтобы кроме правильного хода конем, других ходов не было! Т.е. с каждого поля конь может сделать только два хода – на то поле откуда он пришел, и на то поле, которое стоит следующим в траектории движения. Т.е. задача для ребенка на самом деле в том, чтобы он видел одно единственное верное поле для хода (и помнил откуда он только что пришел). Все остальные поля либо под ударами черных коней, либо там стоят белые шашки (препятствия).
Задание 1
РешениеГлавная трудность в решении этой задачи – не бояться черного коня на соседней клетке. Это самое сложное, что приходится преодолевать детям. Ну и еще – научиться видеть те поля, куда бьют неприятельские кони.
Задача 2
РешениеОпять же – учимся искать единственный верный ход, и перебарываем боязнь черного коня на соседней клетке.
Задание 3
РешениеРисталище (этап 3)
Я назвал этот этап именно так – потому что тут у нас начинаются схватки с коням противника. И в результате его прохождения, ребенок должен выработать четкое понимание слабых сторон коня.
Захват контрольного поля
В этих заданиях нам тоже необходимо попасть на поле помеченное крестиком. Но главная трудность в том, что черный конь начинает ходить. И в то же время, это плюс в нашу сторону. Основная цель заданий – донести до ребенка то, что надо думать не только о своих фигурах, надо просчитывать ходы противника. Те, кто проходил прошлые задания – знают это. Напомню – перед тем как сделать свой ход надо подумать – а куда пойдет фигура противника?
Задание 1
РешениеВ этой задаче все очень просто – сейчас черный конь защищает помеченную клетку, но следующим ходом он ее перестанет защищать. Нам достаточно только напасть на нее, а черный конь уйдет сам.
Задание 2
РешениеЗадача аналогичная первой. Без комментариев.
Задача 3
РешениеЭта задача интересна тем, что решение как попасть на помеченное поле искалось в задании №3 «Кратчайший путь». И тем не менее дети этого не помнят. Тут все посложнее чем в предыдущих двух заданиях – надо посчитать каким ходом черный конь будет защищать поле – правильный отчет – каждым нечетным. Т.е. нам надо напасть на поле h2 четным ходом, чтобы черный конь в свою очередь ушел и перестал его защищать.
На самом деле, эта задача не так проста для детей, как Вам может показаться. Объяснения ребенку – мало помогут. Просто сделайте так, чтобы ребенок двигал фигуры. И белые и черные. Как уже писалось в более ранних статьях – чем больше двигаются фигуры по доске – тем быстрее они начинают двигаться в голове. Без этого никуда. А просто объяснениями – дети не поймут что Вы от них хотите.
Ограничение подвижности
В этом задании, Ваша цель – ограничить фигуру противника, так, чтобы потом Вы смогли ее убить. При этом, черный конь ходит. Основной смысл этих заданий, в том, что ребенок должен научиться (пусть и не сразу) передвигать фигуры противника. И пытаться прогнозировать его ходы.
Попутно надо объяснять – конь фигура хоть и прыгучая, но очень малоподвижная. При некотором желании поймать коня – не такая сложная задача.
Задание 1
РешениеКонь в углу доски – наверное самая слабая фигура в шахматах. И поймать легко, и бояться его там совершенно незачем. Но для детей попытка поймать коня в углу – достаточно сложная задача сначала. В решении я специально показал ход, куда может пойти черный конь, и это надо показать ребенку тоже.
Вообще — конь в углу слаб (всего 2 хода), конь на краю доски – слаб (не 2, но всего 3-4 хода). Сила коня в середине доски, но ни в коем случае не на краю.
Задание 2
РешениеКонь на краю доски. Как уже писалось выше, он и тут слаб. Легко ловится. Черными линиями показаны возможные ходы черного коня, и эти два поля надо перекрыть.
Эту задачу дети решают обычно самостоятельно, но она посложнее чем первая. И поэтому, у них уходит чуть больше времени на нее.
Задача 3. Охота на мустанга
РешениеВ этой задаче, на первый взгляд, решения нет… Так думают все дети. Но черный конь – ловится! Для этого надо стараться загнать коня на край доски, и не выпускать его оттуда.
Главный метод решения в том, что надо видеть куда пойдет черный конь. И стараться его вернуть назад. Ни в коем случае не выпускать коня в центр. Как только он выскочит на простор – Вы его уже не поймаете.
Задача из всех предложенных – достаточно сложная. Собственно, я обычно практикую опускание детей на землю после эйфории о легкости задач после предыдущих именно на ней. О снова о пользе ходов фигур на доске… Ребенок эту задачу в уме не решит. Взрослому то – и то сложно, а что говорить о детях?
Ну вот – слабые стороны коня мы изучили. Это ограниченность на краю доски, малоподвижность. Чем яснее дети поймут эти особенности коня – тем легче им будет им играть в дальнейшем. Причем осмысленно.
Учимся нападать (этап 4)
Слабые стороны коня мы выяснили. А теперь надо научиться им нападать, и понять его сильные стороны. Начнем.
Напади на фигуру
В этих заданиях решения очень и очень простые. Необходимо просто напасть на черную фигуру, так, чтобы Вас эта фигура не убила. Но в случае с конем, это задание упрощается тем, что конь ходит так, как ни ходит ни одна фигура. А значит, тот на кого мы нападем – на Вас напасть не сможет. Помните – задание сделать один ход и только напасть. Не надо бить фигуру.Решение
Решение
Напади на две фигуры
Это задание – банальная вилка конем. Но чтобы ее применять – надо ей научиться. Вот и учим детей вилке – напасть на две фигуры. Опять же – надо только напасть, но не бить фигуру. Дети часто хотят побить черную фигуру, но их надо останавливать. Ведь черные потом сделают свой ход.
Задание 1.
РешениеЗадание 2.Решение
Задание 3.Решение
Побей незащищенную фигуру
В этом задании на необходимо уже убить ту фигуру которая без защиты. Тут отрабатываем два навыка – способность видеть на кого нападает наш конь, и кого защищают черные фигуры.Решение
Решение
В бой! (этап 5)
Ну вот, мы готовы пойти в бой с фигурами противника. Теперь все начинается по серьезному.
Перехитри часовых
Смысл заданий в том же – надо добраться до поля помеченного крестиком. По пути не становиться на поля с белыми шашками, и не попадать под удар черных фигур. Черные фигуры не ходят.
Кажется легко? Ну попробуйте.
Задание 1
РешениеПро нюанс решения подобных задач писалось выше – у коня обычно один ход для движения вперед. Эта задача небольшое исключение – есть тупиковые развития. Например g3-e2-тупик. Дети при решении могут наталкиваться на эти варианты и должны их отсекать и идти дальше. А так – задача не самая сложная.
Задание 2
РешениеПочему то эту задача дети редко решают сразу. Тут тупиковое решение так и тянет детей к себе – f2-g4-h6-тупик. От этого решения дети не любят отказываться, и раз за разом продолжают его долбить. Хотя надо всего лишь сделать другой второй ход.
Задание 3
РешениеКогда эту задачу расставляют на доске – от обилия фигур у детей разбегаются глаза. Но решение очень простое – у коня в каждый момент времени есть всего лишь один ход. И его надо сделать. Все остальные ходы – заблокированы черными фигурами. Но задачка решается сложно и долго.
Сними часовых
Задачи подобные предыдущим, но тут нет контрольного поля, зато есть фигуры противника. Их то и надо побить. На белые шашки становиться нельзя, черные фигуры не ходят.
Задача 1
РешениеОпять же – из каждого положения коня есть только один ход. Остальные перекрыты (либо тупик на поле d1). Сами проверьте. А вот дети чаще всего не видят этого единственного хода…
Задание 2
РешениеБолее интересная задача. Дело в том, что на первый взгляд у коня множество ходов, но все они на проверку оказываются тупиковыми. А правильный путь под спойлером.
Задача 3
РешениеИ здесь все аналогично. Ну за исключением того, что фигур много. Но ход – везде единственный.
Захват контрольного поля
И снова захват контрольного поля. Только теперь с другими фигурами, а не только с конями.
Задание 1
РешениеЗадание 2Решение
Задание 3Решение
Во всех заданиях надо использовать малоподвижность коня. Эта его особенность проходилась ранее, поэтому тут мы это знание закрепляем лишний раз.
Ограничение подвижности
И снова ограничение подвижности, но уже на всех ранее пройденных фигурах. Как говориться – без комментариев.
Задача 1
РешениеЗадача 2Решение
Задача 3Решение
Выпускной экзамен (этап 6)
Игра на уничтожение
Смысл заданий простой – необходимо определить кто победит: белые или черные. Первый ход белых. Фигуры ходят по очереди. Единственная загвоздка – размер доски. Это 3х3, 4х4, 2х3 и так далее. И если Вам кажется что эти задания все простые – послушайтесь меня. Когда я на коне даю эти задачи в классе раздается вой (Уууууу, опять….). Хотя при прохождении этих задач на ладье они им радуются. В начале.
Задание 1
РешениеЗадание 2Решение
Порядок ходов помечен цифрами.
Задание 3Решение
Порядок ходов помечен цифрами.
Задание 4Решение
Заключение
Вот и все. Коня прошли. Не самые легкие задачи, особенно лабиринты. Но как показывает мой опыт – практически у всех детей, которые проходят эти задания, конь не вызывает в дальнейшем никаких сложностей. Я сравниваю по другим детям, которые занимаются сопоставимое время. Мы пересекаемся на турнирах и я бывает с чужими детьми поигрываю и смотрю что у них и как.
Естественно, если ребенок занимается на результат, спору нет. Он конем будет шпарить как истинный шахматист. Но повторюсь, опять, наша задача развить детей. Кто хочет – пусть потом идет в шахматы, кто не хочет – пусть занимается другими делами. Танцами, например. У меня много девочек, и цели сделать из них шахматисток не стоит. Задача школы и дополнительного образования – всестороннее развитие ребенка. И шахматы тут выступают серьезным подспорьем.
Сделаю еще одно отступление – те дети, которые не проходили предыдущие фигуры – очень плохо потом справляются с конем. Ладья, слон, ферзь – они служат как бы подготовкой к сложному коню. Когда ребенок выходит на коня он не должен думать, как ходят другие фигуры – он их должен знать. Если он будет отвлекаться на слона или ферзя – ему будет сложнее понять коня. И, вполне возможно, приведет к отторжению в дальнейшем самих шахмат.
Хочу обратить внимание (в который уже раз) — цель данного курса в развитии ребенка. Ни в коем случае не в подготовке его к чемпионству. Я неоднократно готовил детей к школе изучая ходы шахматных фигур. Системность и постоянство проведения занятий дают ребенку иногда больше чем зубрежка материалов по другим предметам. При этом, дети воспринимают шахматы как игру, а это облегчает коммуникацию с ними. Возраст 6 лет — самое то для подготовки к школе и для начала изучения шахмат. Главное — не отбить интерес к обучению и к шахматам.
Если Вы заметите — в начальном курсе практически нет игры на полной доске. И это оправдано — полный комплект фигур для ребенка 6-7 лет чаще всего слишком сложен для понимания. То что ребенок в этом возрасте не умеет просчитывать свои ходы и ходы противника — это факт. Поэтому все спортивные секции в этом возрасте — это издевательство над детьми в первую очередь. Вам как родителю никто не запрещает издеваться над ребенком, но обращайте в первую очередь на его психологическую устойчивость. Не все дети могут и умеют проигрывать. представляете какой это стресс для ребенка? А если Вы вдобавок еще и требуете результат?
Я использую шахматы как инструмент для развития. Но не в коем случае не как цель. Да — если попадется ребенок который хочет и может стать мастером — это хорошо. Но тут есть проблема — вырастить такого мастера очень и очень сложно. На это надо годы времени и море работы. Причем — работы тренера с опытом. Пытаясь воспитать мастера дома, своими силами — я уверен, у вас это не получится. Доверьте этот момент профессионалам если уж хотите вырастить разрядника. Но сами не беритесь.
Если же Вы хотите добра своему ребенку, то развейте его с помощью шахмат. Курс И.Г. Сухина «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» для этого подходит идеально.
P.S. Меня иногда в комментариях спрашивают по поводу занятий с более младшими детьми (4-5 лет). Могу сказать что у И.Г. Сухина есть книга «Шахматы для самых маленьких». Там возраст как раз с 3-4 лет. Вполне доступно для ребенка этого возраста. Научить ходить фигурами по этой книге можно. Она ежегодно переиздавалась с 2000 года, последнее переиздание было в 2018 году.
Как нарисовать шахматную доску и ее фигурки
Шахматная доска – неотъемлемая часть процесса настольного спорта. Ее наличие обеспечивает возможность самой игры, а красивый внешний вид доставляет эстетическое удовольствие участникам. Испокон веков игровое поле было деревянным, но с развитием технологий и фантазии человека шахматная доска обрела новый вид и материал.
Какой должна быть шахматная доска
Перед тем, как нарисовать шахматную доску, следует знать, что она собой представляет внешне. Поле состоит их 64 двухцветных ячеек, цвет которых последовательно меняется. Клетки расположены в 8 рядов, в каждом из них по 8 клеток, расположенных по вертикали. Горизонтальный ряд обозначается латинскими буквами от A до H, а вертикальный – снизу вверх цифрами от 1 до 8. Как правило, первая ячейка Н1 бывает светлого цвета. С нее начинают свое расположение фигурки. Нужно помнить, что ячейки одинакового цвета ни в коем случае не могут находиться по соседству друг с другом.
Какие фигуры должны быть в шахматах
Как и шахматную доску, на отдельном листе бумаги следует карандашом нарисовать и фигурки. Как правило, они тоже бывают двух цветов – белого и черного. Игроку каждой стороны принадлежат два слона, два коня, две ладьи, один ферзь, один король и восемь пешек. Для более легкого восприятия игры каждая фигурка обозначается привычным для игроков образом:
- Король – самая важная фигурка на поле. Она обычно бывает выше других и выделяется короной на вершине.
- Ферзь – вторая по значимости фигура, пусть и самая сильная. Обычно бывает меньше короля и имеет небольшой шарик на вершине.
- Ладья обычно изображается в виде башни и по размеру меньше вышеупомянутых.
- Слон изображается в виде купола или капли – именно так, на европейский манер, фигурка имеет оформление в форме священника.
- Конь часто изображается в форме всадника или коня.
- Пешка обычно самая маленькая фигура и не привлекает внимания, лишь ее кончик имеет округлую форму.
Как нарисовать шахматную доску на бумаге
1. Для начала следует обзавестись такими нужными инструментами, как:
- Листы бумаги (чтобы нарисовать нужные элементы).
- Линейка (для точности чертежа).
- Карандаш (фломастер, ручка).
- Ножницы (шахматные фигуры нужно будет вырезать).
- Скотч (для склеивания двух противоположных сторон поля и других элементов).
2. Сначала нужно как можно аккуратнее скотчем прикрепить друг к другу 2 листа бумаги, чтобы нарисовать шахматную доску. Затем срезать лишнюю часть, чтобы получился правильный квадрат, середина которого находится в месте соединения двух листов.
3. Перед тем как нарисовать шахматную доску, карандашом следует сделать соответствующие отметины на получившемся квадратном листе бумаги. Квадрат следует поделить на 64 одинаковых ячейки. Для этого лучше всего отметить 9 точек на каждой стороне листа и соединить противоположные точки линиями. Все точки одной стороны должны находиться на одинаковом расстоянии друг от друга. В итоге у вас должно получится 64 ячейки, которые нужно закрасить в соответствии с вышеупомянутыми правилами.
4. Другие листы бумаги понадобятся, чтобы нарисовать шахматные фигуры. Как и листы шахматной доски, каждый лист сначала следует с двух концов на одном уровне карандашом отметить точками, а потом соединить их. Образовавшиеся прямоугольники послужат основой для фигурок. Каждый прямоугольник следует согнуть в двух местах, чтобы образовалось 3 равные части. Оба конца прямоугольника следует соединить. Получится треугольник, на ребрах которого следует нарисовать фигурки.
Что получится
В итоге всего за 30 минут несложной работы шахматная доска и фигурки будут готовы в красивом оформлении. Для более долговечной службы можно заламинировать доску и фигурки, что сделает их еще более прочными.
Глава 1 Мурзилка рисует шахматные фигуры. Шахматы для самых маленьких
Глава 1
Мурзилка рисует шахматные фигуры
Необыкновенные человечки скучали.
– Мурзилка, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка.
– Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в нее играли? – спросил Мурзилка.
– Рисуй, рисуй! – обрадовались человечки. Они знали, что Мурзилка умеет рисовать живые картинки.
Работал Мурзилка быстро, и вскоре человечки увидели множество причудливых светлых и темных фигурок.
Фигурки ожили, зашевелились.
Мурзилка сиял, Незнайка загадочно улыбался, а остальные необыкновенные человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза.
– Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной черной нашлепкой.
– Мы… мы… – растерялась Дюймовочка. – Мы – необыкновенные человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья: Мурзилка, Щелкунчик, Незнайка, Пиноккио, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек… А кто вы?
– Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки.
– А как вас зовут? – спросила Дюймовочка.
– Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура.
– А я черный шахматный король, – сказала самая высокая темная фигура с остроконечной белой нашлепкой.
Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У темной фигуры шарик был белый, у светлой – черный.
– Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура.
– Я черный шахматный ферзь, – сказала темная фигура.
Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две темные.
– Мы белые шахматные кони.
– А мы черные шахматные кони.
Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две темные.
– Мы белые шахматные ладьи.
– А мы черные шахматные ладьи.
Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две темные.
– Мы белые шахматные слоны.
– Мы черные шахматные слоны.
И наконец, с необыкновенными человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь темных.
– Мы белые шахматные пешки.
– А мы черные шахматные пешки.
Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал:
– А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу.
– А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры.
Советы родителям
Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. В детском саду и шахматной секции можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха).
Малыш должен запомнить, как называется каждая фигура, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые, с удовольствием по-своему играют в них. Занимательно описал подобные игры Л. Кассиль в повести «Кондуит и Швамбрания»: «Нам строго запрещалось трогать шахматы, но удержаться было чрезвычайно трудно.
Точеные лакированные фигурки предоставляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр. Пешки, например, могли отлично нести обязанности солдатиков и кеглей. У фигур была скользящая походка полотеров: к их круглым подошвам были приклеены суконочки. Туры могли сойти за рюмки, король – за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея… Нет, никак нельзя было удержаться, чтобы не трогать шахмат!
В тот исторический день белая королева-извозчик подрядилась везти на черном коне черную королеву-архиерея к черному королю-генералу. Они поехали. Черный король-генерал очень хорошо угостил королеву-архиерея. Он поставил на стол белый самовар-король, велел натереть пешкам клетчатый паркет и зажег электрических офицеров. Король и королева выпили по две полные туры.
Когда самовар-король остыл, а игра наскучила, мы собрали фигуры и уже хотели их уложить на место, как вдруг – о ужас! – мы заметили исчезновение черной королевы…».[1]
Не все дети способны запомнить названия конкретных шахматных фигур сразу же. Вы даже не всегда сможете проверить, усвоил ли их ваш малыш. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребенка, он может вам и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил малыш, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре. На выбор поиграйте с ребенком в следующие игры-задания:
«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок на ощупь ищет определенную фигуру.
«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.
«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.
«Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.
«Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.
«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребенок не заметит вашу ошибку, сами укажите на нее.
«Что общего?». Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).
«Белые и черные». В беспорядке поставьте на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.
«Угадайка». Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребенку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовет загаданную фигуру, следующую прячет уже он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
«Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь фигуру и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребенка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.
«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..»
«Цвет». Попросите малыша поставить в ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда ребенок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две черные. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на нее.
«Ряд». Предложите ребенку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребенок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.
«Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить черную, затем снова белую и черную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребенка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
«По росту». Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.
«Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например пешку, имитируйте ее бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша ее догонит. Потом поменяйтесь ролями.
«Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахмат.
«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры лежат на столе. Предложите ребенку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберет в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ее должен быстро найти и поднять над головой ребенок.
«На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.
«Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из них в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т. д.
«Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребенку взять одну фигуру, назвать ее и уложить «спать» в шахматную доску (коробку). Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого пусть малыш сам запрет шахматную доску (коробку). Две последние дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после занятия достаточно занимательным.
Для индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Запретная фигура», «Угадайка», «Пирамида», «Прятки», «Догонялки», «Школа», «Полна горница».
При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: «Кто быстрее?», «На стуле», «Над головой», «Ряд», «Белые и черные», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка». Как правило, двух-трех занятий по 15–25 минут достаточно, чтобы все дети в возрасте 3,5–5,5 лет усвоили названия шахматных фигур.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесТема № 9. Особенная фигура — Конь. | План-конспект занятия (старшая группа) по теме:
Особенная фигура — Конь.
Цель: Знакомство с фигурой «Конь», ее особенностями и способами действия. Закрепление знаний о расстановке фигур на шахматной доске.
Активизация словаря ( названия фигур).
Материал: демонстрационный шахматная доска, шахматные доски, шахматные фигуры, шахматная шкатулка.
Методика проведения.
Воспитатель:
-Не пора ли нам ребята, провести эстафету, кто быстрее и правильнее расставит все фигуры и пешки? Как я только назову пешку или фигуру, вы должны отыскать и поставить ее в первоначальном положении. За безошибочное и быстрее выполнение каждого задания победитель получает два очка, проигравший одно очко. Подключив и новую фигуру — коня, воспитатель наблюдает за детьми. Дети очень старательно выполняют задания, показывая хорошие знания о шахматных фигурах и пешках. Воспитатель очень доволен своими юными шахматистами. После проведенных эстафет, воспитатель на демонстрационной доске ставить двух белых и двух черных коней. Она медленно, на шахматной доске, конем, как бы описывает печатную букву «Г». Правда, это буква может выглядеть по-разному. В зависимости от того, на какое поле конь идет.
Прыгнет Конь. Подковы — звяк!
Необычен каждый шаг.
Буква «Г» и так и сяк, получается — зигзаг!
Воспитатель:
— Конь — особенная фигура. Особенный в том смысле, что ходит необычно: на одно поле прямо и на одно наискосок. Кроме того, конь — единственная фигура, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Поэтому конь считается фигурой коварной и довольно опасной, хотя по силе он уступает ладье, а тем более ферзю. Ход коня воспитатель показывает несколько раз на демонстрационной доске объясняя детям, что конь берет, уничтожает фигуры и пешки противника не на пути движения, не во время прыжка, а на конечной «остановке». Он всегда совершает только 3 шага, ни больше, ни меньше, и встает на свободные от своих фигур поля. Если же на клетке расположилась фигура или пешка противника, если ему это выгодна, он может побить их, а сам встать на это поле.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! — (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! — (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, — (сжатые кулаки на столе)
Куда ему спешить? — (разводят руки, пожимают плечами)
Дети садятся за столами.
Задача — упражнение: дети на шахматных досках показывают, на сколько разных полей — сторон может переместиться конь, если его поставить на середину доски и со своей исходной позиции, где конь размещается до начала игры. Они показывают все восемь разных полей в обязательном порядке, обращая внимание на особенность коня: с белого поля он может прыгнуть только на черное поле и, наоборот, с черного поля только на белое.
Воспитатель:
Не мила коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловка на два поля, совершает конь прыжок.
Ну, а если угрожает окружения заслон,
Через тех, кто окружает, перепрыгивает он.
Поле — прямо, поле — вбок,
Замечательный прыжок!
Ребята, запомните, у каждой из этих фигур есть свои сильные и слабые стороны, что и уравновешивает их по общей силе.
Игра: «Вопросы из шахматной шкатулки»
1. Как ходит пешка? (только вперед)
2. Как бьёт пешка? (наискосок)
3. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
4. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру)
5. Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? (белопольные и чернопольные)
6. Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
7. Между какими фигурами на доске стоит конь?
8. Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
9.Может ли конь пойти с белого поля на черное? (да)
10. Может ли конь пойти с черного поля на черное? (нет)
11. Может ли конь перепрыгнуть ладью? (да)
12.Может ли черный конь побить черного ферзя? (нет)
13.Сколько различных ходов может сделать конь из центрального поля? (8)
14.Сколько различных ходов может сделать конь из углового поля? (2)
15. Ходит ли конь по диагоналям? (нет)
Молодцы ребята.
Подведение итогов. Награждение участников.
Рисунки шахматных фигур. Как нарисовать шахматы карандашом
Шахматы являются одной из наиболее популярных в мире игр уже не одно столетие. В них можно играть: дома и в офисе, после работы и в обеденный перерыв, на открытом пространстве и под навесом комфортной беседки, в парке и на пляже, в поезде, автомобиле, автобусе, пассажирском самолете, на яхте, в космическом корабле и пр. Для игры требуется 16 белых и 16 черных фигур, которые могут быть фабричного изготовления или изготовлены самостоятельно, в том числе из плотной бумаги. Итак, как же нарисовать шахматную доску
Исходный материал и инструмент
Являющаяся полем для шахматного сражения доска также может быть самостоятельно нарисована на картонном или фанерном листе, в самом простом варианте ее можно нарисовать на асфальте. В зависимости от сложившейся ситуации для создания доски может понадобиться:
- плотный картонный лист, фанера или какой-либо другой листовой материал;
- рулетка, линейка или иной измерительный инструмент;
- ровная планка или шнур;
- автомобильная эмаль или нитрокраска 2-х контрастирующих цветов;
- карандаш, фломастер (черный), мел и пр.
Алгоритм изготовления доски
- Прежде всего, до рисования доски для шахмат нужно осуществить разметку. Воспользовавшись измерительным инструментом и карандашом (фломастером, мелом), начертите квадрат по размеру доски. Теперь нужно верхнюю, нижнюю и две боковые линии разделить на 8 одинаковых по размеру частей.
- Если данная разметка будет точной, линии, соединяющие соответствующие точки внизу и в верхней части квадрата, будут параллельны. Точно так же будут параллельны между собой линии, которыми вы должны соединить точки разметки на двух боковых сторонах квадрата.
- В результате начертания соединительных линий сверху вниз и слева направо получим сетку, разделяющую начальный большой квадрат на 64 маленьких одинаковых квадратика. Все получится качественно и красиво, если воспользоваться при начертании линий ровной линейкой.
- Каждый столбец из 8 клеток нужно обозначить буквой латинского алфавита: от «a» до «h». Обозначение пишется ниже первого ряда клеток. Ряды клеток также обозначаются, но не буквами, а цифрами: от «1» до «8». Восьмой ряд будет самым верхним, первый – нижним. Все это позволит нам точно записать место каждой клетки и во время игры расположение фигур: a5; Кb7; e4 и пр.
- Клетку a1, которая находится самой левой в первом нижнем ряду, нужно раскрасить в темный, обычно черный цвет. После чего раскрашивание в черный цвет осуществляется в отношении всех клеток с чередованием через одну. То есть, в нижнем ряду черными будут клетки a1 a3 a5 a7, во втором снизу: b2 b4 b6 b8 и т.д. Не черные клетки игрового поля будут белыми или светлой тональности.
- Аналогичным образом шахматная доска рисуется на асфальте, только используется рулетка и рейка соответствующей длины. В том случае, если играть намечено деревянными фигурами, размер стороны большого квадрата обычно выбирают 2,4 м, в этом случае клетка игрового поля будет со стороной в 30 см. При игре живыми фигурами размер доски может быть 4-8-метровый.
- Желательно выбирать место для нарисованной на асфальте шахматной доски на спортивной или дворовой детской площадке, то есть там, где не ездят автомобили, и нет мешающих игре пешеходов. Раскрашивание клеток нитрокраской нужно выполнять последовательно: раскрасить все нужные клетки черным цветом, дать высохнуть, затем красить оставшиеся светлой каской.
Вам понадобится
- — лист плотного картона;
- — линейка;
- — простой карандаш;
- — черный фломастер;
- — нитрокраска или автоэмаль белого и черного цветов;
- — ровная планка;
- — рулетка;
- — кусок мела.
Инструкция
Рисовать шахматную доску начните с разметки. На листе картона начертите квадрат. Разделите верхнюю и нижнюю линии на восемь равных частей. Соедините каждую пару точек прямой линией. Проследите за тем, чтобы они были параллельными. Линии можно рисовать и от руки, но для того чтобы доска смотрелась красиво, лучше это сделать по линейке.
Разделите на восемь равных частей левую и правую стороны. Соедините пары точек параллельными линиями. У вас получилось что-то вроде сетки.
Под нижним рядом клеток напишите . Первая клетка будет над буквой а, вторая — b и т.д. Крайняя справа клеточка должна быть обозначена буквой h. Слева напишите столбик цифр. Самая нижняя клеточка будет обозначена цифрой 1, самая верхняя — 8.
Левую нижнюю клетку, возле которой стоят буква а и цифра 1, раскрасьте в черный цвет. Клеточку, расположенную рядом с ней, оставьте белой. Черными будут еще клетки с1, e1 и g1. В крайнем левом ряду, снизу вверх, закрасьте черным цветом клетки 3, 5 и 7.
Во втором ряду закрасьте в черный цвет квадратики, расположенные между черными клетками первого ряда. Точно так же раскрасьте и в остальных рядах.
Следующим должен стать ферзь. Он состоит из частей такой же формы и высоты, но более узки
Как рисовать шахматные фигуры. Как нарисовать шахматы карандашом
Вам понадобится
- — лист плотного картона;
- — линейка;
- — простой карандаш;
- — черный фломастер;
- — нитрокраска или автоэмаль белого и черного цветов;
- — ровная планка;
- — рулетка;
- — кусок мела.
Инструкция
Рисовать шахматную доску начните с разметки. На листе картона начертите квадрат. Разделите верхнюю и нижнюю линии на восемь равных частей. Соедините каждую пару точек прямой линией. Проследите за тем, чтобы они были параллельными. Линии можно рисовать и от руки, но для того чтобы доска смотрелась красиво, лучше это сделать по линейке.
Разделите на восемь равных частей левую и правую стороны. Соедините пары точек параллельными линиями. У вас получилось что-то вроде сетки.
Под нижним рядом клеток напишите . Первая клетка будет над буквой а, вторая — b и т.д. Крайняя справа клеточка должна быть обозначена буквой h. Слева напишите столбик цифр. Самая нижняя клеточка будет обозначена цифрой 1, самая верхняя — 8.
Левую нижнюю клетку, возле которой стоят буква а и цифра 1, раскрасьте в черный цвет. Клеточку, расположенную рядом с ней, оставьте белой. Черными будут еще клетки с1, e1 и g1. В крайнем левом ряду, снизу вверх, закрасьте черным цветом клетки 3, 5 и 7.
Во втором ряду закрасьте в черный цвет квадратики, расположенные между черными клетками первого ряда. Точно так же раскрасьте и в остальных рядах.
Следующим должен стать ферзь. Он состоит из частей такой же формы и высоты, но более узких. На вершину его поставьте шарик.
Ладьи или башни должны быть на 0,5 см ниже только что слепленных фигур. На основание из конуса поставьте короткий цилиндр. Его форма должна напоминать башню – для этого стеком вырежьте 4 квадратных зубца по краям и площадку в центре цилиндра. Для каждой «команды» слепите по две ладьи.
В шахматах существует 6 различных видов фигур: король, ферзь, ладьи, слоны, кони и пешки. В шахматы играют два человека: один черными фигурами, другой — белыми. Каждый игрок имеет по 16 фигур (боевых единиц): по одному королю и ферзю, по две ладьи, по два коня и слона, и по 8 пешек. Каждая фигура ходит по-разному…
Например: гроссмейстер Аталик Суат около года не мог выучить как ходит конь!!!
В нашей школе Вы или Ваш ребенок научится за 1-2 часа ходить всеми фигурами!
Вот как это выглядит. Внизу и слева от шахматной доски располагаются буквы и цифры. Они называются ШАХМАТНОЙ НОТАЦИЕЙ.
Наши тренеры расскажут об авторских разработках по быстрому и эффективному изучению нотации.
Благодаря нотации каждое поле имеет свое название, например: а3, е5, с4, h6 и т.д. Нотация служит для того, чтобы можно было записывать каждый сделанный ход. Сначала записывается фигура, которая делает ход, затем поле с которого она ходит, и в конце — поле, на которое она походила. Например: Кg1-f3, е2-е4, d2-d4 и т.д.
Каждая фигура имеет свое обозначение.
Русские обозначения фигур: король (КР), ферзь (Ф), ладья (Л), слон (С), конь (К), пешки никак не обозначаются. При их ходе указываются только поля (это видно выше: е2-е4, d2-d4 и т.д).
Английские обозначения фигур: король (К), ферзь (Q), ладья (R), слон (B), конь (N).
Также фигуры могут обозначаться мелкими рисунками.
Король
Многие некомпетентные шахматисты называют короля самой сильной фигурой. Это не так.
Во время лекций с нашими тренерами Вы узнаете, что
Король — это самая ВАЖНАЯ и ГЛАВНАЯ фигура, без которой играть нельзя по правилам. Все шахматные фигуры имеют свою
Как нарисовать шахматную лошадь Скачать opengl Free для Windows
Как нарисовать шахматную лошадь Opengl
в Software InformerОтображает название поставщика, реализованную версию.
OpenGL Extension Viewer … текущий 3D-ускоритель OpenGL…. Многие расширения OpenGL, например,
20 Корпорация NVIDIA 615 Бесплатное ПО
Он учит разработчиков, как максимально эффективно использовать новейшие графические процессоры GeForce.
2 Матье Видалинк 289 Открытый источник
Играйте в захватывающую и легендарную аркадную игру Space Invaders в 3D бесплатно !!!
1 ARM Ltd.79 Бесплатное ПО
Библиотека, которая сопоставляет вызовы API OpenGL ES 3.1 с API OpenGL.
49 РобоБАТ 7 Бесплатное ПО
Если вы используете приложение, которое запрашивает файлы OpenGL, загрузите этот пакет.
Подробнее Как нарисовать шахматную лошадь Opengl
Как нарисовать шахматную лошадь Opengl, введение
2 Компания Falco Software 225 Бесплатное ПО
Falco Chessis — платформер, основанный на стратегии.
12 KozmoGames 423 Условно-бесплатное ПО
Chess War — отличная анимированная настольная игра, которая оживит ваши фигуры.
3 Selectsoft Publishing 29 Условно-бесплатное ПО
Chinese Chess Deluxe — китайская игра в шахматы для Windows.
4 Novel Games Limited 137 Бесплатное ПО
Это классическая шахматная игра, в которой вам нужно захватить короля соперника.
3 gauntalus, gyrojoe, neilpa 1 Бесплатное ПО
Шахматы с 3D-графикой на базе OpenGL и SDL.
Создано Майклом Харди 5 Условно-бесплатное ПО
Dream Chess поддерживает трехмерную графику OpenGL и предлагает различные наборы шахматных досок.
Дополнительные заголовки, содержащие, как нарисовать шахматную лошадь opengl
34 Atari, Inc.493 Коммерческий
Моя лошадь и я! это ваш шанс окунуться в жизнь со своей лошадью!
4 Программное обеспечение ZoroX 17 Коммерческий
Arcade Horse Racing — это всесторонняя игра со ставками на скачки.
8 Lighttech Interactive 145 Бесплатное ПО
The Horse Racing Game — это пошаговая игра-симулятор скачек.
20 Программное обеспечение Lazy Dog 3 Условно-бесплатное ПО
«Воспоминания о всадниках» созданы для того, чтобы следить за своими успехами на конных выставках.
6 Игры казино Flash 100 Бесплатное ПО
Horse Racing Track — это игра в онлайн-казино, в которой вы можете делать ставки на свою лошадь.
56 Анализатор скачек Великобритании 38 Условно-бесплатное ПО
UK Horse Racing Analyzer — это простая и профессиональная программа для скачек.
5 Оксфорд Софтворкс 9 Бесплатное ПО
Chess System Tal II — это игра в шахматы, продолжение Chess System Tal.
1 ARM Ltd. 52 Бесплатное ПО
Библиотека, которая сопоставляет вызовы API OpenGL ES 3.1 с API OpenGL.
2 Марджупи Игры 33 Бесплатное ПО
Fun Chess 3D — это игра в шахматы с очень мощным шахматным движком.
FlyingCube Условно-бесплатное ПО
Chess-bot — это программа, которая играет за вас на шахматных сайтах, например, на шахматах.com, lichess.org, chessfr ….
1 Europa Design, Inc. 20
2
Небесная ярость
ничьих — Шахматная стратегия онлайн
Иногда может оказаться невозможным для любого из игроков выиграть игру, и в этих ситуациях игра заканчивается ничьей.На самом высоком уровне соревновательных шахмат более половины всех игр заканчиваются ничьей, потому что игроки совершают так мало ошибок. Однако не волнуйтесь — на менее высоких уровнях розыгрыши встречаются гораздо реже, хотя время от времени все же случаются. Здесь вы узнаете о том, как игра может закончиться ничьей.
Розыгрыш по взаимной договоренности
Два игрока могут договориться закончить игру вничью в любое время, независимо от позиции на доске или количества сделанных ходов.Обычно это происходит, когда ни один из игроков не видит способа добиться прогресса или оба игрока понимают, что игра в любом случае закончится ничьей, поэтому нет смысла продолжать игру.
Обычно считается дурным тоном соглашаться на ничью на очень раннем этапе, а гроссмейстеров критиковали за согласие на ничью после всего лишь нескольких ходов. В некоторых случаях известно, что игроки даже заранее договариваются о ничьей — например, если они играют в длинном турнире и хотят сохранить свои силы для последующих раундов, они могут согласиться на быструю ничью, чтобы иметь выходной день.Эти так называемые «гроссмейстерские ничьи» являются предметом некоторых противоречий в шахматах, и некоторые турниры заходят так далеко, что запрещают игрокам соглашаться на ничью до определенного количества ходов.
Недостаточно материала
В шахматах «материал» относится ко всем фигурам, которые у игрока есть на доске. Если захватывается так много фигур, что ни у одного из игроков не остается достаточно, чтобы поставить мат королю противника, игра заканчивается вничью из-за недостатка материала. Как мало должно быть материала, чтобы так нарисовать игру? Следующие четыре комбинации фигур приводят к автоматической ничьей:
- Король против короля без других фигур.
- Король и слон против короля.
- Король и рыцарь против короля.
- Король и слон против короля и слона на поле одного цвета.
Это все, спросите вы? Как игрок ставит мат, если у него осталась только пешка? Что ж, помните, что пешка может стать ферзем, если она достигнет другой стороны доски. Кроме того, вы были бы удивлены, как мало материала нужно, чтобы поставить мат. Взгляните на доску ниже — у черных только король и слон, но белый король все еще в мате.
Однако обычно, если у вас есть только король и слон, вы не можете заставить противника поставить мат — на доске выше, если бы белый король не попадал в угол, у черных не было бы возможности выиграть. Существует довольно много комбинаций, в которых технически возможно создать мат, но на практике для достижения этого потребуется сотрудничество со стороны соперника. В этих случаях игроки обычно соглашаются на ничью, а не продолжают. Известные примеры включают:
- Король и два коня против короля.
- Король и ладья против короля и ладьи.
- Король и ладья против короля и слона или короля и коня.
В следующем уроке мы рассмотрим все основные маты, и вы сможете увидеть, каких комбинаций фигур достаточно, чтобы поставить мат, что бы ни делал противник.
Пат
Пожалуй, самый известный тип ничьей, пат на практике встречается очень редко. Это происходит, когда игрок, чья очередь ходить, не находится под шахом, но у него нет разрешенных ходов.В шахматах нельзя пропустить ход, поэтому, если у вас нет ходов, и это не мат, игра заканчивается вничью. Когда вы выигрываете игру, а у вашего оппонента остается несколько фигур, лучше позаботиться о том, чтобы случайно не попасть в тупик. На доске ниже ход черных, но нет доступных ходов, так что это пат.
Тройное повторение
Если одна и та же позиция встречается три раза с тем же игроком, который должен двигаться, то любой игрок может претендовать на ничью путем трехкратного повторения.Игра не заканчивается розыгрышем автоматически, поэтому вы можете продолжить, если хотите, но если один из игроков заявляет о розыгрыше, игра немедленно заканчивается, даже если другой игрок хочет продолжить. Распространенный тип трехкратного повторения известен как «вечный шах», когда один игрок проверяет другого многократно. Иногда это используется для принудительной ничьей, когда игрок, дающий чеки, иначе проиграет. Используйте стрелки на доске ниже, чтобы увидеть пример бесконечного чека.
Правило 50 ходов
Если с момента последнего хода пешки или взятия пешки прошло 50 ходов, то любой из игроков может потребовать ничью по правилу 50 ходов.Как и троекратное повторение, это не автоматический розыгрыш, поэтому, если игрок хочет розыгрыша, он должен потребовать его. Конечно, это означает учет ходов, но в турнирных шахматах от игроков обычно требуется записывать свои ходы в случае возникновения споров, так что обычно это не проблема. Это правило необходимо, чтобы игра не продолжалась вечно, если ни одна из сторон не добивается прогресса. Игроки могут быть счастливы перетасовать свои фишки, пока не придет королевство, но арбитры турниров хотят вернуться домой, чтобы спать в конце дня! Благодаря правилу 50 ходов, даже если ваш противник настаивает на том, чтобы играть в позиции, в которой ни один из вас не может выиграть, вы можете быть уверены, что в конечном итоге игра будет завершена вничью.
Теперь мы рассмотрели все правила шахмат! В заключительной части мы подведем итог тому, что вы только что узнали, и тогда вы будете готовы сыграть в свою первую партию в шахматы!
Как играть в Шатрандж Загрузить бесплатный буклет правил —— Магазин для игрового набора
Загрузить бесплатный буклет правил —— Магазин для игрового набора |
Шахматный мастер — Лошадь
- Кентукки Дерби 2021
- Кентукки Дерби 2021 Претенденты
- — Дерби 2021 — Дорога к Дерби
- — Дерби 2021 — Повторы подготовки к дерби
- Triple Crown Races
- — Кентукки Дерби,
- — Ставки Preakness
- — Бельмонт Стейкс
- Кентукки Дерби Новости
- Новости Preakness Stakes
- Belmont Stakes News
- История (Результаты и видео Дерби 1875-2020)
- Тройная корона, победители и промахи
- до н.э
- Победители 2020 года
- Классический — Аутентичный
- Прялка — Monomoy Girl
- Газон — Tarnawa
- Спринт — Уитмор
- Несовершеннолетние — основное качество
- Ювенильный филлис — Веквист
- СМОТРЕТЬ ВСЕХ победителей
- BC News
- История Кубка заводчиков
- Записи и результаты
- Трекер ставок
- — Вероятность всех ставок
- Все треки: Записи и результаты
- — Входы в акведук и результаты
- — Записи и результаты Golden Gate Fields
- — Записи и результаты в Gulfstream Park
- — Записи и результаты Laurel Park
- — Записи и результаты в парке Санта-Анита
- — Тампа Бэй Даунс Записи и результаты
- Новости
- Свободный! Скачайте приложение HRN
- Последние заголовки
- — Новости Кентукки Дерби
- — Лучший из блогов
- — Пари и гандикап
- — Игроки делятся большими хитами
- — Рейтинг дивизионов
- — Воспоминания о гонках
- Повторы со ставками
- Программа Коневодства Университета Луисвилля — Сделайте карьеру в скачках!
- Искать по всем новостям
- Блоги
- Избранные блоги
- — От побережья до побережья
- — Дерби Радар
- — Видео шоу HorseCenter
- — Обсуждение скачек
- — The Kentucky Derby Post
- — Круг победителей Кентукки
- — Взгляд орлов
- — Гоночный штат Нью-Йорк,
- — В эфире с Dr.Дерби
- — Родословная Power
- — Пресс-центр
- — Выберите 6 Блог
- — Задание темпа
- — Зипс на треке
- Все блоги
- Лошади
- Активные лошади
- — Мономой девушка
- — Швейцарский парашютист
- — Шарлатан
- Текущие рейтинги:
- — 3-летние жеребята
- — 3-летние кобылки
- — Все активные лошади
- — Международный
- 250 лучших лошадей всех времен
- — Секретариат
- — Человек O ‘War
- — Американский Pharoah
- 250 лучших женщин за всю историю ( )
- — Zenyatta
- — Рэйчел Александра
- — Beholder
- Победители конкурса «Лошадь года»
- Выбор экспертов
- Все статьи об инвалидах
- — Лучшая ставка на сегодня
- — Бесплатные выборы: каждый трек!
- — Бесплатные прошлые выступления
- Супер скринер
- — Лучшие оплачиваемые подборки
- — Анализ ставок и пари
- Эксперт TVG выбрал
- Делать ставки
- Онлайн-ставки (ADW)
- Бесплатные ПП
- Выборы и билеты экспертов по ставкам
- DerbyWars
- — Сегодняшние игры
- — Игра на деньги
- — Сыграть в бесплатную игру
- Делайте ставки с TVG и получите 100 долларов БЕСПЛАТНО!
- Сайты для ставок на Великобританию
- Конкурсы
- Сыграйте в соревнования по скачкам Nation
- — Сегодняшние игры
- — Сыграть в кэш-игру
- — Сыграть в бесплатную игру
- Более 20 миллионов долларов выиграли!
- — Ежемесячная таблица лидеров
- — Король Саратоги
- — Список победителей конкурса на $ 10 000!
- — Личные встречи чемпионов
- О нас
- О Horse Racing Nation
- — Свяжитесь с нами
- — Знакомьтесь, команда
- — Карьера в HRN
- Подписывайтесь на нас!
- — YouTube
- Загрузите приложение HRN!
- — iTunes
- — Google Play
Лучшая шахматная лошадь — Отличные скидки на шахматную лошадь от мировых продавцов шахматных лошадей
Отличные новости !!! Вы попали в нужное место для шахматной лошади.К настоящему времени вы уже знаете, что что бы вы ни искали, вы обязательно найдете это на AliExpress. У нас буквально тысячи отличных продуктов во всех товарных категориях. Ищете ли вы товары высокого класса или дешевые и недорогие оптовые закупки, мы гарантируем, что он есть на AliExpress.
Вы найдете официальные магазины торговых марок наряду с небольшими независимыми продавцами со скидками, каждый из которых предлагает быструю доставку и надежные, а также удобные и безопасные способы оплаты, независимо от того, сколько вы решите потратить.
AliExpress никогда не уступит по выбору, качеству и цене. Каждый день вы будете находить новые онлайн-предложения, скидки в магазинах и возможность сэкономить еще больше, собирая купоны. Но вам, возможно, придется действовать быстро, поскольку эта лучшая шахматная лошадка в кратчайшие сроки станет одним из самых востребованных бестселлеров. Подумайте, как вам будут завидовать друзья, когда вы скажете им, что купили шахматную лошадку на AliExpress.Благодаря самым низким ценам в Интернете, дешевым тарифам на доставку и возможности получения на месте вы можете еще больше сэкономить.
Если вы все еще не уверены в шахматной лошади и думаете о выборе аналогичного товара, AliExpress — отличное место для сравнения цен и продавцов. Мы поможем вам решить, стоит ли доплачивать за высококачественную версию или вы получаете столь же выгодную сделку, приобретая более дешевую вещь.А если вы просто хотите побаловать себя и потратиться на самую дорогую версию, AliExpress всегда позаботится о том, чтобы вы могли получить лучшую цену за свои деньги, даже сообщая вам, когда вам будет лучше дождаться начала рекламной акции. и ожидаемая экономия.AliExpress гордится тем, что у вас всегда есть осознанный выбор при покупке в одном из сотен магазинов и продавцов на нашей платформе. Реальные покупатели оценивают качество обслуживания, цену и качество каждого магазина и продавца.Кроме того, вы можете узнать рейтинги магазина или отдельных продавцов, а также сравнить цены, доставку и скидки на один и тот же продукт, прочитав комментарии и отзывы, оставленные пользователями. Каждая покупка имеет звездный рейтинг и часто имеет комментарии, оставленные предыдущими клиентами, описывающими их опыт транзакций, поэтому вы можете покупать с уверенностью каждый раз. Короче говоря, вам не нужно верить нам на слово — просто слушайте миллионы наших довольных клиентов.
А если вы новичок на AliExpress, мы откроем вам секрет.Непосредственно перед тем, как вы нажмете «купить сейчас» в процессе транзакции, найдите время, чтобы проверить купоны — и вы сэкономите еще больше. Вы можете найти купоны магазина, купоны AliExpress или собирать купоны каждый день, играя в игры в приложении AliExpress. Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, вы сможете приобрести Chess Horse по самой выгодной цене.
У нас всегда есть новейшие технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые лейблы.На AliExpress отличное качество, цена и сервис всегда в стандартной комплектации. Начните самый лучший шоппинг прямо здесь.
Когда игра заканчивается розыгрышем
Шахматная ничья
Бывают случаи, когда ни один из игроков не может выиграть игру, так что игра заканчивается равенством. Это означает, что игра заканчивается ничьей (ничьей). Игра может закончиться вничью, даже если одна сторона имеет большое преимущество над другой. преимущество, которое обычно помогло бы ему выиграть игру.
Разберем ситуации, в которых игра заканчивается вничью. Это очень важно знать в каких ситуациях может произойти ничья.
1. Ничья по соглашению: обе стороны приходят к соглашению по поводу того, что игра это ничья. Обычно это происходит в конце игры, когда результат игры ожидаются легче, и оба игрока понимают, что ни один из них не выиграет игра, что бы ни случилось.
2. Правило пятидесяти ходов: когда у игрока есть очередь двигаться, и он указывает, что были сделаны 50 ходов без взятия фигур или пешек перемещается.
3. Тройное повторение: когда у игрока очередь делать ход, объявляет что он делает ход, который приведет к позиции, которая повторяет третий раз. Позиция повторяется, если одинаковые фигуры занимают одни и те же клетки. они занимали прежнее положение.
4. Бесконечный чек: обычно слабый сторона использует этот маневр, чтобы не проиграть игру. Бессрочная проверка происходит, когда обездоленные сторона имеет возможность проверять своего противника неограниченное количество раз и делает это.В конечном итоге это приводит к троекратному повторению, как показано на рисунке. предыдущее правило. Чтобы понять, как это может произойти, взгляните на следующую игру:
Пример бессрочного чека. Тиман-Смыслов, Межзональный, 1982 Вы можете видеть, что после того, как белые переведут ладью на с8, две ладьи будут обменялись; после этого пешка c6 неизбежно получит повышение. Однако черный у него в рукаве туз: 1 … Qc2-e41 … Qc2-e4 + 2. Kg2-h3 Фe4-c2 3. Kh3-g1 Qc2-b1 + 4. Kg1-g2 Qb1-e4 5. f2-f3 Qe4-c2 6. Kg2-f1 Qc2-d1
И теперь белый король не может избежать проверяется черной королевой. У черных есть возможность вечного шаха. Вы только посмотрите, как могла бы продолжаться игра:
7. Kf1-f2 Qd1-d2 + 8. Kf2-f1 Qd2-d1 + 9. Крf1-f2 Фd1-d2 + 10. Kf2-g1 Избегает ничьей втрое повторение.
11 … Qd2-e1 + 12. Kg1-g2 Qe1-e2 + 13. Kg2-h2 Снова избегает ничьей за счет троекратного повторения.
13 … Qe2-f1 + 14. Kh2-h3 Qf1-f2 + 15. Kh3-h2 Qf2-f1 + 16. Kh2-h3 Qf1-f2 + 17. Kh3-h2 Qf2-f1 +
И теперь игра в тройную ничью. повторение.
5. Патовая ситуация: когда у игрока есть очередь сделать ход, его король не находится под шахом и не имеет возможности двигаться. любой из его фигур, потому что все они заблокированы на своем месте. Фигуры могут быть заблокированы на своем месте по разным причинам:
- у них нет доступных квадратов, по которым можно было бы двигаться.
- они заблокированы другими штуками.
- они мешают фигуре противника, которая целится в короля, поэтому им не разрешается двигаться.
6.Когда недостаточно материала для мат.