Конспект НОД с детьми 1 младшей группы «Праздничный сервиз» | Центр гражданских и молодежных инициатив
МБДОУ «Детский сад № 2 » Чебурашка»» г.Красавино Великоустюгского района Вологодской области
Конспект НОД с детьми 1 младшей группы
«Праздничный сервиз»
Ордина Елена Николаевна
воспитатель
Доминирующая ОО : художественно-эстетическое развитие.
Интегрированные ОО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Форма организации детей: подгруппа
Форма проведения: беседа, продуктивная деятельность (рисование), двигательная деятельность
Задачи:
— продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения-чайной посудой, её названием и назначением;
— активизировать словарь по данной теме;
— закреплять знания детей о цвете, размере , продолжать развивать умение рисовать пальчиками и ватными палочками, ритмично нанося узор по всей поверхности;
— развивать моторику рук, эстетическое восприятие окружающего мира, способствовать проявлению творческой инициативы;
— воспитывать чувство удовлетворённости результатами труда, аккуратность и самостоятельность в работе.
Оборудование:
— Красивая коробка, в ней: бумажный чайник с бантиком, силуэты чашек, смайлики;
— мольберт;
— на столах: ватные палочки, гуашевая краска четырёх цветов, сырая тряпка
Ход:
Воспитатель обращает внимание детей на коробку.
Воспитатель:
— Ой, ребята, у нас появилась какая-то коробка! Посмотрите, какая она красивая. Интересно, что же там лежит? Как вы думаете? (Предположения детей)
— Что надо сделать, чтобы узнать, что же на самом деле там лежит? (Дети: посмотреть).
— Садитесь на стулики, сейчас посмотрим.
(Воспитатель открывает коробку и достаёт из неё чайник).
— Ребята, это что? (Дети: чайник).
— Посмотрите, какой он красивый, нарядный, даже с бантиком. А украшен он горошинками.
— Для чего нужен чайник? (Дети: заваривать чай).
— Что мы можем про него сказать? Это одежда, посуда или овощи? (Дети: посуда).
— Правильно, молодцы! Это посуда.
— Ребята, а чайник хочет мне что-то сказать. (Воспитатель подносит его к уху).
— Оказывается у него сегодня День рождения, поэтому он такой красивый. На праздник он ждёт друзей. Как вы думаете, кто может быть его друзьями?
(Если дети затрудняются ответить, то воспитатель задаёт наводящий вопрос: В чего чайник будет разливать свой чай?)
(Дети: в чашки)
— Правильно, в чашки. (Воспитатель достаёт из коробки силуэты чашек разной формы).
— Ребята, как много чашек! Но все они какие- то не нарядные. Как они пойдут на День рождения некрасивыми? Надо бы им помочь.
— Вы хотите помочь? (Дети: да).
— А как мы можем помочь? (Дети: украсить чашки).
-Как мы будем украшать? (Дети: рисовать).
-Чем мы умеем рисовать? (Дети: кисточкой, карандашами, фломастерами, пальчиками, ватными палочками).
— Ребята, а давайте украсим чашки горошинками, как у чайника.
— А мы умеем рисовать кистью горошинки? (Дети: нет).
— А чем мы их можем нарисовать? (Дети: пальчиками, ватными палочками).
— Правильно, молодцы!
— Я тоже хочу помочь. Посмотрите, как я украшу свою чашку. (Воспитатель берёт на палец краску и делает на чашке отпечаток).
— Сколько горошин на моей чашке? (Дети: одна).
(Воспитатель делает ещё несколько отпечатков).
— А теперь сколько? (Дети: много).
(Воспитатель обращает внимание детей, что горошинки должны располагаться по всей поверхности чашки равномерно).
— Вот какая красивая чашка получилась!
— А эту чашку я буду украшать с помощью ватной палочки. Аккуратно беру на палочку краску и наношу отпечатки по всей поверхности чашки.
— Ну, вот мои чашки готовы. Авы хотите свои чашки украсить? Я уверена, что ваши чашки будут ещё красивее, чем мои! А чтобы у вас всё получилось
Физминутка.
Прежде чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Дружно мы потрем ладошки
Друг о дружечку немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу нам пора.
— Вы выберете чашку, какую хотите и украшать её будете любым способом: пальчиком или ватной палочкой, и такой краской, какая вам больше всего понравится.
(Дети подходят к столу, сначала девочки, затем мальчики, выбирают чашку и садятся за столы рисовать.
В ходе работы воспитатель напоминает детям, что лист нужно придерживать левой рукой, работать аккуратно)
— Пока ваши работы подсыхают, мы поиграем
Я- чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд (Дети изображают чайник: одна рука на поясе, другая изогнута «носик»)
Я вам напоказ выставляю живот (Дети надувают живот)
Я чай кипячу, клокочу и кричу (Дети топают)
Ребятки, я с вами чай пить хочу! (Дети делают призывные движения руками)
Дети несут свои чашки на мольберт.
— Ребята, какие красивые чашки у нас получились!
— Чем вы рисовали? Чем рисовала Ксюша? А чем Стёпа?
— Какой краской рисовала Ева? А Илюша?
— А как вы думаете, мы помогли чашкам? (Дети: да).
— А как мы им помогли? (Дети: нарядили, украсили горошинками).
— Почему мы смогли им помочь? (Дети: потому что мы умеем рисовать пальчиками и ватными палочками).
-Какая чашка больше всего понравилась Алине? А Дане?
— Ребята, в коробочке ещё что-то есть! Это смайлики: один грустный, а другой весёлый. Сейчас каждый из вас выберет себе смайлик. Если вам понравилось рисовать и у вас всё получилось, то вы выберите весёлый смайлик. А если вам не понравилось рисовать и у вас не получилось украсить чашку – грустный смайлик.
(Дети подходят к столу, сначала девочки, затем мальчики и выбирают смайлики).
— Молодцы, ребята! Вы постарались и у вас получились очень красивые чашки. Я вами горжусь и очень рада за вас! Даже чайник обрадовался, что на его День рождения придут нарядные и красивые гости. А вечером мы отметим День рождения чайника с нашими куклами и напоим их чаем из ваших красивых чашек.
Презентация «Посуда у тебя дома»
Готовимся к уроку рисования
01. В соответствии с видом рисования, темой урока подготовь бумагу разного формата, фона.
02. Гуашевые краски разведи водой.
03. Воду для промывания кистей налей в баночки.
04. Кисти для рисования поставь на подставку.
05. Заточи карандаши, приготовь резинку.
06. Наведи порядок на столе.
07. Осторожно пользуйся красками и необходимыми на уроке материалами.
08. Выполняй работу только по указанию учителя. Внимательно слушай объяснения.
09. Не делай резких движений во время работы.
10. Соблюдай порядок на рабочем месте и дисциплину.
11. После выполнения работы, приведи в порядок своё рабочее место. Вымой лицо и руки с мылом.
Безопасность в классе
1. Строго следуй указаниям твоего учителя. 2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи. Длинную одежду заправь в брюки или юбку. 3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам. 4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте в специальных футлярах. 5. Бери инструменты только с разрешения учителя. 6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок после окончания работы.
— Для чего предназначены сервизы, фотографии которых представлены ?
— Что входит в состав чайных сервизов?
— Сколько чашек чаще всего входит в чайные сервизы?
— Чем, помимо краски, раскрашены представленные здесь сервизы?
Из какого природного материала сделана посуда?
Посуду делают из глины, затем украшают лепным узором или росписью.
А бывает металлическая посуда: алюминиевая, чугунная, серебряная и даже золотая.
Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения.
Праздничная посуда , тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, её детали более сложные, украшения богатые и разнообразные.
Повседневная посуда проще по форме и менее украшена, но боле прочная.
Сувенирная посуда – торжественная, изящная, с богатыми и разнообразными узорами. Её преподносят в подарок или приобретают как память о посещении страны, города.
Посуда может быть ещё веселой, торжественной или безразличной, скучной.
Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной. Декором посуды может быть роспись или переводные картинки.
-Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды?
Хохломская роспись
Деревянная посуда имеет свои особенности: например, в нее нельзя часто наливать воду, она может потрескаться, с нее быстро сходит рисунок, она расслаивается, и деревянная щепочка, отломившись от нее, может поранить кожу человека.
— Для чего же тогда предназначена такая посуда?
Хохломскую посуду часто использовали для других целей, помимо пищевых, например, вазочки — как подставки для искусственных цветов, флажков, карандашей; особые бочонки — для хранения меда.
— Какие предметы хохломской посуды использовали в качестве музыкальных инструментов?
Городецкая роспись
Северная чернь
Полхов – майдановская роспись
Жостовская роспись
Гжельская роспись
Давным-давно это было.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу- думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо — сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Ах, ребята, верь — не верь, Есть в России город Гжель.
Привезла я вам оттуда…
Посмотрите, вот так чудо!
В белом небе, словно птицы, Всем на загляденье Голубых цветов поляна –
Дивных рук творенье.
Здесь и кружки, и кувшины, Как весной капель, С красотою несравненной
Чудо – наша Гжель.
Посуда Гжели кажется воздушной – в ней синь рек и неба с облаками. Она лепится из глины и поэтому бывает неожиданной формы и с украшениями.
Какие розы и пионы На чашках пишут мастера. И сине-белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера! Л. Куликова.
Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Л. Куликова.
Всякую посуду вначале придумывают художники. А в работе всегда участвуют Братья – Мастера.
Назовите их.
Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки
Элементы
Гжельской
росписи.
Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и пархающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.
Попробуй нарисовать
такую тарелку.
Или нарисуй свою
гжельскую тарелку.
Попробуй слепить гжельскую посуду.
Подумай, какие цвета пластилина потребуются.
Наметь план.
Как слепить посуду.
-Какие 3 мастера участвуют в создании посуды?
-Как называют полный набор посуды?
— Назовите город, где изготавливают бело-синюю глиняную посуду.
— Как называются элементы гжельской росписи?
Праздничный рисунок — Как нарисовать праздник шаг за шагом
Мы проводим большую часть своей жизни, занятые работой и обязанностями, и они могут принимать формы работы, учебы и других занятий, которые являются частью жизни.
Однако постоянная работа может быть вредна для здоровья, и всем нужен отдых от всего этого.
Вот почему праздники так желательны для многих людей, ведь они позволяют немного расслабиться и восстановить силы.
Изучение того, как рисовать праздник, может стать отличным способом представить, как может выглядеть ваш идеальный отпуск!
В уроке, который мы подготовили для вас, мы разработали забавную снежную праздничную обстановку, которую вы можете воссоздать.
Приготовьтесь расслабиться и повеселиться с помощью этого пошагового руководства о том, как нарисовать праздник всего за 6 простых шагов!
Шаг 1
В этом первом шаге нашего руководства о том, как нарисовать праздник, мы начнем с рисования головы снеговика, который строится в этой очаровательной сцене.
Сначала нарисуйте плоскую округлую форму для края шапки Санты, которую он носит. Затем используйте несколько изогнутых линий для свисающей шляпы, а затем добавьте небольшой круг к концу для помпона шляпы.
Затем используйте еще несколько закругленных линий, чтобы создать круглую голову снеговика, а затем завершите этот шаг, добавив шарф вокруг шеи.
Это закроет основание шеи, а часть шарфа будет свисать вниз. Тогда вы будете готовы ко второму шагу руководства!
Шаг 2 – Теперь нарисуйте лицо и другие элементы для этого изображенияТеперь мы будем рисовать некоторые детали лица для снеговика и другие элементы этого праздничного рисунка. Сначала нарисуйте два маленьких круга для глаз снеговика.
Затем нарисуйте длинную заостренную форму морковного носа. Наконец, добавьте изогнутый ряд маленьких кругов для рта, состоящего из маленьких камней.
Нарисуйте изогнутую линию для левой стороны тела снеговика, и вы можете начать с правой. Однако тот, что справа, пока будет иметь пробел.
Закончите маленькими кругами на теле снеговика, а затем нарисуйте маленькое ведерко возле основания.
Шаг 3 – Начать рисовать первого ребенкаЭто не было бы праздничной сценой, если бы некоторые дети не наслаждались ею, поэтому мы добавим первую в этом третьем шаге нашего руководства о том, как нарисовать праздник!
Этот ребенок будет рядом с верхней частью снеговика, и на нем будет такая же шапка Санты, как и у снеговика.
У него будет довольно счастливое выражение лица, и он будет держать снежок, который, вероятно, скоро бросит в одного из его друзей!
Мы пока не будем рисовать его ноги, но мы добавим еще несколько детей на сцену в следующем шаге руководства.
Шаг 4 – Затем нарисуйте еще одного ребенкаВ этой части праздничного рисунка вы увидите, почему мы не нарисовали ноги предыдущему ребенку. Теперь к изображению будет добавлен еще один ребенок, и его шляпа закроет нижнюю половину первого.
Этот ребенок раскинет руки, как будто готовится к интенсивной игре в снежки! Затем мы закончим любые окончательные дополнения и детали на следующем шаге.
Шаг 5 – Добавьте последние детали к вашему праздничному рисункуВ этом пятом шаге нашего руководства о том, как нарисовать праздник, вы добавите еще одного ребенка вместе с некоторыми дополнительными деталями фона.
Этот последний ребенок будет катать по земле большой снежный ком, и для разнообразия на нем не будет шляпы.
После того, как он будет нарисован, вы можете добавить окончательные детали фона! Вы заметите, что мы использовали несколько маленьких кругов на заднем плане для обозначения падающего снега.
Вы также можете добавить некоторые свои детали, включая добавление фоновых элементов или, возможно, даже больше детей, играющих с ними.
Это лишь некоторые из многих идей, которые вы можете использовать, но вы можете свободно использовать любые другие идеи, которые вам нужны, чтобы красиво закончить это изображение!
Шаг 6 – Завершите свой праздничный рисунок цветомТеперь вы готовы закончить этот очаровательный праздничный рисунок цветом! На этой картинке много снега, и это может натолкнуть вас на мысль, что большая часть этого изображения должна быть просто белой.
На нашем эталонном изображении вы увидите, что мы попытались включить разные цвета, чтобы немного встряхнуть.
Вместо того, чтобы оставить все белым, мы добавили немного красивого светло-голубого цвета для фона, а затем использовали светло-серый цвет для снеговика.
Для большего разнообразия мы использовали много ярких цветов для отдельных элементов. К ним относятся ярко-зеленые для ведра и красные для головных уборов и одежды.
Раскрашивая собственное изображение, вы можете свободно использовать любой из ваших любимых цветов!
Было бы неплохо использовать акварель для придания классического вида, но какие еще цвета и материалы вы можете использовать?
Вот как вы можете сделать свой праздничный рисунок еще лучше…
Отправляйтесь в путешествие, пока мы сделаем ваш праздничный рисунок еще лучше, чем он есть!
На этом праздничном рисунке изображены трое детей, весело проводящих время в снегу. Вы можете сделать его еще грандиознее, добавив на сцену еще больше детей!
Сколько вы добавите, будет зависеть от вашего уровня терпения, а также от того, сколько места у вас есть на странице. Например, было бы здорово устроить гигантскую битву снежками.
Кого бы вы взяли за основу этих дополнительных персонажей?
Вы могли бы придать этой сцене большее ощущение места, добавив детали фона. Есть несколько отличных способов сделать это».
Один из простых способов добавить фон — добавить несколько домов. Даже если вам обычно не нравится рисовать дома, вы можете сделать дизайн очень простым.
Даже если вы просто нарисуете очертания некоторых домов, это многое добавит к обстановке. Какие еще детали фона вы могли бы добавить?
На этом праздничном рисунке показана зимняя обстановка, но вы можете добавить и другие сезонные праздники. Один из способов сделать это — разделить страницу на четыре равные части.
Эта праздничная сцена, которую мы разработали, могла бы войти в один из этих разделов. Затем вы можете создать сцену из осени, лета и весны, чтобы перейти к остальным трем.
Какие праздничные сцены из других времен года вы могли бы использовать, чтобы контрастировать с тем, что мы создали здесь?
Наконец, этот праздничный набросок можно превратить в милую поздравительную открытку, которую можно подарить кому-нибудь. Это было бы идеально, если бы вы попали в сезон, изображенный здесь.
Один из способов сделать это — нарисовать эту сцену на листе сложенного картона. Затем вы можете написать сообщение внутри карты, чтобы подарить кому-то.
Например, кому-нибудь это будет отличным подарком на Новый год! Кому бы вы подарили эту картину в качестве особенного подарка?
Ваш праздничный рисунок готов!
Это подводит вас к концу этого руководства по , как нарисовать праздник , и мы надеемся, что это будет так же весело и расслабляюще, как и настоящий праздник!
Мы хотели создать для вас очаровательную сцену, над которой вы могли бы поработать, но мы также хотели убедиться, что ее воссоздание будет легким занятием, позволяющим проявить собственное творчество.
Есть много способов выразить свое творчество: от рисования фона до добавления дополнительных элементов и игры с цветами.
Вы можете персонализировать это изображение без ограничений, и нам не терпится увидеть, что вы сделаете!
Когда вы будете готовы принять новое задание по рисованию, вы также можете посетить наш веб-сайт, чтобы получить дополнительные руководства по рисованию.
У нас огромный выбор, и скоро будет еще больше, так что не забывайте заглядывать!
Затем вы можете завершить процесс, поделившись готовым праздничным рисунком на наших страницах в Facebook и Pinterest!
пошаговая инструкция и образец
Составление графиков отпусков работников на предстоящий календарный год с подписью руководителя производится в каждой организации не позднее, чем за две недели до 1 января. Данное правило установлено в 123-я статья Трудового кодекса. То есть, например, 17 декабря 2016 г. — последняя дата его утверждения при составлении графика отпусков на 2017 г.
Состав
Назначение – отражение информации о порядке распределения оплачиваемых ежегодных отпусков каждого работника. Такие данные планируются на весь календарный год в месячном разрезе. Кадровая служба занимается разработкой графика, что отнимает у ее специалистов много времени.
Организация процедуры сбора и обработки необходимой информации может быть различной. В одних организациях эта работа возложена именно на этого специалиста, в других обязанности распределяются иначе. Каждый из сотрудников отдела кадров отвечает за определенные подразделения.
Составление графика отпусков – ответственная процедура. Необходимо учитывать большое количество факторов — от пожеланий самих работников относительно фактических сроков до важных потребностей производственного процесса. При этом необходимо следить за соблюдением трудового законодательства. Отразить порядок и все нюансы и условия по этому вопросу можно и нужно в основных локальных актах организации. То есть они должны быть прописаны на страницах коллективного договора или ПВТР.
Приказ о составлении графика отпусков: образец и основное содержание
Порядок заполнения такого графика должен быть подробно описан в инструкции по управлению персоналом. Если его нет, работу следует начать с издания соответствующего приказа – о составлении графика отпусков. Что он должен содержать?
1. ФИО специалиста, ответственного за подготовку данного документа.
2. Условия согласования с работниками их конкретных пожеланий относительно дат начала каждого отпуска.
3. День, до которого руководитель структурного подразделения урегулирует вышеуказанные пожелания с планами производственной работы каждого отдела.
4. Крайний срок представления проекта графика руководству на утверждение.
Ниже предлагаем ознакомиться с образцом составления графика отпусков в виде соответствующего приказа.
Основные принципы работы
Какие требования обязательно нужно учитывать при составлении графика отпусков? Он должен понимать особенности производства, соблюдение технологии работы и принцип взаимозаменяемости сотрудников. Возможности этого заложены в ТК РФ. Во избежание разногласий и споров порядок отпусков с порядком его определения обязательно прописывается в коллективном договоре или ином нормативном локальном акте. Например, необходимо указать невозможность одновременного ухода в отпуск начальника подразделения и его заместителя.
В зависимости от специфики организации на документальном уровне может быть зафиксировано, что ежегодный отпуск предоставляется только за определенные месяцы. Например, в школах они бывают только летом, иначе процесс обучения может быть дезорганизован. Бывают ситуации, когда удобно отправить на отдых сразу большую часть коллектива. Часто это связано с сезонными подъемами и затишьями в работе того или иного производства.
Но в большинстве случаев оптимальным вариантом является относительно равномерное распределение праздников в течение календарного года.
С чего начать?
Каковы основные правила планирования отпусков? Подготовкой проекта в организациях обычно занимается кадровая служба. Для удобства используются специальные формы. В современных условиях общепринятыми являются компьютерные программы для планирования отпусков. На предварительном этапе анализируются сведения об использовании их работниками за предыдущий период с определением возможного количества выходных дней на текущий год. В нем уточняется наличие работников, находящихся в льготных категориях и имеющих преимущественное право в приоритете.
Затем данные о сотрудниках передаются в управление отдельных подразделений. Их задача — выяснить мнение работника при составлении графика отпусков (каждого лично) относительно даты ухода или возможности дробления на части. Такие пожелания должны быть обоснованно согласованы с планами работы подразделения в течение года, на основе которых вырабатывается оптимальный порядок. Таким образом, все отделы решают свои собственные проекты.
Собрав результаты воедино, отдел кадров готовит на их основе сводный график отпусков для всей организации, который затем передается руководству на утверждение.
Что требуется для включения
Включаются оплачиваемые ежегодные отпуска — основные и дополнительные, а также те календарные дни, которые остались неиспользованными работниками в текущем году. Стандартная продолжительность основного отпуска составляет 28 дней (календарных). Некоторым категориям работников, работающих по закону, предоставляются более продолжительные отпуска. О ком мы говорим?
Основные льготные категории составляют работники в возрасте до 18 лет, инвалиды, учителя и государственные служащие. Каковы особенности каждого из них?
Несовершеннолетние (до 18 лет), работники, согласно 267-й статьи ТК РФ, пользуются правом на отпуск продолжительностью 31 календарный день. Отпуска инвалидов, согласно статье 23 Федерального закона № 181 о социальной защите данной категории, не должны быть короче 30 дней. Отпуска воспитателей и других воспитателей — от 42 до 56 дней (во всех случаях это календарные дни) в зависимости от типа школы (детский сад, школа) и должностей. Данное положение регулируется статьей 334 ТК РФ, а также специальным Постановлением Правительства № 724, принятым в 2002 г.
Права государственных гражданских служащих предусматривают отдых в течение 30-35 дней ежегодно на основании Федерального закона № 79, принятого в 2004 году.
О дополнительных отпусках
Выше мы говорили об основных ежегодных оплачиваемых отпусках. Кроме того, согласно 116-й статье ТК РФ предусмотрены еще и дополнительные отпуска. Права на них имеют лица, занятые на опасных и вредных работах (или имеющих особый характер), работах в нестандартных условиях, на Крайнем Севере и т. п., а также в некоторых других конкретных случаях, предусмотренных законом.
Каждый из работодателей, учитывая его финансовые и производственные возможности, имеет полное право устанавливать дополнительный отпуск по собственной инициативе. Порядок такой процедуры, как и типовые правила составления графика отпусков, утверждается коллективным договором с учетом мнения профсоюзной организации. При расчете общей продолжительности дни дополнительных отпусков с основными суммируются и отражаются на графике.
О льготных категориях
При его составлении не следует забывать, что в организации могут быть работники, имеющие право на отпуск в удобное для них время. Приступать к составлению графика необходимо непосредственно с этих людей. Кому светит эта привилегия?
1. Несовершеннолетние в возрасте до 18 лет (по ст. 267 НК).
2. Работники-совместители (отпуска на основной работе и дополнительные должны совпадать по времени — ст. 286 ТК).
3. Служащие-супруги военнослужащих (отпуска мужа и жены в этом случае должны совпадать — ст.11 ФЗ №76 о статусе военнослужащих).
4. Женщинам до или сразу после отпуска по беременности и родам, либо по окончании отпуска, предоставленного по уходу за ребенком — ст. № 260 ТК.
5. Работники, жены которых пользуются отпуском по беременности и родам, относятся к статье 123 ТК.
Даже после согласования всех дат и сроков с представителями вышеперечисленных категорий руководитель должен быть готов к ситуации, когда один из них в течение года изменит решение и подаст заявление на отпуск с другой даты. В этом случае начальник не имеет права отказать.
Порядок планирования отпусков в отдельных случаях
Работники могут планировать отпуска полностью и по частям. Разделяя его, необходимо придерживаться требований статьи 125 Кодекса. Они заключаются в следующем: хотя бы одна из частей должна равняться 14 календарным дням и более. Причина проста и связана с заботой о здоровье граждан. Период восстановления после тяжелой работы в течение года у человека составляет не менее двух недель.
Еще один нюанс – подобное деление времени отпуска по частям возможно только по согласованию между работником и руководством. Если кто-то из них против, нельзя делить отпуск. Свое согласие на такое разделение руководитель подтверждает подписью в графике или порядке отпусков. А где именно другая сторона знаков — работник — законом не регламентировано. В конкретных организациях используют этот метод для получения этого подтверждения разными методами.
1. Когда инициатива разделения отпуска исходит от работника, ему подается заявление об этом. Это делается до даты, когда график должен быть утвержден. Если работодатель согласен с заявлением, ему выдается постановление «уполномочить» с датой и подписью.
2. В случае инициативы руководства при разработке графика отпусков работодателю может быть предложено разделить основной отпуск на необходимое количество частей с указанием даты начала и окончания каждой из них. Если инициатива встречает понимание, подчиненный должен подтвердить — «ознакомлен и согласен» — точно так же, собственной подписью, ее расшифровкой и текущей датой. Эта форма соглашения соответствует юридически принятым стандартам. Но этот метод требует некоторого времени.
3. В виде графика вводится дополнительная графа — «ознакомлены и согласованы» — и предусмотрены строки для подписей работников с расшифровкой. Подписав, работник подтверждает отсутствие претензий по датам отпуска и фактов его возможного разделения на «кусочки». Таким образом экономится рабочее время.
примечание
Этот способ относится к повсеместным, но есть нюансы. Его нельзя назвать полностью правильным. Предположим, что все сотрудники получили подписи, кроме одного. При категорическом отказе принуждать его руководство права не имеет. Придется либо составлять новое расписание, либо заново озаботиться сбором подписей всех остальных. То есть этот способ с точки зрения закона достаточно сомнителен.
В некоторых организациях уже во внутренних нормативных актах предусмотрено предоставление отпуска два раза в год (каждый равен 14 календарным дням). По умолчанию подпись работника понимается при чтении данного документа как согласие на такое разделение. Но статья 8 ТК РФ расценивает это как ухудшение положения работника. Дело в том, что ПВТР является локальным актом организации и выражает только волю руководителя, но не является соглашением сторон трудовых отношений. Этот статус не отменяет учета мнения представителей профсоюза.
О новичках, совместителях и мамах с детьми
Что нужно знать о новых сотрудниках? Право на оплачиваемый отпуск появляется после шести месяцев непрерывной деятельности на этом месте (122-я статья ТК). По согласованию с работодателем этот срок может быть сокращен. Для определенной категории работников (несовершеннолетние, совместители и др. ) она не зависит от стажа работы в организации.
Как планируются неполные отпуска? Это не так легко. Иногда отсутствует информация о времени ухода такого работника в отпуск по основному месту. Чаще всего это происходит, если процедура разработки графиков в обеих организациях проводится одновременно. Поскольку обязательное предоставление одновременного предоставления строго регламентировано, графики составления графика отпусков придется планировать, ориентируясь на слова работника. И вы должны быть готовы к возможному переносу даты.
Должны ли в графике быть указаны имена сотрудников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком? Во многих организациях он включает в себя имена всего персонала по начислению заработной платы. Женщин, сидящих с детьми, закон туда не включает, но и не запрещает. На самом деле регулярные праздники этой категории заранее не планируются. Ведь каждый из работников имеет право прервать отпуск по уходу и вернуться к своим служебным обязанностям в любое удобное время.
Кроме того, нет информации о том, когда этот сотрудник захочет воспользоваться правом на ежегодный отпуск. Поэтому такие случаи всегда следует рассматривать в индивидуальном порядке.
А за прошедшие годы?
Что делать с неиспользованными отпусками? Включены ли они в расписание или нет? Могут ли дни, которые не использовались 2 года, «сгореть»? Согласно Письму Роструда № 473-6-0 от 2007 года, такие отпуска включаются в общий график или предоставляются по желанию работника. Удобнее, если они будут отражены при составлении графика отпусков на 2017 (или любой другой) календарный год, так как это даст возможность наглядно представить состояние дел с накопленными неиспользованными днями отдыха в разрезе всей организации.
По закону в отпуска необходимо ежегодно отправлять сотрудников. Исключение составляют случаи их переноса на следующий год. Предоставлять такой «просроченный» отпуск нужно не позднее 12 месяцев после окончания года, за который он положен (статья 124). То есть составление графика отпусков на 2017 год подразумевает занесение в него всей «долги» по дням отдыха перед работниками за 2016 год. опасные, вредные условия) полагается отдыхать каждый год. «Отпуск» не может «перегореть». Права работника на него сохраняются, но при обнаружении в случае проверки трудовой инспекцией такая экономия может серьезно наказываться.
Написано пером…
По окончании процедуры утверждения графика отпусков обязателен к исполнению. Это означает, что сроки, указанные в документе, не могут быть перенесены без особо веской причины, власти не имеют права. А работник обязуется использовать назначенные ему дни согласно написанному. В случае необходимости каких-либо отклонений любое из них оформляется соответствующим приказом с отметкой причины в таблице.
В случае принятия работника после утверждения документа отдых направляется на основании дополнительного приказа о графике отпусков или по личному заявлению.
Регистрация — в чем особенности?
Форма графика отпусков может быть разработана организацией самостоятельно с учетом требований статьи 9 Федерального закона № 402 «О бухгалтерском учете». Он содержит перечень реквизитов первичных учетных документов, которые являются обязательными. За основу графика отпусков удобнее всего взять Т-7 (унифицированная форма). При необходимости лишнюю информацию оттуда можно удалить, а также добавить дополнительные графики. Например, при отсутствии профсоюзного органа графа об учете его мнения может быть удалена.
Наименование организации, каждого структурного подразделения, всех должностей, сотрудников ФИО приводятся полностью, без сокращений. В случае праздников по частям каждому из них выделяется отдельная строка. Документ подписывается главным кадровиком и утверждается руководством организации. Дата планирования праздников обязательна. Мнение профсоюзного органа учитывается при его наличии на предприятии.
Мы позаботимся о людях
Обязательно ли знать расписание каждому сотруднику? В данном случае среди специалистов по трудовому праву нет единства мнений. Некоторые из них относят такой график к локальным актам с необходимостью ознакомления всех под роспись.
На практике в большинстве организаций составление графика отпусков все же предполагает сбор подписей работников под ним — в целях информирования последних. Расписание обычно размещается в общественном месте на информационном стенде.
Примечания к нему могут содержать любую информацию, необходимую персоналу. Например — причины переноса отпусков и т.д. Оригинал документа хранится в отделе кадров. Копия обычно предоставляется финансовым службам для целей бухгалтерского учета для оценки и планирования материальных резервов на оплату отпусков. Остальным структурным подразделениям, как правило, выдаются выписки из графика для удобства организации производственной деятельности.
Срок хранения такого документа составляет один год после окончания текущего календарного периода. Его отсутствие на предприятии чревато ответственностью административного характера, так как считается нарушением. Статья 5.27 КоАП РФ устанавливает за это наказание в виде штрафа в размере от одной до пяти тысяч рублей.