Тема недели «Сказка к нам приходит». Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий
Тема недели «Сказка к нам приходит»
Занятие 27. Баба-яга
(Рисование гуашью)
Программное содержание. Продолжать учить рисовать сказочного персонажа, самостоятельно подбирать и отображать в работе особенности и характерные черты задуманного образа. Закреплять умение рисовать героя, соблюдая пропорции его тела. Развивать творчество, фантазию, чувство композиции.
Демонстрационный материал. Иллюстрированные сказки про Бабу-ягу («Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца» и др.).
Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.
Ход занятия
Загадайте детям загадку:
Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовется…
(Бабою-ягой)
Вспомните сказки с участием Бабы-яги («Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца» и др.
Спросите детей:
– Какой вы представляете Бабу-ягу? (Баба-яга в сказках злая, с кривыми зубами, с седыми нерасчесанными волосами, длинными ногтями, в грязной рваной одежде.)
– Какие еще дополнительные детали могут характеризовать Бабу-ягу? (В волосах – мухоморы, бусы из лесных ягод, за поясом – сушеные мыши и змеи.)
Рассмотрите изображения Бабы-яги на иллюстрациях и предложите детям нарисовать Бабу-ягу такой, как они ее себе представляют. На заднем плане можно нарисовать лес или избушку на курьих ножках.
Занятие 28. Моя любимая сказка
(Рисование гуашью)
Программное содержание. Продолжать учить рисовать иллюстрации к сказке, правильно располагать предметы на листе бумаги; учить отображать в работе особенности и характерные черты задуманного образа. Закреплять умение рисовать героев сказки, соблюдая пропорции. Развивать фантазию, чувство композиции.
Демонстрационный материал.
Иллюстрации к разным сказкам.
Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.
Ход занятия
Прочитайте детям отрывок из сказки А. Пушкина:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
Спросите детей, какие сказки может рассказывать кот.
Покажите детям иллюстрации к разным сказкам. Ребята должны отгадать сказку.
Узнайте у детей, какие сказки им больше всего нравятся. Предложите нарисовать иллюстрацию к любимой сказке. Дети самостоятельно рисуют простым карандашом, а затем оформляют работу в цвете.
Тема недели «Мой дом»
Тема недели «Мой дом»
Занятие 22. Домик для зайчика и петуха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.Демонстрационный материал. Герои
Тема недели «Сказка к нам приходит»
Тема недели «Сказка к нам приходит» Занятие 27. Баба-яга(Рисование гуашью)Программное содержание. Продолжать учить рисовать сказочного персонажа, самостоятельно подбирать и отображать в работе особенности и характерные черты задуманного образа. Закреплять умение
Тема недели «Мой дом»
Тема недели «Мой дом»
Занятие 41–42. Домики трех поросят (часть 1–2)(Рисование пастельными мелками, сангиной, углем, восковыми мелками)Программное содержание. Продолжать учить делать иллюстрации к сказкам. Развивать способность располагать предметы на листе бумаги. Учить
Тема недели «Осень»
Тема недели «Осень» Занятие 8. Осенние листья(Отпечатки листьев. Гуашь)Программное содержание. Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья.Материал.
Тема недели «Посуда»
Тема недели «Посуда» Занятие 9. Чашка(Рисование ватными палочками. Гуашь)Программное содержание. Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всем листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками
Тема недели «Мебель»
Тема недели «Мебель»
Занятие 11. Одеяло для Ванюшки(Рисование фломастерами)Программное содержание. Учить детей украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, чередуя их по цвету. Учить понимать и анализировать содержание потешки. Воспитывать доброжелательное
Тема недели «Транспорт»
Тема недели «Транспорт» Занятие 13. Кораблик(Рисование восковыми мелками и кистью. Акварель)Программное содержание. Учить детей рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными
Тема недели «Мой дом»
Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Дома для матрешек(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из квадрата и треугольника. Продолжать учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать отзывчивое
Тема недели «Праздник мам»
Тема недели «Праздник мам»
Занятие 26. Веточка мимозы(Рисование кистью и пальцем. Гуашь)Программное содержание. Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким людям.Материал. Живая ветка
Тема недели «Зоопарк»
Тема недели «Космос»
Тема недели «Космос»
Занятие 30. Звездное небо(Рисование кистью. Акварель и гуашь)Программное содержание. Учить детей тонировать мокрый лист бумаги акварельными красками. Продолжать учить рисовать кончиком кисти с гуашью точки, передавая образ звездного неба.Материал.
Тема недели «Мой дом»
Тема недели «Мой дом» Занятие 41. Ледяная избушка(Рисование пастельными мелками)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с холодными тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную цветовую гамму. Знакомить с возможностями
Тема недели «Мой дом»
Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Забор возле дома(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление.Демонстрационный
Тема недели «На кухне»
Тема недели «На кухне»
Занятие 10. Блюдце(Тонкая белая бумага. Папье-маше)Программное содержание. Познакомить детей с техникой папье-маше (наклеивание небольших кусочков бумаги слоями) при изготовлении блюдца. Продолжать приучать их работать аккуратно, выполнять задание
Тема недели «Мой дом»
Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Строительство дома(Лепка из пластилина)Программное содержание. Формировать у детей умение лепить дом из скатанных столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать
Тема недели «Мой дом»
Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить детей составлять целое из нескольких частей; наносить клей на деталь и наклеивать
Рисуем Бабу Ягу | Креативные Мамы
Рубрика: СтатьиАвтор: Профи (5+)
Содержание
- 1 Немного отступления
- 2 Рисуем Бабу Ягу
Содержание
Здравствуйте. Сегодняшняя обучающая статья посвящается сказочным персонажам, а точнее Бабе Яге. Мы поэтапно разберем процесс изображения, казалось бы, негативного героя всех сказок.
Немного отступления
Баба Яга присутствует в каждой второй народной сказке. В большинстве случаев выступает в роли нечистой силы, которая пытается навредить добрым молодцам, и свести их со свету.
При характеристике персонажа, автор описывает старую, дряхлую и страшную старушку, живущую в лесных дебрях, у которой кривые зубы и растрёпанные волосы. Баба не любит людей, и кушает детей. А еще она колдунья, а друг у нее Кощей Бессмертный.
На самом деле Яга не такой уж мрачный, и жуткий персонаж. Кроме страшных и плохих старух, в сказках встречаются позитивные жительницы лесных дебрей, которые открывают секреты, победы над страшным злом, дают волшебные комочки, ведущие к цели, награждают живой водой и так далее.
Но мы сегодня не будем углубляться в происхождение и смысл этого персонажа. Наша цель разобраться, как нарисовать Бабу Ягу, поэтому приступим.
Рисуем Бабу Ягу
Сегодня мы нарисуем не просто классическую Ягу, а со всеми принадлежащими ей атрибутами: метла, ступа, характерный платок на голове и ехидная улыбка. Бабка будет выглядеть не страшно, а мило и обаятельно.
Прежде чем приступить к нанесению изображения, определитесь в какой позе хотите нарисовать героиню: стоя возле ступы и держа метлу в руке, или полете.
На примерном варианте баба изображена сидя в ступе, и держа метлу в руках. Поэтому первым шагом очерчиваем силуэт, и транспортное средство Яги с помощью палочек и кружочков.
По завершению очертаний, нужно разметить голову. Линией вертикальной симметрии и горизонтальной глазной линией, примерно размечаем место для глаз. Так как в нашем случае Яга на рисунке будет изображена в развороте, то вертикальную линию нужно наносить с боку, разделяя, таким образом, голову на два полушария (один больше, другой меньше).
Чуть ниже горизонтальной линии глаз, короткими штришками наносим обозначение носа и рта. Над этой же линией наносится черчение, определяющее расположение головного убора. Поскольку платок мы нарисуем плотно обтягивающим лоб персонажа, то линию платка можно нарисовать ближе к глазам.
Приступаем к прорисовыванию частей тела. Руки нарисовать не сложно, несколько фигур в виде цилиндров — и руки готовы. Посложнее будет с кистями и выкрученными пальцами. Пальцы нужно прорисовывать так, чтобы акцент внимания падал на крепкое держание метлы. Сразу же нанесите несколько непрямых линий, соединяющих голову и плечи. Прорисуйте согнутые ноги.
Если же вы рисуете Ягу в стоячем положении – то лучше сразу очертить линиями нижнюю часть, которая состоит из юбки и обуви.
Теперь нарисуем платок нашему персонажу. Не забывайте, что Яга изображается в полете, поэтому платок должен как бы развиваться по направлению ветра. Важно, прорисовать затылочную складку.
Пора приступать к разработке и рисованию лица персонажа. По ранее намеченным линиям прорисуем глаза, нанося два не большие круга на горизонтальной линии. Чуть выше очертим расположение бровей, нанося дугообразные линии.
Далее рисуем массивный крючкообразный нос и рот. При нанесении линий, образующих рот, старайтесь немного их выгнуть, как бы рисуя улыбку, ведь выражение персонажа, в конечном итоге должно получиться ехидным.
ШАГ № 6 (добавляем подбородок)
В этом шаге, продолжаем рисовать лицо, точнее нижнюю часть – подбородок. В виде крайней части кости наносим его в необходимое место. Рисовать нужно как бы вытягивая подбородок вперед, это придаст общему выражению лица своеобразной лукавости, присущей Бабе Яге.
При правильной технике изображения, и точном расположении лицевых частей рисованные бабы Яги получаются, как на таком схематическом рисунке.
На этом этапе рисования бабы Яги доводим, усовершенствуем образ. Дорисовка мелких деталей играет важную роль в конечном восприятии персонажа.
Морщины на лице, бородавки на носу, торчащий кривой зуб и растрепанные волосы, выглядывающие из-под платка – не отъемлющая часть рисунка, которую невозможно пропустить.
Линии, обозначающие морщины, располагайте с лева и снизу от глаза.
Пришло время опускаться по рисунку, и в деталях изобразить туловище Бабы Яги. В первую очередь предайте рукам законченный нарисованный вид.
Ближнему рукаву уделите немного больше внимания. Для этого сотрите нарисованные в предыдущих этапах направляющие линии, вместо них нарисуйте рукава (примерно доходящие к локтю). Не забудьте наметить складки.
Дальнему рукаву придайте нужную форму.
С туловища также сотрите направляющие линии и очертите контуры одежды. Пальцы, также необходимо хорошо прорисовать, акцентируя внимание на крепком сжимании.
Дорисуйте верхний край метлы.
Дальше проще простого, несколькими длинными линиями нарисуйте саму метлу. Затем облагородьте ступу персонажа. Обозначив на ней доски и железные кольца.
В завершении построения рисунка нужно правильно распределить тень. Затемнять нужно противоположную от света сторону, а также участки оттеняемые одеждой и частями тела. Оттенённые участки головного убора рисуйте ярче на внутренней стороне.
Тень наносится карандашом, штрихообразными движениями. Карандаш удерживайте легко, без нажима. Сначала обозначьте контуры, а после приступайте к штрихованию.
Вот и все, урок по теме как нарисовать Бабу Ягу подошел к концу. Вдохновения, и до новых уроков.
Погрузитесь в атмосферу творчества и вдохновения, и уже через несколько дней рисование станет неотъемлемой частью Вашей жизни!
Подарите себе возможность созерцать рождение прекрасного!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Прячась от Бабы Яги — Фотографии Нанны Хайтманн | Эссе Лиз Сейлз
Нанна Хайтманн сочетает элементы традиционной документальной фотопутешествия с элементами русского искусства и фольклора в своих изображениях эклектичной смеси людей, интерьеров и пейзажей.
Немецкий фотограф Нанна Хайтманн выросла, слушая русские сказки от своей русской матери и бабушки. Популярным повторяющимся персонажем в этих историях была Баба-Яга, опасная ведьма с аппетитом к детям, которая жила в маленькой избушке посреди леса. В одной истории ведьма берет в плен девушку, известную как Василиса Прекрасная. Однако с помощью черной кошки Василисе удается сбежать. Когда девушка убегает от ведьмы, она роняет за собой волшебное полотенце и расческу. Из полотенца выходит глубокая, широкая река, а из гребня густой лес, так что толстая Баба Яга не может ее найти.
Для своей серии Прятаться от Бабы Яги Хайтманн вернулась в родную страну своей матери, чтобы посетить отдаленный край детских сказок. Она была рада, что это напомнило ей иллюстрации Ивана Билибина к басне Василисы. Используя эту историю в качестве отправной точки для исследования, она проследила вниз по течению реки Енисей на российском джипе, набитом туристическим снаряжением, документируя жизнь на ее берегах. Следуя по самой длинной в мире реке из республики Тыва на север через Сибирь, Хайтманн провела через глушь сибирской тайги, выставив ее перед местными жителями, живущими в социальной изоляции на задворках современного славянского общества.
Подобно тому, как Василиса прячется от Бабы-Яги в созданном ею же лесу, сюжеты Хайтмана укрываются в изоляции и суровом климате лесов, окружающих Енисей. После распада Советского Союза этот отдаленный район потерял свою инфраструктуру; жителей не имеют доступа к товарам, технологиям или государственным услугам, поэтому регион привлекает людей, скрывающихся от общества или ищущих новых реалий, — беглых уголовников, отшельников и православных старообрядцев. Экологические портреты Хайтманна показывают, как эти люди формируются и формируются их окружением.
Из серии «Прятаться от Бабы Яги» © Nanna Heitmann Зрители могут провести параллели между Прятаться от Бабы Яги и Сон у Миссисипи , фотографическое путешествие Алека Сота по заброшенным берегам самой длинной реки его страны. Однако работа Хайтмана также отсылает к чисто русским концепциям и эстетике. Ее процесс, основанный на страсти к путешествиям, перекликается с русскими художниками конца девятнадцатого века, такими как Иван Шишкин. Как и Шишкин, ее использование светлой палитры в изображении бедности и страданий раскрывает красоту живучей сельской русской народной культуры. Ее нежный взгляд передает их достоинство и человечность, позволяя зрителю рассматривать их с любопытством и сопереживанием. В конечном счете, Хайтманн сочетает элементы традиционной документальной дорожной фотографии с элементами русского искусства и фольклора в своих изображениях эклектичной смеси людей, интерьеров, пейзажей, с которыми она столкнулась в своем путешествии.
В некоем Царстве тридцатого царства, за трижды девятью землями, за морем-океаном, жил-был старик-крестьянин с женою. Они были честны и трудолюбивы, хотя и не купались в сыре и масле. Действительно, они были очень бедны и к тому же не имели детей, что было для них большим горем. Однажды он выследил медведя до его берлоги и, убив его, нашел там, к своему удивлению, трехлетнего мальчика, голого и крепкого, которого медведь украл и воспитывал, как детеныша. Мужик взял мальчика домой, позвал попа, окрестил его Ивашко Медведько, то есть «Иван, Медвежонок», и стал воспитывать его как своего. Мальчик рос не по годам, а по часам, так быстро, как будто кто-то тащил его наверх, пока в пятнадцать лет он не стал ростом с человека и сильнее всех во всей округе. Он не осознавал своей силы, так что вскоре, когда он играл с другими парнями из деревни, стали происходить несчастные случаи. Когда он хватал товарища по играм за руку, это было удачей, если он не отрывал руку, а руки и даже головы отделялись от их тел, когда он злился. Это, естественно, произвело много хлопот, и, наконец, пришли соседи к старому мужику и сказали: «Ты наш сосед и земляк, и мы с тобой не в ссоре. Старику было грустно и жалко, потому что он любил отрока и знал, что он доброго сердца и не хочет зла. Медвежонок-сын заметил его поникшие взгляды и спросил: — Что ты такой грустный, дедушка? Кто отнял у тебя счастье? — Ах, внученька, — сказал старик, тяжело вздыхая, — ты был моим единственным утешением. Теперь соседи наши решили изгнать тебя из деревни, и что ты будешь делать и как будешь жить? — Ну, дедуля, — отвечал он, — это, право, беда великая, но ничего не поделаешь. Поди-ка ты, молю, купи мне железную дубинку в двадцать пять пудов веса. еще несколько недель, чтобы упражняться и развивать свое тело, а затем я оставлю тебя, чтобы проложить свой собственный путь в белом мире, показать себя и быть увиденным». Старик пошел и купил тяжелую железную дубину, погрузил ее в тележку и привез домой, и с ней Медвежонок-сын начал каждый день тренироваться. Вот рядом был зеленый луг, на котором стояли три ели; у первого было пятнадцать пролетов, у второго двадцать, а у третьего двадцать пять. Когда кончилась первая неделя, он пошел на луг, схватил первую елку и, приложив все силы, потянул ее на себя. Он пошел домой и упражнялся со своей железной дубинкой вторую неделю, а в конце этого времени он пошел на луг, схватил вторую елку, пригнул ее к земле и сломал на две части. Он пошел домой и еще третью неделю упражнялся с железной дубиной, а выйдя на луг, схватил третью ель и одним рывком вырвал ее с корнем. Так велика была его сила, что земля задрожала, лес застонал, море-океан закипело, а фиаровое дерево превратилось в порошок. «Теперь, — сказал Медвежонок, — я так силен, что не боюсь даже ведьмы», — и, со слезами простившись со стариком и старухой, сунул железную дубину себе за пояс и пошел куда угодно. смотрели его глаза. Блуждал ли он долго или коротко, но пришел он наконец к реке в три версты шириной. «Здоровья тебе, Великан», сказал Сын Медвежонка. «Кто ты?» «Здоровья тебе», ответил другой. «Меня зовут Усыния [Усатый человек]. Куда ты идешь?» «Куда смотрят мои глаза», — ответил Сын Медвежонка. «Ты пойдешь со мной? С компаньоном веселее. Ты хорошего роста и должен быть сильным человеком». — А до того, — сказал великан, — моя сила — ничто. Для действительно сильного человека, говорят, ты должен идти к тому, кого зовут Ивашко Медведько. — Это мое имя, — сказал Сын Медвежонка. «Тогда я пойду с тобой охотно», сказал другой, и он оставил свою рыбалку, и они путешествовали вместе. Они путешествовали целый день, пока не пришли к долине, в которой работал великан ростом в четыре ярда. Он таскал туда землю, целый холм за раз, и чинил ею дороги. «Здоровья тебе», сказал Сын Медвежонка. «Как тебя зовут?» «Здоровья тебе», — ответил великан. «Меня зовут Горыня [горец]. Куда ведет тебя бог?» «Куда смотрят наши глаза,» сказал Сын Медвежонка. — Ты сильный человек, я вижу. Но почему ты так тяжело трудишься? «Потому что я скучный», ответил другой. «Войны нет, а в царстве мир, так что, от нечего делать, развлекаюсь. А силы у меня мало по сравнению с одним юношей по имени Ивашко Медведько». — Я — это он, — сказал Сын Медвежонка. — Тогда возьми меня с собой, — сказал великан, — и я буду твоим младшим братом. И он оставил свою работу по прокладыванию дорог и отправился дальше с другими. Они путешествовали два дня, когда они прошли через дубовый лес, и в нем они увидели третьего великана, ростом с амбар, за работой, делающей все дубы одинаковой высоты. Если один был слишком высок, он ударом кулака вгонял его дальше в землю, а если слишком низок, то подтягивал до нужного уровня. «Здоровья тебе!» — сказал Сын Маленького Медведя. «Ты действительно сильный человек. Как твое имя?» «Здоровья тебе!» — ответил великан. «Меня зовут Дубыня [Дуб-человек]. Но сила моя ничто по сравнению с силой некоего Ивашко Медведько, о котором я слышал». — Это я, — сказал Сын Медвежонка. «Будешь ли ты пойти с нами и быть нашим товарищем?» «Я так и сделаю», — ответил великан. «Куда ведет твой путь?» «Куда смотрят наши глаза», сказал Медвежонок-Сын, и третий великан оставил свою работу в дубраве и пошел с ними. Ехали они все вчетвером три дня, когда пришли в пустыню, полную всякой дичи, и сказал Медвежонок-Сын: «Что толку нам дальше бродить по белому миру? построй здесь дом и живи в довольстве и комфорте». Три великана согласились. Все немедленно принялись за расчистку стерни и подготовку бревен, и до наступления темноты жилище было закончено. Он был построен из огромных деревьев и был достаточно большим, чтобы с комфортом вместить сорок обычных мужчин. Когда это было закончено, они устроили охоту, убивали и ловили зверей и птиц, чтобы наполнить свою кладовую. На следующее утро Сын Медвежонка сказал: «Каждый день трое из нас должны охотиться, чтобы не было недостатка в еде, а четвертый остается дома охранять наш дом и готовить еду для остальных. посмотрим, кто сегодня останется дома». Бросили жребий, и выпало Усыне, усатому, остаться, а остальные трое пошли на охоту. Когда они ушли, Усиния взял мясо и птицу и приготовил достойную еду для своих товарищей, когда они должны были вернуться, и варил, испек, и зажарил все, что душе угодно. Вдруг грянул гром, застонал ветер, затряслась земля и пригнулся к земле дикий, густой, безмолвный лес. Усиния потеряла сознание, у нее закружилась голова, и все, казалось, позеленело. Выглянув в окно, он увидел, как земля начала подниматься, и из-под нее поднялся огромный камень, и из-под камня вышла Баба-Яга, едет в большой железной ступе, гонит пестиком и сметает ее. плестись за ней кухонной метлой. Усыня сильно испугалась, но он открыл дверь, а когда вошла старая ведьма, пожелал ей здоровья и дал скамейку, чтобы она села. — Разве ты не видишь, большой кусок, — прорычала Баба-Яга, — что я голодна? Дай мне поесть! Усыня достала жареную утку из печи, хлеб-соль и поставила перед собой. Она жадно съела все и потребовала еще. Он принес еще кусок мяса, но он был так мал, что она пришла в ярость. Когда великан в синяках пришел в себя, он повязал платок на голову и сидел, охая, до тех пор, пока не вернулись товарищи. Увидев, они спросили: «Тебе больно, что ты перевязал себе голову? И где наш ужин?» – А, братцы, – ответил он, – я вам ни варить, ни жарить не умел. Духовка новая, а дым так в комнату валялся, что голова разболелась. Итак, Медвежонок-Сын и два его товарища сами приготовили еду. На следующий день Горыня осталась дома. Он нажарил-зажарил вдоволь, а когда все было готово, вымыл голову и стал причесываться, как вдруг посветлело, посыпался град и деревья дремучего, сонного леса склонились к земля. Горыня испугался, чтобы спрятаться, и старая ведьма вошла без стука. «Здоровья тебе, бабушка!» — сказал великан и предложил ей сесть. «Разве ты не видишь, что я голоден и хочу пить?» — отрезала она. «Принеси мне еды!» Он поставил перед ней кусок оленины и чашку кваса. Она поела, выпила и попросила еще, и он принес ей еще кусок мяса. Это, однако, меньше, чем первое, не понравилось ее фантазии. «Это так ты служишь мне?» — взвизгнула она и, схватив его своими тощими руками за волосы, волочила из угла в угол, била его головой о стены и колола железным пестиком до тех пор, пока он не потерял сознание. Тогда она отрезала от его спины полоску плоти, бросила его под лавку, съела все, что он приготовил, и уехала. Когда остальные вернулись с охоты, они нашли Горыню сидящим с перебинтованной головой и стонущим громче, чем Усыния накануне. — Увы, братцы! — сказал он, когда его расспрашивали, — дрова были сырые и не горели, а от попытки испечь и поджарить для тебя у меня голова болит, как будто вот-вот лопнет! Итак, все трое приготовили себе ужин и легли спать. На следующий день Дубыня остался дома, а остальные охотились, и с ним случилось то же самое. Появилась баба-яга, избила его пестиком до синяков, отрезала ему от спины полоску плоти, бросила в угол, поужинала и уехала. Он тоже сидел и охал до тех пор, пока не вернулись остальные, когда он сказал: «Братцы, я не мог ни сварить, ни испечь для вас, потому что заслонки печи не закрывались, и у меня кружилась голова от газа от горящих дров». и заставил мою бедную маленькую головку болеть так, словно она вот-вот расколется пополам!» Так что остальные взяли себе что-нибудь поесть и легли спать. На четвертый день пришла очередь Сына Медвежонка остаться. Он привел дом в порядок, наварил, испек, и зажарил, а когда все было готово, вымыл голову, сел под окном и стал причесываться. Вдруг пошел дождь, лес пожаловался и склонился, и все зазеленело перед его глазами; потом земля расступилась, большой камень накренился, и вышла из дыры баба-яга, ехала в своей ступе, гоняла пестиком и подметала за собою дорожку кухонным веником. Сын Маленького Медведя, однако, не испугался и не почувствовал головокружения. Он принес свою железную дубинку в двадцать пять пудов, поставил ее наготове в угол и отворил дверь. «Здоровья тебе, бабушка!» он сказал. Она заковыляла и села, стиснув зубы и улыбаясь. «Дурак!» она сказала. «Почему ты не предлагаешь мне есть и пить? Разве ты не видишь, что я голоден?» «Еда, которую я приготовил, — ответил он, — для моих товарищей, а не для тебя!» Старая ведьма схватила свой пестик и прыгнула на него, думая поступить с ним так же, как и с другими, но он схватил ее за седые кудри, схватил свою железную дубину и стал бить ее до тех пор, пока даже ее ведьминское тело не испытало мук и она взвыла о пощаде. Вскоре трое великанов вернулись, ожидая, что каждый из них найдет Сына Маленького Медведя избитым, а их ужин пропал. Но он приветствовал их, велел им сесть и принес из печи всевозможные яства, вкусно приготовленные и в изобилии. Великаны наелись и напились досыта, говоря каждый себе: «Неужели баба-яга сегодня к нашему брату не приходила!» Когда ужин закончился, Медвежонок-Сын растопил баню для своих товарищей, и все пошли купаться. Теперь, поскольку ведьма отрезала полоски плоти от их спин, каждый из трех великанов старался всегда стоять лицом к Сыну Маленького Медведя, чтобы тот не увидел шрама. Итак, наконец, он спросил: «Братья, почему вы стоите так лицом ко мне, как люди, которые боятся показать свои плечи?» Они тут же повернулись, и он спросил: «Почему у вас на спине шрамы?» Тогда Усыня сказала: «В тот день, когда я сидела дома, дым костра ослепил мне глаза, так что я прикоснулась к печке, и горячее железо обожгло меня». Тогда Сын Медвежонка рассмеялся и открыл чашку. дощатая дверь, притащенная оттуда Баба Яга. «Вот, братья мои, — сказал он, — дым, сырость и газ». Вот старая ведьма хитрила и притворялась, что все еще потеряла сознание от побоев. Она, однако, приоткрыла один глаз и, увидев случай, вдруг прыгнула в свою ступу, юркнула в дверной проем и через мгновение скрылась под огромным камнем. Трое великанов, разгневанных тем, что их тайна раскрыта, еще больше разозлились, увидев, что Баба-Яга перехитрил их. Они подбежали к камню и приложили все усилия, чтобы повернуть его, но не смогли. Тогда Медвежонок-сын подошел к камню, поднял его и отшвырнул на версту. — Братцы, — сказал Медвежонок-сын, — ведьма в этой бездне. Она теперь наш смертельный враг, и если мы ее не убьем, она изгонит нас, одного за другим, из белого мира. мы пойдем за ней?» Однако трое великанов вкусили силы Бабы Яги и не захотели нападать на нее под землей. Дубыня спрятался за Горыней, а Горыня кралась за Усыньей, а Усыня смотрела на синее небо, как будто не слышала. «Ну, — сказал Сын Маленького Медведя, — кажется, я должен уйти». Затем он велел им разрезать на полоски шкуры пойманных и убитых зверей и сплести полоски в длинную веревку. Он воткнул в землю большой столб, привязал к нему один конец веревки, а другой конец бросил в темную дыру. «Теперь, маленькие братья, — сказал он, — оставайтесь здесь и наблюдайте, по одному из вас за раз. Если вы увидите, что веревка дрожит и трясется, немедленно хватайтесь за нее и вытащите меня». Сын Медвежонка положил еду в свою сумку, попрощался с великанами и, ухватившись за шкуру, спустился в зияющую бездну. Он бродил день, и два, и три, и на четвертый день пришел в лесу к убогой избушке, стоящей на курьих ножках и вертящейся не переставая. Около него был сад, а в саду была красивая девица, срывавшая цветы. Он поприветствовал ее, и она сказала: «Здоровья тебе, добрая молодость, а что ты здесь делаешь? Это дом бабы-яги, которая, если ты останешься, непременно сожрет тебя!» «Это ее я ищу», — ответил он. — Ты храбрый человек, — сказала девица. Медвежонок-Сын дал девице это обещание и скрылся в лесу, а через некоторое время он почувствовал, как загудела земля, и увидел, как деревья задрожали и склонились, и из избушки вышла Баба-Яга, ускакав на своем большая железная ступа, гоняющая пестиком и заметающая за собой след кухонной метлой. Когда она скрылась из виду, он поспешил к хижине, и девица, отведя его в подвал, показала ему две большие бочки, полные воды, одну с правой стороны, а другую с левой. «Пей, — велела она ему, — из правого бочонка, сколько влезет». Он наклонился и сделал большой глоток, когда она спросила: «Насколько ты силен теперь?» — Я так силен, — ответил он, — что одним пальцем мог поднять и унести эту бочку. «Выпей еще», — скомандовала она. Опять выпил. «Ну, — спросила она, — сколько в тебе силы?» — Я так силен, — ответил он, — что если бы захотел, то мог бы одной рукой поднять и перевернуть всю эту избу! «Слушай, — сказала она, — хорошо, что я тебе говорю. В бочке, из которой ты пил, находится Крепкая Вода. Именно она дает Бабе-Яге силу. напитки из него быстро становятся бессильными. Как только появится ведьма, крепко схвати ее пестик, прежде чем она его положит, и не ослабляй хватку, так как ты любишь свою жизнь. Она попытается стряхнуть тебя, но ты теперь так силен. что она не сможет этого сделать. Если этого не произойдет, она поспешит сюда испить крепкой воды. Итак, теперь замени две бочки и поставь одну на место другой, чтобы она была обманута и выпьешь Слабой Воды, и тогда ты сможешь убить ее. Но когда ты обнажишь свой меч, нанеси только один удар. Сын Медвежонка немедленно поменял местами две бочки, поставив правую по левую руку, а Слабую воду на то место, где раньше была Сильная вода. И скоро, пока он разговаривал с прекрасной девицей в саду, деревья зарыдали и бревна избы заскрипели, и Баба Яга приехала верхом домой. Сын Медвежонка спрятался за изгородью, а старая ведьма остановилась и спрыгнула со ступы. «Пу! Пу!» — воскликнула она, обнюхивая вокруг себя. «Я чувствую русский запах! Кто здесь бывал?» — Никто, бабушка, — сказала девица. — Как мог человек из верхнего мира попасть сюда? «Ну, — сказала Баба Яга, — я боюсь здесь никого, кроме русского по имени Ивашко Медведько, а он в эту минуту так далеко, что ворону год бы лететь сюда с одной из его костей». «Врешь, старая ведьма!» — воскликнул Сын Маленькой Медведицы и со словами выскочил и схватил ее за железный пестик. Баба Яга и свистела, и плевалась, и выла от ярости, но, как ни старалась, не могла стряхнуть его. Она вихрем мчалась по верхушкам леса, стремясь разбить его вдребезги. Она закрутила его высоко над широкой рекой, пытаясь бросить вниз, чтобы он утонул, угрожая ему всеми ужасными пытками. Но Медвежонок-Сын держался изо всех сил, которые он получил от питья Крепкой Воды, и она не могла разорвать его хватку. Напрасно она таскала его туда-сюда по всему подземному миру, пока, наконец, не устала даже она. Потом обратно прилетела к избе и, бросив пестик, спрыгнула в погреб и стала пить из бочонка по правую руку. Но едва только баба-яга выскочила из погреба, чтобы снова напасть на Медвежонка, как она вдруг стала слаба, как травинка, и, обнажив его меч, он одним ударом отсек ее злую старуху. голова. Тотчас железная ступка, пестик и кухонная метла закричали ему: «Ударь еще! Ударь еще!» Но, вспомнив, что сказала девица, он ответил: «Меч храбреца не бьет дважды», и вложил его в ножны. Сын Медвежонка развел в лесу большой костер и сжег тело ведьмы дотла. Затем, взяв с собой прекрасную девушку, он отправился в обратный путь в верхний мир. Два дня они шли, а на второй день пошел дождь, так что они укрылись под деревом. Неподалеку Медвежонок-Сын увидел большое птичье гнездо с птенцами в нем и, пожалев птенцов, которые промокли, повесил на гнездо свой плащ, чтобы защитить их. Вскоре дождь прекратился, и они пошли дальше, пока не достигли подземного перехода и пошли по нему к тому месту, где висела веревка. Медвежонок-сын привязал девицу к концу и тряс ее, а один из трех великанов, наблюдавший наверху, побежал за двумя другими, и они стали тянуть веревку. Однако, увидев красоту девушки, трое великанов завидовали своему товарищу и каждый желал ее себе в жены. Так они договорились между собой, и когда они, в свою очередь, подняли Медвежонка, в свою очередь, почти наверх, они перерезали веревку и позволили ему упасть, и тотчас же начали ссориться, кто из них должен жениться на ней. Сын Медвежонка ужасно пострадал при падении, но стал таким сильным, что его не убили. Он пролежал на спине один день, пролежал на боку два и три дня, а потом ему удалось снова пройти через длинный проход в подземный мир. Пока он бродил там, раздумывая, что ему делать, прилетела одна из огромных птиц, стаи которых он видел, и, сев рядом с ним, заговорила с ним человеческим голосом. — Пожалел ты птенцов моих, Ивашко Медведько, — сказал он, — а я за это сослужу тебе услугу. Проси у меня, что хочешь. — Если можешь, — ответил Сын Медвежонка, — выведи меня в белый мир. «Нелегкая это служба, — сказала птица, — но есть способ, который я знаю, и я понесу тебя. Дорога, однако, займет три месяца. Иди теперь в лес, налови много дичи и скрути плетенку. корзинку и наполни ее. Подними ее мне на спину, и всякий раз, когда я поворачиваю голову, когда летаю, корми меня». Сын Маленького Медведя сделал то, что ему было велено. Он сделал большую корзину, наполнил ее дичью и вскочил с ней на спину огромной птицы, которая тотчас же поднялась в воздух и полетела, как ураган. Он летал день за днем, не переставая пинговаться. Как только он поворачивал голову, он кормил его дичью из корзины, а когда он летал три месяца и корзина была почти пуста, выносила его в белый мир, опускала в травянистую Луг попрощался с ним и улетел. Был ли это долгий или короткий путь, Сын Маленького Медведя наконец пришел в свое царство и в лес, где стоял дом, который он построил с тремя великанами. Чуть дальше в лесу он увидел зеленый газон, а на нем милая девушка пасла коров. Он подошел ближе и, к своему удивлению, обнаружил, что это была не кто иная, как девица, которую он вызволил из избушки Бабы Яги. Она приветствовала его с радостью и рассказала ему все, что с нею случилось: как великаны ссорились из-за нее, как они дрались каждый день по часу, но так как ни один из них не был сильнее другого, не мог решить и заставил ее пасти их скот, пока один из них не победит. Медвежонок-сын послал ее впереди себя и, подойдя к избе, где три великана сидели у окна и пили, надвинул на лицо шапку и смиренным тоном попросил глоток кваса. «Проваливай!» — хмыкнул Усыня, не поворачивая головы. «Мы не хотим здесь нищих!» — прорычала Горыня. «Квас, знай!» — закричала Дубыня. «Вместо этого ты попробуешь мой клуб!» Тут Медвежонок снял шапку, и его узнали. Они побледнели от испуга и направились к двери, побежали, как будто татары гнались за ними, и никогда не видели их в том царстве А И Медвежонок-Сын женился на прекрасной девице, и они жили в том доме всю свою жизнь в таком мире и утешение в том, что они не хотели ничего, чего бы не имели, и не имели ничего, чего бы не хотели. |