Откуда прилетел шиловский дракон — изображения в наших курганах идентичны античным средиземноморским: fanfanews — LiveJournal
В 2017-м году самарский ученый Н.А. Лифанов опубликовал статью “О происхождении образа драконов на пластине из шиловского могильника” и сделал интересные выводы.
Автор проанализировал с точки зрения иконографии уникальное изображение двух противостоящих драконов, выгравированное на костяной пластине, найденной в 1992 г. в кургане № 1 могильника Шиловка, расположенном на правом берегу Волги в Ульяновской области (автор раскопок – Р.С. Багаутдинов). Могильник относится к скотоводческому населению конца VII в.
Купить бумажную книгу
Купить электронную книгу
Высказывались различные гипотезы происхождения образа этих драконов в художественных традициях различных регионов: Китая (А.В. Комар, Д.Г. Савинов, Б. Тотев, О. Пелевина), Средней Азии (В.Г. Котов, В.Е. Флёрова), Индии (Н.А. Фонякова). Однако по мнению автора, чёткие иконографические параллели данному образу в этих традициях отсутствуют.
В 1992 г. в кургане № 1 могильника Шиловка (территория Сенгилеевского района Ульяновской области) археологической экспедицией Самарского государственного университета под руководством Р.С. Багаутдинова были обнаружены костяные пластины с уникальными гравированными изображениями на лицевой стороне и косой насечкой для клеевого крепления к основе – на тыльной. Центральное положение на одной из пластин занимают фигуры двух противостоящих друг другу драконов, рядом с каждым из которых изображен прижавшийся к земле заяц. Вся сцена наполнена напряжением и динамизмом.
Существуют как минимум две версии относительно функционального назначения пластин: накладки на луки седла либо украшения обода парадного щита, а также целый ряд интерпретаций нанесённых на них изображений как иллюстраций неких мифологических сюжетов либо даже реальных исторических событий. Все они, однако, не выходят за рамки предположений. Следует, очевидно, согласиться с тем, что вряд ли смысловое содержание шиловских композиций может быть на уровне современных знаний раскрыто с исчерпывающей полнотой.
В целом обнаруженные в Шиловском кургане материалы связываются с притоком на Среднюю Волгу скотоводческого населения раннего Хазарского каганата. Различными исследователями уже неоднократно предпринимались попытки уточнить его этнокультурные связи, используя материалы изображений на пластинах и приходя на этом основании к весьма разнообразным выводам. В этом качестве предлагались Центральная Азия, Иран, Согд, а через них связи выводились даже с Индией и Китаем. Происхождению образа драконов в этих исследованиях, конечно, отводилось своё место, однако, менее значительное по сравнению с иными изображёнными на пластинах сюжетами.
Купить бумажную книгу
Купить электронную книгу
Эти обстоятельства – детализация и реализм – представляются крайне важными, они свидетельствуют о долговременной разработке образа, вероятно, в рамках длительно существовавшей иконографической традиции. Это тем более удивительно, поскольку столь же тщательно исполненных аналогичных изображений драконов в достоверно более ранних по отношению к Шиловке кочевнических материалах не обнаруживается.
Немногочисленные близкие, хотя и не полностью идентичные шиловским, образы встречаются только в синхронных и более поздних памятниках искусства раннесредневековых кочевников Евразийской степи: это прорезной декор на копоушке из п. 2 раскопа 2 Новинковского I могильника (вторая половина VIII в.) и рельефный – на поясном наконечнике из п. 35 Больше-Тиганского могильника (IX в.), а также наскальное изображение из Жалтырак-Таша (Тянь-Шань). Близкое сходство с шиловским «драконьим» сюжетом имеет изображение с поясного наконечника из окрестностей г. Разград в Северо-Восточной Болгарии (первая половина VIII в.): на нём, предположительно, также изображены в «геральдическом противостоянии» два дракона, отличающиеся, однако, от шиловских отсутствием петель хвоста и схематизацией крыльев (авторы публикации трактуют их как «гриву»), и заяц у их лап. Два противостоящих бескрылых дракона с переплетёнными языками украшают клинок «сабли Карла Великого», представляющей собой произведение мадьярского и/или древнерусского искусства уже X–XI вв. Таким образом, если предшествующая шиловским курганам традиция изображения подобных драконов и существовала, то не в степном регионе Евразии. Это уже побуждало исследователей к поиску аналогий образу шиловских драконов в регионах с давними и высокоразвитыми школами декоративно-прикладного искусства. При этом всегда подчёркивался синкретизм их изображений. Так, некоторые исследователи ищут в облике драконов Шиловки змеиные черты, связывающие его с искусством восточных тюрок, а, по сути, – с китайским, откуда образ бескрылого дракона-змея был заимствован тюрками.
Крыльями же этот прообраз шиловских драконов якобы «обзавёлся» по пути на запад, под влиянием иранской иконографии.Последнее предположение не может быть признано корректным. С одной стороны, в китайской традиции имеются собственные образы крылатых дракономорфных существ как змеевидных, так и обладающих четырьмя лапами, однако «промежуточного варианта», напоминавшего бы драконов Шиловки строением тела, насколько известно, не зафиксировано). С другой стороны, отсутствуют и какие-либо иконографические свидетельства влияния иранского искусства на китайские по облику изображения драконов в тюркской культуре. Притом что вообще это воздействие было, по всей видимости, даже более значительным, нежели китайское. Оснований для гипотезы о китайских истоках прообраза драконов Шиловки и связи его с изображениями из поминальников тюркских каганов на территории Монголии не обнаруживается.
Предположение о генезисе облика шиловских драконов под влиянием иранской (зороастрийской) культуры выглядит более обоснованным: их крылья действительно изображены в том же художественном стиле, что и крылья персонажей иранского искусства – сэнмурвов.
Купить бумажную книгу
В.Г. Котов попытался вывести драконов Шиловки из присутствующего в Авесте образа чудовищного змея Ажи-Дахака. Связь между ними прослеживается, однако, не напрямую, а через посредство башкирского эпоса, в котором наличествует описание крылатого змея с двумя лапами и звериной мордой. Облик его, однако, не находит иконографических параллелей в искусстве Ирана, поэтому предлагается считать его сформировавшимся на территории Волго-Уралья под влиянием образа тех же крылатых с павлиньим хвостом псов-сэнмурвов. Впрочем, сэнмурвы – отнюдь не единственные подходящие на эту «роль» персонажи художественной культуры иранских народов. Пожалуй, ещё большим числом черт сходства с драконами Шиловки обладает крылатый хищник, изображённый, например, на росписи Красного зала дворца на городище Варахша (Бухарский оазис), на найденном в Удмуртии блюде, происходящем, вероятно, из Северо-Западного Ирана и на хорезмийской по происхождению чаше из Дагестана (все изображения относятся предположительно к VII – первой половине VIII в.
Изображения драконов, соответствующих шиловским (как и приведённому выше описанию змея из башкирского эпоса), в искусстве иранских народов (во всяком случае, пока) не зафиксированы.
Как прообраз драконов Шиловки рассматриваются и скульптурные изображения змееподобных существ с головами хищников из материалов раскопок Пянджикента, датируемые ориентировочно VI в. Они, в свою очередь,сближаются с образом фантастического существа «макара», распространённого в искусстве Индии и связанных культурно с нею в древности стран. Н.А. Фонякова, основываясь на этом сопоставлении, уже прямо ассоциирует драконов Шиловки с «макарой».
Последнее утверждение не выглядит обоснованным. Так, согласно древнеиндийским письменным и визуальным источникам, «макара» – химерное чудовище огромных размеров, сочетающее элементы водных и земных животных и растений: змеи, слона, льва, козла или барана, крокодила, рыбы, дельфина, лианы, корневища лотоса, ничем не напоминающее ни приводимое Н.А. Фоняковой описание, ни гравировки из Шиловки.
Купить и скачать аудиокнигу
Облик драконов, сочетающих длинный извитый хвост с протомой хищника, не раз уже ассоциировался с персонажами античного искусства – гиппокампами, чей образ был распространён и в искусстве Среднего Востока с эллинистической эпохи и оттуда проник даже в искусство раннесредневекового Китая.
Однако гиппокампы – водные существа с передней частью коня – являются лишь одним (хотя, пожалуй, и наиболее распространённым) из подобных мифических персонажей: встречаются самые разнообразные, например, с чертами человека, козла, быка или оленя, либо хищного ящера Последнее существо именуется часто встречаемым в письменных памятниках античной эпохи словом κῆτος, переводимым как «огромное морское животное, морское чудовище» («sea monster»). От греческого «кетос» происходят и латинское «cetus», и русское «кит», применяемое к этому фантастическому животному в отечественной литературе: например, в пересказах мифа о Персее (эпизод со спасением Андромеды). Образ чудовищного кита не исчез из искусства с закатом античного мира. Термин κήτους с прежним значением встречается в греческом переводе Библии в описании истории пророка Ионы. Иллюстрации этого библейского сюжета, происходящие из Средиземноморья и относящиеся к первой половине – середине I тыс. н.э., демонстрируют облик этого монстра. Некоторые его варианты еще напоминают, как и античные образцы, мезозойского ящера, но в то же время появляются изображения, на которых «кит» уже обладает протомой псового хищника.
В деталях изображения, конечно, разнятся, однако в целом его облик, характеризующийся массивной головой с вытянутыми челюстями и крупными ушами, двумя мощными лапами, небольшими крыльями (модифицированные плавники) и длинным извитым или свёрнутым кольцами хвостом с кисточкой, практически идентичен драконам Шиловки. Мастер, изготовивший пластины, отличился лишь замечательным талантом в изображении их «псовой» сущности.
Версия о генезисе образа шиловских драконов из позднеантичного/ранневизантийского искусства, до сего времени a-priori отрицавшаяся, на самом деле не выглядит необычной. Группа кочевников, оставившая Шиловский могильник, а также расположенные в относительной близости от него «новинковские» погребальные памятники раннего этапа, прямо или опосредованно контактировала с Империей. Это отразилось в распространении в этой среде византийских по происхождению украшений: использованной в качестве подвески ираклианской монеты, серёг и деталей поясных наборов (если и не изготовленных непосредственно в ромейских мастерских, то со знанием дела исполненных подражаний). Приобщение к христианской иконографии предполагается для тюркского населения даже куда более далёкого от центров этой религии региона – Горного Алтая.
Знакомство степняков с образом морского чудовища из христианской мифологии, очевидно, не было глубоким. Изображение драконов на изделиях из Шиловки и Разграда совместно с абсолютно сухопутными существами – зайцами – подчёркивает отсутствие какой-либо ассоциации их с водной стихией; не просматривается такая связь и в остальных перечисленных выше памятниках искусства раннесредневековых кочевников Евразийской степи. По всей вероятности, из иконографии позднеантичного «кетоса» был заимствован лишь внешний облик, в новой культурной среде дополненный деталями иконографии иранских мифологических существ, «вписанный» в композицию «сцены противостояния» по образцу тигров из Кудыргэ и получивший, скорее всего, новое фольклорное содержание.
Шиловские гравировки поистине являются, по меткому выражению Д.Г. Савинова «энциклопедией тюркского мира», произведениями высокого искусства, маркирующего культуру кочевнической элиты территории бывшего Западного Тюркского каганата и его преемников и вбиравшего в себя различные художественные традиции окружающих цивилизаций. Синкретичный облик шиловских драконов является этому, пожалуй, наиболее наглядной иллюстрацией.
Источник: ulpressa.ru
Pngtree PNG рисунок и векторы картинки
рождественские красные перчатки с омелой 3d рендеринг иллюстрация украшение орнамент тема дизайн
гуру гобинд сингх джаянти дизайн
Продажа мебели современный домашний минималистский синий веб шаблон баннерной рекламы
с днем святого валентина шаблон
Деловая граница золотая линия границы
Текстовое поле цитаты прямоугольника со скругленными углами
уникальное украшение круга из темных листьев в качестве границы
ЖК экран изолирован
округлая радужная рамка
яванские женщины в традиционной одежде и с пучками для волос на день картини
штриховая графика плоская городская архитектура архитектура вектор
цветочный узор объединенный в круг
флаг франции
Исра Ми Радж Голубой Моак
Абрикос цветок растение цветок кошка благоприятное облако 2023 вьетнамский Новый год Весенний фестиваль праздничный плакат уведомление
знакомства музыкальный микрофон
милые мини наклейки с кактусами
значок закрытого знака серого цвета
с новым 2023 годом
мальчик персонаж мультфильма
красное сердце на день святого валентина с прозрачным фоном
иллюстрация бегущего мусульманина
круг золотая винтажная рамка
компьютер ноутбук сидит
2023 шрифт металлической текстуры
логотип по уходу за кожей
вилы средневековья sm70s
Яванская пара прозрачный фон
флаг Чили
мега скидка 30 от распродажи
апельсиновый фруктовый талисман
Семейство животных Северный Ледовитый океан
Цветы растения листья мультфильм романтический весенний карнавал рекламный плакат со скидкой
значок четки
машина обратно транспорт силуэт клипарт
песок прозрачный
Настольный календарь на 2023 год Календарь на февраль
золотая прямоугольная лента с исламской свадебной рамкой приглашение на прозрачном фоне
счастливая маленькая мусульманская девочка
мультфильм рождественский венок с лампочками и золотым бантом векторный клипарт hd
Весенние лесные животные Мультфильм комбинация листьев украшения
великолепный деревенский розовый и голубой акварельный цветочный букет
круговая линия
желтая мебель linkedin шаблон обложки баннера
2023 черное золото бизнес границы с новым годом геометрические линии черный
arabesuqe роскошная исламская рамка прозрачный фон для исламского фестиваля milad un nabi или ramadan kareem
мальчики начальной школы
иллюстрация дорогой энергии
желтая креативная нижняя треть для новостей потокового игрового видео в прямом эфире
вектор значок опасности клипарт прозрачный фон
Бесплатные фото и картинки дракона
Связанные изображения из iStock | Сохранить сейчас
ящерица рептилия зоопарк
Бородатая агама
передний план кот одомашненный
Серый молодой кот сидит на земле
кот мужской Джеймс
Британский короткошерстный серебристый табби 3.
кот мужской Джеймс
Британский короткошерстный серебристый табби 7.
кот Джеймс животное
Британский короткошерстный серебристый табби 2.
ящерица геккон всеядные
Горгулья Геккон
кот животное ленивый
Спящая кошка
животное животные коробка
Распаковка корма для кошек
кот британская короткошерстная серебристый табби
Кошка спит на полотенце
кот британская короткошерстная серебристый табби
Кот вот-вот зевнет
цвести цветущий цвести
Розовая мальва 2
море камень ящерица
Ящерица Корфу
животное животные коричневый
Спящая кошка
ящерица камень животные
Ящерица на скале
животное животные коричневый
Усталый кот
кот котенок пушистый
Кот отдыхает
кот спать быстрый
Кошка спит
кот питьевой чаша
Питьевая вода для кошек
кот британская короткошерстная серебристый табби
Кошка спит 3
кот британская короткошерстная серебристый табби
Кот спит 2
животное животные коричневый
Загорающая кошка
геккон коричневый геккон ночной
Геккон
кот машина отпуск
Полосатый кот
животное животные кровать
Теплое место
дерево растение дерево дракона
Драконово дерево
антенна красивый ошибка
Красная стрекоза
животное животные коричневый
Ленивый кот
кот кошачий животное
Чистый кот
цветок вид сбоку корень
Цветок 2
яркий цветок белый
Цветок 3
цветок драконий фрукт цветок драконьего фрукта
Цветок 1
Стрекоза удочка природа
Dragon Fly на шесте
ящерица Дракон рептилия
Австралийский восточный водяной дракон
ящерица Дракон Австралия
Австралийский восточный водяной дракон
ящерица крыша животное
Ящерица на крыше
кот забавный пикник
Забавный кот
монстр динозавр зеленый
Злой монстр
бородатый драконы Погона
Центральная бородатая агама (Pogona vitticeps)
вода драконы ящерицы
Австралийский водяной дракон (Intellagama lesueurii)
вода драконы ящерицы
Австралийский водяной дракон (Intellagama lesueurii)
сцинки ящерицы рептилии
Сцинк
бородатый драконы Погона
Центральная бородатая агама (Pogona vitticeps)
кот зонтик интерьер
Кошка и зонтик
Игуана лагарто ящерица
Игуана
животное животные коричневый
Домашняя кошка спит на солнце
ящерица рептилия открытый
Ящерица 5
ящерица рептилия открытый
Ящерица 4
ящерица рептилия открытый
Ящерица 3
ящерица Дракон рептилия
Ящерица бородатой агамы
ящерица рептилия открытый
Ящерица 6
ящерица рептилия открытый
Ящерица 1
ящерица Дракон вода
Австралийская ящерица водяного дракона
щелчок Дракон красный
Красный щелкающий дракон
хамелеон ящерица грязь
Завуалированный хамелеон
Дракон летать камень
Размер Facebook Haeder Dragon Fly x2
бородатый агама агама
Бородатая агама 4
бородатый агама агама
Бородатая агама 1
бородатый агама агама
Бородатая агама 2
бородатый агама агама
Бородатая агама 5
ящерица задний двор природа
Бородатый дракон
Ищете иллюстрации с драконами? Перейти к иллюстрации
Подробнее
Связанные изображения из iStock | Сохранить
Изображения драконов — Школа драконов
Драконы — великолепные существа! Вот ваши любимые изображения драконов из Как приручить дракона и Как приручить дракона 2 .