Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе.Тема: «Убранство русской избы»
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе
Тема: «Убранство русской избы»
Тип урока: урок изучения нового материала
Автор: Эннанова Ленара Диляверовна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко, г. Симферополь.
Описание материала. Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.
Цель:
· Ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;
· Углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;
· Развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества;
· Научиться
понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского
жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Задачи:
· формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
· научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;
· познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;
· научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности;
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
· формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
· овладение
средствами художественного изображения как способом развития умения видеть
реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа
на основе его нравственно-эмоциональной оценки.
Зрительный ряд:
1. Слайды с элементами русской избы
2. Мультимедийная презентация
3. Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;
Ход урока:
I. Организация урока. (3 мин)
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Введение в тему. (6 мин.)
Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.
Изба
это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII
вв. и городской).
 и городской).
Какие же виды домов существовали?
1. Дом «брус» — дом, покрытый двускатной симметричной крышей,
2. Дом «кошель» — изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.
3. Дом «глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».
¾ А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?
¾ Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)
¾ А клеть? (с землей).
¾ Подклет (подполье)? (с подземным миром).
Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.
А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.
III. Изучение нового материала. ( 8 мин.)
Тема урока «Убранство русской избы».
Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с
настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы
обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе
искусство строения жилища. Искусство каждого народа начинается с архитектуры.
Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском
зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить,
творить, утверждать новое.
 Искусство каждого народа начинается с архитектуры.
Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском
зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить,
творить, утверждать новое.
Один из известных специалистов В.С. Воронов
писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда
сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на
индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества». 
Русская изба.
¾ Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?
¾ Чем является для русского человека дом (жилище)? ( небесной колесницей)
¾ Почему?
¾   Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних
сил, стремился создать свой мир, свой дом — добрый и уютный. И поэтому
неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах
вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.
¾ Как вы думаете, почему? (Потому что каждый хозяин дома старался , чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо»
Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов.
Фронтон избы — чело, передняя часть — лицо, окна — глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы. (показ слайдов).
Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу. Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.
Русская изба состояла из трех частей:
· верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная;
· конек – небесная колесница;
· сруб – с него начинали строить, это жизнь человека;
·        клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с
вареньем и соленьем (в северных районах нашей страны).
¾ Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек). (Беседа сопровождается демонстрацией слайдов).
¾ Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?
¾ Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?
Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела. (показ слайда). Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним- колеснице».
Оказывается, для русского человека образ коня на
крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился
солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.
Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.
Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини (показ слайда).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.
Доски — полотенца украшают спереди фронтон избы (демонстрация
слайда).
Символы солнца и земли на резных полотенцах
крестьянских изб.
Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.
¾ Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?
¾ Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.
Причелины — «хляби» изб (заклинательная орнаментика).
На окнах изб были наличники с вырезанными
цветами, травами или изображениями разных животных.
Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.
На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.
«Ты лучами к полям прикасалось,
Улыбалось веселым огнем,
Ты и кругом и ромбом казалось,
Представлялось ты даже конем»,
— писал поэт Б. Дубровин.
IV. Постановка творческой задачи. (19 мин)
— выполнить эскиз украшения фронтона дома-1
вариант
— выполнить эскиз декоративного оформления окна
(с резными наличниками-2 вариант)
— выполнить декоративного оформления окна с
отавнями-3 вариант
— выполнить эскиз декоративного убранства
переднего фасада дома (фронтона, красного окна, окон с резными элементами на
переднем фасаде дома) -4 вариант. 
 
— презентовать свой рисунок одноклассникам.
V. Педагогическое руководство творчеством учащихся.
VI. Подведение итогов. (2 мин.)
Сегодня мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.
И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ).
¾ Что нам удалось сегодня на уроке?
¾ Что не удалось и почему?
¾ Чему научился на уроке?
VIII. Анализ работ учащихся, выставление оценок. (2 мин).
Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.
Вопросы для рефлексии:
¾ Зачем люди украшают свои жилища?
¾ О чем может рассказать декор крестьянской избы?
¾    Назовите элементы избы.
Источники для подготовки к уроку:
¾ Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.
¾ М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983
¾ Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013
¾ Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского.5-8 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. – М. : Просвещение, 2015.
«Внутренний мир русской избы»презентация к уроку ИЗО 5 класс презентация, доклад, проект
Внутренний мир русской  избы
 Презентация к уроку 
по ИЗО в 5классе.
Составила учитель ИЗО 
МОУ «СОШ с.Сулак» 
Федулова Н.Я. 
Внутренний мир русской  избы
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом. В.Федотов
 
 
 В.Федотов
Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
Внутреннее убранство
В низенькой светелке с створчатым 
окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским  добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Л. Мей 
Потолок  связывался в народных представлениях с небом; 
матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе. 
Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.
 Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.
Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку.
Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.
 Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги. 
 
Подпол символизировал нижний, подземный мир.
Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром. 
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. 
Печь — кормилица
“Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.
 Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.
В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный — от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.
 Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.
 Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.
Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.
Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал  талантливый русский народ. 
 
Скачать презентацию
Темы творческих проектов по ИЗО 5 класс
Внимание! Мы также предлагаем ознакомиться и бесплатно скачать на этом сайте простенькую и красочную программу «Конструктор тел вращения».
Для учащихся 5 класса школы мы подготовили интересные темы проектов по ИЗО (рисованию), которые можно использовать также на внеурочных занятиях по рисованию, тем самым более углубленно изучить определенные области изобразительного искусства и самим прикоснуться к творчеству.
Школьник с консультацией педагога может выбрать для исследования наиболее интересную тему творческого проекта по рисованию (ИЗО) в 5 классе, при необходимости отредактировать ее или конкретизировать в зависимости от уровня знаний и умений и поставленной цели.
Учитель рисования при выборе темы индивидуальной проектной работы по ИЗО (рисованию) для учащегося 5 класса исходит из того, что тема должна быть понятна школьнику, а уровень умений и навыков ребенка позволяет выполнить данный проект.
Ниже представлены интересные темы проектов по ИЗО для учащихся 5 класса школы по фгос, которые посвящены аниме, батику, витражам, маскам, картинам великих художников, геральдике, декоративно-прикладному искусству, дизайну, аппликации, декору и народному искусству, нетрадиционным способам рисования и создания картин.
Интересные темы творческих проектов по изобразительному искусству для учащихся 5 класса:
 Аниме – искусство японской анимации.
Балл во дворце.
Батик – искусство росписи по ткани.
В крестьянской избе.
Веер как элемент бытовой культуры высшего общества.
Великие картины и открытия Леонардо да Винчи.
Венецианская маска.
Витраж.
Внутренний мир русской избы.
Геральдика. Семейный герб.
Гербы русских городов. Язык геральдики.
Героическая тема в произведениях русского искусства.
Глиняные игрушки.
Городецкая роспись. Роспись деревянной доски.
Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 
 
Декоративно – прикладное искусство. Роспись тарелки в технике гжель.
Декоративное искусство в современном мире. Батик, коллаж, аппликация, витраж.
Декоративные куклы. Отражение духовного мира мастера.
Дерево жизни.
Дизайн снежинок.
Дом как микрокосмос.
Древние корни народного искусства.
Древние образы в народном искусстве.
Дымковская игрушка. История художественного промысла.
Единство конструкции и декора в народном жилище.
Жанры в изобразительном искусстве.
Журнал мод Василисы Прекрасной.
Значение эмблематики в обществе (средневековье и современность).
Иллюстрация к моему любимому литературному произведению.
Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Интерьер крестьянского дома.
Искусство Византии.
Искусство украшения пасхального яйца.
Использование оригами в жизни человека.
Картина из шерсти «Рассвет».
Костюм как отражение эпохи.
Костюм разных социальных групп в разных странах.
Красота и выразительность пропорций человека. 
 
Кто такие ангелы.
Лебединое озеро.
Мечты Детства. Чудо-сказка своими руками.
Мир вокруг меня в разной технике изображения.
Мир глазами первобытного художника.
Моя матрёшка.
Музей — это мостик между прошлым и настоящим, поддерживающий связь времен.
Музей народных промыслов.
Музыкальная живопись и живописная музыка
На балу у Золушки.
Народное творчество Севера.
Народные праздничные обряды.
Народный костюм от древности до современности.
Нетрадиционные способы рисования – граттаж.
Нетрадиционные способы рисования – кляксография.
Нетрадиционные способы рисования – монотипия.
Нетрадиционные способы рисования – набрызг.
Нетрадиционные способы рисования – ниткография.
Нетрадиционные способы рисования – рисование пальчиками.
О чём рассказывают гербы и эмблемы.
Образ художественной культуры Японии.
 Памятники архитектуры- наследие предков.
Пирамиды — рукотворные горы.
Портрет человека. 
 
Преображение старой кружки.
Пространство и время. Многомерность мира.
Птица и конь – главные герои городецкой росписи.
Рентгенография, как эффективный метод изучения живописных полотен. Практическое применение рентгенографии.
Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции городецкой росписи.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Роспись матрешки.
Роспись пасхального сувенира.
Русская изба — символ России.
Русская матрёшка.
Русская  церковь
Рыцарские гербы Средневековья. Язык геральдики.
Связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Символика цвета в классической геральдике.
Сказки народов мира глазами пятиклассника.
Сказочная страна.
Современное выставочное искусство.
Создание герба своей школы.
Страна восходящего солнца. Японский костюм.
Суть декора — выявление роли людей, их отношения в обществе.
Сюжетная аппликация.
Техника рисования «набрызг». 
 
Традиционные промыслы России. Роль промысла в современном мире.
Украшение посуды.
Украшения Древнего Египта.
Художник в театре. Образы персонажей.
Цветоведение и колористика.
Чернофигурные вазы Древней Греции
Что одежда «говорит» о человеке.
Штрих в изобразительном искусстве.
Эпический и романтический пейзаж Европы.
Эскизы украшений —  декоративно-прикладного искусства Древней Греции.
Эстетическое оформление моей деревни.
Я выбираю жизнь.
Рекомендуем перейти к разделам:
Темы творческих проектов по рисованию
Творческие проекты по ИЗО для 5 класса
Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу Темы творческих проектов по ИЗО 5 класс:
<a href=»http://tvorcheskie-proekty.ru/node/638″ target=»_blank»>Темы проектов по рисованию 5 класс</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://tvorcheskie-proekty. ru/node/638]Темы исследовательских работ по ИЗО 5 класс[/URL]
 ru/node/638]Темы исследовательских работ по ИЗО 5 класс[/URL]
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Александр Пушкин | Биография, работы и наследие
Александр Пушкин
Смотреть все СМИ
- Год рождения:
- 6 июня 1799 г. Москва Россия
- Умер:
- 10 февраля 1837 г. (37 лет) Санкт-Петербург Россия
- Известные работы:
- «Борис Годунов» «Египетские ночи» «Евгений Онегин» «Моцарт и Сальери» «Руслан и Людмила» «Жених» «Медный всадник» «Фонтан Бахчисарая» «Цыгане» «Негр Петра Великого» «Кавказский пленник» «Пиковая дама» «Братья-разбойники» «Каменный гость» «Для моих друзей»
- Механизм/стиль:
- Романтизм Арзамасское общество
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
  Александр Пушкин  , полностью  Александр Сергеевич Пушкин  , (род. 26 мая [6 июня по новому стилю] 1799, Москва, Россия — умер 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург), русский поэт , романист, драматург и автор рассказов; его часто считают величайшим поэтом своей страны и основоположником современной русской литературы.
 26 мая [6 июня по новому стилю] 1799, Москва, Россия — умер 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург), русский поэт , романист, драматург и автор рассказов; его часто считают величайшим поэтом своей страны и основоположником современной русской литературы.
Первые годы
 Отец Пушкина происходил из старинного боярского рода; его мать была внучкой Абрама Ганнибала, который, согласно семейному преданию, был абиссинским князьком, купленным в рабство в Константинополе (Стамбуле) и усыновленным Петром Великим, соратником которого он стал. Пушкин увековечил его в неоконченном историческом романе  Арап Петра Великого  (1827;  Негр Петра Великого ). Как и многие аристократические семьи в начале 19в России, родители Пушкина восприняли французскую культуру, и он, его брат и сестра научились говорить и читать по-французски. Они были оставлены на попечение бабушки по материнской линии, которая рассказывала Александру, в частности, истории его предков на русском языке. От Арины Родионовны Яковлевой, своей старой няни, вольноотпущенной крепостной (увековеченной как няня Татьяны в  Евгений Онегин  ), он услышал русские народные сказки. Летом в подмосковном имении бабушки он разговаривал с крестьянами и проводил часы в одиночестве, живя в мире грез не по годам развитого, богатого воображением ребенка. Он много читал в отцовской библиотеке и черпал вдохновение от литературных гостей, которые приходили в дом.
 От Арины Родионовны Яковлевой, своей старой няни, вольноотпущенной крепостной (увековеченной как няня Татьяны в  Евгений Онегин  ), он услышал русские народные сказки. Летом в подмосковном имении бабушки он разговаривал с крестьянами и проводил часы в одиночестве, живя в мире грез не по годам развитого, богатого воображением ребенка. Он много читал в отцовской библиотеке и черпал вдохновение от литературных гостей, которые приходили в дом.
В 1811 году Пушкин поступил в только что основанный Императорский лицей в Царском Селе (позднее переименованный в Пушкина) и там начал свою литературную деятельность изданием (1814, в «Вестник Европы», «Вестник Европы») своего стихотворного послания «К Мой друг, Поэт». В своих ранних стихах он следовал стилю своих старших современников, поэтов-романтиков К.Н. Батюшков и В.А. Жуковского, французских поэтов XVII и XVIII веков, особенно виконта де Парни.
 В Лицее он также начал свое первое законченное крупное произведение, романтическую поэму  Руслан и Людмила  (1820;  Руслан и Людмила ), написанную в стиле повествовательных поэм Людовико Ариосто и Вольтера, но со старорусским постановка и использование русского фольклора. Руслан, созданный по образцу традиционного русского былинного героя, сталкивается с различными приключениями, прежде чем спасти свою невесту, Людмилу, дочь Владимира, великого князя Киевского, которую в брачную ночь похитил злой волшебник Черномор. Стихотворение игнорировало принятые правила и жанры и подверглось яростным нападкам со стороны обеих устоявшихся литературных школ того времени, классицизма и сентиментализма. Однако она принесла Пушкину славу, и Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью «Победившему ученику от побежденного мастера».
 Руслан, созданный по образцу традиционного русского былинного героя, сталкивается с различными приключениями, прежде чем спасти свою невесту, Людмилу, дочь Владимира, великого князя Киевского, которую в брачную ночь похитил злой волшебник Черномор. Стихотворение игнорировало принятые правила и жанры и подверглось яростным нападкам со стороны обеих устоявшихся литературных школ того времени, классицизма и сентиментализма. Однако она принесла Пушкину славу, и Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью «Победившему ученику от побежденного мастера».
Викторина «Британника»
Еще одна викторина по русской литературе
Кто написал «Мертвые души»? Какой персонаж является главным героем в «Преступлении и наказании»? Проверьте, что вы знаете о русской литературе, с помощью этого теста.
Санкт-Петербург
 В 1817 году Пушкин поступил в министерство иностранных дел в Санкт-Петербурге, где был избран в Арзамас, элитный литературный кружок, основанный друзьями его дяди. Пушкин также вступил в объединение «Зеленая лампа», которое, хотя и было основано (в 1818 году) для обсуждения литературы и истории, стало подпольным отделением тайного общества «Союз благоденствия». В своих политических стихах и эпиграммах, широко распространенных в рукописях, он сделал себя выразителем идей и чаяний тех, кто должен был принять участие в декабристском восстании 1825 года, неудачной кульминации русского революционного движения на его ранней стадии.
 Пушкин также вступил в объединение «Зеленая лампа», которое, хотя и было основано (в 1818 году) для обсуждения литературы и истории, стало подпольным отделением тайного общества «Союз благоденствия». В своих политических стихах и эпиграммах, широко распространенных в рукописях, он сделал себя выразителем идей и чаяний тех, кто должен был принять участие в декабристском восстании 1825 года, неудачной кульминации русского революционного движения на его ранней стадии.
Изгнание на юге
 За эти политические стихи Пушкин был выслан из Петербурга в мае 1820 года в отдаленную южную губернию. Направленный сначала в Екатеринослав (ныне Днепропетровск, Украина), он там заболел и, выздоравливая, путешествовал по Северному Кавказу, а затем в Крым с генералом Раевским, героем 1812 года, и его семьей. Полученные впечатления послужили материалом для его «южного цикла» романтических повествовательных стихотворений:  Кавказский пленник  (1820–21;  Кавказский пленник ),  Братья разбойники  (1821–22;  Братья-разбойники ), и  Бахчисарайский фонтан  (1823;  Бахчисарайский фонтан ).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Хотя этот цикл стихов подтвердил репутацию автора Руслана и Людмилы и Пушкина провозгласили ведущим русским поэтом того времени и лидером романтического, свободолюбивого поколения 1820-х годов, сам он не был доволен этим. В мае 1823 года он начал работу над своим центральным шедевром, романом в стихах 9.0045 Евгений Онегин (1833 г.), над которой он продолжал работать с перерывами до 1831 г. В ней он вернулся к идее изображения типичной фигуры своего времени, но в более широком контексте и с помощью новых художественных приемов и приемов.
  Евгений Онегин  разворачивает панорамную картину русской жизни. Герои, которых она изображает и увековечивает, — Онегин, разочарованный скептик; Ленский, романтик, свободолюбивый поэт; и Татьяна, героиня, глубоко любовное исследование русской женственности: «драгоценный идеал», по словам самого поэта, — типично русские и показаны в связи с социальными и экологическими силами, которые их формируют. Хотя формально произведение напоминает «9» лорда Байрона.0045 Дон Жуан,  Пушкин отказывается от субъективной, романтизированной трактовки Байрона в пользу объективного описания и показывает своего героя не в экзотическом окружении, а в сердцевине русского быта. Таким образом, действие начинается в Петербурге, продолжается в провинциальной усадьбе, затем переходит в Москву и, наконец, возвращается в Петербург.
 Хотя формально произведение напоминает «9» лорда Байрона.0045 Дон Жуан,  Пушкин отказывается от субъективной, романтизированной трактовки Байрона в пользу объективного описания и показывает своего героя не в экзотическом окружении, а в сердцевине русского быта. Таким образом, действие начинается в Петербурге, продолжается в провинциальной усадьбе, затем переходит в Москву и, наконец, возвращается в Петербург.
 Тем временем Пушкин был переведен сначала в Кишинев (1820–1823; ныне Кишинев, Молдова), а затем в Одессу (1823–24). Его горечь по поводу продолжающейся ссылки выражена в письмах к друзьям — первом из собрания переписки, ставшего выдающимся и непреходящим памятником русской прозы. В Кишиневе, отдаленном форпосте в Молдавии, он много времени уделял писательству, хотя и погрузился в жизнь общества, занятого любовными интригами, пьянством, азартными играми и насилием. В Одессе он страстно влюбился в жену своего начальника графа Воронцова, губернского генерал-губернатора. Он участвовал в нескольких дуэлях, и в конце концов граф потребовал его увольнения. Пушкин в письме к другу, перехваченном полицией, заявил, что теперь он берет «уроки чистого атеизма». Это, в конце концов, привело к тому, что его снова сослали в имение его матери Михайловское, под Псковом, на другом конце России.
 Он участвовал в нескольких дуэлях, и в конце концов граф потребовал его увольнения. Пушкин в письме к другу, перехваченном полицией, заявил, что теперь он берет «уроки чистого атеизма». Это, в конце концов, привело к тому, что его снова сослали в имение его матери Михайловское, под Псковом, на другом конце России.
На Михайловском
 Хотя два года в Михайловском были несчастливы для Пушкина, они должны были оказаться одним из самых продуктивных его периодов. В одиночестве и изоляции он приступил к тщательному изучению русской истории; он познакомился с крестьянами в поместье и заинтересовался записью сказок и песен. В этот период все более отчетливо проявляются специфически русские черты его поэзии. Его баллада «Жених» (1825; «Жених»), например, основана на мотивах русского фольклора; и его простой, стремительный стиль, совершенно отличный от блестящей экстравагантности  Руслан и Людмила  или романтическая, мелодичная музыка «южных» стихов, подчёркивает его суровую трагичность.
В 1824 г. он издал Цыганы ( Цыганы ), начатые ранее в рамках «южного цикла». В Михайловском тоже написал губернские главы Евгения Онегина; поэма Граф Нулин (1827; «Граф Нулин»), основанная на жизни сельского дворянства; и, наконец, одно из крупных его произведений, историческая трагедия Борис Годунов (1831).
 Последний знаменует собой разрыв с неоклассицизмом французского театра и построен на «народных принципах» пьес Уильяма Шекспира, особенно историй и трагедий, пьес, написанных «для народа» в самом широком смысле и потому универсальных по своей сути. обращаться. Написанная накануне восстания декабристов, она затрагивает животрепещущий вопрос об отношениях между господствующими классами во главе с царем и массами; именно нравственное и политическое значение последнего, «суда народа», подчеркивает Пушкин. Действие происходит в России в период политического и социального хаоса на пороге XVII века, его тема — трагическая вина и неумолимая судьба великого героя — Бориса Годунова, зятя Малюты Скуратова, фаворита Ивана I. Грозный, а здесь представлен как убийца маленького сына Ивана, Дмитрия. Развитие действия в двух планах, одном политико-историческом, а другом психологическом, виртуозно и поставлено на фоне бурных событий и беспощадных амбиций. Пьеса во многом обязана чтению Пушкиным ранних русских летописей и летописей, а также Шекспиру, который, по выражению Пушкина, был его мастером в смелой, свободной трактовке характеров, простоте и правдивости по отношению к природе. Хотя и лишенный повышенной поэтической страсти шекспировских трагедий,  Борис  отличается «убедительностью положения и естественностью диалога», к которой стремился Пушкин, то используя разговорную прозу, то пятистопный ямб большой гибкости. Тонко и сочувственно прорисован характер самозванца, Лжедмитрия; и сила народа, которая в конце концов возводит его на престол, так сильно подчеркивается, что публикация пьесы задерживалась цензурой. Умение Пушкина создать психологическое и драматургическое единство, несмотря на эпизодическое построение, усилить драматическое напряжение экономией языка, деталей и характеров, делает эту выдающуюся пьесу революционным событием в истории русской драматургии.
 Грозный, а здесь представлен как убийца маленького сына Ивана, Дмитрия. Развитие действия в двух планах, одном политико-историческом, а другом психологическом, виртуозно и поставлено на фоне бурных событий и беспощадных амбиций. Пьеса во многом обязана чтению Пушкиным ранних русских летописей и летописей, а также Шекспиру, который, по выражению Пушкина, был его мастером в смелой, свободной трактовке характеров, простоте и правдивости по отношению к природе. Хотя и лишенный повышенной поэтической страсти шекспировских трагедий,  Борис  отличается «убедительностью положения и естественностью диалога», к которой стремился Пушкин, то используя разговорную прозу, то пятистопный ямб большой гибкости. Тонко и сочувственно прорисован характер самозванца, Лжедмитрия; и сила народа, которая в конце концов возводит его на престол, так сильно подчеркивается, что публикация пьесы задерживалась цензурой. Умение Пушкина создать психологическое и драматургическое единство, несмотря на эпизодическое построение, усилить драматическое напряжение экономией языка, деталей и характеров, делает эту выдающуюся пьесу революционным событием в истории русской драматургии.
Белый дом подвергается проверке из-за задержки введения санкций против России
Вашингтон Си-Эн-Эн —
Высокопоставленные республиканцы в Сенате обещают выяснить, намеренно ли Белый дом откладывает введение новых санкций против Москвы, поскольку администрация Трампа на несколько недель превышает установленный Конгрессом крайний срок для выявления высокопоставленных российских чиновников, причастных к политическому кибервмешательству.
 «Мы собираемся это проверить», — заявил CNN в среду сенатор-республиканец Боб Коркер, председатель сенатского комитета по международным отношениям. «Я узнаю в ближайшие 24 часа. Я собираюсь поговорить с кем-нибудь по телефону и выяснить».
 «Я узнаю в ближайшие 24 часа. Я собираюсь поговорить с кем-нибудь по телефону и выяснить».
Сенатор Джон Маккейн, республиканец от штата Аризона, председатель сенатского комитета по вооруженным силам, заявил, что администрация действует «как если бы они действовали в одностороннем порядке».
«Мы должны делать то, что нам нужно, чтобы утвердить свою роль», — сказал он CNN.
Трамп отвергает критику со стороны Флаке и Коркера
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_B7C3984F-ADF1-63FB-CAF4-553868D7C6AE@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Коркер и Маккейн — одни из самых яростных критиков Трампа в Конгрессе.Белый дом подвергается резкой критике, поскольку крайний срок для введения новых санкций против России истек три с половиной недели назад. Представители администрации заявили в среду, что продолжается процесс проверки для выявления лиц, связанных с российскими службами обороны и разведки. Белый дом возложил ответственность за пропущенный срок на Госдеп.
Что Трамп сказал о Путине
01:27 — Источник: Си-Эн-Эн
 Задержка связана с тем, что Трамп готовится во второй раз встретиться лицом к лицу с президентом России Владимиром Путиным во время встречи на высшем уровне во Вьетнаме. Белый дом отказался сообщить, планируют ли двое мужчин провести официальные переговоры, когда они оба посетят встречу Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Дананге, но человек, близкий к администрации, сказал, что помощники Трампа работают над организацией двусторонней встречи между двумя странами. двух лидеров, хотя детали еще не окончательно определены.
 Белый дом отказался сообщить, планируют ли двое мужчин провести официальные переговоры, когда они оба посетят встречу Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Дананге, но человек, близкий к администрации, сказал, что помощники Трампа работают над организацией двусторонней встречи между двумя странами. двух лидеров, хотя детали еще не окончательно определены.
 Объявление о новом раунде санкций против России за ее кибервмешательство в прошлогодние президентские выборы перед переговорами с Путиным окажется провокацией. Путин отрицает причастность России к вмешательству в выборы, а Трамп, который действительно выразил обеспокоенность по поводу кибервторжения во время своей первой встречи с Путиным в июле, тем не менее назвал выводы разведывательного сообщества о том, что Москва работала над тем, чтобы склонить выборы в его пользу, «мистификацией». ”
 ”
Расследование России
Именно такое отношение летом побудило американских законодателей принять закон, требующий от Трампа введения новых санкций в отношении тех, кто причастен к кибер-деятельности России. Трамп неохотно подписал закон за закрытыми дверями, столкнувшись с большинством в Палате представителей и Сенате, не имеющим права вето. Но в заявлении о подписании он выразил конституционные возражения против попытки Конгресса повлиять на его внешнюю политику. А Белый дом выразил сомнения по поводу того, что закон может подорвать его усилия по улучшению отношений с Россией.
com/_components/paragraph/instances/paragraph_EE960D63-D928-01ED-8E62-552C6B805929@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> С тех пор администрация предприняла некоторые шаги для соблюдения закона, в том числе обновила существующий набор санкций Минфина в отношении России, связанных с ее вторжением в Украину. 29 сентября Белый дом передал полномочия по выявлению причастных к кибервторжению госсекретарю Рексу Тиллерсону и министру финансов Стиву Мнучину.Но администрация, как того требует закон, к началу октября «не издала постановлений или других указаний, определяющих лиц, которые входят в состав оборонного и разведывательного секторов правительства или действуют в их интересах или от их имени». Российская Федерация.»
 Ни Госдепартамент, ни Белый дом не смогли сказать, когда завершится оценка, которая по закону должна была быть завершена к 1 октября, заявив лишь, что об этом будет объявлено «скоро».
Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс настаивала на том, что администрация «по-прежнему привержена привлечению России к ответственности — и действует на различных фронтах», ссылаясь на действия по противодействию действиям России в Сирии и недавние комментарии постпреда США в ООН Никки Хейли, осуждающие поддержку Москвой Сирийский диктатор Башар аль-Асад.
Однако в частном порядке официальные лица Белого дома обвинили в задержке Государственный департамент, выразив разочарование по поводу процесса, который привел к срыву сроков.
 «Никакой преднамеренной задержки нет», — сказал один из чиновников, добавив, что меморандум о начале введения санкций уже должен был быть подготовлен и распространен.
Во вторник представитель Госдепартамента Хизер Науэрт заявила, что агентство «работает над завершением этого процесса».
«Насколько я понимаю — и я не работаю над этим сам — но наши люди, которые над этим работают, говорят мне, что это довольно сложно, что это может занять некоторое время», — сказал Науэрт.
 Задержка вызвала обеспокоенность как у республиканцев, так и у демократов, которые обеспокоены тем, что администрация замедляет процесс, о котором Трамп уже высказывал опасения, когда обсуждался летом.
Сенатор США Линдси Грэм выступает перед журналистами после закрытого брифинга 18 мая 2017 года на Капитолийском холме в Вашингтоне, округ Колумбия. Розенштейн принял участие в закрытом брифинге для сенаторов, чтобы обсудить отставку бывшего директора ФБР Джеймса Коми.
Тасос Катоподис / Getty ImagesГрэм — Трампу: «Идите за Россией, потому что они идут за нами»
«Они могут говорить все, что хотят. Но они должны подчиняться закону. Закон — это то, что Конституция говорит, что мы должны подчиняться», — сказал Маккейн, предполагая, что его коллегия по вооруженным силам имеет право налагать собственное наказание за поведение России в киберпространстве.
 Его коллега-демократ, сенатор Бен Кардин, сказал, что он еще не получил официального ответа на письмо, которое он и Маккейн написали в администрацию в конце прошлого месяца, настаивая на всеобъемлющем плане реализации санкций, требуемых законом. Кардин сказал, что встреча с Тиллерсоном в начале октября для обсуждения этого вопроса дала мало ответов, и с тех пор он ничего не слышал от Государственного департамента.
 Кардин сказал, что встреча с Тиллерсоном в начале октября для обсуждения этого вопроса дала мало ответов, и с тех пор он ничего не слышал от Государственного департамента.
— Я обеспокоен, — сказал Кардин.
«Во-первых, отношения между различными агентствами и Белым домом неясны. Мы видели, как приняты предполагаемые решения, но они не выполняются», — сказал он. «Они уже сорвали сроки. Мы рассмотрим другие варианты».
 Человек, знакомый с встречей Кардина с Тиллерсоном 11 октября, сказал, что высокопоставленный дипломат заверил его, что Государственный департамент работает над руководством и что администрация не намерена уклоняться от своих обязанностей в соответствии с законом для проведения проверки.
Ману Раджу из CNN, Элизабет Ландерс, Джим Акоста и Николь Гауэтт внесли свой вклад в этот отчет
Я выросла там же, где и Лиз Трасс, ходила в ту же школу. Она не говорит тебе правду | Мартин Пенгелли
Лиз Трасс может отставать от Пенни Мордаунт и Риши Сунака в гонке за лидерство от консерваторов, но как «постоянный кандидат» на место Бориса Джонсона у нее есть крайне правая база, которой можно угодить. С этой целью она решила повторить старые нападения на свой дом и свою старую школу. Она жила и ходила в школу в Раундхей, зеленом пригороде Лидса. Я немного знаю об этом — я вырос там в то же время. Я тоже ходил в эту школу.
 Трасс утверждает, что вырос в кресле «красной стены». Это не просто сознательный анахронизм, это прямая неправда. Северо-восточный Лидс, округ, в котором расположены и школа Раундхей, и высокие каменные дома, в которых мы с Трассом выросли, был консервативным с 1955 по 1997 год — к тому времени Трасс окончил Оксфорд.
Но я думаю, что утверждения Трасс о ее школе и школьном образовании, которые привели ее в Мертонский колледж для изучения философии, политики и экономики, являются более серьезным вопросом. Школа Roundhay — это общеобразовательная школа совместного обучения. Я поехал туда в 13 лет. Он вырос и включает основной кампус, но все еще находится среди огромных зеленых океанов полей, предназначенных для футбола, регби и хоккея. Его здания, возведенные сто лет назад, величественны. Если бы Трасс сказал, что когда мы были там в начале 1990-х, те здания были запущены и разваливались, она была бы права.
Но сделать это значило бы привлечь внимание к тому факту, что, когда мы были в Раундхее, консерваторы контролировали политику и расходы в области образования, а когда школа была восстановлена, это сделали лейбористы. Такую же историю рассказывает и история официального рейтинга школы: от «удовлетворительно» при консерваторах до «отлично» при лейбористах.
 Все-таки сейчас не 1992, не 2002 и даже не 2012 год. Это 2022 год, когда кандидатов в лидеры Консервативной партии Бориса Джонсона правда, похоже, не беспокоит. Трасс покинул Раундхей в 1993. Я ушел в 1996 году. Проще говоря, нас обоих хорошо учили одни и те же хорошие учителя, от работы которых я получал пользу каждый божий день с тех пор, как покинул школу — как, я уверен, и Трасс тоже. Тем не менее в декабре 2020 года Трасс сказал: «Хотя нас учили расизму и сексизму, слишком мало времени было потрачено на то, чтобы убедиться, что все умеют читать и писать».
 Это 2022 год, когда кандидатов в лидеры Консервативной партии Бориса Джонсона правда, похоже, не беспокоит. Трасс покинул Раундхей в 1993. Я ушел в 1996 году. Проще говоря, нас обоих хорошо учили одни и те же хорошие учителя, от работы которых я получал пользу каждый божий день с тех пор, как покинул школу — как, я уверен, и Трасс тоже. Тем не менее в декабре 2020 года Трасс сказал: «Хотя нас учили расизму и сексизму, слишком мало времени было потрачено на то, чтобы убедиться, что все умеют читать и писать».
Это смешно. Нас не «учили расизму и сексизму», за исключением основ. Нас учили по национальной программе. Насколько я помню, периоды PSE — личного и социального образования — в основном проводились, наверстывая упущенное по другим предметам или болтая с учителем.
 В школе наверняка были проблемы с расизмом и сексизмом. В какой школе нет? Раундхей сидит на холме. Поднимитесь на этот холм, и вы увидите высокие каменные дома, крикетный клуб, огромный городской парк — привилегированный, в основном белый район, где мы с Трассом выросли. Спуститесь с холма, и вскоре вы окажетесь в Хэйрхиллз, Гиптоне и Чепелтауне: гораздо менее привилегированных, гораздо менее белых. Иногда возникали трения или столкновения между детьми с гор или с гор, между черными, коричневыми или белыми детьми или между детьми внутри любой группы. Большую часть времени не было. Школьная команда по регби, за которую я играл, была очень смешанной, и все работали друг на друга.
 Спуститесь с холма, и вскоре вы окажетесь в Хэйрхиллз, Гиптоне и Чепелтауне: гораздо менее привилегированных, гораздо менее белых. Иногда возникали трения или столкновения между детьми с гор или с гор, между черными, коричневыми или белыми детьми или между детьми внутри любой группы. Большую часть времени не было. Школьная команда по регби, за которую я играл, была очень смешанной, и все работали друг на друга.
На этой неделе, представляя предложенную экономическую политику, Трасс удвоила внимание к школе Раундхей, где она, по-видимому, увидела «детей, которые потерпели неудачу и были разочарованы низкими ожиданиями». Возможно, так оно и было. Но, возможно, она увидела бы, как дети не справляются или их подводят, где бы она ни ходила в школу: в городе или в деревне, в штате или в частном, удовлетворительном или выдающемся. Возможно, она выборочно использует свое воспитание и небрежно очерняет школу и воспитавших ее учителей ради простой политической выгоды.
 Очевидно, я в ярости. Как и другие выпускники Раундхей. Вот некоторые из их мыслей. Друг моего курса, который тоже пошел в политику, говорит: «Это бред. В той мере, в какой мы были «подведены», это было связано с тем, что мы учились в здании в таком аварийном состоянии, что вы могли просунуть пальцы в оконные рамы. Проблема заключалась в финансировании, а не в низких ожиданиях».
 Как и другие выпускники Раундхей. Вот некоторые из их мыслей. Друг моего курса, который тоже пошел в политику, говорит: «Это бред. В той мере, в какой мы были «подведены», это было связано с тем, что мы учились в здании в таком аварийном состоянии, что вы могли просунуть пальцы в оконные рамы. Проблема заключалась в финансировании, а не в низких ожиданиях».
Другой друг, который, как и Трасс, получил образование в Раундхей, что помогло выиграть место в Оксбридже, добавил: «Она добралась до Оксфорда — если люди все еще думают, что это чего-то стоит — и претендует на звание худшего премьер-министра в мире. нет 2. Так насколько все могло быть плохо?»
 «По сути, Трасс — это человек с огромным чипом на плече, который не может понять, к какому племени он принадлежит», — сказал другой друг, на год младше меня. «Раньше она описывала себя как выросшую в «Йоркшире» (окружные ярмарки, вересковая пустошь, Джефф Бойкот), чтобы выслужиться перед сельским высшим средним классом, частью которого она хочет быть в Норфолке.