урок для 5 класса «Окно русской избы» | План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме:
5 класс.
Тема: Народные промыслы России, их истоки и современное развитие. Резьба по дереву.
Цель:1.Образовательная: познакомить с приемами резьбы по дереву в традициях народных промыслов Подмосковья. Учащиеся должны знать, что резьба по дереву — это хранительница древнейших образов русского народного искусства. Понимать условность и образность языка орнамента .Знать основные мотивы крестьянской резьбы по дереву.
2.Воспитательная: воспитывать у учащихся любовь к русскому народному искусству через понимание его роли в повседневной жизни, через понимание его символов и закономерностей. Патриотическое воспитание на основе введения краеведческого материала.
3.Развивающая: формировать навыки коллективной работы, умение составлять композицию, помочь учащимся осознать свои творческие возможности. Уметь выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство формы и декора; уметь выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства; создавать эскиз в традициях русских мастеров.
Тип урока: коллективная работа.
Технология : групповая
Оформление доски (зрительный ряд):
— подборка фотографий по оформлению окон русской народной избы в старой исторической части г.Подольска;
-чертеж окна с наличниками на доске;
-основные понятия и термины урока (резьба по дереву, домовая резьба, глухая и пропильная резьба, абрамцево-кудринская резьба, богородская резьба)
-образцы работ.
ТСО: видеофильм «Русская народная резьба 19-20в.» (фрагмент).
Виды деятельности: конструктивная и декоративная.
изготовить декорацию для школьного спектакля — окно русской избы.
1.Организационный момент
УЧЕНИКИ : При входе в класс вытягивают квадраты разного цвета и садятся за соответствующие столы.
УЧИТЕЛЬ. наша цель — сделать одну из декораций к школьному новогоднему празднику – оформить окно русской избы. Работа одна, выполнять ее мы будем все вместе, поэтому наш сегодняшний девиз — : «один за всех, и все за одного!» Я разделила вас на 5 групп . 2гр. будут выполнять боковые наличники, 1 – верхние и 1 – нижние.5группа(2 человека) будут делать фон для работы: красить стену дома вокруг будущего окна. Достаньте карандаш, стерку, дневник .Необходимые для работы материалы лежат перед вами.
2.Актуализация опорных знаний.
Окна считались особым местом в русской избе. Почему?
УЧЕНИКИ : -Это глаза дома, его связь с внешним миром.
УЧИТЕЛЬ: -Давайте рассмотрим окна домов исторической части г. Подольска (фотографии окон были заранее сделаны учениками и загружены в компьютер для проецирования).
УЧЕНИКИ : -Наличники дома оформлялись особенно пышно .Верхнюю часть украшали солярные знаки, птицы, по бокам они переходили в растительный узор , символы земли, а нижнюю часть украшали символы подземного мира.
УЧИТЕЛЬ: — Красивые наличники берегли как реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества. Посмотрите на доску: какой тип орнамента вы здесь видите?
УЧЕНИКИ: бывает орнамент сетчатый, ленточный и замкнутый, здесь –замкнутый.
УЧИТЕЛЬ: — С помощью каких материалов, приготовленных к уроку можно изобразить резьбу по дереву?
УЧЕНИКИ вспоминают технологию работы с гофрокартоном.
3.Формирование новых знаний.
УЧИТЕЛЬ: обратите внимание на резьбу — она бывает глухой и пропильной. Глухая резьба рельефная, долбленая, а пропильная прорезается насквозь, она характерна для современного стиля оформления деревянного жилища (взгляните на пособие на доске).
ДОКЛАД УЧЕНИКА: «Рядом с Сергиевым посадом под Москвой есть станция Абрамцево, там находится один из современных центров резьбы по дереву, а основателем первого кружка и артели был С.И. Мамонтов в1870 году. Он обладал чутьем на таланты ,в Абрамцево собирались и работали Репин, Васнецов, Серов , Врубель, Левитан. На доске вы видите изделия абрамцево-кудринских мастеров.
УЧИТЕЛЬ: — А теперь для закрепления материала посмотрим фрагмент фильма о русской народной резьбе .
4.Продолжение формирования новых знаний , практическая работа.
Бригада № 1-приступите к раскрашиванию ватмана в цвет стены деревенского деревянного дома.
Бригады № 2,3,4,5 – 2 человека из каждой бригады начните вырезать полоски из гофрированного картона.
Чтобы окно получилось красивым, нужно знать его размеры и сделать боковые наличники одинаковыми, для этого нужно выбрать единицу измерения из того что лежит перед вами.(карандаш, стерка, листы бумаги , ножницы…)
УЧЕНИКИ: край альбомного листа.
УЧИТЕЛЬ: давайте за единицу измерения примем короткую сторону листа, и чтобы боковые наличники вышли одного размера, получим квадрат. Он будет нашей основой для дальнейших построений.
УЧЕНИКИ : вырезают базовые детали.
УЧИТЕЛЬ: представляет чертеж на доске.
На наличниках должен повториться не только размер, но и узор (обращается к наглядному материалу), а для этого мы будем его не рисовать, а складывать.
У нас получился один из самых древних символов народного искусства- ромб, что он означает?
УЧЕНИКИ: дождь, распаханную землю
УЧИТЕЛЬ: БРИГАДА №4-приклеивайте полоски к диагоналям. У вас самая узкая часть окна, не забудьте украсить ее символами подземного мира, можете добавить понизи.
Бригада№3- у вас верхняя часть наличников, не забудьте про рисунок птицы или солярного знака.
БРИГАДА № 1,2-давайте превратим резьбу на квадратах №1 и 3 в пропильную. Не выбрасывайте обрезки, они могут пригодиться.
Чтобы вырезы у вас получились симметричные, образуйте временные пары для работы.
5.анализ работ:
Отдельные квадраты собираются (приклеиваются) в коллективную работу.
Оценивается качество работы и взаимопомощь в команде. Учитель задает вопрос: -сработал ли наш сегодняшний девиз? Удалось ли нам помочь начальным классам (выполнена ли цель урока?) Что нового вы узнали сегодня ,какие виды резьбы изучили?
УЧЕНИКИ: ставят себе оценку в дневник и учитель расписывается.
6.Задание: сбор материала по теме «Гжель» (опережающее задание). Записывают в дневник.
Внутренность избы рисунок (47 фото) » Рисунки для срисовки и не только
Эскиз интерьера русской избы
Скачать
Изба внутри рисунок
Скачать
Внутренний мир русской избы
Скачать
Изображение внутреннего убранства русской избы
Скачать
Интерьер русской избы в перспективе
Скачать
Внутриниймир русской избы
Скачать
Русская изба убранство русской избы рисунки
Скачать
Внутренний мир русской избы
Скачать
Интерьер русской избы карандашом
Скачать
Красный угол в русской избе рисунки 5 класс
Скачать
Рисование интерьера русской избы
Скачать
Убранство русской избы изо
Скачать
Интерьер русской избы в перспективе
Скачать
Внутренний мир русской избы
Скачать
Убранство русской избы 5 класс
Скачать
Интерьер древнерусской избы рисунки
Скачать
Изба изнутри рисунок
Внутреннее убранство русской избы 5 класс
Скачать
Интерьер русской избы рисунки
Скачать
Внутренний мир русской избы 5кл
Скачать
Внутренний мир русские изби
Скачать
Убранство русской избы рисунки
Скачать
Эскиз убранства русской избы
Скачать
Рисование интерьера русской избы
Скачать
Внутреннее убранство русской избы
Скачать
Рисование интерьера русской избы
Скачать
Бабий Кут в русской избе
Скачать
Карл Иванович Кольман интерьер русской избы
Скачать
Мордовская изба внутри Эрзянь
Скачать
Внутренний мир русской избы
Скачать
Интерьер русской избы карандашом
Скачать
Русская изба внутри рисунок
Рисунок на тему красный угол в избе
Скачать
Декор и убранство русской избы
Интерьер русской избы рисунки
Скачать
Эскиз убранства русской избы
Скачать
Русская изба внутри рисунок с печкой с печкой 5 класс
Скачать
Внутреннее убранство избы. «Русская печь».
Скачать
Изба внутри раскраска
Скачать
Эскиз интерьера русской избы
В.М.Максимов — Крестьянская изба 1869
Скачать
Русская изба внутри убранство
Скачать
Эскиз внутреннего убранства русской избы
Скачать
Детские рисование дом внутри избы
Скачать
Интерьер русской избы в перспективе
Скачать
Внутренний мир русской избы
Русская художественная галерея пересмотрит продажи алкоголя после нападения на шедевр после того, как мужчина напал на шедевр с металлическим столбом, выпив там водки.
Инцидент в Государственной Третьяковской галерее в Москве в пятницу нанес серьезный ущерб одной из самых известных картин страны, на которой изображен царь Иван Грозный, баюкающий своего умирающего сына в 1581 году, и поднял неудобные вопросы о том, как Россия защищает свои исторические и культурные артефакты.
Поврежденная картина была написана известным русским реалистом Ильей Репиным в 1885 году и была названа кураторами в понедельник шедевром того же уровня, что и Мона Лиза.
На видео МВД 37-летний мужчина по имени Игорь Подпорин рассказал, как он опрокинул 100 граммов водки в кафе при галерее, «захмелел», а затем несколько раз ударил металлическим шестом по полотну. раз.
Зельфира Трегулова, директор Третьяковки, заявила, что хочет прекратить продажу алкоголя на территории галереи и будет вести переговоры с арендаторами кафе и ресторана на территории галереи.
«Как мы теперь поняли, в кафе были маленькие бутылочки с вином или коньяком. Мы собираемся поговорить с кафе и попросить их убрать их», — сказала она на пресс-конференции.
Было бы сложнее убедить отдельный ресторан, доступный как из галереи, так и с улицы, прекратить продажу алкоголя, сказала она.
Слайд-шоу ( 5 изображений )«Происшествие было ужасным и пугающим и говорит об агрессии, которая царит в обществе», — сказала Трегулова, посетовав на то, что люди все чаще не могут отличить произведения искусства от документирования исторических фактов.
Заместитель министра культуры Владимир Аристархов заявил, что срок тюремного заключения за такие нападения должен быть резко увеличен с текущего трехлетнего максимума, сообщил, что в российских музеях не хватает около 1000 охранников, и призвал нападавшего пример.
Куратор Третьякова Татьяна Городкова сообщила журналистам, что Подпорин во время нападения что-то кричал о том, что Иван Грозный не убивал его сына. На картине изображен Иван, баюкающий своего сына после того, как нанес ему смертельный удар.
Некоторые российские историки и националисты оспаривают версию о том, что Иван убил своего сына.
Картина, которая после реставрации будет защищена пуленепробиваемым футляром, никогда не оценивалась, поскольку никогда не отдавалась в аренду, но другая работа Репина была продана в 2011 году более чем за 7 миллионов долларов.
Картина подверглась нападению в 1913 г., что побудило тогдашнего куратора галереи покончить жизнь самоубийством.
На вопрос, берет ли она на себя ответственность за последнее нападение, Трегулова, директор галереи, язвительно заметила, что не будет сводить счеты с жизнью, и сказала, что инцидент было трудно остановить.
«Ничего сделать не удалось. Это был вопрос нескольких секунд», — сказала она, добавив, что галерея, тем не менее, планирует проверить безопасность.
Редактирование Эндрю Роша
Гонка за спасение сакрального искусства Украины | Искусство и культура
Джошуа Хаммер
Соавтор
Я отправился в Украину холодным ясным мартовским утром, через четыре недели после российского вторжения. Такси пронесло меня в 150 милях к востоку от Кракова, Польша, в сторону приграничного города Будомеж, мимо колонны грузовиков без номерных знаков, которые, как сказал мне мой водитель, почти наверняка везли оружие на фронт. Затем я перешел границу пешком. Меня ждал украинский переводчик. Во время 70-минутной поездки во Львов, крупнейший город западной Украины, мы проезжали блокпосты с мешками с песком и плакаты с надписями «Не убегайте, защищайте Украину» и «Русские, идите на х**».
Львов, жемчужина мощеных улочек, дворцов и площадей эпохи Габсбургов и средневековых церквей, обладал налетом спокойствия. В нефе Петропавловской гарнизонной церкви в стиле барокко — ныне частом месте военных похорон солдат, погибших в боях против России, — трое рабочих, балансируя на строительных лесах, завернули огнеупорным покрывалом ангела XVIII века. Когда я прогуливался рядом с мэрией на средневековой площади Рынок, предвечерний гомон уличных музыкантов и завсегдатаев кафе был разбит сиреной воздушной тревоги. Он звучал из громкоговорителей, установленных на четырехэтажной башне с часами, заставляя пешеходов бежать в укрытия. Другие сделали ставку на то, что русские не нацелятся на центр города, и проигнорировали предупреждение. В этот день нападения не было.
Национальный музей Андрея Шептицкого во Львове закрыт с первого дня войны. Но у бокового входа в роскошную бывшую виллу времен Австро-Венгерской империи я встретил Игоря Кожана, директора музея. Невысокий плотный мужчина лет под шестьдесят, с добродушным лицом и пучками каштановых волос, торчащими по бокам его макушки, Кожан повел меня вверх по мраморной лестнице в пустынном атриуме музея. Мы прошли через арочный дверной проем, окруженный коринфскими колоннами, и вошли в выставочный зал, который был обнажен догола. «Эта комната была заполнена религиозными иконами», — сказал он мне, указывая на ряды белых витрин с климат-контролем, в которых не было ничего, кроме латунных креплений.
Утром 24 февраля Кожан проснулся от новостей о вторжении русских. «Все западные страны заявляли, что войска собираются, но наше правительство настаивало на том, что ничего не произойдет», — сказал он мне, пока мы шли по одной пустой галерее за другой.
Его первым решением, трудным, было немедленное закрытие музея. Два года пандемии были тяжелым испытанием для сотрудников, и, когда ситуация постепенно нормализовалась, они были заняты планированием выставки львовского художника-модерниста Олексы Новаковского, приуроченной к 150-летию со дня его рождения. Теперь этот проект был свернут. Вместо этого Кожан и его сотрудники встретились, чтобы сформулировать стратегию защиты 1800 экспонатов музея — современного украинского искусства, иллюминированных рукописей и священных икон за 800 лет.
Особую тревогу Кожана вызывала гордость коллекции, которую многие ученые считают величайшим образцом религиозного искусства эпохи барокко в Центральной Европе: Богородчанский иконостас. На протяжении более двух столетий он был вовлечен в вторжения, конфликты и изменение границ региона. На протяжении многих лет огромный искусно сделанный деревянный алтарь был спешно разобран и перевезен в безопасное место, заявлен как военная добыча, выброшен в сторону и оставлен гнить. В конце концов, девятью годами ранее он обосновался в собственной галерее в Национальном музее.Теперь ему снова угрожали.
Даже в жанре, известном своей ослепительной роскошью, Богородчанский иконостас стоит особняком. Созданный между 1698 и 1705 годами галицким монахом и художником Йовом Кондзелевичем и командой из не менее 20 мастеров, иконостас представляет собой стену высотой 42 фута и шириной 36 футов с позолоченными иконами и другими религиозными сценами, установленными в изысканно богато украшенном деревянном рамы и увенчаны огромным золотым изображением Распятия. Иван Тыктор, украинский издатель и общественный деятель во Львове, назвал его «вершиной украинского искусства». Первоначально иконостас висел внутри деревянной церкви Манявского православного монастыря в предгорьях Карпат, на территории тогдашней Польской Галиции. Но в 1782 году, через десять лет после аннексии региона Австро-Венгрией, император Габсбургов Иосиф II приказал закрыть монастыри по всей империи, назвав их «источниками суеверий», и присвоил их земли. Три года спустя община Богородчан, что в 16 милях к северу, заплатила за гигантский запрестольный образ около 12 долларов. Его перенесли в городскую украинскую греко-католическую церковь Святой Троицы, принадлежащую к византийской ветви католицизма, где она провисела в безвестности более века. «Если бы такая древность была во Франции, там каждый ребенок знал бы о таком драгоценном памятнике, а все образованные люди способствовали бы его поддержанию», — писал изумленный Виктор Тиссо, швейцарско-французский журналист, посетивший Богородчаны в конце XIX века.
век. Богородичное панно Богородчанского иконостаса. Художник Йов Кондзелевич (1667-1740) прославился тем, что внес большую реалистичность в восточное религиозное искусство. Николай Сварник Царские врата запрестольного образа, окрашенные в традиционные для украинского сакрального искусства синий, красный и зеленый цвета, сочетали искусную резьбу по дереву с росписью икон в нескольких стилях. Кася Стрек Кондзелевич был также известен тем, что переплетал влияния барокко, очевидные здесь в сильно задрапированных одеждах Христа Спасителя, с традиционной восточной иконографией. Кася СтрекСреди хаоса и насилия рота австро-венгерских войск, рискуя жизнью, спасла малоизвестную религиозную икону. Въехав в Богородчаны, в опасной близости от линии фронта, «солдаты стали разбирать иконостас и упаковывать его — к радостному удивлению жителей, [проснувшихся] ото сна, они стали толпиться на улицах», — писал один из очевидцев. Солдаты с помощью местных жителей за одну ночь разобрали иконостас, погрузили десятки деталей на грузовики и перевезли их в музей в Вене.
«Если бы во Франции была такая древность, каждый ребенок знал бы о таком драгоценном памятнике…»
Большую часть прошлого века Богородчанский иконостас если и видели, то лишь фрагментарно. После поражения в Первой мировой войне Австро-Венгрия передала иконостас Польше, и он висел в Королевском замке в Варшаве. В 1924 году Андрей Шептицкий, лидер местной греко-католической церкви и украинский националист, проживающий во Львове, купил иконостас за сумму, эквивалентную 4000 долларов. Части огромного шедевра он выставил в музее украинской иконографии, основанном им на львовской улице Драгоманова и известном сначала как Львовский духовный музей, а затем переименованном в Национальный музей Андрея Шептицкого во Львове.
Тем не менее, испытания картины не закончились. В 1939 году Советский Союз оккупировал этот регион и удерживал его до вторжения нацистов два года спустя. В 1944 году, ближе к концу Второй мировой войны, Советы снова захватили контроль над регионом, объединив части Галиции с современной восточной Украиной, что значительно увеличило размер Украинской Советской Социалистической Республики.
Объявив войну религии, сталинские комиссары закрыли церкви, уничтожили иконы и разобрали Богородчанский иконостас. Они повесили одну из 50 панелей работы в фольклорном музее, а остальные спрятали в закрытом львовском Армянском соборе 14-го века. И так оно и оставалось, пылясь, до распада Советского Союза. Чиновники работают над защитой произведений искусства внутри львовского Петропавловского гарнизонного храма. Некоторые скульптуры, которые нельзя было убрать, были закрыты на месте. Кася СтрекПосле обретения Украиной независимости, в 1991 году, шедевр был заново собран, отреставрирован и, наконец, выставлен на всеобщее обозрение в Национальном музее Андрея Шептицкого во Львове в 2013 году. Год спустя войска Владимира Путина захватили Крым и разожгли восстание на востоке Украины в Донбассе. регионе, закладывая семена для полномасштабного вторжения в этом году.
Национальная идентичность Украины все еще развивается. Украиноязычный регион, когда-то известный как Галиция на западе, с его давними связями с Австрией, Польшей и Центральной Европой, развил культуру, отличную от остальной части страны, которой правила Императорская Россия с 18 века до начало 20 века. Тем не менее, многие люди, которых я встречал на Украине, ссылаются на общее происхождение от Киевской Руси, свободной федерации в Северной и Восточной Европе, основанной дворянином девятого века Олегом Новгородом с центром в Киеве. Другие описывают общий опыт давних вторжений и завоеваний от хазар до монголов. Украинский язык и Украинская православная церковь тоже породили родственную душу, хотя русскоязычные составляют большинство к востоку от Киева и Днепра. Страдания Украины при Иосифе Сталине, в том числе насильственный голод, унесший жизни более трех миллионов украинцев, а также эксперимент Украины с демократией в 21 веке и насильственное вмешательство Владимира Путина с 2014 года, укрепили чувство национальной солидарности.
Похороны украинского солдата у Петропавловской гарнизонной церкви. Солдат Федорчик Игорь Владимирович, убитый под Херсоном, был львовянином. Кася Стрек Солдат в церкви после похорон Владимировича. Церковь, построенная в начале 17 века, была закрыта советской властью в 1940-х годах. Его не реставрировали и не открывали до 2011 года. Кася СтрекЕще одна вещь, которая связывает Восток и Запад, — это искусство, особенно сейчас, когда украинцы полны решимости защитить свое культурное наследие от уничтожения российскими войсками.
Чиновники во Львове координируют спасательную операцию, которая распространяется по всей стране. В конце февраля Ольга Гончар, директор львовского музея, документирующего зверства сталинской эпохи, вместе с коллегой запустила Музейный кризисный центр, чтобы поддержать своих коллег по всей Украине. Когда в марте я встретился с Гончаром, центр уже перевел 15 000 евро 280 сотрудникам музеев в районах, подвергшихся наиболее ожесточенным нападениям — Чернигове, Харькове, Сумах и «независимых» поддерживаемых Россией Луганской и Донецкой областях. Деньги предназначались для обеспечения едой и другими предметами первой необходимости рабочих, которые пытались сохранить коллекции.
Музыканты играют традиционную украинскую музыку перед Успенским собором в центре Львова. Кася Стрек Скульптуры на львовской площади Рынок и вокруг мэрии первыми засыпали, когда началось полномасштабное вторжение. Кася Стрек Волонтеры из Украины и Польши покрывают средневековый деревянный крест во дворе Армянского собора XIV века во Львове. Кася Стрек В Петропавловском гарнизонном храме во Львове большинство скульптур и картин, которые можно было переместить, были вывезены в безопасное место в первые дни вторжения. Алтарные скульптуры, которые нельзя было убрать, были накрыты. Кася СтрекЛилия Онищенко-Швец, директор Львовского управления культурного наследия, инициировала онлайн-банк данных, который позволяет директорам музеев по всей Украине сообщать о военном ущербе и определять свои потребности. Она договорилась с Польшей о поставке тысяч огнетушителей и несгораемых одеял; она раздавала их церквям Львовской области или области. «У нас 2000 деревянных церквей, многие из которых внесены в список наследия ЮНЕСКО, — сказала она мне. Все считаются очень уязвимыми.
Игорь Кожан тем временем сосредоточился на самой известной работе Национального музея.
Художник, создавший Богородчанский иконостас, Йов Кондзелевич, родился в 1667 году в Жовкве, центре живописи и резьбы по дереву, расположенном в 20 верстах к северу от Львова. В 19 лет Кондзелевич ушел из дома и ушел в монастырь на соседней Волыни, где, как предполагают эксперты, его украинская идентичность начала закрепляться. «В те времена одним из важнейших способов самоидентификации была церковь», — сказал мне Тарас Откович, искусствовед и историк из Львова, написавший докторскую диссертацию о Богородчанском иконостасе. «Он был украинским православным, и это отделяло его от поляков и русских».
Подробно о его жизни известно немного, но считается, что Кондзелевич попал под опеку великого барочного иконописца Ивана Рутковича, который держал мастерскую в Жолкве и чей шедевр, Жовквский иконостас, также висел в Национальном Музей во Львове пока его не убрали в начале этого года. В 1698 году Кондзелевич получил комиссию от Манявского скита, или монастыря, в котором было 200 монахов и который контролировал более 500 других монастырей в Галиции. Кондзелевич собрал 20 плотников, столяров, золотых дел мастеров и других ремесленников и организовал мастерскую в Карпатском отступлении. Он оставался там со своей командой в течение семи лет.
Они создали обширную таблицу из 50 панелей разного размера, расположенных в пяти «регистрах» или рядах. На центральной картине изображен восседающий на троне Христос-Государь в золотом венце. На других иконах изображены святые, Тайная вечеря, Вознесение, Архангел Гавриил и другие христианские сюжеты. Но Кондзелевич также включил многочисленные библейские сцены, которые никогда не изображались в украинской иконографии, такие как Христос и Никодим, на которых Иисус изображен в сопровождении одного из первых последователей, упомянутого в Евангелии от Иоанна; «Искушение в пустыне», изображающее Иисуса, сопротивляющегося соблазнам сатаны после поста в течение 40 дней и ночей; и Апостолы у Гроба Девы Марии. Красивые деревянные рамы, причудливо обложенные растительными панелями, небольшие кронштейны в стиле рококо и гирлянды херувимов, выгодно отличают картины друг от друга. Между рамами стоят темные колонны, покрытые спиралевидными золотыми виноградными лозами. «Уникальный мотив украинского иконостаса — виноградные лозы на колоннах, растущие из тела Христова и устремляющиеся вверх», — сказал мне Кожан, когда мы вошли в большую комнату, в которой висел богородчанский иконостас, разделенный на две части. три секции и закреплены на трех стенах.
Богородчанский иконостас изначально висел в деревянном Манявском Крестовоздвиженском монастыре внизу, в Карпатах на западе Украины. Художник и монах Йов Кондзелевич, известный как украинский Рафаил, открыл здесь мастерскую в 1698 году и вместе с не менее чем 20 другими мастерами потратил семь лет на изготовление массивного запрестольного образа. В 1785 году монастырь был закрыт императором Габсбургов. Он был вновь открыт только в 1998 году епископом Иоасафом Васильковым, который руководил созданием копии иконостаса. Кася Стрек Он был вновь открыт только в 1998 г., епископом Иоасафом Васильковым, руководившим созданием копии иконостаса. Кася СтрекНатурализм образов Кондзелевича, с их яркими красками и индивидуальной мимикой персонажей, знаменовал резкий отход от формализованного византийского искусства, которое формировало украинскую иконографию на протяжении XVII века. Искусствоведы высоко оценили тонкие эмоции, изображенные Кондзелевичем, телесные детали и энергию, которыми наполнена каждая сцена. «Образ Спасителя несет в себе… внутреннее динамическое действие, обретая убедительную реальную законченность», — писал Василий Романюк в исследовательской статье «История странствий Богородчанского иконостаса» ». «В образе Божией Матери мы видим страдание матери… так художник утверждает величие страдающего человека». Украинский искусствовед М. Федюк охарактеризовал творчество Кондзелевича как непревзойденное слияние витиеватого византийского стиля с гуманизмом западноевропейского Возрождения. «Западный художник не мог так хорошо знать восточную традицию, — писал он, — и человек Востока не мог так близко подойти к западному искусству, чтобы из этих двух мировоззрений создать такое гармоничное целое». Шедевр помог сформировать особую украинскую идентичность, отличную от ее гигантского соседа на востоке. Для Кожана реалистическое изображение человека, столь отличное от того, что он называет «очень неподвижным, очень чопорным» стилем русского сакрального искусства («оно почти не изменилось с XIV века»), улавливается прозвищем, данным Кондзелевичу искусствоведы: «Украинский Рафаэль».
История жизни Кожана отражает его преданность украинской культуре. Родившийся во Львове в 1953 году, он был сыном украинских националистов, которые с ранних лет прививали ему политическое сознание. «Я слушал разговоры, которые мои родители вели с друзьями на кухне, такие, которые нельзя обсуждать ни с кем другим», — сказал он мне, когда мы вышли из галереи и направились вниз по лестнице в его кабинет. Изучал историю в университете Ивано Франко во Львове. Там он связался с группой украинских активистов, почитавших Тараса Шевченко, середину 19-ти лет.поэт X века, писатель и художник из центральной Украины, известный как «апостол украинской идентичности». Кожан и другие диссиденты тайно расклеивали во Львове плакаты в честь Шевченко, который агитировал за независимость Украины в 1840-х годах, писал стихи на украинском языке и высмеивал царя, но их восстание закончилось в 1973 году. КГБ приказал исключить Кожана вместе с семью преподавателями и 19 других студентов за, как он сказал мне, «деятельность, которая не согласовывалась с коммунистическим режимом». После академического отчисления он служил в Советской Армии, потом пытался вернуться в Ивано-Франковский университет, но власти «не разрешили мне это сделать», — говорит он. Он получил высшее образование в другом месте в Украине, а затем пошел работать в Национальный музей Андрея Шептицкого во Львове, дослужившись до помощника директора.
Создание копии иконостаса Манявского монастыря. Кася СтрекТем временем Советы систематически демонтировали художественное наследие Украины. Коммунистические аппаратчики выбрасывали на улицы священные произведения искусства. Они конфисковали более 2000 икон, которые выставлялись в Национальном музее Андрея Шептицкого, и поместили все эти украинские славы, кроме дюжины, в средневековый Армянский собор, одно из старейших сохранившихся зданий Львова, которому позволили медленно развалиться. Некоторые сотрудники Национального музея, по словам Кожана, «ездили по селам в поисках икон и находили их брошенными на землю». При коммунистах музей был посвящен экспозициям советского фольклора и декоративно-прикладного искусства.
Затем, в 1991 году, неудавшийся путч против Михаила Горбачева быстро привел к распаду Советского Союза. Новое местное украинское правительство определило виллу эпохи Габсбургов, в которой тогда располагался городской музей Ленина, в качестве нового дома для Национального музея Андрея Шептицкого и назначило Кожана директором. «Мне позвонили из городского совета, — вспоминает он. «Они сказали: «Ликвидируйте музей Ленина». Кожан хранил несколько русских ковров и масштабную модель «Авроры» , знаменитого корабля, с которого был сделан первый выстрел 19 октября.17 оборот, а почти все остальное выбросил. Когда мы спускались к его кабинету, он указал через окно на грязный двор, где среди прочего мусора все еще лежал бюст Ленина.
Сотрудники музея «ездили по деревням в поисках икон и находили их брошенными на землю».
Следующим шагом Кожана было заполнить пустующие залы украинскими произведениями искусства, которые тлели на складах. Но только в 1997 году реставраторы начали готовить Богородчанский иконостас к публичному обозрению. «Это была серьезная работа», — сказал Тарас Откович, руководитель реставрационной бригады, пока мы ели чизкейк и потягивали капучино в кафе «Вирменка» в Старом городе Львова. «Картина была очень темной. Сначала ученые думали, что это техника художника, но мы поняли, что это то, как обработали картину». Заброшенные десятилетиями картины покрылись грязью. Старый лак нужно было содрать; заблудшие реставраторы, стремившиеся улучшить шедевр веком ранее, закрасили многие иконы. Команда Отковича провела химический анализ, сделала рентгеновские снимки картин, чтобы определить внешний вид оригинальных слоев, и использовала ватные палочки и мягкие очищающие эмульсии для удаления грязи и старого лака. Реставрация заняла семь лет. В 2013 году впервые за столетие был выставлен весь Богородчанский иконостас.
В марте этого года Кожан в седьмой раз в своей истории руководил его демонтажем. Двенадцать музейных работников трудились четыре дня, удаляя хитроумные деревянные соединения, которыми иконы крепились к раме, а затем аккуратно разделяя гигантские панели на десятки частей. Кожан поднял несколько грубых, но эффективных запорных механизмов и указал на большую цветную фотографию иконостаса на стене. «Каждая часть была связана», — сказал он мне, демонстрируя, как крайняя правая часть шедевра, состоящая из двух колонн, золотой короны, бокового орнамента, основной картины и двух небольших икон, была разобрана на восемь частей 9. 0003 Тарас Откович, руководивший реставрацией Богородчанского иконостаса с 1997 по 2005 год, среди произведений, ожидающих передачи в неизвестные бункеры. Кася Стрек
По приказу Министерства культуры место хранения Богородчанского иконостаса должно было храниться в тайне. Кожан согласился показать мне его при условии, что я не раскрою никаких подробностей, которые могли бы его выдать. На следующий день я встретился с помощницей во Львове, и она провела меня по лестнице в подвал. Там я увидел сотни икон и другие сокровища. Части Богородчанского иконостаса были сложены без упаковки. Кожан был уверен, что они будут хорошо защищены, хотя и связался с коллегами в Польше, чтобы составить план на случай непредвиденных обстоятельств. «Идея Путина в этой войне — уничтожить украинскую национальность, а наша задача в музее — сохранить ее», — сказал мне Кожан. «Этот музей должен показать, что украинская нация — древняя, что нас создал не Ленин. Это восходит к древним временам». Путин, заявил он, никогда не добьется успеха.
Монастырь Манява, где было создано удивительное произведение искусства, находится в предгорьях Карпат, в 180 км к югу от Львова. Сразу за городом Ивано-Франковск, когда перед нами расстилался заснеженный горный массив, мы с переводчиком свернули с двухполосного шоссе и пошли по грунтовой дороге мимо поселка Богородчаны. Через полчаса мы проехали по старому деревянному мосту, а затем медленно поднялись по крутой грязной тропе, ведущей к отшельнику, окруженному каменными стенами, с видом на речное ущелье и поросшие соснами холмы. Когда мы проходили через ворота, я увидел переливчато-голубые и золотые луковичные купола, возвышающиеся над церквями, колокольней и четырехэтажной библиотекой.
Олеся Бучинская-Литвиненко, реставратор Львовского отделения Украинского научно-реставрационного центра, работает над реставрацией запрестольного образа XVIII века, хранящегося во Львовском национальном музее. Кася СтрекМы вошли в деревянную церковь цвета ириски, увенчанную тремя темно-коричневыми пирамидальными черепичными крышами. В нефе стояла копия Богородчанского иконостаса, созданная после открытия монастыря в 1998 году после того, как он был закрыт более 200 лет. «Художники несколько раз приезжали во Львов, изучали оригинал и старались скопировать его как можно точнее», — сказал Иоасаф Стасюк, 23-летний заместитель епископа Манявы, человек херувимского вида в коричневой рясе, с черным волосы собраны в хвост. Даже не видя оригинала, за исключением фрагментов в подвале во Львове, я легко понял, что этот иконостас был неумелой подделкой: изображения Иисуса, Марии и святых были менее реалистичными, более мультяшными, а картине не хватало глубины и богатство цвета. Мне сказали, что работа заняла восемь месяцев и стоила 28 000 долларов. Петр Порошенко, шоколадный барон-миллиардер, который был избран президентом Украины до Владимира Зеленского, внес большую часть финансирования.
Манявский монастырь начинался скромно. В 1601 году религиозный подвижник Игорь Маняский удалился в это ущелье и построил на склоне холма грубую хижину. «Он стал популярен среди монахов», — сказал Иоасаф Василькив, 67-летний седобородый епископ монастыря, когда мы потягивали травяной чай в его библиотеке. «Они стали приходить к нему, и они остались рядом с ним. И в итоге около 20 из них основали монастырь». Манява процветала, став доминирующим скитом в Галичине, вплоть до ее внезапного закрытия в 1785 году, разгона ее монахов и конфискации Богородчанского иконостаса и других икон. Во время обстрелов в Первую мировую войну сгорела первоначальная деревянная церковь. В 1978, Советы объявили о планах превратить заброшенный комплекс в убежище для космонавтов. «Но они потерпели неудачу, — сказал мне Василькив. «Бог не допустил, чтобы это произошло».
Васильков вновь открыл разрушенный комплекс в мае 1998 года. «Два года я был здесь один, — сказал он мне. «Все было в руинах».
Почти 2000 произведений искусства, вывезенных из национального музея, составляют одну десятую музейного собрания; к счастью, большинство из них уже находились на хранении. Кася СтрекВасильков повел меня по главной тропе через монастырь, пропахший древесным дымом от отопительно-варочных печей. Он указал на фрагменты первоначальных построек, которые еще стояли, когда он приехал: цоколь внешней стены, свод колокольни, нижний этаж четырехэтажной библиотечной башни. По его словам, благодаря пожертвованиям и Божьей поддержке он снова собрал Маняву. Монастырь вернул себе место одного из самых святых восточно-православных мест в регионе, привлекая тысячи паломников в год. Теперь в нем жили семь монахов, и он только что открыл свои двери для нескольких семей военных беженцев, бежавших с востока Украины.
У Василькива было два желания, сказал он. Первая заключалась в возвращении монастырю оригинального Богородчанского иконостаса, что казалось маловероятным. «Мы просили и просили, а они все равно сказали «нет», — сказал мне вице-епископ Иоасаф Стасюк в деревянном храме ранее в тот же день. Действительно, Кожан сказал мне то же самое в разговоре в музее во Львове двумя днями ранее.