Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Презентация к уроку «Царевна-Лягушка»
Слайд 1
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (5 класс)Слайд 2
Цели: — выявление основной идеи сказки; — формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа; — воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.
Слайд 3
Подумай и ответь… — Что такое сказка? — Для чего нужны чудеса в сказках? — Какие виды сказок нам известны? — Расскажите об особом построении сказок. — Что такое эпитет, гипербола? — Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны? — Назовите любимых героев русских сказок.
Слайд 4
— лытать — пытать — кручиниться — тужить — мудрёный — молвить — дивиться — снарядиться Лексическая работа — уклоняться от дела, бегать работы — (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества — горевать, печалиться — горевать, тосковать, печалиться — загадочный, непонятный, замысловатый — говорить, сказывать — удивляться, поражаться чему-либо — запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь
Слайд 5
Подумай и ответь… — О чем эта сказка? Назовите ее героев. — Кто из героев понравился вам больше всего и почему? — Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?
Слайд 6
Подумай и ответь… — Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?
Слайд 7
Композиция волшебной сказки Экспозиция Причины, которые породили завязку Сватовство, приказы царя Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу «Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно» Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки Иван-царевич убивает Кащея Развязка Преодоление потери или недостачи Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной
Слайд 8
Подумай и ответь… — Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей? — Где нашли невест старшие братья? — Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»? — Почему братья смеются над Иваном-царевичем? — Почему царь не стал противиться этому браку?
Слайд 9
Первый приказ царя
Слайд 10
Подумай и ответь… — Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему? — Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? — В чем истинная красота героини сказки? — Как царевич оценивает работу Василисы?
Слайд 11
Выразительное чтение эпизода сказки
Слайд 12
Подумай и ответь… — Почему царь трижды испытывает невесток? В чём смысл повтора?
Слайд 13
Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»
Слайд 14
Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка»
Слайд 15
Подумай и ответь… — Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу? — Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой
Слайд 16
Подумай и ответь… — Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича? — Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой? — О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»? — Что рассказал Ивану-царевичу старичок?
Слайд 17
Кащей Бессмертный
Слайд 18
Репродукция картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный»
Слайд 19
Баба Яга
Слайд 20
Подумай и ответь… — Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми? — О чем сказка «Царевна-лягушка»? — Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
Слайд 21
Домашнее задание Индивидуальное задание: нарисовать иллюстрации к сказке, составить устные комментарии к рисункам.
Презентация к уроку литературы (5 класс) по теме: Презентация к уроку по русской народной сказке «Царевна-лягушка» предназначена для учеников 5 класса
Слайд 1
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Prezentacii.com Автор работы учитель русского языка и литературы Решетникова Анна ПетровнаСлайд 2
Где ветер шумит камышами высокими, Где солнце бывает частенько в гостях, Болото разлилось с трясиной глубокою, Смертельным неверный окажется шаг, Лягушка сидит на кувшиночном листике, С тоскою глядит на печальную даль, Где ветер шумит камышами высокими, Где солнце бывает частенько в гостях, Болото разлилось с трясиной глубокою, Смертельным неверный окажется шаг, Лягушка сидит на кувшиночном листике, С тоскою глядит на печальную даль, И верит, наивная, сказочной мистике, Ах, сказка, стать снова царевною дай… Златая корона горит, словно солнце, А дурень Иван не пускает стрелу, Не буду сидеть, видно, я у оконца, На этом болоте лягушкой помру… Как хочется снова царевной прекрасной Из топких болот, словно феникс, восстать, Ах, дурень Иван, ты не медли напрасно, Давай, бери лук, начинай же стрелять. И верит, наивная, сказочной мистике, Ах сказка, стать снова царевною дай… Златая корона горит, словно солнце, А дурень Иван не пускает стрелу, Не буду сидеть, видно, я у оконца, На этом болоте лягушкой помру… Как хочется снова царевной прекрасной Из топких болот, словно феникс, восстать, Ах, дурень Иван, ты не медли напрасно, Давай, бери лук, начинай же стрелять
Слайд 3
Ворота в сказочную страну открыты. Сказочное времечко, Времечко желанное, Тихо начинается Сказка долгожданная. Поведут тропиночки Нас в края далекие Через чащи темные И моря глубокие. Царство тридесятое Чудесами славится, Но со злыми чарами Мы сумеем справиться. Пусть чинят препятствия Силы зла старательно, Победит все доброе В сказке обязательно!
Слайд 4
Лягушка квакала в пруду: «Куа-ква-ду! Куа-ква-ду!» Мне надоела, взял я прут И запустил с размаху в пруд. Вдруг слышу: «Ква, ты не балуй! Меня ты лучше поцелуй! Коль поцелуешь ты меня, Квасавицею стану я!» Гляжу, уж предо мной она: Огромноглаза, зелена. Квакушку я поцеловал. И тут же земноводным стал! Я придушить её хотел. Но поглядел и обомлел: Ква сива до чего ж она! Ква к хороша, ква к зелена! Ну, что за ротик, что за глазки! Рас ква зывать так прямо в с ква зке! «Люблю тебя! — я квакнул ей: Ты будешь суженой моей?» « Ква нечно! — был её ответ: У нас пре ква снейший дуэт!»
Слайд 5
Обложку к сказке нарисовал художник И. Я. Билибин. С этой обложкой издавались многие русские народные сказки. ЛЮБОПЫТНАЯ СТРАНИЧКА Известно, что у сказки «Царевна лягушка»24 варианта, значит, она совершенствовалась со временем и народом считается одной из лучших народных сказок. Она посвящена прославлению творческого труда .
Слайд 6
Попробуем восстановить события 1. Наказ царя сыновьям о сватовстве. 2. Сватовство царевичей. 3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой. 4. Испытание невесток: а) испечь каравай хлеба; б) выткать ковёр за ночь; в) приехать на царский пир. 5. Пир у царя. 6. Встреча Ивана-царевича со старичком . 7. Встречи Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой. 8. Иван-царевич у Бабы-Яги. 9. Иван-царевич у Кощеева дуба. 10. Счастливое завершение сказки.
Слайд 7
Задумал тогда Царь-батюшка женить своих сыновей…
Слайд 9
— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь
Слайд 10
За что разгневался Кощей на Василису и приказал ей три года лягушкой быть ?
Слайд 11
« Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! »
Слайд 13
Иван-царевич преподносит царю-батюшке хлеб Взяла она белые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудрёными:по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие,снизу – звери рыскучие
Слайд 14
« Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! » Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят.
Слайд 15
Танец Василисы Премудрой
Слайд 16
Сказочные помощники
Слайд 19
Красота – соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты. В.И. Даль
Слайд 20
Вот и сказке конец… Главные герои и сам сюжет сказки знакомит нас с народными нравственными заветами. А мысли, пронизывающие текст, учат не судить о человеке только по внешнему виду, а оценивать его по делам и внутренним достоинствам .
Слайд 21
Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
«Царевна лягушка». Иллюстрации П. Пономаренко.
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- iOS & Android
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Урок литературы в 5 классе на тему «Художествееный мир сказки «Царевна-лягушка»
Тема: Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»
Учитель: Шибаева О.М.
Тип урока: Урок-исследование
Форма работы:
Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Актуализация знаний. (5 мин.)
Сегодня мы снова поведём разговор о сказке.
Давай те вспомним, что мы изучили на предыдущих уроках.
Слайд 2. Дайте определения терминам:
Пословица –
Поговорка –
Частушка –
Скороговорка –
Сказка –
Закличка –
Фольклор –
Слайд 3.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Дорога воля – гони врага с поля.
Радуга-дуга! Перебей дождя!
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
2. Проверка домашнего задания (5 мин)
О чем мы говорили
Продолжим разговор о сказках, теперь давайте проверим домашнее задание:
Приведите примеры сказок с бродячими сюжетами.
Возьмите любую народную сказку и перепишите её финал. Как бы вы хотели, чтобы эта сказка закончилась?
Проверяем по желанию путём фронтального опроса.
3. Объяснение нового материала (25 мин)
— Как вы думаете, для чего нужны сказки? (воспитательная и развлекательная функция)
— А на какие группы можно разделить сказки (авторские и народные)
А ещё?
— В зависимости от того, о чём сказка и как она написана, сказки можно поделить на волшебные, бытовые и о животных ( записываем в тетрадь в виде схемы со стрелочками, добавляем основные признаки, оставляем место для записи примеров ниже) Слайды 4 -7.
Сказки
— Попробуйте привести примеры к каждому виду сказок (Записываем по одному примеру)
— К какому виду сказок относится «Царевна-лягушка»? Почему? Какие там есть волшебные предметы? Какие чудеса?
— В каждой сказке есть определённые сказочные элементы
— Давайте поговорим, о том, какие же есть элементы в сказках.
Слайд 8, 9 Посмотрите на слайд. Вам даны существительные, попробуйте подобрать к ним прилагательные, которые чаще всего встречаются в сказках (коллективная работа):
— Эти прилагательные называются постоянными эпитетами.
— Что такое эпитет?
— А можете ли сами назвать определение постоянного эпитета?
Слайд 10-13 и 16-19
Начинаем заполнять таблицу. Заполняем второй столбик.
— Есть ли в сказке «Царевна-лягушка» постоянные эпитеты? (лягушачья кожа, Василиса премудрая, красная девица, буйну голову)
Сказочные элементы
— Для сказки также свойственно такое выразительное средство языка как гипербола. Запишите определение:
Гипербола –явное преувеличение.
Давайте найдём в нашей сказке гиперболы. (три пары железных сапог износил и т.д.)
— По началам историй догадайтесь, какие из них сказочные (слайд 14, 15)
— Как вы поняли, где сказка?
— Попробуем сами определить, что такое зачин. (продолжаем заполнять таблицу)
— Найдите зачин в сказке «Царевна-лягушка»
— Ещё один элемент сказки – это концовка. Можете ли вы сами сразу дать определение концовки и привести примеры? (устная работа и заполнение таблицы)
— Есть ли концовка в сказке «Царевна-лягушка»? Зачитайте.
4.Выводы:
— Что мы сегодня узнали?
— Что было непонятно?
Что было интересно?
5.Итог
— На следующем уроке мы продолжим изучение сказки «Царевна-лягушка», а сейчас проведём небольшой тест на знание текста.
— Обменяйтесь листочками, проверьте работы по ключу. 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3, более 4 ошибок – 2.
6.Домашнее задание: заполнить примерами таблицу «Виды сказок»
7.Объявление оценок
Презентация — Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»
Слайд 2
Цель:
- выявление основной идеи сказки;
- формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;
- воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.
Слайд 3
Понравилась ли вам сказка?
К какому жанру сказок она относится? (волшебным, бытовым, сказкам о животных)?
Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Примеры из текста.
Слайд 4
Сказка «Царевна-лягушка» — это волшебная сказка.
волшебные события: превращение лягушки в девушку, выполнение заданий, махнула левым рукавом – сделалось озеро, махнула правым рукавом и поплыли по воде белые лебеди
волшебные герои и их помощники: Иван-царевич и животные, которые ему помогают старичок; Василиса прекрасная и мамки-няньки, Кошей Бессмертный, Баба Яга.
волшебная обстановка: избушка Бабы Яги; дуб, на котором хранится смерть Кощея, место (за тридевять земель, в тридевятом царстве)
волшебные предметы: лягушачья кожа, клубок, сундук, яйцо, игла.
Слайд 5
Она начинается с зачина: «В неком королевстве, в неком государстве…», заканчивается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». В притче есть повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, костями-огрызками (осыпали), находила, искала. Неизменные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, животные рыскучие, красноватая девушка, солнце ясное, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, высочайшие горы, дремучие леса, черные леса, зеленоватые луга, топкие болота, незапятнанное поле, острая стрела, голубое море, хороший молодец, красноватое солнце.
Слайд 6
— О чем эта сказка? Назовите ее героев.
- Кто из героев понравился вам больше всего и почему?
- Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?
Слайд 7
Подумай и ответь…
- Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?
- Где нашли невест старшие братья?
- Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
- Почему братья смеются над Иваном-царевичем?
- Почему царь не стал противиться этому браку?
Слайд 8
Подумай и ответь…
- Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших сыновей? Расскажи об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?
Слайд 9
Выразительное чтение эпизода сказки
Слайд 10
В.М.Васнецов
И.Я.Билибин
Слайд 11
Подумай и ответь…
- Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу?
- Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой
Слайд 12
Подумай и ответь…
- Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?
- Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?
- О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?
- Что рассказал Ивану-царевичу старичок?
Слайд 13
Остановимся в этом интересном месте. В сказках часто герои произносят волшебные слова. Угадайте, кто говорил следующие волшебные фразы.
«Сивка-бурка вещий каурка. Стань передо мной, как лист перед травой!»
(Иван; русская народная сказка «Сивка-Бурка».)
«По щучьему велению, по моему хотению».
(Емеля; русская народная сказка «По щучьему велению».)
«Крекс-фекс-пекс!»
(Буратино: А. Толстой – «Золотой ключик».)
«Сим – сим, открой дверь».
(Али-Баба; арабская народная сказка.)
Шел Иван, шел, встретилась на пути избушка на курьих ножках. Он ей говорит «Избушка, избушка, стань по старому, как мать поставила: к лесу задом ко, мне передом»
Слайд 14
Зачем в сказке придумана встреча царевича с Бабой-Ягой?
1. Чему научила Ивана-царевича встреча с ней?
2. Добрая Баба-Яга или нет?
3. Как удалось царевичу победить Кощея Бессмертного?
4. Почему смерть Кощея была помещена на таком могучем дереве?
Что олицетворяет описание дуба? (зачитать описание дуба)
5. Какой же он, Иван-царевич? Какие лучшие черты русского
народа воплотились в сказочном герое?
5. Почему в сказках добро торжествует над злом?
Слайд 15
В результате встречи с Бабой Ягой, хозяйкой избушки на курьих ножках, Иван-царевич узнал, как справиться с Кощеем. Нужно найти дуб, на дубе – сундук, в сундуке – зайца, в зайце – утку, в утке – яйцо, в яйце – иглу. На конце иглы – смерть его. Вы наверное помните, что тут Ивану-царевичу на помощь пришли те животные, которым он сделал добро. И они также отплатили ему добром. Расправился Иван-царевич с Кощеем и освободил Василису Премудрую. Воротились они домой и стали жить долго и счастливо.
Слайд 16
Кощей Бессмертный
Слайд 17
Репродукция картины В.М.Васнецова «Кощей Бессмертный»
Слайд 18
Подумай и ответь…
- Почему только после смерти Кощея герои могут стать счастливыми?
- О чем сказка «Царевна-лягушка»?
- Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
Слайд 19
«Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим качествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. В нужную минуту приходят они ему на помощь, здесь вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе.
Слайд 20
1. Прочитать статью учебника «Герои народных сказок» (стр. 28)
2. Дать характеристику (письменно) главным героям сказки:
Василисе Премудрой – девочки;
Ивану-царевичу – мальчики.
3. Прочитать сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» и подготовить пересказ (близко к тексту) сказки. (Помощник: стр. 38.)
4. Ответить на вопросы 1-7 к сказке (устно) на стр. 38.
Конспект урока литературы в 5 классе «Лягушка-царевна»
Конспект урока
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА».
(литература 5 класс)
Учитель: Тихомирова О.А.
Цели:
Познакомить с содержанием сказки
Помочь учащимся увидеть художественные особенности жанра русской народной волшебной сказки;
Способствовать развитию речевых умений обучающихся путем пересказа произведения;
помочь понять внутренний мир героев, раскрыть черты их характера.
Средства обучения: учебник-хрестоматия – текст сказки, иллюстрации
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения с элементами исследования, развивающего обучения
Межпредметные связи:
живописьХод урока
Сказка – ложь, да в ней намёк –
добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин
Приветствие. Орг. момент.
Проверка домашнего задания (Беседа по вопросам к статье «Русские сказки»):
– Что такое сказка?
– Для чего нужны чудеса в сказках?
– Какие виды сказок нам известны?
– Расскажите об особом построении сказок.
– Что такое эпитет, гипербола?
– Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?
– Назовите любимых героев русских сказок.
Чтение сказки.
(Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут. Чтение сказки начинает учитель, затем сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации.)
Фронтальная беседа по вопросам учебника.
5. Обучение художественному пересказу.
В давние времена существовала на Руси почетная профессия – «сказитель». Эти люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывая о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну – сказку в сказке и сам воспринимает это как правду.
Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки.
Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной.
До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли.
Пересказ эпизодов сказки.
Вопросы по тексту:
1. Понравилась ли вам сказка?
2. Какие особенности народной сказки можете назвать?
3. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
4. Почему Василису называют Премудрой?
6. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.
Учитель. Обратимся к репродукции картины В. Васнецова (создаёт обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ) и к иллюстрации И. Билибина (конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим).
— Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?
— Рассмотрите иллюстрации. Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича?
7. Беседа обобщающего характера.
Вопросы:
1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?
2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?
3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?
4. Чем удивляет и покоряет она нас?
5. В чем ее истинная красота?
8. Заключительное слово учителя.
Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.
Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина – Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая – обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.
9. Домашнее задание:
— Перечитайте сказку.
-Найдите ещё «приметы» волшебной сказки и продолжите начатую в классе работу.
— Подготовить ответы на 2-3-й вопросы (с. 26).
— Индивидуальное задание – иллюстрирование сказки (по желанию).
План-конспект урока по литературе (5 класс): Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники» УМК В.Я. Коровина
Урок №6 Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники
Предметные: знают, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимают общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находят отличия в вариантах сказки; умеют выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы и т.п.) Познавательные: умеют строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: умеют проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: формируются этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Предметные: умеют определять мораль сказки, композиционные части сказки, используют при сказывании характерные речевые обороты. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать точку зрения на события и поступки героев. Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим событиям.
План
Орг.момент
Повторение
— К какой сказке мы отнесли сказку «Царевна-лягушка»?
Почему она волшебная? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните жанровые особенности волшебной сказки.
— В литературе выделяют три вида волшебных сказок: собственно волшебные, приключенческие, героические
— Запишем это в тетрадь.
Типы волшебных сказок
волшебные | приключенческие | героические |
— С героической сказкой мы будем знакомится на следующих уроках. А сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке.
Сообщение и запись темы урока
Слайд №1
Работа по теме урока
- Художественный мир волшебной сказки. Помощники и противники Ивана-царевича.
Слайд №2:
Запись в тетрадь:
Художественный мир сказки – вымышленный мир, который включает в себя время, сюжет, пространство, героев.
1). Слово учителя:
— Нарисуем большой круг. Почему круг? Потому что для человека, живущего мифом, т.е. сказкой мир реальный и мир воображаемый сливался в одно целое. Сюжет сказки начинается с описания реального мира и реального времени и реальной жизни. Но никогда не указывается конкретное место.
— Где жил Иван-царевич? (В некотором царстве, в некотором государстве.)
— Нет конкретного указания на название царства-государства.
— Возвращаемся к схеме художественного мира сказки. Хоть реальный мир и фантастический представляется древним человеком единым целым, тем не менее между ними существует чёткая граница. Проведём линию. И слева напишем реальный мир и реальное время, а справа – Фантастический мир и время
В каком мире живёт Иван-царевич. Его отец и братья? (В реальном)
— Отметим слово герой в круге там, где указали реальный мир.
— Назовите главного героя сказки «Царевна-лягушка». (Иван-царевич)
— Почему Иван-царевич хотел отступиться от своей находки – лягушки? (Никто до него не женился на лягушке; боялся, что люди засмеют.)
— Почему всё-таки он её взял с собой? (Не хотел ослушаться отца; любопытно стало, что будет дальше.)
— Каким мы можем охарактеризовать Ивана-царевича в этот момент? (Послушный, почтительный воле отца). Запишем это в тетрадь.
— Продолжаем заполнять круг. В сказке всегда герой проходит испытания, в которых он проявляет смекалку, сообразительность, смелость, ловкость, доброту и другие положительные качества. Но чтобы пройти эти испытания, он нарушает запрет, что-то или кого-то теряет. Запишем в круге под словом герой следующее: нарушает запрет, теряет что-то, кого-то.
— Что нарушил Иван-царевич в этой сказке? (Сжёг лягушечью кожу)
— Прочитаем этот эпизод.
— Вы обратили внимание, что в этом эпизоде очень много глаголов? Как вы думаете, почему? Каждый из героев торопиться – один сжечь кожу, а другой её найти.
— Почему Иван-царевич сжёг кожу? Правильно ли он поступил?
— Почему нельзя было этого делать? Прочитаем, как об этом говорил старичок, который встретился Ивану-царевичу. Каким нам представляется старичок по его манере говорить? (Он мудрый, он представитель народа. Используется разговорная лексика «ну, да делать нечего, словами беды не поправишь».)
-Как он обращается к царевичу? (Добрый молодец) А о Василисе он говорит, что она «хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного». Какие сказочные формулы используются здесь? (Постоянные эпитеты.) Зачем?
— Именно в момент, когда сжигается кожа, он теряет Василису Премудрую и вынужден начать своё путешествие.
Слайд №3 Мультфильм «Царевна-лягушка»: Василиса превращается в белого лебедя и улетает
— Образ белого лебедя не случаен. Лебедь в русской и славянской мифологии связан со светлым и радостным началом. Почитание лебедей имеет очень древние корни. Их образ у наших далёких предков часто связывался с солнцем.
— Где нужно искать Василису? (В царстве Кощея.)
Слайд №4 Царство Кощея.
— А Кощей, по представлению славян, — это старик, стремящийся заковать землю вечным льдом, те есть сделать её безжизненной, мёртвой. А с чем ассоциируется у нас холод? (С тем, что на небе нет солнца.)
— То есть Кощей похищает не просто Василису Премудрую, жену Ивана-царевича, он похищает солнце.
— Прочитаем, как собирался в дорогу царевич? Почему так подробно об этом говорится? (Он не торопится, так как понимает, что путь не близок, труден, опасен и поэтому нужно тщательно собраться в дорогу.)
— Быстро ли он шёл? Прочитайте, как об этом говорится. Почему сказитель замедляет время? (Чтобы показать, насколько труден и долог путь героя.)
— Что дал ему старичок? Что сказал ему царевич? Какой он? Запишем: вежливый, учтивый
— Возвращаемся к нашему кругу. Василиса Премудрая находится у своего отца Кощея Бессмертного, кстати, это фразеологизм, в фантастическом мире. Чтобы туда попасть герой должен пройти через заставу – избушку Бабы-Яги, это тоже фразеологизм, т.е. устойчивое словосочетание.
Слайд №5 Баба-Яга
Сообщение ученика о Бабе-Яге
Баба Яга в сказках представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучей.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»)
Слайд №6 Избушка Бабы-Яги
— Прочитайте слова Ивана-царевича, обращённые к избушке. Эта конструкция используется во всех сказках. Это художественная формула. Избушка Бабы-Яги повёрнута к фантастическому миру, и чтобы туда попасть, надо повернуть избушку к себе дверью.
— Ивана-царевича встречает Баба-Яга. Прочитаем этот эпизод.
Слайд №7 Эпизод из мультфильма «Царевна-лягушка» (Баба-Яга и Иван-царевич).
— В сказках Яга может быть помощником главного героя или вредителем, может помогать Кощею, а может быть против Кощея. А в этой сказке?
— Долго или коротко шёл Иван-Царевич до избушки Бабы-Яги? (Расскажите, как об этом говорится в сказке?
— Кого он встретил по дороге? Почему он их не убил, а предпочёл остаться голодным? Запишем это в тетрадь (Добрый, сочувствующий, сердобольный)
— И за свою доброту и терпение он был вознаграждён. Именно эти звери-помощники помогают Ивану-царевичу уничтожить зло в лице Кощея Бессмертного. И выбор животных тоже не случаен. Где живёт медведь, селезень и щука? (Медведь и заяц – на суше, селезень – летает по воздуху, а щука живёт в воде.)
— То есть они помогают Ивану-царевичу не просто победить Кощея, а освобождают мир от вечного холода.
Слайд №8 Животные-помощники на картинах художников
— Дорисуем мир сказки. От слова герой проведём стрелочку в сторону фантастического мира и запишем в фантастическом мире решает задачи с помощью помощников и дарителей. Теперь под этими словами проведём черту и запишем противники героя и злые силы. И помощники, и злые силы живут в одном мире – фантастическом.
— Расскажите, как Иван-царевич с помощью помощников победил Кощея?
2. Викторина
Стр.8 №6 «Рабочая тетрадь №1» — составитель Ахмадуллина.
Итог урока
Домашнее задание
Подготовиться к беседе по сказке (с.38-39 – вопр.)
Орг.момент.
Фея принцесса с лягушкой иллюстрации. Иллюстрация короны
Другие стоковые иллюстрации
Принцесса целует лягушку
Раскраска по номерам. Сказки. Лягушка принц и принцесса
Красивая юная принцесса целует большую лягушку
Забавная сказочная принцесса, красочная лягушка со стрелой в нем
Дизайн шрифта для слова сказочная принцесса с лягушкой и милой принцессой
Принцесса и лягушка
Принцесса, Король лягушек, Принц, Фантастическая сказка
Принцесса и лягушка
Принц лягушка в золотой короне, сказочный персонаж мультяшный векторная иллюстрация
Принцесса и лягушка
Рисунок сказки принцессы-лягушки
Царевна-лягушка
Дизайн открытки с днем рождения с милой принцессой-лягушкой.
Королевская принцесса и лягушка
.История принцессы и лягушки
[Фея Сказки] [Принцесса и лягушка] © Написано Ташей Гюнтер и иллюстрировано Линн Гюнтер. Основано на немецкой сказке, впервые собранной
Братья Гримм
Жила-была принцесса. Однако она не была обычной принцессой. Эта принцесса любила играть в одиночестве в дворцовых садах, пока она металась со своим любимым сиянием. Золотой мяч.
Проблема с игрой в одиночку заключалась в том, что никто не мог поймать мяч, если она подбросила его слишком высоко в воздухе.Однажды, когда она бегала вокруг лилий и ромашки, живые изгороди и розы, она подбрасывала свой мяч выше, чем когда-либо прежде.
SPLASH !!
Ее прекрасный золотой шар упал прямо в небольшой пруд поблизости! Она подбежала к пруду и с грустью наблюдала, как золотой шар все глубже и глубже погружается в воду. вода. Принцесса посмотрела на свое платье. На ней было ее любимое золотое платье; блестки и драгоценные камни на передней части блестящего платья были редкостью, и она боялась, что если она войдя в воду, она разрушит свою одежду.Разочарованная своим положением, принцесса заплакала.
Внезапно принцесса услышала странный шум, доносящийся из воды. Хоп! Хоп!
«Вы не умеете плавать?» спросила маленькая лягушка. Хоп! Принцесса подняла глаза и сморщила лицо при виде зеленого существа, сидящего на кувшинок.
«Да, — ответила она.
«Ну, а почему бы тебе не пройти?» он спросил.
«Я не хочу портить свое красивое золотое платье!» — ответила принцесса, закатывая глаза на лягушку.
«Ну, полагаю, я могу достать это для тебя …» — начала лягушка.
«Можно? Ой! Пожалуйста, сделай! Пожалуйста, сделай!» воскликнула она.
Но прежде чем он прыгнул в воду, лягушка повернулась к ней и спросила:
«Что вы дадите мне взамен за ваш золотой мяч?»
«О! Вы можете получить все, что пожелаете! » — ответила принцесса, желая снова поиграть.
«Я бы хотел друга. Вот и все. Друг, чтобы провести со мной время, поужинать со мной, почитать для меня, поспать рядом со мной и поцеловать меня на ночь! » лягушка сказал.
«Что угодно! Что-нибудь!» — воскликнула принцесса.
И с этими словами маленькая зеленая лягушка прыгнула в воду и забрала золотой шар принцессы. В ту минуту, когда он отдал его, девушка, хихикая, бегала вокруг и бросала ее любимый шар в воздухе; она совершенно забыла о лягушке.
За ужином девушка сидела за столом со своим отцом, королем. Прежде чем любой из них успел откусить, в дверь постучали. Король встал и шел, чтобы открыть его.Хоп! Хоп! Хоп! Вошла маленькая зеленая лягушка.
«Я пришел ужинать с тобой, принцесса!» — радостно сказала лягушка, запрыгивая на стол. Принцесса осторожно схватила лягушку и поставила за дверь.
SLAM !!
Она повернулась и снова села на свое место, не обращая внимания на подозрительный взгляд короля.
«И кто это был, принцесса?» — спросил он ее.
«О, никто», — ответила она.
Суровый взгляд отца заставил ее покраснеть от смущения.Она сказала ему, что обещала лягушке проводить с ним время и ужинать с ему, и почитай ему, и пусть он переспит с ней, и поцелует его на ночь.
«Но я не хочу с ним зависать. Он мерзкий! » она продолжила.
«Обещание есть обещание, принцесса. Мы всегда должны выполнять свои обещания, — мудро сказал король. С этими словами девушка медленно подошла к двери и открыла ее.
Хоп! Хоп! Хоп!
Лягушка поужинала с ней, а затем последовала за принцессой в ее спальню, где она начала читать.
«Что ты читаешь?» — спросил он, пытаясь заглянуть ей через плечо, чтобы увидеть.
«Ничего», — ответила она, не обращая на него внимания.
К сожалению, лягушка запрыгнула на ее кровать и села на ее подушку. Прежде чем он успел устроиться поудобнее, принцесса подбежала к нему, подняла его и поставила возле окно.
«Но ты же обещал!» воскликнул он.
Она вздохнула и забрала его с собой в постель. Она прочитала ему сказку на ночь, и, что удивительно, лягушка оказалась довольно умной и забавной.Ей действительно нравилось его общество.
Когда пришло время спать, лягушка попросила ее поцеловать перед сном. Она отказалась, снова сморщившись при виде зеленого существа перед собой.
Принцесса выключила свет и попыталась заснуть. Вдруг она услышала звуки плача. Она снова включила свет, чтобы увидеть лягушку рядом с ней, вытирая слезы из его глаз.
Ее накрыла волна вины за то, что она заставила бедную лягушку плакать. Она уложила его в кровать рядом с собой и нежно поцеловала.
УУУШ !!
Внезапно маленькая зеленая лягушка на ее глазах превратилась в красивого юного принца; она от удивления вскочила с кровати. Принц сообщил ей что злая ведьма наложила на него чары, и только поцелуй может вернуть его в исходное состояние. Так уж получилось, что принцесса была первой, кто разрушил чары.
С тех пор принц и принцесса смогли вместе играть в дворцовых садах. Принцесса была как никогда счастлива иметь друга по играм, и всякий раз, когда она случайно подбросила мяч слишком высоко в воздух, она была в восторге от того, что спутник пошел и принесет ей.
Конец.
Версия для печати
.Лягушка за пределами сказочного персонажа: поиск информационных текстов
Главная страница ›Классные ресурсы› Планы уроков
План урока
Марки | К — 2 |
План урока Тип | Стандартный урок |
Расчетное время | Три 30-минутных сеанса |
Автор урока | |
Издатель |
Обзор
Рекомендуемые ресурсы
От теории к практике
ОБЗОР
Есть ли лягушки на каждом континенте? Утонут ли лягушки, если не найдут земли, на которой можно отдохнуть? Как долго живут лягушки? Студенты узнают об этом на этом уроке, на котором они проверят свои предыдущие знания о лягушках, сделают прогнозы и подтвердят свои прогнозы с помощью исследований в Интернете.Сначала студенты записывают свои предположения о лягушках на листе с истинными и ложными столбцами. Затем они используют веб-сайт «Несколько забавный мир лягушек», чтобы узнать больше о лягушках и проверить их прогнозы. Чтобы проверить свои предположения, студенты нажимают на внутренние ссылки страницы, чтобы перейти к подзаголовку. Подзаголовок сообщает читателю, что этот раздел информационного текста содержит доказательства, подтверждающие или опровергающие утверждение.
наверх
ОСОБЕННЫЕ РЕСУРСЫ
Несколько забавный мир лягушек: Веб-сайт, наполненный забавными фактами о лягушках со всего мира.Студенты могут использовать то, что они узнали на этом веб-сайте, чтобы лучше понять лягушек, используемых в художественной литературе. |
к началу
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Yopp, R.H., & Yopp, H.K. (2000). Обмен информационным текстом с маленькими детьми. Учитель чтения, 53 (5) , 410-423.
- Учащимся начальных классов необходимо больше внимания к научной литературе, если они хотят ценить как художественную, так и научно-техническую литературу, а информационные тексты должны стать воротами к повышению уровня грамотности.
- Информационные тексты представляют читателю структуру и особенности текста, явно отличающиеся от таковых в повествовательных текстах. Учащиеся начальных классов должны понимать условные обозначения информационных текстов и разрабатывать стратегии понимания, чтобы помочь в обучении.
- Прогнозирование основано на предварительном знании темы; таким образом, на будущее обучение по информационным текстам влияют знания учащихся о мире, которые могут быть дополнены чтением научной литературы.
к началу
.Статуэтка Царевны-Лягушки. Сказочный персонаж — лягушка-принцесса Stock Image
Похожие изображения
Статуэтка Маленькой принцессы в Будапеште, Венгрия
Статуя Маленькой принцессы, сидящей на перилах набережной Дуная в Будапеште,
Оригинальная статуэтка Маленькой принцессы, Будапешт
Красивая девушка как королева со статуэткой ангела
Negligee Princess, бисквитный фарфор Коллекционная кукла OOAK
Марципановая принцесса и лягушка
Каир, Египет — 26 сентября 2015: статуя аменирдиса в Египте в Каире
Санкт-Петербург, Россия — 19 декабря 2019 г .: Почтовая марка, выпущенная в Германской Демократической Республике с изображением
Портрет молодой красивой балерины в короне из кристаллов драгоценных камней в белом корсете и пачке, стоящей, положив руки на бедра
Статуэтка Нефертити
Статуя бюста Нефертити, Древний Египет, египетская царица.Выставка в Петропавловской крепости
Статуя русалки
Деталь интерьера
Знаменитый бюст царицы Нефертити
.