Гусли в картинах. Часть 3
Это завершающая часть цикла «Гусли в картинах». Мы рассказали вам о русских и зарубежных картинах, о современных художниках и художниках, которых знают все. Сегодня я буду больше говорить о самом музыкальном инструменте-гусли, и меньше – о художниках. Дело в том, что часто на картинах изображают гусли различной формы. Попробуем разобраться: случайно ли это? Что влияет на форму и вид написанного инструмента – смысл картины или исключительно эстетика?
Начнём с картины А. И. Бутова «На празднике песни Тойдемара» 1966 года.
Картина интересна тем, что Павел Степанович Тойдемар (настоящая фамилия Стекольщиков) действительно жил и работал в республике Майри Эл. Гусляр-виртуоз со сложной судьбой. Он играл на многих музыкальных инструментах. Карше, шювыре, свирель, гармонь – всё это пело в его руках. Исходя из этого, мы могли бы предположить, что на картине по чистой случайности изображены именно большие шлемовидные гусли. Но нет! Дело в том, что основой для картины послужила фотография самого Тойдемара.
Следующая картина «Натюрморт с гуслями» Елены Обуховой. Кстати, это первый натюрморт за весь наш цикл картин! Но, к сожалению, хоть гусли и хорошо смотрятся среди фруктов, их форма вряд ли что-то значит. Дело в том, что у этой художницы очень много натюрмортов с разными музыкальными инструментами, и, кажется, ей просто нравится эстетика, повторяющая чем-то Малых Голландцев.
Но есть одна картина, на которой изображены гусли определенной формы . Эта картина Андрея Клименко «Гусли-самогуды». Мы уже рассказывали о картинах этого художника в тексте о Садко. Но здесь и стиль отличается, и смысл. В древнем поверье у Гуслей-Самогудов нету определённого канона для формы. И тут художник явно этим воспользовался, изобразив гусли полуовальными, расписными. А к тому же превосходна сама идея. Гусли играют не сами. На них играет ангел, изображённый нежными мазками, полупрозрачный и очень красивый. И именно присутствие ангела делает картину особенной и понятной.
О художнике Борисе Ольшанском мы тоже писали в одном из предыдущих текстов. Это замечательно чувствующий русскую культуру человек, его картины пропитаны спокойствием и… Суровостью, что ли?
На его картине «Берендеи» так же статичная композиция. Кажется, что всё замерло, даже девушки, кружащиеся на заднем плане в хороводе. Почему-то мне вспомнилась опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Гусли тут почти незаметны, хоть они и на переднем плане, справа. Что можно сказать о жизни молодого человека – хозяина гуслей? Музыкальный инструмент красивый, новый. Относительно небольшой и лёгкий – всего семь струн. Но с отверстием для пальцев. Благодаря этому отверстию игра становится сложнее, поэтому не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Не знаю, намеренно или нет, но художник поместил гусли в самую «слепую» зону картины. Дело в том, что благодаря частой привычке читать, наш глаз и на картине стремится к тому же движению.
И последняя картина, в которой мы обратим внимание на форму гуслей – это «Гусляр поющий» (Слепой гусляр, поющий старинку) Анатолия Рябушкина.
Гусли немного напоминают букву «Г». Они большие и гораздо более плоские, чем те, к которым привыкли многие из нас. Такая форма предназначена для того, чтобы гусли удобно было класть на колени. Музыкальный инструмент очень похож на своего хозяина. Гусли красивые и спокойные, тёмные от прошедших лет. Неброский рисунок подчёркивает скромность, красоту, глубину души человека.
А сейчас мы перейдём к самому интересному в своём разнообразии блоку. Мы поговорим о том, что можно назвать одним словом – «Истоки».
Что мы называем «Истоками»? Ответ очень прост – то, что было сначала. А сначала была, например, Азбука.
Да-да. Прекрасная художница Елизавета Бём изобразила в своей авторской азбуке маленького гусляра – по соседству с буквицей «Глаголь», Горохом и Гребнем. И, пожалуй, это самое милое, что только могло найтись для этой статьи. Очень советую вам найти и внимательно рассмотреть эту замечательную акварельную азбуку!
Ещё я не могла не рассказать вам о замечательном художнике Ефиме Васильевиче Честнякове. Он жил в 18-19 веке. Кажется, что недостаточно давно для того, чтобы назвать его работы словом «Истоки»? А мне кажется, что можно. Только посмотрите на его картины! В его композициях сочетается всё – и древнерусские иконы, и лубочные картинки, и домашний уют. Гусли можно найти на многих его картинах. Он любил Древнюю Русь всем сердцем и часто изображал её, поэтому очень советую посмотреть его картины и оценить необычный авторский стиль.
Пожалуй, я назвала бы эти работы не «истоками», а «любимым», если бы не рассказывала уже о Васнецове. Васнецов – он самый любимый, очень тонкий, аккуратный и сказочный. А эти работы – они уютные, добрые.
И последняя картина попала под определение «Истоки» не за это. Дело в том, что стиль этой картины, написанной в 19м веке, очень напоминает мне стили старых мастеров. Тщательно проработанные детали, нежные мазки масляной краски – настолько нежные, что может показаться, что это акварель.
Николай Загорский «Давид играет на гуслях перед Саулом». Гусли тут больше напоминают лиру. Дело в том, что это один из первых вариантов нашего любимого музыкального инструмента. Ещё без резонатора, с очень нежным и негромким звуком.
Очень интересно, когда картина изображает легенду. А легенда о Давиде, впоследствии ставшем царём – одна из моих любимых.
Вот мы и завершили наш долгий, и, надеюсь, интересный рассказ о гуслях в живописи. Было очень интересно работать с разными источниками для того, чтобы сделать эту статью живой, насколько можно. Мы рассказали о своих любимых картинах, рассказали, почему на тех или иных работах изображали именно гусли, и узнали сами о многих интересных художниках. Спасибо вам за то, что были с нами в этом прекрасном путешествии!
Автор текста : Боровская Юлия
Распечатать рисунок гусли из незнайки.

В одном сказочном городе жили коротышки…В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.
В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей…Знайка…доктор Пилюлькин…Винтик со своим помощником Шпунтиком…Сиропчик…охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька…Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка…
Братцы, спасайся! Кусок летит!
— Какой кусок? — спрашивают его.
— Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется — и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!
Гусля дал ему большую медную трубу. Незнайка как подует в нее, труба как заревет!
— Вот это хороший инструмент! — обрадовался Незнайка. — Громко играет!
Нет, это плохой портрет, — сказал Гунька. — Дай я его порву.
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
— Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
— А у тебя способности есть? — спросил Цветик.
— Конечно, есть. Я очень способный, — ответил Незнайка.
Незнайка испугался, хотел остановить машину и потянул какой-то рычаг. Но машина, вместо того чтобы остановиться, поехала еще быстрей. На дороге попалась беседка. Трах-та-ра-рах! Беседка рассыпалась на кусочки. Незнайку с ног до головы забросало щепками.
Шар между тем поднимался все выше и выше…Стекляшкин забрался на крышу дома и стал смотреть на это пятнышко в свою трубу.
В это время корзина с силой ударилась о землю и перевернулась. Авоська схватился руками за Небоську, а Небоська — за Авоську, и они вместе вывалились из корзины. За ними, как горох, посыпались остальные коротышки…
Воздушное путешествие окончилось.
Синеглазка сняла со стены полотенце и протянула Незнайке. Незнайка повозил полотенцем по лицу и только после этого решился открыть глаза.
А у нас был малыш, по имени Знайка. Трусишка такой! Он увидел, что шар падает, и давай плакать, а потом как сиганет вниз с парашютом — и пошел домой. Шар сразу стал легче и опять вверх полетел. Потом вдруг опять полетит вниз, да как хватит о землю, да как подскочит, да снова как хватит… Я вывалился из корзины — тррах головой о землю!..
Ворчун с удивлением взглянул на него:
— Незнайка!
…Он уцепился за рукав Незнайки и не хотел его выпускать.
Это восьмиколесный паровой автомобиль с фисташковым охлаждением, — объяснил Шурупчик.
Через несколько минут черенок был перепилен и яблоко повисло на веревке. Винтик велел Бублику подогнать машину прямо под висящее яблоко. Малышки начали постепенно отпускать веревку. Яблоко опустилось прямо в кузов машины. Веревку отвязали, и машина повезла яблоко к дому.
Зачем же письмо? — растерянно пробормотал он. — Мы ведь недалеко живем. Можно и так поговорить.
— Ах, какой вы скучный, Незнайка! Вы ничего не хотите для меня сделать. Ведь это так интересно — письмо получить!
— Ну хорошо, — согласился Незнайка. — Я напишу письмо.
Незнайка часто сажал кляксы в тетради. И к тому же как только посадит кляксу, так сейчас же слизнет ее языком. От этого кляксы у него получались с длинными хвостами. Такие хвостатые кляксы Незнайка называл кометами. Эти «кометы» были у него чуть ли не на каждой страничке. Но Незнайка не унывал, так как знал, что терпение и труд помогут ему избавиться и от «комет».
Советские мультфильмы всегда вызывают теплые воспоминания и легкое недоумение у молодого поколения. Как же так? Мультики сделаны не на компе с помощью трехмерной графики? Да, их рисовали красками, поэтому они все примитивные, плоские, политкорректные. (Взять, например, Винни Пуха) Такое вот у нас было детство. Персонажа, о котором пойдет речь в этом уроке, знают даже самые мелкие. Расскажу как рисовать Незнайку. Это коротышка с большим носом и шилом в заднице
шляпой на голове. Одет он как заядлый хиппи, во все цвета радуги. Отличительные черты: повышенная хвастливость, необоснованная смелость, критическое невежество. Этого вы не знали:
- На могиле автора Незнайки изображен именно мальчик с мультфильма. Толи автор любил так сильно своего персонажа, толи он писал его с себя.
- Китайцы очень полюбили этот мультик. Они даже собственный перевод имеют, но главный атрибут – активное использование образа Незнайки при оформлении российского павильона на международной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае.
Приступим к художественной части.
Как нарисовать Незнайку карандашом поэтапноШаг первый. Создаем спичечного человечка с большим ореолом вокруг головы. Шаг второй. Отталкиваясь от нарисованных линий, даем человечку больше объема. Шляпу делаем более острой, конечности более заметными. Шаг третий. Время одеть мальчугана. Рисуем ботинки, брюки, маленький галстук под расстегнутым воротником. Выделаем под шляпой прическу в стиле хай-трэш. Шаг четвертый. Для лучшего восприятия, добавьте складки в местах закатанных рукавов, выделите подошвы на ботинках. Ну, главное – не забудьте обо всех чертах лица. Непоседа готов к новым подвигам. Если Вы хотите увидеть как рисовать других персонажей мультфильмов, которые Вам нравятся, пишите мне об этом на страничке заказов. Смотрите еще такие уроки рисования.
Раздел представляет раскраски с героями произведений Николая Носова о приключениях маленьких человечков. Основной персонаж этой серии сказок – Незнайка. Всего о нем было издано три части:
«Приключения Незнайки и его друзей»,
Незнайка в Солнечном городе,
Незнайка на Луне.
По этой сказочной трилогии создано несколько замечательных мультфильмов и мультсериалов.
Раскраски о приключениях Незнайки
На нашем сайте можно скачать 36 раскрасок с изображением Незнайки и других персонажей, участвовавших в книгах и мультиках о нем. Нажмите на изображения с этими забавными коротышками, чтобы распечатать их бесплатно. Вы найдете среди них раскраски таких героев:
1. Раскраска Незнайка.
Главный участник описываемых в книгах сказочных событий – коротышка по имени Незнайка. Зовут его так потому, что он очень не любит учиться и, из-за своего не знания, часто влипает в разные истории.
- Незнайка обладает веснушками и огненно-рыжими, торчащими во все стороны волосами.
- На голове его голубая широкополая шляпа, кроме того он носит рубашку оранжевого цвета, ярко-желтые брюки, зеленый галстук и коричневые башмаки.
- Незнайка смелый и сообразительный оптимист, при этом не обладает знаниями и любит хвастаться.
2. Раскраска Знайка.

Один из центральных персонажей мультфильма – Знайка – ученый и большой авторитет среди других жителей Цветочного города.
- Про Знайку можно сказать так: умен, любознателен, много читает, является полной противоположностью Незнайки.
- Он носит очки, черный костюм и галстук.
3. Раскраска Пилюлькин.
В Цветочном городе Пилюлькин работает доктором.
- Как и все врачи, Пилюлькин носит белый халат, на голове его красуется белая шапочка с красным крестом, а с собой он носит свой врачебный чемоданчик.
- Однако, в отличие от других , лечит Пилюлькин своеобразно – в его рецептах присутствуют только касторка и йод – и это на все случаи жизни.
4. Раскраска Винтик и Шпунтик.
Братья Винтик и Шпунтик – мастера на все руки, также проживающие в Цветочном городе.
- Братья всегда появляются в книге вместе, никогда не разлучаются и всегда что-нибудь изобретают.
- Винтик и Шпунтик умеют все на свете – они и механики, и слесари, и электрики, и плотники.
Кроме перечисленных коротышек, среди раскрасок про Незнайку есть еще много персонажей: художник Тюбик, любитель сладких напитков Сиропчик, композитор Гусля, малышки Синеглазка и Белочка, поэт Цветик и другие.
[Эскизный чертеж витража со святой Цецилией и арфой, органом и трубами] — цифровой файл из оригинального дизайнерского чертежа
Библиотека Конгресса не владеет правами на материалы в своих коллекциях. Поэтому он не лицензирует и не взимает плату за разрешение на использование такого материала и не может предоставлять или отказывать в разрешении на публикацию или иное распространение материала.
В конечном счете, исследователь обязан оценить авторские права или другие ограничения на использование и получить разрешение от третьих лиц, когда это необходимо, прежде чем публиковать или иным образом распространять материалы, найденные в коллекциях Библиотеки.
Для получения информации о воспроизведении, публикации и цитировании материалов из этой коллекции, а также о доступе к исходным материалам см. : Lamb Studios Drawings — Информация о правах и ограничениях
- Консультации по правам : Нет известных ограничений на публикацию.
- Репродукция номер : —
- Телефонный номер : ЯГНЕНОК, нет. 1099 (размер AAA) [P&P]
- Консультативный доступ : Ограниченный доступ: материалы этой коллекции очень хрупкие; большинство оригиналов не могут быть поданы.
Получение копий
Если отображается изображение, вы можете загрузить его самостоятельно. (Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов за пределами Библиотеке Конгресса из соображений прав, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на сайт.)
Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через
Услуги тиражирования Библиотеки Конгресса.
- Если отображается цифровое изображение: Качество цифрового изображения частично зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как копия негатива или прозрачность. Если поле «Репродукционный номер» выше включает репродукционный номер, начинающийся с LC-DIG…, то есть цифровое изображение, которое было сделано непосредственно с оригинала и имеет достаточное разрешение для большинства целей публикации.
- Если есть информация, указанная в поле Номер репродукции выше: Вы можете использовать репродукционный номер для покупки копии в Duplication Services. Это будет
сделано из источника, указанного в скобках после номера.
Если в списке указаны только черно-белые («ч/б») источники и вам нужна копия, показывающая цвета или оттенка (при условии, что они есть у оригинала), обычно можно приобрести качественную копию оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, включая каталог запись («Об этом элементе») с вашим запросом.
- Если в поле Номер репродукции выше нет информации: Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Duplication Services. Назовите номер телефона перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.
Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на Веб-сайт службы дублирования.
Доступ к оригиналам
Пожалуйста, выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли вам заполнять квитанцию о звонке в разделе «Распечатки». и читальный зал фотографий, чтобы просмотреть исходные предметы. В некоторых случаях используется суррогатное изображение (замещающее изображение). доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.
Элемент оцифрован? (Эскиз (маленькое) изображение будет видно слева.
)
- Да, товар оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть
просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых
случаях доступны только эскизы (маленьких) изображений, когда вы находитесь вне Библиотеки
Конгресс, потому что права на предмет ограничены или не были оценены на предмет прав
ограничения.
В качестве меры по сохранению мы обычно не обслуживаем оригинальный товар, когда цифровое изображение доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой библиотекарь. (Иногда оригинал просто слишком хрупок, чтобы служить. Например, стекло и пленочные фотонегативы особенно подвержены повреждениям. Их также легче увидеть онлайн, где они представлены в виде положительных изображений.)
- Нет, элемент не оцифрован. Перейдите к #2.
- Да, товар оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть
просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых
случаях доступны только эскизы (маленьких) изображений, когда вы находитесь вне Библиотеки
Конгресс, потому что права на предмет ограничены или не были оценены на предмет прав
ограничения.
Указывает ли вышеприведенные поля Access Advisory или Call Number, что существует нецифровой суррогат, например, микрофильмы или копии?
- Да, другой суррогат существует. Справочный персонал может направить вас к этому суррогат.
- Нет, другого суррогата не существует. Перейдите к #3.
- Если вы не видите уменьшенное изображение или ссылку на другой суррогат, пожалуйста, заполните бланк вызова в
читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут.
Другие материалы требуют назначения на более позднее время в тот же день или в будущем.
Справочный персонал может проконсультировать вас как по заполнению бланка заказа, так и по срокам подачи товара.
Чтобы связаться со справочным персоналом в читальном зале эстампов и фотографий, воспользуйтесь нашим Спросите библиотекаря или позвоните в читальный зал между 8:30 и 5:00 по номеру 202-707-6394 и нажмите 3.
Карандашный рисунок мотылька, играющего на арфе от Бетани
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
617 продаж |
5 из 5 звездот €43,51
Загрузка
Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки
Стиль
Выберите стиль холст 5 x 7 (43,51 евро) Холст 8×10 (60,9 €2) холст 11 x 14 (73,35 евро) холст 16×20 (85,78 €) 18×24 (98,21 евро)
Пожалуйста, выберите стиль
Исследуйте связанные категории и поиски
Внесен в список 2 сентября 2022 г.
74 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.