История о том, как гусли изменили одну жизнь
Гусли – одни из самых древних русских музыкальных инструментов. Упоминание о них можно встретить в народных сказках и былинах. Гусли сами по себе незамысловаты, но их судьба непроста. Несколько веков назад они запрещались под страхом смертной казни и повсеместно уничтожались. Несмотря на это сохранились до наших дней. Сегодня, как и в давние времена, звучание этого инструмента задевает самые тонкие струны души и даже меняет судьбы людей. Виктор Табаков из Сызрани, услышав однажды гусли, решил посвятить их созданию свои время и силы. А не так давно и вовсе усовершенствовал их, придав новое звучание.
Путь к мастерской
Еще в школьные годы Виктор Табаков увлекался столярным делом и музыкой. Он с улыбкой вспоминает свой первый музыкальный инструмент, который сделал из старой лыжи и консервной банки, натянув на эту конструкцию струны из лески. Такому изобретению молодой человек тогда даже не смог придумать названия. «Это было ни на что не похоже», – говорит Виктор сейчас. Неудачный опыт не остановил школьника, и он попробовал делать гитары. Получались они для уровня подростка очень даже неплохо.
Со временем юношеское увлечение осталось в тени. Виктор поступил в художественную школу, потом было училище, несколько лет проработал художником-декоратором в драмтеатре, а позже и вовсе в сфере, далекой от творчества. Но он всегда старался честно следовать своим желаниям, с легкостью менял виды деятельности и искал свой путь. Однажды Виктор построил возле дома мастерскую, даже не зная, для чего она ему. Знал точно только одно: будет создавать в ней что-то своими руками. Ответ пришел через пару лет: надо делать гусли! Благо мужчина уже тогда увлекся музыкой – играл на гитаре, на фортепиано и блок-флейте.
Свои первые гусли мастер Табаков очень хорошо помнит. Опыта в этом деле у него совершенно не было, он просто нарисовал их на бумаге так, как представлял в своем воображении.
Виктор вспоминает, как много лет назад побывал на концерте известного гусляра из Москвы Любови Басурмановой. Тогда он остался в восторге от звучания инструмента, оно отпечаталось в его памяти и стало некой отправной точкой в увлечении гуслями.
– Много лет спустя я лично познакомился с Любовью, сейчас мы с ней дружим, сотрудничаем. А когда я только начинал, ни с кем из мастеров и гусляров знаком не был. Для того чтобы набраться опыта, купил билеты в Москву и поехал искать мастерские и мастеров, – рассказывает Табаков.
По случайному стечению обстоятельств Виктор в столице попал на фестиваль гусляров, где познакомился с будущими коллегами и многое узнал для себя. А в первую очередь овладел игрой на этом щипковом инструменте.
– Гусли – моя любовь, моя работа и дело жизни. Все, что я делал раньше, было преддверием к тому, чем занимаюсь сейчас. Вело к этому, – признается сызранский мастер. – Тяга к рисованию со временем ушла, но я иногда использую этот навык при создании инструментов. По заказу клиентов расписываю гусли. Сейчас я очень люблю работать с деревом. Кстати, после 8-го класса хотел пойти учиться на столяра, но меня тогда отговорили, и я продолжил учебу в школе. Кто знает, как судьба сложилась бы.
Волшебство гуслей и мастера
Изготовлением гуслей в своей музыкальной мастерской Виктор Табаков занимается уже около 15 лет. Он создает их, как говорится, на любой вкус и цвет: академические и народные, от семи- до 49-струнных, расписные и с отделкой. Для создания использует такие материалы, как ель, клен, бук. Закупает музыкальную резонансную древесину в специальных мастерских. А еще любит работать со списанными пианино, из них получаются отличные, качественные по звуку инструменты.
Гусли сызранского мастера прекрасны внешне и, самое главное, гармоничны по звучанию. Виктор Табаков не ленится переделать, если ему в результате что-то не нравится. Такой подход к делу завоевал доверие у многих музыкантов, в том числе известных.
– Любимый момент – когда все уже готово, остается натянуть струны и проверить гусли. Если что-то неудачно выходит, то переделываю. Есть мастера с математическим подходом, кто все высчитывает, выверяет, а у меня подход поэтический, если можно так сказать. А вообще в этом деле очень сложно что-то предугадать, потому что каждый кусок используемой древесины звучит по-разному, сочетание их между собой тоже дает разное звучание. Поэтому делаешь один и тот же инструмент, по одной схеме, но всегда получаются разные гусли, – говорит гусляр.
За 15 лет он создал уже более 300 инструментов. Они разъезжаются из Самарской области по всей стране и за ее пределы. Попадают в руки как новичкам, так и профессионалам, собирая положительные отклики.
– В первую очередь я узнаю, какой у клиента музыкальный опыт, какой инструмент ему нужен, какую музыку он будет играть на нем – академическую, народную или что-то другое. Когда начинаю работать в мастерской, стараюсь сонастроиться с этим человеком, думаю о нем. И руки сами ведут, делают гусли. Я, конечно, пока не достиг состояния, когда чувствуешь себя инструментом в руках высших сил, но к этому стремлюсь, – делится мастер. – Бывает так, что у меня изготовленный инструмент не вызывает особых эмоций, а клиент получает гусли и присылает восторженные отзывы. Это говорит как раз о том, что у меня все получилось.
Новая жизнь, новое звучание
Последние годы интерес к гуслям заметно растет. Все больше людей ценят и любят звучание древнего инструмента, все чаще учатся играть на нем. Есть мнение, что гусли своей музыкой способны благотворно влиять на сознание людей, вносить гармонию в окружающий мир. Они даже якобы будят русские души от забвения, возрождая в них память далеких предков.
Однако несколько веков назад на Руси планомерно уничтожали и гусли, и память о них. На щипковом инструменте запрещали играть и даже иметь его при себе, за нарушение закона могли лишить жизни. Гусли безжалостно истребляли: их сжигали в кострах, ломали на щепки. К счастью, искоренить полностью так и не удалось.
– В древности гусляр был средством массовой информации. Он играл и пел о том, что происходит в стране, передавал народу информацию, которая не нравилась властям. В XVII веке при патриархе Никоне уничтожали эти свободные СМИ. Гусли оказались под запретом, – рассказывает сызранский музыкант. – Вообще нужно признать, что мы мало знаем об истории своих предков, но сейчас настает новое время, и в нашу жизнь возвращается многое из того, что когда-то хотели искоренить и стереть из памяти.
Виктор делится, что ему приятно вносить свой вклад в возрождение гусельных традиций страны. Более того, с недавних пор кроме обычных гуслей он изготавливает и лично им усовершенствованные. Музыкант придумал для древнего инструмента хроматическую подставку, которая позволяет значительно расширить репертуар. Она закреплена на корпусе гуслей и напоминает гриф гитары.
– Мне захотелось сыграть на гуслях пьесу «Золушка» Алексея Архиповского, но на обычных это невозможно сделать, не хватает нот. По сути, гусли как пианино, но только без черных клавиш. А хроматическая подставка добавила эти клавиши в конструкцию инструмента, в результате добавились полутона. Такого я ни у кого не видел, у этого изобретения большое будущее, – считает мастер. К слову, он не приписывает эту идею себе, так как уверен, что он стал лишь проводником, взяв ее у вселенной. – Я согласен с Алексеем Константиновичем Толстым, который писал: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! Вечно носились они над землею, незримые оку», – цитирует поэта гусляр.
Некоторые музыканты уже опробовали усовершенствованные гусли Табакова и высоко оценили такое ноу-хау. Он и сам рад, старается разучить сложные композиции на своем новом инструменте. «Золушку» уже играет, пробует Баха. Хотя и признает, что все же творения этого композитора лучше звучат на органе.
Наталья Грецова
Фото автора и из личного архива Виктора Табакова
Рубрика: Народные промыслы. Номер: № 12 (290) декабрь. Год: 2022.
Образ гуслей в мультфильмах
Мультфильмы: развлечение для детей и искусство для взрослых. Они появились относительно недавно, но сегодня нам трудно представить свой кинодосуг без этих веселых.
Гусли — очень древний (относительно мультиков) музыкальный инструмент. В логотипах, картинах, да и в наших головах их образ почти всегда означает старину, Древнюю Русь. Только в последнее время, благодаря тому, что гусли стали чаще появляться и в домах хороших людей, и на разных фестивалях, они напоминают нам и о походах, и о русском роке, и о много еще чем. Это замечательно!
Но что насчёт мультипликации? Часто ли используется образ гуслей там, и остаётся ли он символом чего-то древнего, или же прогрессирует, меняя смысл? Попробуем разобраться.
Разумеется, (и к сожалению), гусли в мультфильмах встречаются редко. Думаю, вы это поняли и сами, когда, прочитав заголовок этого текста, попробовали вспомнить какой-нибудь пример. Да, редко, но они есть, и, если уж есть, то играют (простите за каламбур), весьма важную роль.

«Василиса Микулишна», 1975 год, режиссёр Роман Давыдов.
Самый старый мультик, в котором обнаружились гусли. И, хоть они там и появились очень ненадолго, совсем эпизодически, но зато — в очень важной роли! Именно с их помощью у красавицы — Василисы получилось… Ой, а вдруг вы не смотрели? Посмотрите обязательно! И гусли найдите! Они тут появились благодаря тому, что чуть ли не чаще всех остальных инструментов появлялись на пирах в те времена. У гуслей большое преимущество перед остальными инструментами. Большой резонатор и неприглушенные струны могут звучать настолько громко, что даже среди гомона большой толпы их будет прекрасно слышно, но при всей громкости и обширности звука они не теряют самого главного — своей музыкальности. Именно как самого частого гостя праздников того времени и изобразили гусли в этом мультике.
Отзыв о мультфильме:
«Замечательный мультфильм, настоящий шедевр советской мультипликации! Очень нежный, изящный и красивый. К тому же, необычный. Редко встретишь сюжет, где женщина спасает мужчину, а не наоборот. Мне мультфильм очень напомнил произведения Некрасова — сразу по Двум причинам. Во-первых — образ женщины, которая «коня на скаку остановит», оставаясь сама при этом хрупкой, большеглазой красавицей. А во-вторых, очень правдиво, как и у Некрасова, изображена правда некоторых русских семей того времени — мужчина сильный, хватать горазд, а женщина ради него готова пожертвовать всем — и косами, и жизнью, если понадобится. Или это просто большая, настоящая любовь? Посмотрев этот мультфильм, будет что и обдумать самому, и обсудить с ребёнком. Очень советую!»
«Ну, погоди», 16 выпуск, 1986 год, режиссёр Вячеслав Котёночкин.
Этот мультфильм смотрели и любят все: и дети, и взрослые. Этот выпуск мой любимый, думаю, и вы его знаете. Тот самый, где Волк получил солнечный удар и попал в сказочную страну — к Змею Горынычу, Хоттабычу, Бабе Яге… Гусли там в очередной раз спасли Зайца от Волка. Как только заяц заиграл на волшебных, сказочных гуслях-самогудах, Волк пустился в пляс. Тут уж не до ловли Зайца! В этом мультфильме гусли помогли режиссёру создать нужную атмосферу сказки. Почему именно они? Нужно было показать культовый, русский народный музыкальный инструмент, при том волшебный. Тут бы не подошла зачарованная балалайка или гармошка. Именно гусли чаще всего изображались в легендах самостоятельным, почти живым инструментом.
Кстати, именно этот, 16 выпуск оказался печально-памятным событием для создателей мультика. Это последний мультфильм, озвученный и выпущенный при жизни Анатолия Папанова. Впоследствии для озвучки Волка использовалась всего лишь нарезка записи с его голосом.
Отзыв о мультфильме:
«Да что тут говорить! Умели раньше рисовать мультики — смешно, с Душой. Очень люблю и вредного Волка, и озорного Зайца. Пересмотрела по нескольку раз все серии. Мой любимый мультсериал — наряду с Чебурашкой и старыми Смешариками. Вечно, актуально и прекрасно. Бегу пересматривать)»
«Садко», 2018 год, режиссёр Максим Волков.
Современный мультфильм. Прочитав название, уже становится понятно, при чём тут гусли. Садко замечательно на них играет, никогда с ними не расстаётся, поэтому ими можно наслаждаться почти весь мультик. Мультфильм, хоть и максимально «современно», но попытался показать русского парня из сказки. Гусли тут нужны скорее, как типично русский атрибут, посмотрев на который каждый ребёнок понимает, о чём мультик. Без гуслей от этого Садко, скорее всего, не осталось бы ничего от настоящего Садко, поэтому и тут выбор музыкального инструмента, победившего зло и являющегося одним из главных персонажей мультфильма, вполне оправдан.
Отзыв о мультфильме:
«Неплохой современный полнометражный мультик. Добро, как полагается, побеждает зло. Есть и неловкие, и страшные, и забавные сцены, весёлые песни — детям должно понравиться.
Весело, не полезно и не вредно, если можно поставить оценку, то я ставлю троечку. Но хоть гусли есть))»
«Волшебное кольцо», 1979 год, режиссёр Л. Носырёв.
Тоже советский и любимый многими мультик. Многие и не вспомнят, где же там были гусли, да и мне это открылось совершенно случайно. В самом начале, на заставке, изображён на «лубочной» картинке мужичок — да-да, именно с гуслями! Благодаря этому мы сразу понимаем, в какое примерно время будут происходить события, да и сам характер мультика. Можно сказать, что «гусельная» тема проходит красной ниточкой через весь мультфильм — не просто музыкальным инструментом, а добротой, музыкальностью и русским колоритом.
Отзыв о мультфильме:
«Мне понравилось, хоть и обидно за наивного главного героя. Хотя, с другой стороны, если бы он не был таким добрым и наивным, у него не оказалось бы Волшебного кольца… Хороший мультик о Доброте, труде и настоящей Дружбе. Мой любимый момент — это когда кот и пёс идут спасать человека. Слёзы на глаза пока не наворачиваются, но, честно говоря, что-то вроде того. Хорошая, светлая история, рисовка чем-то напоминает лубок — и это здорово. Если ещё не смотрели, то очень советую!»
«Это мой выбор», режиссёр Станислав Подивалов.
Православный мультфильм
Один из многих мультиков, в которых гусли хоть и не являются на самой картинке, но звучат, и их звук прекрасно дополняет и образы людей, и рисованные сюжеты, и пейзажи. Звук гуслей иногда бывает сложен для записи из-за большого количества звучащих неприглушенных струн (бывает, что запись «позвякивает», но тут ничего подобного нет, звук чистый, хороший). Почему выбрали такой сложный путь? Почему, опять-таки, не балалайка? Наверное, дело в том, что это всё-таки душевная, «тихая» сказка, слушая которую, хочется посмотреть вглубь себя, осознать что-нибудь новое. Именно гусли могут звучать совершенно по-разному. И весело, с кажущейся простотой, и печально, задумчиво, с красивыми, многозвучными переборами струн.
Отзыв о мультфильме:
«Неплохой современный мультик. Не популярный, наткнулась на него чудом и не пожалела. Хоть рисовка оставляет желать лучшего (отдельные картинки хороши, но в движении часто проскальзывает «деревянность»), но доброта и любовь этой легенды заставляют забыть о выразительных минусах. История о том, что вера в Бога помогает в самые сложные минуты, что богатый человек может быть несчастлив, и о многом другом. Мне понравился этот сюжет тем, что он очень понятно, адекватно и без жестокости рассказывает о вере. Конечно, главному герою приходится тяжело, но у меня не осталось того гнетущего чувства, которое очень часто остаётся после прочтения некоторых легенд и историй для детей. Так и
должно быть. На первом месте — доброта, потом уже — всё остальное.»
Итак, можно подводить итог.
Это все мультфильмы, которые мы нашли на данный момент. В будущем, надеемся, список будет пополняться!
В каждом мультфильме появление гуслей было нужно и важно по-своему. В каждом случае они оказались именно тем, что было нужно режиссёру для дополнения или создания образа героя или эпохи.
К сожалению, или к счастью, но оказалось, что гусли в мультфильмах связаны исключительно с Древней Русью. Все описанные выше сюжеты протекают именно в это время. Никакие новые образы пока не вдохновили мультипликаторов на создание чего-то совершенно нового и необычного. Но и то, о чём было рассказано выше, безусловно, достойно внимания.
Приятного просмотра!
Автор текста: Никитина Юлия
|
Гусли
Ниже вы найдете описание так называемых клавишных гуслей, также называемых механическими или педальными гуслями. Обратите внимание, что существуют и другие виды гуслей.
Гусли клавишные имеют диапазон от ля контроктавы до ля 3 октавы. Настройка хроматическая. Обычно ноты пишутся в ключах соль и фа на двух нотных системах, которые сочетаются с наградой. Иногда ноты пишутся только сольным ключом на одной нотной системе.
С левой стороны прибора расположен механизм клавиатуры. Он состоит из 12 фортепианных клавиш (7 белых клавиш и 5 черных клавиш, обычно написанных от C до H) и соответствующего количества демпферов для покрытия всех струн. При нажатии одной клавиши — например, C — демпфер автоматически поднимется над струнами, соответствующими тону во всех октавах. С помощью клавиатуры можно брать разные аккорды и гармонии длиной в одну октаву и арпеджио во всем диапазоне. Обычно для игры на гуслях используется кожаный плектр. Используя педальный механизм, который одновременно поднимает все демпферы, вы можете играть простые тона и мелодии, перебирая струны, а также исполнять хроматические партии.
Ноты записываются в регистре первой октавы между нотами, которые показывают диапазон аккорда. Эти ноты первой октавы называются «определенными». Иногда эти заметки окружены квадратными похвалами. Волнистая линия перед нотами показывает направление движения руки – вверх или вниз. Волнистая линия между аккордовыми нотами показывает направление движения арпеджиотона в нисходящем или восходящем порядке, что соответствует длине аккордовых нот. Основная функция этого инструмента — исполнение арпеджио, подчеркивающих звучание оркестра.
Гусли — один из древнейших музыкальных инструментов, сыгравших важную роль в русской музыкальной культуре. Греческие историки Феофилакт и Феофан были первыми, кто упомянул о гуслях: Во время войны в конце VI века греки взяли в плен славян и нашли музыкальный инструмент, названный гуслями. Это соответствует тому, что говорили арабские авторы Аль-Масуди и Ибн-Даста в 10 веке.
В славянских изданиях встречаются описания русского народного инструмента гуслей начала XII-XIII вв. Инструмент описывается как легкая пятиструнная коробка из дерева. Эти струны настраивались так: ля, до, ми, соль, ля. На ней играли так: струны, которые нельзя было использовать, глушили левой рукой, а в правую клали игровую палочку. Стик использовался для нажатия на остальные открытые струны. Гусли использовались только как аккомпанемент к песне и особенно к бродячим скальдам, которые своими песнями рассказывали о древности и восхваляли князей и их родственников. Постепенно на гусли ставили новые струны – 10, затем 13 – и менялась манера игры. Вы начали использовать метод арфы.
В 18 веке в Санкт-Петербурге строились гусли на ножках. Позже количество струн было увеличено до 3-4 октав с хроматической настройкой. Расцвет гуслей приходится на 18-19 века. Инструмент можно найти во многих домах, его используют на репетициях церковных хоров. Есть несколько очень хороших исполнителей. Самыми известными среди них были гусляры Маньковский и Трутовский, игравшие на Царском дворе. Кроме того, существуют школы гуслярной музыки.