Skip to content
Меню
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Рисование
  • Советы начинающим
  • Как рисовать
  • Карандашом
  • Поэтапно
  • Уроки
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ
Главная » Разное » Гойя черные картины: «Мрачные картины» Гойи раскрывают секреты спустя 200 лет

Гойя черные картины: «Мрачные картины» Гойи раскрывают секреты спустя 200 лет

Posted on 18.03.202303.01.2023

Содержание

  • «Черная живопись» глухого Гойи — художника, который создавал самые мрачные картины всех времен
    • История «Дома глухого»
    • Причины создания самой мрачной живописи в истории
    • Самая известная и страшная фреска
  • Тёмная сторона великого художника: легендарные «Чёрные картины» Франсиско Гойи
  • Черные картины Франсиско де Гойи
    • «Pinturas Negras» или «Черные картины» — это четырнадцать работ испанского художника Франсиско Гойи. Картины, созданные в его последние годы в Испании примерно с 1819 по 1823 год, изображают навязчивые образы и мрачные темы.
      • Четырнадцать отдельных черных картин с одним дополнительным произведением искусства
        • Saturn Devouring His Son
        • The Dog
        • Two Old Men
        • Men Reading
        • Judith and Holofernes
        • Man Mocked by Two Women
        • La Leocadia
        • Головы в пейзаже
        • Бой с дубинками
        • Двое стариков едят суп
        • Паломничество в Сан-Исидро
        • Суббота ведьм (Великий козл)
        • Паломничество в Сан-Исидро
        • Asmodea (Фантастическое видение)
        • Atropos
  • «Черные живописи» В Квинте Дель-Делько (182050
  • «Черные живописи» В Quinta Del Del (182050
  • «Черные живописи» В Квинте Дель-Дель-Сорт (182050
  • «В Квинта Дель-Дель.

«Черная живопись» глухого Гойи — художника, который создавал самые мрачные картины всех времен


Абсолютно точно нет ни одного человека, который глядя на творения Гойи остался бы равнодушным или хотя бы не поразился увиденному. Но не все рискнут даже взглянуть на эти фрески. «Черная живопись» Франсиско Гойи была создана более 200 лет назад, но и по сей день поражает своей фантастичностью и ужасом.



«Черная живопись» (по-испански: Pinturas negras) — это название цикла из 14 фресок Франсиско Гойи, выполненных на стене его дома. Написал эти настенные фрески художник в период между 1819 и 1823 годами. Они описывают тяжелые психологические темы, отражающие его безумие и мрачный взгляд на человечество. Ни одна из фресок не была названа самим Гойей, историки искусства самостоятельно предоставили им имена и собственные интерпретации каждого произведения.



История «Дома глухого»


В 1819 году, в возрасте 72 лет Гойя переехал в двухэтажный дом за пределами Мадрида, который назывался «Дом глухого». Названный в честь своего предыдущего глухого владельца, Гойя также переехал в это жилище практически оглохшим (последствия лихорадки, которой художник переболел в 46 лет). Считается, что Гойя намеренно купил этот дом для совместного проживания с Леокадией Вайс, вдали от чужих глаз, ведь ее спутница все еще была замужем за Исидоро Вайс. Гойя создал фрески поверх обоев, которые покрывали стены виллы. «Черная» композиция Гойи основывалась на сельских сценах и небольших фигурах, описанных из окружающих пейзажей. Стены комнат дома он покрыл 14-ю темными, исполненными масляными красками панно фантастического характера. Семь изображений находились на первом этаже и 7 на втором. Расположенные на стенах скромного жилища, эти фрески напоминают огромные станковые полотна. Необычна и палитра, в которой преобладают оливково-серые и черные краски с редкими тревожными пятнами белого, желтого и розовато-красного.

Схема первоначального размещения Мрачных картин в Кинта-дель-Сордо.

Сейчас эти изображения находятся в музее Прадо в Мадриде. В современности Гойя считается одним из трех титанов-испанцев постоянной экспозиции Прадо вместе со своими кумирами Диего Веласкесом и Питером Паулем Рубенсом. Есть мнение, что эта работа прокладывает мост между этими старыми мастерами и великими современниками, пророчествуя экспрессионизм и сюрреализм.

«Дом глухого»


Причины создания самой мрачной живописи в истории


После наполеоновских войн и внутриполитических беспорядков в Испании Гойя стал довольно жестоко относится к человечеству. Ситуация в стране повлияла на то, что художник воспринял все сопровождающие эмоции террора, страха, истерии и отразил их особенно ярко именно в «Черной живописи». Темное, зловещее начало господствует в фресках «Дома глухого», где изображения возникают, как в кошмарном сне. Темы произведений «Черной живописи» мрачны: зло, жестокость, невежество, смерть.
Помимо политических факторов, на живопись повлияли и личные трагические причины: он пережил две смертельные болезни и становился все более беспокойным, опасаясь рецидива. Используя масляные краски и работая прямо на стенах своей столовой и гостиной, Гойя создавал работы с темными, тревожными темами. Фрески не были заказаны и не должны были покинуть его дом. Вполне вероятно, что художник никогда не предназначал эти фрески для публичной демонстрации.

Самая известная и страшная фреска


Возможно, самая известная и страшная из цикла фреска — это «Сатурн, пожирающий своего сына» — описывает Титана Кроноса (Сатурна в римской мифологии), отца Зевса, съедающего одного из своих детей. Опасаясь пророчества о том, что один из его детей свергнет его, Сатурн съел каждого из своих детей после рождения. Гойя изображает этот акт каннибализма с поразительной дикостью. Фон черный, в то время как конечности и голова Сатурна, кажутся яркими и выскакивают из тени. Глаза Сатурна огромные и действительно зловеще ужасные.
Фрески Гойи — необычны и уникальны. Они вполне могут быть поставлены в цепь развития произведений монументальной живописи.


«Черную живопись» написал художник, творящий в своем собственном пространстве и времени, никому ничего не сообщающий и выражающий себя в одиночестве. Результаты остаются такими же личными, неизгладимыми и запутанными, как сны. Произведения Гойи сохраняют волнующую современность, вдохновляя многих передовых художников мира на создание шедевров.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Тёмная сторона великого художника: легендарные «Чёрные картины» Франсиско Гойи

Художественный стиль Франсиско Гойи специалисты описывают как романтический. Он исследовал темы, уходящие корнями в социально-политические проблемы общества. Некоторые из его работ также считались довольно мрачными по своей природе, но, тем не менее, Гойя был родоначальником современного искусства из-за его более выразительного художественного стиля. В мире искусства его неоднократно называют «последним из старых мастеров и первым из современных».

Свои легендарные «Чёрные картины» испанский художник рисовал как фрески на своей вилле в течение нескольких лет. Это весьма необычные настенные росписи, они тёмные и временами несколько пугающие, что мурашки начинают бегать по телу. Почему же он создал такие мрачные картины и какой тайный смысл в них вложил?

Загадочная история чёрных картин Гойи

Чёрные картины, которые Франсиско Гойя написал в период с 1819 по 1823 год стали самыми мрачными творениями этого художника. Началось всё с того, что он приобрёл новый особняк, загородную виллу под названием Quinta del Sordo, что переводится с испанского как «Дом глухого человека». В то время Гойе было около 73 лет, и он страдал глухотой из-за болезни. Дом был назван не в его честь, а в честь предыдущего владельца, который также был глухим. Именно здесь живописец и создал свой знаменитый тёмный цикл.

Гравюра виллы Кинта дель Сордо, где Гойя создавал свои «Чёрные картины», Чарльз Ириарте, 1867 год

На стенах дома Гойя нарисовал 14 композиций.

Некоторые из них находились на первом этаже, а другие — на втором. Однако есть учёные, которые отмечают, что могла быть 15-я картина под названием «Головы в пейзаже» (ок. 1820–1823). Сегодня это полотно является частью коллекции Стэнли Мосса. Специалисты предполагают, что Гойя никогда не намеревался показывать эти картины остальному миру. Их никто ему не заказывал. Он нарисовал их сам и только для себя.

Однако существует ещё одна теория о «Чёрных картинах» Гойи, которая вызвала некоторые спекуляции в мире искусства. Некоторые учёные считают, что Гойя не был автором этих полотен. Они выдвигали различные версии, по одной из которых автором может быть сын художника. Основанием для этой теории послужило то, что картины были на двух этажах виллы. Тут следует отметить, что когда на вилле жил Гойя — там был всего один этаж. Второй появился после его смерти.

Предполагаемое расположение Чёрных картин в Кинта-дель-Сордо

Другие специалисты говорят, что во всём виноваты неточности в документах. Вилла была уже двухэтажной. К единому мнению в этом вопросе историки так и не пришли.

Фотография виллы Кинта-дель-Сордо, около 1900 года

Почему черные?

Чёрные картины Франсиско Гойи были названы таким образом не только потому что они визуально очень тёмные. Они действительно преимущественно окрашены в чёрный, коричневый и серый цвета с небольшими вкраплениями дополнительных оттенков, таких как белый, красный и синий. В целом же они выглядят мрачно, но своё название получили из-за своих тёмных психологических аспектов. Гойя затронул в своих полотнах невероятно широкий спектр тем. От личностных человеческих эмоций, мифологических историй и колдовства, религии, до таких глобальных тем, как смерть, зло, старение. От этих картин так и веет тоской, одиночеством, бесконечным унынием. Даже улыбки персонажей не вызывают у зрителя ничего кроме жутких мурашек.

https://youtu.be/8Nx89zIXxss

Есть множество вопросов о том, почему Гойя создал эти мрачные картины. Особенно если сравнивать их с его предыдущими работами, которые, очевидно, представляют собой два разных художественных стиля. Некоторые учёные предполагают, что это произошло из-за ухудшения его собственных умственных способностей, травмы, связанной с его болезнями, и мучительного опыта войн между Францией, а также внутренних конфликтов в Испании.

Шабаш ведьм (1797-1798) Франсиско де Гойи

«Сатурн, пожирающий своего сына»

«Сатурн, пожирающий своего сына» — это изображение римского бога, известного как Сатурн, который в прямом смысле этого слова пожирает своего ребёнка. Тут следует напомнить предысторию этого божества. Сначала это был греческий титан, носящий имя Кронос. Согласно пророчеству, его должен был свергнуть один из его детей, и в результате он решил съесть их всех, чтобы избежать своей участи.

Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своих детей, 1823г

Гойя изобразил Сатурна большой, ужасно костлявой фигурой. Кажется, он сидит на одном колене, а его левое колено упирается в землю. Обеими руками он сжимает мёртвое тело одного из своих детей. Очевидно, что он крепко держит его, так как между его пальцами кровь, а костяшки пальцев выпирают. Тело безжизненно в хватке Сатурна, более того, оно безголовое и без правой руки, что позволяет предположить, что он уже поглотил эти части тела. Его левая рука вытянута и почти во рту Сатурна, кажется, что она уже откушена. Видно, что это довольно большой ребёнок, не младенец.

Рот бога жадно разинут, он готовится отгрызть следующую часть тела, а его глаза выпучены и дико смотрят на него. Точно так же его седые волосы, струящиеся чуть ниже плеч, также придают ему дикий вид. Неясно, где сидит или сгорбился Сатурн, поскольку окружающая среда кажется тёмной. Он мог быть на земле, несомненно, где-то спрятанным и грязным. Кроме того, многие источники также описывают «восставший» фаллос между ног бога, когда он пожирает своего ребёнка, что усиливает эмоциональную напряжённость и грубость изображения.

Сатурн, пожирающий сына (1636-1638) Питера Пауля Рубенса. Некоторые учёные считают, что эта картина повлияла на Гойю и вдохновила его на создание собственного полотна на эту тему

Этот образ очень тёмный и поразительно мрачный в своём изображении. Он затрагивает первобытные и звероподобные аспекты и, если идти дальше, возможно, саму человеческую природу. Было ли это у художника метафорой пожирающей природы жизни во всех её проявлениях и смерти во всей её крови? Возможно, в психике его к этому времени произошли некие необратимые изменения. Некоторые эксперты предполагают, что посылом этого полотна было послание о том, что сам Гойя погрузился во тьму. Возможно, на это повлияло то, что незадолго до этого у его жены был выкидыш с травматическими последствиями. Кроме этого, из восьми детей пары до взрослого возраста дожил лишь один.

Кроме того, Гойя мог также изобразить его как символ войны, в качестве некого сардонического комментария к недавней войне Испании с Францией. Такая игра на идеях времени и смертности. Тёмные тона, неизвестный источник света на картине, придают ей ещё большее ощущение общей гнетучести. Гойя, казалось, рисовал выразительно, рыхлыми мазками, часто нанесёнными толстым слоем, называемым импасто. Если внимательно посмотреть, то можно заметить физическую текстуру краски, сделанную из мазков. Они также видны как очертания контуров тел. Особенно это заметно на широко распахнутых и дико выпученных глазах Сатурна.

Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своих детей. Фрагмент

Другие «Чёрные картины»

Интересно отметить, что во многих других работах из серии «Чёрных картин» предмет также позиционируется с разных точек зрения. Например, в «Собаке» большая пустая область в верхних двух третях картины являет собой отрицательное пространство, а собака, представляющая собой положительное пространство, находится в нижней трети и смотрит вверх на неизвестный источник.

«Собака»

Точно так же в «Борьбе с дубинками» мы видим две дерущиеся фигуры.

Они расположены немного левее композиции, оставляя с правой стороны открытое пространство, изображающее холм в отдалённом пейзаже.

«Борьба с дубинками»

Такое же расположение фигур в «Шествии Святой Канцелярии», где изображено шествие людей, выходящих на передний план композиции от заднего плана до правого нижнего угла. В «Фантастическом видении» и «Атропосе» Гойя снова поместил фокусы, представляющие собой группы фигур, парящих в воздухе, по обе стороны от композиции.

Вверху: «Фантастическое видение». Внизу: «Атропос»

P. S.

Почти во всех 14 «чёрных картинах» Франсиско Гойи изображения людей, которые либо глубоко устрашающие, либо в созерцательном, либо в весёлом настроении. Гойя дал нам спектр эмоций, и независимо от того, изображал ли он миф или любой другой рассказ, он рисовал аспекты человеческой природы и, в конечном счете, то, что могло возникнуть из глубин человеческой психики.

Тёмные картины Гойи — это кладезь смысла, и хорошо известно, что некоторые искусствоведы и учёные смогли расшифровать некоторые из этих картин, в то время как относительно других остались в неведении.

Картины, которые сохранились, хранятся в Музее Прадо. Они взяты с их первоначальных мест на стенах виллы Гойи, которую он покинул в 1824 году, чтобы переехать в Бордо во Франции. Спустя годы, после того как картины были сняты со стен Кинта-дель-Сордо в 1875 году, Испания приняла участие в ретроспективной художественной выставке 1878 года в Париже на Всемирной выставке, расположенной во дворце Трокадеро. В испанской секции можно было увидеть несколько «чёрных картин» Гойи.

Фотография Всемирной выставки 1878 года в Париже, показывающая испанский раздел, в том числе «Шабаш ведьм» Гойи

Несмотря на то, что серия «Чёрные картины» была повреждена в результате её перемещения, люди смогли осмотреть интерьер дома Гойи. Что бы не хотел на самом деле сказать своими картинами художник, он, тем не менее, оказал неизгладимое впечатление на мир искусства, особенно повлияв на художественные движения, такие как экспрессионизм и сюрреализм.

По материалам kulturologia.

Черные картины Франсиско де Гойи

«Pinturas Negras» или «Черные картины» — это четырнадцать работ испанского художника Франсиско Гойи. Картины, созданные в его последние годы в Испании примерно с 1819 по 1823 год, изображают навязчивые образы и мрачные темы.

Эти яркие творения отражают его страх перед безумием. Они также передают его пессимистический взгляд на человечество. После наполеоновских войн и внутренних беспорядков, затронувших социальную и политическую жизнь Испании, у Гойи сложилось мрачное отношение к человечеству.

Картины Франсиско де Гойи

Пожалуйста, включите JavaScript

Картины Франсиско де Гойи

На это мнение повлиял его опыт страха, истерии и ужаса во время конфликтов и социальных изменений в Испании начала девятнадцатого века. Он также пережил два столкновения со смертью из-за болезни, и его постоянный страх перед рецидивом усилил его беспокойство.

В 1819 году Гойя переехал в Кинта-дель-Сордо, или Виллу глухих, за пределами Мадрида. Названный в честь своего предыдущего глухого владельца, Гойя также был почти глухим к тому времени, когда он переехал на виллу в возрасте 72 лет. Его потеря слуха началась после болезни, когда ему было 46 лет. , Гойя выступил с визуальной критикой войны и современного испанского общества.

Многие его работы также были антиклерикальными и выражали протест против суеверий. «Черные картины» продолжили эту тенденцию и довели эти темы до своего апогея. Их четырнадцать картин изначально были фресками на стенах дома. Ни заказанные, ни предназначенные для показа за пределами его дома, они были написаны Гойей в его столовой и гостиной. Начиная с 1874 года фрески были сняты и помещены на холст, и теперь они находятся во всемирно известном мадридском Музее Прадо.

Каждая из «черных картин» передает темные и тревожные образы. Ни одному из них Гойя не дал имен, хотя историки искусства с тех пор предоставили имена и свои собственные интерпретации того, что означает каждое произведение. Антонио Бругада, друг Гойи, каталогизировал каждую из картин. Их назвали «Атропос (Судьбы»), «Два старика», «Два старика едят суп», «Борьба с дубинками», «Ведьмин шабаш», «Читающие мужчины», «Юдифь и холофемы», «А. Паломничество в Сан-Исидро», «Смеющиеся женщины», «Шествие священной канцелярии», «Собака», «Сатурн, пожирающий своего сына», «Леокадия» и «Фантастическое видение».

Картины часто изображают немощных стариков, шпионов и осведомителей, конфликтующих людей, а также религиозные образы и фигуры. Без официального объяснения, оставленного Гойей, тема и смысл каждой картины оставлены на усмотрение зрителя.

Одной из самых известных картин является «Сатурн, пожирающий своего сына», изображение титана Кроноса из греческой мифологии или Сатурна из римских мифов, жестоко пожирающего одного из своих детей. Действие представляет собой страх бога, что его заменит его ребенок. Единственный цвет в картине использован для плоти и крови изуродованного и безжизненного трупа. На ужасной картине изображен мифический бог, появляющийся из тьмы с выпученными безумными глазами, когда его пальцы впиваются в своего ребенка, чья голова и рука частично съедены.

Сатурн готовится к очередному укусу неподвижного тела. «Сатурн, пожирающий своего сына» был написан вместе с «Двумя стариками, поедающими суп» в столовой Гойи. Оба представляли процесс еды ироничным и мрачным образом. «Юдифь и Олофермес» также связаны с ужином, поскольку Юдифь убила Олофермеса после того, как пригласила его на банкет.

«Ведьмин шабаш» — еще одно примечательное произведение из серии «Черные картины» Гойи. Мрачная картина использует землистые тона, чтобы изобразить собрание ведьм и колдунов с Дьяволом, который показан в виде зловещего силуэта козла. Коза не имеет никакого цвета, кроме черных тонов и парит над собравшимся шабашем. У ведьм и колдунов ужасные черты лица, хотя одна девушка в толпе, одетая в черное, кажется, сопротивляется ритуалу и Дьяволу. Среди других картин серии с явной религиозной тематикой — «Паломничество в Сан-Исидро» и «Шествие священнослужителей», которые относятся к сценам, посвященным святому покровителю Мадрида.

В отличие от «Ведьмин шабаш» и «Сатурн, пожирающий своего сына», «Борьба с дубинами» включает в себя некоторые цвета. Драматические синие и красные цвета используются, чтобы показать двух мужчин, бьющих друг друга. На оригинальной картине в качестве декорации изображен луг. Поврежденный при транспортировке из дома Гойи фон в версии на Прадо был закрашен. «Борьбу с дубинами» можно рассматривать как предвестие политического конфликта между левыми и правыми политическими фракциями, известного как Лас-дос-Эспаньяс или Две Испании. Это разделение в конечном итоге привело к гражданской войне в Испании. Еще одна картина с изображением двух больших фигур — «Фантастическое видение».

В этой части напуганные мужчина и женщина зависают над всадниками, целясь в них, на фоне большой горы, покрытой плитой. Опять же, картина вызывает конфликт как центральную тему. Противостояние также является темой «Чтения мужчин», где показано то, что похоже на встречу заговорщиков. В то время как «Чтение мужчин» изображает серьезную сцену, «Смеющиеся женщины» светлее по теме, но все же темны в представлении цвета и тона. Оба изначально были написаны в гостиной Гойи.

Хотя между произведениями «Черных картин» нет постоянной темы, есть объединяющие стилистические элементы. Фигуры часто кажутся смещенными от центра, создавая дисбаланс, который является инновационным и современным для того времени, когда они были нарисованы. Многие сцены в «Черных картинах» лишены света или изображены ночью.

Они показывают уродливую сторону человечества через различные зловещие поступки и выражения. Лица фигур часто бывают блаженными или задумчивыми, но в то же время гротескными и огорченными. Картины напоминают кошмарные видения и вызывают чувства пессимизма и страха. Эти визуальные аспекты и влияние картин из этой серии на современное искусство можно рассматривать как предшественника экспрессионизма.

Франсиско Гойя был одним из самых влиятельных испанских художников, особенно в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков. Художник-романтик и гравер — это мост между старыми мастерами, которые доминировали в мире искусства до девятнадцатого века, и современными художниками, появившимися после 1800 года. Родившийся в 1746 году в деревне Фуэндетодос в Арагоне, Гойя начал изучать искусство в возрасте 14 лет.

К 1786 году он был художником при испанском дворе и создавал портреты аристократии и королевской семьи. Он также разработал гобелен в стиле рококо для королевского дворца в Мадриде. Неизвестная болезнь в 1793 году оставила его с глубокой потерей слуха, что привело к тому, что его работа стала намного мрачнее с точки зрения социальных и политических тем, а также на личном уровне.

Опыт Гойи во время войны на полуострове после вторжения Наполеона в Испанию в 1807 году повлиял на художника и его творчество. «Бедствия войны» — это серия гравюр, протестующих против насилия, в том числе во время войны на полуострове и других конфликтов начала девятнадцатого века. Сходные темы представлены в картинах «Второе мая 1808 года» и «Третье мая 1808 года», написанных в 1814 году.0005

Кульминацией этого мрачного периода стали «Черные картины», поскольку Гойя все больше и больше разочаровывается в политических и социальных событиях в Испании. В 1824 году Гойя переехал в Бордо и написал несколько полотен, а также серию из 33 гравюр «Тавромахия», изображающих сцены корриды. После инсульта, частично парализовавшего его и ухудшившего зрение, Гойя умер в 1828 году в возрасте 82 лет.

Четырнадцать отдельных черных картин с одним дополнительным произведением искусства

Saturn Devouring His Son

The Dog

Two Old Men

Men Reading

Judith and Holofernes

Man Mocked by Two Women

La Leocadia

Головы в пейзаже

Бой с дубинками

Двое стариков едят суп

Паломничество в Сан-Исидро

Суббота ведьм (Великий козл)

Паломничество в Сан-Исидро

Asmodea (Фантастическое видение)

Atropos

«Черные живописи» В Квинте Дель-Делько (182050

«Черные живописи» В Quinta Del Del (182050

«Черные живописи» В Квинте Дель-Дель-Сорт (182050

«В Квинта Дель-Дель.

1823) «Черные картины» в Кинта-дель-Сордо (1820-1823)

«Черные картины» в Кинта-дель-Сордо (1820-1823)

Франсиско де ГОЙЯ И ЛУСЬЕНТЕС

14 картин «Черные картины» (сейчас в Музее Прадо), названные так из-за темных тонов и преобладания черного цвета, изначально украшали Кинта дель Сордо (Дом глухого). Они были написаны маслом на стенах двух комнат, на первом и втором этажах, и перенесены на холст в 1873 году. Гойя приобрел дом в сентябре 1819 года, но, вероятно, начал писать картины только в следующем году, после выздоровления. от тяжелой болезни. Когда Гойя выздоровел, его глухота осталась, и это изменило его характер таким образом, что это отразилось на его творчестве. Постоянный страх рецидива делал его нетерпеливым, и это видно и по его технике. По мере того, как его чудовищное воображение нашло выражение, он затемнил стены в двух комнатах страшными сценами ведьм и видениями злых духов.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Для начинающих
  • Как рисовать
  • Карандаш
  • Поэтапно
  • Разное
  • Советы
  • Срисовка
  • Уроки
2025 © Все права защищены.