Лучшие картины Франсиско Гойя – любовь и боль великой души
Ничто не может тронуть душу человека так, как откровение великого мастера на его полотне! Ведь каждая картина это эмоции и переживания, которыми он поделился с миром. Каждый человек, созерцая картины, находит в них что-то особенное для себя, так возникает незримая связь между художником и ценителями его таланта.
Великий романтик: биография Франсиско Гойя
Франсиско Гойя – известный испанский художник, который представлял направление романтизм в искусстве. Родился мастер в маленькой деревушке Фуэндетодос в 1746г, на севере Испании. Позже семья переехала в Сарагос, и здесь начался путь талантливого художника, уже в 13 лет он стал обучаться живописи. Первое признание Гойя получил в качестве отличного портретиста, а уже в 1786 г Франсиско удостоен чести стать придворным живописцем и писать для короля.
Однако мировоззрение мастера резко поменялось после Французской революции – эти события потрясли его, к тому же состояние здоровье в этот период резко ухудшилось, и творец потерял слух.
Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя
За время своей жизни художник успел создать множество картин, они все, без сомнения, являются шедеврами и достоянием испанского народа. Самая полная коллекция работ хранится в Мадридском музеи Прадо. Однако современники выделяют наиболее удачные картины мастера. Они повлияли на многих художников того времени. Самые популярные полотна:
- «Маха обнаженная»
- «Маха одетая»
- «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
- «Семья Карлоса IV»
- «Сатурн, пожирающий своих детей»
Эти картины можно смело назвать шедеврами, которые получили широкое признание в наше время. Гойя писал все эти произведения, руководствуясь как внутренними ощущениями, так и отражая проблемы его любимой Испании.
Маха обнаженная
Полотно создавалось в период с 1795 по 1800 гг. Через образ очаровательной открытой махи, творец передал портрет испанской горожанки того времени. Гойя перешагнул все каноны и изобразил женщину, для которой смыслом жизни стала любовь. Художник подчеркнул ее привлекательность и темперамент – именно такой образ в понимании Гойи был присущ испанским дамам. Очарование, молодость и непреодолимая тяга к жизни и любви – все это мастер искусно изобразил на полотне. «Обнаженная маха» это настоящая испанская Венера! Именно так оценивал мастер испанских женщин, считая их образцом чувственности и преданной любви.
Маха одетая
Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом она игрива и чувствует свою власть над мужчиной.
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.
В 1814 г была написана эта картина. Ее по достоинству считают непревзойденным шедевром. Художник смог точно передать атмосферу страшного насилия и несправедливости над человеком. Картина отображает его переживания и искреннюю ненависть к ужасам войны. Он трагически переносит смерть своих соотечественников, это творение можно назвать настоящим протестом Гойя против кровопролития и существующего режима.
Семья Карлоса IV
Холст увидел свет в 1800 г. Этот групповой портрет был заказан художнику самим королем. Однако в этом произведении Гойя не побоялся открыть все «секреты» королевской семьи. Художник очень точно отобразил их жизнь и манеру правления: богатые наряды и шикарные драгоценности не могут прикрыть пустоту души и изъяны тела. Мастер намеренно не стал приукрашать образы, а даже подчеркнул их несостоятельность, надменности и разобщенность. Сам мастер присутствует на полотне, он скромно стоит в темном углу и созерцает людей, которые исполнены притворством, а правит их судьбами коварство и жадность. Этот шедевр сам мастер называл «карикатурой», с ее иронией и правдивостью.
Сатурн, пожирающий своих детей
В период с 1819 по 1823 гг. мастер создал свое творение, которое отразило его внутренние переживания и страх за свою страну. Гойя написал настоящий шедевр, в котором отразил всю свою боль и страх за судьбу Испании, в то время переживающую неудачную революцию. Франсиско очень точно изобразил беспощадное время, которое пожирает своих «детей». Безысходность, страх, ужас и умершая надежда – это основные темы этого «мрачно» полотна.
Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм.
картины художника с названиями и описанием
В период расцвета своего творчества, художник Франсиско Гойя стал одним из основоположников романтического искусства с его воспеванием душевного порыва и индивидуализма.
Франсиско Гойя. Картины художника
- Франсиско Гойя. Портрет маркизы Санта-Крус
- Франсиско Гойя. Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде
- Франсиско Гойя. Портрет семейства герцога и герцогини Осуна
- Франсиско Гойя. Продавец посуды
- Франсиско Гойя. Фердинанд Гиймарде
- Франсиско Гойя. Игра в жмурки
Франсиско Гойя. Портрет маркизы Санта-Крус
1805 г. Музей Прадо, Мадрид
Это произведение создано в духе классики: маркиза представлена в образе музы Эвтерпы. В руках у нее лира, а платье напоминает древний хитон. Так художник подчеркнул любовь заказчицы портрета к поэзии. Статичная композиция не очень характерна для Гойи, но здесь она обусловлена образом.
Франсиско Гойя. Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде
1814 г. Музей Прадо, Мадрид
Картина была сильно повреждена в конце 1930-х годов во время гражданской войны в Испании, и некоторое время ее не реставрировали, стремясь сохранить память о тех событиях. Но впоследствии полотно все же привели в порядок, ведь оно само по себе является напоминанием об ужасах войны. Оно посвящено восстанию жителей Мадрида против войск Наполеона.
Франсиско Гойя. Портрет семейства герцога и герцогини Осуна
1788 г. Музей Прадо, Мадрид
Гойя не был склонен льстить своим моделям (даже из числа самых богатых заказчиков, а род Осуна принадлежал к числу богатейших и знатнейших в Испании). Можно сказать, что «Портрет семейства Осуна» — образец реалистической живописи.
Франсиско Гойя.

1779 г. Музей Прадо, Мадрид
Продавец со своим товаром расположился прямо на земле, на первом плане картины. Но какое отношение к нему имеет проезжающая карета? Никакого. Художник просто подчеркнул контраст между бедным торговцем и восседающими в карете аристократами.
Франсиско Гойя. Фердинанд Гиймарде
1798 г. Лувр, Париж
Фердинанд Гиймарде приезжал в Испанию в качестве французского посла. У себя на родине этот человек в свое время поддержал революцию и был сторонником казни королевского семейства. С особым тщанием художник выписывает «республиканские цвета» на плюмаже шляпы и на шарфе политика: в Испании подобные символы были запрещены, и живописца восхитила смелость Гиймарде.
Франсиско Гойя. Игра в жмурки
1791 г. Музей Прадо, Мадрид
Несмотря на сложный и свободолюбивый характер, Франсиско Гойя долгое время занимал «пост» королевского живописца. Картина «Игра в жмурки» предназначалась для одной из комнат мадридского дворца Эль-Пардо. Интересно, что на этом полотне проявились многие черты стиля рококо, нехарактерного для художника: простой наивный сюжет, декоративность, обилие мелких деталей.
Рекомендуем также
6 самых известных шедевров Франсиско Гойи
Автопортрет перед мольбертом, 1785 г. (Фото: Wikimedia Commons Public Domain)
Сегодня Франсиско Гойя считается одной из самых влиятельных фигур в истории искусства. Связанный с романтизмом, движением, зародившимся в конце 18 века, Гойя одновременно прославляется как один из последних старых мастеров и как праотец современного искусства. Хотя эти роли могут показаться несовместимыми, взгляд на его самые известные произведения искусства может помочь установить связь.
Здесь мы представляем и исследуем шесть самых известных картин Гойи. Эта подборка шедевров, включающая царственность, наготу, войну и даже оккультизм, иллюстрирует необычный и, самое главное, беспрецедентный подход художника к живописи.
Взгляните на шесть самых известных произведений искусства испанского мастера Франсиско Гойи.
Обнаженная Майя , 1797-1800Обнаженная Майя, 1797-1800 (Фото: Wikimedia Commons Public Domain)
В 1797 году Гойя начал работу над одной из своих самых противоречивых картин: Обнаженная Майя . Как следует из его простого названия, на этом произведении изображена maja , имя, данное человеку из низших классов Мадрида, который позирует полностью обнаженным. В то время как многие художники изображали обнаженную женскую форму в истории искусства, контекст этого изображения делал его особенно необычным.
Отсутствие мифологического, аллегорического или исторического подтекста, Обнаженная Майя в главной роли современная фигура, невольно показанная без одежды. Хотя точное происхождение картины неизвестно, историки полагают, что она была заказана Мануэлем де Годоем, первым государственным секретарем Испании, для пополнения его частной коллекции картин обнаженной натуры.
Обнаженная Майя была конфискована испанской инквизицией. С тех пор она висела как в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, так и в Прадо, где вместе с сопутствующей картиной находится и по сей день.
Майя в одежде , 1798-1805
Майя в одежде, 1798–1805 гг. (Фото: Wikimedia Commons Public Domain)
Через пять лет после завершения Обнаженная маха , Гойя завершил Одетая маха , подвесную картину. Это произведение искусства изображает тот же предмет, композицию и позу. Однако в данном случае майя одета.
Очевидное добавление одежды — не единственное различие между двумя картинами. В Майя в одежде , фигура и ее кровать занимают больше места в композиции. Хотя это, казалось бы, незначительное изменение, возможно, оно было сделано намеренно, так как такая более прямолинейная аранжировка подразумевает чувство уверенности, которое контрастирует с робким характером обнаженного субъекта.
Эта разница особенно заметна, если рассматривать предметы рядом друг с другом в Prado.
Карл IV Испанский и его семья , 1800-1801
Карл IV Испанский и его семья, 1800–1801 гг. (Фото: Wikimedia Commons Public Domain)
В 1799 году, в возрасте 53 лет, Гойя стал Primer Pintor de Cámara , самой престижной должностью для испанского придворного художника. Основываясь на подходе Диего Веласкеса, бывшего Primer Pintor de Cámara , Гойя был известен своей способностью умело изображать своих героев.
В то время как Веласкес стремился нарисовать свои сюжеты в реалистичном и позитивном свете, Гойя был неумолим в своих оценках. На его придворных картинах, таких как Карл IV Испанский и его семья , он подробно изобразил недостатки фигур, материализовавшись в виде жесткого и постановочного взгляда на чрезмерную семью.
Хотя такой подход к изображению королевской семьи отличает Гойю от Веласкеса, ясно, что он все еще искал вдохновения у художника. Как и в « Las Meninas », самой известной королевской картине Веласкеса, « Карл IV Испанский и его семья» включает в себя автопортрет художника, сидящего за мольбертом.
Третье мая 1808 , 1814
Третье мая 1808 года 1814 года (Фото: Wikimedia Commons Public Domain)
Гойя добился успеха как придворный художник. Однако то, что считается его самой известной картиной, не имеет отношения к королевской семье; на самом деле, это радикально политическое. В The Third of May 1808 Гойя отдает дань уважения испанцам, восставшим против французских армий во время одной из наполеоновских войн.
В частности, на картине изображено столкновение армии Наполеона с испанским гражданским населением после восстания. Драматически освещенный, полный действия и наполненный эмоциями, он точно отражает момент, когда французская расстрельная команда убила группу беспомощных пленников, которые сражались, чтобы спасти своих лидеров и страну от завоевания Наполеона.
Из-за революционного и мрачного подхода Гойи к изображению войны, Третье мая 1808 года является одним из самых важных произведений современного искусства. Знаменитый британский искусствовед и директор музея Кеннет Кларк даже назвал ее «первой великой картиной, которую можно назвать революционной во всех смыслах этого слова, по стилю, по сюжету и по замыслу».
Сатурн, пожирающий своего сына , 1819-1823Сатурн, пожирающий своего сына, ок. 1819–1823 гг. (Фото: Wikimedia Commons Public Domain)
Всю оставшуюся жизнь Гойя будет продолжать направлять отчаяние, очевидное в Третье мая 1808 года. Между 1819 и 1823 годами Гойя создал свои черных картин , коллекцию из 14 особенно запоминающихся произведений. Темные как по сюжету, так и по цветовой палитре, эти работы были созданы, чтобы украсить стены дома стареющего и больного художника в Мадриде — к этому моменту он перенес две серьезные болезни и, как следствие, справился с тревогой.
Среди самых известных из этих пугающих работ Сатурн, пожирающий своего сына , ужасная картина маслом, на которой отец пирует со своим ребенком. В римской мифологии Сатурн был предводителем титанов, свергнувших своего отца Целуса в попытке стать правителем вселенной. После успешного свержения Целуса он опасался, что его собственные потомки сделают то же самое. Чтобы предотвратить эту судьбу, он убил и съел каждого ребенка вскоре после рождения, хотя Гойя воспользовался художественной лицензией и изобразил сына Сатурна взрослым.
В 1870-х годах — примерно через 50 лет после смерти художника — обои, на которых Гойя изобразил свои черных картин , были сняты со стен и прикреплены к холсту. В 1881 году они были подарены испанскому государству, и сегодня они являются изюминкой мадридского музея Прадо.
Шабаш Ведьм (Великий Козел) , 1821
Ведьмин шабаш (Великий козел), 1821 год (Фото: Wikimedia Commons Public Domain)
Сатурн, пожирающий своего сына — не единственный набор Black Painting , завоевавший популярность. Еще одна всемирно известная работа из этой коллекции — Ведьмин шабаш (Великий козел) . В этой навязчивой картине Сатана, изображенный Гойей в виде большого вырисовывающегося силуэта антропоморфного козла, возглавляет шабаш ведьм.
Как и другие его Черные картины , темные темы, присутствующие в этой картине, как полагают, были навеяны ухудшением психического и физического состояния Гойи. Тем не менее, еще до своих страданий Гойя предпочитал мрачную палитру. «В искусстве цвет не нужен, — писал он. «Я вижу только свет и тень».
К сожалению, когда «Ведьмин шабаш» (Великий козёл) был «срублен» со стен бывшего дома Гойи, почти пять футов от него было потеряно. Тем не менее, эта картина шириной более 14 футов остается одной из самых знаменитых (и жутких) крупномасштабных картин Гойи.
Статьи по теме:
7 самых ужасающих шедевров истории искусства
Почему художник-постимпрессионист Поль Сезанн известен как «отец современного искусства»
Жизнь и работа Дж. М.У. Тернер: одна из самых влиятельных фигур современного искусства
10 самых известных картин Франсиско Гойи
Анирудх
Франсиско де Гойя был испанским художником и гравером, который прославился на художественной сцене благодаря своей серии карикатур на гобелены и стал придворным художником испанской короны. Позже у него развилась склонность к изображению темной натуры, которой он наиболее известен сегодня. Гойя известен очень творческими элементами в своем искусстве и смелым использованием красок. Его стиль стал источником вдохновения для последующих поколений художников. Вот его 10 самых известных картин и гравюр.
#10 Parasol
Пансоль (1777)Испанский титул: | |
Это произведение искусства входит в серию из 63 больших гобеленовых карикатур Франсиско Гойи. Гойя получил заказ на написание сериала от испанской короны в начале своей карьеры. Хотя позже он сожалел, что потратил так много времени на мультфильмы, сериал считается важным для его художественного развития и помог ему изучить человеческое поведение, которое позже окажется важным для создания его шедевров. Эта картина, сочетающая в себе французскую и испанскую моду, пожалуй, девятая.0016 самая известная работа из его мультсериала.
#9 The Dog
The Dog (1823)Spanish Title: | El Perro |
Location: | Museo del Prado, Madrid, Spain |
Year: | 1823 |
Черные картины — это название, данное группе из 14 картин, созданных Франсиско Гойей на более позднем этапе его жизни, вероятно, между 1819 и 1823 годами . Картины, которые хорошо известны тем, что изображают насыщенные темные темы, были написаны Гойей как фрески на стенах его дома и перенесены на холст спустя годы после его смерти. На этом известном произведении изображена собака, почти потерявшаяся в просторах сцены; и взгляд ввысь, возможно, в надежде на божественное вмешательство, в конце концов кажется потерянным. Обычно трактуется как символ борьбы человека со злыми силами .
#8 Майя в одежде
Майя в одежде (1805)Spanish Title: | La maja vestida |
Location: | Museo del Prado, Madrid, Spain |
Year: | 1805 |
Majo (masc.) or maja (fem .) были термины, используемые для обозначения людей из низших классов испанского общества, которые были известны своим чувством стиля в одежде и манерах. Они были одними из любимых сюжетов нескольких испанских художников 19 века. Эта картина обычно выставляется рядом со своим более известным компаньоном того же размера 9.0016 Обнаженная Майя . Одежда, которую носит модель на этой картине, отвечает за имена, данные этим двум знаменитым произведениям искусства. Личность модели остается неизвестной.
#7 Ведьмы «Суббота» (Великий котт)
Ведьмы (1823)Название Испании: | АККАЛАРРИ |
Место: | |
Место: | |
. Год: | 1823 |
«Ведьмин шабаш», который искусствоведы считают сатирой на тенденцию века слишком легко верить в вещи и осуждать суеверия, является одним из самых известных черных картин Гойи. На нем изображен сатана с козлиными чертами лица, одетый в одежду священника, читающий лекцию тому, что кажется сборищем ведьм.
#6 Карл IV Испанский и его семья
Карл IV Испанский и его семья (1801)Spanish Title: | Aquelarre |
Location: | Museo del Prado, Madrid, Spain |
Year: | 1801 |
This life size depiction of ostentatiously dressed King Charles IV of «Испания и его семья » — одно из самых известных произведений Гойи. Он известен нежеланием художника льстить , и большинство современных интерпретаторов рассматривают стиль и размещение как изображение коррупции, стоящей за правлением монарха. Расположение жены короля Луизы в центре портрета считается намеком на то, где находилась реальная власть во время его правления. Едва заметный мужчина на заднем плане — это сам Гойя.
#5 Серия «Бедствия войны»
Табличка 39 (Героический подвиг! С мертвецами!) Из серии «Бедствия войны»Испанское название: | Los Desastres de la Guerra |
Год | 1810 – 1820 |
Эта серия из 82 гравюр , созданная между 1810 и 1820 , входит в число самых важных работ Франсиско Гойи. Искусствоведы разделили сериал на три части. Первые 47 гравюр изображают ужасы войны; средняя серия (гравюры с 48 по 64) изображает последствия голода, поразившего Мадрид в 1811–1812 годах; а последние 17 отражают разочарование после восстановления монархии Бурбонов в 1814 году. Мрачное изображение Гойей последствий войны считается — потрясающее визуальное возмущение против войны и смелое политическое заявление.
#4 Сон разума порождает монстров
Сон разума порождает монстров (1799) – из серии Los Caprichos Los Caprichos — набор из 80 отпечатков , которые были созданы Гойей в 1797 и 1798 . Он издал их в виде альбома в следующем году. По словам Гойи, в сериале изображены «бесчисленные слабости и глупости, которые можно найти в любом цивилизованном обществе; и от распространенных предрассудков и обманных практик, которые обычай, невежество или корысть сделали обычными». Эта гравюра, изображающая художника, спящего среди своих инструментов для рисования, с монстрами, символизирующими пороки общества, вторгающимися в его разум, является 9-й.0016 самый известный принт из серии .
#3 Сатурн пожирает своего сына
Сатурн, пожирающий своего сына (1823)Испанский Название: | Saturno Devorando A Su Hijo |
. Год: | 1823 |
Этот шедевр основан на римском мифе о том, что титан Сатурн съел своих детей, поскольку было предсказано, что один из его сыновей свергнет его, как он сверг своего отца Целус . Пророчество сбывается, поскольку его жена Опс обманывает его и спасает одного из их сыновей. Этот тревожный портрет Сатурна, пожирающего одного из его детей, является самым известным из 14 черных картин Франсиско Гойи. Это была одна из шести картин, украшавших его столовую.
#2 The Nude Maja
The Nude Maja (1800)Испанское название: | La Maja Desnuda |
Местоположение: | Museo del Prado, Madrid, Spain |
Год: | 1800 |
The Nude Maja известна как первая «полностью непристойная женская обнаженная натура в натуральную величину»90 в западном искусстве907. картина для изображения женских лобковых волос без явного негативного подтекста. Картина, скорее всего, была заказана премьер-министром Испании Мануэлем де Годой . Личность модели точно неизвестна. Вероятные кандидаты — любовница Годоя Пепита Тудо и Мария Каэтана де Сильва , 13-я герцогиня Альба. Известная прямым и бесстыдным взглядом модели на зрителя, она считается революционной работой, расширившей горизонты западного искусства.
#1 ТРЕТЬЯ МАЯ 1808
ТРЕТЬЯ МАЯ 1808 (1814)Испанский Название: | EL TRESE DE MAYO DE 1808 EN MADRID |
IS 1808 LOSE: | . , Испания|
Год: | 1814 |
2 мая 1808 года жители Мадрида восстали против оккупации города французской армией Наполеона. Гойя запечатлел это восстание в своей картине «Второе мая 1808 года». Самая известная картина художника «Третье мая 1808 года» изображает возмездие французов на следующий день, во время которого сотни испанцев были схвачены и расстреляны.