Франсиско Гойя – биография, фото, личная жизнь, произведения
Биография
Испанский художник Франсиско Гойя как в жизни, так и в творчестве старался следовать высоким гуманистическим принципам. Он создал исторический портрет своей родины, сделав огромный вклад в искусство. Гойя – один из наиболее ярких мастеров эпохи романтизма. Его творчеству присуще разнообразие жанров. Некоторые картины Франсиско представлены в Эрмитаже, их фото можно увидеть в Интернете.
Детство и юность
Франсиско-Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Сарагосе. Через несколько месяцев после рождения мальчика семейство переехало в деревеньку Фуендетодос – это была вынужденная мера, поскольку дом в Сарагосе подлежал ремонту.
Автопортрет Франсиско ГойиСемья имела средний достаток, Франсиско был самым младшим из братьев: старший Камилло в будущем стал священником, а Томас, средний, пошел по стопам отца и стал мастером по золочению. Дети получили довольно посредственное образование, юного Франсиско отдали учиться в мастерскую Лусана-и-Мартинеса.
Юноша не только легко усваивал уроки мастерства, но также приобщался к пению серенад и исполнению искромётных народных танцев. Франсиско был вспыльчивым и гордым молодым человеком, что стало одной из главных причин его частого участия в уличных побоищах.
Портрет Франсиско Гойи работы Висенте Лопеса ПортанииВ результате он вынужденно покинул город, чтобы скрыться от возможных преследований в Мадриде. Из мастерской Мартинеса Гойя уходил без особых сожалений. Учитель и не пытался удерживать талантливого юношу, ведь сам давно советовал ему отправиться учиться дальше.
После переезда Франсиско дважды пытался поступить в Художественную академию, но, поскольку удача ему так и не улыбнулась, молодой человек отправился странствовать.
Живопись
За время скитаний Гойя посетил Рим, Парму и Неаполь. В 1771 году он получает вторую премию Пармской академии художеств. Что касается первой премии, о ней сегодня ничего не известно. Но этот успех позволил Франсиско поверить в себя, ведь академический совет в Мадриде молчаливо встречал картины юного художника на конкурсах и выставках.
По возвращении в Сарагосу Франсиско профессионально занялся живописью, а именно – росписью церковных фресок. Его оформление дворца Собрадиэль и церкви Эль Пилар удостоилось похвал, что подтолкнуло амбициозного Франсиско попробовать снова покорить столицу.
По приезде в Мадрид Гойя стал работать над панно, необходимым для ковров Королевской шпалерной мануфактуры.
Гравюра «Хоронить и молчать» из серии Франсиско Гойи «Бедствия войны»Не без участия друга Байеу 22 января 1783 года Франсиско получил важный заказ от графа Флоридабланка. Художник не верил в удачу, ведь написание портрета высокопоставленного вельможи позволило ему хорошо заработать. Но это далеко не всё – благодаря графу, который вводит художника в высшее общество и представляет его младшему брату, королю Дон Луису, Франсиско получает новый заказ.
Дон Луис поручает исполнить портреты членов своей семьи. За свою работу Гойя заработал 20 тысяч реалов, а жене художника досталось платье, расшитое золотом и серебром, стоимостью около 30 тысяч реалов.
Таким образом Франсиско Гойя становится признанным испанским портретистом. В 1786 году Франсиско заинтересовался Карл III, он стал придворным художником. После смерти правителя его преемник Карл IV оставил Гойю на должности, значительно повысив ему жалование.
В 1795 году Франсиско избрали почётным директором Академии Сан-Фернандо. Через 4 года художник достиг вершины карьеры – его возвели в сан первого придворного живописца короля Карла IV.
Личная жизнь
Друг Гойя, художник Франсиско Байеу, познакомил его со своей сестрой. Белокурая красавица Хосефа и темпераментный аргонец сразу же влюбились. Но Франсиско не торопился жениться и решился на этот шаг только после известия о беременности девушки.
Портрет Хосефы, жены Франсиско ГойиНемаловажным моментом было и то, что брат будущей жены владел мастерской, где работал художник. Торжественное событие состоялось 25 июля 1773 года. Ребенок, родившийся вскоре после свадьбы, прожил недолго. Супруга родила пятерых детей, некоторые источники указывают большую цифру. Выжил только один мальчик по имени Франсиско Хавьер Педро, который в будущем стал художником.
Как только Гойя стал вхож в круг придворных дам и аристократов, Хосефу он сразу забыл. В отличие от большинства жен художников супруга не позировала для Франсиско: он написал один портрет жены. Это как нельзя лучше описывает отношение художника к ней. Несмотря на это, Франсиско оставался в браке вплоть до смерти супруги в 1812 году.
Герцогиня АльбаМужчина не был верным мужем, в его личной жизни всегда присутствовали другие женщины, помимо жены. Желанней остальных придворных аристократок для Гойи была герцогиня Альба. После знакомства с девушкой летом 1795 года у пары начался бурный роман. В следующем году умер престарелый супруг герцогини, и она отправилась в Андалузию. Гойя поехал с ней: они несколько месяцев прожили вместе.
Однако в биографии Франсиско произошло неприятное событие: по возвращении в Мадрид Альба покинула художника, предпочтя ему военного на высоком посту. Франсиско оскорбил этот поступок, но расставание оказалось коротким – девушка вскоре вернулась к нему, роман продлился 7 лет. Нужно сказать, что эти отношения не подтверждены какими-либо документами.
Смерть
Осенью 1792 года Франсиско поразила тяжелая болезнь, закончившаяся полной глухотой. И это минимальные последствия, всё могло бы было гораздо хуже, потому что художник постоянно чувствовал слабость, его мучали головные боли, он частично потерял зрение и некоторые время был парализован. Исследователи предполагают, это последствия запущенного ещё в молодости сифилиса. Глухота сильно осложняла жизнь художника, но не мешала ему ухаживать за женщинами.
Памятник Франсиско Гойе в СарагосеС годами состояние художника становилось хуже, а его живопись – мрачнее. После смерти жены и женитьбы сына Гойя остался один. В 1819 году художник отошел от дел и уединился в загородном доме «Кинта дель Сордо». Изнутри он расписывает стены мрачными фресками, которые представляли собой видения одинокого и уставшего от жизни человека.
Однако судьба улыбнулась Франсиско, он встретил Леокадию де Вейс. У них вспыхнул бурный роман, в результате которого женщина развелась с мужем.
Портрет Леокадии де ВейсВ 1824 году, опасаясь гонений нового правительства, художник принимает решение уехать во Францию. Два года он прожил в Бордо, но однажды сильно затосковал по родным местам, решил вернуться. Оказавшись в Мадриде в момент пика послереволюционной реакции, он вскоре вынужденно вернулся в Бордо.
Испанский художник умер на руках у преданной супруги в окружении родственников в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года. Останки Франсиско возвращены в Испанию только в 1919 году.
Произведения
- 1777 – «Зонтик»
- 1778 – «Продавец посуды»
- 1778 – «Мадридский рынок»
- 1779 – «Игра в пелоту»
- 1780 – «Молодой бык»
- 1786 – «Раненый каменщик»
- 1791 – «Игра в жмурки»
- 1782-83 – «Портрет графа Флоридабланка»
- 1787 – «Семья герцога Осуна»
- 1787 – «Портрет маркизы А.
Понтехос»
- 1796 – «Доктор Пераль»
- 1796 – «Франсиско Байеу»
- 1797-1799 – «Сон разума рождает чудовищ»
- 1798 – «Фердинанд Гиймарде»
- 1799 – «Ла Тирана»
- 1800 – «Семья короля Карла IV»
- 1805 – «Сабас Гарсия»
- 1806 – «Исабель Ковос де Порсель»
- 1810-1820 – «Бедствия войны» (серия из 82 гравюр)
- 1812 – «Девушка с кувшином»
- 1819-1923 – «Сатурн пожирающий своего сына»
- 1819-1923 – «Собака»
- 1820 – «Портрет Т. Переса»
- 1823 – «Шабаш ведьм»
- 1828 – «Портрет Хосе Пио де Молина»
Франсиско Гойя. Чёрные картины. Расшифровка образов.
«Я – Гойя! Глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое. Я – Горе». Так написал в своём знаменитом стихотворении Андрей Вознесенский, подтвердив существующее мнение о том, что современный человек воспринимает великого испанца, в первую очередь, как создателя мрачных, пугающих и трудно постижимых творений.
Между тем, Франсиско Гойя это не только голод и повешенные бабы. Прежде всего, он первый художник-модернист, изменивший классическое представление о композиции в живописи. Гойю справедливо считают связующим звеном между старым и новым искусством, наследником Веласкеса и предшественником Мане. В его картинах присутствуют как чувственность и ясность прошлых веков, так и плоский анти-иллюзионизм современной эпохи.
У Гойи не было любимого жанра. Он писал пейзажи и натюрморты. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Его кисти принадлежат яркие исторические полотна и картины, гениально передающие содержание библейских сюжетов. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее ярко эта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, «Чёрных картинах», — комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида.
Кинта дель Сордо (Дом Глухого)
В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем, известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).
Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Рисунок выполнен Сейнт-Элмой Гаутьер в 1877 году. Дом Гойи — небольшое строение слева. Правое крыло было возведено после смерти художника.
К этому времени художник пережил череду личных трагедий: смерть жены и нескольких детей, разлуку с близкими друзьями, тяжёлую болезнь, которая стала причиной его глухоты. Поселившись за городом, в тихом месте за рекой Мансанарес, Гойя надеется обрести душевный покой и избежать сплетен вокруг его отношений с Леокадией Вайс, молодой красивой женщиной, которая на тот момент была замужем за богатым купцом Исидоро Вайсом.
Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает, и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. У Гойи начинается депрессия. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.
Существует множество объяснений тому, какой философский и символический смысл имеют росписи из «Дома глухого». Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что «Чёрные картины» вообще не поддаются пониманию. Что такое эти фрески? Проекции кошмарных снов, запечатленные галлюцинации больного рассудка или зашифрованные пророчества грядущих бед, ожидающих, как самого Гойю, так и всё человечество? Однозначного ответа не существует.
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Поэтому, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом.
Фрески первого этажа
В длинной вытянутой комнате нижнего этажа, в простенках, находилось семь фресок, которые были выполнены в одном стиле и представляли собой законченную композицию.
По обе стороны от входной двери размещались два портрета: предположительно, самого мастера и его экономки Леокадии Вайс, ставшей, впоследствии, хозяйкой дома.
Портрет Леокадии, находившийся с левой стороны, изображает молодую элегантную женщину, которая стоит, прислонившись к могильной ограде.
Леокадия
Что означает могила? Возможно, Гойя хотел показать, что Леокадия ждёт смерти своего мужа, который мешает ей стать законной женой художника. Или это могила самого Гойи и портрет говорит о мрачных предчувствиях, которые им овладели?
Справа от двери расположились «Два старика».
Два старика
Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего, изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал.
Две старухи, едящие из общей посуды
В углублении над дверью, – «Две старухи, едящие из общей посуды». На эту фреску обращают мало внимания, но она имеет большое значение для всей композиции. Изображённые на ней фигуры, не только едят, но и указывают на какое-то место вне пространства картины. Куда направлены их пальцы?
Может быть, художник пародировал самого себя, намекая на написанные им когда-то портреты герцогини Альбы?
Но скорее всего, старухи указывают на Гойю, как бы напоминая ему о старческой немощи и скорой смерти.
На противоположной к входной двери стене Гойя написал две, разделённые окном картины, ставшие впоследствии наиболее известными среди его современных почитателей: «Сатурн, пожирающий своих детей» и «Юдифь, отрубающая голову Олоферну», которые так же, как и фрески у входной двери являются изображениями Гойи и Леокадии, но символическими.
Сатурн, пожирающий своих детей
Отождествив себя с Сатурном, Гоя выразил свой страх за сына Хавьера, которого он боялся погубить неправильным воспитанием, ревностью или несправедливым гневом. Уродливое языческое божество, съедающее собственного ребёнка, это эмоциональная метафора неизбежного столкновения отцов и детей.
Юдифь, отрубающая голову Олоферну
В образе Юдифь, олицетворяющем власть женщины над мужчиной, нашли своё отражение переживания Гойи, связанные с его старением и угасанием сил. Очевидно, что отношения с Леокадией усиливали это горькое чувство.
Слева от «Леокадии», на большой продольной стене между окон, находился огромный фриз «Шабаш ведьм» или «Большой козёл». Напротив него на правой стене – фриз «Паломничество к св. Исидору», изображавший ежегодное народное гуляние, устраиваемое в Мадриде.
Шабаш ведьм
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанской революции.
Паломничество к св. Исидору
«Паломничество к св. Исидору» мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Для участников паломничества праздник одного из самых почитаемых в Испании святых всего лишь повод, для того чтобы выпить и покуражиться. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу, и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. «Паломничество к св. Исидору» невольно хочется сравнить с другой, наполненной светом и радостью работой Гойи «Праздник в день Св. Исидора», которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».
Праздник в день Св. Исидора
Фрески второго этажа
В комнате второго этажа было восемь пригодных для росписи простенков, но Гойя использовал только семь из них. Направо от входной двери находилась загадочная «Собака», на длинной левой стене «Атропос» или «Мойры» и «Поединок на дубинах», на противоположной правой – «Асмодея» и «Прогулка инквизиции», на стене напротив входа и слева от окна располагались «Читающие», справа – «Смеющиеся женщины».
«Собака», самая странная и породившая множество толкований фреска, визуально разделена на две части, верхнюю и нижнюю.
Собака
Верхняя светло-жёлтая часть занимает основное пространство изображения, поэтому зрители обычно воспринимают её, как золотистое небо, раскинувшееся над коричневым зыбучим песком, из которого пытается выбраться собака. Её взгляд, направленный вверх, к загадочному тёмному участку, кажется обращением за помощью к высшим силам. Возможно, что именно так ощущал себя художник в тот непростой для него период: одиноким, погибающим в пучине нахлынувших на него бед и несчастий, но не теряющим надежды на чудесное спасение.
Расположенная на левой стене роспись, получившая название «Атропос», сюжетно связана с древнегреческой мифологией.
Атропос (Мойры)
Гойя изобразил богинь судьбы, Клото, Лахесис и Атропос в виде парящих в воздухе безобразных отталкивающих существ. В центре картины, в окружении богинь находится фигуры мужчины, со связанными за спиной руками, что, по всей видимости, означает бессилие человека перед ударами судьбы.
Находящийся рядом с «Атропос» «Поединок на дубинах» показывает двух, бьющихся насмерть мужчин, которые глубоко увязли в грязи и, поэтому, не могут покинуть место сражения.
Поединок на дубинах
Судя по тому, что мужчины очень похожи друг на друга, их бой символизирует гражданскую войну, бушевавшую в то время в Испании.
Занимающая первый правый простенок «Асмодея», наверное, самое труднообъяснимое произведение из всех, написанных художником на стенах «Дома глухого».
Асмодея
Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Видимо, персонажи фрески чувствуют себя незащищёнными от опасностей, которые таит в себе раскинувшийся под ними мир. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Женщина смотрит в противоположную сторону. Внизу, под летящими фигурами, видны французские солдаты, готовые вести прицельный огонь, и группа людей с лошадьми и повозками. Несмотря на пугающее и чрезвычайно тревожное настроение картина невероятно красива, благодаря наполняющему её золотистому фону, с синими и серебряными вкраплениями, на котором расположены два, не связанных между собой, ярко-красных объекта.
Следующая за «Асмодеей» «Прогулка инквизиции» имеет неясный сюжет и, возможно, была не закончена.
Прогулка инквизиции
Композиция картины нарушена: внимание зрителя привлекает правый нижний угол, в котором находятся группа неприглядных персонажей с человеком в мантии инквизитора на переднем плане. Оставшуюся часть занимает мрачный горный пейзаж с неясными человеческими фигурами. У этой картины есть второе название – «Паломничество к источнику Сан-Исидро» и её часто путают с росписью, находящейся на первом этаже, которая имеет похожее название.
Разделённые окном «Читающие» и «Смеющиеся женщины» выполнены в одной стилистической манере и композиционно дополняют друг друга.
На «Читающих» изображена группа мужчин, которые с большим вниманием слушают человека, читающего вслух газету, лежащую у него на коленях. Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что это политики, которые изучают посвященную им статью.
Читающие
«Смеющиеся женщины» это своего рода парафраз «Читающих», где внимание двух смеющихся женщин сосредоточено на мужчине, который, по всей видимости, занят мастурбацией. Каков истинный смысл этого своеобразного диптиха? Наверное, художник хотел показать, что политические собрания, как и онанизм, занятие бесплодное, но доставляющее удовольствие.
Смеющиеся женщины
Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Существует предположение, впрочем, неоднократно опровергнутое, что автором фресок Кинта дель Сордо является не Гойя, а его сын Хавьер. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя, имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным.
∗∗∗∗∗
В настоящее время «чёрные картины», перенесённые со стен на холст, выставлены в музее Прадо в Мадриде. Несмотря на то, что порядок расположения картин не соответствует «Дому глухого» и целостность композиции нарушена, их воздействие на зрителя не уменьшилось. Мрачные и пугающие образы, созданные испанским гением, вызывают сильные и противоречивые чувства, заставляя восхищаться безобразным, восторгаться уродливым и наслаждаться отвратительным.
Источники
1. The Black Paintings
2. The Secret of the Black Paintings
3. The unflinching eye
4. Goya’s Black Paintings Harsh, but Honest
5. Goya: The Black Paintings
6. The Black Paintings
7. Прокофьев, Валерий Николаевич. Гойя. Ансамбль росписей нижнего этажа Дома Глухого. 1820 / В. Н. Прокофьев. — С .131-188. Мастера классического искусства Запада : сб. ст. / Акад. наук СССР, Всесоюз. науч.-ислед. ин-т искусствознания ; [ред. и сост. В. Н. Прокофьев]. — М. : Наука, 1983. — 285, [2] с. : [12] л. ил. ; 21 см.-Библиогр. в примеч. в конце ст. — В надзаг. также: М-во культуры СССР. — 28000 экз.. — (в пер.)
Поделиться
Анализ 50 известных картин и биографий
Нажмите Изображение, чтобы просмотреть детали. |
Коррида — один из самых известных и самых противоречивых испанских народных обычаев. Постороннему человеку сложно понять смысл и увлечение корридой, которая является одновременно и представлением, и ритуалом. Это зрелище, а не спорт между двумя равными. Бык никогда не побеждает. Для своих поклонников коррида — это искусство, вызов человека, сражающегося со зверем. Для других это архаичная традиция. В настоящее время коррида
спорный. Многие испанцы считают, что это жестокое зрелище, которое следует отменить и которое не имеет отношения к их современной европейской культуре. Другие считают, что это единственный символ Испании, который отличает страну от других.
В Испании восемнадцатого века коррида еще сильнее влияла на общественные нравы, чем сегодня. Это была возможность для всех классов смешаться и дать волю первобытным страстям вместе. Франсиско де Гойя был великим
поклонник. Его сильно привлекал национальный вид спорта, мощный символ борьбы между матадором, олицетворяющим добро и жизнь, и быком, символом зла и смерти. Художник также увлекался
внешние атрибуты борьбы: скорость, мужество, мастерство и элегантность, которые он видел в участниках. Тридцать три фотографии из серии, включающей «Перевал с плащом», принесли ему прозвище «Франсиско с быками».
Для Гойи коррида была просто еще одним аспектом реальности — реальностью, настолько значимой и поэтичной сама по себе, настолько волнующей и завораживающей, что не нуждалась в интерпретации. Поэтому он ограничился свидетельствами очевидцев, сообщает только то, что он действительно видел. Он рисовал и рисовал корриду на протяжении всей своей жизни.
В отличие от его портретов испанской королевской семьи, картины Гойи о корриде не заказывались; он заставил их исследовать свои личные интересы. В них Гойя запечатлел и жестокость, и энергию этого реального события.
Третье мая 1808 года
Майя в одежде
Второе мая 1808 года
Колосс
Сатурн, пожирающий своего сына
Метель
Шабаш ведьм
Похороны сардины
Собака
Семья Карла IV
Паломничество в Сан-Исидро
Двор сумасшедшего дома
Антония Сарате
Деревенская коррида
Герцогиня Альба
Майас на балконе
Пикадор пойман быком
Франсиско Гойя / OAI — Open Art Images
org/VisualArtwork»> 1title:
исполнитель: Франсиско Гойя
дата: между 1786 и 1787
Материал: Масло на льне
Размеры: Размер см 275 293
Текущее местоположение: Учреждение:Museo del Pradoисточник: http: //www.museodelprado.es/en/the-collection/online-gallery/on-line-gallery/obra/the-snowstorm-or-winter/
кредит: http://www.museodelprado.es/en/the- коллекция/онлайн-галерея/он-лайн-галерея/обра/метель-или-зима/
Викиданные: Q3246755
лицензия:Общественное достояние
поделиться
просмотреть все детали
увеличить и скачать
org/VisualArtwork»> 2название:
Портрет Фердинанда VII. im Königsornatдата: 1815
материал: холст, масло
размеры: размер см 208 142,5 2
текущее местоположение: учреждение:Prado
источник: https://www.museodelprado.es/en/the -коллекция/произведение искусства/ferdinand-vii-in-court-dress/1b46165d-1ef7-4399-8282-7056bb901ad9
wikidata: Q27766907
лицензия:Общественное достояние
поделитьсяпросмотреть все подробности
увеличить и скачать
3 org/VisualArtwork»>9 5 title:художник: Francisco Goya
дата: около 1805 г.
Материал: Холст, масло
Размеры: размер см 82 54,6
Текущее местоположение: Учреждение: Национальная галерея, Лондон Зал|39
источник: http://www.nationalgallery.org .uk/paintings/francisco-de-goya-dona-isabel-de-porcel
кредит: http://www.nationalgallery.org.uk/paintings/francisco-de-goya-dona-isabel-de-porcel
wikidata: Q1585399
лицензия:общественное достояние
поделиться
просмотреть все подробности
увеличить и скачать
org/VisualArtwork»> 4title:
художник: Francisco Goya
Дата: 1819-1823
Материал: Масло на холсте
Размеры: 146 × 83 см (57½ × 32½ дюйма) .es/coleccion/galeria-on-line/galeria-on-line/obra/saturno-devorando-a-un-hijo/]
кредит: [1]
wikidata: Q1150997
лицензия:Общественное достояние
поделиться
просмотреть все подробности
увеличить и скачать
название:


Дата: 1814
Материал: Техника масло холст
Размеры: Размер см 266 345
org/TouristAttraction»> Текущее местоположение: Учебное заведение: Pradoисточник: Yorck
кредит: The York Project () 10.000 Meisterwerke der Malerei (DVD-ROM), распространяется DIRECTMEDIA Publishing GmbH . ISBN: 3936122202.
wikidata: Q2983399
лицензия:Общественное достояние
общий доступ
просмотреть все детали скачать
заголовок:


дата: между 1812 и 1814
источник: Национальная галерея
кредит: Национальная галерея
викиданные: Q7232352 Оценки enwiki=1 enwiki-nom=Ботинок на другой ноге
лицензия:Общественное достояние
поделиться
просмотреть все детали
увеличить и скачать
название: Гаспар Мельчор де Ховельянос (Гойя — Музей Прадо)
художник: Франсиско Гойя
дата: 1798
источник: [http://www.museodelprado.es/en/the-collection/online-gallery/on-line-gallery/zoom/1/obra/gaspar-melchor-de-jovellanos/oimg/0/]
лицензия:Общественное достояние
поделиться
просмотреть все подробности
увеличить и скачать

название: Эль Трес де Майо, Франсиско де Гойя, из Прадо тонкое черное поле
художник:
- El_Tres_de_Mayo ,_by_Francisco_de_Goya,_from_Prado_in_Google_Earth.jpg: Франсиско де Гойя
- производная работа: Папа Лима Виски 2
Дата: 2012-03-21 14:01
Материал: техника масло холст {новики>» Загружено с помощью производнойFX [[Категория:Эль Трес-де-Майо 1808 года в Мадриде]] [[Категория:Прадо в Google Планета Земля]] [[Категория:Избранные изображения картин]] [[Категория:Избранные изображения Мадрида]]
источник: получено из|El_Tres_de_Mayo,_by_Francisco_de_Goya,_from_Prado_in_Google_Earth.
кредит: этот файл был получен из: Эль-Трес-де-Майо, Франсиско де Гойя, из Прадо в Google Earth.jpg»>Эль-Трес-де-Майо, Франсиско де Гойя, из Прадо в Google Earth.jpg:
описание: Третье мая автор Франциско гоя
лицензия:Общественное достояние
поделиться
просмотреть все подробности
увеличить & скачать

заголовок:
художник: Эдуар Мане
Дата: 1868-1869
Размеры: Ш1240 x В2700 мм
Текущее местоположение: Музей Орсе, Париж
Кредит: ggFK0UgXAd7OCA в Google Cultural Institute максимальный уровень масштабирования
wikidata: Q775407
лицензия:Общественное достояние
поделиться
просмотреть все детали
увеличить и скачать
