Зевс верховный
Зевс — личность особенная, он заметно отличается от других богов, представление о которых сложилось в культуре древних греков.
Зевс, прежде всего, справедлив, он устанавливает законы и упорядочивает жизнь смертных. Зевс вложил в души людей стремление к добру и совесть, он наказывает и милует, помогает страдающим и взывающим к нему о помощи, покровительствует семье и хранит традиции. Зевса называли отцом богов и людей, представляли огненной энергией, растворенной во всем окружающем мире. Владея небом, он управляет и земной жизнью. Таким образом, именно Зевс в представлении язычников ближе всего к Единому Истинному Богу, Творцу неба и земли, всего видимого и невидимого.
Как пишет Гесиод, Зевс «превосходнее всех богов и могучее силой», и все-таки, он — один из множества, которым поклонялись древние эллины. Согласно красивой легенде о рождении Зевса, он появился на свет в пещере на острове Крит, втайне от своего отца Кроноса, пожиравшего собственных детей. На Крите Зевс рос и набирался сил, прежде чем одержал множество побед и стал верховным богом Олимпа.
На пути к власти
Повзрослев, Зевс, прежде всего, отправился к своему отцу Кроносу и, напоив его волшебным зельем, таким образом заставил извергнуть всех сокрытых в его чреве детей. Первым из чрева Кроноса вышел камень, который он проглотил вместо младенца Зевса.
Зевс бросил этот камень к подножию горы Парнас и назвал его «пуп Земли», здесь с древности существует религиозный центр мира — город Дельфы.
Лучшие отели Греции
Больше отелей в Греции
Освобожденные Зевсом из чрева отца его братья и сестры — Аид, Посейдон, Гера, Гестия и Деметра, по свидетельству Гесиода, «благодеянья его не забыли душой благодарной братья и сестры, и отдали гром ему вместе с палящей молнией».
Братья Аид и Посейдон заключили с Зевсом союз против жестокого отца Кроноса. Многие жители древнего мира объединились вокруг Зевса и помогли ему получить власть над миром богов и людей.
Главным препятствием для Зевса на пути к власти были его ближайшие родственники — титаны, это боги второго поколения, рожденные от Урана-неба и Геи-земли, а также их дети. То есть титаны приходились Зевсу дядями и тетями или двоюродными братьями и сестрами. Война с титанами длилась десять лет.
Титаны жили на Орфической вершине, а боги во главе с Зевсом — на Олимпе. Между этими горами в нынешней греческой Фессалии и было поле битвы титанов и богов. На стороне Зевса выступили особенные существа — циклопы или, как их еще называют, киклопы, и гекатонхейры.
Циклопы — тоже дети Урана и Геи, как говорит Гесиод, «были во всем остальном на богов они прочих похожи, но лишь единственный глаз в середине лица находился», от этого происходит и их название — Киклоп значит «круглоглазый». После рождения трое киклопов были, как и другие дети, скованы отцом Ураном и сброшены в недра земли, в Тартар. Там они занимались кузнечным ремеслом, и, по Гесиоду, «для работы была у них сила, и мощь, и сноровка». Подняв войну против своего отца Кроноса и других титанов, Зевс освободил киклопов из Тартара, за что те поклялись быть ему верными. Именно циклопы выковали для Зевса непобедимое оружие — перуны, то есть молнии, которые он метал во время битвы. Для братьев и сподвижников Зевса оружие выковали те же циклопы. Аиду они даровали шлем, а Посейдону — трезубец.
Гекатонхейры — сторукие пятидесятиголовые великаны. Дети Урана и Геи, они тоже были выведены Зевсом из Тартара на войну с титанами. Их участие, несомненно, помогло Зевсу одержать победу.
«Зевс-промыслитель», как называет его Гесиод, символично наказывал своих врагов. Это он поставил Атланта вечно держать на своих плечах небо, это он приказал длиннокрылому орлу клевать печень прикованного к скале Прометея, и мука его была бесконечной — за ночь печень «вырастала ровно настолько же, сколько орел пожирал ее за день».
Других побежденных титанов Зевс низверг в Тартар и поставил сторожить их все тех же сторуких пятидесятиголовых — гекатонхейров.
«Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе моя песня! Громораскатистый, владыка державный, судья-воздаятель», — воспевает Зевса Гомер. «Вовсе не жребий содеял тебя первенствующим богом, — вторит ему в своих гимнах Каллимах, — Подвиги рук, твоя сила и мощь, что у царского трона. Кто дела твои может восславить? Нет и не будет таких, кто бы Зевса деянья восславил».
Зевс — правитель мира богов и людей
После победы над титанами Зевс стал владеть небом и землей, то есть править всем миром. Его брат Посейдон получил во владение всю водную стихию — океаны и моря, а Аид стал властителем подземного мира.
Зевс славился как всемогущий правитель, при котором жизнь богов и людей расцветала. Развивались искусства и ремесла, земледелие. Зевс сам следил за тем, чтобы правители городов правили разумно и справедливо.
Орфические гимны называют Зевса «мир обходящее око», «око справедливости», «свет жизни», «начало всего и всему завершенье» и заключают: «Промысел твой, коль захочешь, природу всего переменит, смертный ли род человечий, иль мир, беспредельно широкий».
Зевс жил на Олимпе со своей женой Герой и их детьми. Гера, согласно мифологии, была третьей женой Зевса.
Первой его женой стала двоюродная сестра и воспитательница, заботившаяся о нем на Крите — Метида, богиня мудрости. Метида помогла Зевсу победить его отца Кроноса, именно она сварила зелье, благодаря которому Кронос изверг из чрева проглоченных детей. Но Метиду постигла горькая участь, когда она забеременела, Зевс, напуганный пророчеством, что их общий сын превзойдет отца во всем, проглотил свою первую жену.
Вторая жена Зевса — Фемида, богиня справедливости. Она родила Зевсу шесть дочерей, трое из которых — богини времен года, а трое других — богини судьбы. В ее обязанности входило возвещать богам и людям волю Зевса, также она обладала даром прорицания. Интересно, что и сегодня Фемида — образ правосудия, общепринятый во всем мире. Римляне стали изображать ее с завязанными глазами — в знак беспристрастия, с весами и мечом, так она изображается и поныне. Но первоначально, у греков, Фемида изображалась без повязки на глазах, с весами и рогом изобилия. Согласно мифу, она взвешивала добрые и злые дела человека, и воздавала ему из рога изобилия соответственно, добром или злом.
Третьей женой Зевса стала его родная сестра Гера, спасенная им из чрева их отца Кроноса. Гера — покровительница брака и материнства. Зевс полюбил Геру, когда она была совсем юной. Писатель II века Павсаний, рассказывая о впечатлениях от храмов Эллады, описывает изображение Геры с гранатом и скипетром в руках, причем, на верхушке скипетра сидит кукушка. Здесь же Павсаний передает рассказ, что Зевс, влюбившись в Геру, превратился в кукушку, которую девушка поймала, играя и смеясь. С этого момента начались любовные отношения Зевса и Геры, позже они вступили в брак, который, по свидетельству Гомера, оставался тайным в течение трехсот лет. Позже, став законной женой Зевса, Гера была очень ревнива и принесла множество бед подругам и внебрачным детям любвеобильного Зевса.
Интересно, что Зевс любил превращаться в животных. Он не только обратился кукушкой для Геры, но являлся Деметре и Персефоне в образе змея, перед Ледой обратился в лебедя, да перед другими богами и людьми появлялся то в образе быка, то птицы, то жеребца, то муравья, то жука.
Иногда в истории Зевса можно обнаружить свидетельства, схожие с библейскими. Например, рассказ о всемирном потопе, посланном Зевсом, практически, повторяет библейское повествование, только с другими действующими лицами. Когда нравственное падение людей стало таким ужасным, что землю покинули богини Верности, Справедливости, Правды, Зевс — по свидетельству легенды — решил истребить грешный человеческий род и создать новый. Поэтому он послал на землю потоп, истребивший все живое. Спаслись от потопа только двое добрых супругов — Левкалион и Пирра, от которых произошел новый род людской.
Наследники Зевса
Само собой, Зевс не признавал себе равным никого. Боясь сына, который мог бы его свергнуть, он проглотил свою первую беременную жену.
У Зевса и Геры родился сын Гефест. Ребенок появился на свет таким слабым и уродливым, что мать, желая погубить, сбросила его со скалы. Но Гефест выжил и стал прекрасным кузнецом, он создавал такие вещи, равные которым не мог сделать никто на земле.
Аполлон — солнечный златокудрый бог искусства и врачевания, покровитель муз, сын Зевса и титаниды Лето. У Аполлона была сестра-близнец, богиня охоты Артемида.
У Зевса родилась дочь Афина, как говорит Гесиод, она родилась без матери, из головы самого Зевса. Богиня мужества и мудрости, Афина, дала название славному городу, который ныне является столицей Греции.
Дети Зевса — это и такие прославленные боги, как Гермес — бог торговли, Дионис — бог виноделия, Персефона — богиня плодородия и Эрос — бог любви.
Детьми Зевса были не только боги, но и герои, рожденные от него земными женщинами. Среди таких героев — Геракл, Гармония, Елена, Персей.
Божественный Олимп — престол Зевса
И поныне возвышается на древней земле Эллады горная гряда Олимп, овеянная множеством легенд о великом Зевсе — первым избравшем это место в жилище богам. Здесь — по легенде — Зевс, окруженный богами и богинями, устраивал свои царские пиры, на которых решались судьбы мира.
Далеко внизу, в земной долине, жили люди, подверженные переменам, в их жизни радость сменяется горем, благоденствие — трудностями. Боги же всегда были радостны и спокойны. Справедливый Зевс уверенно чувствовал себя на троне верховного правителя.
Его окружали — богиня мира Ирена, богиня победы крылатая Ника, богиня радуги Ирида. Здесь же — супруга Зевса, богиня семьи Гера, их дети, и друзья — боги. Они вкушали нектар и амброзию, любовались танцами и пением прекрасных муз.
А Зевс решал, кого из людей наказывать, а кого миловать, кого одарить, а кого обделить. В распоряжении Зевса были два огромных сосуда — один с добром, а другой со злом. Оттуда черпал громовержец свои дары и посылал людям, соответственно добрым или злым делам каждого.
В соответствии с этим представлением и жили древние эллины, на таком мироощущении зиждилась древнегреческая цивилизация, впоследствии оказавшаяся готовой — как ни одна другая из язычников — принять весть о Христе.
107 минут, португальский язык; транслируется на HBO Max или доступен для проката на Amazon Prime и iTunes
Этот пересказ мифа об Орфее переносит героя (которого играет Брено Мелло) в фавел Бразилии. В греческом мифе Орфей отправляется в подземный мир, чтобы вернуть свою любимую жену Эвридику. Своими волшебными музыкальными выступлениями он убеждает Аида отпустить ее при одном условии: ему запрещено оглядываться на нее в их путешествии домой, в страну живых. Неизбежно, когда они приближаются к вратам Подземного мира, Орфей не может удержаться, чтобы не обернуться, чтобы посмотреть на эту невесту, и Эвридика навсегда исчезает в царстве Аида.
Фильм, в котором снимались исключительно чернокожие, в основном местные бразильцы, стал международным хитом в 1959 году, получив Золотую пальмовую ветвь и награды за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале, а в 1960 году — награды за лучший иностранный фильм от обоих «Оскар» и «Золотой глобус». Хотя фильм хорошо известен и часто показывался, важно отметить, что фильм также вызвал серьезную критику за стереотипное представление бразильского общества и культуры французскими кинематографистами. В книге Томаса Э. Скидмора Бразилия: Пять веков перемен Автор внимательно исследует международное восприятие фильма. Он говорит: «Фильм, полностью снятый в фавеле Морро да Вавилония с участием многих чернокожих или представителей смешанной расы, подвергся критике за создание стереотипов о его персонажах как о простодушных, откровенно сексуальных, интересующихся только пением и танцами».
Более пристальный взгляд на адаптацию мифа
Помещение мифа в 24-часовой период вакхического безумия, снятое в блестящем цвете Technicolor и настроенное на опьяняющие ритмы самбы и босса-новы (песня Антонио Карлоса Жобима, получившая премию «Грэмми» Девушка из Ипанемы» выйдет в 1964) идеально задает тон древней сказке, действие которой происходит в прозрачном пространстве между любовью и смертью.
В этом фильме напряженность между этим миром и другим становится все более очевидной по мере развития сюжета. В своем отчаянном бегстве от Смерти Эвридику случайно убивает током на железнодорожной станции сам Орфей, который затем ищет ее воскрешения в ярком и, по-видимому, реальном ритуале одержимости духом Кандомбле. Рано утром, вытащив тело Эвридики из морга, он возвращается в фавелу, где на него нападает группа бредящих танцовщиц (отсылка к менадам прошлого), все еще одетых для карнавала. С Эвридикой на руках Орфей падает насмерть с крутого горного склона над городом. Все еще одетые в карнавальные костюмы из золотой ткани, мертвые любовники мирно плавают в ложе из пальм, подвешенных высоко над Рио-де-Жанейро; объединены так, как они никогда не достигали в древности.
— Мэри Луиза Харт, заместитель куратора
О, где же ты, брат? (2000)
108 минут; доступен для проката на Amazon Prime, iTunes или YouTube
Вдохновленный американским фольклором « Одиссея » Гомера и фильмом 1941 года « Путешествия Салливана », история рассказывает о странствующих приключениях Улисса Эверетта МакГилла (Джордж Клуни) и его товарища-беглеца. — Осуждает Пита и Дельмара (Джон Туртурро и Тим Блейк Нельсон) через Миссисипи эпохи Великой депрессии (прекрасно снято оператором Роджером Дикинсом). Наполненный забавными намеками на эпическую поэму — слепой пророк, соблазнительные сирены, метаморфоза и одноглазый монстр — фильм игриво переосмысливает исходный материал.
Пристальный взгляд на адаптацию мифа
Классика братьев Коэнов, которую стоит пересмотреть. В то время как некоторые общие штрихи этой истории напоминают древнюю поэму — Улисс Макгилл, отчаянно желающий вернуться домой до того, как его жена Пенни (Холли Хантер) снова выйдет замуж, полагается на свою смекалку, чтобы избежать любого затруднительного положения — заметные различия делают это отдельной историей. В отличие от Одиссея, знаменитого короля и полководца большой физической силы, Макгилл — неизвестный обыватель со скромными средствами и мускулами. Саундтрек, посвященный американскому фолку и блюграссу, продвигает фильм вперед и играет центральную роль в самой истории. Находясь в бегах, Эверетт и его товарищи подбирают на перекрестке автостопщика Томми Джонсона (Крис Томас Кинг), чернокожего музыканта, который утверждает, что только что продал свою душу дьяволу за умение играть на гитаре — персонаж, взятый непосредственно из легенды о реальных исполнителях дельта-блюза Томми Джонсоне и Роберте Джонсоне. По предложению Томми группа направляется на захудалую радиостанцию, где исполняет свою песню-гимн «Я человек постоянной печали» для слепого музыкального продюсера (слепого поэта Гомера), который записывает ее на винил. В следующих эпизодах беглецы сталкиваются со всевозможными препятствиями и переодетыми злодеями, но их песня становится неожиданным хитом, и в конечном итоге музыка (с некоторой божественной удачей) искупает наших героев.
— Николь Будрович, помощник куратора
Битва Титанов (1981)
118 минут; доступен для проката на Amazon Prime, iTunes и YouTube
Не путать с ремейком 2010 года с Сэмом Уортингтоном в главной роли, Лоренс Оливье в роли Зевса возглавляет звездный состав, в который входят Гарри Хэмлин в роли Персея, Мэгги Смит в роли Фетиды, Клэр Блум в роли Гера и девушка Джеймса Бонда 1960-х Урсула Андресс в роли, как мы догадаемся? Афродита. Персей наиболее известен как герой, победивший чудовищную Медузу, чей взгляд обращал людей в камень. Его история начинается, когда он и его мать Даная были брошены в море в сундуке, чтобы погибнуть. Спасенный Зевсом, молодой Персей проводит свою идиллическую юность, тренируя лошадей на пляжах Серифоса, пока Зевс не вырывает его (буквально) и не бросает в настоящий древний театр, чтобы начать свою полную приключений жизнь в погоне за рукой Андромеды, принцессы Иоппии. (Яффо, Израиль).
Пристальный взгляд на адаптацию мифа
Несмотря на то, что, к сожалению, Титаны не появляются, «Битва Титанов» представляет собой искусную переработку жизни и приключений греческого героя Персея, любимого сына Зевса. Повсюду классические персонажи переосмыслены волшебником по спецэффектам Рэем Харрихаузеном, создателем множества иллюзий, которые делают этот фильм таким увлекательным для просмотра. Персей едет на Пегасе как настоящий конь, у него есть волшебный щит, шлем-невидимка и помощь восхитительной совы Афины, Бубона, древней версии R2-D2 ( Star Wars вышел всего годом раньше). Все объединяются, чтобы спасти Андромеду от трехрукого морского чудовища Кракена, который, хотя и не грек (будучи монстром из скандинавской мифологии), идеально вписывается в эту когорту греческих фэнтезийных персонажей. Кракен превращается в кинематографическую картину, вдохновленную традициями европейской живописи, и должен быть побежден Персеем в умном повороте сюжета, который понравился бы древним грекам.
На протяжении всего фильма творчески используются настоящие древние памятники. С другой стороны, общественные места древней Иоппии, конечно же, никогда не сочетали в себе римские, ассирийские, персидские и архаичные греческие черты, но, увидев их все вместе, мне захотелось, чтобы они были.
— Мэри Луиза Харт, заместитель куратора
Любовь Геракла (1960)
102 минуты, итальянский; транслируется на Netflix в рамках Mystery Science Theater 3000. Также доступно на Amazon Prime и YouTube
В фильме «Любовь Геракла» (Gli amori di Ercole) главные роли играют реальная пара Джейн Мэнсфилд и Микки Харгитей в неканонической мешанине любовных историй, следующих за убийство жены Геракла.
Пристальный взгляд на адаптацию мифа
Описывать этот фильм как фильм о классической мифологии было бы неправильно: Любовь Геракла вдохновлен классикой так же, как салаты Jell-O можно описать как вдохновленные овощами. Пышные драпировки, экзотические меха, колонны и мебель с оскаленными зубами сфинкса создают основу для драматического безделья и лаконичных сражений с монстрами, пока Геракл пытается выжить среди коварных персонажей и спасти некую девицу, попавшую в беду. «Любовь Геракла» далеко отходит от канонических «Подвигов Геракла», но зоркие наблюдатели заметят собственный римский Museo della Civiltà Romana и незабываемую версию Маски Агамемнона среди других классических возвратов. Спойлеры: эпизодические появления монстров включают не только гидру, но и лес обреченных людей и, что необъяснимо, снежного человека. Действительно, фильм, в котором есть все!
— Джудит Барр, помощник куратора
Троя. Падение города (2018)
Восемь 60-минутных серий; транслируется на Netflix или доступен для проката на Amazon Prime и YouTube
Сериал «Троя: Падение города», не путать с фильмом 2004 года « Троя » с Брэдом Питтом в главной роли. история Троянской войны. Начиная с рождения брошенного младенца, троянского принца Париса, и его судьбоносного суда двадцать лет спустя в конкурсе красоты между тремя богинями, мини-сериал вращается вокруг любви Париса и Елены, которая положила начало десятилетней войне с греками и завершилось разрушением цитадели его отца царя Приама в Трое. Насилие проистекает не столько из кровавых сражений, сколько из интенсивных эмоциональных конфликтов, особенно тех, от которых пострадали женщины с обеих сторон — Елена, Андромаха, Брисеида, Клитемнестра — на которых повлияла война. В восьми захватывающих эпизодах, созданных совместно BBC и Netflix, история разворачивается в основном с точки зрения осажденных троянцев.
Пристальный взгляд на адаптацию мифа
По крайней мере, с 7 века до н.э. и до наших дней художники и поэты всегда переосмысливали эти истории. Снятый на месте в драматических южноафриканских пейзажах, окружающих Кейптаун, с роскошными костюмами, декорациями и массивной деревянной лошадью, повествование демонстрирует творческую, но убедительную свободу с археологическими реалиями и греческими литературными традициями. Как написал один археолог в своем обзоре: «Не существует стандартизированного, авторитетного или систематизированного взгляда на Троянскую войну из Древней Греции и Рима. Гомер (если такой человек существовал) — всего лишь один поэт среди многих, кто дал свою (или ее) версию истории». Перенеситесь в мифо-исторический мир, который все еще резонирует, и наслаждайтесь!
— Клэр Лайонс, хранитель древностей
Звездный путь: Оригинальный сериал , «Кто скорбит по Адонаису» и «Хлеб и зрелища» (1967)
50-минутные серии; транслируется на Netflix, Hulu, Paramount +, Amazon Prime и доступен для проката на iTunes и YouTube
в древнем Средиземноморье. Но в двух эпизодах второго сезона капитан Кирк и его команда оказываются втянутыми в воображаемое будущее древнего Рима и Греции. Хотя эти эпизоды не адаптируют древний миф, вместо этого мы внимательно изучили, как они перевели древний мир для киноэкрана.
Переосмысление Древней Греции и Рима
В «Кто скорбит по Адонаису» USS Enterprise отправляется на планету Поллукс IV, когда гигантская рука хватает звездолет, и команда сталкивается с гигантским светящимся лицом, называющим себя богом Аполлоном. . Оказавшись на планете, капитан Кирк и его команда прибывают на гору Олимп, где их встречает украшенный блестками и блестками Аполлон… только для того, чтобы удержать их в плену в рамках заговора по возвращению утраченной славы человеческого поклонения. Греция, как ее представляли через 1960-е годы