Skip to content
Меню
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Рисование
  • Советы начинающим
  • Как рисовать
  • Карандашом
  • Поэтапно
  • Уроки
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ
Главная » Разное » Фигура человека в полный рост рисунок: Как нарисовать человека в полный рост. Учимся рисовать тело и фигуру. — YouTube

Фигура человека в полный рост рисунок: Как нарисовать человека в полный рост. Учимся рисовать тело и фигуру. — YouTube

Posted on 23.04.202302.02.2023

Содержание

  • Фигура человека карандашом. Наброски в движении, в полный рост, в разных позах. Рисунок поэтапно для начинающих
    • Инструменты для рисования
      • Карандаши
      • Бумага
    • Готовые примеры
    • Мастер-классы
      • Человек в полный рост
      • Человек в движении
      • Теннисист
      • Танцующая пара
      • Дети в движении
    • Полезные советы
    • Видео о рисовании
  • В учебном рисунке фигуры человека — Blog — Ghenadie Sontu Fine Art
  • Пропорции фигуры человека — Курс анатомии для художников
    • Пропорции фигуры человека
        • Единовременный платеж — Пожизненное членство
    • Пропорции фигуры человека
      • Урок анатомии 3
        • При создании реалистичных фигуративных произведений необходимо знать пропорции фигуры человека.
      • Простые цены, никаких сюрпризов 97 долларов США
  • «Рисование человеческих фигур и когнитивное развитие детей младшего возраста» title={Рисование человеческих фигур и когнитивное развитие детей младшего возраста}, автор = {Патриция А.
      • Сравнение разработки концепций и рисунков человеческих фигур детей, получающих дошкольное образование, и детей, не получающих дошкольного образования
      • Стадии рисования и интеллекта
      • Гены влияют на рисунки человеческих фигур маленькими детьми и их связь с интеллектом десятилетие спустя
      • Детские страхи, тревоги и рисунки человеческих фигур школьного возраста.
      • .
      • СРАВНЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ЗАДАЧ НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА, НАРИСУЙ ДОМ-ДЕРЕВО И КОГНИТИВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЬЯЖЕ ДЛЯ КИТАЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ДЕТЕЙ
      • Количественная оценка развития и индивидуальных различий в спонтанном завершении рисования среди детей
      • Назад к чертежной доске: описательное исследование потенциальных показателей одаренности в рисунках детей в возрасте от 4 до 6 лет
      • Тест «Нарисуй человека»: показатель когнитивной и социально-эмоциональной адаптации детей?
      • Моделирование развития и индивидуальных различий в поведении детей при рисовании с использованием модели прогнозирующего кодирования
      • Развитие пространственного представления у детей от пяти до тринадцати лет.
      • Достоверность саморисунков дошкольников как показатель способности рисовать человеческие фигуры
      • Некоторые соображения о когнитивно-структуралистской теории Пиаже и художественном развитии детей.
      • Репрезентативное развитие человеческой фигуры: взгляд на игнорируемые переменные Ses, IQ, пола и вербализации
      • Искусные каракули: Значение детских рисунков
      • Дети рисуют: Действительно ли маленькие дети рисуют?
      • Рисуют ли дети мужчин с руками, выходящими из головы?

Фигура человека карандашом. Наброски в движении, в полный рост, в разных позах. Рисунок поэтапно для начинающих

Содержание

Леонардо да Винчи – первый, кто научился правильно рисовать человека в полный рост. Его рисунки обладают высокой реалистичностью, благодаря изучению анатомии и пропорций фигуры. Если знать основные правила, можно легко создать набросок карандашом человека в полный рост.

Инструменты для рисования

Фигура человека карандашом (наброски людей требуют подготовки и знаний) перед началом рисования требует наличия следующих инструментов:

  • карандаш;
  • ластик, который позволит своевременно и быстро удалять лишние элементы;
  • лист бумаги в качестве полотна. Это может быть страница альбома для рисования или блокнота, бумага формата А4.

Карандаши

Начинающим художникам рекомендуется несколько часов посвятить тому, чтобы определиться с карандашами. Стоит учитывать: простые карандаши различаются по степени твердости.

 

Существует несколько систем обозначения твердости, наиболее распространена европейская шкала. Согласно общепринятому в Европе стандарту, для маркировки простых карандашей используются 3 буквы, а также цифры (от 2-х до 8-ми). Они указывают на твердость или мягкость, а также их степени.

 

Например:

  • если на корпусе карандаша присутствует буква «B», значит его грифель мягкий;
  • маркировка буквой «H» означает, что грифель карандаша твердый;
  • грифель карандаша, на котором присутствует обозначение «4B», в 4 раза мягче, чем грифель инструмента, обозначенного одной только буквой «B»;
  • карандаш с маркировкой «2B» в 2 раза мягче инструмента с обозначением «B»;
  • самые мягкие карандаши обозначаются сочетанием символов «8B». То же касается и степени твердости. При увеличении цифры, которая располагается рядом с буквой «H», грифель становится тверже;
  • карандаш «6H» в 3 раза тверже по сравнению с инструментом «2H».

Существует также обозначение карандашей, в котором обе буквы сочетаются. На корпусе может присутствовать маркировка «HB». Она говорит о том, что инструмент и твердый, и мягкий одновременно. Он так и называется – «твердо-мягкий».

Реже встречается буква «F» на корпусах карандашей, произведенных в европейских странах. Она означает, что грифель такого карандаша имеет средний тон между твердым H и твердо-мягким HB.

Аналогичная система используется при маркировке карандашей, производящихся в России. Однако вместо латинских букв на корпусе могут быть русские – «М» и «Т». М указывает на мягкость, а Т – на твердость. В остальном у отечественных производителей то же самое, что и в стандартной европейской системе: цифры от 2 до 8 и обозначение твердо-мягкого карандаша сочетанием «ТМ».

Для создания наброска обычно применяются твердо-мягкие карандаши. Они хорошо подходят для прорисовки основы и создания теней. Если же требуется создать акцент или провести более темные линии, лучше взять карандаш 2B, 3B или еще мягче.

Бумага

Начинающие художники обычно применяют для своих картин простую офисную бумагу или листы школьной тетради. Однако, чем более ответственно подойти к выбору бумаги, тем проще будет работать с материалом, и тем лучше будут получаться изображения.

При выборе бумаги для рисования важно учитывать ее плотность и белизну

Важно учитывать 3 основные характеристики бумажных листов:

ХарактеристикаОписание
БелизнаВ офисах используется самая белая бумага. Она не подходит для серьезных рисунков, но допустима для набросков
ПлотностьПлотность бумаги измеряется в г на кв. м. Любой художник предпочтет использовать более плотную бумагу, зная, что она устойчива к повреждениям.

Чем плотнее материал, тем больше придется платить за его покупку. Оптимальным вариантом следует считать приобретение бумажных листов плотностью – от 100 до 200 г на кв. м.

Рекомендуется перед покупкой проверить, как лист выдержит стирание линий карандаша ластиком

ЗернистостьНа зернистой бумаге рисунки получаются более объемными. Однако для набросков и чертежей лучше выбирать листы с наименьшей степенью зернистости

Стоит также иметь в виду, что бумага подразделяется на 2 основные разновидности:

  • офисная бумага. Она самая белая, ее недостаток в том, что листы слишком тонкие. Аккуратнее нужно использовать на ней ластик: под давлением она может быстро испортиться;
  • писчая бумага. Имеет хорошую плотность, часто обладает желтоватым оттенком. Она недорогая, следы грифеля легко стираются, но главный недостаток в том, что линии получаются едва заметными.

Готовые примеры

Набросок фигуры человека при выполнении, кроме карандаша и бумаги, может потребовать наличие работ других художников. Еще лучше – вместо рассматривания готовых изображений, наблюдать непосредственно за процессом рисования профессионалов.

Основной секрет успеха при рисовании фигуры человека карандашом – реализм и естественность. При внимательном наблюдении за тем, как люди стоят, сидят, шагают и передвигаются, можно заметить множество особенностей и применять их в создании рисунков.

Мастер-классы

Главная задача, которую должен поставить перед собой новичок – научиться правильно рисовать человека в полный рост с соблюдением всех пропорций. Если добиться этой цели, дальнейшие работы по рисованию человека в любых позах будут упрощены.

Человек в полный рост

Каждому, кто собирается хорошо рисовать людей, необходимо запомнить цифровое соотношение – «1:7». Так соотносятся голова и полный рост любого представителя Homo Sapiens. Это касается не всех случаев, но большинства.

Однако имеются некоторые исключения:

  • пропорции эти не точные. Например, если высота головы составляет 25 см, это не означает, что полный рост такого человека ровно в 7 раз больше и составляет 175 см. 1:7 – это приблизительные соотношения. Рост человека с высотой головы в 25 см может на несколько см отличаться от показателя в 175 см. Например, он может составлять 180 см;
  • у самых высоких людей соотношение головы и полного роста доходит до показателя – 1:8;
  • высота головы и рост тела по мере взросления человека изменяются по-разному, и, следовательно, пропорции ребенка отличаются от пропорций взрослого. У новорожденных это соотношение составляет 1:5, у детей постарше – 1:6.

Все это нужно учитывать при создании рисунка.

Фигура человека карандашом (наброски людей в полный рост всегда начинаются с головы) выполняется в следующие этапы:

  • Изобразить голову в верхней части листа в центре. Ее форма – овал.
  • Нарисовать шею. Она может быть представлена квадратом.

Если планируется изобразить худого человека, толщина его шеи должна быть в 2 раза меньше ширины головы. Например, если на рисунке голова имеет ширину 4 см, толщина шеи должна составлять 2 см.

Если же художник желает изобразить тучного человека, ширина квадрата, обозначающего шею на рисунке, может быть равна толщине головы. В вышеописанном случае с головой в 4 см шея также будет иметь толщину в 4 см.

  • Изобразить грудную клетку человека. Здесь необходимо принять во внимание пол человека. Грудная клетка мужчины должна быть в 2 раза шире высоты его головы. У представительниц прекрасного пола этот показатель уменьшен до 1,5 размера высоты головы.
  • Согласно правилу, о котором говорилось вначале этого урока, необходимо разделить рост человека на 7 частей (на 8, если он слишком высокий и на 5 или 6 частей, если это ребенок). Удобнее всего провести от головы вниз вертикальную линию и отметить на ней несколько штрихов. Соседние штрихи должны находиться друг от друга на расстоянии, равном высоте головы.
  • После схематического изображения головы, шеи и грудной клетки отметить местоположение талии. Она находится приблизительно в центре 3-го сегмента из 7-ми.

Талия, независимо от пола, шире головы. Это касается даже обладательниц «осиной» талии. Отсчет сегментов начинается от головы, которая является 1-м сегментом. Далее, вниз по вертикальной линии располагаются 2-й, 3-й и последующие сегменты. Нижняя часть торса занимает место на границе 3-го и 4-го сегментов.

  • Коленные чашечки, каждая из которых представлена кругом, расположить в районе 6-го – предпоследнего сегмента.
  • Расположить чуть ниже центра самого нижнего сегмента голеностопный сустав, который соединяет стопу и голень. При этом рисующий должен помнить, что размер стопы человека чуть меньше высоты его головы.
  • Перейти к рисованию верхних конечностей. В данном случае человек просто стоит в полный рост, а его руки опущены. При этом локти находятся на уровне талии. Представлены они должны быть кругами.
  • Расположить запястья немного выше нижней границы торса. Запястные суставы также должны быть представлены небольшими окружностями.
  • Добавить нижнюю часть рук – их кисти. Каждая из них должна иметь длину, равную расстоянию между подбородком и центром лба. Нужно стремиться, чтобы кисти рук в результате свисали чуть ниже нижней границы торса.

Стоит помнить: пропорции верхних конечностей остаются одинаковыми для всех людей: будь то женщина или мужчина, представитель европеоидной расы или афроамериканец.

Если все было сделано правильно, должен получиться полный схематичный рисунок человека. Теперь необходимо придать ему реалистичности.

Для этого основные линии делаются более плавными, а все, что использовалось только в качестве вспомогательных компонентов, удаляется с помощью ластика. Удалению подлежит вертикальная прямая и нанесенные на нее штрихи, разделяющие тело на 7 сегментов.

Человек в движении

Фигура человека карандашом (наброски людей лучше всего выполнять, изучив основы анатомии) в движении может быть выполнена, если начать с каркасной модели, которая сразу имеет нужную позу.

Этапы рисования следующие:

  • Нарисовать голову. Голова, представленная кругом или овалом, должна находиться в верхней части листа, а расстояние от нее до левого и правого краев полотна должно быть примерно одинаковым.
  • Изобразить основу каркаса – позвоночник. Весь позвоночный столб должен быть представлен одной вертикальной линией, которая начинается от головы и проходит вниз. Длина этой линии должна быть примерно равна 2-м головам.
Фигура человека карандашом — рисунок в движении
  • Учитывая, что линия позвоночника доходит до основания нижних конечностей, нарисовать на их месте длинную горизонтальную линию. От нее будут начинаться ноги.
  • Плечи отметить горизонтальной линией, располагающейся на позвоночном столбе.
  • От линии, обозначающей плечи, провести линии для рук. У человека в данном примере руки согнуты в локтях, что следует обозначить на рисунке.

На месте локтевого сустава линия изменяет свое направление. Одну руку можно сделать чуть приподнятой, а другую расположить на поясе. При схематичном изображении человека в движении кисти можно представить в виде простых овалов.

  • Начать работу с нижними конечностями. Учитывая, что человек стоит, они проходят сплошными линиями от таза к нижнему краю бумажного листа. Можно изменить направление этих линий на месте расположения коленных суставов.

Заканчиваться каждая из 2-х линий, обозначающих нижние конечности, должна стопой. При рисовании каркасной модели стопа может быть представлена простой горизонтальной линией. Таких линий на рисунке должно быть 2.

  • Придать объем полученной каркасной модели человека. Для этого ее следует превратить в так называемую шарнирную модель. С ее помощью можно будет понять условное наличие объемов в теле человека. Изобразить круги в тех местах, где соединяются все линии нарисованного ранее каркаса. Эти круги и называются шарнирами.
  • Все линии заключить в овалы. Они будут показывать приблизительное расположение объемов в теле человека.
  • Под плечевой горизонтальной линией, на позвоночнике на 2/3 высоты от линии таза нарисовать большой овал, который будет обозначать грудную клетку.
  • Тазовую линию также заключить в овал, но только меньшего размера. Он будет указывать на местоположение таза.
  • Заменить овалы и круги (шарниры) кубами и параллелепипедами. Прямоугольными брусками на рисунке должны быть заменены все овалы.
  • Окружности, которые находятся на месте суставов, увеличить или, наоборот, уменьшить в зависимости от того, какие размеры будет иметь кубическая фигура.
  • Поняв на примере кубической модели принцип распределения основных объемов тела человека, перейти к линейному рисунку. Все, что требуется сделать на этом этапе – плавно обвести линиями имеющуюся модель, представленную кубами. В результате должны получиться контуры тела.
  • Наметить одежду и детально прорисовать лицо, а также стопы и пальцы рук.
  • Чтобы придать рисунку завершенный вид, его затонировать. Благодаря этому приему будут выявлены объемы тела и фактура элементов гардероба, а также обозначено освещение.
  • При нанесении тона делать короткие штрихи карандашом. Затем, опираясь на местоположение больших участков света и тени на созданной ранее кубической модели, нанести тон рисунка. Так будет сформирован объем тела человека.

Теннисист

Фигура человека карандашом (наброски людей, участвующих в спорте, считаются непростыми в выполнении), играющего в большой теннис и пытающегося отбить летящий в его сторону мяч изображается следующим образом.

ЭтапОписание
Линейное обозначение каркаса спортсменаНеобходимо наметить изгиб его туловища и нижних конечностей. Ноги должны быть полусогнутыми, при этом сам теннисист откидывается назад. Его правая рука закинута и откидывает ракетку
Рисование лицаНеобходимо подчеркнуть движение. Это можно сделать, повернув голову так, чтобы она была развернута почти фронтально и закинута назад
Дорисовка мелких элементовВыполняется уточнение деталей лица, дорисовка формы головы, формирование прически
Прорисовка футболкиПри движении человека изменения имеются не только в теле, но и в одежде. Здесь должны быть добавлены складки, которые появляются, когда спина теннисиста изгибается
Работа с верхними конечностямиВ одной руке спортсмен держит ракетку, при этом другая должна непроизвольно тянуться вперед
Детальная прорисовка шортОни также деформируются, следуя положению нижних конечностей.

Необходимо подчеркнуть изгибы на шортах. Для этого провести линию, которая должна идти по направлению ноги

Доработка ногДорисовывать их следует по тому каркасу, который был обозначен на 1-м этапе.

Необходимо помнить: у ступней также должен быть собственный изгиб, поскольку положение ног теннисиста – на полуносках

Танцующая пара

Один из самых сложных рисунков людей в движении – танцующая пара.

Работу можно условно разделить на 4 основных этапа:

  • Обозначение фигуры, представляемой танцующими. С помощью такой схемы работы художнику будет проще задать движение.
  • Работа в технике скетча и одновременная наметка всех частей тела. Схематично нужно изобразить положение частей тела, заполнив композицию.
  • Прорисовка всех деталей. При этом необходимо опираться на рисунок, который был выполнен на предыдущем этапе. Изменяются почти все части тела, поэтому ни одна из деталей не должна остаться без внимания. Важно точно прорисовать положение верхних конечностей, ступней, складок на одежде.

  • Передача движения посредством нанесения грубых размашистых штрихов.

Дети в движении

Используя основные приемы, о которых речь шла выше, можно попробовать нарисовать 2-х детей, которые бегут вперед, взявшись за руки. Это будут мальчик и девочка, каждый из них держит букет цветов. Слева девочка, у нее цветы в правой руке, а справа – мальчик, который держит букет в левой руке.

Работа по рисованию такой картины условно может быть разделена на 3 этапа:

  • Обозначить рамки, в пределах которых будет располагаться вся композиция. Для формирования фигур в данном случае удобно использовать окружности и овалы.

Дети бегут вперед, поэтому при рисовании необходимо помнить об основных отличительных особенностях положения тела бегущего человека. Туловище должно быть наклонено вперед. Верхние конечности двигаются в разных направлениях. Что касается нижних конечностей, то одна нога должна быть поднята.

  • Прорисовать одежду детей. Нельзя забывать, что она меняется при движении. У мальчика под коленными суставами должны быть сформированы складки, а у девочки развеваться подол платья. На коленке ноги, которая движется вперед, ткань натягивается.
  • Удалить вспомогательные линии, затем сделать рисунок чистым и нанести необходимые штрихи.

Необходимо также помнить о выражении лиц обоих персонажей и положении их волос. Они тоже должны передавать движение.

Полезные советы

Чтобы наброски людей выходили правильно, необходимо регулярно практиковаться. В помощь придут книги по рисованию, скетчингу и анатомии.

Анатомия человека для рисования — отличия в фигурах мужчины и женщины

Также рекомендуется:

  • уделять внимание деталям, отдельным частям тела;
  • выбирать выгодный ракурс расположения фигуры;
  • экспериментировать с позами;
  • развиваться наблюдательность за особенностями людей и других художников;
  • искать индивидуальный стиль;
  • много и часто практиковаться;
  • верить в свои силы.

Изображение фигуры человека можно считать высшим уровнем мастерства художника. Эта работа не из легких, но, если научиться правильно делать набросок человека в полный рост в статике и усвоить основные знания анатомии, работа по рисованию движущихся людей в разных позах будет значительно упрощена.

Чтобы наброски совершенствовались каждый день, необходимо постоянно развивать навык карандашом.

Видео о рисовании

Фигура человека карандашом:

В учебном рисунке фигуры человека — Blog — Ghenadie Sontu Fine Art

September 16, 2020

Во время того или иного движения человека меняется взаимное положение костей его скелета, напрягаются соответственные группы двигательных мышц, что вызывает изменения во внешней пластической форме всей фигуры. Поэтому построение учебного рисунка должно основываться на знании характера работы, степени напряженности мышц, вызванных различными движениями фигуры. Проблему эту мы подробно рассматриваем в разделах, посвященных методике рисования отдельных частей тела человека.

Внешняя пластическая форма человеческого тела непосредственно зависит от ее внутреннего строения. Поэтому без четкого сознания причин, вызывающих изменения очертаний внешних форм, студент не сможет убедительно построить фигуру человека в рисунке. В лучшем случае процесс рисования сведется к более или менее точному копированию видимых форм, пороки которого так ярко охарактеризовал академик архитектуры В. А. Веснин: «…прежде всего надо отмести все методы «срисовывания» и «копирования» как методы, приучающие к пассивному отношению к натуре, к подражанию, к бессмысленному ее повторению. Надо твердо усвоить, что рисование есть активный процесс — большая работа мысли, глаза и руки…».

Для иллюстрации прямой зависимости изменения пластической формы фигуры человека от характера производимого им движения приведен простейший пример. На рис. 180 изображен опирающийся на одну ногу натурщик. Степень равновесия фигуры можно проверить с помощью отвеса. В случае устойчивого равновесия живой модели отвес, опущенный из центра тяжести фигуры (находится в середине таза), должен пересечь опорный след. В этом случае опорная нога значительно наклонится в наружную сторону, таз, нагруженный массой туловища и лишенный опоры второй ноги, тоже примет наклонное положение. Так будет создано характерное для подобного случая движение «перекоса».

Наклон ноги и перекос таза будут подчеркнуты сильным выступом большого вертела бедра опорной ноги. Ради сохранения равновесия верхняя часть позвоночного столба, жестко соединенного своей нижней частью с тазом, изогнется в противоположную сторону. Этот изгиб отчетливо отразится на средней линии торса. Грудная клетка, будучи жестко связанной с позвоночным столбом, наклонится в сторону опорной ноги. При этом нижние ребра грудной клетки с одной стороны приблизятся к подвздошным костям таза, а с другой — отойдут от них. Плечевой пояс, принимая естественное положение, соответствующее движению грудной клетки, наклонится в сторону, противоположную наклону таза. Шея в нижней своей части продолжит движение позвоночного столба, а в верхней — вместе с головой отклонится в сторону, противоположную опорной ноге.

Таким образом, общее движение всей фигуры будет напоминать плавную змеевидную линию, а центр тяжести таза, груди, головы будет проектироваться на опорный следок. Неопорная нога несколько согнется в суставах, ее колено расположится ниже колена опорной ноги. Руки могут принять самые различные положения, однако опущенная рука над опорной ногой и поднятая другая рука будут находиться в соответствии с движением плеч и подчеркивать естественность позы всей фигуры. Мышцы в основном окажутся в сжатом, напряженном состоянии со стороны опорной ноги и растянутом, расслабленном с противоположной. Итак, мы проследили, каким образом опора фигуры человека лишь на одну ногу вызывает строгое логичное взаиморасположение костей и мышц, которое сказывается во внешней пластической форме всей фигуры. Уяснив эту взаимосвязь, студент может создать достаточно убедительный образ нагруженной собственным весом фигуры человека.

Для понимания «механики» различных движений человеческой фигуры и их верного отражения в рисунке необходимо прежде всего уяснить значение в этом процессе местоположения центра тяжести всего тела и его отдельных частей (рис.

170). Стоя или сидя, человек сознательно, но чаще всего инстинктивно занимает такое положение, при котором вся нагрузка от веса его тела воспринимается всем скелетом, а работа мышц фиксирует это положение. Поэтому в свободно стоящей или сидящей фигуре ее общее движение и движение отдельных частей определяется взаимным расположением точек опор и центров тяжестей всей фигуры и ее частей. Естественно, что в том случае, когда фигура имеет устойчивое статическое положение, отвес, опущенный из центра тяжести всего тела человека, должен пройти через площадь его опоры. Неподвижное положение более динамичных своих поз человек сохраняет благодаря усиленной работе определенных групп мышц.

Центр тяжести общий и отдельных частей тела человека

Сложно и бесконечно разнообразно расположение в пространстве тела человека, совершающего динамические движения. От статических оно отличается не только иным положением центра тяжести и более активной работой мышц, но не в меньшей степени и законами инерции движущихся масс тела. Поэтому при ходьбе, беге, работе и других сложных движениях, совершаемых человеком, отвес, опущенный из общего центра тяжести, в некоторые моменты выходит за пределы площади опоры, и равновесие тела достигается за счет сил инерции. Общий центр тяжести стоящего человека находится в середине его таза, при сложных положениях человека центр тяжести может выходить за пределы его тела.

Человек сознательно управляет положением центра тяжести своего тела, создавая определенную взаимосвязь его отдельных частей (рис. 171). Это позволяет ему легко совершать различные сложные движения во время работы, спортивных упражнений, танцев и т. п. Отработанные в процессе жизни движения кажутся естественными, а подчас красивыми и гармоничными. При неожиданных, случайных падениях человек инстинктивно стремится привести центр тяжести своего тела в устойчивое положение.

Естественно, что средствами рисунка можно запечатлеть лишь какой-то один момент происходящего в пространстве и во времени процесса движения. Поэтому для верной передачи впечатления от одного момента движения важно изучить весь процесс этого движения и запомнить, какое положение предшествовало зафиксированному нами моменту и какая поза последует за ним. Каждая часть изображенной фигуры должна сохранять следы предыдущего движения и одновременно включать последующее. Задача художника — выбрать одно, единственное положение фигуры, которое наиболее ярко и выразительно отразило бы характер данного вида движения.

Рассмотрим теперь фигуру человека, совершающего сильный поворот вокруг вертикальной оси (см. рис. 171). В этом случае общее вращательное движение складывается из относительно небольших постепенных поворотов отдельных частей тела. Поворот голеностопных суставов, коленных и тазобедренных сочленений, позвонков грудной клетки, поясницы и шеи позволяет вращать голову (при неподвижно стоящих следках) на 180°в каждую сторону.

Рисуя фигуру человека в различных положениях, следует отчетливо представлять себе расположение основной кости таза, грудной клетки, изгиб позвоночного столба, положение костей конечностей.

Одним словом, пластическая анатомия должна помочь студенту уяснить характер движения в различных суставах, возможные взаимоположения основных частей человеческого тела, работу определенной группы мышц. Одним словом, надо уяснить строго обоснованную, логическую связь всех частей тела человека с характером движения его фигуры. Поэтому в процессе обучения рисованию полезно наложить кальку на готовое изображение фигуры и вписать в ее контур кости скелета.

На схематических рисунках показаны статические виды движения фигуры человека и его частей (см. рис. 170), их совокупность создает богатую гамму движений, которая отражает не только физические возможности и состояние человека, но и его сложные душевные переживания. Учебный рисунок фигуры человека должен непременно основываться на знании пропорций, которые, выступая в различных математических отношениях, выражают правильность геометрического строения формы. «Пропорция,— отмечает Витрувий,— есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана вся соразмерность».

При некоторых изменениях пропорций тела человека в связи с индивидуальными особенностями можно, однако, отметить некоторые общие пропорциональные закономерности, типичные для большинства людей (рис. 172). Эти средние пропорции нормально развитой фигуры взрослого мужчины могут быть приняты за исходные, по сравнению с которыми легче заметить особенности пропорционального строя индивидуума.

Пропорции тела человека как наиболее гармоничного создания природы были в центре внимания художников, теоретиков искусства. Исследования пропорций содержатся в книгах римского теоретика архитектуры Витрувия, гениального художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, архитекторов того же времени Альберти и Палладио, крупных исследователей пропорций Цейзинга, Месселя и Хэмбеджа. Вопрос о пропорциях занял существенное место в творчестве архитекторов и исследователей нашего времени и прежде всего знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье и советских зодчих И. В. Жолтовского, М. Я. Гинзбурга, В.

Ф. Кринского и др.

Благодаря этим трудам в процессе исторического развития искусства было создано немало канонов пропорций, которые основаны на глубоком изучении живого человека и отражают идеальные представления той или иной эпохи о совершенной красоте человеческого тела.

Отметим основные пропорциональные закономерности фигуры взрослого мужчины среднего роста. Высота головы составляет 1/ 7,5—8, ширина плеч приблизительно 1/4, а ширина таза 1/5 общей высоты фигуры, лонное сочленение делит ее пополам, колени помещаются на половине высоты ноги, пальцы опущенной руки доходят до середины бедра.

Пропорции мужской и женской фигур. Возрастные изменения

Голова высокого мужчины дости гает более 1/8 части его роста, а голова низкого мужчины относительно больше и составляет лишь 1/7 часть. Длина туловища менее подвержена индивидуальным изменениям, чем длина ног, поэтому у высоких людей обычно ноги относительно длиннее, а у низких — короче. По сравнению с мужчинами женщины имеют меньший рост, относительно более длинное туловище и короткие ноги, более широкий таз и узкие плечи, меньший размер головы, кисти руки и следка ног.

На протяжении жизни человека пропорции его тела меняются очень сильно (рис. 172). Объясняется это тем, что в процессе роста отдельные его части тела увеличиваются по-разному, например высота головы увеличивается в 2 раза, туловища в 3, руки в 5, а шеи в 6 раз. У новорожденного ребенка голова составляет 1/4 часть его высоты, у шестилетнего—1/6, а у взрослого человека 1/7 или 1/8 часть. Для быстрого и уверенного рисунка фигуры человека с натуры и особенно «по воображению», как было уже сказано, необходимо знать и применять так называемые опорные точки, или маяки, фиксирующие важнейшие анатомические узлы фигуры и направляющие линии движения основных масс тела.

По опорным точкам определяют положение фигуры в пространстве и ее пропорциональный строй. Они как бы служат начальными маяками построения рисунка с учетом перспективных сокращений и позволяют наметить характер движения каждой части тела.

Отметим главные точки фигуры человека (рис. 173). Лонное сочленение и выступы подвздошных костей спереди, нижний позвонок копчика и выступы подвздошных костей сзади определяют положение таза. Первый и седьмой шейные, двенадцатый грудной и нижний крестцовый позвонки, а также копчик фиксируют характер движения позвоночного столба. Яремная ямка и мечевидный отросток грудной кости, а также выступы линий окончания грудной клетки отмечают наклон и поворот грудной клетки. Большой вертел бедра, коленный сустав и голеностопное сочленение позволяют сообщить ногам нужное движение. Точки акромиальных отростков отмечают ширину и поворот плеч, а плечевой, локтевой и запястный суставы определяют движение рук.

В процессе проработки деталей фигуры необходимо, помимо указанных главных опорных точек, помечать опорные точки Отдельных костей и мышц (суставы пальцев, лодыжки, мыщелки колен и т. п.).

Основные направляющие линии вертикально стоящей на обеих ногах фигуры имеют такие положения: линия таза наклонена вперед, живота — вертикально, грудной клетки — назад, шеи — вперед, а головы — несколько назад, ось голени располагается вертикально, а бедра наклонена вбок. Основные линии предплечья и плеча составляют между собой небольшой угол, другие части тела (кисть, стопа, суставы и пр.) имеют свои направляющие линии.

При сложных движениях человека направление основных масс его тела меняется в значительных пределах, создавая большое число различных его положений. Наблюдая опорные точки и направляющие линии фигуры и помечая их на листе бумаги с учетом перспективных сокращений, мы получаем прочный «скелет» рисунка человека.

Среди различных факторов, влияющих на построение рисунка человека, важное место занимает физиологическая оптика, в частности зрительное восприятие линий и объемных форм. Человеческому зрению свойственно поддаваться оптическим обманам. Эта способность зрительного восприятия должна учитываться в процессе изучения изображения формы. Речь идет об иллю зорной оценке длины, площади, угла наклона и кривизны формообразующих элементов фигуры. Несовершенство нашего зрительного оптического аппарата и психологического восприятия модели иногда служит причиной ложных истолкований размеров и конфигураций.

В учебном рисунке фигуры человека очень важна корректирующая роль мозга, ибо механический перенос размеров, видимых глазом, приводит к известным ошибкам, особенно при рисовании фигуры человека в ракурсе. «Фотографически» изображенная модель, по правилам конической проекции, может оказаться в рисунке диспропорциональной, зрительно неубедительной. Опыт показывает, что в этом случае правдивое изображение фигуры человека будет результатом проецирования как бы параллельными лучами с сохранением объемных пропорций частей тела без перспективных изменений, т. е. дальние части несколько увеличивая, ближние — уменьшая (рис. 174, 175). При изображении человека в сложных перспективных сокращениях рисующий должен представлять, воображать исходные фронтальные виды фигуры (сбоку, спереди, сзади), а также характерные «сечения» изображаемой фигуры (см. рис. 173).

175. Схема получения правдивого, скорректированного изображения человека спереди и сзади; снизу и сверху

Рассмотренные начальные сведения о конструкции, движении и пропорциях могут способствовать развитию в дальнейшем более глубокого понимания фигуры человека и грамотного ее изображения.

Архитектору часто приходится решать вопросы архитектурного порядка, связанные с употреблением материалов, из которых изготовлена одежда человека, поэтому он должен знать их конструктивные особенности. Нет необходимости изучать все многообразные виды тканей, но некоторые характерные свойства, связанные с образованием складок, необходимо рассмотреть. Характер «поведения» различных тканей можно наблюдать в натуре, но с нашей точки зрения интереснее его рассмотреть в произведениях искусства различных эпох (скульптуре, живописи, графике). Особенно важен анализ приемов изображения ткани, наглядно иллюстрирующих их «работу» в образовании складок. Складки могут характеризовать покой или движение формы, человека, воздуха (ветер). Складки ткани должны выявлять узлы формы при том или ином движении.

Архитектору-практику приходится делать эскизы или самому разрабатывать для своих проектов архитектурно-декоративные элементы — объемные (скульптура, рельеф) или плоскостные (роспись, мозаика, сграффито). В этих случаях одежду на фигуре человека ему приходится изображать в стилизованной, обобщенной манере.

Архитектор должен отобрать небольшое число лаконичных складок, могущих подчеркнуть пропорции, объем, движение, жест изображенной фигуры человека и тем самым значительно усилить выразительность художественного образа.

В скульптурах «Аполлон» (рис. 176), рисунок складок подчинен общему движению фигуры, подчеркивая тот или иной характер пластики тела, облегчая его, свободно ниспадая либо развиваясь по ветру.

Техническая сторона изображения складок должна быть полностью подчинена методике построения рисунка фигуры человека, ее узловым пунктам и направляющим линиям движения. Следует заметить, что мастера изобразительного искусства различных эпох часто рисовали скелет человека, «одевали» его мышцами, а потом рисовали различную одежду.

Все сказанное может быть применено к рисованию таких видов одежды, как костюмы, головные уборы и обувь. Их внешний вид зависит от моды, назначения и качества самой ткани. Так, одежда из тонких, мягких, легких тканей может четко выявить, подчеркнуть пластику тела. В рисунке следует акцентировать не только те места, где ткань плотно облегает форму, но и те, где складки свободно свисают или развеваются. Одежды из плотных толстых тканей обычно скрывают форму, но зато, обобщая ее, способствуют монументализации произведения.

Последовательность выполнения рисунка скульптуры Аполлона показана на рис. 176.

1-я стадия. Осознав движение, быстро пометить крайние точки фигуры (для ее наилучшего размещения на листе бумаги) и точку центрального луча зрения всей композиции. Нанести опорные точки фигуры: лонного сочленения — лобка, выступы гребешка подвздошных костей плечевого пояса — яремную ямку, плечевые суставы, грудной клетки — мечевидный отросток и точек ее нижнего края, нижних конечностей — большого вертела, следков и колен, верхних конечностей — локтя и запястья, головы. Проведение направляющих линий общего изгиба торса, ног, шеи, головы и рук.

2-я стадия. Уточнение направляющих линий, характеризующих общее движение и размеры таза, грудной клетки, бедер, голени, следков, шеи, головы, плеч, предплечий, кистей рук по отношению друг к другу, а также по вертикалям и горизонталям. Изображение таза, поясницы, грудной клетки, шеи и головы. Прорисовка легкими линиями общей формы фигуры и ее частей от середины к краям.

3-я стадия. Изображение деталей, конкретизирующих отдельные части таза, грудной клетки, головы, ног и рук с учетом мест прикрепления и совершаемой работы основных мышц. Прорисовка форм всей фигуры более сильными и точными линиями. Анализ направления масс и деталей по отношению вертикали и горизонта.

4-я стадия. Пометка собственных и падающих теней, предварительно осознав условия освещения, поперечные и продольные сечения формы по отношению источника света.

5-я стадия. Обобщение рисунка, т. е. приведение к тональной и линейной гармонии, выявление частей формы близко и дальше расположенных от источника света и зрителя и в зависимости от характера ее пластики. В одном случае усиливается светотеневой контраст, в другом уменьшается.

Та же последовательность в работе соблюдается и при рисовании других скульптур: «Мальчика с гусем», «Амура» (рис. 177, 178). В эти рисунки, как и в другие, полезно вписать скелеты, сравнивая их между собой по движению и размерам (рис. 179).

177. Последовательность рисунка скульптуры «Мальчик с гусем”

178. Последовательность рисунка скульптуры «Амур»

In Anatomia, Академический рисунок, Базовый курс, Гипсовые детали головы, Рисунок* Tags основные пропорциональные закономерности фигуры взрослого мужчины, Фигура человека, Конструкция фигуры, основные движения фигуры, Пропорции фигуры, Последовательность рисунка скульптуры, фигура человека рисунок, построение, Телосложение и фигура человека, изображение фигуры человека, человек рисунок, человек нарисовать, поэтапный рисунок, фигура человека, пропорции фигуры человека, строение фигуры человека, пропорции и строение фигуры человека, положение костей его скелета, В учебном рисунке фигуры человека, Как нарисовать человека карандашом, Учимся рисовать человека от простого к сложному, как нарисовать фигуру человека поэтапно, как нарисовать человека поэтапно, как нарисовать человека для начинающих, как нарисовать человека

Пропорции фигуры человека — Курс анатомии для художников

Пропорции фигуры человека

Единовременный платеж — Пожизненное членство

Всего 97 долларов США

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ СЕЙЧАС

Пропорции фигуры человека

Урок анатомии 3

При создании реалистичных фигуративных произведений необходимо знать пропорции фигуры человека.

В этом видеоуроке вы откроете для себя пропорции человеческой фигуры, которые должен знать каждый художник-фигуратор.

Срединная линия фигуры человека проходит через середину тела сверху вниз. Это центральная ось симметрии фигуры. Средняя линия делит тело по вертикали на две равные половины, левую и правую.

Половина высоты фигуры совпадает с лобковой костью таза.

Верхняя половина может быть разделена на две равные части. Это деление проходит через соски мужской груди и обозначает линию груди.

Верхнюю четверть можно снова разделить пополам, получив одну восьмую высоты тела, которая равна размеру головы. Таким образом, голова поместилась бы 8 раз в общей высоте фигуры.

Это классические пропорции человеческого тела. Не у каждого взрослого человека соотношение головы к телу составляет 1 к 8. В среднем это соотношение составляет от 1 к 6,5 до 1 к 8. У младенцев и детей голова относительно больше, и по мере их роста тело становится значительно выше, а голова растет не так сильно.

Рассмотрим пропорции человеческой фигуры дальше.

Посередине каждой ключицы есть выемка. Эта вырезка представляет собой промежуток между мышцами груди и дельтовидной.

Соски у мужчин расположены на линии груди ниже вырезки ключицы.

Линия талии расположена на три восьмых (или 3 головы) вниз от верха.

Грудная клетка имеет форму яйца, с более толстым концом, направленным вниз.

Нижний край грудной клетки немного выше линии талии.

Верхняя граница таза, или вершина гребня подвздошной кости, расположена немного ниже линии талии.

Впадины тазобедренного сустава совмещены с осью лобка.

Разделение, которое составляет одну четверть снизу, проходит чуть ниже коленного сустава.

Линия коленного сустава расположена на четверть высоты головы человека выше линии нижней четверти общей высоты фигуры.

Расстояние между вершиной коленной чашечки и линией нижней четверти высоты фигуры равно половине головы.

Линия нижней четверти высоты фигуры проходит через бугристость большеберцовой кости, представляющую собой возвышение на большеберцовой кости, называемое большеберцовой костью.

Икроножная кость заканчивается ниже большеберцовой кости.

Высота стопы равна одной трети высоты головы.

Расстояние между верхним краем грудной клетки и нижним концом грудины равно высоте головы.

Высота лица равна длине грудины, а также длине ключицы.

Нижний конец плечевой кости, который называется плечевой костью, совпадает с линией, которая в 3 раза превышает высоту головы от вершины фигуры человека, когда рука свисает вниз.

Запястье опущенной руки находится на уровне лобковой кости, на полпути вверх по туловищу.

Длина руки равна высоте лица.

Еще раз напомним, что описанные здесь пропорции человеческого тела описывают классическое мужское тело, при этом общая высота фигуры в 8 раз превышает высоту головы.

Такие пропорции будут варьироваться от человека к человеку в реальной жизни. Не все подходят под этот канон.

В женском теле соотношение тела и головы другое.

Классический канон женского тела имеет высоту фигур в семь с половиной раз больше высоты головы.

На протяжении всей истории искусства пропорции человеческого тела не всегда измерялись головами.

Некоторые каноны основывались на длине стопы (таким образом была создана имперская система измерения). Руки, руки, пальцы также использовались как единицы измерения.

Слово канон , или набор пропорций, происходит от латыни и означает «измерительная линия».

Каноны менялись на протяжении истории в соответствии с художественными потребностями, вкусом и чувством прекрасного.

В Древнем Египте в качестве единицы измерения художники использовали ступни, при этом голова укладывалась в тело 8 раз.

Раннее греческое искусство имело канон с семью с половиной головами, в то время как более позднее классическое греческое искусство перешло к восьми головам, что сделало ноги длиннее, чтобы создать спортивную структуру тела.

В эпоху Возрождения художники заново открыли классические каноны и разработали свои собственные.

Старые мастера, такие как Витрувий, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и многие другие, были очарованы человеческим телом и изучали его пропорции с большой тягой к знаниям.

[ Полный урок доступен для участников мастер-класса по анатомии ]


Чтобы узнать больше о пропорциях человеческой фигуры, запишитесь на мастер-класс по анатомии

Простые цены, никаких сюрпризов 97 долларов США

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ СЕЙЧАС

«Рисование человеческих фигур и когнитивное развитие детей младшего возраста» title={Рисование человеческих фигур и когнитивное развитие детей младшего возраста}, автор = {Патриция А.

Чаппелл и Джин А. Стейц}, journal={Навыки восприятия и моторики}, год = {1993}, объем = {76}, страницы = {611 — 617} }
  • Патриция А. Чаппелл, Джин А. Стейц
  • Опубликовано 1 19 апреля93
  • Психология
  • Перцептивные и моторные навыки

Взаимосвязь возрастных стадий между рисунками маленьких детей и уровнями когнитивного развития по Пиаже была исследована на 45 маленьких детях в возрасте от 4 до 6 лет. Анализы показали отчетливую монотонную тенденцию между когнитивными стадиями и чертежный уровень; по мере того как когнитивные способности увеличивались, рос и уровень рисования. Это говорит о том, что детские рисунки человеческих фигур могут быть простым инструментом для быстрой оценки когнитивных уровней у маленьких детей.

Взгляд на SAGE

ncbi.nlm.nih.gov

Сравнение разработки концепций и рисунков человеческих фигур детей, получающих дошкольное образование, и детей, не получающих дошкольного образования

  • Гюльден Уяник Балат
  • 90508 09 Психология, образование
  • 2010

В этом исследовании с точки зрения развития оценивались знания основных понятий и рисунки человеческих фигур детей, которые посещали и не посещали дошкольные учреждения. Всего 118 детей, получивших…

Стадии рисования и интеллекта

  • Ф. Кавана
  • Психология

  • 1998

Аннотация: Детские рисунки следуют последовательности развития. Начав с неконтролируемого каракуля, дети переходят к контролируемому каракулю, через базовые формы ко все более сложным…

Гены влияют на рисунки человеческих фигур маленькими детьми и их связь с интеллектом десятилетие спустя

  • Р. Арден, М. Тшасковски, В. Гарфилд , Р. Пломина
  • Психология

    Психологические науки

  • 2014

Рисование древнее; это единственное детское когнитивное поведение, для которого есть какие-либо прямые свидетельства из верхнего палеолита. Влияют ли гены на индивидуальные различия этого вида? Типичный…

Детские страхи, тревоги и рисунки человеческих фигур школьного возраста.

  • М. Кэрролл, Н. Райан-Венгер
  • Психология

    Журнал педиатрического здравоохранения: официальное издание Национальной ассоциации детских медсестер и практикующих врачей

  • 1999

.

Интерпретация детских рисунков: руководящие принципы для учителей
  • Mtandiwesizwe Patriot Noqamza
  • . (Руководство и консультирование) Руководитель отдела образовательных исследований доктор Г…

    СРАВНЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ЗАДАЧ НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА, НАРИСУЙ ДОМ-ДЕРЕВО И КОГНИТИВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЬЯЖЕ ДЛЯ КИТАЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ДЕТЕЙ

    • Рут Э. Томес, Чунминг Фан
    • Психология

    • 2000

    Этот проект был разработан для изучения влияния культуры и пола на детский рисунок и общие познавательные способности. Предыдущие исследования выявили культурные и гендерные различия в различных…

    Количественная оценка развития и индивидуальных различий в спонтанном завершении рисования среди детей

    В этом исследовании изучалось, как детские рисунки могут дать представление об их когнитивном развитии. Количественная оценка разнообразия детских рисунков в их… 9 может быть сложной задачей.0009

    Назад к чертежной доске: описательное исследование потенциальных показателей одаренности в рисунках детей в возрасте от 4 до 6 лет

    • Sven Mathijssen, M. J.A. Feltzer, L. Hoogeveen, J. Denissen, A. Bakx
    • Psychology

      Roeper Review

    • 2022

    РЕЗЮМЕ В этом исследовании описаны исключительные элементы рисунков человеческих фигур (HFD), которые обсуждались как возможные выражения интеллектуальных одаренность. Цель состояла в том, чтобы служить первым шагом в…

    Тест «Нарисуй человека»: показатель когнитивной и социально-эмоциональной адаптации детей?

    • J.T. Laak, M. de Goede, A. Aleva, P.V. Rijswijk
    • Психология, образование

      Журнал генетической психологии

    • 2005

    тест мог быть достоверно проведен судьями с ограниченным опытом, но достоверность суждений о социально-эмоциональном развитии и личности детей была недостаточной.

    Моделирование развития и индивидуальных различий в поведении детей при рисовании с использованием модели прогнозирующего кодирования

    Недавно было предложено прогнозирующее кодирование в качестве механистического подхода к объяснению человеческого восприятия и поведения, основанного на интеграции перцептивных стимулов (восходящей информации) и …

    ПОКАЗЫВАЕТСЯ 1-10 ИЗ 29 ССЫЛОК

    СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантность Наиболее влиятельные документыНедавность

    Развитие пространственного представления у детей от пяти до тринадцати лет.

    В результате объективной оценки теорий развития пространственного представления, основанных на некоторых особенностях детских рисунков, была получена трехпериодная модель пространственного развития, аналогичная теориям Пиаже и Ловенфельда.

    Достоверность саморисунков дошкольников как показатель способности рисовать человеческие фигуры

    • М. Шорт-ДеГрафф, Л. Слански, К. Даймонд -Тест Харриса «Нарисуй человека» (DAPT) (Харрис, 19 лет).63), оценку самостоятельного рисования Эйресом и Ридом (1966) и субтест общей информации, который…

      Некоторые соображения о когнитивно-структуралистской теории Пиаже и художественном развитии детей.

      • Г. Хардиман, Т. Цернич
      • Искусство

      • 1980

      Понимание того, как происходит художественное развитие в детстве, имеет первостепенное значение для педагогов-художников. Исследователи сходятся во мнении, что детские рисунки имеют определенное структурное сходство в…

      Репрезентативное развитие человеческой фигуры: взгляд на игнорируемые переменные Ses, IQ, пола и вербализации

      • К. Голомб
      • Психология

      • 1977
      900 Резюме создание маленьким ребенком человеческой фигуры, а также исследует истоки развития, влияние социально-экономического статуса, IQ, возраста,…

      Искусные каракули: Значение детских рисунков

      • А. Стеллер, Х. Гарднер
      • Искусство

      • 1980

      * Введение: Просмотр детских рисунков * Первые каракули * Первая интермедия: Курс развития каракулей * Романтика форм * Головастики как вещи Вторая интерлюдия Шаги к…

      Дети рисуют: Действительно ли маленькие дети рисуют?

      • Джон Мэтьюз
      • Психология

      • 1984

      Большинство исследований детского рисунка посвящено анализу конфигурационных конечных продуктов, в то время как все, что им предшествует, называется «каракули» и получает мало внимания. Эта статья, основанная на…

      Рисуют ли дети мужчин с руками, выходящими из головы?

      • Н. Фримен
      • Психология

        Природа

      • 1975

      ДЕТСКИЕ рисунки поднимают огромные таксономические проблемы.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Для начинающих
  • Как рисовать
  • Карандаш
  • Поэтапно
  • Разное
  • Советы
  • Срисовка
  • Уроки
2025 © Все права защищены.