Кичка Снегурочки, туфли Шаляпина / «Источник вдохновения». Театральный и народный костюм»(ГЦТМ им.А.А.Бахрушина и Государственный исторический музей)
Выпуск №2-222/2019, Выставки
«Источник вдохновения»
Выставка
под таким названием — совместный проект
двух музеев-юбиляров — Центрального
театрального музея им. А.А. Бахрушина и Исторического музея.
Бахрушинцы отмечают в этом году 125-летие,
а Исторический музей готовится к 150-летию. Это
уже вторая выставка, возникшая как бы
в параллель с «Международным выставочным
проектом художников инновационного
театрального костюма». В нем участвовали
художники и дизайнеры 47 стран и в его
рамках состоялись две выставки под
названием «Инновационный
костюм ХХI века. Новое поколение».
Проект стал продолжением Международного
проекта «Театральный костюм
на рубеже веков. 1990-2015».
Экспозиция Бахрушинского музея побывала
в 2015 году в США, Польше, Китае. Завершился
проект Международным театрально-музейным
форумом «Мировое театральное
наследие: сохранение и репрезентация
в музейном пространстве».
По сравнению с этими проектами «Источник вдохновения» достаточно скромен, но имеет большой смысл. Там ХХI век — новые технологии, новые материалы, а здесь волшебный мир, созданный человеческими руками народных мастеров и выдающихся художников конца ХIХ — первой половины ХХ столетия. Впервые в одном выставочном пространстве оказались народные и театральные костюмы. Причем, театральные костюмы и эскизы подбирались так, чтобы была видна их связь с народной одеждой, т.е. из спектаклей разных жанров, в основе которых сказания, легенды, сказки.
Выставка
расположилась в главном выставочном
зале Бахрушинского музея — «Каретном
сарае». Этот прекрасный большой зал с
высокими потолками, действительно, был
когда-то каретным сараем в имении
Бахрушиных. Для того, чтобы сюда войти,
надо преодолеть несколько ступеней
вниз. И когда стоишь наверху, перед тобой
открывается во всей красе экспозиция
— яркая, красочная, нарядная.
В
центре зала в большой стеклянной витрине
20 праздничных национальных женских
костюмов разных областей России, Украины,
Балтии, Молдавии, Кавказа и Средней
Азии. Каждый из них можно рассматривать
бесконечно, поражаясь красоте линий,
выработанных вручную тканей с
необыкновенными орнаментами, вышивками,
кружевами, отделкой цветным шнуром и
бисером. Большинство этих костюмов
конца ХIХ
века. Но свою историю они ведут с давних
времен, а традиции бережно сохраняются.
В Историческом музее огромная коллекция
национальных костюмов. Создатели
выставки отобрали 20. Как рассказала на
вернисаже старший научный сотрудник
отдела костюмов Исторического музея О.Г. Дорофеева,
одна из кураторов выставки, она старалась
подобрать редко выставляемые экземпляры,
представить народный костюм как
квинтэссенцию народной культуры, как
своеобразный язык этноса во всем его
многообразии. В результате, оказавшись
рядом в одной витрине, прекрасно смотрятся
такие разные по стилю, характеру, цветовой
гамме костюмы из разных областей России,
народов Запада и Востока.
На
сцене у правой кулисы два костюма,
созданные по эскизам К. Коровина для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова
«Золотой петушок» (Русские
антрепризы. Париж. 1936 год). Длинный в пол
сарафан из хлопчатобумажной ткани, на
зеленоватом фоне крупные цветы, пышные
длинные рукава рубашки с таким же
рисунком, нанесенным трафаретом, но фон
другой, желтоватый. Наверняка когда-то
все было ярче, и в свете прожекторов
этот сарафан прекрасно выглядел. Коровин
хорошо знал историю костюма. И как
доказательство — необыкновенной
красоты народный костюм: шелковый
сарафан такого же типичного кроя, с
длинными пышными рукавами до пола только
другого цвета. А на рукавах такие же
крупные цветы. Но сохранился он, правда,
гораздо лучше, все краски живые, хотя
относится к концу ХVIII-началу
ХIХ
века (ткачество, ручной пошив). Рядом
изящный лиф от восточного костюма. Тут
же эскиз костюма Шемаханской царицы
Необыкновенную
историю о том, каким образом эти костюмы
К. Коровина оказались в Бахрушинском
музее, рассказала И.П. Гамула. В Париже
родился и жил А.А. Ляпин,
внук художника В. Поленова.
Он был достаточно богатым чиновником,
одержимым идеей вернуть в Россию все
потерянные художественные ценности. Ляпин узнал, что распродаются костюмы
К. Коровина к «Золотому петушку». Ему
удалось купить не только их (правда не
все, часть приобрели для маскарадов),
но и декорации, и реквизит спектакля
Русских антреприз 1936 года. Это было в
1980 году. Все это он передал Бахрушинскому
музею и на выставке, посвященной
«Золотому петушку» К. Коровина и
показали все эти богатства. Впервые
оформление для оперы Н.А.Римского-Корсакова
К. Коровин создавал в 1909 году для
спектакля Большого театра. Но все сгорело
при пожаре в мастерских. Декорации и
костюмы 1936 года создавались на основе
эскизов 1909-го. И на выставке представлен
один из них: яркие, красочные одежды для
«семи женских фигур из народа», в которых
видны фольклорные корни, славянские и
восточные.
Сколько
прекрасных балетов создано на сюжеты
восточных легенд! Один из них — балет
композитора С. Баласаняна
«Лейли и Меджнун». На
выставке эскизы костюмов Г. Епишина для спектакля Большого театра напоминают
старинные восточные рисунки, и белое
одеяние Лейли, в котором блистала великая
балерина Малика Сабирова на сцене Таджикского театра оперы
и балета им.
Для Шаляпина поставили оперы Бойто «Мефистофель» и «Дон Кихот» Массне. Наступил момен, когда Р. Гюнсберг сам написал две оперы: «Иван Грозный» и «Старый орел
» по поэме М. Горького «Хан и его сын». В книге «Страницы моей жизни» Шаляпин четыре страницы посвятил Р.
Экспозиция интересна тем, что каждый посетитель мысленно может оказаться в мастерской художника, проследить, как он, создавая костюмы для того или иного спектакля, использует особенности кроя, детали, цветовую гамму народной одежды. На выставке представлен элегантный латышский костюм из района Южное Курземе: белая рубаха с отложным воротничком из льняного полотна, красная шерстяная юбка, бежевое наплечное покрывало, отделанное широкой вышитой каймой (ручное ткачество) и брошь-сакта. Тут же эскизы женских костюмов 1952 года художника

Исторический
музей представил народные костюмы
Вологодской и Рязанской губерний.
Рассматривая произведения разных
художников к «Снегурочке» в драме и в
опере, легко находишь детали этих
народных нарядов: будь то костюм
знаменитой актрисы Малого
театра В.Н. Рыжовой для
роли Купавы 1903 года, или эскиз В. Васнецова к «Снегурочке» в Опере Мамонтова 1895
года, или эскизы костюмов Ф. Федоровского в Опере Зимина 1910 года.
Выставка «Источник вдохновения» не просто яркое событие в жизни Исторического музея и Центрального Театрального музея им. А.А. Бахрушина — это пример настоящего творческого содружества, которое непременно должно быть продолжено, тем более, что имя А.А. Бахрушина глубоко почитают в Историческом музее, так как он принимал самое непосредственное участие в создании коллекции.
Необыкновенная история обыкновенных костюмов
Элементы народного костюма, как и традиции национального танца, песен, обрядов и праздников широко вошли в искусство театра во всем своем многообразии. Композиторы, хореографы, художники и по сей день обращаются к народному творчеству.
Экспозиция
состоит из двух сегментов: в центре зала
расположена витрина с национальными
костюмами, а перпендикулярно ей на
небольшом возвышении у стены выставлены
театральные костюмы. Возникает ощущение
театрального зала, где в роли публики
выступают бытовые костюмы, а в роли
актеров — костюмы сценические. Многочисленные эскизы позволяют глубже
проникнуть в замысел художников. Выставка
оснащена несколькими электронными
стендами, где можно получить подробную
информацию о каждом экспонате.
Элементы народного костюма особенно широко используются в опере, так как и оперные сюжеты в большинстве своем написаны на исторические темы или вовсе сказочные сюжеты и легенды, где национальный менталитет обнаруживается буквально во всем. Поэтому естественно преобладание на выставке эскизов и костюмов к оперным постановкам разных лет. Среди авторов эскизов — Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский, Софья Юнович, Константин Коровин, Константин Юон.
Меняется
мода, образ жизни, ее ритм, но и сегодня,
глядя на классические линии рубах и
сарафанов, мысленно с удовольствием
примеряешь их на себя. Народной мудростью
в них вложено нечто большее, чем
утилитарность или веяние времени. Что
же заимствует сценический костюм у
своего бытового предшественника? Прежде
всего, силуэт и цветовую гамму.
Эскизы,
сделанные разными художниками, наглядно
показывают, что образ читается даже в
контурах, без проработки деталей. На
эскизах Федоровского к «Снегурочке» Римского-Корсакова (опера Зимина, 1910 год) видно, что художник
не стремится к полной исторической
достоверности. Взяв характерные для
покроя сарафана детали (почти прямой
силуэт в пол, широкие рукава рубахи с
высокими манжетами) и цветовую красно-белую
гамму, художник лишь условно обозначает
орнаменты, используя самые простые
геометрические фигуры (полосы, квадраты).
На бытовом сарафане, характерном для
Вологодской губернии, можно долго
рассматривать каждую линию, восхищаясь
мастерством вышивки, — тут и диковинные
птицы, вышагивающие по подолу, и сложнейшие
узоры. Всего этого театральные костюмы
берендеек лишены. Тем не менее, они в
полной мере передают характер персонажей
— перед нами несомненно простые русские
девушки, подружки Купавы. Помимо
условности, театральному костюму
свойственны и эклектичность, и
географическая «погрешность». Ведь и
актеру, и зрителю важнее внутренний мир
героя, а не его точная «прописка».
Театральный костюм — всегда образ
собирательный.
Костюм
для актера — важный элемент в работе
над ролью. Поэтому задача художника —
не только дать зрителю внешне узнаваемый
образ, но помочь актеру найти верное
сценическое самочувствие. И чем ближе
театральный костюм к бытовому прототипу,
тем естественнее и правдивее чувствует
себя в нем актер. Качество материи,
фактура ткани, даже ее вес имеют значение.
Представленный на выставке костюм Шукура
Бурханова для роли Улугбека в драме «Мирзо
Улугбек» Максуда
Шейхзаде (Узбекский
Академический драматический театр)
изготовлен из парчи и атласа. И хотя
роскошные узоры, имитирующие шитье,
нанесены краской по трафарету, костюм
производит впечатление большой
достоверности. Почти неотличим от
настоящего и костюм Варвары
Николаевны Рыжовой в роли Купавы к постановке «Снегурочки»
в Императорском
Малом театре. Натуральная материя ручного ткачества,
разнообразный орнамент делают этот
костюм самостоятельным произведением
искусства.
Выставка, созданная силами двух ведущих музеев — Исторического и Театрального, — представляет несомненный интерес и для этнографов, и для театралов. Она дает возможность познакомиться с разнообразием бытового костюма как русских губерний, так и стран Кавказа, Украины, Прибалтики, и оценить мастерство и выдумку театральных художников, интерпретировавших народные мотивы в своих сценических работах.
Татьяна КАВЕРЗИНА
Фото из каталога выставки
Статья в PDF
Каверзина Татьяна Романова Мая
Изучение традиционного костюма в детской студии декоративно-прикладного творчества «Стиль»
XX век изменил наш быт почти полностью. Мы с легкостью простились с кропотливой трудоемкой домашней работой. Мы не пашем, не сеем, не прядем, не ткем, почти не вышиваем. Ушла тысячелетняя традиция ручного творческого труда. Тем не менее изучение традиционного народного костюма вызывает интерес у подрастающего поколения, являясь еще одним источником познания культуры своего народа.
В Доме детского творчества «Кировский» работает студия декоративно-прикладного творчества «Стиль». Дети в студии занимались различными видами творчества: оригами, аппликацией, декупажем, изонитью, вышивкой. При подготовке к занятиям, просмотре литературы с иллюстрациями, репродукциями с картин великих художников, фотографий из музеев с народными костюмами, всё чаще приходила мысль о необходимости изучения народного костюма. Рассказывая детям о новой заинтересованности и, видя неподдельный интерес в детских глазах, решено добавить новое направление в работе – изучение и изготовление традиционного народного костюма.
В настоящее время народный костюм – это самобытность и восстановление утраченной связи с прошлым. Народный костюм — это костюм крестьянской среды, который сложился в глубокой древности и дошел до нас практически в неизменном виде.
Основная задача педагога – постараться спасти все, что можно спасти, открыть, изучить и передать новому поколению, ведь народный костюм, это часть нашей культуры, часть нашей души.
Традиционный народный костюм является своего рода образной летописью жизни наших предков. Художественный образ русского народного костюма представляет собой единство формы, материала и декоративного оформления.
Приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев, несет в себе неиссякаемые возможности развития у детей художественного творчества.
Особое значение в воспитания подрастающего поколения заключается в ознакомлении детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение обучающихся к основам рукоделия, среди которых народный костюм, и все техники, используемые для изготовления костюма, занимает важное место.
Разработанная для студии программа «История народного костюма» построена так, чтобы дать школьникам ясные представления об отличительных особенностях русского народного костюма, его разнообразии, возрастных различиях, способах изготовления. Приобщение к процессу создания изделия по законам красоты доставляет детям радость, эстетическое наслаждение. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.
Вся работа в объединении тесно связана с народным искусством, поэтому дети на занятиях первого года обучения знакомятся с историей народного костюма, национальными традициями, народными промыслами. Программа дополнена разделами об обереговых куклах, историческом костюме, народном костюме, о способах конструирования и моделирования одежды, об изучении технологий ручной обработки тканей, а также проводятся занятия по бисероплетению, вышиванию, плетению поясов различными способами, выполнению простых швов.
Детям необходимо дать понятие смысла и значения слова «одежда»: одежда защищает тело, являясь предметом носки, бытовой, необходимой человеку принадлежностью. На данном этапе необходимо акцентировать внимание на то, что старинный народный костюм изготавливался не только как одежда, но и нёс функцию оберега. Объясняем, что обязательным атрибутом костюма является головной убор, покрывающий голову женщин, рубаха, пояс…
Необходимо остановить внимание детей на том, что каждый цвет, каждый элемент вышивки, который сопровождает одежду, имеет смысловую основу. Также необходимо знакомить детей с особенностями тканей, из которых шился костюм. Необходимо обращать внимание на то, что костюм изготавливали вручную, и он отражал способности и индивидуальность каждой мастерицы.
Лучше начать с самого простого, чтобы обучающиеся не потеряли интерес к занятиям, и с каждым занятием усложнять задачу, вводя новые понятия и интересные факты, и не забывать про разнообразные материалы. В работе с детьми мы всегда должны помнить о том, что продуктивность работы зависит от заинтересованности ребёнка и педагога.
В первый год обучения дети изучают и изготавливают костюм на куклу, а на второй год обучения – в натуральную величину.
С помощью этого методического приема, обучающиеся, не только закрепляют полученные знания и отрабатывают технологию изготовления костюма, но и развивают собственную фантазию, самостоятельность, творчество, создавая, первоначально, куклу в народном костюме, а затем и костюм для себя.
Почему начинаем с куклы? Работа над куклой и костюмом помогает активизировать умственную деятельность, развивает конструктивное мышление. В старые времена девочки, создавая кукол, учились шить, вышивать, кроить, плести кружева, ткать, плести бисерные украшения. В игровой форме маленькие хозяйки постепенно овладевали сложными женскими ремеслами, мамы воспитывали в дочках терпение, усидчивость, аккуратность. С красивой, нарядно одетой куклой девочки выходили «на люди» — праздники, вечерки, посиделки, демонстрируя окружающим уровень своего мастерства, взросления, равноправного вхождения во взрослый мир. В приданом девушки обязательно были и её собственные куклы [2].
Перед началом и в процессе работы по изготовлению куклы важно предусмотреть стилистическое единство куклы с элементами выбранного костюма. Внимательно прорабатываются композиционные особенности костюма, тех или иных видов отделки. Элементы и композиционный строй не должны быть случайными, их необходимо гармонично соединить. Здесь важна вариативность компоновки элементов.
Художественный образ русского народного костюма представляет собой единство формы, материала и декоративного оформления. Раскрыть смысл различных условных и схематических обозначений, помогает использование наглядных пособий. Определенные особенности имеют использование схем, эскизов моделей, методических материалов. Эффективно влияет на методы организации познавательной деятельности обучающихся применение технических средств обучения. Так же в процессе работы часто используются музыкальное и звуковое оформление (народная музыка: дудки, рожок, свирель и устное народное творчеств: стихи, песни, частушки). После завершения дети придумывают или подбирают частушки, пословицы, поговорки, связанные с темой работы [3].
По изучению разделов программы, организуется выставка выполненных практических работ, проводится обсуждение выставки с ребятами, родителями, гостями. Здесь на сцену выходит изготовленная собственными руками кукла. Она как бы снова выходит «на люди», может и приобретая новый, современный смысл, но оставаясь для ребенка чудом, выполненным своими руками. Она несет тепло, волнует взгляд и сердце, и навсегда остается зримым посредником между миром детства и миром взрослых.
Дети, прошедшие первый курс обучения по программе, могут свободно ориентироваться в многообразии исторической одежды, в истории моды, воплощать теоретические знания в прикладном творчестве: выполнять эскизы костюмов.
Сегодня народное искусство и традиционная культура России начинают занимать достойное место в образовании, как в школьном, так и в дополнительном. Русский народный костюм имеет неисчерпаемый образовательный, воспитательный и эстетический потенциал [1].
Занимаясь изготовлением кукол, воспроизведением деталей костюма, а затем и непосредственно созданием традиционного народного костюмов в нашей студии нам удается прикоснуться к истории русской культуры, познакомиться с ее нравами, обычаями, традициями. Народная кукла становится образцом для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Народная кукла дает уроки техники и технологии, формообразования и художественного конструирования по ткани.
Незаслуженно утраченный интерес к изготовлению одежды и различным видам декоративно – прикладного творчества в последние годы возрождается и снова становится увлечением многих людей. В современных условиях в некоторых семьях это является дополнительным источником пополнения бюджета семьи. Приобщение детей к различным видам работ – это и подготовка к будущей семейной жизни. Ведь основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны каждому человеку.
Предлагая знакомить детей с историей костюма и моды, через декоративно-прикладное творчество и создание швейных изделий, программа студии развивает природные задатки, помогает реализовать интересы детей и развивает у них общие, творческие и специальные способности. Соответственно, достижение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков, не является целью построения образовательного процесса, а становится средством всестороннего развития ребенка и его способностей.
Список литературы
1. Боголюбова О.Л. Программа кружка «Конструирование и моделирование одежды» [Электронный ресурс]. – http://ctrigo.ucoz.ru/index/programma_khudozhestvenno_ehsteticheskogo_napravlenija_quot_konstruirovanie_i_modelirovanie_odezhdy_quot/0-70
2. Лесных Л.Н. «НАРОДНАЯ тряпичная кукла»: методическая разработка занятия [Электронный ресурс]. – https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-zanyatiyanarodnaya-tryapichnaya-kukla-2068533.html
3. Пак Л.П. «Новые методы в преподавании народных росписей»: методическое пособие [Электронный ресурс]. – https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/12/15/metodicheskaya-razrabotka-novye-metody-v
Русский народный костюм — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(418 релевантных результатов)
Открывая заново Русский Север: от фольклора к современному искусству
Каргополь. Фото Александра Корякова
Discoveries
Yana Zhilyaeva
29 июля 2022 г.
Регионы
Музей
North
Выставка
Молодой художник
Folk Crafts
° DivOvanie. Открытие Севера» — новая выставка Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея в Архангельске, объединяющая современное искусство с народными костюмами из Эрмитажа.
class=»subtitle»>
Выставка «Дивование. Открытие Севера», детище Натальи Плехановой и Евгении Нагимовой из Санкт-Петербургского фонда «Ломоносовские дороги», включает в себя кредиты четырех государственных музеев России, Эрмитажа, Музея театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге и местного областного государственного музеях Каргополя и Архангельска вместе с работами пяти современных российских художников. На языке поморов, жителей русского севера, «Дивование» означает «любование».
И нетрудно восхититься ярким, искусно украшенным женским крестьянским костюмом; кокошники с речным жемчугом и золотым шитьем. «Если везти что-то из Эрмитажа в такое место, то надо выбирать самое лучшее, самое красивое», — объясняет Наталья Некрасова, один из кураторов выставки, исследователь и хранитель коллекции. народных костюмов в Эрмитаже. «Самые нарядные и эффектные головные уборы носили женщины в первые годы замужества, до рождения первенца, — говорит сокуратор выставки, младший научный сотрудник Каргопольского музея Екатерина Перова. «Жемчужный платок и расшитая золотом шаль входили в приданое любой невесты». Конечно, к концу 19 в.20 века кокошник уже не рассматривался как обычный элемент женской крестьянской одежды, а как ритуальное украшение.
Женский праздничный костюм. Конец XIX–начало XX века. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд
Женский праздничный костюм. Конец XIX–начало XX века. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд
Описательная часть названия «Открытие Севера» указывает на его амбициозный размах, когда организаторы позиционируют себя как культурных деятелей народной культуры в целом. Огромный по размерам и удаленный русский север издавна был девственной территорией. «Ни газ, ни фашисты, ни железная дорога до нас не дошли», — так лаконично резюмируют местные экскурсоводы историко-географическое положение Каргополя. В 1894 Русский предприниматель Савва Мамонтов ездил на север при прокладке железной дороги Москва-Ярославль-Архангельск. Железная дорога не дошла до Каргополя. Легенда гласит, что мэр города так долго мылся в бане, что представители концессии не дождались его на встрече. Очарованный севером России, Мамонтов отправил на Белое море своих друзей-художников Валентина Серова (1865–1911) и Константина Коровина (1861–1939). Коровин украсил павильон Крайнего Севера на Нижегородской ярмарке в 189 г. 6, а позже несколько раз возвращался к теме Севера в своих театральных работах. На выставку в Каргополь Музей театрального и музыкального искусства привез эскизы Коровина, Сергея Чехонина (1878–1936) и Владимира Татлина (1885–1953) с русскими народными мотивами.
За последующие сто лет мало что изменилось в жизни Каргополя и окрестных деревень: те же деревянные избы серыми ковчегами маячат вдоль деревенских улиц, те же старые часовни еще хранят чудом сохранившееся «небо» (а особенность северного деревянного церковного убранства, где на потолке были написаны религиозные сюжеты), такие же вотивные кресты стоят у родников и в священных рощах.
Ульяна Подкорытова, Анна Злотко. Костюм к фильму «Тамотка», 2020–2021 гг. Дерево, хлопок, лазерная резка, ручная роспись
Анна Слобожанина. Кокошник, 2022. Керамика, еловая хвоя
Спустя более века современные художники вновь идут по проторенной тропе Константина Коровина и Саавы Мамонтова, открывая свою любовь к северу. Два куратора, Александра Генералова из Санкт-Петербурга и Кристина Дрягина из Архангельска, отобрали для выставки работы пяти художников. Если для художницы Анны Самойловой Русский Север интересен как тема дягилевских «Русских сезонов», то для художницы Анны Слобожаниной (р. 1993) и Ульяна Подкорытова (1984 г.р.) создавали работы, вдохновленные собственным опытом художественных резиденций и поездок в северные города и села. Как размышляет Подкорытова, «север нельзя брать в лоб». Видеоролик «Тамотка» (в переводе с поморского «там же»), созданный при поддержке фонда ВАК, создавался Подкорытовой более трех лет. Сочетая северный фольклор и постапокалиптические видения, она переносит действие в заброшенную поморскую деревню.
Каргополь. Фото Александра Корякова
Каргополь. Фото Александра Корякова
Каргополь. Фото Александра Корякова
Две молодые художницы из Архангельска, Ульяна Каль и Соня Кислякова, работают с предметами, создавая ритуалы новой бытовой магии.