Энкаустика для начинающих
Содержание
- Необходимое оборудование и материалы
- Разновидности приемов в технике энкаустики
- Пошаговые уроки
Энкаустика — в прямом смысле зажигательная техника рисования горячим воском, при которой вместо кисти используется утюг и паяльник. Выполненные подобным образом работы отличаются цветовой насыщенностью, контрастностью, выраженной текстурой и высокой стойкостью к воздействию влажности и света. Изображения можно создавать на холсте, бумаге, картоне, фанере, мраморе, доске и других материалах.
Первые упоминания о рисовании горячим воском встречаются в древнегреческих и древнеегипетских манускриптах. Водостойкость краски зарекомендовала технику наилучшим образом в росписи кораблей. Некоторые раннехристианские иконы также выполнены в технике энкаустики. Их легко узнать по сохранившимся сквозь века насыщенным цветам и плотности краски.
К самым известным старинным изображениям в этой технике относят «фаюмские портреты».
Современные художники, посвятившие себя жанру энкаустики
1. Педро Куни-Браво — испанский живописец, работающий в США. Реставрирует фрески и создает детальные городские пейзажи и портреты.
2. Абстракционист Бетси Эби — создала большую часть своих гармоничных работ под влиянием классической музыки.
3. Тони Шерман — поклонник исторического и портретного жанра. Завоевал известность циклом картин на тему Французской революции.
4. Изучение древних методик порой оказывается опасным. Так советский художник-монументалист В. В. Хвостенко, исследуя древние составы красок, поплатился за знания собственной жизнью — отравился ртутью.
Необходимое оборудование и материалы
- Восковые карандаши или мелки.
Обратите внимание на их плотность. Карандаши с высокой плотностью хорошо растягиваются по поверхности и удобны для создания фоновых элементов — небо, поля, море или земля. Мягкие карандаши с низкой плотностью не растекаются по бумаге и подойдут для рисования небольших деталей переднего плана. Профессионалы вместо мелков используют для работы специализированный художественный воск.
- Поверхность для работы. Материал для основы рисунка может быть любым, главное требование — устойчивость к температуре 100-110 градусов. Лучше всего на первых порах использовать мелованный картон.
- Утюг. Подошва прибора должна быть гладкой, без отверстий для отпаривания. Удобнее всего пользоваться небольшим дорожным утюжком — он легкий и ваша рука не будет быстро уставать. Идеальный выбор — специальный утюг для энкаустики. Температуру нужно подбирать таким образом, чтобы мелки плавились, но не стекали с утюга. Обычно это режим «шерсть» или «шелк».
- Бумага для подложки.
Подойдет старая газета, остатки обоев или ненужные черновики.
- Бумажные или тканевые салфетки.
- Каутерий — стилус для энкаустики — понадобится для прорисовки мелких деталей. Представляет собой электронагревательный прибор с различными насадками и возможностью тонкой регулировки температуры. Можете заменить паяльником, но следите, чтобы он не перегревался.
- Строительный фен с регулировкой температуры. Используется для рисования на больших площадях.
- Мастихин. Разогретым мастихином смешивают цвета на картине и убирают лишние фрагменты краски.
- Толстые иглы или нож с тонким лезвием. Пригодится для процарапывания контуров и мелких деталей.
Здесь приведен полный набор инструментов, однако для знакомства с техникой будет достаточно первых пяти пунктов.
Разновидности приемов в технике энкаустики
Разглаживание. Переверните нагретый утюг рабочей поверхностью вверх, нанесите на него краски, а затем плавными гладящими движениями распределите их по картону. Можно совершать повороты — тогда насыщенность краски будет меняться и на изображении проступят слабо выраженные линии. Используется для фонов и крупных деталей.
Оттиск. Утюг с нанесенной на подошву краской коротким движением прикладывается к бумаге и тут же резко приподнимается. На картоне остается четкий контур с выраженными прожилками внутри.
Рисование ребром. Ребром утюга на рисунке создают прямые линии. Можно повернуть утюг под углом и проводить по уже имеющейся на картоне краске или предварительно нанести небольшое количество воска на ребро утюга. Во втором случае цвет линии будет более насыщенный.
Работа кончиком утюга. Краска наносится на кончик, инструмент держится так, чтобы к картону прикоснулось только острие утюга. Можно ставить точки, галочки или проводить короткие волнистые линии. Этот прием поможет в рисовании мелких деталей, например, цветов и птиц.
Пошаговые уроки
Пейзаж с помощью приема разглаживания.

Вам понадобятся:
- восковые мелки,
- утюг,
- лист картона,
- газета либо ткань для подложки,
- салфетки для очищения утюга.
1. Поверните утюг подошвой вверх и определите оптимальную температуру для вашего типа мелков. Начинайте с 80 градусов и постепенно увеличивайте, пока мелок не начнет плавиться.
2. Очистите рабочую поверхность утюга с помощью салфетки. Нанесите первые цвета для картины. В данном примере для изображения неба возьмите голубой, белый и бежевый мелки.
3. Поверните утюг в рабочее положение, поставьте его на лист справа и плавным движением проведите по верхней половине рисунка до левого края. Поднимите утюг и оцените результат. Если нужны более насыщенные цвета, можно повторить процесс один или два раза.
4. Очистите подошву утюга с помощью салфетки. Нанесите цвета для изображения холмов — зеленый, кирпичный и капельку черного. Прогладьте нижнюю половину листа, двигаясь по небольшой дуге. Повторите процесс несколько раз, все время смещаясь к нижней части листа — у вас получится несколько холмов. Можно совершать волнообразные движения.
5. Подождите пока воск на картине застынет и протрите ее мягкой тряпочкой для придания блеска.
Космическая абстракция с использованием приемов разглаживания, оттиска и рисования кончиком утюга
Вам понадобятся:
- утюг,
- лист картона формата А5
- газета либо ткань для подложки,
- салфетки для очищения утюга.
1. Выберите несколько сочетаемых цветов. В данном случае это будут алый, желтый и синий. Разогрейте утюг, поставив регулятор в положение «Шелк». Нанесите краски на поверхность утюга широкими параллельными полосами. Не стоит использовать одновременно более трех цветов — они могут излишне перемешаться.
2. Опустите утюг на картон и прогладьте лист параллельно длинным краям. Повторите один-два раза, добиваясь желаемой яркости.
3. Прикладывайте утюг к картону и резко поднимайте его вверх. Сместите рабочую поверхность немного в сторону и повторите еще несколько раз.
4. Попробуйте отрывать утюг не вертикально вверх, а с небольшим смазанным движением вперед или в сторону — цвета начнут смешиваться. Будьте осторожны — при круговых вращениях цвета могут перемешаться слишком сильно, это испортит работу.
5. Повторите действия из предыдущего пункта, используя только часть подошвы утюга для более мелких разводов.
6. Попробуйте сделать кончиком утюга полосы и точки — могут получиться оригинальные абстракции.
7. По окончании рисования дождитесь пока воск на картине высохнет и отполируйте его тряпочкой.
В современной энкаустике нет строгих правил и рамок, это искусство рассчитано на фантазию художника. Не бойтесь экспериментировать и, возможно, вы создадите собственное новое направление в этой древней технике.
что такое энкаустика подробно, особенности, история развития. Известные художники, работавшие в технике энкаустики, и примеры картин разных эпох и стилей
- Особенности энкаустики
- История энкаустики
- Известные мастера энкаустики
Энкаустика (от древнегреческого enkaustikos — «выжигание») — это техника живописи, в которой связывающим веществом для красок служит воск. При написании картины художник расплавляет восковую краску и наносит ее на основу кистью или специальной палочкой. Произведения искусства, выполненные в этой технике, отличаются яркостью и сочностью цветовых оттенков.
Энкаустика. Тони Шерман. Картина «Портрет Серены Уильямс», ХХI век
Энкаустика — весьма сложная в исполнении техника, требующая от художника особого таланта и осторожности при работе с горячими красками. Но энкаустические произведения искусства, в отличие от картин, написанных маслом или темперой, меньше подвержены разрушению под воздействием перепадов температуры и влажности.
Энкаустика. Картина «Фаюмский портрет юноши», II век
Особенности энкаустики
Энкаустика во все времена не пользовалась особой популярностью среди художников. Живописцу, чтобы написать картину в этой технике, приходится сталкиваться со многими трудностями:
- Тщательно подбирать рецептуру для получения краски оптимальной плотности.
- Заранее готовить краски всех нужных оттенков, а не смешивать их на палитре во время работы.
- Действовать быстро и уверенно, пока воск остается мягким.
- Работать только на твердом материале основы (камне, древесине, штукатурке или бетоне).
- Иметь в наличии постоянный источник тепла (открытый огонь) для разогрева быстро остывающей краски.
Энкаустика.
История энкаустики
История энкаустики, по мнению большинства специалистов в сфере искусства, насчитывает более 3000 лет. Иероглифические надписи и свитки указывают, что в Древнем Египте эту технику использовали для художественного оформления саркофагов мумий и стен гробниц фараонов. К сожалению, образцы творчества египетских мастеров до наших дней не сохранились.
Энкаустика. Картина «Фаюмский портрет женщины», II век
Существуют также документальные свидетельства о том, что энкаустика была широко распространена в Древней Греции. Археологи даже нашли несколько описаний рецептов изготовления энкаустических красок, которыми пользовались художники Протоген, Гераклит, Нициас, Апеллес и другие.
Энкаустика. Византийская икона «Иоанн Креститель», IV век
Самые ранние из дошедших до нас образцов энкаустических произведений искусства датируются I веком нашей эры. В 1887 году археологи обнаружили на территории современного Египта огромное количество погребальных портретов эпохи Римской империи. Всего было найдено около 900 картин, которые получили общее название «Фаюмские портреты».
Энкаустика. Византийская икона «Апостол Петр», VI век
Реалистичные изображения мужчин и женщин выполнены на деревянных досках. Но в технике энкаустики написаны только самые ранние произведения искусства (I — середина II вв.). В более поздних работах художники использовали сначала восковую, а затем яичную темперу.
Мастерство создания восковых картин унаследовали от римлян византийские живописцы. До середины XII века они применяли эту технику для написания икон, но все же отказались от нее в пользу более удобной темперной живописи. В результате чего секреты древнего искусства были полностью утрачены почти на 800 лет.
Энкаустика. Византийская икона «Христос Пантократор», VI век
Только в 30-х гг. ХХ века художнику Фрицу Фейсу (Fritz Faiss) вместе с доктором Хансом Шмидом (Hans Schmid) удалось заново открыть технику энкаустической живописи «Пунический воск». Результаты своей работы они опубликовали в научной прессе, что вызвало большой интерес в среде искусствоведов.
Энкаустика. Эстер Геллер. Картина «Без названия», ХХ век
Бурный рост числа сторонников абстракционизма во второй половине ХХ века способствовал активному поиску новых художественных материалов и методов самовыражения. Это привело к росту популярности альтернативных техник живописи, в том числе энкаустики. В результате чего, уже более 70 лет сотни художников по всему миру активно работают с восковыми красками и добиваются признания публики.
Энкаустика. Бэтси Эби. Картина «Без названия», ХХI век
Известные мастера энкаустики
Имена самых известных мастеров энкаустики современности мало знакомы большинству обычных людей. Но критики и миллионы ценителей искусства по всему миру признают наличие несомненного таланта у следующих живописцев:
- Эстер Геллер (Esther Geller) — американская художница, автор уникальных органических абстракций. Геллер не только много экспериментировала с восковой живописью, но и долгие годы делилась своими знаниями со слушателями на лекциях в разных уголках Земли.
- Тони Шерман (Tony Scherman) — современный канадский художник портретного и исторического жанров. Особую известность ему принес цикл картин времен Наполеона и Французской революции.
- Бэтси Эби (Betsy Eby) — мастер абстрактной живописи, автор лирических и сдержанных картин. Эби очень любит классическую музыку и черпает вдохновение в произведениях лучших композиторов разных эпох.
- Педро Куни-Браво (Pedro Cuni-Bravo) — американский художник испанского происхождения. Куни-Браво не только пишет картины, но и занимается восстановлением древних фресок, выполненных в разных техниках.
Энкаустика. Педро Куни-Браво. Картина «Городская жизнь», ХХI век
На портале Very Important Lot любой посетитель имеет возможность принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести предметы антиквариата. На сайте также можно недорого купить картины в технике энкаустики напрямую у современных художников.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Александр Максович Шилов — мастер чуткого портрета Ассамбляж — объемное визуальное искусство с огромными возможностями для творчества Антон Рафаэль Менгс — гениальный художник, неутомимый путешественник и многодетный отец Василий Поленов — мастер русского пейзажа Якоб ван Рёйсдал — мастер чарующего пейзажа: биография и лучшие картины художника Картина «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи — невероятный по силе воздействия пейзаж, написанный двумя цветами Алексей Петрович Боголюбов — летописец истории отечественного флота Орден Андрея Первозванного Франсуа Жерар — гениальный портретист, сумевший добиться успеха в эпоху великих революционных потрясений Психологические тонкости онлайн-аукционовУчебники по фотоэнкаустике | Узнайте, как рисовать воском на фотографиях
Энкаустика и фотография для художников
Существует три основных метода фотоэнкаустики, используемых для включения фотографии в энкаустику.
- Фотоэнкаустика: При фотоэнкаустике фотографии печатаются на бумаге, а затем бумага прикрепляется к подложке, создавая бумажную основу. Художник будет работать энкаустикой поверх фотографии.
- Передача фотографий: Фотоперевод может быть полноразмерным изображением или небольшим элементом, добавленным в композицию. Перед печатью изображение переворачивается цифровым способом. Отпечатанное изображение полируется на гладкой поверхности воска, при этом чернила изображения переносятся на воск. Художник продолжит работу с энкаустикой поверх перевода.
- Фотоколлаж: В фотоколлаже энкаустики художник использует различные виды бумаги и методы для включения фотографических изображений в энкаустику.
Узнайте больше о методах фотоэнкаустики с помощью Encaustic в этих уроках для художников
Рут Мод / 13 сентября 2022 г. 13 сентября 2022 г.
Создание цианотипных отпечатков — забавное занятие в солнечный день. Что такое Цианотипия? Цианотипия, также известная как фотограммы, чертежи или солнечные отпечатки, представляет собой альтернативную фотографию 19-го века.
Рут Мод / 3 июня 2022 г. 15 июня 2022 г.
Что такое рисовая бумага Суми? Термин «рисовая бумага» на самом деле является неправильным, бумага не имеет ничего общего с рисом. Правильнее было бы назвать это каллиграфией…
Как использовать рисовую бумагу суми для фотоэнкаустики Узнайте больше »
By Рут Мод / 12 июня 2021 г. 9 ноября 2022 г.
Советы по печати энкаустических изображений большего размера Если у вас нет широкоформатного принтера, вы можете ограничить передачу фотографий бумагой размером 8 1/2 x 11 дюймов. Вот парочка…
Как напечатать большое изображение на нескольких страницах Подробнее »
Автор Рут Мод / 5 апреля 2021 г. 7 апреля 2021 г.
Вы будете удивляться, почему вы занимались переносом фотографий так сложно! Метод фотопереноса на пергаментной бумаге означает меньше полировки и отсутствие бумаги для растворения, поэтому меньше…
Упрощенный перенос фото энкаустикой: метод на пергаментной бумаге Узнать больше »
By
Рут Мод / 31 октября 2017 г. 3 июня 2022 г.
Раскрашивание фотографий энкаустикой открывает целый мир возможностей! Фотографы могут поднять свое искусство на новый уровень, добавив больше интереса и текстуры к своим снимкам. «Фотографы все чаще …
Учебник по энкаустической фотографии | Живопись Фотографии Узнайте больше »
Автор Клэр О’Нил / 8 июня 2015 г. 21 мая 2021 г.
Тема подложек и их подготовки для энкаустики часто сбивает с толку новичков. Выбор подложки для энкаустики Выбирая подложку, убедитесь, что она…
Как подготовить подложку для энкаустики… для фотоэнкаустики и др. Подробнее »
By Рэнди Л. Перселл / 2 октября 2012 г. 26 июня 2017 г.
Здравствуйте, я творческий художник, живу и работаю в Среднем Теннесси. С 2009 года я работаю над серией энкаустических картин, используя уникальный процесс переноса чернил с переработанных …
Техника энкаустики: перенос чернил с журнальных страниц Узнать больше »
By
Тея Хаубрих / 21 марта 2011 г. 20 мая 2021 г.
Фотоэнкаустика: эксперименты с энкаустикой в фотографиях После посещения отличной презентации Даниэль Коррейя на прошлогодней конференции по энкаустике, посвященной рисованию энкаустикой на фотографиях, я провел несколько экспериментов…
Энкаустические фотографии | Эксперименты с фотографиями и горячим воском Узнайте больше »
Фотография и энкаустика | Freestyle Photo & Imaging
Автор: Jill Enfield
Процесс энкаустики при использовании в фотографии означает нанесение горячего пчелиного воска на фотографическое изображение. Этот воск может быть пигментирован цветом или оставаться белым или кремово-бежевым, и он может придать изображению интригующую поверхность и плотность.
В мире альтернативной фотографии все старое снова становится новым. Иногда кажется, что фотографы, которые интересуются традиционными процессами, устраивают дружеское соревнование, кто использует самую аутентичную технику или у кого больше паутины на его классическом коллекционном объективе.
Если это соревнование, я наконец-то могу вырваться вперед! Энкаустика или роспись воском упоминается Гомером в 800 г. до н.э. когда он заметил вощеные корпуса раскрашенных военных кораблей, идущих в Трою. Другим примером являются фаюмские погребальные маски из воска, нарисованные на тонком деревянном шпоне. Маски такие же яркие, как и в первом веке. Возьмите это, любители мокрого коллодия!
Линии электропередач и сельская местность, © 2009 Джилл Скупин Буркхолдер
Основным материалом, используемым в энкаустике, является энкаустическая среда, представляющая собой комбинацию пчелиного воска и дамаровой смолы. Хорошим источником для этого материала является R&F Paints (www.rfpaints.com), который можно считать Меккой для художников-энкаустиков. Они также поставляют масляные пигменты, оборудование, другие расходные материалы и информацию, которые вам понадобятся для начала работы.
Для простейших техник требуется электрическая сковорода с регулятором температуры, кисть и фен из местного магазина красок. Хорошая вентиляция имеет решающее значение, поскольку при определенных температурах воск может выделять вредные канцерогенные соединения. На веб-сайте R&F Paint есть подробный информационный лист, который вы должны просмотреть, прежде чем пытаться выполнить этот процесс.
Что такое фотоэнкаустика? По сути, это «бутерброд» из деревянной основы (художественного панно или куска березовой фанеры), белой основы из бумаги или левкаса, прикрепленной к дереву, фотографического изображения и множества слоев воска или энкаустики. Каждый добавляемый элемент должен быть абсорбирующим и «сплавляться» с целым коротким потоком тепла от тепловой пушки. Окончательный кусок должен быть соединен вместе с помощью тепла, чтобы предотвратить разделение слоев и растрескивание.
Фотоизображение можно добавить к изделию несколькими способами. Альтернативное фотографическое изображение, напечатанное в темной комнате, можно использовать, если оно напечатано на хлопчатобумажной ткани или ткани (цианотипия, платина, Vandyke и т.