Skip to content
Меню
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Рисование
  • Советы начинающим
  • Как рисовать
  • Карандашом
  • Поэтапно
  • Уроки
ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ
Главная » Разное » Египетские рисунки люди: Почему египтяне изображали всех людей плоскими и только в профиль

Египетские рисунки люди: Почему египтяне изображали всех людей плоскими и только в профиль

Posted on 22.03.202310.02.2023

Содержание

  • Почему египтяне изображали всех людей плоскими и в профиль
  • 3 причины, по которым египтяне изображали людей плоскими и только в
  • Боком, жестко и шагая: почему египтяне так рисовали? | Древний Египет жив | Путешествия Туры | Онлайн-обучение | Онлайн-курсы
  • Почему в древнеегипетском искусстве все выглядят одинаково?
      • Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Почему египтяне изображали всех людей плоскими и в профиль

Древние египтяне хорошо известны их феноменальными архитектурными постройками, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов. Вера в загробную жизнь и все аспекты ее проявления и сделали египтян знаменитыми на весь мир. При просмотре множества художественных произведений тех лет можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль (сбоку). На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения.

Для чего же или почему применялся такой стиль?


Погребальный портрет юноши. Египет, II век н.э. | Фото: ru.wikipedia.org.

Можно было бы подумать, что дело было всего лишь в том, что только так и умели рисовать в Древнем Египте. Это же было очень и очень давно. Вспомните например наскальную живопись в пещерах — похоже. На самом деле писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи – фаюмские портреты I-III веков н.э. Многие историки и искусствоведы ломают копья над вопросами искусственного примитивизма египетской живописи.

И вот какие идеи предлагаются …

1. В то время еще не изобрели «трехмерность» изображения


Египетские боги на стенах гробницы Нефертари. Фото: egyptopedia.info.

Все рисунки Древнего Египта сделаны «плоскими», но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли типовые каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.

2. Умышленное упрощение как социальный аспект


Должностное лицо во время охоты на птиц. | Фото: egyptopedia.info.

Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны — самые крупные, сановники – меньше, рабочие и рабы – самые мелкие.

Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. Лучше уж изображать людей схематично.

3. Вызовом считается прямой взгляд.

В царстве животных: звери избегают смотреть друг другу в глаза. Вызовом считается прямой взгляд. Посмотрите, как дерутся собаки. Слабая — обращена к сильному сопернику в профиль, или подставляет шею. Боги — так высоки и священны, что человек, даже художник, имеет право лишь искоса наблюдать за жизнью всесильных. Прямо в глаза смотрит только Смерть, равно разгневанный бог. Поэтому человек может только наблюдать, и уж никак не участвовать в таинствах божественных литургий.

Второй ответ мог бы объяснить технологию изображения.

Раскрашенные , или вытесанные в камне фигуры весьма схожи с дагеротипами, и даже театром теней, который дожил до наших дней с глубокой древности.

Вспомним, как все мы с детства любили играть тенями рук. Дагеротипы легче воспринимаются именно в профиль. Древние мастера для шаблонов использовали тени, отброшенные на стены пирамид от факела или заходящего солнца. Такая технология заметно облегчала им изображение величественных гигантских фигур. Поэтому художники были исключительно жрецами, египтянами элитных кругов. Не использовать же для контуров божества тени презренного раба?

Освоив технику дагеротипа, египтяне, возможно, пошли дальше. Как красиво и естественно изображено движение на фресках. Откуда умение передачи шага, направления? Не существовало ли в прошлом непрочных аналогий с сегодняшним кинопрокатом, мультяшками или хотя бы Театром Теней? Возможно мы не все знаем о времяпровождении молодых фараонов, их праздниках почитания божеств и посвящений. Символично, что боги Египта не смотрят нам в лицо. Или мы не смотрим в их лица.

4. Религиозная версия


Загробный мир Древнего Египта. | Фото: dv-gazeta.info.

Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.

Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы «оживить» трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.

Дабы не оживить изображение иудеи пошли еще дальше. Они вообще запретили человеческие изображения и потому в последующем многие евреиские художники (не все) рисовали людеи с искаженными пропорциями. Пример картины Шагала. В последствии этот запрет у иудеев заимствовали и мусульмане.

Некоторые версии конечно пересекаются между собой, но какая вам кажется наиболее вероятной? Или вы знаете другую версию?

[источники\]

источники
http://www.kulturologia.ru/blogs/090117/32943/
http://noemynord.blogspot.ru/2012/01/blog-post_12.html
http://ich.tsu.ru/elibrary/Ancient_East/Egypt/03Art/index. htm

Давайте еще что нибудь интересное вспомним про Египет: вот вам Таинственные технологии Древнего Египта, а вот мало известные Пирамиды Нубии. Посмотрите на Поющие Колоссы Мемнона и Белая пустыня в Египте (White Desert)

Tags: Египет, Творчество

Telegram channel

3 причины, по которым египтяне изображали людей плоскими и только в

Anarasius

Автор:

Anarasius

03 марта 2021 09:54

Метки: египет   интересно   люди   познавательно   рисунок   факты   фото   

14563

4

Рисунки египтян тоже вселяют надежду, но уже меньше — все же они невольно приковывают внимание, хотя и имеют ряд странностей. Действительно, почему представители этой уникальной цивилизации рисовали так примитивно, делая ряд грубых ошибок?

Источник:

Все изображения, оставленные нам древними египтянами, абсолютно «плоские», они нарисованы без учета закона перспективы. При этом и люди, и животные изображены в достаточно разнообразных позах, ситуациях, это целые рассказы наподобие комиксов. Почему же художники всегда изображали головы в профиль, а тело — нет, ведь плечи людей и богов всегда развернуты прямо? Ряд исследователей считает, что египтяне тех лет просто еще не умели создавать объемное изображение при помощи закона перспективы. Другие полагают, что те просто рисовали по раз и навсегда заведенным канонам, не желая нарушать их. Больше верится в последнее, потому что с соблюдением правил и канонов в Египте было строго. И вот почему.

Источник:

Если присмотреться к изображениям, оставленным древнеегипетскими художниками, можно быстро уяснить, что рост человека на них был величиной не реальной, а социально зависимой. Чем выше был статус изображаемого, тем выше он был ростом на картинах. Фараоны вовсе смотрелись людьми-гигантами, военачальники были намного ниже, ну, а уж простые люди и вовсе уподоблялись муравьям. Грустно, но именно так, в соответствии с канонами изображения, и воспринимались люди в существовавшем тогда обществе. И именно так они воспринимали сами себя. Как знать, может, подобные правила для художественных изображений еще больше фиксировали заведенный сословный порядок и были своеобразным средством пропаганды.

Источник:

Еще одна интересная версия, которая достойна внимания, немного мистическая. Впрочем, все мировосприятие египтян — и знатных, и простых людей — существовало исключительно в рамках существовавшей тогда религии. Так, например, в те времена жители страны Великих пирамид верили, что рисунки в гробницах и усыпальницах (а в основном они находились именно там) могли ожить. При условии, если изображение было бы объемным, оно якобы было в состоянии буквально сойти со стены. Понятное дело, никто не желал, чтобы умерший фараон внезапно ожил, поэтому, чтобы тот точно не вернулся в этот мир, изображали людей в профиль, а фигуры их делали плоскими. На всякий случай.

Источник:

Сегодня рисунки древних египтян, несмотря на их кажущуюся примитивность, почему-то продолжают притягивать наши взгляды. Что в них особенного? Может, то, что все они выполнены в одной стилистике? Или то, что пронизаны искренней верой в таинство загробной жизни? Каждый видит в них что-то свое. И все же, какая бы причина реально ни лежала в основе таких необычных канонов художественного творчества, возможно, мы никогда не узнаем — какая из трех. Нам кажется, что точно не первая, а как думаете вы?

Источник:

Ссылки по теме:

  • Всего $6 за день — зачем египтяне, задыхаясь, все же работают на каменоломнях
  • Как русские создали свою собственную «Калифорнию» в Китае
  • 40 интересных фактов о Гоголе
  • Кого называют маргиналом?
  • 4 традиции, которые кажутся странными, а для китайцев норма

Метки: египет   интересно   люди   познавательно   рисунок   факты   фото   

Новости партнёров

Боком, жестко и шагая: почему египтяне так рисовали? | Древний Египет жив | Путешествия Туры | Онлайн-обучение | Онлайн-курсы

Лаура Раньери Рой

В Древнем Египте не было «художественных галерей». Было мало или совсем не было «художественного самовыражения» — искусства, основанного на собственных чувствах или личных мыслях художника. Однако были мастера большого мастерства, ответственные за обширные и великолепные работы — венец славы древнего мира.

Художники Древнего Египта на самом деле были переписчиками – мастерами, копировавшими божественные творения Птаха, бога-творца, установившего канон с начала времен.

Египетские художники за работой TT100 Гробница Рехмира (копия Нины де Гариес)

Египетские мастера создавали искусные рельефы, скульптуры, росписи гробниц и храмов, а также другие работы, которые служили главным образом религиозным, а не эстетическим целям. Они стремились обеспечить благосклонность богов и гармонию своей вселенной. Они искренне верили в магию. Во всепроникающих сверхъестественных силах, которые нужно было умилостивлять разными способами — один из них — искусство.


Вот несколько наиболее часто задаваемых вопросов о египетском искусстве.

Принц Вепемнофрет, сын Хуфу, 4-я династия Гизы

Египтяне рисовали сцены с двухмерной перспективой. Вы увидите людей, стоящих боком, конечности, лицо и живот в профиль, но с плечами и глазами вперед.

Ответ прост: они стремились передать наиболее репрезентативные аспекты каждого человека, а не стремились к реализму. С первого взгляда зритель сможет увидеть все наиболее важные элементы, представленные в наиболее узнаваемом ракурсе, а затем сгруппированные вместе для создания целого. С помощью этого «мэшапа» они стремились передать полную информацию о сцене с одной точки зрения.

 

2. Почему мужчины всегда изображаются жесткими, сильными и шагающими вперед?

Статуя короля Менкаура и королевы, Музей МИД Бостона

Египетские художники представили своим правителям молодые, идеализированные, ультра-подтянутые тела, принимающие определенное количество сильных поз. Одним из наиболее распространенных является изображение короля или элитного чиновника, идущего вперед, выставив левую ногу вперед, чтобы передать ощущение энергии, силы и влияния.

Почему левая нога впереди? Левая сторона – это место, где находится сердце. Для древних египтян сердце было вместилищем эмоций, а также разума и воли. Шагая вперед левой ногой, король символически попирал зло, чтобы сердце могло двигаться дальше. Напротив, стоящие женские фигуры часто изображались с ногами, поставленными бок о бок, что передавало их более пассивную и поддерживающую роль.

3. Хотя тела часто идеализируют, почему у нас такие индивидуализированные лица, особенно в искусстве Древнего Царства?

Статуя чиновника Старого Царства Каапера (Египетский музей, Каир)

Королевская скульптура достигла своего апогея в великом искусстве Древнего Царства. В великих произведениях, обогащающих и украшающих мировые коллекции, мы находим потрясающие портретные статуи, лица которых поразительно реалистичны. Характерные черты лица, усики и безошибочно человеческое выражение лица. Это почти как если бы скульпторы Древнего Египта были Рембрандтами своего времени, запечатлевшими самую сущность этих людей в нетленных материалах.

Причина исключительно религиозная. Эта прекрасная скульптура — одна из лучших в Древнем Египте — никогда не предназначалась для глаз живых. Многое создавалось для погребения, размещалось в погребальных часовнях, часто закрытых для всего, кроме мира богов и духов.

 

Вот поверье, стоящее за этим: душе умершего человека нужно где-то жить на земле, если что-то случится с телом. Чтобы волшебным образом вознестись в загробный мир в качестве «действующего духа» (ах), им нужно было распознать свою форму в гробнице — и соединиться с телом, душой и жизненной силой. Эта реалистично выполненная статуя, безошибочно узнаваемая душой, волшебным образом запускала процесс трансформации. Это будет дом на земле умершего на миллионы и миллионы лет.

В искусстве, как и во многих других вещах в Древнем Египте, речь идет о бессмертии. Эд Блейберг, куратор египетской коллекции в Бруклинском музее в Нью-Йорке, говорит об этом лучше всего:

Греки ценили искусство за его способность запечатлеть один момент времени, тогда как египтяне идеализировали безвременье. «Это должно длиться вечно».

Чтобы узнать больше об искусстве в Каирском египетском музее и обо всех музеях Египта, читайте наш блог Museum Mania.



Почему в древнеегипетском искусстве все выглядят одинаково?

 

Мы знаем, как выглядели несколько древних фараонов, потому что сохранились их мумии, и мы также знаем, что последующие короли часто имели очень разную внешность и не были связаны между собой. Так почему же египетские фигуры в двухмерном и трехмерном египетском искусстве так похожи друг на друга?

 

Цель древнеегипетского искусства
Банки с супом Cambell’s , Энди Уорхол, 1962, через MOMA

 

Чтобы понять, почему искусство Древнего Египта было таким похожим, нам нужно понять его назначение и то, чем оно отличалось от нынешних представлений об искусстве. Успех большинства известных современных художников заключается в их уникальном стиле, который также отражает суть изображаемых ими предметов. Возьмите изображение Мэрилин Монро Энди Уорхолом. С одной стороны, нет никаких сомнений в том, что он рисовал культовую актрису, но, с другой стороны, его изображение уникально и следует его собственному стилю.

 

Египетскому искусству не хватало ни такого уровня творчества, ни верности жизни. Египетские художники в большинстве случаев являются анонимными фигурами, которые рабски следовали шаблонам и условностям. Искусство не предназначалось для визуального восприятия, а скорее служило функциональным и пропагандистским целям. В этом отношении египетское искусство ближе к рекламе супа Campell’s в журнале, чем к «Супу Campbell’s » Энди Уорхола .

 

Погребальное искусство было предназначено для представления и сохранения идеализированного статус-кво для вечности, когда владелец гробницы изображался в расцвете сил в окружении людей и вещей, необходимых ему для продолжения комфортной жизни в загробной жизни. Религиозное искусство изображало правителей, почитающих неизменных божеств так же, как они привыкли почитать своих предшественников. Внешние стены храмов, с другой стороны, были украшены неизменно победоносными царями, сокрушающими и побеждающими своих врагов. Статуи, как частные, так и королевские, чаще получали свою идентичность от написанных на них имен, поскольку их массово производили в мастерских.

 

Канон пропорций и перспективы
Диаграмма, показывающая гипотетическую сетку из 18 квадратов, размещенную на фигуре человека, через Wiley Library Online

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Самое раннее древнеегипетское искусство уже показывает темы, хорошо известные на протяжении тысячелетий. Но ему не хватает пропорций и регистровых линий, которые отчасти придавали египетскому искусству довольно однородный вид. Одна из причин этого заключается в том, что египтяне использовали систему направляющих и сеток для размещения человеческих фигур. Независимо от того, насколько высоким или низким, толстым или худым был кто-то на самом деле, относительное пространство, занимаемое различными частями тела в двухмерном искусстве, оставалось неизменным.

 

Начиная со времен Старого Царства, они делили эту сетку на 18 частей от подошвы ног до линии роста волос, и со временем это немного изменилось, особенно в Амарнский период. В Dynasty 25 была введена новая система сетки, состоящая в общей сложности из 21 части от подошв ног до верхнего века. Художники продолжали использовать эту систему после периода фараонов, а последняя известная сетка датируется правлением Клеопатры. Точно так же сетка использовалась для горизонтального размещения фигур в подмышках и ступнях с разными пропорциями для мужчин и женщин.

 

Еще одна причина того, что люди в древнеегипетском искусстве выглядели одинаково, заключается в том, что в 2-х измерениях фигуры максимально полно показывают различные части тела. Это называется перспективным видом. В то время как общая фигура изображена сбоку, глаз и бровь вместе с плечами изображены так, как если бы они были видны спереди, с видимыми руками и кистями. Одна нога и ступня всегда выдвинуты впереди другой, при этом оба больших пальца видны. Эти условности соблюдались практически во всем двумерном искусстве, и количество отклонений от него можно пересчитать по пальцам одной руки.

 

Идеализм в древнеегипетском искусстве
Носильщики подношений, Среднее царство, через Музей МЕТ

 

Египетские художники вообще изображали людей в самом расцвете сил. Древнеегипетское искусство изображало мужчин и женщин стройными и подтянутыми. Их волосы были густыми (или в некоторых случаях выбритыми) и черными. Несколько редких творческих художников изображали своих персонажей тучными или старыми или с любой другой точки зрения, кроме стандартной. На самом деле, эти изображения настолько редки, что те несколько экземпляров, которые существуют, хорошо известны и уникальны.

 

Статуэтка сидящего писца, Новое Царство, через Музей MET

 

Единственным исключением из этого правила были статуи писцов, хотя и они представляли другой идеалистический портрет. Карьера писца была желательна, потому что это означало свободу от тяжелого физического труда. На самом деле сидящие статуи писцов изображают их дряблыми и не в форме, с валиками жира на груди.

 

Художественная школа и художественная методология
Мужчина с посохом, как нарисовано ребенком из Arthiribis, через Sci-news.com

 

В школах, где дети учились писать и сочинять искусство в Древнем Египте, преподавали наизусть и подражание. Даже в самом простом детском искусстве, таком как остракон, изображающий шагающую мужскую фигуру с посохом, соблюдались основные условности. Большинство школ, обнаруженных археологами, были пристроены к храмам и, как таковые, учили студентов создавать стандартизированное искусство.

 

Плагиат в древнеегипетском искусстве
Семья ливийского вождя (нижний регистр), Храм Сахуре, через Гейдельбергский университет

 

Плагиат искусства и архитектуры не является современной практикой. Это также было распространено в Древнем Египте. Копируя искусство или тексты предшественников, художники часто создавали новые работы. Египтяне с большим почтением относились к прошлому, и повторение его было более распространенным явлением, чем творчество.

 

В Древнем Египте это проиллюстрировано не лучше, чем в известном мотиве, известном как «ливийская сцена поражения», который сопровождается так называемой «ливийской семейной сценой». Мы знаем эту сцену сначала из храма Солнца в Сахуре (который, возможно, был скопирован с более ранних сцен, которые не сохранились), но она повторяется много раз в храмах, вплоть до храма Кавы в Тахарке, датируемого 25-й династией. Понятно, что это точные копии, оторванные от исторической действительности, потому что во всех случаях женщина и два мальчика, предположительно семья ливийского правителя, изображены вместе, умоляющими о пощаде. Во всех случаях они также имеют абсолютно одинаковые имена!

 

Такое «копирование» (то, что египтологи называют «архаизмом») достигло своего апогея в древнеегипетском искусстве 26-й династии (период Саитов). Искусство этого периода во многом опиралось на прецеденты Старого Царства и Нового Царства. Это было не просто продолжением прежних традиций, а массовой попыткой имитировать прошлое. Однако неясно, были ли это прямые копии с одного памятника на другой, или же художники просто работали по общим шаблонным книгам. Однако эти копии были удалены от оригиналов не только во времени, но часто и в пространстве. Многие частные гробницы 26-й династии в Фивах восходят к региональным кладбищам Верхнего Египта.

 

Повторное использование работ предшественников
Статуя, переработанная Рамсесом II, Династия XII, Мемфис, через Wikimedia Commons

 

Известный текст мудрости из 12-й Династии (Учение для Мерикаре) увещевает читателя не заниматься воровством чужих произведений искусства и архитектуры: «Не порти чужой памятник, но бутовый камень в Туре. Не стройте себе гробницу из руин, используя то, что было сделано, для того, что должно быть сделано».

 

Тем не менее повторное использование работ предшественников в строительстве было типичной привычкой в ​​Древнем Египте. Несколько пилонов в Карнакском храме были заложены блоками храмов предыдущих правителей. Эта привычка сохранилась и в исламский период: богато украшенные колонны греко-римских храмов повторно использовались при строительстве мечетей, а облицовочные блоки Великой пирамиды в Гизе увозили для строительства стен Каира.

 

Рамзес II был одним из самых плодовитых строителей Древнего Египта. Чтобы поддержать столь амбициозную строительную кампанию, он узурпировал храмы и статуи своих предшественников, переименовав их в свои собственные. В некоторых случаях он просто использовал их как наполнитель, но также брал декорированные блоки, переворачивал их и вырезал на них свои надписи и рельефы.

 

Рамсес II имел склонность повторно использовать скульптуры своих предшественников и выдавать их за свои собственные. У нас достаточно статуй Рамзеса II, которые являются оригинальными работами его собственных художников, чтобы знать типичный стиль. Но есть ряд статуй, которые явно не являются оригинальными работами его художников. Они просто изменили черты лица, иногда скорректировали пропорции, добавили фигуры его семьи и/или заменили первоначальное имя на статуях именем Рамсеса II.

 

Статуя Рамсеса II, 19-я династия, через Британский музей

 

Набор из 9 или 10 статуй, которые, вероятно, были изготовлены в Мемфисе для Сенусрета I, иллюстрирует такую ​​обработку. Рамсес II забрал эти работы, оставив одни в Мемфисе, а другие отправив в свою новую столицу Пи-Рамсеса. Оба набора были переработаны, но явно разными скульпторами.

 

Рамсес II определенно не был первым и не последним, кто переделывал статуи. На самом деле он был просто самым плодовитым. Но что приходит, то и уходит. Некоторые из первоначальных владельцев произведений, которые он переработал, также узурпировали произведения своих предшественников, и даже произведения Рамсеса II впоследствии подвергались повторному использованию.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Для начинающих
  • Как рисовать
  • Карандаш
  • Поэтапно
  • Разное
  • Советы
  • Срисовка
  • Уроки
2025 © Все права защищены.