Давным-давно землю бороздили не шины автомобилей и велосипедов, и даже не обутые в удобную обувь человеческие ноги – давным-давно земля была местом жительства древних людей. И хотя первобытный человек не был полноправным властителем доисторической планеты, в далеком будущем ему предстояло занять на ней основное место. Как нарисовать первобытного человека за несколько шагов – рассмотрим в этом уроке.
- Для начала обозначим фигуру нашего громилы. Нарисуем контур головы – он похож на треугольник с закругленными краями. Нарисуем оси туловища, рук и ног, не забывая о линии плеч и бедер.
Совет: обратите внимание, что правая нога находится на переднем плане и немного согнута в колене. Значит ось с этой ногой будет больше (длиннее) и иметь сгиб примерно посередине.
- В контуре головы проведем округлую линию, разграничивающую лицо от гривы первобытного человека. На теле мужчины овалами выделим выступающие места, с их помощью нам будет легче нарисовать фигуру неандертальца. Обозначим границы туловища двумя вертикальными линиями.
Совет: дальняя нога отстоит от основной фигуры, поэтому колено и ступня у нее будут расположены выше, чем у ноги на переднем плане.
- А теперь – самое интересное. Вылепим фигуру нашего древнего воителя, основываясь на ранее сделанных наметках и поглядывая на фото оригинала. У первобытного человека массивная фигура – сильные руки и ноги, слегка обвисший живот и нависшая грудь, покатые плачи. Причем руки длиннее, чем у современного человека – и напоминают нам руки обезьяны. Ступни пока рисуем в виде трапеций, расширяющихся к пальцам ног.
На лице неандертальца линией обозначим нависший лоб, нарисуем глаза, наметим нос и рот.
- Сотрем все вспомогательные линии и приступим к рисованию лица неандертальца. Узкий лоб нависает над крупным лицом, изогнутая дугой лохматая бровь придает лицу грозное выражение. Обозначим высокую скулу. Под большим носом рисуем штрихами усы и бороду. Сверху рисуем волосы – у меня получилось нечто среднее между Игорем Николаевым и Джигурдой.
В левой руке наметим ось большой дубины. Кончики ступней разделим четырьмя линиями – для прорисовки пальцев.
Согреем первобытного человека и накинем на него набедренную повязку. На локтях, коленях и животе штрихами обрисуем складки кожи – для придания реалистичности картинке.
Убираем ненужные линии ног с набедренной повязки. На ступнях вырисовываем пальчики. «Одеваем» первобытного человека в волосяной покров на теле легкими мелкими штрихами. Шкуру медведя также украшаем волосками. Вырисовываем дубинку вдоль ранее прочерченной оси. Рисунок первобытного человека готов!
Давным давно на Земле жили наши древние предки. Первобытные люди не были полноправными властелинами доисторической планеты, напротив их жизнь была очень трудна и полна опасностей. Но в будущем именно они стали владыками Земли.
В этом уроке мы покажем, как нарисовать такого первобытного человека поэтапно.
Для начала рисуем контуры головы, похожими на треугольник края которого закруглены. Рисуем ось туловища, ног и рук, не забываем начертать линии бедер и плеч.В контуре головы проводим округлую линию, которая разграничит лицо и гриву первобытного человека. Овалами на теле выделяем выступающие места, овалы помогут нарисовать саму фигуру неандертальца. Двумя вертикальными линиями обозначиваем границы туловища.
Приступаем к самому интересному, рисуем фигуру нашего древнего родственника. Фигура должна получиться массивной, руки и ноги должны выглядеть сильными, живот и грудь должны обвисать, плечи должны быть покатыми. Руки должны получиться длиннее, чем у современных людей, они должны немного напоминать руки обезьяны. В виде трапеций нарисуем ступни. Нависший лоб на лице неандертальца нарисуем линией, дорисовываем глаза и намечаем рот и нос.
С помощью ластика стираем все вспомогательные линии и приступаем к рисованию лица нашего древнего человека. Изобразим узкий лоб, нависающий над крупным лицом. Рисуем изогнутые дугой, лохматые брови, которые придадут лицу более грозное выражение. Прочертим высокие скулы. Штрихами под крупным носом нарисуем бороду и усы. Поверх головы нарисуем волосы.
Ось большой дубины наметим в левой руке. Четырьмя линиями прорисовываем пальцы. Накинем набедренную повязку на нашего первобытного человека, чтобы согреть его. На локтях, коленях и животе обрисуем складки кожи штрихами – чтобы придать реалистичности картинке.С набедренной повязки уберем лишние линии ног. На ступнях прорисуем пальцы. Мелкими и легкими штрихами создадим волосяной покров на теле первобытного человека. Медвежью шкуру так же можно украсить волосами. Вдоль ранее прочерченой оси рисуем могучую дубину.
Ну вот и все, наш первобытный человек готов!
Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.
Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.
Первые наскальные рисунки
Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.
Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.
О чем говорят наскальные рисунки
Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.
Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.
Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.
Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.
Техника выполнения и материалы
Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.
Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.
Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.
Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.
После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.
Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.
Знаменитые наскальные рисунки
Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.
Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.
Быки пещеры АльтамираВ разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.
Капова пещераС каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.
Петроглифы — писаницы или наскальные изображения
Рисунок первобытного человека 5 класс
Первобытный человек отличался от современного не только внешне, но и образом жизни, приоритетами в выживании, а в древнем обществе людей были иные порядки и уклады. Детские рисунки древних людей содержат в себе изображения охоты на мамонтов, добычу огня и другие особенности первобытных потомков.
Рисунок первобытного человека.
Около пещеры.
Простой рисунок охоты на мамонта.
Детские рисунки древнего человека на охоте.
Приготовление пищи.
Около костра.
На урок истории в 5 класс.
Картинка жизни.
Простым карандашом.
Как древние люди изображали себя.
Первобытные люди у костра.
Друзья, откуда и как все началось?
Может, когда древний человек увидел свой отпечаток ноги на песке?
Или, когда провел пальцем по земле, понял что получается след от пальца?
А может, когда наши предки научились управлять «огненным зверем» (огнем), проведя сгоревшим концом палки по камню?
В любом случае понятно, что человек всегда был любопытен и даже наши предки, оставляя примитивные рисунки на скалах и камнях, хотели передать друг другу свои ощущения.
Рисунки в пещерах
Исследуя рисунки древних людей, очевидно, что в процессе эволюции, совершенствовались и их рисунки, переходя от примитивности к более сложным изображениям людей и зверей.
Известно, что археологи нашли на территории Африки, в пещере Сибуду, наскальные рисунки, сделанные древними людьми еще 49 тысяч лет назад! Рисунки были нарисованы охрой, смешанной с молоком. Первобытные люди применяли охру еще и раньше, около 250 тысяч лет назад, но наличия молока в краске обнаружено не было.
Эта находка была странна тем, что древние люди, жившие 49 тысяч лет назад, еще не имели домашний скот, а значит, добывали молоко, охотясь на зверя. По мимо охры, наши предки использовали для рисунков уголь или обожженные корни, истолченные в порошок, известняк.
Всем известные росписи Древнего Египта популярны больше всего. История Древнеегипетской цивилизации насчитывает около 40 веков! Эта цивилизация достигла больших высот в архитектуре, писании папирусов, а также графических рисунков и других изображений.
Росписи Древнего Египта
Существование Древнего Египта началось 3000 лет до н. э. и закончилось IV –VII вв. нашей эры.
Египтяне любили украшать росписью почти все: гробницы, храмы, саркофаги, разные домашние мелочи и посуду, статуи. Для красок использовали: известняк (белый), сажа (черный), железная руда (желтый и красный), медная руда (синий и зеленый).
Живопись древнего Египта была осмысленной, изображая людей, например, умерших, оказывая им услуги в загробной жизни.
Они верили в загробную жизнь и считали, что жизнь всего лишь промежуток к другой, более интересной жизни. Поэтому после смерти, умершего прославляли в изображениях.
Не менее увлекательные античные рисунки и фрески других цивилизаций – Древнего Рима и Древней Греции.
Греко-римская античность началась в VII веке до нашей эры и закончилась VI веке нашей эры. Делать росписи стен по сырой штукатурке римляне подсмотрели у древних греков.
Так, например, для красок, цветные минералы смешивались с белком яйца и животным клеем. А после высыхания такую фреску покрывали растопленным воском.
Но вот древние греки знали куда лучший способ сохранения ярких красок. В штукатурке, которую они использовали, содержалась известь и при высыхании она образовывала прозрачную, тонкую пленку из кальция. Вот именно эта пленка и делала фреску долговечной!
Настенные фрески древней Греции дошли до наших дней, спустя тысячелетия, прекрасно сохранившись в таком же ярком и насыщенном цвете, как при их создании.
Настенные росписи древней Греции
Раньше фреской называли живописные работы по сырой штукатурке. Но в наше время, любая настенная роспись может называться фреской, в не зависимости от техники ее исполнения.
Вообще же настенные росписи или фрески относятся к монументальной живописи. И ко мне это имеет прямое отношение. Именно альфрейная живопись, то есть настенная роспись является моей основной специализацией, которую я изучила в частной школе на юге Франции.
Посмотреть мои работы вы сможете в разделе >>>Галерея моих работ<<<
В средневековье на Руси Киевской стены соборов расписывали красивейшими фресками. Так, например, в 2016 году я посетила заповедник София Киевская в Киеве. И в красивейшем соборе, заложенном в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, на стенах сохранились настенные фрески (общая площадь фресок 3000 кв. м.)
Фреска портрет семьи Ярослава Мудрого
Главная композиция в соборе – портрет семьи Ярослава Мудрого на трех стенах. Но до наших дней дошли и неплохо сохранились только портреты сыновей и дочерей князя. Огромные фрески, написанные в XI веке, на меня, конечно же, произвели сильное впечатление.
Также уже в Средневековье (период V – XV вв) использовали для живописных работ не только стены, но и поверхности из дерева (для написания картин). Для таких работ применяли темперные краски. Эта краска, конечно же, считается одной из древнейших видов красок и пользовались ею, чтобы писать картины, вплоть до XV века.
Пока однажды нидерландский живописец Ван Эйк не ввел широкое использование красок на масляной основе в Европе >>>Прочитать о тайнах масляных красок можно здесь<<<
Темпера – это краски на водной основе. Красящий порошок, разбавленный водой и куриным желтком. История насчитывает более 3000 лет этому виду красок.
Сандро Ботичелли/Sandro Botticelli. Слева Портрет молодой женщины 1480-1485 гг, 82 x 54 cm , Франкфурт. Справа Благовещение 1489-1490гг, темпера на дереве, 150 x 156 см, Флоренция
Так, например, в древнем Египте саркофаги фараонов расписывали именно темперой.
А вот использовать холст, вместо деревянной доски для написания картин, в странах западной Европы стали только в начале XVI века. В значительных количествах писали на холстах флорентийские и венецианские живописцы.
В России же холсты, как основу для живописи стали применять еще позже, только со второй половины XVII века. Но это уже другая история…. Вернее статья о досках и о холстах
Вот так, проявив любопытство и сделав небольшой анализ, можно проследить способы самовыражения человека от примитивного рисунка до истинных творений средневековья!!! Конечно, это не научная статья, а только взгляд одного любопытного художника, которому нравится капаться и капаться в лабиринтах человеческого разума.
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Человеческая цивилизация прошла долгий путь развития и достигла впечатляющих результатов. Современное искусство – один из них. Но все имеет свое начало. Как возникла живопись и кто они были – первые художники мира?
Начало доисторического искусства – виды и формы
В каменном веке, палеолите, впервые появляется первобытное искусство. Оно имело разные формы. Это были обряды, музыка, танцы и песни, а также нанесение изображений на различную поверхность – наскальная живопись первобытных людей. К этому периоду относится и создание первых рукотворных сооружений – мегалитов, дольменов и менгиров, назначение которых до сих пор неизвестно. Самое знаменитое из них – Стоунхендж в Солсбери, состоящий из кромлехов (вертикальных камней).
Предметы быта, такие как украшения, детские игрушки, также относятся к искусству первобытных людей.
Периодизация
У ученых нет сомнений относительно времени зарождения первобытного искусства. Оно начало формироваться в середине эпохи палеолита, в период существования поздних неандертальцев. Культура того времени носит название мустьерской.
Неандертальцы умели обрабатывать камень, создавая орудия труда. На некоторых предметах ученые находили углубления и насечки в виде крестиков, образующих примитивный орнамент. В ту эпоху рисовать еще не могли, но охра уже использовалась. Были обнаружены сточенные ее кусочки, подобно карандашу, который использовали.
Первобытная наскальная живопись – определение
Это один из видов первобытного искусства. Представляет собой изображение, нанесенное краской на поверхность стены пещеры древним человеком. Больше всего таких объектов найдено в Европе, но встречаются рисунки древних людей и в Азии. Основной район распространения наскальной живописи – территория современной Испании и Франции.
Сомнения ученых
Долгое время современной науке не было известно о том, что искусство первобытного человека достигло такого высокого уровня. Рисунки в пещерах древних людей не находили вплоть до XIX века. Поэтому, когда они были впервые обнаружены, их приняли за фальсификацию.
История одного открытия
Древняя наскальная живопись была найдена археологом-любителем, испанским юристом Марселино Санс де Саутуола.
Это открытие связано с драматическими событиями. В испанской провинции Кантабрии в 1868 году охотник обнаружил пещеру. Вход в нее был завален обломками осыпавшейся породы. В 1875 году ее осмотрел де Саутуола. В тот раз он нашел только орудия труда. Находка была самой обычной. Через четыре года археолог-любитель вновь посетил Альтамирскую пещеру. В поездке его сопровождала 9-летняя дочь, которая и обнаружила рисунки. Вместе со своим другом, археологом Хуаном Виланова-и-Пьера, де Саутуола занялся раскопкой пещеры. Незадолго до этого на выставке предметов каменного века он видел изображения бизонов, удивительно напоминающие тот наскальный рисунок древнего человека, который разглядела его дочь Мария. Саутуола высказал предположение, что найденные в Альтамирской пещере изображения животных относятся к палеолиту. В этом его поддержал Виланов-и-Пьер.
Ученые опубликовали шокирующие результаты своих раскопок. И тут же были обвинены научным миром в фальсификации. Ведущие специалисты в области археологии категорически отвергли возможность находки живописи палеолитического времени. Марселино де Саутуолу обвинили в том, что рисунки древних людей, якобы найденные им, были нарисованы другом археолога, гостившим в те дни у него.
Только через 15 лет, уже после смерти человека, открывшего миру прекрасные образцы живописи древних людей, его оппоненты признали правоту Марселино де Саутуолы. К тому времени подобные рисунки в пещерах древних людей были найдены в Фон-де-Гом, Труа-Фрер, Комбарель и Руффиньяк во Франции, Тюк д’Одубер в Пиренеях и других регионах. Все они были отнесены к эпохе палеолита. Таким образом, честное имя испанского ученого, совершившего одно из заметных открытий в археологии, было восстановлено.
Мастерство древних художников
Наскальная живопись, фото которой представлены ниже, состоит из множества изображений разных животных. Среди них преобладают фигурки бизонов. Те, кто впервые видел рисунки древних людей, найденные в пещере Альтамира, поражаются, насколько профессионально они выполнены. Эта великолепное мастерство древних художников и заставило в свое время засомневаться ученых в их подлинности.
Древние люди не сразу научились создавать точные изображения животных. Были найдены рисунки, на которых едва намечены контуры, поэтому практически невозможно узнать, кого хотел изобразить художник. Постепенно мастерство рисования становилось все лучше, и уже удавалось довольно точно передать облик животного.
К первым рисункам древних людей можно также отнести отпечатки рук, найденные во многих пещерах.
Намазанная краской рука прикладывалась к стене, полученный оттиск обводился другим цветом по контуру и заключался в круг. По мнению исследователей, это действие имело важное ритуальное значение для древнего человека.
Темы живописи первых художников
Наскальный рисунок древнего человека отражал ту действительность, которая его окружала. Он отображал то, что волновало его больше всего. В палеолите основным занятием и способом добычи пищи была охота. Поэтому животные – главный мотив рисунков того периода. Как уже говорилось, в Европе были обнаружены во множестве изображения бизонов, оленей, лошадей, коз, медведей. Они переданы не статично, а в движении. Животные бегают, прыгают, резвятся и умирают, пронзенные копьем охотника.
В пещере Ласко, расположенной на территории Франции, находится самое большое древнее изображение быка. Его размер – более пяти метров. В других странах древние художники также рисовали тех животных, которые жили рядом с ними. В Сомали были найдены изображения жирафов, в Индии – тигров и крокодилов, в пещерах Сахары есть рисунки страусов и слонов. Кроме животных, первые художники рисовали сцены охоты и людей, но крайне редко.
Назначение наскальных рисунков
Зачем древний человек изображал животных и людей на стенах пещер и других объектах, точно неизвестно. Поскольку к тому времени уже начала формироваться религия, скорее всего, они имели глубокое ритуальное значение. Рисунок «Охота» древних людей, по мнению части исследователей, символизировал удачный исход борьбы со зверем. Другие считают, что их создавали шаманы племени, входившие в транс и пытавшиеся через изображение получить особую силу. Древние художники жили очень давно, а потому мотивы создания ими рисунков современным ученым неизвестны.
Краски и инструменты
Для создания рисунков первобытные художники использовали особую технику. Сначала они процарапывали резцом изображение животного на поверхности скалы или камня, а затем наносили на него краску. Ее изготавливали из природных материалов – охры разных цветов и черного пигмента, который добывали из древесного угля. Для фиксации краски использовали органику животных (кровь, жир, мозговое вещество) и воду. Цветов в распоряжении древних художников было мало: желтый, красный, черный, коричневый.
Рисунки древних людей имели несколько особенностей. Иногда они наслаивались друг на друга. Часто художники изображали большое количество животных. В этом случает фигуры на переднем плане изображались тщательно, а остальные – схематично. Первобытные люди не создавали композиций, в подавляющем большинстве их рисунки – хаотичное нагромождение изображений. На сегодня найдено лишь несколько «картин», которые имеют единую композицию.
В период палеолита уже были созданы и первые инструменты живописи. Это были палочки и примитивные кисти, изготовленные из меха животных. Древние художники заботились и об освещении своих «холстов». Были обнаружены светильники, которые делали в виде каменных плошек. В них наливали жир и клали фитиль.
Пещера Шове
Она была найдена в 1994 году во Франции, и ее коллекция живописи признана самой древней. Лабораторные исследования помогли определить возраст рисунков – самые первые из них были сделаны 36 тысяч лет назад. Здесь были найдены изображения животных, живших в ледниковый период. Это шерстистый носорог, пещерный лев, бизон, пантера, тарпан (предок современной лошади). Рисунки великолепно сохранились благодаря тому, что тысячелетия назад вход в пещеру был завален.
Сейчас она закрыта для посещения. Микроклимат, в котором находятся изображения, может нарушить присутствие человека. Несколько часов в ней могут проводить только ее исследователи. Для посещения зрителей решено открыть реплику пещеры неподалеку от нее.
Пещера Ласко
Это еще одно знаменитое место, где найдены рисунки древних людей. Пещера обнаружена четырьмя подростками в 1940 году. Сейчас ее коллекция живописи древних художников эпохи палеолита насчитывает 1900 изображений.
Место стало очень популярным у посетителей. Огромный поток туристов привел к повреждению рисунков. Это произошло из-за переизбытка углекислого газа, выдыхаемого людьми. В 1963 было принято решение закрыть пещеру для посещений. Но проблемы с сохранностью древних изображений существуют и по сей день. Микроклимат Ласко был необратимо нарушен, и теперь рисунки находятся под постоянным контролем.
Заключение
Рисунки древних людей восхищают нас своей реалистичностью и мастерством исполнения. Художники того времени смогли передать не только достоверный облик животного, но и его движение и повадки. Кроме эстетической и художественной ценности, живопись первобытных художников является важным материалом для изучения животного мира того периода. Благодаря найденным в гроте Шове рисункам, ученые сделали поразительное открытие: оказалось, что львы и носороги, исконные обитатели жарких южных стран, в эпоху каменного века обитали на территории Европы.
Первые географические карты появились на Земле практически одновременно с возникновением у человека навыка рисования. Правда, это были не совсем карты, а их далекие прообразы, но ясно одно: как только человек начал передвигаться на большие расстояния, он стал пытаться осмыслить свое перемещение и, обладая природным пространственным чутьем, старался отобразить это в рисунках. Карты в более или менее привычном для нас виде появились намного позже, но тоже невероятно давно – еще до нашей эры.
Прообраз древней карты
Изначально «предки» карт выглядели как схематичные рисунки на стенах пещер, жилищ, древней посуде (например, тарелках), каменных плитах.
Например, эта «звездная» фреска, найденная археологами, была создана в древней Иордании и представляет собой, по версии ученых, космологическую карту. В центре расположен «известный мир», «первый океан», «второй мир» и «второй океан». С восьми точек, которые, скорее всего, символизировали острова, располагались «запредельный мир» и «небесный океан». Прямоугольник, расположенный внизу справа, по версии историков, к делу не относится – это чертеж какого-то здания (возможно, храма).
Самая древняя карта мира
Одной из первых сохранившихся карт, о которых известно ученым, считается древняя реликвия, найденная на территории Ирака. Эта карта, получившая большую известность и повлиявшая на представления людей о мире, была создана в Вавилоне.
Мир на ней изображен плоским, круглым, а центром его обозначен, как можно догадаться, сам Вавилон. Изображение, найденное на куске глиняной плиты, датировано VII веком до нашей эры.
Анаксимандр опередил свое время
Настоящий прорыв в области географии и картографии произошел, когда появилась карта, составленная Анаксимандром из Милета (610 – 540 г.г. до н.э.). Землю он представил себе в виде овала, который вытянут с востока на запад.
Анаксимандр, которого уважал и считал великим мудрецом сам Аристотель, был не только географом, но и астрономом. Он пытался сравнивать Землю с другими космическим объектами, а также много размышлял над происхождением Вселенной, придя к выводу, что она рождается, доходит до пика своего развития, погибает, а потом возрождается вновь.
Ни сама карта мира, нарисованная Анаксимандром, ни ее копии до наших дней не сохранились, но Геродот писал, что мир на ней древний ученый изобразил в форме барабана, вокруг которого расположен океан.
Карта Анаксимандра, воссозданная современными исследователями по письменным источникам древних ученых.До наших дней дошли сведения и о карте Гекатея Милетского, жившего примерно в тот же период, но чуть позднее. Согласно ей, мир состоит из трех частей – Европы, Азии и Ливии. Все три «материка» располагаются вокруг Средиземного моря. Его карта была сделана на основе данных Анаксимандра.
Очень похоже изобразил такое представление о мире священник-энциклопедист Исидор Севильский в своем труде «Этимологии» (VII в.). В форме буквы «Т» изображено море, а буквой «О» обозначен океан. И здесь уже есть Африка.
Схематично и доступно: Т – море, О – океан. Историки называют такой тип карт «Т-О».Отцом географии (собственно, он первый и ввел в употребление этот термин) считают Эратосфена, который во II столетии до н.э. написал трехтомный труд, который так и назывался – «География». В нем указывалось, что земля имеет форму шара, и данное утверждение ученый подтвердил своими математическими вычислениями. Увы, в своем первоначальном виде этот труд до современных ученых не дошел – о нем известно из пересказов римских авторов. Также не сохранилась и карта Эратосфена, однако она оказала неоценимое влияние на исследования географов средневековья.
Ученые считают, что карта Эратосфена выглядела так.Кстати, именно Эратосфен стал первым обозначать на картах меридианы – правда, эти обозначения еще не были столь точны. А еще именно он поделил мир на пять климатических зон.
Наиболее интересные древние карты
А вот такую карту создал в 400-х годах до нашей эры историк Геродот:
Карта Геродота.Карта Помпония Мелы – самого раннего римского географа, который создал научный труд «Описательная география», – делит Землю на пять зон, три из которых необитаемы. Мела считал, что южные земли нашей планеты недоступны северянам, поскольку их отделяет от умеренных широт засушливая территория невыносимой жары.
Воссозданная современными исследователями карта Помпония Мелы.Как и многие предшественники, Каспийское море он считал заливом Северного океана. И это немудрено, ведь в 43 году, когда Помпоний Мела создавал свой труд, большая часть нашей планеты была не изучена.
Еще одна интересная находка, мозаичная карта, обнаруженная в Мадабе (Иордания) при археологических раскопках раннехристианского храма св. Георгия, представляет собой древний Иерусалим. Панно изготовлено примерно в VI веке. На нем изображены церкви и другие сооружения. Они показаны так реалистично, что современные ученые даже смогли их идентифицировать – например, хорошо виден расположенный в центре Храм Гроба Господня. По мнению ученых, это самая старая карта Святой Земли.
Красивая и информативная мозаичная карта из Мадабы.Карта Птолемея как ориентир для потомков
Огромный труд проделал великий ученый из Александрии Клавдий Птолемей. Примерно в 150 году он составил карту мира, к которой прилагалось еще около 30 отдельных, более детальных карт. Весь трактат назывался «Руководство по географии».
Так Птолемей видел наш мир.Птолемей обозначил расположение даже очень отдаленных зон – от Египта и до скандинавских земель и от Атлантики до Индокитая. Обнаружена эта реликвия была много веков спустя и долгое время, вплоть до эпохи географических открытий, являлась основным картографическим документом для путешественников и ученых. Впоследствии ее усовершенствовали.
Такие материки, как Азия, Европа и Африка, на доработанной карте стали более оформленными, а вместо Вавилона в качестве центра мира был указан Иерусалим.
Карта «Обитаемого мира» Птолемея, воссозданная уже после его смерти на византийской рукописи XIII века – одна из самых известных и информативных.
Карта Птолемея разделена на равные части параллелями и меридианами. Средиземноморская зона и Ближний Восток изображены более или менее верно, но по мере удаления на юг знания Птолемея о других землях становятся более расплывчатыми. Например, Индийский океан он обозначает как внутреннее море, а неизведанная часть африканского континента на юге расширяется и окружает его, соединившись с Азией. Представлений об Антарктиде пока нет – это «неизведанная земля». Ну а Азия, по его мнению, была настолько огромной, что занимала даже ту территорию, на которой, как выяснилось много лет спустя, расположен Тихий океан.
Недавно Чикагский университет оцифровал все древние карты и опубликовал шеститомный труд по истории географии и картографии с пояснениями. Этот масштабный проект по древней картографии начали еще в 1980-х годах и, возможно, он еще будет дополняться новыми археологическими и историческими находками.
Источник
Как рисовать древнегреческого воина
Многие из вас знакомы с произведениями греческих писателей и скульпторов, восхваляя греческих воинов. И сегодня мы попытаемся отдать дань уважения древним мастерам в нашем уроке рисования. Сегодня мы научим вас рисовать греческого воина . Греческая цивилизация в целом долгое время была центром древнего мира, но до сих пор не уступила место более мощной и развитой Римской империи (кстати, у нас на сайте есть римский воин).И долгое время экипировка греческих воинов была самой передовой в мире. Давайте нарисуем воина со всей тщательностью — урок рисования довольно сложный, но если вы выполните все шаги, вы получите очень классную и реалистичную картину греческого воина.
Итак, , как нарисовать воина древней Греции ? Прокрутите вниз и узнайте, как это сделать!
Шаг 1
Сначала нарисуйте крупье, на котором изображен человек, сделанный из палочек, линий и булав.Нарисовать его очень просто, главное — не ошибиться в пропорциях и положении частей тела. Рост человека равен сумме длин 7,5 голов. Итак, сначала мы очерчиваем контур головы, который выглядит как перевернутое яйцо. После этого мы по очереди обрисовываем линии плеч, туловища, рук и ног. Как всегда, мы хотим напомнить вам, что вам нужно использовать очень легкие линии на первых этапах.
Шаг 2
Теперь мы нарисуем фигуру греческого воина, то есть добавим объем скелету.Обратите внимание, что мы делаем это в направлении сверху вниз. Не забудьте набросать пару линий на лице — вертикальные будут обозначать симметрию лица, а горизонтальные мы будем ориентиром для глаз.
Затем мы рисуем шею в форме цилиндра. Ниже шеи мы рисуем туловище, которое сужается к талии. Затем нарисуйте руки, которые также выглядят как удлиненные цилиндры, и колени, которые выглядят как круги. В конце этого шага нарисуйте схематичные контуры кулаков.
Шаг 3
Хорошо, теперь нарисуйте контуры нижней части туловища и ног. Паховая область выглядит как треугольник, стороны которого слегка изогнуты. Затем мы обрисовываем контуры бедер, которые выглядят как цилиндры, сужающиеся ко дну.
Нарисуйте круги коленей. После колен мы очерчиваем контуры голеней, которые расширены в области икроножных мышц и сужены в области голеностопных суставов. Манекен греческого воина готов, тогда мы переходим к деталям.
Шаг 4
Фигура греческого воина в целом готова — мы можем увидеть основные пропорции нашего воина, четко понять позицию, увидеть отклоняющие движения руки, которая впоследствии будет держать копье, затем вы сможете приступить к деталям. На этом этапе мы рисуем контуры оружия и доспехов нашего воина.
Итак, ссылаясь на линии лица второго шага, нарисуйте контур гребня на шлеме и металлическую часть, которая его удерживает.Затем мы обрисовываем ушные вкладыши и изогнутую часть шлема, которая закрывает затылок. Здесь короткие линии очерчивают глаза, нос и рот. Теперь нарисуйте копье, меч и круглый щит.
Шаг 5
Добавьте еще детали. Нарисуйте контуры ушных вкладышей, нарисуйте продольные линии гребня. Затем нарисуйте линии на броне, которые повторяют анатомически правильные мышцы человеческого тела — есть широкие пластинки грудных мышц, брюшного пресса и даже линии косых.
Здесь мы рисуем контуры грубой толстой ткани, скрывающей верхнюю часть ноги. Позже мы будем рисовать продольные пластины на этой части одежды. Да, не забывайте про ручки щита. Здесь мы зарисовываем пальцы на руке.
Шаг 6
Хорошо, теперь добавьте детали к голове и шлему. Гребень должен быть вытянут от основания до кончиков (наши постоянные читатели знают, что человеческие волосы нарисованы по тому же принципу).Нарисуйте тень, которая падает от шлема на область глаз. Напоследок нарисуйте сам шлем, не забывайте про края ушных вкладышей. Нарисуйте нос, ухо и бороду. Как видите, в отличие от шлема рыцаря, шлем греческого воина наполовину открыт.
Шаг 7
Для этого шага нам понадобится ластик. Сотрите лишние линии с тела, очистите всю область тела и нарисуйте, где необходимо, окончательные точные контуры, делая это, как на нашем рисунке, до этой стадии.Также на этом этапе нарисуйте окончательные контуры плеч, предварительно стирая направляющие линии первых шагов. В конце этого урока рисования не забудьте наметить линии мышц на руках греческого воина.
Шаг 8
Итак, нарисуйте вертикальные пластины на верхушке над тканью, которую мы нарисовали на предыдущих шагах. Используя короткие и слегка изогнутые линии, нарисуйте складки ткани на этой части одежды. Затем, используя плавные линии, нарисуйте щиток голени, как в нашем примере.В конце этого шага мы нарисуем подошву и ремни на ногах нашего греческого воина. Обратите внимание, что ремни расположены крест-накрест.
Шаг 9
На последнем этапе мы добавляем тени нашему греческому воину. Свет падает, как вы можете видеть, сверху и спереди, соответственно, мы добавляем тени в область, на которую свет не падает.
Также добавьте тени на область рук и ног, как в нашем примере. Не забудьте о металлических бликах на шлеме и нагарах — они выглядят как линии, повторяющие контуры ног, не доходя до краев.Итак, формы бликов и линии брони параллельны.
В этом уроке мы говорили о , как рисовать древнегреческого воина . Урок рисования, как вы могли заметить, получился очень сложным. Но, надеюсь, рано или поздно все наши читатели смогут нарисовать такие рисунки.
Что мы обычно говорим в конце наших уроков рисования? Конечно, мы обычно напоминаем, что будем рады, если вы подпишетесь на нас в социальных сетях и поделитесь этим уроком рисования со своими друзьями.
,Одна из самых больших проблем для писателей и самая большая радость для читателей фэнтези и научной фантастики — это то, что мы называем «строительством мира», искусством создания городов, стран, континентов, планет, галактик и целых вселенных для людей с враждующими фракциями и кочевые искатели правды. Такое письмо является естественным потомком средневекового путешествия, жанра, который когда-то воспринимался не как фантазия, а как факт, когда моряки, крестоносцы, паломники, торговцы и наемники намеревались составлять карты, обменивать, преобразовывать и завоевывать мир и возвращаться. дом с диковинными историями о сверкающих империях и людях с лицами в сундуках или прыгающих на одной ноге, настолько больших, что они могли бы использовать его, чтобы затенить себя.
Один из самых известных из таких летописцев, сэр Джон Мандевиль, теперь может быть в основном забыт, но на протяжении веков его Путешествия были настолько популярны среди начинающих мореплавателей и литературных деятелей, таких как Шекспир, Мильтон и Китс, что «до викторианской эпохи, Пишет Джайлс Милтон, именно он, а не Чосер, которого называли «отцом английской прозы».
Мандевиль, как и Марко Поло за полвека до него, мог быть отчасти авантюристом, отчасти шарлатаном, но в любом случае оба они черпали свой маршрут, как это сделали более поздние навигаторы, такие как Колумб и Уолтер Роли, из очень давней традиции: создание спекулятивные карты мира, которые далеко предшествуют раннему средневековью паломничества и жаждут восточных пряностей и золота.
В западной традиции мы можем проследить создание карт мира вплоть до VI в. До н. Э., До-сократовского мыслителя Анаксимандра, ученика Фалеса, которого Аристотель считал первым греческим философом. У нас нет копии карты, но у нас есть представление о том, как она могла бы выглядеть, поскольку Геродот подробно описал ее, известный круговой мир, сидящий на земле в форме барабана. (Анаксимандр также был оригинальным спекулятивным астрономом.) Его карта содержала два континента или половинки: «Европа» и «Азия», в которые входили известные страны Северной Африки.«Две относительно небольшие полосы суши к северу и югу от Средиземного моря», в общей сложности десять населенных пунктов, которые иллюстрируют очень раннюю дихотомию мира — в данном случае разделенную сверху вниз, а не на запад и восток.
Анаксимандр, возможно, был первым греческим географом, но это 2-й век до н.э. тот ливийско-греческий ученый и философ Эратосфен, которому исторически было присвоено звание «Отец географии» за его трехтомник « География », его открытие, что Земля круглая, и его точный расчет ее окружности.Утраченный историей, География Эратосфена была составлена из описаний римских авторов, так же как и его карта мира — вверху в реконструкции 19-го века — с изображением смежной населенной территории, напоминающей коготь омара. ,
Вы заметите, что Эратосфен опирался главным образом на описание мира Анаксимандром. В свою очередь, его карта оказала значительное влияние на более поздних средневековых географов. Вавилонская карта мира, нанесенная на глиняную табличку примерно в то время, когда Анаксимандр представлял мир (и считающийся самым ранним существующим примером такого рода вещей), возможно, повлияла и на создание европейских карт в эпоху открытий.На нем изображен плоский круглый мир с Вавилоном в центре (подробный перевод и комментарии к легенде карты см. В Британском музее).
Вавилонская карта, как говорят, сохранилась на похожей «карте Т и О» (третье изображение сверху), представляющей слова orbis terrarium и происходящей из описаний 7-го века до н.э. испанского ученого Айседоры из Etymologiae Севильи. «Т» — Средиземное море, а «О» — океан. В приведенной выше версии воссоздание рисунка 8-го века и каждого последующего происшествия мы видим три известных континента: Азию, Европу и Африку со священным городом Иерусалимом в центре.Эта карта очень хорошо проинформировала мировые концепции раннего средневековья, от крестоносцев до странных рыцарей, странствующих как Мандевиль, и торговцев раконтерами, таких как Поло, которые произвели большое впечатление на Колумба и Роли, как и карта около 1300 года из Константинополя выше, самая старая из многих, взятых из тысяч координат римского географа и астронома Птолемея География .
Лишь через 100 лет после перевода текста Птолемея с греческого на латынь в 1407 году его географическая точность стала широко известной.До этого «все знания об этих координатах были утрачены на Западе», пишет Британская библиотека. Однако это было бы не так на Востоке, где карты мира, такие как карты Ибн Хакала выше 980 г. до н. Э., Показывают влияние Птолемея, уже столь долгое время доминировавшего в географии исламского мира, что он начал ослабевать. Многие другие карты мира сохранились в Великобритании, Турции и Сицилии 11-12 века, в Корее 16-го века и в этом блуждающем веке Колумба и Роли, начиная все больше напоминать карты мира, с которыми мы знакомы сегодня.(См. Реконструкцию Птолемея 15-го века ниже.)
Для большей части записанной истории знание мира из любого места в нем было почти полностью или частично умозрительным и творческим, часто населенным монстрами и чудесами. «Все культуры всегда верили, что карта, которую они ценят, реальна, верна, объективна и прозрачна», — говорит профессор Джерри Броттон из Лондонского университета королевы Марии Ури Фридману в «Атлантика ». Колумб верил в свои умозрительные карты, даже когда он сталкивался с островами у берегов континентов, на которых не было ни одного из них.Мы по-прежнему являемся концептуальными заключенными — или потребителями, пользователями, читателями, зрителями, аудиториями — карт, хотя мы физически нанесли на карту каждый уголок земного шара. Перспективы нельзя сделать объективными. Никаких богов-взглядов не существует.
Тем не менее, несколько культурно формирующих проекций мира со времени Географии Птолемея и задолго до того, как он изменил весь мир, указывая на силу человеческого воображения и легендарно образных, а также легендарно жестоких, актов «строительства мира» в реальная жизнь.
Связанное содержимое:
Загрузите 67000 Исторических карт (в высоком разрешении) из коллекции замечательных карт Дэвида Рамси
Карта мира Бакминстера Фуллера: инновация, которая революционизировала дизайн карты (1943)
«Каждая страна в мире» — два видео рассказывают любопытные факты о более чем 190 странах
Джош Джонс — писатель и музыкант из Дарема, штат Северная Каролина. Следуйте за ним на @jdmagness
Эта история появляется в выпуске за ноябрь / декабрь 2016 года National Geographic History Журнал .
Враги Спарты, столкнувшись с пугающими спартанскими войсками, увидят стену щитов, изобилующих копьями, неумолимо обрушивающихся на них — не под удар барабанов, а, как объясняет греческий историк Фукидид, «под музыку многих людей. — игроки, постоянное учреждение в их армии, которое не имеет ничего общего с религией, но призвано сделать их продвижение равномерно, шагая во времени, не нарушая их порядок.
Мало что осталось от древнего города Спарта, столицы региона Лакония, расположенного на полуострове Пелопоннес в современной Греции, но влияние его уникальной культуры невозможно игнорировать. В отличие от Афин на севере, Спарта прославилась своей строгостью — ее «спартанский» характер — был и остается пресловутым. Государство, управляемое негибким военным режимом, чьи люди почти целиком служили армии, спартанцы славились своим профессионализмом, интенсивной физической и умственной стойкостью и абсолютной преданностью защите своей земли.Никакие великие философы никогда не возникнут из спартанской культуры так же, как из Афин.
Даже в самых могущественных спартанцах не доверяли грандиозным памятникам. Спартанский театр, показанный здесь, был построен римлянами в 30 г. до н.э. Сайт был построен возле древнего храма Афины Халкиоикос, покровителя Спарты. Фото DEA / Age Fotostock
Афины и Спарта
Основан в девятом веке до нашей эры.C., короли Спарты наблюдали за обществом, которое мало интересовалось интеллектуальными и художественными занятиями, помимо патриотической поэзии. Религия занимала центральное место в этом обществе воинов. Эффективная военная машина почти во всех других отношениях, война была немыслима только во время торжеств, посвященных Аполлону Карнеусу. Они отмечались каждое лето, иногда в полном сезоне кампании, и считалось, что их надо прерывать.
Афинский взгляд на Спарту колебался между восхищением и страхом в зависимости от того, были ли их воинственные соседи союзниками или врагами.Без участия спартанцев в войне против Персии в начале V в. До н. Э., Особенно с их героической позицией в критической битве при Фермопилах в 480 г., персы вполне могли покорить Грецию. Позже в том же столетии, однако, Афины оказались в состоянии войны со своим свирепым бывшим союзником, предприятие, которое значительно истощило его энергию и ресурсы. Даже когда Афины пережили золотой век, конфликт со Спартой в значительной степени привел к его политическому упадку.
Пелопоннесская война, в которой Афины сражались со Спартой, началась в 431 году до нашей эры.C. Вначале афинский государственный деятель Перикл приказал всем жителям региона Аттики укрыться в крепких стенах столицы. Несмотря на ворчание некоторых кругов о том, что это равносильно трусости, многие афиняне понимали прагматизм Перикла. Афины были сильны в море, но спартанцы были непобедимы на суше. Перикл знал, что столкновение с врагом означало бы определенное поражение. Полная преданность Спарты военному величию и дисциплине принесла им их внушающую страх репутацию и уважение их врагов.
Как бы они ни были благочестивы, спартанцы усердно представляли часть своей военной добычи как жертву в Святилище Аполлона в Дельфах. Изображение показывает Толос в святилище Афины в Дельфах. Фотография Тома Маки, Фототека 9х12
мальчиков к мужчинам
С самого рождения спартанские мальчики были подготовлены как физически, так и умственно к их последующей, неизбежной боевой службе.Большинство мальчиков жили со своими семьями до семи лет, после чего их доставили в лет назад — частную военную академию, частичный учебный лагерь — для обучения в качестве солдат. Семейные связи ослабли, и молодые призывники фактически принадлежали государству. Римский историк первого века Плутарх подробно описывает режим, которому подвергались молодые спартанцы:
[T] обучение наследников было рассчитано на то, чтобы заставить их хорошо подчиняться командам, переносить трудности и побеждать в бою … Когда им было 12 лет, у них больше не было туник, которые можно было носить, они получали один плащ в год, имели плотную плоть и мало знал о банях.Они спали вместе … на поддонах, которые они собирали для себя, ломая руками — ножи не позволяли — вершины порывов, которые росли вдоль реки Евротас.
Когда надвигалась война, Совет старейшин Джерусия решил, когда взять из этого бункера молодых бойцов. Их предложение тогда должно было быть одобрено спартанским собранием. Затем будут призваны спартанские мужчины в возрасте от 20 до 60 лет, начиная с самых опытных. Каждый год эфоры, или магистраты, выбирали 300 лучших гоплитов в Спарте, чтобы стать хиппеисами — элитными солдатами, которые сформировали личную охрану короля.
марта к войне
Было много причин для начала военной кампании. Например, Спарта может столкнуться с экзистенциальной угрозой, побудившей ее принять участие в Битве за Платеи в 479 г. до н. Э., Которая фактически положила конец всем попыткам персов вторгнуться на греческие земли. В другое время Спарта вступала в споры со своими конкурирующими греческими городами-государствами, особенно с Афинами и Фивами. Восстания рабов должны были быть пресечены в зародыше — илоты, завоеванные народы, порабощенные спартанцами, должны были регулярно подавляться.
Столкнувшись с иностранным противником, спартанский король сначала принес бы жертву Зевсу Агентору, чтобы узнать, одобрили ли боги кампанию. Если бы было обнаружено, что они это сделали, официальный огненный носитель, pyrphorus, взял бы священный огонь с алтаря и носил его с собой на протяжении всего марша, чтобы обеспечить божественную защиту. В качестве бонуса он также предоставил экспедиции постоянный источник огня. Мясо коз и овец, принесенных в жертву Зевсу, использовалось в качестве пищи для солдат.
Подвергнутые Спарте, но не порабощенные, горные скиритаи изображены на этом VI в. До н. Э. ваза как лучники. Они сражались вместе с гоплитами как элитные наемники. Берлинские государственные музеиФотография БПК / Скала, Флоренция
Во время марша Скиритаи, горные наемники к северу от Спарты и Голгофа были размещены на фронте.Они несли легкое оружие и сформировали огромную оборонительную и разведывательную силу в передней части конвоя. Затем последовали гоплиты в две длинные очереди, окружающие грузовых мулов; Helot рабские носильщики; и некомбатанты — врачи, ремесленники, кузнецы, плотники и кожевники, несущие все предметы, которые могут понадобиться компании.
Каждый солдат должен был иметь с собой запас продовольствия на 20 дней. Он состоял из ржаного хлеба, сыра и соленого мяса, которое в духе спартанского эгалитаризма было распространено среди солдат и офицеров.Большинство кампаний проводилось в конце весны, когда воды было мало, поэтому питьевую воду тоже приходилось брать.
Каждый спартанский солдат нес свое собственное оружие, в то время как раб Хелот взял на себя ответственность за его другие вещи. Ночью у солдат было только плащи, чтобы защитить их от холода. Они не спали в палатках, а лежали на земле или под простыми укрытиями.
канун битвы
После того, как армия прибыла на границу Спартанской области, король принес новую жертву, на этот раз посвященную Зевсу и Афине.Достигнув поля битвы, спартанцы разбили лагерь в наиболее подходящем месте — по возможности, близко к источнику воды. Сам лагерь был разбит в виде квадрата с животными, припасами и рабами, расположенными посередине. Элитные скиритаи и кавалерия постоянно патрулировали высоту, чтобы следить. Иногда охранника больше беспокоили рабы Илота, пытающиеся сбежать из лагеря, чем атака вражеской армии.
Спартанские солдаты придерживались строгого графика во время похода.Предложив соответствующую утреннюю жертву, король отдал дневные приказы своим офицерам. Перед завтраком должны были быть физические упражнения, проверка, замена дежурных, а затем военная подготовка. Историк Плутарх отмечает, что, как это ни парадоксально, война за спартанцев была воспринята почти как праздник: «Их физические упражнения также были менее строгими во время их кампаний, и [им] был разрешен режим менее жесткий. Они были единственными людьми в мире, для которых война принесла передышку в подготовке к войне.
Днем солдаты соревновались в спортивных упражнениях, в которых полевой марш (высокопоставленный военный командир) выполнял функции судьи и вручал приз победителю, обычно это мясо на ужин. В конце дня солдаты пели гимны и стихи к седьмому веку до нашей эры. поэт Тиртей, чье творчество возвысило спартанский патриотизм.
На рассвете утром в битве, иногда в пределах видимости врага, спартанские гоплиты полировали свои щиты с бронзовым покрытием, подготавливали оружие и аккуратно расставляли свои длинные волосы, как часть символически заряженного ритуала.Когда битва была неизбежна, молодой козел был принесен в жертву Артемиде Агротере, богине охоты. Мудрецы исследовали внутренности под пристальным взором короля, который отдал приказ атаковать, только если мог рассчитывать на божественное одобрение.
Когда прозвучала труба, все спартанские гоплиты будут петь пейан или военную песню под названием «Песня Кастора», названную в честь почитаемого спартанского героя. Пение сопровождалось флейтистами, которые играли со своих позиций в рядах.Спартанская фаланга, плотная военная группировка, обычно восемь человек глубиной, начинала продвигаться вперед с копьями под музыку. Одним из показателей спартанской репутации мужества и нервов был темп, с которым он шел: его армия приближалась к линиям врага медленнее, чем их соперники, всегда следуя устойчивому ритму, установленному флейтами.
Поднимитесь в бой
Спартанские боевые методы были похожи на те, что применялись в других местах грекоязычного мира.Гоплитские воины образовали фаланги, которые продвинулись в ногу. Передний ряд представлял собой барьер из щитов, соединенных вместе, из которого торчала длинная линия копий.
Единство внутри фаланги имело решающее значение, и спартанские фаланги имели внушающую страх репутацию за то, что удерживали их формирование. Во время Пелопоннесской войны как спартанская, так и афинская стороны использовали дополнительный класс солдат, пельтастов. Это подразделение легкой пехоты дополняло хорошо вооруженных — и часто громоздких — гоплитов.Но фаланга осталась основной силой спартанцев. Вражеские командиры справедливо боялись колоссального урона, который может нанести эта дисциплинированная масса.
Когда первые линии столкнулись, все солдаты продвигались вперед со своими щитами. Каждый гоплит крепко прижимался к спине человека впереди, в то время как те, кто в первых трех или четырех строках швыряли свои копья.
Цель фаланги состояла в том, чтобы разбить линию врага. До тех пор, пока не было совершено нарушение, было мало жертв в плотно упакованных спартанских линиях, и солдаты позади могли немедленно покрыть промежутки, оставленные любыми людьми, которые упали.Если фаланга когда-либо развалилась, солдаты оставались уязвимыми, испытывая искушение отказаться от своих щитов, чтобы бежать. Для спартанцев такой исход был слишком постыдным, чтобы обдумывать. Рипсаспия, «выбрасывание щита в бою» фактически означало дезертирство.
Не оставляя ни памятников, ни эпосов, прочное наследие Спарты — это военный идеал, воплощенный в Леонидасе, герое Фермопил, который отмечен здесь в статуе в современном городе Спарта в Греции. Фотография Zoonar / N. Сорокин / Возраст Фотосток
Победа Спарте
Несмотря на свою пугающую репутацию, спартанская армия была очень сдержана, когда победила врага.По словам Фукидида, спартанцы «боролись долго и упорно, пока разгром врага своего, но это достигается, преследуя их только в течение короткого времени, и не далеко.»
Эта практика была, в глубине души, прагматичной: достигнув военной цели, было мало смысла необоснованно подвергать спартанские силы дальнейшей опасности, особенно если у врага были верховые люди. Вместо этого король приказал бы трубачам объявить отступление, и армия начала извлекать мертвых.Когда побежденные враги хотели забрать тела своих павших, они посылали представителя, чтобы договориться о передаче с царем Спарты.
Тела павших спартанцев были перенесены на своих щитах на место возле поля битвы для захоронения. Они будут удостоены памятника с выгравированной эпитафией, например, написанной для спартанцев, которые погибли, защищая проход Фермопил против персов: «О незнакомец, скажи спартанцам, что здесь мы остаемся, подчиняясь их приказам.
В древней спартанской традиции на месте битвы часто устанавливались другие маркеры. Одним из самых распространенных был ствол дерева, одетый в шлем, доспехи и оружие побежденного. Если битва была особенно значимой, мог бы быть построен каменный памятник, такой как статуя льва в честь спартанского лидера Леонидаса, которая была установлена на поле битвы при Фермопилах.
Когда ритуалы закончились, армия начала свое триумфальное возвращение в Спарту.Для тех, кто не вернулся, горе их семьи в связи с их утратой было облегчено данью общества, которое возвышало павших как героев. Худшая судьба для любого спартанца — трусость на поле битвы.
На протяжении всей истории матери плакали, наблюдая, как их сыновья отправляются на войну; Спартанские женщины, однако, разработали еще один ритуал, направленный на предотвращение позора, который случится с ними, если их сын будет колебаться при исполнении служебных обязанностей. Плутарх делает запись спартанских матерей, вручающих щит своим сыновьям, с наставлением: Либо с этим, либо с этим — либо возвращайтесь с щитом, победоносный; или вернись лежа на нем, мертвый.
Антонио Пенадес, известный писатель о Спарте и Афинах, преподает греческую историю в музее L’iber в Валенсии, Испания.,